Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новый двигатель ПАК ФА оставил позади «Раптор» и F-35

Новый двигатель ПАК ФА оставил позади «Раптор» и F-35

Для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) разработан новый двигатель, сообщила пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Его называют «изделием 30». Опытные образцы построены и проходят испытания.

Сейчас испытываемые образцы ПАК ФА летают на двигателях первого этапа — АЛ-41Ф1 (изделие 117). Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, производства НПО «Сатурн».

«Изделие 30», как подчеркивают в ОДК , это не модернизация, а полностью новый двигатель пятого поколения. К его основным характеристикам можно отнести новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор и новую систему управления. В нем «много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире. Мы считаем, что с этим двигателем Т-50 будет еще более прорывным проектом, более тяговооруженным, более совершенным», – сказал представитель корпорации Антон Чечуков.

Двигатель «изделие 30» позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления. От двигателя для Су-35С (изделие 117С) его отличает повышенная сила тяги, новая турбина и улучшенные характеристики расхода топлива, а также — полностью цифровая система управления.

Первый полет, сообщает пресс-служба, состоится в четвертом квартале 2017 года. Поставки истребителя пятого поколения в войска могут начаться после 2018 года, согласно заявлению, сделанному заместителем Министра обороны Юрием Борисовым 2 февраля 2017 года.

Новый двигатель добавит ПАК ФА преимуществ по сравнению с конкурентами. Как пишет журнал «Популярная механика», летом 2016 года на вооружение армии США поставлен F-35 Lightning II. Это самолет охарактеризован как более дешевый и не столь «умелый» , как F-22 «Раптор», производство которого была закрыто из-за дороговизны, однако 200 штук все же изготовили и они представляют собой серьезных противников в случае боестолкновений.

Сравнивая нашу и американскую машины, журнал отмечает, что первые версии ПАК ФА были оснащены двумя двигателями с суммарной тягой 30 000 кгс, а суммарная тяга двух Pratt & Whitney F119 «Раптора» — порядка 32 000 кгс. Однако тяга перспективных двигателей нашего истребителя — «изделия 30», на летных образцах достигла 35 000 кгс, причем изготовитель, ОКБ им. Люльки планировал довести ее до 36 000. Очевидно, двигатели с этими или близкими характеристиками и начнут в 2017 году устанавливаться на ПАК ФА.

При этом у них наилучшие характеристики по скорости отклонения вектора тяги по всем ракурсам, что позволяет самолету «вертеться волчком практически на месте», в то время как у двигателей F119-PW-100, установленных на «Рапторе», сопла отклоняются лишь по вертикали. Причем со скоростью всего 20 градусов в секунду, в то время как у ПАК ФА скорость отклонения, по данным «ПМ», составляет 60 град./сек. «Таким образом, — отмечает журнал, — при максимальной взлетной массе в 37 т (когда ракет на борту у ПАК ФА будет почти в полтора раза больше, чем у F-22) тяговооруженность сравнится с тяговооруженностью «Раптора», а при средней — превысит ее почти на 10%». Что касается нового основного самолета США, однодвигательного F-35 Lightning II, то при весьма ограниченной маневренности его тяговооруженность составляет всего около 20 000 кгс.

Почему Россия затягивает выпуск истребителя пятого поколения. И нужен ли нам ПАК ФА вообще

Россия, США и Китай тратят огромные деньги на проекты истребителей пятого поколения. Почти невидимки, способные уничтожать цели в воздухе, на воде и суше. Это оружие будущего, вокруг которого слишком много шума. Hi-Tech Mail.Ru разобрался в том, почему американский F-35 бесит Трампа, а российский ПАК ФА до сих пор не готов.

Истребители 5-го поколения — последние самолеты с пилотом

Реактивные истребители — элита вооружения. Они сложны во всем, от аэродинамики до бортовой электроники и вооружения. Истребители пятого поколения — вершина авиастроения на основе нынешних технологий.

Они стали «модными» из-за своих характеристик. Малозаметный и сверхманевренный истребитель. Летает на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Умная электроника решает отдельные тактические задачи и облегчает пилотирование.

Последний недостаток, наличие пилота, исправят в следующем поколении: истребители научат летать самостоятельно. Перегрузки, которые испытывают пилоты, создают границы маневренности. Истребители пятого поколения — последняя ступень к беспилотной авиации.

Америка первой вооружилась истребителями 5-го поколения

СССР и Америка инициировали проекты истребителей пятого поколения в середине 1970-х. При этом в то время только появились Су-27 и F-15 из поколения № 4, а во многих странах летали лишь самолеты третьего поколения.

Две сверхдержавы вошли во вкус, предвкушая столкновение в очередном конфликте периода Холодной войны. Гонка прекратилась в 1990-е вместе с распадом Советского Союза. На продолжение разработок у России не было ни денег, ни ресурсов.

Америка свой проект довела до ума и в 2005 году первой в мире вооружилась истребителями пятого поколения F-22 Raptor («Хищник»). «Это, вероятно, лучший самолет в мире, — убежден специалист в области обороны и национальной безопасности Кайл Мизоками. — F-22 сочетает в себе хитрость, маневренность и мощность двигателя. Но все устаревает, и “идеальный боец” движется вперед по мере развития техники».

Только на конструирование Штаты потратили 66,7 млрд долл., а каждый самолет обошелся бюджету еще в 146 млн. Легендарный F-16 из четвертого поколения даже в поздней модификации F-16D Block 52 стоил 34 млн долл.

Тогда авиастроитель Lockheed Martin показал альтернативу — F-35 Lightning II. Ирония в том, что самолет породило сотрудничество Lockheed Martin и ОКБ им. Яковлева. В 1995 году американцы изучили опыт разработки советского истребителя Як-141, который умел вертикально взлетать и садиться. Разбирались так подробно, что первые модели F-35 даже походили на советский истребитель.

F-35 Lightning II противопоставлялся F-22 Raptor: универсальный легкий истребитель пятого поколения для ВВС и ВМФ. Скрытный и маневренный, способный на вертикальный взлет и укороченную посадку. Самое важное — Lockheed Martin обещала сделать «Хищника» дешевым.

Разработки и самолеты — безумно дорогие

Два года назад Корпус морской пехоты США получил первые F-35. Пока выпущено около 250 самолетов, в том числе на продажу. Первые три отправили в Израиль.

Однако F-35 поразила та же проблема, которая присуща F-22. Разработка продолжается, а стоимость уже перевалила за 55 млрд долларов. На истребители повесили ценники со стоимостью плюс-минус сотня миллионов, в зависимости от модификации.

США планируют закупить 2443 самолета. Этот парк и его эксплуатация обойдутся Америке до 2030 года в 380 млрд долл. За эту цифру зацепился Дональд Трамп. Он еще в декабре припугнул авиастроителя Lockheed Martin.

Читать еще:  Электрический топливный насос высокого давления бензинового двигателя

Трамп кивал на истребитель Boeing F/A-18E/F Super Hornet. Менее инновационный и разрекламированный, зато стоит почти в два раза дешевле. Подействовало. Lockheed Martin решила к 2019 году снизить стоимость своих самолетов до 85 млн долл. за штуку.

Россия опоздала с проектом истребителя 5-го поколения на 20 лет

Ориентировочная стоимость российского истребителя ПАК ФА пока составляет 100 млн долларов. Самый крупный заказ собиралась сделать Индия — на 200—250 машин. В Индии на базе нашего истребителя создадут собственные – FGFA. Однако пока готовых машин нет даже у ВВС России.

Отечественный проект истребителя пятого поколения реанимировали только в начале нулевых. Подняли наработки по СУ-47 и МиГ 1.44, но те устарели. Наскребли всю более-менее ценную информацию и затеяли новый проект — «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА).

На старте в проект вложили 30 млрд рублей. В 2010 году тестовый самолет показали Владимиру Путину. Позже выяснилось, что этот вариант ПАК ФА не дотягивает до пятого поколения: старый двигатель и иностранная электроника. Путину, тогда премьер-министру, все равно понравились перспективы, и на завершение проекта выделили еще 30 млрд руб.

На весь проект ПАК ФА требуется около 3 млрд долларов. Копейки по сравнению со стоимостью F-22 и F-35. Однако эти самолеты уже служат в армиях разных стран, а ПАК ФА лишь проектируется.

Потенциально ПАК ФА сильнее F-35

Опоздание иногда можно конвертировать в преимущество. «F-35 создали, когда возможные противники (США) летали на самолетах вроде Су-30 и МиГ-29. ПАК ФА разработан с учетом спецификаций F-35, в частности, чтобы противостоять его преимуществам», — объясняет Кайл Мизоками.

Максимальное расстояние полета без дозаправки — тоже внушительное: оно составляет 2700 км, тогда как F-22 пролетит 1900 км, а F-35 — 2200 км.

Преимущества обеспечит новый двигатель, который создают под кодовым наименованием «Изделие 30». Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обещала принципиально новую авионику с функцией «электронного пилота» и беспрецедентно низкий уровень заметности.

ПАК ФА снабдят универсальными ракетами Х-35УЭ. Из-за этого самолет пафосно называют «убийцей кораблей», однако пока никто не видел ПАК ФА даже в демонстрационном бою. Только летные испытания.

На вооружение ПАК ФА поступит не раньше 2020 года

Сначала истребитель планировалось поставить в 2015 году, затем срок дважды переносили на год. Теперь Минобороны лишь задумывается о закупках в рамках программы вооружения на 2018-2025 годы.

Замминистра обороны Юрий Борисов успокаивает: «Самолет проходит плановые испытания. Три новых самолета ПАК ФА, которые Комсомольский-на-Амуре авиазавод поставит в 2017 году, дополнительно подключат к испытаниям первого этапа».

Тестовые самолеты летают на старых двигателях АЛ-41Ф1. Генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков рассказал, что испытания нового двигателя «Изделие 30» начнутся в этом году. Первые тесты авионики в воздухе прошли в апреле, теперь система дорабатывается.

Есть сложности и с вооружением. Загвоздка в том, что конструкторы хотят разместить ракеты внутри фюзеляжа. «Это требует поиска дополнительных технических решений», — объяснил глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

Россия покупает истребители 4-го поколения, Китай торопится конкурировать с США

Сравнивать ПАК ФА с другими моделями истребителей пятого поколения — пиар. Характеристики готового к бою ПАК ФА пока можно только предполагать.

Ситуацию понимают в Министерстве обороны, поэтому покупают самолеты предыдушего поколения Су-30СМ, Су-35С и штурмовики Су-25. «У ВКС есть истребители, полностью удовлетворяющие потребностям Вооруженных сил. Нет необходимости тратить деньги на закупку новой дорогостоящей техники», — подчеркнул замминистра обороны Юрий Борисов.

Маркетинговая гонка тем временем продолжается. Штаты хотят сделать F-35 самым массовым истребителем в мире. По несколько десятков машин планируют купить 11 стран.

На экспорт модель F-35A могут переделать в любой формат. Израиль направит в Пентагон своих инженеров, чтобы создать модель F-35I. В марте 2015 года F-35 начали собирать на конвейере в Северной Италии.

Когда Япония и Южная Корея оплатили по 40 истребителей каждая, собственный проект форсировал Китай. В марте истребитель J-20 поторопились показать публике. Эксперты отметили, что у J-20 тоже много проблем— надежность двигателя W-15, авионика, эффективность стелс-технологий. Генерал ВВС Китая Ма Сяотянь заверил, что работы ускорят, и в ближайшее время истребитель выйдет на службу.

Примечательно, что в конце 2016 года Китай купил у России 24 истребителя Су-35. Любители заговоров сразу углядели в этом желание китайцев скопировать русскую машину.

Россия задумалась об истребителе 6-го поколения

Реальный бой не выиграть маркетинговыми ходами. Многие эксперты сомневаются в силе и мощи истребителей пятого поколения. Среди них Пьер Спрей, бывший военный пилот и инженер, военный аналитик, работавший в Пентагоне.

«Это была великая мечта о воздушном бое за пределами прямой видимости, — объясняет Спрей в интервью ВВС. — Ты видишь кого-то на радаре на большом расстоянии. Смотришь на точку на экране, захватываешь цель, нажимаешь кнопку — и через 30 секунд точка пропадает».

Спрей считает, что мечта осталась мечтой, потому что «точку» невозможно идентифицировать как врага или союзника. В масштабном конфликте самолетов будет много и придется вести ближние бои. В такой ситуации окажутся сомнительными многие фишки пятого поколения, а конкретно —F-35, ПАК ФА и J-20.

«Технология стелс не имеет смысла. Тебя никто не будет искать при помощи радара — кроме тех, кто сидят на земле. А уж они-то справятся и со стелс. Не существует никакой стелс для больших наземных локаторов», — убежден Спрей.

Проекту ПАК ФА — уже 14 лет. Это примерный срок отставания от военной авиации Америки, где принимают на вооружение второй самолет пятого поколения.

Насколько F-22 и F-35 превосходят в бою истребители прошлого поколения, пока неясно. Военные эксперты считают, что истребители «4+» и «4++» отлично справляются со своими задачами.

ПАК ФА остается имиджевым проектом, который важен для дальнейшего развития. Чтобы наверстать очки в новой гонке с США, в России начали разработку истребителя шестого поколения. КБ «Сухого» даже показало наброски вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Главком Воздушно-космических сил Виктор Бондарев сообщил, что самолет будет беспилотным и вообще идут работы над седьмым поколением, отметив: «Если мы сейчас остановимся, то остановимся уже навсегда».

Вячеслав Опахин

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

ПАК ФА все-таки прилетел на МАКС

Российский истребитель ПАК ФА снова продемонстировал свой характерный треугольный планер на авиасалоне МАКС-2017. Засулженный летчик-исптытатель, герой России Сергей Богдан показал зрителям высшие фигуры пилотажа, в том числе знаменитую «Кобру Пугачева».

ПАК ФА. Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Правда, новый двигатель самолета, который должен сменить АЛ-41Ф1, стоящий также на истребителях Су-35, пока не поступил на летные испытания. А ведь именно он делает из ПАК ФА полноценный истребитель пятого поколения.

Читать еще:  Что с двигателем если на холостом ходу низкое давление масла

Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на представителя Объединенной авиастроительной корпорации, в данный момент двигатель проходит наземные испытания, а летные начнутся в конце года.

Сроки неоднократно переносились. Так, осенью прошлого года гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов заявлял, что летные испытания пройдут в 2017-м. Затем в марте этого года вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков сказал, что их перенесли на 2018-й. И вот очередная рокировка.

Так почему же двигатель так долго не могут поставить на новый самолет? Ведь свой первый полет с АЛ-41Ф1 самолет совершил еще в 2010 году.

Прежде всего, создать новый двигатель с нуля всегда сложно и долго. Поэтому изначально на ПАК ФА планировалось поставить АЛ-41Ф1, чтобы испытать летные характеристики самолеты и бортовую электронику. Есть и другая причина — создать двигатель истребителя пятого поколения очень дорого. Неслучайно ряд военных экспертов полагает, что в ходе военного конфликта роль F-22 и ПАК ФА будет несущественной из-за их небольшого количества.

Но в Минобороны РФ с этим не согласны и намерены закончить самолет с новым двигателем. Конечно, АЛ-41Ф1 хорош и надежен. Но несколько портит радиолокационную и инфракрасную малозаметность и буквально чуть-чуть уступает в мощности Pratt & Whitney F119, которые стоят на «конкуренте» F-22.

Поэтому ОАК поручили разработать новый двигатель «Тип 30». Его мощность должна составить около 10 500 кгс без использования форсажа и 17 500 кгс на форсаже. Такие показатели позволят достигнуть крейсерской сверхзвуковой скорости полета без использования форсажа. Благодаря этому удастся значительно сэкономить топливо и ресурс силовой установки. Возрастут и летные характеристики самолета — ПАК ФА превзойдет в мощности F-22.

По предварительным оценкам, «Тип-30» будет эффективнее АЛ-41Ф1 на 20-25%. Данные о нем засекречены, но некоторые подробности все же просочились в СМИ.

Так, стало известно, что лопатки турбины двигателя сделаны из жаропрочных композитных металлокерамических материалов. Кроме того, в «Тип-30» используется плазменная форсажная камера, которая обеспечивает высокую надежность розжига пламени на больших высотах. Это позволяет запускать двигатели в стратосфере практически без кислорода. Самолет становится более «живучим». Вдобавок новый двигатель оборудуют цифровой системой управления.

Впрочем, делать окончательные выводы об эффективности «Тип-30» пока рано. Государственные испытания нового двигателя запланированы только на 2020 год. А вот с проверенным АЛ-41Ф1 самолеты уйдут в серию уже после 2018 года.

К исчезновению газового топлива в России причастна Украина

Максим Богодвид/РИА Новости

Ряд российских регионов столкнулся с нехваткой сжиженного углеводородного газа на АЗС. В Крыму и Татарстане люди не могут заправить газом свои автомобили, а также газовые баллоны в самый разгар консервации. Дефицит привел к резкому скачку цен на СУГ. В это время на Украине российские поставщики бьют рекорды по экспорту. Подробности.

  • Цена на газ в Европе достигла 610 долларов за 1 тыс. кубометров
  • Россия и Венгрия согласовали условия поставок газа
  • Цена на газ в Европе превысила 590 долларов за 1 тыс. кубометров

Чем партии будут заманивать избирателя на выборы

Владимир Смирнов/ТАСС

Партии-участницы выборов в Госдуму опубликовали свои программы. Несмотря на множество принципиальных отличий, за редкими исключениями большинство из них имеют общий недостаток – невозможность реализовать обещанное. С какими идеями партии вышли на сентябрьские выборы и что в них общего с западной политической повесткой? Подробности.

  • Оператор «Северного потока – 2» задумался об апелляции решения суда в ФРГ
  • В Госдуме обвинили движение «Голос» в публикации фейков о нарушениях в России
  • Порошенко посоветовал Зеленскому на переговорах с Байденом «зафиксировать место Украины»

Успехи и неудачи ВМФ СССР в Великой Отечественной обросли мифами

Роберт Диамент/РИА Новости

Восемьдесят лет назад советский Военно-морской флот понес страшные потери в ходе Таллинского перехода – погибли тысячи людей, десятки кораблей были уничтожены. О причинах этой трагедии и о советских мифах относительно роли ВМФ в Великой Отечественной войне газете ВЗГЛЯД рассказал историк Мирослав Морозов. Подробности.

  • В Минпромторге оценили возможность введения экспортных пошлин на металлы в 2022 году
  • Кузнецова назвала первую пилотную область для реализации проекта «Социальный навигатор»
  • Крымчанина заподозрили в распространении экстремистских материалов

Месть Лукашенко Литве приносит пользу России

Виктор Драчев/ТАСС

«Исправно работавшей много лет литовской схеме обхода российских контрсанкций пришел конец». Такими словами эксперты комментируют новые правила транзита товаров через Белоруссию из Евросоюза. Почему Лукашенко наконец решил прикрыть источник «белорусских креветок» и других подобных товаров – и как это будет реализовано чисто технически? Подробности.

  • Стало известно о гибели семи детей из-за удара ВС США в Афганистане
  • ЕС исключил США из списка разрешенных для необязательных поездок стран
  • В Китае предположили завозной характер коронавируса в Ухане

Почему массовые побеги заключенных становятся тенденцией

Антон Денисов/РИА Новости

В Бурятии в субботу по горячим следам задержали семерых преступников, сбежавших из психоневрологического диспансера. Побегу предшествовал бунт в одном из отделений лечебницы. Это второй подобный случай за месяц. В начале августа пятеро преступников сбежали из истринского изолятора, причем один из беглецов – киллер Александр Мавриди – не пойман. Почему в России стали возможны массовые побеги, которые представляют серьезную угрозу? Подробности.

  • В Москве столкнулись пять машин, скорая и мотоцикл
  • Жертвами ДТП в Ставропольском крае стали шесть человек
  • В Башкирии сократилось число очагов лесных пожаров
Следующий немецкий канцлер в любом случае будет «зеленым»

Василий Федорцев, политолог, германист
В российской политике наступают кадровые перемены

Дарья Кислицына, Директор департамента региональных программ ЭИСИ
Украинская экономика сломалась под грузом политики

Елена Герасимова, Журналист, Донецк
  • По факту нападения на росгвардейцев на незаконной акции в Москве возбуждены новые дела
  • Глава ВЦИОМ назвал россиян «тоскующими индивидуалистами»
  • СМИ выдвинули предположение о «чистой бомбе» на борту А321
Афганистан: что будет дальше

Олимпиада в Токио и честь России

За что Зеленский любит Крым

В аэропорту Кабула произошел крупный теракт, много жертв
Ангела Меркель совершила прощальный визит в Россию
Кабул и весь Афганистан сдались «Талибану»
Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области
В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»
В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»
  • Очернение
  • Восхваление
  • Адекватная реальности оценка
  • До 10 тыс. рублей
  • 10-20 тыс. рублей
  • Более 20 тыс. рублей
  • Да
  • Нет
  • Только, если его сделают выходным днем
  • Экономика
  • Политика
  • Общество
  • В мире
  • Происшествия
  • Мнения
  • Видео
  • Фото
  • Нацпроект «Культура»
  • Голосования
  • О газете
  • Вакансии
  • Реклама на сайте
Читать еще:  Высокие холостые обороты двигателя ваз 21083 карбюратор

Главная тема

«абсолютно прав»

Украина

патентный спор

Видео

рост цен на СУГ

«доить и кидать»

угроза цивилизации

учебный год

Таллинский переход

Цитадель германского милитаризма

аграрный сектор

российско-германские отношения

на ваш взгляд

«Двигатель второго этапа» начинает жить

18 ноября 2016, 22:15
Фото: Vitaly V. Kuzmin/wikipedia.org
Текст: Ольга Самофалова

Россия продвинулась еще на один шаг в создании уникального инженерного продукта – «двигателя второго этапа» для новейшего истребителя Т-50. Произвести такое изделие в чем-то даже сложнее, чем космический корабль, и делать это умеют только считаные страны в мире. Во многом благодаря именно новому двигателю российский Т-50 сможет конкурировать с американским F-22.

В Опытно-конструкторском бюро имени Люльки состоялся первый запуск стендового образца «изделия 30» – двигателя второго этапа для истребителя ПАК ФА (Т-50).

В советское время преподаватели авиационных вузов полушутя обещали студентам Ленинскую премию, если они придумают, как повысить термостойкость лопаток турбины на 100 градусов

«В Опытно-конструкторском бюро имени Люльки (Москва, филиал ПАО «УМПО») состоялся первый запуск стендового образца двигателя-демонстратора «изделие 30» – двигателя второго этапа для истребителя ПАК ФА, в подтверждение чему приводится соответствующий плакат», – говорится в блоге bmpd, выходящем под эгидой Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) в «Живом Журнале». Блогеры уточняют, что запуск состоялся 11 ноября, и ссылаются на информацию с веб-ресурса paralay.iboards.ru.

Буквально в начале сентября стало известно, что этот двигатель (так называемое изделие 30) готов «в металле». Теперь начались стендовые испытания. Буквально месяц назад были названы планы по старту полетных испытаний нового двигателя, важнейшего и уникального инженерного сооружения. Гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов заявил, что двигатель второго этапа для ПАК ФА должен приступить к испытаниям в составе комплекса только в четвертом квартале 2017 года. Остальные работы по двигателю ПАК ФА, по его словам, будут развернуты в период с 2018 по 2020 год с прохождением госиспытаний в 2020 году.

Переходная ступень

Единственная страна, которая имеет в своем арсенале истребитель пятого поколения (и соответствующие двигатели для него), – это США. И Россия намерена стать второй страной, имеющей двигатель такого высокого класса. Именно отсутствие нового современного двигателя было одним из аргументов тех, кто отказывался называть истребитель Т-50 машиной пятого поколения.

На эту тему

«В Советском Союзе многие перспективные самолеты взлетали на двигателях от предшественников, на переходных движках. Это было нужно, чтобы начать испытания и отрабатывать узлы, не зависящие от двигателя. Однако выполнение всех требований, предъявляемых истребителю пятого поколения, возможно только при использовании двигателя второго этапа», – говорит газете ВЗГЛЯД главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Создание двигателя второго этапа эксперт оценивает крайне высоко.

«Это означает, что российская авиационная наука и промышленность совершит качественный переход. Были заявления, что двигатель второго этапа по своим характеристикам не будет уступать тем, что стоят на американском F-22. Надеюсь, что это состоится», – говорит Олег Пантелеев.

Уникальность инженерного чуда

По понятным причинам детальной информации о конструктивных решениях, примененных в двигателе, нет. Однако предъявляемые к нему требования известны.#

Во-первых, это определенный уровень энерговооруженности – возможность совершать длительные полеты на сверхзвуковой скорости без форсажа. Сейчас истребители ходят на крейсерской скорости (дозвуковой), а на сверхзвук переходят только на форсаже. Переход на сверхзвук без форсажа дает принципиально новые боевые возможности. По различным оценкам, двигатель второго этапа (тип 30) эффективнее, чем двигатель АЛ-41Ф1 (тип 117), на 20–25%.

Во-вторых, это повышенные удельные показатели, в частности, тяги, приходящейся на единицу массы двигателя.

В-третьих, повышенное требование к обеспечению малой заметности различного диапазона.

«Плюс высокая надежность, контролепригодность благодаря встроенной мощной системе диагностики. Наконец, некоторое упрощение конструкции, то есть меньшее количество узлов и меньшие в пересчете на тягу габариты», – добавляет Пантелеев.

Все дело в лопатках

Исторически в создании двигателей большой тяги для истребителей преуспели только две державы – СССР и США. В этой гонке выигрывала то одна, то другая сторона. При этом догнать Россию и США до сих пор так никому и не удалось, хотя, безусловно, многие страны пытались и тратили на это огромные усилия. Например, китайцы хотели сделать подобный двигатель для своего аналога истребителя Су-30.

«Китайские разработки в значительной степени ориентировались на доступный им уровень технологий, который они могли изучить на поставляемых в Китай самолетах. Другими словами, что подсмотрели, то и смогли воспроизвести. Причем, судя по некоторым замечаниям, вопрос обеспечения надежности и высокого ресурса двигателей в полной мере решить китайской стороне так и не удалось», – уверяет Олег Пантелеев.

«Невозможно получить те же параметры, просто скопировав внешние размеры и облик. Если раньше достаточно было тщательно обмерить и сделать продукт по таким же чертежам, то сегодня и материалы, и технологии изготовления деталей из этих материалов позволяют на десятки процентов, а иногда и в разы изменить характеристики узла. Плюс нанесение различного рода покрытий. Все это является большой тайной и предметом серьезных научных изысканий российских и американских производителей», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Например, одной из уникальных разработок российских инженеров для двигателя второго этапа являются композитные металлокерамические лопатки турбины. Они сделаны из особо жаропрочных сплавов и имеют крайне сложную конструкцию. Воссоздать такой элемент, просто увидев и скопировав двигатель, конечно, нельзя. Секрет не только в составе уникальных сплавов, который узнать несложно, но и в технологии литья. В советское время преподаватели авиационных вузов полушутя обещали студентам Ленинскую премию, если они придумают, как повысить термостойкость лопаток турбины на 100 градусов. От этого параметра напрямую зависит эффективность двигателя.

Известно, что из уникальных разработок кроме лопаток двигателя используется также т. н. плазменная форсажная камера (система зажигания), которая обеспечивает высокую надежность розжига пламени в форсажной камере на больших высотах. Иными словами, это позволяет осуществлять бескислородный запуск двигателя на больших высотах, что повышает выживаемость истребителя.

Также мотор будет иметь хорошие характеристики по газодинамической устойчивости. «Это позволит самолету выполнять все без исключения маневры, включая фигуры высшего пилотажа», – поясняет Пантелеев.

Двигатель второго этапа также получит высокую приемистость, что позволит, принимая оперативно решения о выполнении того или иного маневра, повышать тягу до требуемых значений. Наконец, для него будет использована полностью цифровая система управления, имеющая при этом высочайшую степень надежности и безотказности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector