Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что относится к диагностики двигателя

Статьи

Двигатель внутреннего сгорания является источником механической энергии в большинстве автомобилей. Индикатором его состояния является расход топлива и масла, токсичность выхлопа и цвет выхлопных газов, шумы, стуки и вибрации а также динамические характеристики автомобиля. Какие параметры двигателя нужно проверять, приобретая подержанный автомобиль и что именно диагностировать во время его эксплуатации – об этом и пойдет речь в этой статье, адресованной владельцам автомобилей.

Рассматриваться будут бензиновые двигатели внутреннего сгорания, которые устанавливаются на карбюраторные и инжекторные автомобили. Основное внимание уделим диагностике двигателя как силового агрегата, где тепловая энергия топлива при сгорании, преобразуется в механическую. Диагностикой считается та методика, которая позволяет безразборным способом оценить техническое состояние двигателя.

В каких случаях возникает необходимость в диагностике двигателя и в каком объеме ее проводить? Как правило, для этого есть два повода: когда приобретается подержанный автомобиль или, уже на своем авто возникли конкретные проблемы (повышенный расход масла, стуки, потеря мощности и т. д.). В каждом случае владельцу автомобиля желательно знать как можно больше: не только состояние «механики», но и состояние систем впуска, зажигания, энергоснабжения и управления двигателем. Нужна полная диагностика, так как выявленные дефекты, могут повлиять на предстоящие затраты после покупки автомобиля или просто, помогут спрогнозировать будущие расходы на уже имеющееся авто. Техническое состояние двигателя принято оценивать по диагностическим параметрам, которые и будут рассмотрены ниже.

1. Давление в цилиндре в конце такта сжатия – компрессия. Этот параметр позволяет оценить герметичность сопряжений поршень-кольцо-цилиндр и клапан-седло клапана, от которых зависит эффективность преобразования тепловой энергии, выделяемой при сгорании топлива, в механическую, а в конечном итоге – мощность и экономичность двигателя, его токсичность и расход масла. Известно два метода измерения компрессии: прямой и косвенный. При прямом методе все свечи зажигания извлекаются из цилиндров и через свечные отверстия, с помощью обычного стрелочного компрессометра, компрессометра с самописцем или электронного датчика мотор-тестера, измеряется компрессия.

При косвенном методе свечи не извлекаются и компрессия с помощью мотор-тестера измеряется через ток стартера в режиме прокрутки коленвала. Метод, как правило, применяется когда нет прямого доступа к свечам зажигания или когда важнее знать не величину компрессии, а ее разность между цилиндрами. Следует отметить, что измерение обычным компрессометром имеет свои достоинста, чем и объясняется его широкое применение. На нем наглядно видно, за сколько тактов сжатия стрелка вышла на максимальное значение. Хороший результат когда за 2-3 такта, а если стрелка достигает максимума (даже близкого к номинальному значению компрессии) за 8-10 тактов, то это повод серьезно задуматься о состоянии двигателя.

Имейте в виду, что результаты измерений зависят не только от состояния двигателя, но и от условий, при которых эти измерения проводятся. Необходимые условия при проверке компрессии: двигатель прогрет до рабочей температуры, полностью открытая дроссельная заслонка, чистый воздушный фильтр, полностью исправная и заряженная аккумуляторная батарея, исправный стартер, обеспечивающий коленвалу 250-300 оборотов в минуту, заблокированное зажигание (для исключения выхода его из строя), отключенные форсунки (исключить попадание топлива в катализатор). Последние два условия можно выполнить одновременно, если отсоединить разъем датчика коленвала.

Результаты измерений должны быть сопоставлены с данными производителя двигателя. Разные производители ДВС имеют различные значения компрессии и степени сжатия. Необходимо отметить, что очень высокие значения компрессии, как и слишком низкие, говорят о наличии неисправности. Компрессия 16-17 кгс/см2 говорит о том, что компрессионные кольца могут уплотнятся избыточным количеством проникающего в цилиндры масла через закоксованные, либо изношенные маслосъемные кольца. В таких случаях, на дне поршня и стенках камеры сгорания, можно обнаружить большое количество отложений. С помощью эндоскопа, через свечное отверстие, хорошо видно их наличие.

Проблемы с маслосъемными кольцами возникают вследствие перегрева двигателя, использования некачественного масла и просто несвоевременной замены масла. Залегание колец, либо их «закоксовка», сопровождаются повышенным «угаром» масла и «сизым» выхлопом. Следует иметь в виду, что «сизый» выхлоп также имеет место при «затвердевших» сальниках клапанов и изношенных направляющих втулках клапанов. В таких случаях свечи зажигания имеют сильный коркообразный нагар. В худшем случае при такой неисправности – это мокрая от масла и неработающая свеча.

В случае, если какой-либо цилиндр имеет компрессию, по отношению к другим, ниже допуска, можно поступить следующим образом. С помощью шприца влить в цилиндр 5-10 мл. моторного масла и вновь измерить компрессию. Вариант первый – компрессия стала выше чем в остальных цилиндрах. Это означает, что в сопряжении клапан – седло клапана проблем нет и наиболее вероятной, и часто встречающейся причиной, является «закоксованность» компрессионных колец. Хотя может быть и худший случай – это поломка кольца или перегородок поршня. Вариант второй – компрессия после вливания масла не изменилась (или увеличилась всего на 0,5-1 кгс/см2). В этом случае уже без частичного или полного «вскрытия» двигателя не обойтись.

Если позволяет время и есть желание то можно конкретизировать поломку. Сначала с помощью эндоскопа через свечное отверстие проверить нет ли «прогара» поршня. Далее выставить поршень исследуемого цилиндра на такте сжатия в верхнюю мертвую точку (впускной и выпускной клапаны закрыты). Через свечное отверстие подать в камеру сгорания сжатый воздух и выяснить, куда идет утечка воздуха. Если в выпускной коллектор – проблема с выпускным клапаном, если во впускной коллектор – проблема с впускным клапаном. Если утечка воздуха в систему охлаждения – проблема с прокладкой головки блока цилиндров, либо трещина в головке блока. Если проблемы с клапанами, то спешить снимать головку блока не стоит. Сначала снимите клапанную крышку и проверьте тепловые зазоры в клапанах или состояние гидрокомпенсаторов. Причиной неплотного закрытия клапанов могут быть «подклинившие» гидрокомпенсаторы (если они есть).

2. Эффективная мощность – это параметр, который снимается с колес автомобиля. Ее можно определить на беговых барабанах динамометрического стенда. Мощность двигателя – это характеристика, которая снимаемается с коленвала. Определить ее можно, измерив угловое ускорение вращения коленвала в режиме от холостых оборотов до максимальных, при резком нажатии до упора педали акселератора. Еще есть диагностический параметр, непосредственно связанный с мощностью двигателя, это баланс мощности по цилиндрам двигателя. Такая процедура измерения предусмотрена в некоторых мотор – тестерах. Суть метода заключается в том, что на работающем двигателе поочередно блокируется работа цилиндров и измеряется падение оборотов. Падение оборотов тем больше, чем больше мощность отключенного цилиндра. На экране монитора в виде номограмм отображается процентный вклад каждого цилиндра в общую мощность двигателя. Метод достаточно информативный, но имеет и некоторые ограничения. На многоцилиндровых двигателях точность метода снижается, кроме того возникает опасность повреждения катализатора, из-за попадания в него большого количества несгоревшего топлива при блокировке цилиндров.

3. Давление масла в системе смазки. Этот диагностический параметр позволяет оценить износ сопряженных деталей кривошипно-шатунного механизма (коренные и шатунные шейки коленвала – вкладыши), износ подшипников распредвала, состояние масляного насоса и редукционного клапана. Давление масла в системе смазки, как и величина компрессии, регламентируется производителем двигателя. Измеряется давление масла на прогретом двигателе с помощью манометра, подключенного вместо штатного датчика давления. Результаты измерений нужно сопоставить с данными производителя. Проблемы в системе смазки возникают, как правило, если несвоевременно меняется масло и масляный фильтр, смена масла сопровождается промывкой двигателя специальными быстродействующими средствами промывки. Частицы отложений, под действием сильных растворителей, отделяются от внутренних поверхностей и перекрывают каналы системы смазки. Опасна такая промывка и для тонких каналов подшипников турбокомпрессора.

Если зимой автомобиль передвигается на короткие расстояния, двигатель имеет большое количество холодных пусков и не достигает рабочей температуры, а значит работает на «богатой» топливо-воздушной смеси. В таких случаях несгоревшее топливо и влага разжижают масло и образуют осадки, кислоты и смолы, которые сокращают срок жизни масла. Вследствие этого, смену масла и масляного фильтра необходимо производить раньше, чем рекомендует производитель автомобиля. Преждевременное старение масла также происходит от попадания большого количества топлива, проникающего в масляную систему при многократных и неудачных пусках холодного двигателя с последующей попыткой его запуска с «буксира».

4. Давление картерных газов или количество газов, прорывающихся в картер. Эти диагностические параметры также позволяют оценить состояние цилиндро-поршневой группы достаточно объективно, но к сожалению, эта диагностика не получила широкого распространения. Для общего развития: измеренное значение не должно превышать некоторый порог, установленный для исправного двигателя. С ростом оборотов, давление не должно расти, а в идеале, может незначительно уменьшиться.

5. Разрежение во впускном коллекторе. Данный диагностический параметр позволяет оценить состояние цилиндро-поршневой группы и газо-распределительного механизма. По фазовым сдвигам, форме и амплитудным значениям кривой пульсирующего разрежения (в идеале это сигнал синусоидальной формы), можно судить о состоянии привода распредвала (ремень, цепь), зазорах и герметичности клапанов, наличии отложений и нагара на впускных клапанах, приводящих к ухудшению наполнения цилиндров топливо-воздушной смесью. Если есть подозрение на большое количество отложений на впускном клапане, то необходимо с помощью эндоскопа, введенного через посадочные отверстия снятых форсунок, визуально осмотреть клапана. Исходя из количества отложений, можно рекомендовать очистку в режиме промывки инжекторов на работающем двигателе или механический способ очистки, путем частичной разборки двигателя.

6. Анализ вибраций, стуков и шумов двигателя. Исправный двигатель издает равномерный шум, о такой работе образно говорят – двигатель «шепчет». Но рано или поздно появляются разные аномалии. Наиболее часто появляется периодическое «вздрагивание» двигателя на холостых оборотах, которое обычно происходит из-за пропусков воспламенения топливо-воздушной смеси (дефектные свечи, несоответствующий зазор в свечах, раннее зажигание, «богатая» или «бедная» смесь). «Вздрагивание» в этом случае сопровождается синхронными «хлопками» в выхлопной трубе. Равномерная «тряска» двигателя на оборотах холостого хода характерна для одного или более неработающих цилиндров. Причины могут быть разные – не работает свеча зажигания или форсунка, нет компрессии в одном или нескольких цилиндрах, обрыв высоковольтного провода, «прогар» прокладки головки блока между двумя смежными цилиндрами и др. Последний дефект выявляется при измерении компрессии: в этих цилиндрах величина компрессии будет одинаковой между собой и низкой, по отношению к другим цилиндрам. Еще одно характерное проявление связанное с вибрацией двигателя: на оборотах холостого хода двигатель работает ровно, а при резком нажатии на педаль газа, ДВС набирает обороты с вибрацией, и затем, на высоких оборотах вновь работает ровно. В движении автомобиля это выглядит как «провал» при наборе оборотов.

Читать еще:  В дизельный двигатель попал сахар что будет

Причин здесь несколько. Может быть неисправным датчик положения дроссельной заслонки или расходомер воздуха, низкое давление топлива в системе впрыска, засоренные форсунки, «уставшие» свечи зажигания, или высоковольтные провода, либо не рабочая одна из катушек зажигания. Характерные шумы и стуки издает неисправное навесное оборудование (генератор, гидроусилитель руля, кондиционер, натяжные и вспомогательные ролики этих агрегатов). Определить источник шумов среди навесного оборудования достаточно просто, методом поочередного снятия приводного ремня соответствующих агрегатов, или с помощью стетоскопа. Сложнее обстоит дело с внутренними стуками двигателя. Увеличенные зазоры в сопряженных деталях, изношенные гидрокомпенсаторы, увеличенные тепловые зазоры клапанов приводят к ударным нагрузкам в механизмах, которые сопровождаются шумами и стуками. Перечислять, куда приложить стетоскоп, и какой стук будет при прослушивании коренных и шатунных подшипников, подшипников распредвала, поршней, клапанов и т. д. мы не будем, скажем одно – для этого нужны не только знания, но и опыт.

7. Анализ дымности выхлопа. У исправного, прогретого двигателя в теплую погоду, выхлоп практически бесцветный. После запуска двигателя, по мере прогрева глушителя, можно наблюдать более белый выхлоп (пар), который прекращается после испарения оттуда влаги. В холодную погоду пар виден и на прогретом двигателе. Густой белый выхлоп бывает в двух случаях – попадание по разным причинам охлаждающей жидкости в цилиндр либо попадание масла непосредственно в выпускную систему, где оно в большей части испаряется, а не сгорает. Такой выхлоп имеет характерный запах масла. Если выхлоп черный, диагноз один – слишком «богатая» топливо – воздушная смесь по целому ряду причин. Такой выхлоп всегда сопровождается повышенным расходом топлива с негативными последствиями для двигателя. «Сизый» выхлоп (иногда с оттенком голубого цвета) – это свидетельство попадания и сгорания масла в камеру сгорания. Пути попадания два – через кольца, или через сальники клапанов и направляющие втулки клапанов, по рассмотренным выше причинам.

8. Газоанализ. Диагностика технического состояния двигателя, и тем более рекомендация о необходимости ремонта, не может быть полной без анализа состава выхлопных газов. Но для анализа технического состояния ДВС недостаточно простого газоанализатора для измерения СО. В этом случае нужен уже более серьезный, четырехкомпонентный газоанализатор. Квалифицированный специалист с помощью газоанализатора может определить фактически любую неисправность в Вашем двигателе.

Что такое самодиагностика двигателя?

Что такое самодиагностика двигателя?

Под бортовой диагностикой (самодиагностикой) понимается система программно-аппаратных средств, способная определить и идентифицировать неисправности системы управления двигателем, двигателя, а также возможные причины их возникновения.

Самодиагностика двигателя решает следующие задачи:

  • Превышение предельных значений токсичности отработавших газов автомобиля,
  • Ухудшение параметров двигателя (например, снижение мощности, увеличение расхода топлива),
  • Выход из строя двигателя или компонентов системы управления.
Как работает бортовая диагностика двигателя?

Информирование водителя о наличии неисправности включением диагностической лампы.

Горящая диагностическая лампа не требует от водителя немедленного прекращения движения и остановки двигателя. Водитель предупреждается, что бортовая система диагностики зафиксировала неисправность двигателя, при этом автомобиль может двигаться самостоятельно в аварийном режиме. В этом случае обязанность водителя — доставить автомобиль в авто сервис.

Мигание диагностической лампы сигнализирует о том, что обнаружена неисправность, которая может привести к серьезным повреждениям других деталей автомобиля (например катализатора).

Сохранение информации об обнаруженной неисправности.

В момент обнаружения неисправности в память заносится код ошибки согласно международной классификации. Коды ошибок и вся сопутствующая дополнительная информация облегчают специалистам поиск и устранение неисправностей в системах управления двигателем.

Активизация аварийных режимов работы двигателя.

При обнаружении неисправности для обеспечения приемлемых ходовых качеств автомобиля, для предотвращения выхода из строя исправных компонентов, для предотвращения выхода значений токсичности отработавших газов — система управления двигателем переходит на аварийные режимы работы. Суть аварийных режимов состоит в том, что при возникновении неисправности в цепи какого-либо датчика, контроллер двигателя использует для расчетов замещающие значения, хранящиеся в его памяти, вместо реального сигнала датчика.

На аварийных режимах автомобиль должен быть способен доехать до авто сервиса. Случается так, что водитель и не подозревает о том, что двигатель работает в аварийном режиме.

Обеспечение взаимодействия с диагностическим оборудованием.

О наличии неисправности система бортовой диагностики сигнализирует зажиганием диагностической лампы. Далее система бортовой диагностики должна обеспечить возможность считывания сохраненной в памяти контроллера диагностической информации с помощью специализированного оборудования.

Для этой цели в системе управления двигателем организован последовательный канал передачи информации, в состав которого входят контроллер, стандартизированная диагностическая колодка для подключения диагностического оборудования и соединяющий их провод (К-линия). Для передачи информации используются стандартизированные протоколы.

С помощью диагностического оборудования специалисты могут считать из памяти контроллера информацию о выявленных ошибках, о самой системе управления двигателем, выполнить серию проверочных тестов.

Облегчение поиска неисправностей двигателя

Современные системы бортовой диагностики способны идентифицировать около сотни неисправностей. Каждой неисправности присваивается свой код согласно международной классификации. Например, код Р0102 соответствует неисправности ‘Датчик массового расхода воздуха. Низкий уровень сигнала’. В данном случае код ошибки однозначно указывает на компонент двигателя, сигнал которого считается ложным, но не определяет причину возникшей неисправности: это может быть и неисправный датчик, и короткое замыкание цепей.

Существуют коды ошибок, которые указывают на неисправности в целой подсистеме. Примером могут служить коды Р0301—Р0304 ‘Пропуски воспламенения в 1—4-м цилиндрах’. Причинами этих кодов могут быть как неисправности электрических компонентов двигателя (модуля или катушки зажигания, свечей, высоковольтных проводов, форсунок), так и механические неисправности двигателя, следствием которых является неравномерное вращение коленвала (например, из-за снижения компрессии).

Существуют неисправности, по которым коды ошибок не фиксируются вообще, но которые влияют на ходовые качества автомобиля.

Чтобы однозначно определить причину неисправности, требуется провести серию проверок с помощью диагностического оборудования. Правильное использование информации, которую выдает система самодиагностики, позволяет максимально сократить время на поиск неисправности.

Что относится к диагностики двигателя

В каких случаях и для чего производится диагностика двигателя

Обычному автомобилисту диагностика мотора нужна в двух случаях. Первый — при покупке подержанного автомобиля возникает естественный вопрос, в каком состоянии его «сердце» — двигатель и надолго ли его хватит ? Второй — в случае возникновения каких то проблем с двигателем, появление непонятных шумов или стуков, увеличение расхода масла, снижение мощности, «троение» и т. д.

Опишу методы диагностики, доступные практически каждому и не требующие какого то особенного оборудования. А так же самые, часто встречающиеся, проблемы с двигателем.

Первый метод назовём «визуальным», он действительно не требует никаких приспособлений, кроме «свечного» ключа и ключа на 10 для снятия крышки корпуса воздушного фильтра. Этот метод больше подходит для экспресс-диагностики при покупке автомобиля, а также является начальным этапом при проведении более детальной диагностики с применением некоторого оборудования, назовём её «инструментальной» диагностикой.

Диагностируем двигатель визуально

Сперва слушаем звуки двигателя.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и лучше один раз услышать, чем сто раз описать какой то звук. Но попробую. В начале удостоверьтесь, что встревоживший вас звук исходит от двигателя, а не от других деталей и частей автомобиля. Могут вибрировать и стучать друг о друга детали подвески, детали выпускной системы, детали крепления двигателя, детали навесных элементов, детали защиты картера и пр. Вот некоторые подсказки. Нажав на педаль сцепления, вы исключите почти полностью звуки издаваемые коробкой передач и трансмиссией (сцеплением). Покачиванием двигателя (двигатель крепится к кузову или раме на эластичных подушках и имеет некоторую подвижность) можно выявить звуки, исходящие от подвески двигателя, защиты картера, системы выпуска и т. п. Сняв ремень генератора, можно исключить звуки, издаваемые генератором и помпой — водяным насосом (на «классике»). Так что прежде, чем «грешить» на двигатель, прослушайте внимательно его «окружение».

Разделим звуки на четыре категории.

1 — Звонкие стучащие звуки, исходящие из верхней части двигателя, обычно исходят из клапанного механизма. Скорее всего это сигнал того, что требуется регулировка клапанов, если её не делали своевременно, или повышенный износ клапанного механизма, или поломка одного из элементов этого механизма. Несколько дополнений. Износ распределительного вала и регулировочных шайб 08-го мотора происходит очень медленно по сравнению с распред. валом и коромыслами «классического» двигателя. Это связано с конструктивными особенностями — 08-й распред. вал трётся о регулировочные шайбы в масляной ванне, а в классике смазка осуществляется по другому, менее эффективно. И ещё о 08-м моторе — звук издаваемый при увеличении теплового зазора, практически неотличим от звука издаваемого изношенным «стаканчиком» на котором лежит регулировочная шайба.

2 — Шелестящие металлические звуки, изменяющие свой характер при изменении оборотов двигателя, исходящие из передней его части. Скорее всего этот звук издаёт плохо натянутая цепь, а возможно и обломки, уже оторванного ослабшей цепью, успокоителя цепи. Ну раз упомянута цепь, то естественно это относится к «классике». На 08-х, со стороны ремня ГРМ (газораспределительный механизм), тоже хватает разных звуков — задевание за защитный кожух движущихся частей двигателя, постукивание ослабленного ремня по кожуху при изменении оборотов двигателя, шелест ролика-натяжителя и разнообразные звуки, издаваемые помпой.

3 — Среднего и низкого тона звуки с частотой заметно меньшей, чем клапанные звуки, исходящие из средней и нижней части двигателя и изменяющиеся или появляющиеся при увеличении оборотов. Это звуки более «неприятные», т. к. могут говорить о серьёзных проблемах с двигателем — повышенный износ цилиндро-поршневой группы, износ шеек коленчатого вала и вкладышей. В общем эти звуки могут быть предвестниками капитального ремонта двигателя.

Встречается ещё один специфический звук в «классике», напоминающий похрюкивание, так звучит валик привода вспомогательных агрегатов (масляного насоса и трамблёра ). За звук и вид (толстенький и короткий) этот валик в народе прозвали «поросёнком».

4 — Металлический звонкий стук, появляющийся при разгоне автомобиля или на стоящем автомобиле при резком увеличении оборотов двигателя. Это детонационные стуки. Детонация — взрыв горючей смеси в камере сгорания, а не плавное (относительно взрыва) её сгорание от воспламенения искрой свечи зажигания. Детонация появляется по разным причинам, основные — это слишком раннее зажигание, некачественный бензин, переобеднённая топливная смесь, уменьшение объёма камеры сгорания за счёт образования в ней большого количества нагара, перегрев двигателя. В народе называют это явление — «пальчики стучат». На самом деле, основной слышимый нами звук издают поршни двигателя, принимающие на себя ударную волну от взрывов топливной смеси в камерах сгорания. Детонация очень вредное явление, продолжительная езда с такими звуками приводит к разрушению двигателя, в первую очередь поршневых колец, перегородок между канавками на поршнях и т. д.

Дальше смотрим на выхлопные газы.

И не только смотрим, но и нюхаем, только не надо вставлять свой нос прямо в выхлопную трубу, а так, слегка, издали, как нюхаем французские духи. 🙂 Так вот, если дым чёрного оттенка с примесью запаха бензина, то это говорит о переобогащённой смеси, о неправильной работе карбюратора, и ничего не говорит о состоянии двигателя. Если дым синеватого оттенка с запахом гари, то это говорит о том, что в камеры сгорания попадает масло и там сгорает. Такое дымление однозначно говорит и о перерасходе масла. Расход масла до 200-300 гр. на 1000 км. пробега по дымлению не всегда явно определяется. Если же расход более 300 гр., то это почти всегда заметно по выхлопу.

По характеру дымления можно определить и виновника перерасхода масла. Если дымление явно увеличивается при резком увеличении оборотов двигателя, а при работе на холостых или повышенных, но постоянных, его почти нет, то это говорит о проблемах с маслоотражательными колпачками клапанов. В худшем случае, может быть, повышенный износ или поломка направляющих втулок клапанов двигателя. Для проверки предположения, о попадании масла в камеры сгорания через колпачки и втулки, выворачиваем свечи и внимательно рассматриваем их. Наличие масла на резьбовой части свечей подтверждает течь через колпачки — втулки. Износ втулок, до такой степени, может встречаться только на старых моторах с большим пробегом. А вот изношенность колпачков или потеря ими эластичности встречается очень часто. Например, использование некачественного масла, попадание в масло бензина или перегрев двигателя, бывает это случается и на совсем «свежих» моторах. Но проблема эта решается довольно быстро и просто заменой м/о колпачков.

Гораздо хуже дела обстоят, когда дым валит постоянно, а не только при перегазовках. Это проблемы уже цилиндро-поршневой группы двигателя. Возможен повышенный износ колец и поршней — для старых двигателей или «залегание» колец в поршневых канавках или их поломка, что бывает и на «свежих» моторах. В случае «залегания» (закоксовки) колец, можно обойтись «терапевтическим лечением», в остальных случаях придётся двигатель разбирать. Залеганию колец может предшествовать перегрев двигателя, использование некачественного масла, длительная стоянка автомобиля. Масляное кольцо на конце глушителя, служит дополнительным подтверждением, возникших проблем с ЦПГ (цилиндро-поршневая группа)..

Не следует путать выходящий из глушителя водяной пар с дымом. На непрогретом двигателе, с ещё холодным глушителем за счёт конденсации влаги, выходит большое количество пара и капель воды, особенно в холодную или влажную погоду. Поэтому диагностику по выхлопу делаем только на хорошо прогретом двигателе.

Снимаем крышку корпуса воздушного фильтра.

Если воздушный фильтр «плавает» в масле, а из отверстия системы вентиляции картерных газов вырываются пульсирующие клубы паров масла и газа, то этому двигателю пора на капитальный ремонт.

И последнее в этой главе. Если при заведомо исправной системе зажигания, исправном карбюраторе и отсутствии подсоса воздуха двигатель «троит» (заметно трясётся на холостых оборотах, имеет сбоящий, неровный выхлоп), тогда приступаем к инструментальной диагностике.

Диагностируем двигатель инструментально

Инструментальная диагностика даёт нам более полное представление о состоянии двигателя и позволяет более точно установить возникшую неисправность, что в свою очередь поможет сэкономить время и деньги при ремонте. Для такой диагностики двигателя необходим некоторый инструмент — компрессометр и приспособления для подачи воздуха в цилиндры мотора (достаточно 2 — 3 атм.) и определения такта сжатия в цилиндре. Компрессометры продаются практически во всех магазинах запчастей, а можно и у друзей взять напрокат. Если нет компрессора, то для наших целей подойдёт и колесо собственного автомобиля. При наличии шланга нужной длины и диаметра и умелых рук можно приспособиться и обеспечить кратковременную подачу воздуха в цилиндр двигателя при проведении процедур, о которых расскажу дальше. Приспособлением для определения такта сжатия может быть просто кусочек тряпочки, немного пропитанный маслом и вставленный в свечное отверстие. При прокручивании коленчатого вала, при закрытых клапанах и движении поршня вверх (это и есть такт сжатия), наша тряпочка выскочит из свечного отверстия. Этот момент нам и надо уловить. Только не жалейте тряпки, очень маленький кусочек может засосать в цилиндр, потом замучаетесь его вытаскивать. Очень удобно использовать для этой процедуры свисток, состыкованный со свечным отверстием. Вставили свисток и крутим коленчатый вал двигателя, услышали свист — это и есть нужное нам положение поршня.

О приспособлениях, кажется всё рассказал. Теперь, для чего всё это нужно. Если двигатель «троит», то без инструментального контроля не обойтись. Что такое «троение», я описал в конце статьи о визуальной диагностике. Итак приступаем.

1 — Замер компрессии делается для выявления «больного» цилиндра. Очень удобно делать это с помощью замыкающей кнопки, подающей «плюс» с аккумулятора на втягивающее реле стартёра. При этом штатный провод, идущий с замка зажигания на стартёр, отсоединяется. Если подходящей кнопки, 2-х метров провода, разъёма и «крокодила» нет, то придётся крутить двигатель стартёром от замка зажигания, тут без помощника не обойтись. И не забудьте снять центральный высоковольтный провод с трамблёра, обеспечив искровой зазор в 3 — 5 мм. между металлическим наконечником и массой. И ещё, во время процедуры помощник за рулём автомобиля пусть держит педали газа и сцепления нажатыми — легче засасывается воздух в цилиндры двигателя через открытые дроссельные заслонки карбюратора и легче стартёру крутить двигатель с отсоединённой коробкой передач.

Итак, замеры сделаны. Тот цилиндр, компрессия в котором заметно отличается от других, и является «больным». Если разница составляет менее 1-й атмосферы, то возвращайтесь в поисках причин «троения» обратно к зажиганию, карбюратору, подсосу воздуха и прочему. Разброс в 1-у атм., скорее всего, будет указывать на некоторую неравномерность износа ЦПГ, вполне допустимую у двигателей с пробегом более 50-70 тыс. км. Величина компрессии должна равняться, примерно, степени сжатия, умноженной на 1,3. Величину степени сжатия двигателя вы можете найти в технических характеристиках вашего автомобиля. Почему примерно? Потому, что эта величина зависит от многих изменчивых факторов — температура двигателя, вязкость масла, заряженность аккумуляторной батареи и т. д. Да и разброс в точности показаний различных компрессометров достигает 2-х — 3-х атм. Так что наш главный ориентир, это сравнение величин компрессии между цилиндрами. Компрессия в «больном» цилиндре необязательно должна быть меньше, чем в остальных. Например, излишнее попадание масла в цилиндр двигателя, компрессию увеличивает, что может подтвердить и свеча, вывернутая из него и имеющая наросты от сгорания этого масла. А причинами попадания излишнего масла в цилиндр может быть и поломанное маслосъёмное поршневое кольцо, дефект в паре клапан — направляющая втулка и пр.

2 — Рассмотрим случай падения компрессии в одном из цилиндров двигателя. Этот дефект встречается чаще всего. Первым делом заливаем в этот цилиндр 10 — 15 мл. чистого масла и снова измеряем в нём компрессию. Если давление заметно возросло и даже превысило показания в остальных цилиндрах, то это указывает на поломку или залегание поршневых колец. Если показания не изменились, то причиной падения компрессии в этом цилиндре может быть неплотное прилегание клапанов к сёдлам (прогар или неполное закрытие из-за неправильной регулировки зазоров), повреждение прокладки головки блока цилиндров, прогар поршня или трещина в нём. Чтобы конкретнее определить причину падения компрессии, установите поршень этого цилиндра в положение близкое к ВМТ (верхняя мёртвая точка) на такте сжатия и подайте в цилиндр сжатый воздух под давлением 2 — 3 атм. (как это сделать, описано выше). При этом не забудьте включить 4-ю или 5-ю передачу и зафиксировать автомобиль от движения «ручником» или колодками. Повреждение прокладки головки блока цилиндров можно определить по шипению воздуха из соседнего свечного отверстия. Выход воздуха через карбюратор укажет на неплотность посадки впускного клапана. Повышенный выход воздуха из маслозаливной горловины (со снятой пробкой) указывает на прогар или трещину в поршне двигателя. Выход воздуха через глушитель автомобиля говорит о проблеме с выпускным клапаном. Чаще всего выпускной клапан прогорает — эта «беда» встречается при «троящем» моторе в 90% случаев.

Современная диагностика автомобилей

В недавнем по историческим меркам прошлом, лет так 60 назад, если бы кто-то попросил в магазине книгу об «электронике автомобилей», она была бы очень маленькой, а книг об «электронной диагностике автомобилей» не было вообще. Но мы живем в другое время и без этих понятий и атрибутов автомобиль уже представить невозможно.

Первая электроника в автомобилях контролировала лишь управление двигателем. Но прогресс движется вперед. В современные модели автомобилей внедряют десятки подобных блоков управления. Эти системы могут управлять практически любым элементом транспортного средства:

  • регулировать работу двигателя;
  • контролировать тормозную систему;
  • отвечать за климат-контроль и создавать комфортные условия в салоне;
  • управлять коробкой передач.

Классические способы диагностики авто

Диагностика – это процесс нахождения причин неисправности по определенным признакам.

До того, как в автомобилях начали использовать сложные электронные блоки, электрические цепи автомобиля представляли собой довольно простые системы. Эти цепи получали питание от аккумуляторной батареи. Схема подключения была довольно простая: тумблер (кнопка) – реле – исполнительный механизм. Для того чтобы найти неисправность в такой цепи, автоэлектрику не нужно было обладать специальным оборудованием, достаточно иметь контрольную лампу, амперметр и вольтметр, чтобы отследить получение питания отдельных узлов. В случае нахождения неисправности, вышедший из строя узел менялся на новый. Даже в случае с неизвестными марками автомобилей, ремонтнику не приходилось много трудиться, по конструкции и принципу действия все автомобили были похожи.

Современная компьютерная диагностика

На современных автомобилях очень мало используется старый метод питания двумя уровнями, плюс либо масса. Сигнал по CAN-шинам передается с помощью сложных аналоговых и системы двоичных сигналов, он идет от датчиков к ЭБУ, далее к исполнительным механизмам. При этом контрольная лампа, как и очень многие другие традиционные методы, как, например, в случае со старыми автомобилями, мало чем помогут. А в некоторых случаях могут навредить, нанеся повреждения проводке.

Эти тенденции привели к необходимости создания принципиально нового диагностического оборудования и разработке новых компьютерных программ, которые бы обеспечили быстрый доступ к необходимой информации о ремонтируемом автомобиле.

Теперь при помощи компьютерной диагностики имеется прекрасная возможность проверять работу не только двигателя, но и тормозных систем автомобилей, климатической установки, приборной панели, мультимедийных систем и тому подобное.

С помощью компьютерной проверки водитель может максимально точно и быстро проанализировать состояние отдельных механизмов, которые находятся под управлением электроники. Такая комплексная диагностика позволяет удостовериться в том, что машина действительно исправна.

С другой стороны, компьютерная проверка помогает оценить состояние лишь тех систем, которые основаны на электронике. Однако важнейшая работа в автомобиле достается механизмам. Это означает, что ошибки в показаниях датчиков могут возникать из-за механических неисправностей. Поэтому не спешите менять электронику, если обнаружите, что какой-то прибор работает не так, как нужно. Вполне возможно, что причиной этому является вышедший из строя механизм.

Оборудование для диагностики

Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры.

Сканер

Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму. Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.

Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.

Мотортестер

Данный прибор – это глаза диагноста. Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под диагностику двигателей, под измерение высокого напряжения, давлений, токов. Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.

В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.

Газоанализатор

То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.

То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.

Дополнительное оборудование

Даже основными диагностическими приборами нельзя полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.

Топливные монометры

В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей. Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.

Пример из практики автосервиса «Желтый бокс»

Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).

Тестер утечек

Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе. Какие места утечек могут быть: Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда. Регуляторы холостого хода.

Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.

Стетоскоп технический

Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.

Эндоскоп

Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет? Как это увидеть, не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.

Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру. Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой. Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась. И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.

Зачем нужно проводить диагностику

Обстоятельства, при которых владельцу транспортного средства желательно провести его комплексную диагностику:

  • Если он заметил «странности» при управлении автомобилем, например:
    • увеличенный расход топлива;
    • замедление при нажатии на педаль газа;
    • длительный (дольше обычного) прогрев;
    • не запускается / плохо запускается;
    • заметно потерял мощность;
    • издает посторонние шумы и стуки;
    • выпускает черный или белый выхлоп;
    • работает неравномерно и др.
  • После ДТП. Существует большая вероятность того, что рабочие компоненты авто имеют незаметные на первый взгляд повреждения, которые в любой момент могут создать вам проблемы.
  • При покупке автомобиля б/у. Диагностику проводят с целью приблизительной оценки остаточного ресурса двигателя, чтобы не купить «кота в мешке».
  • Он заботится о своем автомобиле, о безопасной езде, и старается регулярно проходить плановое техническое обслуживание.

Диагностика автомобиля при гарантийном ремонте

Когда в гарантийном автомобиле проявляется недостаток, обычно автосервис предлагает нам пройти «диагностику» или «дефектовку», предупреждая, что если недостаток не проявится, мы должны будем ее оплатить. ЭТО НЕ ЗАКОННО.

В течение гарантийного срока никто не вправе навязывать Вам платные «диагностики» и взимать за них деньги. Это запрещено пунктом 2 статьи 16 и пунктом 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1).

В Законе № 2300-1 нет таких понятий как «диагностика» или «дефектовка», а есть «проверка качества» и «экспертиза», которые бесплатные. Максимум что может вам предложить сервисный центр – провести проверку качества, при которой вы вправе присутствовать. Даже если для такой проверки придется снимать двигатель – это все равно бесплатная проверка качества. Впрочем, если вы сможете убедить бесплатно снять двигатель, но потом выяснится, что недостатка нет или он проявляется по вашей вине, тогда вам предложат заплатить за снятие и установку или только за установку двигателя. Что делать? Оплачивать данную работу и затем письменно требовать компенсировать ваши убытки; а если откажутся – обращаться в суд.

Требование о компенсации убытков должно быть удовлетворено в 10ти дневный срок. Затем за каждый день взыскивается неустойка 1% от текущей цены автомобиля. При этом общий размер неустойки может в несколько раз превысить стоимость автомобиля. Более того, суд взыщет с виновной стороны штраф в размере 50% стоимости иска.

Отсутствие запасных частей для гарантийного ремонта

Изготовитель вправе устанавливать срок службы автомобиля, но если он этого не делает, то срок службы в силу Закона № 2300-1 равен десяти годам.

При этом изготовитель в течение срока службы автомобиля изготовитель обязан обеспечить возможность его использования, для чего обеспечивает ремонт и техническое обслуживание автомобиля, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Напомним, что в силу статьи 20 Закона № 2300-1 любой гарантийный недостаток автомобиля должен устраняться незамедлительно, то есть запасные части должны быть в любом сервисе в количестве, необходимом для незамедлительного гарантийного ремонта. Если их нет, то уполномоченная автомастерская обязана привезти их как можно быстрее, ведь за каждый день просрочки ремонта ей придется платить потребителю неустойку в размер 1% от цены автомобиля, а у потребителя появится права вернуть деньги за автомобиль или заменить его на новый без доплаты.

В пункте 1 статьи 20 Закона № 2300-1 прямо сказано, что отсутствие необходимых для устранения недостатков автомобиля запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

Об этом же говорит и статья 401 ГК РФ: если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2021

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector