Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заказать обратный звонок

Перегрев двигателя авто: причины и последствия

Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!

1. Внутренние причины перегрева

  1. Дополнительные источники тепла
  2. Особенности эксплуатации
  3. Двигатель
  4. Неисправности

2. На что обратить внимание?

  1. Критический случай
  2. Средний перегрев
  3. Слабый перегрев

4. Что делать при перегреве автомобиля?

5. Профилактика перегрева

Чем выше рабочая температура, тем выше КПД, по этой причине перегрев двигателя автомобиля – частая проблема современных автомобилей. При этом диагностировать проблему вовремя и уберечь автомобиль достаточно сложно. Перегрев авто может привести к серьезной дорогостоящей поломке.

В статье разберем наиболее популярные причины перегрева двигателя автомобиля, и расскажем, как уберечь себя от дорогостоящих последствий.

Уровень рабочей температуры в современных автомобилях доходит до 105 градусов, ранее этот показатель был на отметке 80 градусов. Во время стояния в пробках температура двигателя доходит до 113 – 126 градусов, при этом не все конструкционные материалы, фары и смазки способны выдержать такие нагрузки. Переход от приемлемой температуры к критичной может быть стремительным.

Стоит иметь ввиду, что во многих популярных моделях, с давними сроками выпуска вообще нет возможности отслеживать температуру охлаждающей жидкости. О перегреве сообщает датчик, который загорается по факту. Еще один распространенный вариант – фиктивные приборы, они высвечивают одинаковые показатели и при 80 и при 105 градусах, что делает их неэффективными. Все это обуславливает не готовность водителя к оперативным действиям.

Внутренние причины перегрева

1. Дополнительные источники тепла

Как уже писали выше, сам по себе мотор сильно нагревается, плюс вокруг него также находятся конструктивные элементы, которые дополнительно повышают температуру. К таким элементам можно отнести каталитические нейтрализаторы.

Еще один конструктивный элемент, который может спровоцировать перегрев двигателя – кондиционер, поскольку он выделяет тепло и не дает полноценно поступать воздуху к радиатору. Также проблемой может быть и скопление грязи и пыли, а это препятствует нормальному охлаждению. Излишне греются и галлогенные фары, стоит заменить их на светодиодные варианты.

Также не в пользу охлаждения двигателя сработала попытка сделать его более легким и компактным, из-за этого радиаторы стали тонкими, а объем охлаждающей жидкости снизился в 2 раза, это отрицательно сказалось на аварийном запасе.

АКПП и турбонадув также являются дополнительными источниками тепла под капотом.

2. Особенности эксплуатации

Следующий блок причин перегрева автомобиля связан с эксплуатацией транспортного средства.

Первый фактор, из-за которого автомобиль перегревается – перегруз машины. Причем речь идет как о салоне, так и о крыше. Второй связан с движением по бездорожью и в горных условиях, оно существенно увеличивает нагрузку на двигатель, плотность охлаждающего радиатора воздуха. Третий связан с неисправностями в ходовой и коробке передач, которые могут затруднить движение автомобиля: спущенные шины, сбои в срабатывании тормозов, неверные углы установки колес, гидротрансформатор, пробуксовка сцепления и другие.

Также к ситуациям, которые провоцируют перегрев, можно отнести длительную буксировку и длительную работу на холостых оборотах, она может быть вынужденной, но двигатель перегревает.

Если на клапане выпуска образуется трещина, температура отработанных газов повышается.

3. Двигатель

Если жидкости не хватает, значит, что есть протечки. Чаще всего их можно обнаружить в резиновых патрубках и радиаторах. Необходимо внимательно относиться к состоянию автомобиля и любым признакам некорректной работы.

4. Неисправности

Во время ремонта охлаждающей системы используют герметик, он, как и охлаждающая жидкость, может оставлять налет в системе. Этот налет выводит из строя термостат. В результате мотор и силовой агрегат перегреваются.

Ошибки в регулировке зажигания или впрыска. Если зажигание происходит позже необходимого, то оно не успевает закончиться на выпуске, из-за этого происходит скачок температуры отработанных газов. В результате антифриз закипает, что может привести к перегару мотора.

В системе охлаждения со временем откладываются минеральные соли, что становится проблемой, которую не так легко определить. Отложение солей препятствует заполнению всей системы жидкостью, утолщает стенки, приводит к перегреву мотора.

В камере сгорания образуется нагар, он препятствует проведению потока тепла, масло попадает в цилиндры с явным избытком, что чревато отложениями, от солей двигатель греется еще сильнее.

Также дополнительный слой отложений образуют присадки, создавая эффект утепления.

На что обратить внимание?

1. Первые признаки перегрева автомобиля – стрелка температуры антифриза на приборной переместилась в красную зону, это значит достижение уровня 120 градусов. Или загорелся специальный датчик, сопровождаемый звуковым сигналом.

2. Симптом перегрева машины: резко упала мощность и тяга авто.

3. Слишком громкая работа ДВС, металлические звуки, звон и др.

4. При проверке состояния охлаждающей жидкости обнаружены хлопья и потемнения на стенках расширительного бачка.

5. Из-под капота вырывается пар, закипел антифриз.

6. Если появился налет белого цвета на свечах, сами свечи будут повреждены – это признаки сильного перегрева двигателя автомобиля.

7. Если на улице теплая погода, вы стоите в пробке или едете очень медленно, но при этом чувствуете, что вентилятор радиатора не выключается совсем.

8. При проверке масла ДВС обнаруживается смена цвета на серо-рыжеватый, появление пены.

9. Протечки антифриза, ГСМ, трещин и деформации ДВС.

10. Стрелка под ногами водителя сильно нагревается.

Чем опасно?

Критический случай

Самый тяжелый вариант, при котором греющийся мотор внезапно глохнет полностью, обычно это чревато серьезными последствиями.

  1. сломаться коленвал;
  2. деформироваться вся цилиндрово-поршневая группа;
  3. оплавиться коренные и шатунные вкладыши;
  4. блок ДВС может быть пробит поршнем.

После такого серьезного перегрева восстановить двигатель обычно не удается.

Средний перегрев

Если двигатель долго работал в условиях перегрева, но его не заклинило. Тогда обычно закипает мотор и скачет температурная стрелка. Такая ситуация чревата прогаром прокладки головки блока цилиндров и деформацией поршневых колец и ГБЦ, в том числе и появлением трещин в корпусе. При этом автомобильная оптика продолжает работать.

Слабый перегрев

Незначительный и непродолжительный перегрев двигателя имеет место в случае, когда водитель заметил признаки вовремя, до того, как стрелка термостата переместилась в красную зону и предпринял меры по защите двигателя. При такой степени перегрева последствия обычно незначительные, после остывания двигатель может продолжать движение в прежнем режиме.

Что делать при перегреве автомобиля?

Самым серьезным симптомом перегрева является закипание двигателя. Если вы увидели пар, идущий из-под капота автомобиля:

1. Снизьте скорость.

2. Переведите рычаг на нейтральную позицию.

3. Доберитесь до места, где вы сможете остановиться.

4. Если нет ярко-выраженного гула, резких металлических ударов, заведите авто и дайте ему поработать на холостых оборотах.

5. После этого можно пробовать заливать в бочок воду или антифриз. Подождать, пока остынет двигатель и только после этого начинать искать причину.

6. Если вы слышите ярко-выраженный металлический стук во время работы двигателя, скорее всего повреждены вкладыши. В такой ситуации автомобилисту придется добираться до автосервиса на автоэвакуаторе.

Читать еще:  Вибрация двигателя гранд старекс от чего может быть

7. Одно из главных правил: не пытаться сразу справиться с перегревом, остудить мотор, и заливать жидкости, иначе можно получить серьезные раны.

Профилактика перегрева

Профилактические мероприятия достаточно универсальны и подойдут для подстраховки от любых поломок, в том числе и перегрева. Так рекомендуют вовремя обслуживать автомобиль, проверять уровни технологических жидкостей и регулярно доливать. Заливать в машину только качественное масло и топливо с высоким октановым числом.

Стоит выбирать только совместимые варианты ГСМ, они указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля. Вовремя менять вышедшие из строя детали системы охлаждения автомобиля. Верно регулировать зажигание и диагностировать натяжение ремня помпы. Желательно совсем отказаться от присадок, или минимизировать их содержание. И самое главное, при первых признаках перегрева, если стрелка термостата приближается к красной зоне, стоит сразу обратить на это внимание и предпринять все возможные меры для того, чтобы исключить возможность перегрева автомобиля.

Что происходит с дизельным двигателем при перегреве

Серёга 740 » Ср фев 23, 2011 1:04 am

Вот,что пишут спецы.

Нарушение уплотнения камеры сгорания — тоже довольно распространенная причина перегрева. Продукты сгорания топлива, находясь под большим давлением в цилиндре, через неплотности проникают в рубашку охлаждения и вытесняют от стенок камеры сгорания охлаждающую жидкость. Образуется горячая газовая «подушка», дополнительно нагревающая стенку. Подобная картина возникает из-за прогара прокладки головки, трещин в головке и гильзе цилиндра, деформации привалочной плоскости головки или блока, — чаще всего вследствие предшествовавшего перегрева. Определить, что подобная негерметичность имеет место, можно по запаху выхлопных газов в расширительном бачке, вытеканию антифриза из бачка при работе двигателя, быстрому повышению давления в системе охлаждения сразу после запуска, а также по характерной водомасляной эмульсии в картере. Но установить конкретно, с чем связана негерметичность, удается, как правило, только после частичной разборки двигателя.

Явная негерметичность в системе охлаждения возникает чаще всего из-за трещин в шлангах, ослабления затяжки хомутов, износа уплотнения насоса, неисправности крана отопителя, радиатора и других причин. Отметим, что течь радиатора часто появляется после «разъедания» трубок так называемым «Тосолом» неизвестного происхождения, а течь уплотнения насоса — после длительной эксплуатации на воде. Установить, что охлаждающей жидкости в системе мало, визуально так же просто, как и определить место утечки.

Негерметичность системы охлаждения в ее верхней части, в том числе из-за неисправности клапана пробки радиатора, приводит к падению давления в системе до атмосферного. Как известно, чем меньше давление, — тем ниже температура кипения жидкости. Если рабочая температура в системе близка к 100°С, то жидкость может закипеть. Нередко кипение в негерметичной системе возникает даже не при работе двигателя, а после его выключения. Определить, что система действительно негерметична, можно по отсутствию давления в верхнем шланге радиатора на прогретом двигателе.

Что происходит при перегреве

Как отмечено выше, при перегреве двигателя начинается кипение жидкости в рубашке охлаждения головки блока цилиндров. Образующаяся паровая пробка (или подушка) препятствует непосредственному контакту охлаждающей жидкости с металлическими стенками. Из-за этого эффективность их охлаждения резко уменьшается, а температура значительно возрастает.

Такое явление носит обычно местный характер — вблизи области кипения температура стенки может быть заметно выше, чем на указателе (а все потому, что датчик устанавливается на наружной стенке головки). В результате в головке блока могут появиться дефекты, в первую очередь — трещины. В бензиновых двигателях — обычно между седлами клапанов, а в дизелях — между седлом выпускного клапана и крышкой форкамеры. В чугунных головках иногда встречаются и трещины поперек седла выпускного клапана. Трещины возникают также в рубашке охлаждения, например, по постелям распределительного вала или по отверстиям болтов крепления головки блока. Такие дефекты лучше устранять заменой головки, а не сваркой, которую пока не удается выполнить с высокой надежностью.

При перегреве, даже если трещин не возникло, головка блока часто получает значительные деформации. Так как по краям головка прижата к блоку болтами, а перегревается ее средняя часть, происходит следующее. У большинства современных двигателей головка изготовлена из алюминиевого сплава, который при нагреве расширяется больше, чем сталь крепежных болтов. При сильном нагреве расширение головки приводит к резкому возрастанию усилий сжатия прокладки по краям, где расположены болты, в то время как расширение перегретой средней части головки болтами не сдерживается. Из-за этого происходит, с одной стороны, деформация (провал от плоскости) средней части головки, а с другой — дополнительное обжатие и деформация прокладки усилиями, значительно превышающими эксплуатационные.

Очевидно, после охлаждения двигателя в отдельных местах, особенно у краев цилиндров, прокладка уже не будет зажата должным образом, что может вызвать течь. При дальнейшей эксплуатации такого двигателя металлическая окантовка прокладки, потеряв тепловой контакт с плоскостями головки и блока, перегревается, а затем прогорает. Особенно это характерно для двигателей со вставными «мокрыми» гильзами или если между цилиндрами слишком узкие перемычки.

В довершение всего деформация головки приводит, как правило, к искривлению оси постелей распределительного вала, расположенных в ее верхней части. И без серьезного ремонта эти последствия перегрева устранить уже не удастся.

Не менее опасен перегрев и для цилиндропоршневой группы. Поскольку кипение охлаждающей жидкости распространяется постепенно от головки на все большую часть рубашки охлаждения, то резко снижается и эффективность охлаждения цилиндров.

А это значит, что ухудшается отвод тепла от нагреваемого горячими газами поршня (тепло от него отводится в основном через поршневые кольца в стенку цилиндра). Температура поршня растет, одновременно происходит и его тепловое расширение. Поскольку поршень алюминиевый, а цилиндр, как правило, чугунный, то разница в тепловом расширении материалов приводит к уменьшению рабочего зазора в цилиндре.

Конструкция поршня всегда предусматривает компенсацию его теплового расширения соответствующим профилем наружной поверхности (см. «АБС-авто», 1997, №№ 11-12). Например, верхняя часть поршня всегда нагрета больше, поэтому диаметр здесь меньше, поршень получается коническим. С другой стороны, нижняя часть поршня — юбка — при нагреве сильнее расширяется по оси поршневого пальца. Поэтому ее делают в сечении эллипсной с большой осью, перпендикулярной оси пальца. А чтобы сделать зазор в цилиндре совсем малым (до 0,02-0,03 мм), применяют дополнительную компенсацию теплового расширения с помощью стальных пластин, пазов и др.

Но от перегрева и это не спасает. Сильно нагреваясь, поршень расширяется в основном по оси пальца. Давление юбки на стенку цилиндра растет, причем наиболее сильно — вблизи отверстий под палец. Силы трения поршня о стенку увеличиваются, температура юбки — тоже, а масляная пленка из-за разогрева масла и роста давления поршня на стенку утоньшается. В конечном счете это приводит к разрыву пленки, полусухому трению, а затем «схватыванию» алюминия с чугуном, т.е. к задиру, а иногда — к заклиниванию поршня в цилиндре.

Читать еще:  Cf moto 500 тюнинг двигателя

Задир характеризуется взаимным переносом материалов, т.е. чугуна на поверхность поршня, а алюминиевого сплава — на цилиндр с образованием глубоких рисок и борозд. Естественно, такие повреждения цилиндра приводят в дальнейшем к уменьшению компрессии и повышенному расходу масла.

Но и это не все. После охлаждения перегретый поршень, оказывается, может сохранить большую остаточную деформацию, а его размер по юбке способен уменьшиться на 0,2-0,4 мм.

Это значит, что поршень застучит, особенно после запуска холодного двигателя.

Действие перегрева на поршень этим не ограничивается. Ведь наиболее нагретая его часть — верхняя, и ее тоже может заклинивать при чрезмерном расширении. Последствия будут еще хуже — задиры в верхней части поршня распространяются и на поршневые кольца, нередко их буквально завальцевывает в канавках. Как результат — кольца полностью теряют подвижность. Такой цилиндр способен выключиться, т.к. компрессия в нем упадет практически до нуля.

Иногда от перегрева поршневые кольца теряют упругость. Но это — редкое явление. Практика показывает, что раньше наступает задир и заклинивание, поэтому кольца чаще теряют подвижность в канавках, чем упругость.

Дальнейшая судьба такого двигателя известна — капитальный ремонт с расточкой блока и заменой поршней и колец на ремонтные. Перечень работ по головке блока вообще получается непредсказуемым. Лучше все-таки мотор до этого не доводить. Открывая периодически капот и проверяя уровень жидкости, можно в какой-то степени себя обезопасить. Можно. Но не на все 100 процентов.

Перегрев двигателя: причины и способы решения проблемы

Рано или поздно любой водитель может столкнуться с проблемой перегрева мотора. Чаще всего, температура двигателя достигает критической отметки в жаркую летнюю погоду и/или при движении в вялотекущих пробках, причем от этого не зачищены даже владельцы современных и дорогих машин.

Последствия перегрева мотора могут быть самыми различными. В лучшем случае, продолжить движение на автомобиле станет временно невозможным, и водителю придется подождать, пока температура силового агрегата придет в норму. В худшем — может произойти серьезная поломка движка, и тогда машину придется реанимировать с помощью дорогостоящего ремонта.

К слову, двигатели многих современных автомобилей боятся высоких температур, и уже через 10-15 минут перегрева в них может произойти подплавление поршней. А если температура была критической хотя бы 20-30 минут, то владельцу стоит готовиться к искривлению ГЦБ, образованию трещин, прогоранию прокладок и разрушению межкольцевых перегородок.

При длительном перегреве (более получаса) последствия могут оказаться еще куда более страшными. К примеру, резко возникает риск того, что мотор полностью придет в негодность из-за пробития стенки блока поршнем, либо может переломиться коленвал.

Естественно, никто из автомобилистов не хочет доводить дело до крайностей, однако как понять, что двигатель машины перегревается и что сделать, чтобы привести его рабочую температуру в норму?

Каковы причины перегрева двигателя?

Заметим, что будучи полностью исправным автомобиль справляется с охлаждением силового агрегата без чьей-либо помощи, поэтому перегрев мотора в первую очередь свидетельствует о наличии проблем в системе охлаждения. Последняя на современных авто состоит из множества различных деталей, при этом выход любой из них может привести к заметному снижению эффективности охлаждения. Что же может сломаться?

Чаще всего, в системе охлаждения из строя выходит вентилятор. Если его лопасти не крутятся, то он перестает гнать воздух на радиатор. Проблемы с вентилятором могут возникнуть при неисправностях датчика, муфты включения или электродвигателя.

Причиной перегрева двигателя может стать и поломка термостата, который нередко «заклинивает» в закрытом положении, а также выход из строя водяной помпы. Плюс может произойти и разгерметизация системы охлаждения, то есть протечка охлаждающей жидкости.

Впрочем, иногда мотор может перегреться даже если все его системы охлаждения находятся в рабочем состоянии. Произойти это может в жаркую летнюю погоду при наличии, к примеру, грязного радиатора, который вроде бы свою задачу выполняет, но в тоже время функционирует далеко не на 100%. Кроме того, перегрев может вызвать и сам водитель при постоянном движении на пониженных передачах и на высоких оборотах.

Как узнать о перегреве двигателя?

На приборной панели некоторых автомобилей имеется специальная шкала, показывающая текущую температуру двигателя. Если ее стрелка находится на красной зоне, то это явный признак перегрева силовой установки.

Впрочем, большинство современных машин подобной шкалы лишены, зато на их приборке имеется соответствующая лампочка, загорающаяся при достижении критических температур, при этом ее срабатывание нередко сопровождается звуковыми сигналами, так что не заметить такую тревогу практически невозможно.

О перегреве мотора также может свидетельствовать появление в салоне резкого запаха, который возникает в результате кипения охлаждающей жидкости. Самым ярким симптомом того, что температура двигателя находится на критической отметке — является появление пара из под капота автомобиля.

Что делать при перегреве мотора?

Если вы заметили, что температура силового агрегата стала критической, то следует сразу же заглушить мотор машины и некоторое время подождать, так как продолжив движение можно существенно усугубить ситуацию, нарвавшись на дорогостоящий ремонт.

Заметим, что долив охлаждающую жидкость вы можете стабилизировать температуру быстрее, а вот поливать мотор холодной водой, как это в панике делают некоторые автомобилисты, ни в коем случае не стоит, поскольку это может привести к появлению трещин в конструкции силового агрегата.

Если перегрев мотора застал вас посреди городской пробки, то движение все равно следует прекратить и оставаться на холостых оборотах, а для охлаждения мотора — выставить самые высокие обороты вентилятора и включить печку на максимальную температуру.

Благодаря этому вентилятор отопителя будет частично отводить тепло с мотора в салон, что позволит привести температуру двигателя в норму гораздо быстрее, чем при обычном простое. Чтобы водителю и пассажирам при этом не «сжариться» — в салоне стоит открыть все окна.

При любой возможности постарайтесь покинуть пробку, выехав на участок открытой дороги. Движение поспособствует дополнительному обдуву двигателя радиатора, однако скорость нужно набирать на небольших оборотах (до 2 000 об/мин).

Когда температура двигателя наконец придет в норму, водителю стоит направиться на ближайшее СТО, либо вызвать эвакуатор.

Причины и последствия перегрева ДВС

Перегрев двигателя грозит серьезной поломкой и необходимостью капитального ремонта. Поэтому каждому водителю важно знать основные причины повышения температуры, чтобы в случае перегрева правильно выявить причины и уменьшить негативные последствия.

Как понять, что мотор перегрелся

Определить перегрев можно как по косвенным признакам, так и по прямым указателям индикаторных приборов. Подавляющее большинство автомобилей оборудуются датчиком температуры охлаждающей жидкости. Приближение стрелки к отрезку красного цвета будет свидетельствовать о перегреве. Если на вашем авто нет указателя температуры двигателя, то в случае аварийного повышения температуры на приборной панели загорается лампочка красного цвета (до прогрева ДВС указатель горит синим цветом).

Читать еще:  Шевроле круз что лить в двигатель

Если индикаторы на приборной панели молчат, перегрев двигателя можно обнаружить по вырывающемуся пару из-под крышки расширительного бачка, раздутым патрубкам системы охлаждения. С повышением температуры внутри магистрали циркуляции ОЖ повышается давление. Клапан в крышке предназначен для аварийного сброса давления, а также компенсации разряжения, возникающего при уменьшении ОЖ в объеме.

Особенности системы охлаждения

Система охлаждения ДВС автомобиля предполагает 3 режима работы:

  • циркуляция ОЖ по малому кругу (в среднем от 82 до 87ºС). Для уменьшения времени прогрева двигателя антифриз циркулирует только в «рубашке» двигателя;
  • циркуляция ОЖ по большому кругу. Как только температура поднимается выше расчетной границы (в среднем 85-87ºС), термостат открывается, сочленяя «рубашку» двигателя и основной радиатор. Теперь антифриз проходит через малый контур, радиатор, а затем поступает в расширительный бачок с охлаждающей жидкости;
  • циркуляция ОЖ по большому кругу с включенным вентилятором охлаждения. Если проходящего через соты радиатора потока воздуха недостаточно для охлаждения ДВС, и температура продолжает повышаться, к охлаждению подключается вентилятор. В среднем температура включения 95-102ºС. Как только температура снижается на 3-4 градуса, вентилятор отключается.

Точные значения температур указаны в руководстве к эксплуатации и ремонта вашего авто.

Основные причины

Перегрев бензинового или дизельного двигателя – это всегда последствие неисправности, большинство из которых можно определить в полевых условиях. Из-за чего может перегреваться мотор:

  • недостаточное количество ОЖ. Причиной этому может стать внезапная разгерметизация системы, к примеру, по причине надрыва патрубка либо игнорирования норм периодичности проверки технических жидкостей. Ведь даже на исправном двигателе может наблюдаться небольшой расход антифриза. Не стоит путать следствие с причиной. Возможно, разорванный патрубок либо сильная течь в радиаторе – это последствия перегрева и высокого давления, которое образуется в системе при повышении температуры ОЖ, а не причина роста температуры;
  • отсутствие циркуляции антифриза – одна из самых частых причин перегрева двигателя. За циркуляцию ОЖ в системе отвечает помпа, крыльчатка которой приводится в движение ремнем ГРМ либо сервисным ремнем. Обламывание лопастей, коррозия либо установка несоответствующей помпы замедляют циркуляцию ОЖ, что приводит к перегреву как дизельных, так и бензиновых ДВС. Заклинивание помпы, проскальзывание или облом приводного ремня ведет к перегреву только в том случае, если насос не связан с приводом ГРМ, так как остановка привода помпы никак не сказывается на работоспособности системы фаз газораспределения. Часто обрыв ремня ГРМ случается именно вследствие заклинивания помпы, что может повлечь за собой капитальный ремонт мотора. Препятствовать циркуляции антифриза может закупоривание каналов системы отложениями. Именно поэтому при замене антифриза рекомендуется промывать каналы. Если не были соблюдены правила замены ОЖ, в системе может образоваться воздушная пробка, что ухудшает охлаждения двигателя. Также причиной может стать использование герметиков для ремонта протечек радиатора. Часто такие составы закупоривают не только место течи, но и крыльчатку помпы;
  • пробой прокладки ГБЦ. В таком случае выхлопные газы прорываются в систему охлаждения, что значительно повышает температуру ОЖ.
Термостат, вентилятор

Если при достижении расчетной температуры термостат не открывается, ОЖ продолжает циркулировать по малому контуру, что неизбежно ведет к перегреву двигателя.

Неисправность вентилятора может заключаться как в поломке привода винта, так и в питании и датчиковой аппаратуре. На современных инжекторных и дизельных ДВС команду к включению вентилятор получает от электронного блока управления двигателем (ЭБУ), который ориентируется на показания датчика температуры ОЖ. Опасность заключается в том, что часто для включения вентилятора используется отдельный датчик температуры, а не измеритель, передающий данные на панель приборов. Альтернативой такому принципу работы является вискомуфта включения вентилятора. Внутри корпуса находится специальный гель, который при повышении температуры блока двигателя расширяется, блокируя муфту винта.

Диагностика в полевых условиях

Если вовремя определить причину повышения температуры, можно избежать самых плачевных последствий. Элементарные правила поиска причины, если индикатор показывает перегрев двигателя:

  • из-под автомобиля капает жидкость синего, зеленого, красного или желтого цвета, при испарении ощущается сладкий запах – признак течи тосола;
  • раздутые патрубки, отсутствует аварийное сбрасывание давления – поломка клапана в крышке расширительного бачка;
  • холодный радиатор – заклинивание термостата;
  • радиатор горячий, но вентилятор не включается. Вина на датчиковой аппаратуре либо приводе вентилятора;
  • печка дует то холодным, то горячим воздухом – воздушная пробка, проскальзывание ремня. Если печка начала дуть холодным, циркуляции ОЖ и вовсе прекратилась. Следует проверить, вращается ли помпа;
  • отсутствие течи антифриза, раздутые патрубки, выход выхлопных газов через расширительный бачок – пробой прокладки ГБЦ. Первым делом следует проверить уровень масла, так как попадание антифриза ухудшает смазывающие характеристики моторного масла, последствием чего становится критический износ трущихся пар.

Что делать, если перегрелся двигатель

Перед тем как открыть крышку расширительного бачка, накройте ее плотным материалом. Необходимо быть максимально аккуратным, так как горячий пар и брызги антифриза могут обернуться значительными ожогами.

Если вы заметили перегрев двигателя, включите на максимум печку. Часть тепла уйдет на обогрев салона, что позволит снизить температуру. Оставьте включенными только самые необходимые потребители электрического питания. Если течь незначительная, в крайних случаях для доливки можно использовать обычную чистую воду. Жидкость нужно как можно скорей заменить на качественный антифриз. При крайней необходимости несколько километров можно преодолеть при проскальзывании ремня помпы. Если циркуляция ОЖ прекратилась, следует немедленно остановиться.

Стоит заметить, что дизельные двигатели изначально имеют меньшую теплоотдачу, поэтому при прочих равных перегреть бензиновое «сердце» значительно проще. Особенно это актуально для маломощных дизельных моторов, которые зимой даже до рабочей температуры прогреваются медленно.

Чем чревата езда на перегретом моторе

Возможные последствия перегретого двигателя:

  • усиленный износ трущихся пар, возникающий вследствие ухудшения смазывающих характеристик моторного масла, чрезмерного теплового расширения деталей, изменения физических свойства материалов из-за повышения температуры. В первую очередь страдают стенки цилиндров, поршневые кольца, коренные и шатунные вкладыши, постели распредвалов;
  • пробой прокладки ГБЦ;
  • потеря эластичности маслосъемных колпачков, сальников;
  • деформация ГБЦ;
  • перегрев поршневых колец. Потерявшие эластичность кольца не в состоянии хорошо прижиматься к поверхности цилиндра, что приводит к потере компрессии, угару моторного масла. Именно поэтому сильно перегретые двигатели начинают расходовать больше масла;
  • появление задиров на стенках цилиндров и юбке поршня вследствие теплового расширения поршня. В крайних случаях последствием может стать заклинивание поршня;
  • деформация постелей распредвала. Перекос впоследствии ускоряет износ кулачков и постелей;
  • оплавление цилиндров, прогар клапанов.

Описанные последствия характерны как для дизельного, так и для бензинового ДВС.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector