Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГАЗ 31105 2

ГАЗ 31105 2.4 Chrysler 4дв. седан, 137 л.с, 5МКПП, 2007 – 2009 г.в. — пропал холостой ход двигателя

Пропал холостой ход двигателя (возможные причины)

Перед выявлением неисправности необходимо произвести визуальный осмотр подкапотного пространства (элементов системы зажигания, датчиков, трубок, шлангов), проверку плотности посадки контактов в соединительных колодках, наконечников высоковольтных проводов в катушке зажигания и свечах .
Причины неустойчивого холостого хода инжекторного двигателя, связанные с системой зажигания

— Неисправны свечи зажигания

Неисправности свечей: залиты после неудачного пуска, «пробит» изолятор, зазор между электродами не соответствует норме (0,9 – 1,1 мм), свечи по калильному числу не соответствуют двигателю. Внешние признаки: неустойчивый холостой ход, неравномерность выхлопа из глушителя (периодические или частые пропуски). Необходимо продуть свечи: нажав до отказа педаль «газа» и прокрутить двигатель стартером несколько секунд (т. н. режим продувки). Вывернув их оценить состояние контактов, наличие и цвет нагара, проверить зазор круглым щупом. Неработающие свечи очень часто забиты нагаром или мокрые. Но в ряде случаев определить их неисправность визуально невозможно, поэтому проще всего установить новый комплект и проверить наличие холостого хода двигателя снова.

— «Пробиты» высоковольтные провода

Внешние признаки аналогичны свечным. Можно проверить исправность проводов тестером в режиме омметра. Можно запустить двигатель в темноте и наблюдать свечение на «пробитых» проводах. Помимо этого необходимо визуально убедиться в целостности проводов и их наконечников, отсутствия на них загрязнений и трещин.
— Неисправна катушка (модуль) зажигания

Вначале осматриваем катушку: проверяем наличие трещин и повреждений. Потом проверяем ее тестером в режиме омметра (См. «Проверка модуля зажигания»). Не прошедшую проверку заменяем на исправную.

Неисправности, связанные с системой управления двигателем (ЭСУД)

— Неисправен регулятор (датчик) холостого хода (РХХ)

Шток неисправного регулятора может не вовремя перекрывать канал подачи воздуха необходимого для работы двигателя на ХХ под дроссельную заслонку. Признаки неисправного регулятора помимо нестабильного холостого хода: пуск двигателя с нажатием на педаль «газа», рывки и падение оборотов при переключении передач и движении накатом, «плавающие» обороты, холостой ход то есть, то нет, падение оборотов при включении мощных электропотребителей. При этом на других режимах с нажатой педалью «газа» двигатель может работать нормально без провалов, рывков и дерганья. Датчик можно проверить тестером или заменить заведомо исправным (отрегулировав выступание его иглы).

— Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Неисправный ДПДЗ может выдавать на блок управления неверную информацию о положении дроссельной заслонки. В результате на холостом ходу обороты двигателя могут сильно повышаться и с неохотой снижаться до нормы или не снижаться вовсе. ДПДЗ можно проверить тестером или заменить исправным.

— Неплотно закрывается дроссельная заслонка

Необходимо проверить плотность закрытия воздушной заслонки сняв корпус воздушного фильтра. Нажав несколько раз на педаль «газа» проконтролируйте четкость работы привода заслонки и ее открытие-закрытие. При наличии нагара в дроссельном узле, мешающем плотности закрытия заслонки удалите его например, очистителем карбюратора.

— Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

По показаниям датчика блок управления определяет величину и продолжительность впрыска, насколько отодвинуть шток РХХ и открыть доступ воздуха в двигатель. Если ДТОЖ неисправен, то например, на морозе блок не разрешит сильно обогащать смесь при пуске и на холостых (двигатель или не запустится, или запустится, но будет «троить»). А в жару наоборот дать богатую смесь и обороты ХХ будут зашкаливать.

— Неисправен датчик скорости (ДС)

Признаки: после остановки автомобиля двигатель работает неравномерно, потом обороты стабилизируются, падение оборотов при переключении передач и движении накатом.

— Неисправен датчик концентрации кислорода (ДК)

Возможно, вышел из строя чувствительный элемент датчика (например, из-за применения некачественного топлива, применения несоответствующих герметиков при ремонте двигателя), перегорела спираль подогрева или неисправна электрическая цепь. Возможно, закупорено отверстие для подсоса воздуха в датчике (грязью, антикором). Предварительно проверить датчик можно тестером без демонтажа, но желательна проверка на диагностическом оборудовании.

— «Подсос» постороннего воздуха во впускной тракт

Проверьте плотность посадки шлангов идущих к дроссельному узлу и на вакуумный усилитель тормозов, крепление хомутов. Шланг на вакуум можно пережать, чтобы исключить его влияние на работу двигателя.

— Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме

Проверьте и отрегулируйте при помощи шайб зазоры в клапанном механизме.

— Изношены кулачки распредвала

Можно определить визуально или проверкой микрометром.

— Нарушены фазы газораспределения

Ремень привода ГРМ перескочил на зуб-другой. Или, при проведении ремонта метки на шкивах выставлены с отклонением.

— Низкая компрессия в цилиндрах двигателя

Изношены, поломаны либо залегли кольца на поршнях, прогорел клапан. Выявить неисправность можно измерением компрессии в цилиндрах двигателя.

— Зубчатое колесо сместилось относительно шкива привода генератора.

В результате управляющий импульс от датчика положения коленчатого вала приходит не вовремя.

Причины, связанные с системой питания (системой подачи топлива) и системой улавливания паров топлива

— Засорен топливный фильтр

Периодичность замены топливного фильтра 30.000 км пробега, но можно и чаще с учетом качества топлива.

— Низкое давление в системе питания

Возможно, неисправен регулятор давления на рампе (постоянно открыт сливной канал), бензонасос или повреждены топливные магистрали. Необходим визуальный осмотр и проверка давления в системе питания (2,5-3,5 бар).

— Засорены форсунки

В этом случае перебои в работе двигателя возможны не только на холостом ходу, но и на других режимах. Выхлоп из глушителя с неравномерными частыми пропусками. Возможны повышенные обороты ХХ из-за их негерметичности.

В первую очередь проверьте трубки идущие к адсорберу.

Примечания и дополнения

— При выходе из строя датчиков системы управления двигателем (ЭСУД) загорается лампа «Проверь двигатель» на щитке приборов.

Технические характеристики ГАЗ 31105 2.4 Chrysler в кузове 4 дв. седан с двигателем 137 л.с, 5МКПП, выпускавшихся c 2007 г. по 2009 г.

Регулятор холостого хода: возможные проблемы и их решение

Регулятор холостого хода способствует нивелированию создаваемых двигателем оборотов и стабилизирует его работу путём подачи в систему достаточного количества воздуха. Эта казалось бы небольшая деталь влияет на работу всего автомобиля. Итак, если вы занимаетесь ремонтом авто самостоятельно, то вам не лишне будет узнать тонкости работы данного механизма, а так же его возможные неисправности.

Как работает регулятор холостого хода

Так как же всё-таки устроен этот нехитрый механизм? Это небольшая деталь размером с ладонь, состоящая из трёх частей: наконечника или конусной иглы, пружины и электрического мотора. Как понятно из названия, созданная для регуляции холостых оборотов двигателя. Дело в том, что для баланса всех систем автомобиля очень важно соотношение пропорций воздуха и топлива внутри топливной системы. Так при отсутствии одного из элементов процесс горения будет недостаточным или не произойдёт совсем. Самой важной задачей регулятора холостого хода является подача воздуха в нужный момент на холостых оборотах. Ещё одним важным свойством регулятора является изменение уровня оборотов до такой степени, что машина может быстро набрать скорость и поехать, без опасения заглохнуть.

Если вы думаете, что холостой ход — самый лёгкий режим работы двигателя, то это не так. Такой режим работы очень утомляет двигатель, которому трудно работать на холостых оборотах. Поэтому и топливо расходуется с космической скоростью.

Самые частые проблемы холостого хода

Один из главных признаков проблем холостого хода — нестабильные, «плавающие» обороты, резкое повышение или понижение оборотов, снижение оборотов при переключении различных устройств автомобиля и заглушение двигателя при нажатии педали газа. В последнем случае датчику холостого хода требуется немедленная замена. Во всех остальных случаях дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна, но будет доставлять вам различный дискомфорт.

Читать еще:  Давление в форсунках дизельного двигателя форд эскорт

Проблемы с регулятором холостого хода приводят к разбалансировке и износу всей топливной системы автомобиля, поэтому автомастера рекомендуют не откладывать решение вопроса в долгий ящик, и как можно скорее отремонтировать вашу машину. По крайней мере это обойдётся вам значительно дешевле, так как проблема с регулятором влечёт за собой сбой всей системы подачи топлива.

Проверка исправности и ремонт

Проверить исправность вашего регулятора не столь затруднительно, но для начала необходимо заглушить ваше авто и поставить на ручник. После этого можно снимать датчик холостого хода используя отвёртку. Правда, иногда производители закрепляют устройство смолосодержащим веществом (например, лаком) и снять его в таком случае бывает весьма проблематично. В этом случае нужно произвести демонтаж дроссельной системы, и после этого отсоединить датчик холостого хода.

После того, как вы сняли датчик, проверьте показатели электромотора с помощью мультиметра. Для этого сделайте диагностику сопротивления обмоток, установив контакты сначала на А и B, затем на C и D. Полученный показатель должен находиться в диапазоне от 40 до 80 Ом. В том случае, если вы поменяете контакты на приборе, мультиметр будет показывать разрыв цепочки. Это хороший признак. В таком случае ваш регулятор работает нормально.

Очень часто проблемы с регулятором возникают из-за банального загрязнения прибора. В этом случае необходимо осуществить процедуру очистки. Для этого снимите регулятор, отделите провода, протрите все его составные части обычным ватным диском, смоченным спиртом либо ватной палочкой. Почистите так же дроссельную заслонку при необходимости. Установите все детали на свои места.

Иногда причиной становится разрыв проводов датчика. Тогда вам нужно отчистить примыкания контактов, спаять их в нужном месте, и покрыть слоем грунтовки и лака для защиты от ржавчины.

Маленькая важная деталь

Такая небольшая деталь, как регулятор холостого хода выполняет важные функции внутри топливной системы, поэтому не стоит относиться к ней пренебрежительно, особенно, если вы — владелец машины с коробкой — автоматом, так как неисправность регулятора в этом случае ведёт к полной парализации систем авто и без эвакуатора тогда будет не обойтись.

Не забывайте вовремя делать диагностику вашего автомобиля. Удачного вам дня и ровной дороги!

Регулятор холостого хода Лады Калины: принцип работы и методы устранения неисправностей

Холостой ход – это режим работы двигателя, в котором КПП от него изолирована. При этом дроссельная заслонка находится в закрытом положении. Этот режим предназначен для прогрева мотора до рабочей температуры функционирования всех систем ДВС (двигателя внутреннего сгорания). Когда педаль газа отпущена, обороты мотора поддерживаются регулятором холостого хода (РХХ). Именно это устройство на Ладе Калине обеспечивает подачу в цилиндры минимального количества топливовоздушной смеси.

Где находится и как работает РХХ

Датчик холостого хода Калины выполняет четыре основные функции:

  1. Поддержание определенного количества оборотов двигателя.
  2. Обеспечение условий запуска мотора зимой при отрицательных температурах. Это значит, что РХХ может повышать обороты для того, чтобы двигатель быстрее прогревался. По мере достижения рабочей температуры обороты постепенно уменьшаются.
  3. Поддержание минимальных оборотов мотора при отпущенной педали газа. Многие автомобилисты недооценивают эту функцию, пока не начинаются проблемы с запуском и нестабильной работой двигателя.
  4. Создание топливовоздушной смеси с нужным процентным содержанием горючего и воздуха. Благодаря этому обеспечиваются оптимальный расход топлива и стабильная работа силовой установки.

Так как РХХ отвечает за подачу воздуха в цилиндры, располагается он на дроссельном узле. Регулятор почти на всех бензиновых атмосферных двигателях находится рядом с датчиком положения дроссельной заслонки, и Калина не исключение.

Принцип работы РХХ

Когда двигатель работает без повышения оборотов, то есть на холостом ходу, в камеры сгорания цилиндров поступает минимальный объем воздуха. Это происходит независимо от того, что дроссельная заслонка находится в закрытом положении. Объем потребляемого воздуха на впуске отслеживается и измеряется ДМРВ (датчиком массового расхода воздуха), который отправляет данные в ЭБУ.

На основе полученной информации блок управления подаёт в цилиндры нужное количество топлива через форсунки. Одновременно с этим контроллер отслеживает обороты коленвала по датчику его положения (ДПКВ). Согласно полученным данным, игла РХХ открывается или закрывается, контролируя подачу воздуха мимо дроссельной заслонки, которая на этом этапе не участвует в работе мотора.

Если двигатель ещё не вышел на заданную температуру, контроллер с помощью РХХ увеличивает подачу воздуха, повышая обороты коленвала для более быстрого прогрева силового агрегата. Благодаря такому режиму автомобиль может начинать движение практически сразу, без необходимости достижения рабочих температур.

Технически РХХ не является датчиком, он – исполнительный инструмент, поэтому диагностировать его неисправность контроллер не может. Это значит, что значок «Check Engine» при поломке регулятора не загорится на панели приборов. По своим признакам неполадки РХХ схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки). Но в случае с последним обязательно загорится значок, сигнализирующий о неполадках двигателя.

Признаки неисправности РХХ

Среди признаков, которые прямо или косвенно указывают на некорректную работу датчика холостого хода, можно выделить следующие:

  • двигатель плохо запускается – без нажатия на педаль газа запустить мотор становится невозможно;
  • при переходе на нейтральную передачу наблюдаются «провалы» в оборотах и их нестабильность;
  • при переключении передач обороты падают или двигатель вовсе глохнет;
  • мотор плохо прогревается при отрицательных температурах, так как повышенные обороты (1500 об/мин) не достигаются;
  • после включения энергопотребителей (дальний свет, отопитель, кондиционер) обороты начинают «проседать» или «плавать»;
  • двигатель самопроизвольно повышает и понижает обороты.

РХХ нельзя отремонтировать, устройство подлежит замене. Перед тем как поменять регулятор холостого хода, желательно провести промывку дроссельного узла.

Как проверить регулятор

Способов диагностики РХХ достаточно много. Самые действенные и простые методы проверки регулятора холостого хода Калины:

  1. Обычное тестирование РХХ на работоспособность. Для этого устройство нужно снять с дроссельного узла и подключить клеммную колодку, если для демонтажа она была отсоединена. После этого нужно запустить двигатель. В момент запуска игла исправного устройства должна выдвинуться. Если подобного не наблюдается – регулятор сломан.
  2. Проверка подачи на датчик необходимого напряжения. Нужно отсоединить от РХХ клеммную колодку и подключить к выводам вольтметр. После этого один человек включает зажигание, а второй измеряет сопротивление на всех выводах колодки. При отсутствии неисправностей показания вольтметра должны составлять примерно 50 Ом. Напряжение должно быть на уровне 12 В. Если оно существенно меньше, это указывает на неисправность аккумулятора или обрыв электроцепи на одном из участков.
  3. Измерение сопротивления внутренней и наружной обмоток регулятора. Для этого необходимо воспользоваться мультиметром. Результаты измерения не должны быть ниже 40 Ом и выше 80 Ом. При отклонении от заданного диапазона регулятор холостого хода нужно менять.

Зная признаки неполадок, можно своевременно диагностировать неисправности РХХ и принять меры по их устранению. Хотя регулятор не подлежит ремонту, стоит попытаться его почистить. В некоторых случаях этого оказывается достаточно.

Очистка РХХ

Работа по устранению неисправностей регулятора холостого хода своими руками заключается в его банальной промывке от нагара. Для этого нужно следовать инструкции:

  • отсоединить фишку проводов от датчика;
  • выкрутить два крепёжных винта небольшой фигурной отвёрткой и извлечь датчик из посадочного гнезда;
  • с помощью WD-40 или очистителя для карбюратора промыть конус иглы.

Этими же средствами можно протереть контакты регулятора и весь дроссельный узел.

После очистки РХХ устанавливают обратно. При этом нужно измерить расстояние от конца иглы до корпуса – оно должно быть равно примерно 2,3 см.

Принцип работы дроссельной заслонки

Это устройство уменьшает или, наоборот, увеличивает подачу воздуха в цилиндры двигателя, обогащая или обедняя смесь с топливом.

Читать еще:  Эллипс в цилиндре двигателя что это такое

Когда водитель давит на педаль газа, дроссельная заслонка открывается, пропуская в камеры сгорания больше воздуха. Кислород смешивается с топливом, после чего приготовленная смесь сгорает. Чем больше водитель давит на педаль газа, тем шире открывается заслонка и тем больше поступает воздуха. Но нередко на стенках заслонки скапливается нагар, и ее неплотное закрытие вызывает нарушения в работе силовой установки.

Дроссельный узел находится за воздушным фильтром двигателя. Такое расположение характерно не только для Лады Калины, но и для многих других автомобилей. В зависимости от типа двигателя работа заслонки может управляться электронной педалью газа или тросиковым приводом.

Снятие дросселя

Прежде чем приступить к очистке этого устройства, его необходимо демонтировать. Можно провести промывку и без снятия, но этот способ менее надёжный и эффективный. Процесс демонтажа выглядит следующим образом:

  1. Отсоедините воздушный патрубок, который идёт от воздушного фильтра непосредственно к дроссельному узлу.
  2. Снимите привод тросика газа.
  3. Отсоедините шланги подогрева дроссельной заслонки, по которым подводится охлаждающая жидкость – работу лучше проводить на остывшем двигателе. Чтобы не сливать антифриз, эти шланги можно заглушить.
  4. От датчика положения дроссельной заслонки и РХХ отсоедините клеммные колодки.
  5. Открутите 4 гайки крепления, снимите дроссельный узел в сборе.

На этом демонтаж завершён. Работа несложная, ее может выполнить даже новичок.

Чистка заслонки

Воспользовавшись очищающими средствами, можно промыть заслонку в домашних условиях. Дополнительно понадобится несколько кусков чистой ветоши. Алгоритм процесса очищения:

  • После демонтажа дроссельного узла нужно снять регулятор холостого хода и ДПДЗ, а также все доступные резиновые уплотнители, так как чистящее средство достаточно агрессивно и может их разъесть.
  • Обычно жидкость для очистки выпускается в аэрозольном баллончике. С струю нужно направить на заслонку, во все воздушные каналы и внутренние стенки. Снаружи чистка необязательна.
  • После обработки нужно подождать 10-15 минут для того, чтобы средство разъело нагар и грязь.
  • Далее протрите поверхности ветошью, при сильном загрязнении обработку можно повторить.

Для чистки дросселя ни в коем случае нельзя использовать металлические щетки и другие абразивные материалы. Внутренняя поверхность узла покрыта молибденом, повреждение которого может привести к окислению металла, коррозии.

Замена регулятора холостого хода

Для работы понадобится всего лишь фигурная отвёртка. Если демонтаж подразумевает снятие дроссельного узла целиком, нужно подготовить набор стандартных торцевых ключей или головок.

  • Для начала дождитесь, пока двигатель остынет, после этого можно отсоединить клеммы от аккумулятора.
  • Со всех шлангов нужно снять хомуты.
  • От регулятора холостого хода и датчика положения дроссельной заслонки следует отсоединить фишки проводов и демонтировать тросик газа.
  • Шланги подогрева дросселя нужно снять и заглушить.
  • Ключом на 13 откручиваются крепёжные гайки, затем дроссельный узел можно демонтировать.
  • Далее остаётся открутить два винта, удерживающих регулятор холостого хода, и снять его. На его место устанавливается новый РХХ и закрепляется двумя винтами.

Не следует трогать и тем более двигать шток датчика – подобные манипуляции могут привести к выходу устройства из строя. Если после запуска будут наблюдаться повышенные обороты двигателя (больше 1500 об/мин), то ничего страшного в этом нет. При возникновении такой ситуации нужно заглушить мотор и запустить его снова – положение клапана РХХ откалибруется, и обороты придут в норму.

Монтаж дроссельного узла производится в порядке, обратном снятию. Если не требуется очистка заслонки, датчик можно заменить без демонтажа узла. При закручивании всех гаек нужно соблюдать осторожность и не допускать ослабления крепежей. В противном случае датчик будет вибрировать при работе двигателя и быстро придет в негодность.

Во время эксплуатации автомобиля нужно периодически проверять все его системы и механизмы, диагностируя возможные неисправности на ранних стадиях. РХХ Лады Калины также следует иногда тестировать. Не следует допускать сильного загрязнения его иглы и в целом всего дроссельного узла.

При малейших нарушениях в стабильности работы двигателя необходимо проводить тщательную проверку и устранять все возможные неисправности. Только в этом случае автомобиль будет работать надёжно и долго.

Самостоятельная диагностика регулятора холостого хода автомобиля

Хотя это устройство даже в специальной литературе чаще называют датчиком, более правильное его определение – регулятор. Дело в том, что датчик, в идеальном случае, является измерительным оборудованием. В нашем случае речь идёт, прежде всего, о стабилизации величины оборотов двигателя, работающего в режиме ХХ, посредством регулировки подачи воздуха в камеру сгорания при закрытой ДЗ. Так что это действительно регулятор, но поскольку прижилось и другое его определение, мы будем использовать и первое (ДХХ), и второе (РХХ) обозначения.

Итак, мы уже выяснили, для чего нужно это устройство, из чего следует, что эта компонента впускной системы автомобиля играет весомую роль в обеспечении нормального функционирования силового агрегата. В данной статье мы рассмотрим принципы работы этого устройства, его возможные неисправности, а также как проверить датчик холостого хода самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса.

Принцип работы РХХ

Чтобы обеспечить эффективное сгорание топливной смеси, необходимо добиться, чтобы воздух смешивался с горючим в оптимальной пропорции. В этом случае силовой агрегат будет работать с максимальным КПД, обеспечивая генерацию мощности, близкой к номинальной.

Если баланс между этими двумя компонентами будет смещён в ту или иную сторону, воспламенение смеси будет затруднено, а в худшем случае – отсутствовать. Основанная задача ДХХ – обеспечить качественное распределение объёма воздуха, подаваемого в камеру сгорания при работе мотора на холостом ходу, то есть при прикрытой дроссельной заслонке.

Для обеспечения этой цели регулятор имеет в своем составе маломощный шаговый моторчик, который управляет конусной иглой, расположенной в вершине конструкции датчика.

Принцип работы датчика холостого хода заключается в изменении пространственного положения иглы, которая, в свою очередь, влияет на величину зазора между впускным клапаном и камерой сгорания. Таким образом, ДХХ регулирует количество поступающего в КС воздуха при работе силового агрегата без нагрузки. Регулятор работает в связке с датчиков ПДЗ, задача которого – определять объём поступающего в камеру сгорания воздуха и отсылку этих данных в бортовой компьютер.

Отметим, что для любого ДВС работа в холодную на холостом ходу считается самым тяжёлым режимом. Этому есть объективная причина, лежащая в плоскости физических свойств технических жидкостей. Дело в том, что при запуске двигателя после длительного простоя требуется существенный расход энергии на то, чтобы довести горючее и масло до оптимального температурного режима. В холодном состоянии смазка выполняет свои функции менее эффективно, поскольку её текучесть недостаточна, да и горючее воспламеняется не так охотно, как это происходило бы при разогретом моторе.

Регулятор холостого хода

Кроме того, при работе «на холодную» между парой впускной/выпускной коллектор наблюдается ощутимая разница в давлении, ухудшая и без того не идеальные характеристики возгорания топливовоздушной смеси. Наконец, в данном режиме состав выхлопа содержит максимальное количество углекислоты.

От того, как работает датчик холостого хода, зависит то, насколько быстро силовой агрегат выйдет на рабочий режим. Если он неисправен, то нагрузка на мотор существенно увеличится, что в итоге скажется на его ресурсе не в лучшую сторону.

Так что задача поддержания РХХ в работоспособном состоянии относится к числу первостепенных.

Конструктивные особенности ДХХ

Поскольку датчик холостого хода отвечает за регулирование объемов подаваемого в КС воздуха, его расположение вполне предсказуемо: в дроссельном узле, а точнее – непосредственно возле дроссельной заслонки. В большинстве случаев он крепится на корпусе мотора посредством пары винтов, но встречаются варианты с посадкой на герметик или лак (правда, очень редко). Некоторые производители с целью недопущения демонтажа регулятора рассверливают головки винтов, затрудняя их откручивания — в таких случаях рекомендуется снимать датчик вместе с ДЗ, чтобы не допустить поломку крепежа регулятора.

Читать еще:  Шум стартера при запуске двигателя приора

Существует три основные группы РХХ в зависимости от используемого принципа воздействия на клапан:

  • соленоидные регуляторы;
  • шаговые устройства;
  • датчики роторного типа.

Рассмотрим их принцип работы более детально.

Соленоидный ДХХ функционирует, используя электромагнетизм. При подаче напряжения сердечник катушки начинает втягиваться, увлекая за собой заслонку и таким образом регулируя подачу массы воздуха. При отключении соленоида происходит обратный процесс – сердечник возвращается на своё место, перекрывая канал подачи воздуха. Управление соленоидным датчиком осуществляется посредством регулировки частотой генерации командных сигналов, передаваемых непосредственно на исполнительный орган. Чем больше частота сигналов, тем точнее дозируется количество воздуха, пропускаемое в каналы камеры сгорания.

Шаговый регулятор использует для управления подачей воздуха кольцевой магнит, который находится в окружении группы из четырёх обмоток. Подаваемое на них по очереди напряжение генерирует круговое магнитное поле, приводящее в движение управляющий ротор. Там, где находится датчик холостого хода, расположен и исполнительный механизм, открывающий/запирающий канал подачи воздуха под воздействием движения ротора.

Датчики роторного типа регулируют подачу воздуха посредством частотных импульсов (наподобие соленоидных механизмов), но здесь в качестве исполнительного устройства вместо соленоида используется ротор.

Независимо от типа РХХ, при его установке на автомобиль главной задачей является обеспечение расстояния между посадочным фланцем и оконечностью иглы, равного 23 миллиметра.

Симптомы неисправности датчика ХХ

Несмотря на наличие в современных автомобилях функции самодиагностики, определение проблем с работой РХХ – задача непростая. Дело в том, что в большинстве случаев о неработоспособности устройства сигнализирует загорание символа или надписи Check Engine, что может свидетельствовать и о множестве других проблем с двигателем.

Еще одно обстоятельство, затрудняющее диагностику неисправности именно датчика ХХ, – схожесть симптомов с неисправным ДПДЗ. И всё же локализовать проблему можно, если проявляются следующие признаки неисправности датчика холостого хода:

  • нестабильность работы силового агрегата на ХХ: после старта мотор начинает терять обороты, пока не заглохнет. Такое поведение двигателя характерно не только при работе на холодную: оно может проявиться, скажем, при остановке на запрещающий сигнал светофора, что само по себе достаточно неприятно;
  • плавающие обороты на ХХ – ещё один симптом, указывающий на проблемы с регулятором. При этом диапазон разброса может достигать до тысячи оборотов/минуту;
  • если при запуске холодного силового агрегата отсутствует характерное вначале повышение оборотов, это тоже может указывать на неисправность датчика ХХ;
  • двигатель может глохнуть и в момент переключения передачи в нейтральное положение с одновременным отпусканием педали акселератора.

В большинстве случаев поломка датчика холостого хода вызвана двумя превалирующими причинами:

  • из-за износа направляющей иглы (характерно при длительной эксплуатации датчика);
  • в результате обрыва контактов, расположенных внутри датчика.

Методы самостоятельной диагностики ДХХ

Получить наиболее точные результаты исследования работы регулятора ХХ можно на специальном стенде, имитирующем работу ЭБУ и умеющего интерпретировать полученные результаты. Однако позволить себе иметь такой прибор рядовой автолюбитель не в состоянии, да и подобная проверка в автосервисе – удовольствие не из дешёвых. Поэтому используются менее затратные приёмы, общий алгоритм которых примерно одинаков и включает следующие шаги:

  • автомобиль устанавливается на ровную площадку, фиксируется противооткатными башмаками и ручным тормозом;
  • от аккумулятора отсоединяется отрицательная клемма;
  • регулятор отключается от ЭБУ (вытаскивается штекер из разъёма).

Последующие действия зависят от используемых методов диагностики.

Ручная проверка состояния РХХ

Это самый простой и быстрый способ определить работоспособность датчика, если имеются косвенные признаки проблем с функционированием электронной системы управления впуском, однако для этого способа потребуется помощник. Алгоритм действий:

  • демонтируем устройство (в большинстве случаев посредством откручивания двух винтов);
  • РХХ опять подключается к бортовому компьютеру, находясь в руках производящего диагностику человека;
  • помощник в это время производит пуск мотора, а проверяющий наблюдает, втягивается ли шток исполнительного механизма в корпус полностью, и выдвигается ли он на некоторое расстояние после получения от компьютера очередного управляющего импульса;
  • если шток датчика не имеет дефектов и исправно ходит вперёд-назад, следует искать другую причину неисправности.

Впрочем, может оказаться, что нестабильная работа двигателя на ХХ вызвана тем, что конкретная модель регулятора полностью соответствует командам управления, присутствующим в прошивке ЭБУ. В этом случае шток будет двигаться, но на величину, которая не соответствует оптимальной. Чтобы проверить соответствие, необходимо изучить маркировку, наносимую на штекер.

Данный способ считается классическим и активно используется как новичками, так и профессионалами, позволяя локализовать причину неисправности или использовать другие, более сложные уточняющие методики проверки. В частности, следует проверить состояние электропроводки, а также катушек для регуляторов шагового типа. Нужно убедиться в отсутствии износа самой иглы, проверить наличие загрязнений в байпасном канале. В конечном итоге комплекс таких мероприятий позволить дать точный ответ на вопрос, посему наблюдаются проблемы с работой мотора на ХХ.

Диагностика датчика с использованием мультиметра

Наличие тестера может оказать неоценимую помощь при диагностике регулятора холостого хода. Мультиметр следует использовать в двух режимах:

  • при переключении на омметр необходимо замкнуть щупами прибора попарно контакты датчика в последовательности A-B и C-D, при этом показания тестера должны находиться в диапазоне 45-80 Ом, при замыкании контактов A-D и B-C сопротивление должно равняться бесконечности;
  • при переключении тестера в режим вольтметра включаем зажигание, прибор в этом момент должен показывать напряжение в диапазоне 15-20 В.

Важно!Самонастройка датчика ХХ производится бортовым компьютером каждый раз, когда мы подключаем соответствующий разъём в штекер устройства, то есть ручная настройка регулятора не требуется!

Проверка с применением самодельного стенда

Профессиональное оборудование стоит в районе 2000 рублей (при стоимости датчика порядка 500 рублей), что делает приобретение такого стенда нерациональным ввиду нечастого использования в будущем. Однако многие умельцы собирают такой стенд самостоятельно, используя схемы, которые несложно скачать из сети.

Для этого потребуется шестивольтовый трансформатор переменного тока (например, обыкновенная зарядка для мобилки), а также колодки штекеров, которые можно приобрести в магазине радиодеталей. Отключив РХХ от ЭБУ и подключив зарядное устройство, мы можем визуально оценить правильность хода штока:

  • если лампочка на подзарядке горит ярко, как в штатном режиме – шток имеет дефекты и по этой причине работает с отклонениями;
  • если светодиод горит в полсилы – работоспособность штока не подвергается сомнению.

Иногда шток «привередничает» не из-за наличия дефектов типа погнутости, а по причине засорения канала. Загрязнение происходит через воздух, идущий от воздухофильтра. Микроскопические пылинки, смешиваясь с частичками выхлопа и парами масла, могут попадать как в байпасный канал, так и внутрь ДХХ, препятствуя нормальному движению штока.

Такую неисправность устраняют посредством использования жидкости типа WD-40, которой обильно смачивают шток, иглу и пружину. Если это не помогло, регулятор придётся заменить, как и в случае погнутости штока.

Отметим, что полная проверка датчика холостого хода – мероприятие, требующее немалого терпения и наличия свободного времени. Во многих случаях определить, что проблемы исходят именно от него, можно значительно проще – установив заведомо работоспособное устройство. Такая диагностика поможет сэкономить вам немало сил, а зачастую и денег, поэтому пренебрегать таким способом не стоит.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector