Свинцовый аккумулятор: особенности работы
Свинцовый аккумулятор: особенности работы
Статья про свинцовый аккумулятор: как он работает, его особенности, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео о том, как работает свинцово-кислотный аккумулятор. Статья про свинцовый аккумулятор: как он работает, его особенности, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео о том, как работает свинцово-кислотный аккумулятор.
Свинцовый аккумулятор — один из наиболее распространенных классов батареи, обеспечивающий большой ресурс (более пятисот циклов подзарядки) при максимальной удельной мощности.
Аккумуляторная батарея широко используется в промышленности как автономный источник энергии, на транспорте — как стартерная батарея.
Принцип использования
В основе работы батареи на свинцовых пластинах лежит химическая реакция между свинцом и диоксида свинца, которой способствует серная кислота, вступающая электролитом.
Во время разрядки постоянно снижается плотность электролита за счет расхода серной кислоты, вырабатывается большее количество воды. При перезарядке происходит обратный процесс. При зарядке батареи следует снижать ток зарядки — это предотвратит чрезмерное выделение водорода и кислорода, которое проявляется в «кипении» при перезарядке.
Конструктивные особенности
В качестве главного элемента автомобильной батареи выступают чередующиеся пластины с отрицательным и положительным электродами. Стандартная автомобильная батарея состоит из шести аккумуляторов, сложенных в один корпус. В качестве материала корпуса используют полипропилен — материал с минимальной электропроводностью и достаточно устойчивый к агрессивному воздействию серной кислоты.
Главные элементы свинцового аккумулятора:
- решетка положительного электрода (пластина, изготовленная из свинцово-кальциевого сплава);
пластина положительного электрода с сепаратором;
решетка отрицательного электрода;
пластина отрицательного электрода;
корпус, куда вкладываются блоки электродов;
В современных свинцовых аккумуляторах используют для пластин свинцово-кальциевый сплав — это позволяет батарее иметь минимальные параметры саморазрядки с небольшим доливом воды. Допустимые потери емкости — 50% от заряда за 18 месяцев.
Пластины в блоке располагаются поочередно, по полярности. Свинцовые пластины имеют форму сот (губки). Чаще используется сплав олова, что увеличивает антикоррозионные свойства.
При изготовлении корпуса автомобильного аккумулятора учитываются следующие факторы:
- устойчивость к колебаниям и вибрациям;
не подверженность температурным перепадам;
Главные технические характеристики
Свинцовый аккумулятор обладает рядом технических и эксплуатационных характеристик, которые наносятся на корпус заводом-изготовителем. При выборе аккумулятора учитываются следующие параметры:
- Резервная емкость. Термин обозначает время, за которое аккумуляторная батарея отдаст ток в 25 Ампер до конечного напряжения 10,5 В. Характеристика определена ГОСТ — Р 53 165 – 2008.
Емкость по номиналу. Величина определяет количество электричества, которое может обеспечить конкретный аккумуляторный узел. Высчитывается в ампер-часах. Измерение величины происходит при пропуске разряда малого тока.
Эксплуатация свинцового аккумулятора
Особенности эксплуатации автомобильного аккумулятора заключаются в следующем:
- Следует обеспечить постоянный контроль уровня электролита. При просачивании кислоты через горловину или пробку корпуса батареи во время езды происходит быстрая саморазрядка аккумулятора.
При снижении допустимого уровня воды происходит сульфатация батареи за счет оголения пластин — рекомендуется проверять допустимый порожек и доливать в корпус дистиллированную воду.
Систематически проверять так называемую «паразитную» или «паразитарную» утечку тока в автомобильном электрообрудовании, если аккумулятор разряжается быстрее нормы.
Преимуществом свинцового аккумулятора остается стабильная работа и сохранение заряда при максимально низких температурах. В кислотно-свинцовых батареях допустимой нормой считается потеря емкости на 1% при понижении температуры на каждый градус после -20 градусов. Пониженная отдача тока и уменьшение емкости связано со скоростью течения химических реакций.
При температуре ниже -20 градусов Цельсия свинцовые аккумуляторы не принимают от генератора достаточно заряда и не могут обеспечить надежный пуск мотора. Для этого в конструкции автомобильного аккумулятора для предусмотрен подогреватель системы.
Преимущества автономного источника питания
Свинцовые аккумуляторы, кроме использования на транспорте как основном источнике потребления, широко используются как аварийные источники электроэнергии для электрокаров на производстве. Важные преимущества свинцовых аккумуляторов:
- сравнительно небольшая степень саморазряда в сравнении с электромеханическими системами автономного питания;
Недостатками свинцовых аккумуляторов являются значительный вес даже при небольшом объеме внутренних блоков пластин и сложность восстановления работы при глубокой разрядке.
Видео о том, как работает свинцово-кислотный аккумулятор:
Аккумуляторы свинцовые 6СТ-190 для запуска поршневых двигателей в соответствии с ГОСТ Р 53165-2008
Дата окончания приема заявок: 30.08.2018, 09:00 2018-08-30 09:00:00
номер закупки в системе: 6241616
Способ размещения: электронный аукцион
Дата начала: 22.08.2018, 09:23
Лоты (1 шт)
Размер обеспечения исполнения контракта: 2 854 RUB
Регионы | Заказчик | Место поставки |
---|---|---|
Ростовская область | доступно клиентам компании | доступно клиентам компании |
Наименование | Цена за ед. | Кол-во | Ед. изм. | Сумма |
---|---|---|---|---|
Аккумуляторы свинцовые 6СТ-190 для запуска поршневых двигателей в соответствии с ГОСТ Р 53165-2008 | 9 514,40 | 6 | Штука | 57 086,40 |
Дополнительная информация
Журнал изменений
Похожие тендеры
- Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей; 27.20.21.000: Аккумуляторы свинцовые для.
- 549 176 RUB
- Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей; 27.20.21.000: Аккумуляторы свинцовые для.
- 52 210 RUB
- Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей; 27.20.21.000: Аккумуляторы свинцовые для.
- 154 213 RUB
- Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей; 27.20.21.000: Аккумуляторы свинцовые для.
- 71 000 RUB
- Аккумуляторы свинцовые для запуска поршневых двигателей; 27.20.21.000: Аккумуляторы свинцовые для.
- 22 870 RUB
- О компании
- Новости
- Статьи
- Отзывы
- Тарифы
- Электронная подпись
- Банковская гарантия
- Услуги сопровождения
- Прайс-лист
- Закупки по категориям
- Закупки по регионам
- Поиск тендеров
- Контакты
- Заказать звонок
- Написать нам
© 2009-2021 ООО «Система бизнес коммуникаций». Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
- Забыли пароль?
- Регистрация
Для восстановления пароля введите адрес электронной почты, указанный Вами при регистрации.
- Вход
- Регистрация
Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы, связанные с работой информационной системы. Оставьте свое сообщение, и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы, связанные с работой информационной системы. Оставьте заявку на звонок, и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Свинцовые аккумуляторные батареи, устройство, эксплуатация, заряд
Свинцовые аккумуляторы были изобретены еще в 1859 году, являясь своеобразным «классическим» решением в мире автономных источников питания. Несмотря на давность технологии, свинцовые аккумуляторы наиболее часто используются в современном обществе.
Особенности свинцовых аккумуляторов
В основе свинцовых аккумуляторов лежат химические реакции между диоксидом свинца и чистым свинцом. Электролитом в таком устройстве выступает раствор серной кислоты. Потому такие аккумуляторные батареи часто еще называют свинцово-кислотными.
Сама внутренняя структура аккумуляторов достаточно проста. Существует два типа электродов: положительные (диоксида свинца) и отрицательные (свинец). Кроме того, в электроды, кроме основных элементов, часто добавляют немного (1-2%) примесей для большей эффективности работы. Сами же электроды опущены в электролит.
Сфера применения свинцовых аккумуляторов
Условно, такой тип автономных источников питания можно поделить на 4 группы:
Стартерные аккумуляторы. Используются для запуска двигателей современных автомобилей и обеспечения электропитанием внутренних систем транспортного средства.
Стационарные свинцовые аккумуляторы. Широко используются в роли аварийных источников питания. Работа при этом, осуществляется в режиме непрерывного заряда.
Тяговые аккумуляторы. Большой ресурс, возможность глубокого разряда и небольшая стоимость позволяет их активно применять в электромобилях различного направления.
Портативные. Активно используются для питания небольшого инструмента, лампочек и обладают широкими рабочими температурами.
Преимущества и недостатки
Преимущества свинцовых аккумуляторов:
•широкий диапазон емкостей;
•небольшой показатель саморазряда;
•стабильность работы и подаваемого напряжения;
•отработанная технология переработки свинцовых аккумуляторов позволяет снизить нагрузку на окружающую среду.
Вместе с явными преимуществами, свинцовым аккумулятором присущи такие недостатки:
•большой вес и габариты батареи;
•остро негативное влияние на цикл жизни батареи в случае глубокого разряда;
•большие (до 30%) потери электроэнергии при заряде;
•не герметичные (обслуживаемые) аккумуляторы, необходимо регулярно подливать дистиллированную воду;
•сложно спрогнозировать момент выхода из строя батареи;
•нельзя оставлять сильно разряженный аккумулятор на морозе.
Благодаря своей стабильной работе и невысокой цене, свинцовые аккумуляторы не собираются сдавать свои позиции на рынке без боя. Впрочем, в ближайшее будущее возможен прорыв в создании кардинально более эффективных автономных источников питания.
Устройство, принцип работы свинцово-кислотных АКБ
Любой автомобиль не может нормально работать без аккумулятора, и дело не только в возможности пуска двигателя – современные гибридные и полностью электрические модели машин используют АКБ в качестве основной движущей силой.
И хотя разработки новых, более ёмких типов аккумуляторов не прекращаются, старые добрые свинцово-кислотные модели всё ещё остаются в тренде, по-прежнему являясь самым распространённым типом автомобильных батарей. Почему аккумуляторы, первые прототипы которых появились ещё в XIX веке, не собираются уходить на пенсию? Давайте разбираться.
- Устройство типового свинцово-кислотного аккумулятора
- Принцип работы аккумулятора свинцово-кислотного типа
- Классификация свинцово-кислотных АКБ
- Достоинства и недостатки
- Сфера применения
Устройство типового свинцово-кислотного аккумулятора
Использование химических реакций для выработки электроэнергии – идея старая. Электролиз как явление был известен со времён Фарадея, и именно он лежит в основе работы АКБ кислотно-свинцового типа. Если конкретнее, то такими реакциями является взаимодействие свинца и водного раствора серной кислоты, а также последней с диоксидом свинца при определённом направлении тока.
Устройство классического свинцово-кислотного аккумулятора нельзя назвать сложным: батарея пластин, заключенная в пластиковом корпусе, погружена в электролит. Когда к аккумулятору подключить нагрузку, то во время разряда на анодных пластинах свинец связывается с сульфатным остатком, образуя сульфат свинца, на катоде происходит реакция восстановления диоксида свинца. Во время зарядки всё меняется: на аноде сульфатированный свинец распадается на чистый металл, а остаток связывается с водой, восстанавливая объёмы серной кислоты в электролите. Эта схема, состоящая из несложных химических операций, выполняемых поочерёдно, позволяет батарее служить источником питания достаточно долго.
Но баланс сил меняется, если одна из операций, зарядка или разрядка, становится превалирующей. При перезаряде количество сульфата свинца уменьшается, что становится причиной старта процесса электролиза. В результате электролит закипает, и такое явление само по себе опасное, поскольку выделяемые при этом газы – взрывоопасны. С этим явлением борются, обеспечивая постепенное падение заряда на клеммах АКБ при увеличении напряжения. Но существует и другая опасность – выкипание электролита, поскольку оголенные пластины быстро начинают разрушаться под воздействием кислорода. При сильном разряде пластины сульфатируются, покрываясь слоем сульфата свинца, который не преобразуется в чистый свинец при зарядке, снижая ёмкость батареи.
Сульфатация пластин в аккумуляторе
Именно ёмкость является главной характеристикой аккумулятора, определяя, какое количество электроэнергии способна отдавать батарея в единицу времени. Поскольку ёмкость находится в прямой зависимости от площади свинцовых пластин, увеличение этого параметра возможно несколькими способами: использование большего количества пластин и увеличением их размера. Но поскольку и то, и другое имеют ограничения, то конструкция и состав свинцово-кислотных АКБ эволюционируют в других направлениях, где добиться существенного прогресса очень сложно. Например, разработчики много экспериментируют с составом пластин, внося в свинец различные добавки.
Принцип работы аккумулятора свинцово-кислотного типа
Востребованность АКБ этого типа обусловлена простотой и надёжностью конструкции. Обладая невысоким внутренним сопротивлением, такие батареи способны генерировать ток номиналом в сотни ампер, а для автомобильного стартера важным являются именно такие характеристики – мощь, выдаваемая на протяжении небольшого отрезка времени.
Нельзя сказать, что с конца 19 века конструкция, характеристики и КПД свинцово-кислотных аккумуляторов не совершенствовались, этот процесс продолжается и поныне.
Но в целом принцип функционирования остался неизменным. Современное устройство состоит из комплекта свинцовых электродов, заключённых в общий корпус. Пластины изготавливаются из пористой, губчатой разновидности свинца, что необходимо для обеспечения химических реакций с участием возможно большего числа молекул, катодные пластины покрыты слоем диоксида свинца. Когда электролитическая жидкость, состоящая из водного раствора серной кислоты, взаимодействует с пластинами при подсоединении к АКБ нагрузки, возникает электрический заряд. При этом свинец присоединяет к себе сульфатный остаток, образуя сульфат свинца и воду, количество серной кислоты в электролите уменьшается со скоростью, пропорциональной нагрузке. Другими словами, при прокручивании стартера ёмкость падает очень быстро, а если в качестве нагрузки выступает магнитола, разряд будет происходить намного медленнее.
При зарядке аккумулятора происходят обратные химические реакции – сульфат свинца разлагается, образуя серную кислоту и чистый свинец, плотность электролита возрастает, теоретически такие циклы могли бы продолжаться бесконечно, но на практике со временем способность пластин к самовосстановлению падает.
Классификация свинцово-кислотных АКБ
Как мы уже отмечали, бесконечно улучшать характеристики аккумуляторов невозможно. Изменяя и улучшая одни параметры, приходится мириться с тем, что при этом страдают другие характеристики. Но именно этот принцип послужил основой для создания батарей, обладающих разными свойствами.
Так, в настоящее время все АКБ этого типа подразделяются не негерметичные (обслуживаемые) и герметичные.
У первых благодаря наличию отверстий в пробках может происходить потеря электролита вследствие его испарения, поэтому такие батареи требуют периодической проверки уровня электролитической жидкости и её долива в случае необходимости. Кроме того, негерметичные батареи боятся резких наклонов и тем более переворотов.
Более современная герметичная разновидность лишена этих недостатков, а проблема накопления взрывоопасных газов здесь решается использованием специальной системы их сброса. Но такие аккумуляторы практически не подлежат ремонту и восстановлению, в отличие от обслуживаемых. Впрочем, средний их срок эксплуатации всё равно больше, так что проблема скорее надуманная, чем реальная.
По основным характеристикам свинцово-кислотные батареи подразделяются на следующие типы:
- стартерные. Как следует из названия, предназначены для пуска двигателей, их главной особенностью является способность выдавать большие токи на протяжении короткого периода времени (эта характеристика называется током саморазряда);
- буферные батареи. Используются в качестве аварийного источника питания, их нормальное состояние – постоянно находиться в режиме подзарядки;
- АКБ длительного электроснабжения способны выдавать токи больших номиналов длительное время. Это достаточно массивные и крупные изделия, используемые для аварийного питания в особо важных сферах (например, в реанимационных отделениях).
По конструкции пластин и типу электролита свинцово-кислотные АКБ бывают следующих типов:
- жидкостные, самая распространённая разновидность. Обеспечивают количество циклов заряда-разряда на уровне 260-500;
- батареи EFB обладают в целом лучшими характеристиками, в том числе и ресурсом (до 1000 циклов), но стоят достаточно дорого. Здесь электролит тоже жидкий, но его значительно меньше и пластины имеют другую конструкцию;
- AGM аккумуляторы известны тем, что электроды здесь облачены в стекловолоконные оболочки, препятствующие вытеканию электролита. Их достоинство – возможность быстрой зарядки и больший номинал вырабатываемого тока;
- гелевые аккумуляторы – полностью необслуживаемые, электролит здесь находится в гелеобразном виде, такие батареи можно устанавливать даже вертикально, они не боятся тряски и ударов.
Словом, совершенствование свинцово-кислотной технологии продолжается, пускай и эволюционным путём.
Достоинства и недостатки
Если говорить о плюсах и минусах аккумуляторный батарей свинцово-кислотного типа, то они хорошо известны.
Начнём, как обычно, с достоинств:
- благодаря простоте конструкции это самые дешёвые из всех разновидностей автомобильных АКБ;
- их легко утилизировать (в некоторых странах благодаря налаженной системе утилизации уровень повторного использования свинца при производстве аккумуляторов достигает 95-98%);
- по сравнению с батареями, в которых пластины изготовляются с применением других химических элементов, свинцово-кислотные отличаются способностью дольше удерживать заряд;
- необслуживаемые разновидности просты и неприхотливы в эксплуатации и не требует слежения за уровнем электролитической жидкости;
- у таких АКБ пусковой ток достаточно высокий, чтобы использовать их для пуска автомобильных моторов.
Но есть и трудноустранимые недостатки, над которыми исследователи бьются уже больше столетия:
- и свинец, и раствор серной кислоты – вещества, опасные с экологической точки зрения, поэтому такие аккумуляторы подлежат обязательной утилизации;
- при неконтролируемой зарядке возможен перегрев батареи, чреватый её взрывом;
- жизненный цикл относительно небольшой, ограничен максимум 500-1000 циклами зарядки-разряда;
- нельзя допускать длительное хранение в разряженном состоянии – такая АКБ с большой вероятностью станет непригодной для использования;
- для кислотно-свинцовой батареи перезаряд столь же вреден, как и глубокая разрядка.
Если какие-то характеристики и удаётся улучшить, то за счёт ухудшения других, хотя положительные подвижки всё же происходят.
Сфера применения
Было бы неправильным считать, что свинцово-кислотные аккумуляторы используются исключительно в автомобильной отрасли. Да, по количественным показателям именно автомобильные батареи являются несомненными лидерами. Но они успешно применяются и в других сферах:
- при производстве осветительного оборудования;
- в качестве аварийных источников электроснабжения;
- в охранных системах, для обеспечения питанием сигнализаций;
- для приборов КИП;
- ими снабжаются бытовые и промышленные ИБП;
- такие батареи устанавливаются в детские автомобили, инвалидные коляски.
В заключение можно уверенно заявить, что АКБ этого типа не скоро уйдут «в тираж»: их востребованность обусловлена простотой конструкции, невысокой стоимостью, высокой ёмкостью, небольшой величине внутреннего сопротивления и, как следствие, невысокому уровню саморазряда.