Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое ЭБУ в автомобиле

Что такое ЭБУ в автомобиле

ЭБУ расшифровывается как электронный блок управления. Это небольшая электронная плата, отвечающая за сбор и обработку различной информации о состоянии машины. Если двигатель можно назвать сердцем, то ЭБУ, без сомнения, мозг. Также это устройство называют «контроллером». Информация о скорости, температуре двигателя и снаружи, уровне кислорода и пр. поступает в ЭБУ от датчиков. Из него же исходят команды для системы зажигания, коробки передач (для автомата), ABS, топливного насоса, управления светом и других систем.

Как работает ЭБУ

Схема работы ЭБУ

Для того чтобы понять, что такое ЭБУ в автомобиле, для начала нужно разобраться с тем, как данная система работает. В первую очередь ЭБУ собирает данные с датчиков:

  • Температура мотора и окружающей среды,
  • Данные о подаче кислорода и топлива,
  • Датчик скорости,
  • Датчик холостого хода,
  • Данные от систем антизаноса, стабилизации, антиблокировочной системы, некоторых других систем безопасности,
  • Информация о состоянии коленвала (или коленвалов)
  • Информация о положении дроссельной заслонки, педали газа
  • Контроль количества охлаждающей жидкости, тормозной жидкости и самой тормозной системы
  • Датчик напряжения внутренней электросети автомобиля,
  • Информация из цепи ЭУР или о состоянии гидроусилителя.

Это минимальный набор данных, которые блок электронного управления получает для анализа постоянно. Чем выше классом машина, тем этот список все длиннее. Добавляются, например, данные о состоянии пневматической подвески у внедорожника и пр.

По мере анализа всей этой информации ЭБУ постоянно отдает команды для поддержания автомобиля в рабочем режиме. Фактически блок управления всегда держит под контролем:

  • Впрыск инжекторов,
  • Подача воздуха и всю система зажигания,
  • Управление газораспределением,
  • Состав выхлопных газов,
  • Управление автоматической КП
  • Поддержание нужного значения температуры,
  • Всю осветительную систему, внутреннюю и наружную,
  • Подогрев, кондиционер,
  • Стеклоподъемники и прочее.

Как выглядит ЭБУ

Электронный блок управления (со снятой крышкой)

Это электронная плата, помещенная в небольшой корпус (алюминиевый или пластиковый). Материал оболочки зависит от места нахождения блока. Если он располагается в салоне, то обычно в пластиковом корпусе, а если под капотом машины – то в металлическом. Из контроллера наружу выходят пара разъемов под CAN шины. Иногда имеется дополнительный разъем для удобства диагностики и перепрошивки.

Внутри ЭБУ устроен как мини компьютер, плата блока управления состоит из запоминающих устройств, а именно:

  • ОЗУ – оперативной памяти для обработки промежуточных данных об автомобиле,
  • ППЗУ – постоянная память, хранит установки функций двигателя и прочее необходимое ПО.
  • ЭРПЗУ – предназначено для хранения временной информации: кодов блокировки и доступа, пробега, температуры в двигателе, расхода горючего и пр.

Функциональные микросхемы ЭБУ получают данные о состоянии и автомобиля, производят их анализ и отправляют текущие команды на исполняющие устройства. Контрольные составляющие ЭБУ – это модули, которые обнаруживают и анализируют ошибки. Они выдают ошибку на дисплей («Check Engine» или другое оповещение), или блокируют запуск мотора.

ЭБУ легко опознать по двум шлейфам, подсоединенным к нему. Если блок электронного управления расположен под капотом, то рядом с блоком предохранителей или с аккумулятором. Если он находится в салоне, то обычно под панелью, либо под задним диваном. Есть модели автомобилей, в которых блок электронного управления расположен даже в багажнике.

Читайте также: Что такое ДМРВ и лямбда-зонд , а также как данные датчики взаимодействуют с ЭБУ.

Неисправности и ремонт ЭБУ

Поврежденный чип на плате ЭБУ

ЭБУ – важная и, как правило, очень надежная часть автомобиля. Но можно однозначно говорить о его неисправности:

  • Если машина не запускается или плохо управляется,
  • Происходят различные блокировки (дверей, сцепления и пр.),
  • На дисплей постоянно выдаются ошибки,
  • Происходят сбои в работе двигателя.

Самая частая причина выхода из строя ЭБУ – короткое замыкание в бортовой электросети. Также поломка может случиться из-за аварии, перегрева, попадания на плату жидкостей (воды, антифриза), в результате коррозии.

Блок управления – весьма дорогой узел автомобиля. Его стоимость для «народных» иномарок составляет 300 — 500 долл. Прежде чем покупать новый блок, покажите старый хорошему эксперту. Если микросхема «выгорела» или корродировала лишь частично, наверняка (с вероятностью 80%) можно восстановить работоспособность и проездить на ней еще какое-то время.

Снять ЭБУ достаточно просто, для этого нужно:

  1. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора,
  2. Отсоедините два входящих шлейфа,
  3. Открутите болты крепления.

Если ЭБУ размещается возле печки на передней панели, предварительно понадобится ее (панель) снять.

Читать еще:  Что экономичнее газотурбинный или дизельный двигатель

Читайте также: Что такое ESP и как данная система работает в связке с Электронным Блоком Управления.

Видео об ЭБУ

  • Что такое ЧИП-тюнинг ЭБУ

    ЧИП-тюнинг электронного блока управления

    Усовершенствование заводского программного обеспечения, то есть замену стандартной прошивки ЭБУ, называют ЧИП-тюнингом.

    Ряд компаний предлагают ЧИП-тюнинг для увеличения мощности примерно на 10%, уменьшения расхода горючего, улучшения плавности хода машины и пр. Новая прошивка помогает «заточить» авто под определенное топливо. Всегда рекомендуется перепошивка ЭБУ, если вы сняли катализатор. На некоторых машинах имеется ограничение верхнего предела скорости, и с помощью ЧИП-тюнинга можно его успешно убрать.

    Если вы решили сделать ЧИП-тюнинг, помните: новое ПО должно быть абсолютно адаптировано под вашу марку, либо должно быть оригинальным.

    Система электронного управления автоматичекой коробки передач (РСМ)

    Элементы электронного управления и их работа

    Элемент

    Назначение

    Управление давлением в трубопроводе

    С помощью линейного соленоида регулирования давления устанавливает давление в трубопроводе в соответствии с нагрузкой двигателя и условиями движения транспортного средства

    Определяет нагрузку двигателя и скорость транспортного средства и выбирает наиболее подходящее положение шестерен согласно предварительно установленной схеме переключения.

    Выбирает режим HOLD при включении выключателя HOLD.

    В диапазоне D автоматически переключает режимы POWER и NORMAL в соответствии со скоростью нажатия педали управления подачей топлива.

    Непосредственнее управление давлением сцепления (непосредственное электрическое управление переключением)

    С помощью соленоидов переключения рабочего цикла А, В и С непосредственно осуществляет электронное управление давлением включения сцепления в соответствии с нагрузкой двигателя и условиями движения транспортного средства

    Управление обратной связью

    Выполняет оперативное регулирование давления включения сцепления с использованием обратной связи для достижения целевых переключений

    Выполняет оптимальную коррекцию давления включения сцепления, чтобы уменьшить изменения характеристик двигателя и / или коробки передач

    Общее управление двигателем и коробкой передач

    Оптимально управляет крутящим моментом двигателя при переключении передач

    Управляет оптимальным давлением включения сцепления, соответствующим крутящему моменту двигателя

    По заданной точке характеристики гидротрансформатора обеспечивает оптимальную работу гидротрансформатора

    Управление режимом slope

    Изменяет точку переключения, чтобы предотвратить частое переключение передач вверх и вниз при подъеме на уклон

    Система бортовой диагностики

    Обнаруживает и/или запоминает неисправность в части ввода-вывода сигналов датчиков и исполнительных устройств и состояния коробки передач в блоке с главной передачей

    Выключатель режима HOLD

    Выбирает режимы движения (HOLD) и изменяет режим движения

    Выключатель диапазона коробки передач

    Определяет диапазоны/положения рычага селектора

    Датчик положения дроссельной заслонки

    Определяет угол открытия дроссельной заслонки

    Вход/ турбинный датчик скорости

    Определяет скорость вращения барабана муфты переднего хода (вход)

    Датчик давления масла

    Определяет давление сцепления переднего хода

    Датчик скорости автомобиля

    Определяет скорость вращения коробки дифференциала (выход)

    Выключатель сигналов торможения

    Определяет использование основного тормоза

    Определяет температуру рабочей жидкости в коробке передач

    Датчик температуры охлаждающей жидкости

    Определяет температуру охлаждающей жидкости двигателя

    Датчик положения коленвала

    Определяет частоту вращения коленчатого вала двигателя

    Датчик массового расхода воздуха

    Определяет величину расхода воздуха на впуске

    Выходы
    Линейный Соленоид регулирования давления

    — регулирует давление в трубопроводе

    Рабочего цикла Соленоид переключения А

    — управляет давлением включения сцепления

    Соленоид переключения В

    — управляет давлением включения сцепления

    Соленоид переключения С

    — управляет давлением включения сцепления

    Переключения Соленоид переключения D

    — переключает гидравлические каналы байпасного клапана и клапанов переключения 3/4

    Соленоид переключения Е

    — переключает гидравлические каналы клапана переключения пониженной передачи и заднего хода, гидротрансформатора и управляющего клапана

    Контрольная лампа режима hold

    — при включении выключателя HOLD загорается для индикации режима HOLD

    — мигает при обнаружении неисправности системой диагностики

    — выводит сигнал скорости автомобиля на спидометр

    Элемент

    Элемент управления

    Давление в системе

    Перекпюче-ние передач

    Давление муфты
    сцепления
    (электрическое
    управление
    переключением)

    Обратная
    связь

    Общее
    управление
    двигателем
    трансмиcсией

    Муфта гидротранс-
    форматора

    Режим уклона

    Бортовая
    диагностика

    Вход

    Выключатель режима HOLD

    Переключатель диапазонов автоматической коробки передач

    Оборудование абонентского уплотнения PCM4 производства фирмы «ECI» (Израиль)

    Семейство оборудования PCM производства компании ECI Telecom является частью торговой марки продуктов абонентского доступа, объединенных общим названием DIGILOOP. Оборудование PCM4 предназначено для расширения возможностей существующей медной инфракструктуры и позволяет увеличить пропускную способность ваших телефонных линий в 2, 3 или даже в 4 раза.

    Дополнительные возможности:
    — обеспечивается защита от молний и высоких напряжений, соответствует требованиям
    безопасности EN60950,K.20,K.21
    — местное и дистанционное питание.
    — тестирование линии.
    — поддерживает аналоговые модемы на скорости 28,8 Кбит/с. и выше.

    PCM 4

    Читать еще:  Датчик температуры двигателя для пежо 408

    Указанное оборудование позволяет на каждой абонентской паре в телефонном кабеле подключить к АТС от 2-х до 4-х независимых телефонных или факсимильных аппарата и получить дополнительные возможности при существующей инфраструктуре.

    Оборудование РСМ 4:

    — образует на абонентской паре :
    а) 2 канала по 64 Кбит/сек. каждый (метод оцифровки голоса PCM).
    б) 4 канала по 32 Кбит/сек. каждый (метод оцифровки голоса ADPCM).
    в) 1 канал 64 Кбит/сек. и 2 канала по 32 Кбит/сек. (ADPCM,PCM)
    — позволяет подключать телефонные (факсимильные) аппараты на расстоянии до 1000 м от абонентского комплекта;
    — отвечает высоким требованиям надежности, обеспечивает высокое качество и конфиденциальность передачи и нечувствительность к помехам.

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

    Возможности оборудования расширяются исчерпывающей и гибкой системой управления, которая обеспечивает надежный контроль, и эксплуатацию устройств PCM (сетевых элементов).

    Управление устройствами PCM осуществляется при помощи графической системы, работающей
    на базе PC с ОС Windows 95.

    Подключение системы управления возможно посредством TCP/IP протокола, а для связи с удаленными системами могут быть использованы следующие технологии: E1, X.25 networks, Frame-Relay network, PPP.

    Для управления сетевыми элементами используется собственный (Proprietary) протокол.

    Система управления выполняет следующие основные функции:
    — мониторинг системы;
    — обнаружение неисправностей;
    — возможность автоматического сохранения происшедших событий в файле;
    — диагностические возможности;
    — контроль доступа;
    — аутентификация пользователя;
    — контроль производительности системы;
    — контроль конфигурации устройств;
    — возможность изменения конфигурации сетевых элементов;
    — загрузка новых версий программного обеспечения.

    Технические параметры

    Прочитаемся в следующих выпусках!
    Ваш Virtualmanager

    Буду рад получить от вас отклики на прочитанное, отзывы о работе подобной аппаратуры, случаи из практики монтажа, эксплуатации и ремонта такого оборудования, любую информацию по этой теме. Постараюсь ответить на все ваши вопросы.

    Ремонт блока управления двигателем

    Причины поломки

    На самом деле ЭБУ просто так не может выйти из строя. Перед этим обязательно должно что-то произойти. Наиболее распространенной причиной того, что из строя вышел ЭБУ, считается перенапряжение. Это происходит чаще всего потому, что в цепи произошло короткое замыкание в одном из соленоидов. Если ЭБУ на вашем автомобиле сгорел именно из-за этого, то нужно срочно найти проблему и устранить ее, иначе после установки нового электронного он тоже может сгореть по этой же причине. Так может продолжаться до тех пор, пока не будет устранена причина скачка напряжения.

    Второй причиной считается попадание жидкости на корпус ЭБУ и внутрь него. На самом деле жидкость очень опасна для электронного блока тем, что помимо того, что она может вызвать короткое замыкание, она еще порождает процесс ржавления и окисления контактов. В итоге, если на блок попадает влага, то ничего хорошего после этого можно не ждать.

    Остальными причинами, по которым в негодность может прийти электронный блок, являются, например, физическое воздействие в виде удара, падения и т.п.

    Конструктивные особенности электронного блока управления

    Для работы с информацией, поступающей в модуль, ЭБУ имеет несколько видов памяти:

    • Алгоритм управления двигателем в зависимости от режима эксплуатации находится в программируемом постоянном запоминающем устройстве. Здесь же хранится и основная таблица различных калибровок параметров. При отключении питания вся информация остается на месте. Для стирания или перезаписи данных используется специальное оборудование, предназначенное для чип-тюнинга;
    • Энергозависимая память, хранящая временные данные и обрабатываемую электронным модулем информацию, называется оперативным запоминающим устройством. В ней происходит фиксация и выработка управляющих сигналов в зависимости от изменений параметров, поступающих с датчиков;
    • Сохранение кодов и паролей происходит в электрически репрограммируемом запоминающем устройстве. Данный тип памяти является энергонезависимым, но в отличии от ППЗУ не требует специального оборудования для перезаписи.

    Ввод информационных сигналов у качественных электронных модулей осуществляется через гальваническую развязку. Это предотвращает повреждение главных чипов блока управления в случае выхода какого-либо датчика из строя. От внутренних ошибок модуль защищен различными методами самодиагностики и коррекции сбоев, что помогает избегать ситуации, когда автомобиль остается без мозгов.

    Как проверить блок управления двигателем Несколько способов от мастеров СТО

    • Сканер, проверяющий состояние вашего авто, молчит или выдает малоправдоподобные данны;
    • Не горит «чек». Как вариант – включается не сразу или мигает. Правда, в первую очередь желательно проверить, не перегорела ли лампочка;
    • Движок сбоит, заводится через раз, а то и без видимых причин начинает дымиться;
    • Зажигание срабатывает с пропусками;
    • Вентилятор включается без команды;
    • Предохранители летят, причем неоднократно;
    • С датчиков сигналы не идут или поступают нерегулярно;
    • Педаль газа реагирует с замедлением либо туго (примета верная, если только за педалью раньше такого не замечалось).
    Читать еще:  Газ 3221 двигатель 421640 норма расхода топлива

    Ремонт ЭБУ двигателя

    Ремонт ЭБУ двигателя сейчас можно легко произвести собственноручно, особенно, если вы обладаете какими-нибудь навыками ремонта электроники. Электронные блоки управления двигателями являются специальными электронными устройствами, которые могут управлять количеством и составом топлива, которое подается в двигатель. При этом они используют разнообразные сигналы, передаваемые датчиками двигателя. ЭБУ использует датчики для того, чтобы определить режим, в котором работает двигатель, и предельно точно дозирует смесь топлива, основываясь на полученных данных. Двигатель продолжает при этом устойчивую работу, как в непрогретом, так и в прогретом состоянии. Однако когда он выходит из строя, двигатель уже не получится завести. Начиная ремонт ЭБУ двигателя, нужно первым делом помнить, что он весь из разных транзисторов, специальных конденсаторов и микросхем

    Это важно, ведь данные элементы легко выходят из строя. ЭБУ использует мощные транзисторы, чтобы управлять катушками зажигания, зависимо от их систем впрыска, также, ему подвластен клапан, управляющий оборотами на холостом ходу, клапаны вентиляции на топливном баке, соленоиды и электрические форсунки

    Если хоть что-нибудь выходит из строя, тогда теряются управляющие сигналы механизма.

    Как пример, расскажем одну историю. Есть один человек, который обладал автомобилем bmw3. Данная машина имеет двигатель М-40, объем которого составляет 1.8 литров. Однажды он уехал погостить к родственникам в деревню и захотел немного побыстрей добраться в пункт назначения. Он вжал почти до пола педаль газа, однако не успел. По дороге он попал в небольшую яму в дороге, и вжал педаль до самого пола, от неожиданности. Автомобиль взревел и заглох. Он еще долго крутил стартером, однако все безрезультатно. Еще и посадил аккумулятор. После этого эго затащили на тросе в сервис и вот тогда все и началось. Дело в том, что в машине ковырялись разные мастера, однако никто не смог ничего толкового найти. Единственное, что было ясно – отсутствует искра. Хозяин видел, что меняли высоковольтные провода, разбирали распределитель, катушки зажигания, однако не видели ничего подозрительного.

    После этого он обратился к одному специалисту, который сперва подключил 12-тивольтную лампочку к катушке зажигания и стартером немного прокрутил двигатель. При этом лампочка только слегка вспыхивала, хотя должна была мигать. В данном двигателе не было коммутаторов управления зажиганием, поэтому катушкой управлял сам ЭБУ. После измерения мультиметром сигналов от датчиков, которые были указаны на карте программы автодата, оказалось, что все они были в порядке. В результате это показало, что виновником неисправностей был ЭБУ. После чего блок демонтировали с машины и разобрали. На плате был определен выходной транзистор, соединяющий выводы катушки зажигания на автомобильную массу. С помощью осциллографа была измерена форма сигнала на транзисторном коллекторе. Там было много сильных искажений, и у нее была неправильная форма. На транзисторной базе сигнал имел правильную форму, что и помогло определить причину отсутствия искры. Решение было простым – достаточно было просто приобрести аналог и впаять его на нужное место. Машина после этого сразу же завелась. Конечно же, бывает много и других случаев, при которых нужно проводить более тщательную диагностику.

    Получаемая ЭБУ информация и сигналы управления исходящие с него

    Для правильного дозирования подаваемого топлива в электронный блок управления приходит информация:

    • частота вращения коленвала, определяемая датчиком положения;
    • возникновение детонации в процессе эксплуатации;
    • массовый расход воздуха мотором;
    • отклонение от номинального напряжения бортовой сети машины;
    • скорость авто;
    • температура в системе охлаждения двигателя;
    • какое положение занимает дроссельная заслонка;
    • процент кислорода в выхлопных газах;
    • наличие дополнительных нагрузок на двигатель, например, включение кондиционера.

    После обработки данных блок управления инжектором подает сигналы для:

    • открытия и закрытия форсунок;
    • контроля искрообразования;
    • выбора режима работы топливного насоса;
    • поддержания стабильных оборотов холостого хода;
    • включения и выключения вентилятора системы охлаждения;
    • подключения или отключения кондиционера электромагнитной муфтой;
    • улавливания паров бензина адсорбером;
    • проведения самодиагностики агрегатов.

    Работа электронного блока управления предполагает оперирование большим количеством информации в режиме реального времени. Неточность в любом из каналов приведет к нестабильной работе двигателя, увеличению расхода топлива и потере динамических характеристик, поэтому все возникающие поломки в электронике требуют незамедлительного устранения.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector