Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Куда делись ракеты Сатурн 5

Куда делись ракеты Сатурн 5?

Аутсайдеры

После неудачной экспедиции Аполлона 13 в апреле 1970 года, американские власти поняли, что миссии такого рода совсем не застрахованы от возможных трагических последствий (как для астронавтов, так и для престижа страны). Правительство приказало НАСА «затянуть пояса», выдав средства только до миссии Аполлона 17. В противоположность мнению конспирологов, решение было принято вовсе не в срочном порядке, из-за обнаружения на Луне экспедиционного корпуса инопланетян. Миссии Аполлона 18 и 19 были аннулированы 2 сентября 1970 года, после чего на Луне побывали экспедиции Аполлона 14, 15, 16 и 17.

Однако американские конвейеры уже к 70 году успели наштамповать несколько комплектов ракет Сатурн 5, которые были доступны после последней планировавшейся миссии Аполлона 17. В решении конгресса затянуть пояса НАСА это учитывалось, и космическое агентство уже начало модификации двух носителей для программы Скайлэб (орбитальная станция).

Последним носителем примененным для лунной экспедиции, стал SA 512 (Аполлон 17). Ракета SA 513 (отмененная экспедиция Аполлона 18) лишилась приписанной ей третей ступени, вместо которой она выводила на орбиту станцию «Скайлэб», переделанную из параллельно созданной третей ступени. Ракета SA 514, от аннулированной экспедиции Аполлона 19, осталась не у дел и была резервом на случай проблем с SA 512. Ракета-носитель SA 515 пошла по пути СА 513, и стала резервным носителем для дублера «Скайлэба», но сделанного уже из родной третей ступени SA 515.

«Все смешалось, люди, кони…»

Оставшиеся после запуска «Скайлэба» ступени ракет растаскали по музеям так, что практически все три сохранившихся экземпляра Сатурна 5 представляют собой химеры из ступеней друг друга.
В космическом центре Джонсона представлен Сатурн 5 с первой ступенью от SA 514, второй ступенью от SA 515 и третей ступенью ракеты SA 513, которую заменили на «Скайлэб». Единственный экземпляр, все ступени которого создавались для реальной лунной экспедиции.

Сатурн 5 в космическом центре имени Джонсона, Хьюстон

Вторая и третья ступень SA 514, вместе с тестовой первой ступенью (не создавалась для полета), представляют собой второй экземпляр Сатурна 5, выставленный в космическом центре имени Кеннеди, штат Флорида.

В американском музее воздухоплавания и космонавтики выставлен Сатурн 5 составленный из трех тестовых ступеней, ракета не предназначалась для полета. Там же выставлен дублер станции «Скайлэб» — «Скайлэб — Б», переделанный из третей ступени SA 515.

Полу бутафорский тестовый Сатурн 5 в Хантсвилле, неправда ли находка для сторонников лунного заговора?

Первая ступень ракеты SA 515 осталась в Мичуде (около Нового Орлеана), где ее и собрали (там же собирали внешние топливные баки системы Спейс Шаттл).

В целом, в музеях сохранилось достаточно комплектов ступеней Сатурна 5 для сборки двух лунных версий этой ракеты (Все три ступени SA 514 и SA 515 с третей ступенью от SA 513). Так что «эксперты космической техники», коих много среди конспирологов, вполне могут оценить на месте могли ли ракеты Сатурн 5 выполнять свою официальную задачу, или нет.

Сатурн C-5N

Сатурн C-5N
Общие сведения
Страна США
СемействоСатурн
Назначениеракета-носитель
Основные характеристики
Количество ступеней3
Длина100 м
Диаметр10.1 м
Стартовая масса2841040 кг
Масса полезной нагрузки
— на НОО155 тонн
— на траекторию к Луне64 тонн
История запусков
Состояние
Число запусков
— успешных
— неудачных
Первая ступень — S-IC
Маршевые двигатели5 × F-1
Тяга33400 кН
Удельный импульс260 c
Время работы150 с
Горючеекеросин
Окислительжидкий кислород
Вторая ступень — S-II
Маршевые двигатели5 × J-2
Тяга5115 кН
Удельный импульс418 с
Время работы367 с
Горючеежидкий водород
Окислительжидкий кислород
Третья ступень — S-N
Маршевый двигательNERVA
Тяга266.799 кН
Удельный импульс800 с
Время работы1250 с
Горючеежидкий водород, нагреваемый энергией распада ядерного топлива.

Сатурн C-5N — ракета-носитель, проектировавшаяся по программе Аполлон. Вариант ракеты-носителя Сатурн V, у которой вместо третьей ступени S-IVB должна была использоваться ступень S-N с ядерным ракетным двигателем, разработанная по программе NERVA, за счёт чего значительно увеличивалась энерговооружённость носителя.

Так, ракета-носитель Сатурн V с ядерной ступенью, по расчётам, смогла бы выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой 155 тонн (против 118 тонн в варианте с жидким ракетным двигателем), и на траекторию к Луне — 68 тонн против 47 тонн соответственно. Несмотря на то, что ядерный двигатель для третьей ступени был создан, после завершения программы Аполлон, необходимость в сверхтяжёлых ракетах-носителях исчезла, и Сатурн С-5N не был создан.

Напишите отзыв о статье «Сатурн C-5N»

Ссылки

[www.astronautix.com/lvs/satrnc5n.htm Encyclopedia Astronautica] (англ.)

Это заготовка статьи о ракетной, ракетно-космической технике или космическом аппарате. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Авангард · Арес (1 · 5) · Атлас (B · D · E/F · G · H · I · II · III · LV-3B · SLV-3 · Эйбл · Аджена · Центавр) · Афина (I · II) · Дельта (A · B · C · D · E · G · J · L · M · N · 0100 · 1000 · 2000 · 3000 · 4000 · 5000 · III) · Falcon 1 · Калеб · Конестога · Магнум · N-I* · N-II* · Нова · Пилот (NOTS) · Ротон · Сатурн (I ·· V · C-5N) · Sea Dragon · Скаут · Спарта · Спейс шаттл · Титан (II GLV · IIIA · IIIB · IIIC · IIID · IIIE · 34D · 23G · CT-3 · IV) · Тор (Эйбл · Эйблстар · Аджена · Барнер · Дельта · DSV-2U) · Торад-Аджена · Shuttle-C · H-I* · Юнона/Юпитер/Редстоун (1 · 2)

Сатурн-5 (ракета-носитель)

Сатурн-5

Первая ракета «Сатурн-5» (AS-501) на стартовой площадке, перед запуском «Аполлон-4». Фото НАСА
Общие сведения
Страна США
СемействоСатурн
Назначениеракета-носитель
ИзготовительBoeing (S-IC)
North American (S-II)
Douglas (S-IVB)
Основные характеристики
Количество ступеней3
Длина (с ГЧ)110,6 м
Диаметр10,1 м
Стартовая масса2965 т при запуске Аполлона-16 [1]
Масса полезной нагрузки
• на НОО≈140 т (связка корабля Аполлон и третьей ступени носителя с остатком топлива). Третья ступень являлась полезной нагрузкой, так как выводила корабль к Луне.
• на траекторию к Луне65,5 т (46,8 — корабль «Аполлон» + 18,7 — 3-я ступень с остатками топлива).
История запусков
Состояниепрограмма закрыта
Места запускастартовый комплекс LC-39, Космический центр имени Джона Ф. Кеннеди
Число запусков13
• успешных12
• неудачных
• частично неудачных1 (Аполлон-6)
Первый запуск9 ноября 1967
Последний запуск14 мая 1973
Первая ступень — S-IC
Стартовая масса2290 тонн
Маршевые двигатели5 × F-1
Тяга34 343 кН (суммарная у земли)
Удельный импульс263 c (2580 Н·с/кг)
Время работы165 с
Горючеекеросин
Окислительжидкий кислород
Вторая ступень — S-II
Стартовая масса496,2 тонн
Маршевые двигатели5 × J-2
Тяга5096 кН (суммарная в вакууме)
Удельный импульс421 с (4130 Н·с/кг)
Время работы360 с
Горючеежидкий водород
Окислительжидкий кислород
Третья ступень — S-IVB
Стартовая масса132 тонны [ источник не указан 1299 дней ]
Маршевый двигательJ-2
Тяга1019,2 кН (в вакууме)
Удельный импульс421 с (4130 Н·с/кг)
Время работы165 + 335 с (2 включения)
Горючеежидкий водород
Окислительжидкий кислород
Медиафайлы на Викискладе

Сатурн-5 (англ. Saturn V ) — американская сверхтяжёлая ракета-носитель семейства Сатурн. Использовалась для реализации пилотируемой посадки на Луну и подготовки к ней по программе «Аполлон», а также, в двухступенчатом варианте, для выведения на околоземную орбиту орбитальной станции «Скайлэб». Главный конструктор — Вернер фон Браун.

Ракета «Сатурн-5» остаётся самой грузоподъёмной, наиболее мощной, самой тяжёлой и самой большой из созданных на данный момент человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту, превосходя более поздние «Спейс Шаттл», «Энергию» и «Falcon Heavy» [2] [3] . Ракета выводила на низкую околоземную орбиту 141 т по официальным данным (что включает в себя корабль «Аполлон» и последнюю ступень с остатками топлива для разгона межпланетного полёта), и на траекторию к Луне 47 т полезного груза (65,5 т вместе с 3-й ступенью носителя). Полная масса, выведенная на орбиту при запуске станции Скайлэб, составила 147,36 т, в том числе станция Скайлэб с головным обтекателем — 88,5 т и вторая ступень с остатком топлива и неотделившимся переходником.

Ракета-носитель выполнена по трёхступенчатой схеме, с последовательным расположением ступеней.

На первой ступени устанавливались пять кислородно-керосиновых ЖРД F-1, которые по сей день остаются самыми мощными однокамерными ракетными двигателями из когда-либо летавших.

На второй устанавливались пять двигателей J-2, работающих на топливной паре жидкий водород-жидкий кислород, на третьей ступени — один водородно-кислородный ЖРД, аналогичный использованному на второй ступени.

Содержание

  • 1 Разработка
    • 1.1 От C-1 к C-4
    • 1.2 C-5
  • 2 Технические данные
    • 2.1 Ступени
      • 2.1.1 Первая ступень, S-IC
      • 2.1.2 Вторая ступень, S-II
      • 2.1.3 Третья ступень, S-IVB
  • 3 Программа отработки надёжности
  • 4 Сборка
  • 5 Транспортировка
  • 6 Скайлэб
  • 7 Запуски Сатурна 5
  • 8 Стоимость
  • 9 Оценки
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Литература
  • 13 Ссылки

Разработка

От C-1 к C-4

С 1960 по начало 1962 гг. в Центре космических полётов им. Джорджа Маршалла НАСА рассматривались проекты ракет-носителей серии «Сатурн C» (Сатурн C-1, C-2, C-3, C-4) для осуществления (кроме «Сатурн C-1», предназначенной только для полётов на околоземную орбиту; проект «Сатурн C-1» был реализован впоследствии в ракете-носителе «Сатурн-1») пилотируемого полёта на Луну [4] .

Ракеты-носители, разрабатывавшиеся по проектам C-2, C-3 и C-4, предполагалось использовать для сборки на орбите Земли лунного корабля, после чего он должен был выйти на траекторию к Луне, прилуниться и взлететь с Луны. Масса такого корабля на околоземной орбите должна была составлять, по разным проектам, от примерно 140 до более чем 300 тонн.

«Сатурн С-2» должна была выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой в 21,5 тонны, по этому проекту предполагалось собрать корабль для полёта на Луну за пятнадцать пусков [5] .

По проекту «Сатурн C-3» предусматривалось создание трёхступенчатой ракеты-носителя, на первой ступени которой должны были быть установлены два двигателя F-1, на второй — четыре двигателя J-2, а третья ступень представляла собой вторую ступень ракеты-носителя «Сатурн-1» — S-IV. «Сатурн C-3» должна была выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой 36,3 тонны, и по этому проекту лунный корабль должен был быть собран за четыре или пять пусков [6] .

«Сатурн C-4» также должна была быть трёхступенчатой ракетой, первая ступень которой должна была иметь четыре двигателя F-1, вторая ступень была той же, что и на C-3, и третьей ступенью была S-IVB — увеличенный вариант ступени S-IV. «Сатурн C-4» должна была выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой 99 тонн и по этому проекту лунный корабль должен был быть собран за два запуска [7] .

10 января 1962 года НАСА опубликовала планы строительства ракеты-носителя «Сатурн C-5». На первой её ступени должны были быть установлены пять двигателей F-1, на второй ступени — пять двигателей J-2, и на третьей — один J-2 [8] . С-5 должна была выводить на траекторию к Луне полезную нагрузку массой 47 тонн.

В начале 1963 года НАСА окончательно выбрала схему пилотируемой экспедиции на Луну (основной корабль остаётся на орбите Луны, посадку же на неё совершает специальный лунный модуль) и дало ракете-носителю «Сатурн C-5» новое имя — «Сатурн-5».

Первая ракета «Сатурн-5»: обзор, характеристики и различные факты

Исходя из разработок первого десятилетия XXI века, ракета «Сатурн-5» (американского производства) является мощнейшей среди своих собратьев. Ее трехступенчатая структура была сконструирована в шестидесятых годах прошлого века и предназначалась для доставки человека на лунную поверхность. К ней должны были крепиться все необходимые корабли, на которые была возложена миссия исследования естественного спутника нашей планеты.

Согласно программе «Аполлон», к ракете крепился лунный модуль, помещенный внутрь своего адаптера, а уже к нему присоединяли корпус орбитального корабля. Подобная однопусковая схема выполняла два дела сразу. Правда, имелась и двухступенчатая модель, которую использовали всего лишь раз во время вывода самой первой космической станции Соединенных Штатов Америки на орбиту — «Скайлэб».

Лунная программа: миф или правда?

Прошло уже почти полвека, но разговоры о сфабрикованной лунной программе не утихают. Кто-то уверен, что отправка астронавтов на Луну с использованием ракеты «Сатурн-5» — мистификация. Таким людям любые доказательства о великих достижениях американцев чужды, и, по их утверждениям, видеозаписи делали, не вылетая за пределы планеты Земля.

Иногда ходят слухи, что прекрасно сконструированный «Сатурн» слишком идеален для того, чтобы быть настоящим. Даже если программа «Сатурна» имела место быть, то почему американцы не стали ее продолжать, сославшись на утерю всей конструкционной документации ракеты «Сатурн-5», и стали выпускать шаттлы стоимостью в разы выше? Зачем надо было начинать весь рабочий процесс разработки схожей ракеты с нулевой точки? Да и как вообще можно было потерять технологическую карту производства ракеты «Сатурн-5»? Ведь это не песчинка среди песочного пляжа.

В целом, ракета «Сатурн-5» — первая в своем роде, создававшаяся не только для доставки астронавтов на Луну, но и для их успешного возвращения домой. Плюс ко всему, посадка со всем оборудованием, включающим и лунный модуль с двумя живыми пассажирами, должна была быть очень плавной и мягкой, иначе это был бы их последний полет. Частично массу смогли разделить путем отсоединения лунного модуля от командного корабля, который, в свою очередь, оставался на лунной орбите и ждал завершения всех работ.

Американская ракета «Сатурн-5» могла поднять и вывести на околоземную орбиту до 140 тонн груза. А вот, например, наиболее используемая тяжеловесная ракета «Протон» может донести на своем «теле» только 22 тонны. Впечатляющая разница, не так ли?

Как известно, «Сатурнов» было выпущено несколько, и последний выводил космическую станцию «Скайлэб» в 77 тонн веса. Она была настолько огромной, что при потере опорной точки внутри астронавт зависал в воздухе на несколько минут, дожидаясь ветра со стороны вентиляционной системы. Собственно, данный рекорд побил только «Мир», состоявший из нескольких модулей. Но именно ракета «Сатурн-5» все еще является самым грандиозным проектом в мире и самой мощной космической машиной, рекорд которой побить пока не смогла ни одна другая ракета-носитель.

История «Сатурна-5»

В самом начале своего жизненного пути корабль сталкивается с трудностями в виде провального запуска при участии беспилотной, плохо отрегулированной системы. Далее последовал отказ на повторное беспилотное испытание, однако все завершилось «счастливым» концом, так как с 1968 года по 1973 проходят успешные запуски десяти космических программ «Аполлонов» и вышеуказанной космической станции «Скайлэб». А далее ракета-носитель «Сатурн-5» становится музейным экспонатом, а ее производство и дальнейшая эксплуатация полностью прекращаются. Данный период идет и по сей день.

Интересные факты

Разрабатывать ракету «Сатурн» США начали еще в 1962 году, и через четыре года уже состоялся первый испытательный полет. Точнее, испытание полностью было провалено, так как вторая ступень ракеты, установленная для запуска на полигоне вблизи Сент-Луиса, просто-напросто взорвалась и разлетелась на части. Согласно историческим записям, беспилотный полет ракеты постоянно откладывался из-за бесконечных поломок и недоработок, но осенью 1967 года американцы все же смогли добиться успеха. Однако на втором испытательном этапе программы «Аполлон-6» попытка беспилотного пилотирования опять провалилась. Из пяти имеющихся двигателей на первой ступени в работу включились только три, двигатель на третьей ступени вообще не завелся, а после вся конструкция неожиданно для всех развалилась.

Несмотря на это, через десять дней было принято беспрецедентное решение — отправить ракету-носитель «Сатурн-5» без повторных испытаний на Луну. Ведь не стоит забывать о холодной войне с СССР и гонкой вооружений. Все торопились и, даже опасаясь непоправимых трагических последствий, все равно приняли решение покорить естественный спутник Земли без третьего испытательного запуска.

Выше говорилось о мистических исчезновениях технической документации и характеристик ракеты «Сатурн-5», но по факту американцы опровергают данную информацию и называют ее байкой. Эта история появилась еще в 1996 году в одной научной книге об истории формирования астронавтики. Проще говоря, автор сообщал в ее строках, что НАСА просто потеряло чертежи. Но по словам сотрудника НАСА — Пола Шавкросса, занимавшего должность в подразделении по внутренней инспекции, чертежей правда не осталось, а вот опыт и инженерный «мозг» сохранились невредимыми: все данные поместили в мелкие кусочки фотопленки — микрофильмы.

Технические характеристики

Каковы же основные технические характеристики ракеты «Сатурн-5»? Начнем с того, что ее высота достигала 110 метров, а диаметр — десяти, и с такими параметрами она могла выводить в космос до 150 тонн груза, оставляя его на околоземной орбите.

В классическом варианте ступеней у нее три: в первых двух по пять двигателей и в третьей один. Топливо для первой ступени было в виде керосина RP-1 с жидким кислородом в роли окислителя, а для второй и третьей — в виде жидкого водорода с жидким кислородом в роли окислителя. Стартовая тяга для двигателей ракеты «Сатурн-5» равнялась 3500 тоннам.

Конструкция ракеты

Конструкционная особенность ракеты — поперечное деление на три ступени, то есть каждая ступень накладывается на предыдущую. На всех ступенях присутствовали несущие баки. Соединение ступеней происходило посредством специальных переходников. Нижняя часть отделялась вместе с телом первой ступени, а верхняя кольцевая отделялась через пару десятков секунд после запуска двигателей второй. Здесь работала «холодная схема» отделения ступеней, то есть пока не отпадет предыдущая, двигатели на следующей не смогут запуститься.

Помимо стартовых двигателей, на ступенях присутствовали и тормозные твердотопливные двигатели ракеты-носителя «Сатурн-5». Ее конструктор, Вернер фон Браун, с их помощью наделил ступени функцией самостоятельной посадки. Также в отсеке третьей ступени располагался инструментальный блок, в котором производилось управление ракетой.

Конструкция первой ступени

Ее производителем стал всемирно известный «Боинг». Из всех трех именно первая ступень была самой высокой, ее длина составляла 42,5 метра. Время работы — около 165 секунд. Если рассматривать ступень снизу вверх, то в ее конструкции можно обнаружить непосредственно сам отсек с пятью двигателями, топливный бак с керосином, межбаковый отсек, бак с окислителем в виде жидкого кислорода и переднюю юбку.

В двигательном отсеке находились самые большие двигатели «Сатурна-V» — F-1, производителем которых являлась американская фирма «Рокетдайн». Сама двигательная система же состояла непосредственно из силовой конструкции, стабилизирующих агрегатов и теплозащиты. Один из двигателей был закреплен по центру в неподвижном положении, а четыре остальных подвешивались на кардановых подвесах. Также на боковых силовых установках были установлены обтекатели, дабы защитить двигатели от нагрузок аэродинамики.

В топливном отсеке располагалось пять труб, проводящих окислитель к основному горючему, которое уже в готовом виде подавалось с помощью десяти трубопроводов в двигатели. Юбка имела функцию соединения первой и второй ступеней. Когда выполнялись полеты четвертого и шестого «Аполлонов», на конструкции крепились камеры для отслеживания работы силовой установки, отделения ступеней и контроля за жидким кислородом.

Конструкция второй ступени

Ее производителем стала компания, на сегодняшний день входящая в холдинг «Боинга», — North American. Длина конструкции составляла чуть больше 24 метров, а время работы равнялось четыремстам секундам. Составные части второй ступени делились на верхний переходник, топливные баки, отсек с двигателями J-2 и нижний переходник, соединявший ее с первой ступенью. Верхний переходник был оснащен дополнительными твердотопливными двигателями в количестве четырех штук, предназначенных для такого же торможения, как и в случае с первой ступенью. Они запускались после отделения третьей ступени. Отсек с силовой установкой также имел один центральный двигатель и четыре периферийных.

Конструкция третьей ступени

Третью, почти восемнадцатиметровую, конструкцию изготовила компания McDonnel Douglas. Ее предназначение заключалось в выводе орбитального корабля и спуске лунного модуля на поверхность Луны. Третья ступень выпускалась в двух сериях — 200 и 500. Последняя имела солидное преимущество в увеличенном запасе гелия в случае повторного запуска двигателя.

Третья ступень состояла из двух переходников — верхнего и нижнего, отсека с топливом и силовой установки. Система, регулирующая подачу топлива в двигатели, оснащена датчиками, измеряющими топливный остаток, они напрямую передавали данные на бортовой компьютер. Сами двигатели могли использоваться как в непрерывном режиме, так и в импульсном. Кстати, на базе данной третьей ступени и создавалась американская космическая станция «Скайлэб».

Инструментальный блок

Все электронные системы располагались в инструментальном блоке, который был чуть меньше метра в высоту и диаметром около 6,6 метров. Он наложен на третью ступень. Внутри кольца располагались блоки, управлявшие стартом ракеты, ее ориентацией в пространстве, а также полетом по заданной траектории. Тут же имелись приборы навигации и аварийной системы.

Система управления была представлена бортовым компьютером и инерциальной платформой. Весь блок управления имел систему температурного режима и терморегуляции. Абсолютно вся ракета была усыпана датчиками, выявляющими любые неисправности. Они подавали найденные данные по аварийному состоянию того или иного электронного объекта на пульт управления в кабине астронавтов.

Подготовка к пуску

Всю предполетную проверку ракеты «Сатурн-5» и корабля «Аполлон» проводила специальная комиссия из пятисот человек. Тысячи рабочих принимали участие в старте и подготовке на мысе Канаверал. В Космическом центре, расположенном в пяти километрах от пускового места, происходила вертикальная сборка.

Примерно за десять недель до вылета все части ракеты перевозились на стартовую позицию. Для таких тяжеловесных объектов использовались гусеничные транспортные средства. Когда все части ракеты соединялись воедино и все электроприборы подключались, производили проверку коммуникаций, включая радиосистему — как бортовую, так и наземную.

Далее начинались обездвиженные испытания управления ракетой, происходила имитация полета. Проверяли работу космодрома и ЦУПа в Хьюстоне. И последние испытательные работы проводились уже с непосредственной заправкой баков топливом до периода, предполагающего запуск первой ступени.

Операции для старта

Отсчет предстартового времени начинается за шесть суток до отправки ракеты в космос. Это стандартная процедура, проводившаяся и с «Сатурном-5». В течение этого периода проводилось несколько пауз, во избежание сбоев и последующей отсрочки вылета. Окончательный отсчет стартовал за 28 часов до запуска.

Заправка первой ступени происходила за двенадцать часов. Причем заливался только керосин, а жидкий кислород подавался в баки за четыре часа до пуска. Перед заправкой все баки проходили процедуру охлаждения. Окислитель сначала подавался в баки второй ступени на сорок процентов, потом в баки третьей на сто. Далее заполнялись до конца емкости второй конструкции, и только потом окислитель попадал в первую. Благодаря такой интересной процедуре, работники убеждались в отсутствии утечки кислорода из баков второй ступени. Общее время подачи криогенного топлива во время заправки составляло 4,5 часа.

После подготовки всех систем ракету переводили в автоматический режим. Из пяти двигателей первой ступени первым запускался центральный неподвижный, и только потом периферийные по схеме противоположности. Далее в течение пяти секунд ракета находилась на удержании, а потом мягко выходила из держателей, которые ее выпускали, отклоняясь в стороны.

Компьютер, располагавшийся в инструментальном блоке, управлял тангажом и креном ракеты. Все маневры, предполагаемые по тангажу, заканчивались на 31 секунде полета, но программа продолжала подавать импульсы до полного отсоединения первой ступени.

Динамический напор начинался на семидесятой секунде. Периферийные двигатели работали до момента окончания топлива в баках, а серединный отключался еще на 131 секунде после взлета, дабы предотвратить большие перегрузки на ракетный корпус. Отделение первой ступени происходило примерно на 65 километрах над земной поверхностью, а скорость ракеты к этому моменту была уже 2,3 километра в секунду.

Но отделяясь, ступень не падала сразу вниз. Согласно конструкционным особенностям, она продолжала набирать высоту до ста километров и только потом уходила в воды Атлантического океана на расстоянии в 560 километров от места запуска.

Запуск двигателей второй ступени начинался через секунду после отстыковки первой. Все пять силовых установок запускались одновременно, а через 23 секунды происходил сброс нижнего переходника второй ступени. После этого экипаж брал дело в свои руки с помощью бортового компьютера. Отделение второй ступени происходило на высоте в 190 километров над земной поверхностью, и работа переходила на маршевый двигатель. Его управлением занимались астронавты. И после вывода космического корабля на лунную орбиту третья ступень отделялась от управляемого модуля при выключении двигателя вручную через восемьдесят минут. Таким образом «Сатурн-5» смог доставить астронавтов на Луну и позволить американцам стать первыми покорителями естественного спутника Земли.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Что такое крутящий момент двигателя 3800
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector