Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое гидроудар двигателя автомобиля

Что такое гидроудар двигателя автомобиля

Как получается и чем чреват гидравлический удар?

Каждый автолюбитель, как в страшном сне, может себе представить гидроудар своего двигателя, и конечно же мечтает о том, как эту неприятность обойти стороной. Гидроудар двигателя может произойти из-за попадания в цилиндры двигателя какой-либо жидкости.

Как известно, жидкость не сжимается. При попадании её в цилиндры двигателя поршень на большой скорости пытается жидкость сжать, вследствие чего и происходит гидроудар. При гидроударе мотор моментально останавливается, а некоторые части двигателя подвергаются деформации или полному разрушению.

О том, что такое гидроудар, и пойдет речь в данной статье. Также мы рассмотрим вопросы, как избежать гидроудара двигателя автомобиля.

Благодаря чему может получиться гидроудар?

Как правило, это происходит, когда на улице случается ураган с обильным ливнем, и потоки дождевой воды превращают улицы в реки. Незадачливый водитель может двигаться по привычным улицам в момент ливня и не подозревать, что глубина водного потока превышает предельно допустимую глубину, при которой возможна безопасная эксплуатация автомобиля.

Красиво рассекая водную уличную «гладь» автомобиль на большой скорости поднимает большое количество воды и брызг, которые затем попадают под капот автомобиля, и прямиком направляются в воздушный фильтр.

Минуя воздушный фильтр, вода попадает во впускную систему автомобиля, а затем в его двигатель, где и случается гидроудар. Как правило, это происходит моментально, водитель даже ничего не успевает понять.

Эта неприятность может подстерегать автолюбителя где-нибудь за городом или на пересеченной местности, когда на машине преодолевается, скажем, река вброд, или какой-нибудь неглубокий водоем и так далее.

Всё вышесказанное можно отнести к внешним причинам возникновения гидравлического удара двигателя автомобиля, но существуют и внутренние факторы. Гидроудар также может произойти в силу внутренних неполадок двигателя автомобиля, или из-за бракованных узлов и агрегатов.

Наиболее распространенной причиной гидроудара может являться поломка турбокомпрессора, вследствие чего в цилиндры автомобиля может попасть достаточно большое количество моторного масла. Очень часто имеют место случаи попадания охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя. Это происходит из-за некачественной или повреждённой прокладки между головкой и блоком цилиндров, или же из-за других механических повреждений головки или блока.

Гидроудар сродни сильному механическому удару железом по железу, и поэтому он оказывает довольно разрушительное воздействие на двигатель автомобиля. В первую очередь страдает кривошипно-шатунный механизм, но последствия могут быть куда более серьезными. Это что касаемо явного гидроудара.

Но бывает гидравлический удар небольшой силы, это когда в двигатель автомобиля попало небольшое количество какой-либо жидкости.

Как определить, был ли гидроудар?

Первым признаком возможно случившегося гидроудара является резкая остановка двигателя в момент преодоления какой-либо водной преграды.

Чтобы подкрепить или опровергнуть свои подозрения, нужно заглянуть под капот двигателя и проверить, нет ли в воздушном фильтре воды.

Для этого следует снять кожух воздухозаборника, и внимательно его осмотреть на предмет наличия жидкости. Если вы обнаружили в кожухе воду, то можете себя тихо «поздравить» с гидравлическим ударом двигателя.
Если вода в кожухе отсутствует, то считайте, что вас в данном случае «пронесло», и причиной остановки двигателя явился отказ другой системы, скажем, зажигания.

Для бензиновых автомобилей это очень распространенная причина остановки двигателя при преодолении водных преград, или в очень дождливую погоду. Как правило, водой заливаются распределитель и свечи зажигания, искра перестает воспламенять топливо, и мотор глохнет.

Какие могут быть последствия?

Гидравлический удар двигателя автомобиля чреват очень серьёзными последствиями. Особенно они серьёзны в условиях, когда двигатель работал на очень высоких оборотах. Тогда последствия могут быть крайне разрушительны, плоть до разрушения блока цилиндров.

Если мотор работал на малых оборотах или на холостых, то гидроудара может и не произойти. В этом случае двигатель просто остановится, и его невозможно будет запустить вновь без определенных манипуляций.

Гидроудар на высоких оборотах затрагивает все детали кривошипно-шатунного механизма, начиная от поршней и колец, заканчивая коленвалом с подшипниками скольжения.

Для дизельных двигателей гидравлический удар представляет еще большую опасность, чем для бензиновых. Всё это потому, что у данных двигателей гораздо больше степень сжатия и ход поршня чем у бензиновых.
Благодаря этому поршень может засосать в цилиндр большее количество воды, и соответственно удар будет сильнее и разрушительнее.

Дизельные двигатели в основном имеют больший объем цилиндров, чем бензиновые, и соответственно больше могут затянуть воды.

Как известно, где вода, там и коррозия. В случае если вода попала в двигатель, но гидроудара не произошло, нужно как можно быстрее вскрыть мотор и очистить его от остатков воды, дабы избежать коррозии элементов двигателя. Особое внимание следует обратить на ЦПГ.

Как не допустить гидравлического удара двигателя?

Самое главное условие, которое поможет вам избежать гидроудара, это осторожность. Если вы аккуратно и максимально осторожно преодолеваете какую-либо водную преграду, не поднимая волны и брызг, контролируя максимально допустимую глубину, то гидроудар вам не грозит.

Особое внимание нужно уделять насколько близко вода подступает к воздухозаборнику двигателя. Здесь главную роль играет высота, на которой расположен воздухозаборник. У разных автомобилей эта высота тоже разная. Одно можно сказать: чем выше расположен воздухозаборник, тем ниже вероятность получить гидроудар двигателя.

Перед преодолением водной преграды или глубоких луж, следует на 100% убедиться в том, что при их преодолении вы ни в коем случае не «зачерпнёте» воздухозаборником воды. Очень важно знать характерные особенности вашего автомобиля и его способность преодолевать те или иные водные препятствия.

При преодолении водной преграды нужно особое внимание уделять скорости движения по водному препятствию, так как достаточная высота, на которой расположен воздухозаборник, в силу большой скорости автомобиля может быть полностью нивелирована. Умеренная скорость движения – это 50% к снижению вероятности получения гидроудара.

Но не всегда можно всё предусмотреть. Если вы где-то «промазали» с расчетами и всё-таки заехали на глубину и… и вода вот-вот подберется к воздухозаборнику, то в этом случае следует немедленно остановиться и заглушить мотор.

Заключение

Для некоторых автолюбителей, которые живут в болотистой местности, или в местности, где очень много озер, рек и бродов, или просто в «щедрой» на дожди местности, то для таких автовладельцев предусмотрена практически панацея от гидроудара двигателя, которая носит название – шноркель.

Шноркель – это некий удлинитель воздухозаборника автомобиля, который имеет вид трубы. Шноркель может быть различной длины, и с помощью этого нехитрого приспособления можно поднять уровень забора воздуха в плоть до 1 м и выше.

Данные удлинители выпускаются, как промышленным способом, так и кустарным. Качественно сделанный шноркель не только не портит вид вашего автомобиля, но ещё и даёт автовладельцу практически стопроцентную защиту от гидравлического удара двигателя. А где защита – там уверенность.

Что такое гидроудар двигателя и его последствия

Российские дороги назвать идеальными способны разве что чиновники, поскольку вряд ли они замечают ямы с трещинами и иные признаки дефектов асфальтного покрытия. Вдобавок в городах очень мало внимания уделяется эффективности «ливневки», то есть ливневой канализации, в которую стекает вода во время дождя. И поэтому даже средней силы осадки часто превращают улицы как мегаполисов, так и меньших по масштабам населенных пунктов в полноводные реки. И если пешеходам они доставляют просто неудобство, то водители рискуют больше: въезд в лужу грозит тем, что машина получит гидроудар двигателя, и транспортное средство тут же заглохнет.

Читать еще:  Что такое однотактный и двухтактный двигатель

Как правило, завести двигатель все же удается, но после такого «душа» он вряд ли отработает положенный ему ресурс. Опытные автовладельцы, попадавшие в такую ситуацию, утверждают, что после «водного экстрима» им удавалось проезжать не более 10 тыс. км, после которых силовой агрегат приходилось отдавать на «капиталку». А капремонт – удовольствие весьма дорогое. Поэтому гораздо выгоднее заранее узнать, что такое гидроудар двигателя машины, и как его избежать.

Определение термина

От гидроудара двигателя может пострадать любой неосторожный водитель, однако лишь некоторые представители «автобратства» детально себе представляют это явление, как и причины, приводящие к нему.

Профессионалы под данным термином понимают не просто напор воды, приходящийся на двигатель после въезда в лужу, а резкий рост давления в подпоршневом пространстве. Его провокатором становится вода, которая, попадая внутрь цилиндров и на поверхность поршней, препятствует полному сгоранию горючего. Как правило, жидкость проникает в камеры сгорания через воздухозаборник в момент заезда автомобиля в лужу или при резком преодолении другого водного препятствия.

Есть еще одна проблема, виновником которой является гидроудар – попадание в камеры не воды, а антифриза из системы охлаждения двигателя. Правда, такое возможно лишь в том случае, если в головке блока цилиндров установлена прогоревшая прокладка. Наконец, и сама система подачи топлива способна спровоцировать гидроудар двигателя, последствия которого доставят немало хлопот и денежных затрат. Это происходит в тех случаях, когда в цилиндры нагнетается излишнее количество бензина или солярки.

Признаки гидроудара

Если возникли подозрения, что проезд глубокой лужи не обошелся без негативных последствий для машины, для начала следует осмотреть сам мотор – обычно вода находится в коллекторе. Однако для этого его нужно снять, что не всегда представляется возможным. Поэтому гораздо проще проинспектировать воздушный фильтр: его деформированность и влажность считаются явными признаками гидроудара двигателя. Причем с визуальным осмотром затягивать не стоит, поскольку, даже если силовой агрегат и заглушен, его высокая температура позволит влаге быстро испариться. Есть еще несколько вариантов определения, случилась ли с мотором беда.

Осмотр цилиндров. Для этого придется снять ГБЦ, и если у одного из поршней полоса с нагаром окажется большей по сравнению с остальными, то именно на него и пришелся удар. Причем есть большая вероятность, что шатун искривился, а у поршня ход стал несколько меньше нормативного показателя.

Кроме того, если полоса нагара не отличается от такой же в других цилиндрах, но она сместилась в сторону, то это тоже явный признак того, что с цилиндром что-то неладно. Объясняется данный факт просто: деформированный шатун прижимает поршень к цилиндру с одной стороны сильнее, чем с другой. Именно последняя сторона становится более склонной к образованию нагара, в то время как на первой стороне появляются царапины с потертостями.

Кстати, чаще всего шатун изгибается в месте контакта с поршнем. Причем он может не просто изогнуться, но и пойти на излом. Поэтому, разбирая двигатель после наезда на водное препятствие, цилиндро-поршневую группу следует осматривать очень тщательно.

Вкладыши. Довольно часто «глубокая» разборка силового агрегата показывает, что вкладыши коленвала износились неравномерно. Причиной такого характерного износа является дефектный цилиндр, создающий для коленчатого вала неравномерную нагрузку.

И нельзя не заметить, что после того, как происходит гидроудар двигателя, о нем обычно свидетельствуют все, а не только один из приведенных признаков.

Что делать после гидроудара?

После того, как вода попала в силовой агрегат, его поршни уже не способны реализовать полный такт – ведь вода, попавшая внутрь, мешает этому из-за своей способности не сжиматься. Поэтому попытки запуска мотора после водяного «душа» чрезвычайно вредны, а стремление завести двигатель с помощью буксировки вообще может привести к полному выходу из строя агрегата.

Впрочем, и поддаваться панике смысла нет. В конце концов, если машина с остановленным двигателем простоит несколько часов, то ничего страшного в этом нет. А пока техническая помощь не подоспела, можно самому предпринять ряд действий. Например, выкрутить свечи зажигания и попробовать прокрутить коленчатый вал. Разумеется, с помощью стартера – возможно, попавшая в камеры сгорания вода уйдет из них. Как говорят, специалисты, осуществится «продувка» цилиндров.

Далее свечи устанавливаются на положенное им место, и предпринимается попытка завести двигатель. Если он запустился, нужно внимательно прислушаться – возможно, из подкапотного пространства доносятся нехарактерные звуки. Они означают, что в моторе имеются механические дефекты, и дальше эксплуатировать такой силовой агрегат категорически запрещено. Если нарушить данную рекомендацию, то это приведет к череде еще больших и весьма дорогостоящих проблем при последующей «реанимации» двигателя в автомастерской.

Увы, гидроудар двигателя, причины которого могут заключаться не только в попадании воды в цилиндры, но и замыкании датчика коленвала, более опасен для дизельных автомобилей, чем бензиновых. Ведь в «дизелях» нет свечей зажигания, и осуществить продувку цилиндров не получится. Именно по этой причине наиболее разумным решением для водителя будет пассивное состояние: предпринимать ничего не нужно, следует просто дождаться эвакуатора.

Минимизируем негативные последствия гидравлического удара

Сложность и стоимость ремонта после гидроудара зависят от массы факторов. Для начала агрегат нужно частично разобрать в автомастерской и обследовать кривошипно-шатунный механизм наряду с ремнем привода газораспределительного механизма. Иногда достаточно заменить некоторые их элементы или хотя бы отшлифовать. И все же нередко приходится проводить гораздо больший объем восстановительных работ.

Если после гидравлического удара мотор просто работает некорректно, то водителю банально повезло. Другое дело, когда искривленный шатун упирается в стенку одного из цилиндров – в таком случае сразу после старта двигателя его следует заглушить и на эвакуаторе отправить на станцию диагностики к специалистам, которые заменят шатун наряду с поршневыми пальцами.

Вообще, стоимость ремонтных работ напрямую зависит от количества поврежденных деталей мотора. Иногда услуги мотористов на СТО обходятся в 7000 руб. иногда в 20 000 руб., а порой прайс доходит до 70 000 руб. Поэтому гораздо дешевле соблюдать меры предосторожности, чем бороться с последствиями собственной же неосторожности.

Меры предосторожности при проезде водных препятствий

Наиболее элементарный и в то же время самый эффективный способ защиты от гидроудара – движение по лужам с минимальной скоростью. Причем эта рекомендация особенно актуальна для владельцев машин, у которых воздухозаборник расположен очень низко. Соответственно, риск зачерпнуть дождевой воды даже из незначительной лужи возрастает многократно.

Впрочем, для всех автовладельцев лучше не переоценивать возможности своих транспортных средств. Как показывает практика, когда вода доходит до середины колеса, то это уже весьма опасно для силового агрегата. Поэтому, если вода достает до капота, лучшим решением будет остановка двигателя. Кроме того, высокая скорость проезда водных преград существенно повышает вероятность получения гидроудара.

РЕКОМЕНДАЦИЯ. Нахождение моторного отсека автомобиля под водой свыше 10 сек – почти стопроцентная гарантия того, что мотор получил гидравлический удар! И только неукоснительное выполнение советов профессионалов позволит свести до минимума негативные последствия происшествия.

ПО ПОВОДУ ШНОРКЕЛЯ. Шноркель – это спецустройство, которым часто пользуются жители дождливых и болотистых регионов, вынужденные передвигаться на автомобилях по глубоким лужам и заболоченным участкам. Данное приспособление позволяет увеличить высоту нахождения воздухозаборника до метра. Безусловно, это выглядит не совсем эстетично, но зато позволяет быть уверенным при езде в экстремальных условиях. Изготавливаются шноркели не только кустарным, но и заводским способом.

Читать еще:  Шум цепи при запуске холодного двигателя

Чем опасен гидроудар двигателя — ремонт и последствия для автомобиля

Попадание жидкости в цилиндры двигателя внутреннего сгорания приводит к гидроудару. При этом силовой агрегат получает повреждения различной степени. Попытка использовать транспортное средство с неисправностью такого типа может привести к более серьезным последствиям. Поэтому диагностику и ремонт нужно проводить скорее.

  1. Что такое гидроудар двигателя
  2. Повреждения двигателя
  3. Диагностика
  4. Ремонт
  5. Скрытый удар

Что такое гидроудар двигателя

При работе двигателя внутреннего сгорания в момент сжатия поршень движется от нижней к верхней мертвой точке. При этом клапана газораспределительного механизма закрыты. Топливовоздушная смесь сжимается, происходит ее воспламенение.

Попадая в рабочий цилиндр, жидкость заполняет часть его объёма. Перемещаясь к верхней мертвой точке, поршень толкает перед собой определенное количество жидкости. Не достигнув конечной точки, поршень упирается в воду. При этом на него воздействуют инерция деталей кривошипно-шатунного механизма, а в некоторых случаях трансмиссии, колес и т. д.

Жидкость может попасть рабочий цилиндр следующим способом:

  1. Через впускной коллектор. При преодолении водных преград в воздухозаборник может попасть жидкость. Через впускной клапан она проникает в рабочий цилиндр.
  2. Через прокладку головки блока цилиндров. Повреждение прокладки приводит к попаданию в камеру сгорания жидкостей из системы охлаждения, смазки. Так гидроудар может быть спровоцирован попаданием в пространство над поршнем воды, тосола, масла.
  3. Через выпускной коллектор. На специализированной технике, выхлопная труба которой выведена над кабиной вертикально, возможно попадание воды через это устройство. Во избежание гидроудара выхлопные трубы такого типа комплектуют специальными задвижками. Они закрывают отверстие при заглушенном силовом агрегате.

Повреждения двигателя

Степень повреждения зависит от объема воды, попавшей в одну или несколько камер сгорания, и силы, воздействующей на поршень в момент гидроудара. Наиболее подвержены разрушению вследствие гидроудара дизельные установки. Конструктивно они имеют высокую компрессию.

При работе силовой установки на холостых оборотах степень повреждения деталей будет минимальной. Если вода попадает в мотор при движении автомобиля это может привести к:

  • изгибу или перелому шатунов;
  • изменению формы поршня;
  • деформации головки блока;
  • изгибу коленчатого вала;
  • пробою боковой стенки блока цилиндров.

Последствия гидроудара

На этом список повреждений не заканчивается. Наиболее подвержены разрушению вследствие гидроудара детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. При сильной степени разрушения ремонт установки может быть нецелесообразен.

Диагностика

На бензиновом двигателе можно диагностировать гидроудар самостоятельно без демонтажа головки блока. Проведение диагностических мероприятий осуществляется следующим образом:

  1. Открыть крышку корпуса воздушного фильтра.
  2. Осмотреть фильтрующий элемент и внутренние поверхности корпуса на предмет наличия воды.
  3. Демонтировать свечи зажигания. После того, как они выкручены, их осматривают. Наличие влаги на рабочих поверхностях свидетельствует о попадании воды в двигатель.
  4. Провернуть коленчатый вал вручную. Отсутствие свечей дает возможность легко это сделать. Необходимо поставить трансмиссию в нейтральное положение и прокрутить коленчатый вал по ходу движения за шкив приводного ремня.

При вращении автомобилист находится со стороны свечных отверстий. Если из одного польется жидкость, значит силовая установка перенесла гидроудар.

При наличии факторов, указывающих на наличие гидроудара, запрещается запускать силовой агрегат электростартером. Это может привести к более серьезным повреждениям.

Ремонт

Восстановление работоспособности двигателя внутреннего сгорания требует наличия специализированного образования и инструментов. При выявлении неисправности следует обратиться в мастерскую по ремонту автомобилей.

В процессе диагностики мастер проводит разборку и дефектовку деталей. Мотор разбирают, осматривают комплектующие. Поврежденные детали подлежат замене. Визуально целые комплектующие проверяют измерительными инструментами на соответствие норме.

Правильно проведенная диагностика позволит составить точную смету ремонта. Учитывая стоимость работы и запчастей, автомобилист самостоятельно определяет целесообразность проведения ремонта. В некоторых случаях может потребоваться замена двигателя на заведомо рабочий.

Скрытый удар

Попадание в камеру сгорания небольшого количества жидкости приводит к незначительным повреждениям. После деформации деталей двигатель продолжит работу. На следующем такте поршень вытолкнет воду через выпускной клапан. Автомобилист не заметит признаков поломки.

Неисправность проявится через некоторое время. Работа силовой установки с поврежденными деталями приведет к быстрому их износу. Двигатель внезапно выйдет из строя. Владелец авто определяет скрытый удар по нескольким признакам:

  1. Неравномерный износ подшипников скольжения и поршня. Изменение формы шатуна приводит к перекосу деталей кривошипно-шатунного механизма.
  2. Изменение геометрии шатунов. При ударе о жидкость детали деформируются.
  3. Увеличение нагара. Полоса в верхней части камеры сгорания становится шире. Это свидетельствует о том, что поршень не достигает верхней мертвой точки из-за изгиба шатуна.

Признаки неисправности могут отличаться индивидуально для каждого случая. Причины поломки выявляются мастером при проведении диагностических мероприятий.

Гидроудар может быть заметен как сразу, так и спустя некоторое время. Степень повреждения деталей двигателя внутреннего сгорания зависит от объёма жидкости и силы, воздействующей на поршень. Ремонт предполагает замену вышедших из строя деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. В отдельных случаях может потребоваться замена силовой установки.

Случалась ли у вас самопроизвольная остановка двигателя по причине попадания в него жидкости? Какие детали получили при этом повреждения? Поделитесь в комментариях.

Статью дополнит полезное видео на тему, что такое гидроудар, его причины и как с ним бороться:

Как выполняется дефектовка двигателя — пошаговая инструкция проведения процедуры в нашей статье по ссылке.

Что такое гидроудар в системе отопления: причины возникновения и последствия

В современном доме присутствуют жизненно необходимые коммуникации: электроснабжение, водопровод и система отопления. О последней и пойдет речь в этой статье. Рассмотрим. что такое гидроудар в системе отопления, причины его возникновения, способы предотвращения и снижения последствий после возникновения этого явления.

  1. Что такое гидроудар?
  2. Последствия гидроудара
  3. Гидроудар может повлечь за собой следующие неприятности:
  4. Гидроудар в системе отопления: причины возникновения
  5. Что должно присутствовать в системе отопления частного дома, чтобы избежать гидроудар
  6. Как нейтрализовать гидроудар в функционирующей системе отопления
  7. Как избежать затопления дома от гидроудара?

Что такое гидроудар?

При переходе теплоносителя из трубопровода одного диаметра в другой, при резком закрытии крана или столкновении жидкости с воздушной пробкой происходит процесс возникновения избыточного давления – это и есть гидроудар в системе отопления. Это явление длится доли секунды, но его сила может быть непредсказуема – в трубопроводе и так находится под постоянным давлением, а при гидроударе оно может подскочить во множество раз, и, если не выведет из строя магистраль, то будет постоянно снижать рабочий ресурс органов и приборов отопительной системы. В системах водоснабжения и отопления причины возникновения этого явления могут быть самыми разными и уровень последствий тоже непредсказуем.

Если попытаться дать однозначное определение гидроудару, то формулировка может звучать следующим образом – движущаяся в трубопроводе жидкость имеет кинетическую энергию и после столкновения с препятствием направляет свою энергию в обратную стороны, создавая высокое давление. Это давление действует на трубопровод и встречая какое-либо препятствие воздействует и на него. Это и есть гидроудар. Препятствием может быть переход из трубопровода одного диаметра в другой, клапана и шаркраны.

Гидроудары постоянно происходят в водопроводных системах, когда мы открываем и закрываем кран подачи воды. В системах отопления происходит тоже самое, но не так часто. Стоит отметить, что жидкость способна сохранять свое давление и накапливать энергию. Из-за этого в частных домах и квартирах случаются аварии. Особенно там, где в системах используют резиновые шланги в металлической обмотке. Наверное, многие из нас замечали, что такие шланги служат какое-то время, а потом рвутся. Это происходит из-за давления, которое копилось в системе и не уходило в общий водопровод из-за обратного клапана. Со временем давление превышало прочность шланга, и он давал течь.

Читать еще:  Что такое ресиверы на двигатель авто

Что такое гидроудар в системе отопления

Гидроудар в системе отопления многоквартирного дома случается не часто. Для жителей квартир проблема гидроудара стоит не так остро, как для владельцев частных домов, потому что ремонтом и обслуживанием этих объектов занимаются компетентные службы. Но все-таки стоит обратить внимание на гибкие шланги при установке водонагревателя, ведь ответственность и материальные затраты возлагаются на плечи жильцов городских квартир.

Гидроудары в системе отопления частного дома случаются гораздо чаще, поэтому жителям частного сектора стоит уделить особое внимание при проектировании и установке системы отопления в своем доме. А также использовать средства защиты от этого явления, которые будут описаны далее. Надеюсь доступно объяснил: что такое гидроудар в системе отопления.

Последствия гидроудара

Гидроудар воздействует на соединения труб, вентиля, клапана и прочие элементы системы. Очень часто возникает ситуация – отопление работает, греет дом, но жилец постоянно слышит щелчки или удары – это перепады давления в системе, которые разрушают элементы и рабочие органы. Иногда давление, которое резко повышается может превысить предел прочности трубопровода или их соединения. В этом случае возникает авария. Такое часто случается в система, совсем недавно запущенных в эксплуатацию.

Авария может возникнуть при постепенном износе тепломагистрали и ее органов или же неожиданно от воздействия очень сильного скачка давления. В том и другом случае последствия гидравлического удара вызывают материальные расходы на устранение наводнения в доме и ремонт системы отопления. Чтобы не стать свидетелем такого происшествия нужно знать причины возникновения этого явления и принять меры по их устранению. Как правило, последствия после гидроудара могут быть разной тяжести начиная от поломки насоса заканчивая затоплением дома и затратами на ремонт после наводнения.

Гидроудар может повлечь за собой следующие неприятности:

  • расходы на покупку новой мебели, которая пришла в негодность после затопления;
  • затраты на ремонт пола или компенсация расходов на восстановление должного вида квартиры после потопа соседям нижнего этажа – если наводнение произошло в городской квартире;
  • оплата услуг специалистов, восстанавливающих работоспособность отопительной системы после аварии;
  • при прорыве трубопровода человек может получить ожоги в попытках устранить аварию;
  • возможные траты на ремонт отопительной системы после восстановления ее работоспособности после аварии, ведь уплотнители и другие элементы были подвержены негативному воздействию давления и скорее всего частично утратили свой рабочий ресурс.

Гидроудар в системе отопления: причины возникновения

Магистраль отопления частного дома включает в себя множество элементов: трубопроводы разного диаметра, вентиля и прочие элементы, которые влияют на перепады давления теплоносителя. А также неправильный монтаж или комплектация приборов и устройств системы отопления может спровоцировать появления скачков давления.

Ни какое действие не происходит само по себе, а в случае с гидроударом не остается без последствий. Если произошел скачек давления, значит на это были причины. Самые распространенные из них:

  • насос дал сбой в работе;
  • в системе отопления присутствует воздушные пробки;
  • запорная арматура (вентиль) слишком резко сработала и спровоцировала гидроудар в системе отопления;
  • соединение разных по диаметру трубопроводов;
  • засорение фильтров.

Насос может выйти из строя, не только из-за своего низкого качества, но и по многим другим причинам, например, при падении уровня воды в скважине или если он изначально был подобран неправильно. Существуют способы предотвратить гидравлический удар в системе отопления при отключении насоса, например, источник бесперебойного питания.

Воздушные пробки в системе отопления могут возникнуть не только в жилом частном доме, но и в многоквартирном. В первом случае это происходит, когда не полностью стравили воздух при запуске отопления. А в городской квартире можно слышать грохот от гидроударов при запуске горячей воды при наступлении отопительного сезона. Наверняка вы слышали звуки при запуске отопления – это и есть то самое явление. Для предотвращения прорыва труб в городских квартирах на ТЭЦ вашего города делают первый запуск теплоносителя под небольшим давлением и не очень высокой температурой. А с наступлением холодов повышают эти параметры.

Шаровый вентиль имеет такую конструкцию, что неизменно провоцирует возникновение скачка давления теплоносителя. Ведь закрытие происходит не плавно, как при использовании винтовых кранов, а резко. В результате вода сталкивается препятствием на своем пути из-за чего и происходит гидроудар.

Стыки разных по диаметру трубопроводов сами по себе являются препятствием на пути теплоносителя и слабым звеном во всей системе отопления. Эти места подвергаются воздействию потока теплоносителя и испытывают большие нагрузки. Именно в них чаше всего возникает течь.

Засорение фильтра препятствует нормальному функционированию насоса, что приводит к перепаду давления.

Что должно присутствовать в системе отопления частного дома, чтобы избежать гидроудар

Система отопления должна быть защищена от гидравлического удара, поэтому еще на этапе проектирования предусматривают наличие необходимых элементов. Все они применяются в комплексе. Стоит отметить, что ниже будет приведен список приспособлений, которые выбираются исходя из особенностей отопительной системы: тип насоса, квартира или частный дом, диаметры и протяженность трубопроводов. Полностью подобрать весь комплект устройств и приспособлений может только профессионал, изучивший особенности вашего дома.

  • специальная запорная арматура с плавным закрытием – при закупке элементов отопительной системы стоит отдать предпочтение кранам с плавным закрытием. Это убережет систему от резкого скачка давления и теплоноситель будет более мягко воздействовать на трубопровод и арматуру при перекрытии кранов, что убережет от сильного гидравлического удара;
  • автоматическая система регулирующая поток теплоносителя – насос с такой модернизации плавно пускает жидкость, тем самым боле бережно воздействует на систему отопления в целом. Работая в автоматическом режиме, такое приспособление самостоятельно регулирует подачу жидкости без участия человека;
  • гидроаккумулятор (расширительный бачек) – это устройство должно обязательно присутствовать в системе отопления частного дома. Ведь оно компенсирует перепады давления, снижая нагрузку. Принцип его действия следующий: при гидроударе внутри бачка резиновая мембрана выдавливается водяным столбом. Этим компенсируется давление внутри отопительной системы;
  • термостат с пружинным механизмом – принцип его действия идентичен гидроаккумулятору с той лишь разницей, что в роли компенсатора давления выступает не резиновая мембрана, а пружинный механизм;
  • мембранный гаситель гидроударов – этот прибор устанавливается на горячую и холодную воды, для того чтобы гасить перепады давления при открытии и закрытии кранов. Принцип действия идентичен двум предыдущим приспособлениям.

Используя эти приспособления можно исключить возникновения гидроударов отопления частного дома, если применить их во время монтажа новой системы. Также существуют способы предотвратить возникновение этого явления в уже функционирующей системе.

Как нейтрализовать гидроудар в функционирующей системе отопления

Если отопительная система вашего дома включает в себя терморегулятор, то нужно участок трубопровода, который находится перед ним заменить на пластиковую или каучуковую трубку. Эта врезка будет растягиваться при воздействии на нее давления тем самым снижать нагрузку. Длина этого элемента должна быть от 20 см для небольших магистралей и доходить до полуметра при отопительных системах большого объема.

Если в вашей системе отсутствует гидроаккамулятор, то необходимо установить его. Ведь это устройство стоит на первом месте в рейтингу приборов защиты от гидроудара.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector