Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Суперкар Gordon Murray полностью рассекречен

Суперкар Gordon Murray T.50 полностью рассекречен

В конце прошлого года британская компания Gordon Murray Automotive (GMA), основанная бывшим конструктором автомобилей Формулы-1 Гордоном Марреем, обнародовала первые подробности о новом суперкаре Т.50, а теперь автомобиль показали во всей красе: фирма поделилась официальными фотографиями, техническими характеристиками, ценами и планируемыми сроками начала производства.

Не так давно Маррей делился планами по выпуску машины, которая не будет повторять решения, использованные им при разработке суперкара McLaren F1 тридцать лет назад, однако с технической точки зрения новый Т.50 стал прямым наследником легендарной двухдверки. Автомобиль спроектирован по рецепту своего предшественника, начиная с характерного трехместного салона и заканчивая сумасшедшим двенадцатицилиндровым атмосферником, расположенным в пределах колесной базы. Дизайн экстерьера, подъемные двери и компактные габариты кузова (длина модели составляет 4352 мм, ширина и высота — 1850 и 1164 мм соответственно) тоже добавляют ему сходства с Маклареном, однако ряд необычных деталей в корне отличают новый Т.50 от модели F1 и всех остальных суперкаров.

Главная особенность нового творения Гордона Маррея — система активной аэродинамики с вентилятором. Прежде он воплощал эту технологию на болидах британской гоночной команды Brabham в конце семидесятых, а по прошествии сорока лет она нашла применение на суперкаре Т.50. Правда, на дорожном автомобиле она устроена сложнее: система имеет шесть режимов работы. Два автоматических режима используются во время разгонов и торможений, а остальные четыре могут быть выбраны водителем для увеличения прижимной силы, улучшения аэродинамики для движения по прямой или сокращения расхода топлива.

За граунд-эффект отвечают специальные воздуховоды: проходящие под кузовом автомобиля потоки воздуха попадают в них и разгоняются на выходе при помощи расположенного в корме вентилятора диаметром 40 см. В результате возникает эффект Вентури, создающий дополнительную прижимную силу, а идущие над крышей воздушные потоки контролируются активным антикрылом. При этом система позволяет параллельно охлаждать двигатель и трансмиссию, а вертикальный впускной канал не дает дорожному мусору попадать в вентилятор. Кстати, чтобы не нарушать аэродинамику кузова, функцию боковых зеркал выполняют камеры, изображение с которых выводится на экраны по краям передней панели.

Сухую массу суперкара удалось удержать в пределах тонны: монокок и панели кузова изготовлены из углепластика, поэтому весит Т.50 всего лишь 986 кг. Чтобы не добавлять лишних килограммов, при разработке автомобиля было решено отказаться от использования полноприводной трансмиссии, так что тяга от двигателя передается исключительно на заднюю ось. Легкий атмосферный мотор V12 4.0 (663 л.с., 467 Нм) с развалом блока 65 градусов разработан фирмой Cosworth. Агрегат весом 178 кг работает в паре с шестиступенчатой «механикой» и может раскручиваться до 12100 оборотов в минуту, а при помощи 48-вольтового стартер-генератора его пиковая отдача в экстремальном режиме V-Max достигает 700 «лошадей».

В целях экономии массы конструкция подвески со стальными пружинами и алюминиевыми пассивными амортизаторами лишена элементов, позволяющих регулировать ее жесткость и дорожный просвет, а легкие кованые разноширокие колеса (размерность шин Michelin Pilot Sport 4S — 235/35 R19 спереди и 295/30 R20 сзади), которые крепятся центральной гайкой, выполнены из алюминия. Кроме того, Т.50 оснащен углерод-керамическими тормозами с шестипоршневыми суппортами на передней оси и четырехпоршневыми — на задней оси (диаметр тормозных дисков достигает 370 мм спереди и 340 мм сзади).

Увы, представители компании Gordon Murray Automotive пока не спешат делиться динамическими характеристиками суперкара — судя по всему, их опубликуют ближе к началу производства, которое намечено на 2022 год. Всего будет выпущено сто машин, каждую из которых разработают при непосредственном участии будущих владельцев: автомобили планируется персонализировать и подгонять под конкретного клиента. Впрочем, отдать за Т.50 придется немало: стартовая цена составляет 2,36 миллиона фунтов стерлингов без учета налогов.

Су-57 (ПАК ФА)

Галерея Су-57

Су-57 (ПАК ФА Т-50) (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) — российский истребитель пятого поколения, разрабатываемый в ОКБ Сухого. Обозначение проекта: Т-50.

История ПАК ФА

В 1980-хх годах, когда ВВС СССР и США уже активно насыщались истребителями четвертого поколения, в первую очередь, Су-27 и МиГ-29 у СССР против F-15 и F-16 у США, обе страны начали теоретические проработки по перспективным самолетам пятого поколения. Первыми должны были быть заменены тяжелые самолеты: американцы инициировали программы YF-22 и YF-23, а Советский Союз создал прототип МиГ-1.44.

Однако, с развалом СССР и последовавшим экономическим кризисом программы истребителей пятого поколения были свернуты, в то время, как в США к 2000 годам уже окончательно оформился облик нового истребителя на базе YF-22, известный сейчас, как F-22 Raptor.

Только к 2002 году работы по новой машине в России были возобновлены. Главным разработчиком назначили ОКБ Сухого. Работы проводились очень активно и быстро: с одной стороны, нужно было догонять главного конкурента — Lockheed Martin, уже серийно выпускавший свои машины, с другой — можно было использовать их же опыт и избежать многих проблем по собственной машине. Уже к 2009 году было собрано 3 прототипа для наземных испытаний. Стоит отметить, что вплоть до официального пресс-релиза ОКБ Сухого держало всю информацию о самолете втайне, что, с одной стороны показывало высочайшую степень обеспечения информационной безопасности, с другой, породило множество спекуляций: одни считали, что самолет будет просто модификацией Су-27, другие же представляли Т-50 совершенно фантастической машиной.

Лётные испытания

29 января 2010 года первый летный экземпляр ПАК ФА, пилотируемый летчиком-испытателем Героем России Сергеем Богданом, поднялся в воздух. Уже к 22 ноября 2010 года этот самолет совершил 40 полетов. 17 августа 2011 года ПАК ФА впервые продемонстрирован широкой публике на авиасалоне МАКС-2011. Самолёт совершил пятиминутный демонстрационный полёт. 17 января 2013 года Т-50 совершил первый самостоятельный длительный перелёт с Дальнего Востока до аэродрома в Жуковском с промежуточными посадками на аэродромах Домна, Канск и Шагол.

Экспортная модификация

В виду большой стоимости разработки и производства Т-50, ОКБ Сухого обратилось с предложением о сотрудничестве к своему давнему и важному партнеру — ВВС Индии, которой, в последнее десятилетие Сухой поставил более 200 истребителей Су-30. Совместная программа получила обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Истребитель Т-50 в нескольких модификациях (одноместном и двухместном), вероятно, будет активно поставляться за рубеж и будет востребован: китайские истребители пятого поколения находятся на стадиях ранних прототипов, а поставки американских F-22 ввиду требований об запрете экспорта новейших технологий, будет поставляться ограниченно (на экспорт идет F-35, но он не способен заменить тяжелые истребители).

Конструкция ПАК ФА

Работы по ПАК ФА продолжаются и большая часть информации по самолету является секретной. Характеристики и техническая часть машины известны лишь приблизительно.

Видео Т-50 ПАК ФА : Видео демонстрационного полета ПАК ФА Т-50 на авиасалоне МАКС 2013

Планер

Т-50 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Почти половину (зрительно около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью. Хвостовое оперение включает цельноповоротные стабилизаторы и кили. Аэродинамический тормоз отсутствует — вместо него для увеличения лобового сопротивления применяется дифференциальное отклонение килей и стабилизаторов.

Читать еще:  Электронные датчики температуры двигателя на мотоцикл

Шасси Т-50 трехстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27. Все стойки убираются по направлению полета.

Конструкция планера на четверть состоит из композиционных материалов. Так же, была оптимизирована компонентная база — в Т-50 вчетверо меньше деталей, чем в Су-27, что повышает надежность и снижает стоимость строительства.

Кабина

Кабина пилота одноместная. По составу оборудования значительно унифицирована с Су-35С. Интерфейс представлен на двух 15-дюймовых экранах, многофункциональными индикаторами и широкоугольной каллиматорной системой. Кроме того, для самолета создается специальный шлем, в который так же будет передаваться часть информации.

Двигатели

На прототипе Т-50, а также на первых серийных образцах, которые должны поступить на вооружение российских ВВС в 2015 году, установлены двигатели первого этапа — АЛ-41Ф1, созданный в НПО Сатурн. Не смотря на то, что двигатель отвечает требованиям истребителей пятого поколения, Сатурн планирует провести дополнительные работы и создать на его базе двигатель второго этапа, превосходящий базовый на 15-25%.

Вооружение ПАК ФА
  • Пушечное:30 мм встроенная пушка (модернизированная ГШ-30-1, темп стрельбы и энергия отдачи сохранились)
  • Боевая нагрузка:1310—10000 кг
    • для воздушного боя, в отсеках вооружения:1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД)
    • против наземных целей, в отсеках вооружения:4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД)
  • Точки подвески:
    • внутренние:8 или 10
    • внешние: 8 или 2

Авионика

Радио- и оптоэлектронное оборудование

Комплекс бортовой электроники для ПАК ФА создается, практически, с нуля и является принципиально новым. Так, помимо основной РЛС с АФАР на самолете будет вмонтировано несколько малых радаров, разбросав таким образом «глаза» по всему самолету. Кроме того, в одном из предкрылоков будет установлена еще одна РЛС L-диапазона, что позволит сканировать небо в более широком диапазоне частот.

На самолет так же будет установлена оптическая локационна система. В воздушном бою с другими «невидимками» радары могут оказаться слепы и оптическое обнаружение будет важным козырем.

Эксплуатация ПАК ФА

На 2014 год испытания проходят 5 прототипов ПАК ФА. Планируется, что к 2016 году самолет получит официальный индекс Сухого (как Т-10 когда-то перерос в Су-27) и начнет серийно поступать в состав ВВС РФ. Так же, в рамках программы FGFA спустя несколько лет будет создана двухместная модель для ВВС Индии. Стоимость самолета, вероятно, будет колебаться около 100 миллионов долларов за единицу.

Истребитель Т-50 вышел на завершающий этап испытаний

Новый двигатель, без которого перспективы ПАК ФА ставились под сомнения, готов

Главнокомандующий Воздушно-Космическими силами (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил журналистам в Жуковском, что завершен первый этап испытаний истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА — Перспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации). «Переходим ко второму этапу испытаний. Также получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов», — сказал Бондарев.

Установочная партия будет состоять из 12 самолетов. Их поставка в ВКС начнется в 2019 году. Правда, два года назад производители обещали начать поставки к концу этого года. Вполне понятно, что при создании столь сложной техники желания не всегда совпадают с реальностью.

Необходимость проведения второго этапа испытаний вовсе не означает, что на первом проверены не все летно-технические характеристики, и что самолет не был обкатан на всех режимах работы. Просто у Т-50 заменяют важнейший узел — двигатель. Дело в том, что все десять уже изготовленных летных прототипов сейчас летают на двигателе, которого не будет на серийных машинах. С этим двигателем — АЛ-41Ф1 («изделие 117») — первый прототип Т-50 дебютировал еще в январе 2010 года. Примерно такой же используется на истребителе Су-35С. На форсаже он развивает прекрасную скорость. Но в бесфорсажном режиме «вытягивает» только околозвуковую, что не удовлетворяет требованиям к истребителям пятого поколения.

Новый двигатель имеет в настоящий момент только заводское обозначение — «изделие 30». Он разработан в рыбинском НПО «Сатурн» за десять лет. Столь внушительный срок объясняется тем, что это не модернизация какого-либо из сузествующих в авиации двигателей, а полностью новый агрегат. В котором применены новые конструкторские решения, некоторые являются уникальными, не имеющими мировых аналогов.

Наземные испытания «изделия 30» недавно завершены. И вот теперь, после установки двигателя на истребитель Т-50, начнутся испытания второго этапа. То есть — и самолета, и двигателя. По плану это должно начаться осенью.

«Изделие 30» существенно превосходит двигатель, уже облетанный на первом этапе. Его бесфорсажная тяга — 11000 кгс против 8800 кгс у «изделия 117». На форсаже — 19000 кгс против 15000 кгс. Существуют и другие отличия: более высокая надежность, экономный расход топлива, повышенный межремонтный интервал, стоимость эксплуатации.

На создание Т-50 ушло не так уж много времени, если соотнести трудозатраты с теми, которые потребовались на разработку двух первых в мире истребителей пятого поколения — американских F-22 Raptor и F-35 Lightning II. ОКБ Сухого, имея на руках концепцию нового самолета и несколько эскизов самого общего плана, приступило к ОКР в 2005 году. Первый прототип подняли в воздух, как было сказано, в 2010 году. Серийное производство должно начаться через девять лет после этого события.

Российский многофункциональный истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50, разрабатываемый «ОКБ Сухого» в рамках проекта «ПАК ФА»

Для сравнения: F-22 после первого полета в 1990 году начали производить только спустя пятнадцать лет — в 2005-м. На доведение до серии F-35 ушло примерно столько же времени. Однако тот самолет настолько сырой, что все еще находится в опытной эксплуатации.

Необходимо сказать, что внедрить в войска многоцелевой истребитель пятого поколения собираемся не только мы, но и Китай. И у него по этой части серьезные наработки. Хоть, судя по всему, китайский J-20 «Черный орел», совершивший первый полет в 2011 году, не по всем характеристикам соответствует требованиям, предъявляемым к «пятерочникам». Однако это не такая уж большая проблема. Например, F-35 нельзя назвать ни сверхманевренным, ни скоростным. Успех на поле боя, в конце концов, обеспечивается не догмами.

В связи с выходом Т-50 на финишную прямую представляется интересным сравнить его боевые возможности с возможностями двух американских машин и одной китайской. Хоть китайцы и хранят в секрете большую часть характеристик «Черного орла», но кое-что о нем известно.

По маневренности Т-50 вне конкуренции. Это предопределено и конструкцией планера, и отклонением вектора тяги двигателей в двух плоскостях со скоростью 60 град./с. У «американцев» двигатели отклоняются только в вертикальной плоскости.

Что касается незаметности, то это качество, выражаемое в эффективной площади рассеяния (ЭПР) волн радиолокатора противника, — тема для самых разнообразных домыслов. И базируются они на дезинформации, которую предоставляют разработчики либо в рекламных целях (когда надо продавать самолеты), либо в целях дезориентации противника (чтобы он не выстраивал заранее тактику воздушных боев и перехвата силами ПВО).

Читать еще:  Ваз 21114 обороты двигателя на передачах

Можно лишь сказать, что наименьшее значение ЭПР у F-22. Наибольшее (т.е. наихудшее) — у F-35. Т-50 где-то в этом промежутке. О «китайце» ничего в этом плане неизвестно.

Важнейшим свойством современного самолета является не только его незаметность, но и способность к обнаружению целей и их уничтожению. И тут «запаздывание на старте» сыграло на руку разработчикам бортовой РЛС для Т-50, поскольку у нас сегодня появились новые радиоэлектронные компоненты. Также российские конструкторы учли, насколько это было возможно, опыт применения РЛС «Раптора».

Прежде всего, необходимо сказать о том, что плоскость активной фазированной решетки (АФАР) в Т-50 под наклоном. Благодаря чему снижена ЭПР этого самолета. Пойти на такую меру, при которой также уменьшается и мощность станции при работе по наземным целям, стало возможно благодаря прекрасным характеристикам РЛС Н036 «Белка» с АФАР. Она пришла в военную авиацию на замену РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».

«Белка» эффективнее «Ирбиса», который, в свою очередь, в сравнении с американской станцией AN/APG-77 выглядит очень убедительно. Он обнаруживает цель с ЭПР 1 кв. м. на расстоянии 300 км. Американская РЛС — на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв. м. у нас показатель — 90 км. По «американцу» он не приводится.

Другие показатели «Белки» засекречены, но они точно выше, чем у «Ирбиса».

На Т-50 установлено сразу шесть РЛС — носовая, две бортовые, две крыльевые и кормовая. Одновременно ими можно сопровождать до 60 целей. А с их помощью обстреливать — до 15.

На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения относительно того, что РЛС российского Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 — в 55 км. При боковом ракурсе обзора F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 — 100 км.

Помимо радиолокационного обзора имеется оптико-электронная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальный по разрешающей способности и дальности действия тепловизор на QWIP-матрице. В этой области, по утверждению того же австралийского сайта, Россия является безусловным мировым лидером.

Впрочем, ОЛС есть и у F-35. Она предоставляет пилоту возможность обнаруживать цели (хоть и на меньшем удалении) с выключенной РЛС. А это снижает радиолокационную заметность самолета. У F-22 такой станции нет, что не лучшем образом отражается на его боевых возможностях.

Необходимо сказать и об одном достоинстве авионики F-35, которого нет у Т-50. Это шлем пилота, который делает самолет «прозрачным». То есть, в нем видимость не ограничена остеклением кабины. Вся панорама выводится на визоры пилота. Причем как в видимом, так и в инфракрасном спектре. Компьютер, отслеживая повороты головы и движения глаз, выдает необходимую панораму и снабжает летчика подсказками. А также управляет наведением оружия на цель.

А теперь о вооружении. У каждого из трех названных типов самолетов по пушке. У Т-50 — одноствольная калибра 30 мм. У F-22 — шестиствольная калибра 20 мм. У F-35 — четырехствольная калибра 25 мм.

Наиболее широкий ракетно-бомбовый арсенал у Т-50. Для него специально уже разработано 14 высокоточных ракет и корректируемых бомб. Половина принята на вооружение, половина — на испытаниях. Самая дальнобойная ракета «воздух-воздух» КС-172 имеет максимальную дальность стрельбы до 400 км. Это вдвое больше, чем у американской ракеты AIM-120D, улетающей всего максимум на 180 км. А вот «штатовская» ракета ближнего боя AIM-9X обладает прекрасной динамикой и эффективной матричной инфракрасной головкой самонаведения (ГСН), нечувствительной к тепловым ловушкам.

Среди ракет «воздух-поверхность» для Т-50 есть такие, которые в авангарде технических решений. С ними у летчика есть возможность осуществлять «свободную охоту». Такая ракета сама выбирает цель для атаки. «Американцы» оснащены ракетами, разработанными в лучшем случае в начале нулевых годов и модернизированными в этом десятилетии.

И в заключение — о китайском «Черном орле». Эксперты утверждают, что его планер сочетает черты F-22 и F-35. Что касается двигателей, то это предположительно российский АЛ-31ФН, в большом количестве закупленный Пекином у России. То есть, речь идет о модификации двигателя, использующегося на Су-27. Уже существуют как минимум два летающих прототипа «Черного орла».

Что с новым двигателем для т50

Российская оборонная промышленность продолжает работу над перспективным истребителем пятого поколения Су-57 / Т-50 / ПАК ФА. На данный момент в рамках программы решается ряд задач, связанных с созданием того или иного оборудования, а также нового вооружения. Одной из главных целей в настоящее время является проверка нового двигателя «Изделие 30». Проект перспективного двигателя уже прошел ряд важнейших этапов, и теперь силовая установка готова к проверке вместе с самолетом. На днях состоялся первый испытательный полет опытной машины Су-57 с двигателями «Изделие 30».

С 2010 года и до настоящего времени опытные машины программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» Т-50, теперь известные как Су-57, использовали турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1. В контексте всей программы они также носили условное обозначение «двигатели первого этапа». Эти изделия, построенные по двухконтурной схеме, оснащенные форсажной камерой и соплом с управлением вектором тяги, позволили самолету получить желаемые возможности и заметным образом повысили характеристики в сравнении с существующей техникой. Параллельно велась разработка совершенно нового двигателя с рабочим названием «Изделие 30». Также его именовали двигателем второго этапа.

Проектирование и отработка двигателя второго этапа заняли несколько лет. По известным данным, в течение нескольких последних месяцев опытные «Изделия 30» проверялись на стенде. К настоящему времени двигатели нового типа были подготовлены к полноценным испытаниям вместе с носителем. Первый полет опытного самолета с прототипами двигателей новой модели состоялся несколько дней назад.

Истребитель пятого поколения Су-57 с бортовым номером 052 (второй летный образец своего типа), оснащенный двигателем «Изделие 30», совершил свой первый полет в минувшую среду, 6 декабря. Исходя из соображений безопасности, самолет оснастили смешанной силовой установки в виде двигателей АЛ-41Ф1 и «Изделия 30». Первые подобные испытания провели на аэродроме Летно-исследовательского центра им М.М. Громова в г. Жуковский Московской области. Управлял опытной машиной с новой силовой установкой шеф-пилот компании «Сухой» герой России Сергей Богдан.

По очевидным причинам, разработчики проекта и испытатели не стали раскрывать большую часть информации о первом испытательном полете и ограничились лишь рядом самых общих сведений. По официальным данным, первый полет с использованием «Изделия 30» продолжался 17 минут. За это время опытный Т-50 под управлением летчика-испытателя выполнил полетное задание. Полет прошел штатно и в соответствии с полученным заданием. Вскоре авиационная промышленность опубликовала фотографии и видео первого испытательного полета техники в новой конфигурации.

Читать еще:  Выпрямитель для запуска двигателя своими руками

Проект двигателя «Изделие 30» все еще достаточно далек от начала серийного производства и эксплуатации техники в войсках, но уже сейчас удостаивается самых высоких оценок. Так, комментируя проект ПАК ФА и новый двигатель для такого самолета, министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил, что новые самолеты являются доказательством высокого потенциала отечественного авиастроения. Отрасль доказала свою способность создавать высокоинтеллектуальные передовые системы, такие как уникальный планер, инновационное цифровое оборудование и новейшие двигатели.

Начало летных испытаний нового двигателя «Изделие 30» является важнейшей вехой в истории отечественного двигателестроения. Дело в том, что впервые за долгие годы турбореактивный двигатель для боевого самолета разрабатывался с нуля и не должен был стать очередным вариантом глубокой модернизации одного из существующих образцов. Фактически «Изделие 30» стало первой полноценной разработкой своего рода в современной истории отечественной промышленности. При этом уникальность проекта заключается не только в подходах к конструированию. Отказ от использования готовых базовых проектов позволил применить новые идеи и решения, заметным образом повлияв на итоговые характеристики и возможности.

Согласно ранее публиковавшимся данным, новое «Изделие 30» создавалось в рамках кооперации нескольких предприятий из состава Объединенной двигателестроительной корпорации. Такая организация работ позволила ряду ведущих организаций отрасли объединить усилия и использовать самые лучшие свои наработки. В проекте использовались самые новые идеи и решения конструктивного и технологического характера. Правильное сочетание перспективных и известных решений привело к требуемым результатам.

К сожалению, большая часть сведений о турбореактивном двигателе «Изделие 30» пока не подлежит разглашению. Тем не менее, уже были объявлены основные особенности конструкции и характерные преимущества новой разработки. Как утверждается, одним из способов повышения характеристик стало применение новых материалов и архитектур отдельных агрегатов. В частности, двигатель получил совершенно новый компрессор высокого давления. Несколько новшеств было внедрено в конструкцию турбины. В первую очередь, в ее деталях применили новые жаропрочные сплавы никеля.

Более эффективные компрессор и турбина в сочетании с другими инновациями, такими как новая электронная система управления, дали двигателю «Изделие 30» определенные преимущества перед существующими изделиями. Ранее неоднократно указывалось, что основными преимуществами нового двигателя станут сниженный расход топлива при выросшей тяге. Кроме того, двигатель комплектуется соплом с системой управления вектором тяги, что позволяет резко повысить маневренность самолета.

Как известно, одним из признаков истребителя пятого поколения является возможность полета со сверхзвуковой скоростью без использования форсажной камеры. По известным данным, двигатели первого этапа для ПАК ФА – АЛ-41Ф1 – уже позволяли получить такие возможности. Новое «Изделие 30», отличаясь более высокими техническими характеристиками, позволит решать подобные задачи с большей эффективностью, в том числе с уменьшенным расходом горючего.

Точные характеристики нового двигателя пока официально не публиковались. Пока известны только различные оценки, сделанные на основе доступных сведений о существующих двигателях отечественной разработки. Максимальная тяга «Изделия 30» без использования оценивается в 10-11 тыс. кгс. Форсажная должна достигать 16-18 тыс. кгс. Подобные оценки основываются, прежде всего, на том предположении, что двигатель второго этапа должен иметь заметные преимущества перед существующими изделиями.

Из таких оценок следует, что тяга двух двигателей новой модели, работающих на форсаже, должна, как минимум, на 10-15% превышать нормальную взлетную массу самолета. При максимальном взлетном весе тягооворуженность так же должна быть больше единицы, хотя ее запас в таком случае может серьезным образом сократиться. Тем не менее, в данной ситуации некоторое сокращение тяговооруженности компенсируется увеличением запаса топлива и боекомплекта.

Истребитель Су-57 / Т-50 с двигателями первого этапа уже имел возможность более энергичного маневрирования за счет системы управления вектором тяги, построенной на основе управляемых сопел. Как сообщается, двигатель «Изделие 30» тоже оснащается средствами контроля реактивной струи, благодаря чему самолет сохраняет имеющиеся возможности в контексте маневренности при повышении прочих летных данных.

Начало полетов с новым двигателем является важным этапом в истории всей программы ПАК ФА. Оно приближает момент успешного завершения работ, однако до получения желаемых результатов достаточно далеко. Пока на самолете-носителе испытывается только одно «Изделие 30». В ближайшем будущем должны будут начаться полеты с полноценной силовой установкой в составе двух двигателей. Испытания Т-50 с двумя двигателями запланированы на следующий год.

Согласно ранее публиковавшимся планам, летные испытания двигателя второго этапа должны были стартовать в 2017 году и продолжаться в течение двух лет. К концу десятилетия военные и промышленность намеревались завершить отработку «Изделий 30», по результатам которой новый двигатель можно было бы ставить в серию. Как показывают последние новости , программа ПАК ФА пока идет в соответствии с графиком. Как и планировалось, первый полет с новым двигателем состоялся в 2017 году, что позволит в следующем году поднять в воздух истребитель в окончательной конфигурации.

Удастся ли участникам программы ПАК ФА уложиться в указанные сроки – будет ясно в ближайшем будущем. К настоящему времени они смогли реализовать ряд этапов программы и весь ход последней, в целом, может являться поводом для оптимизма. Пока нет никаких оснований сомневаться в возможности успешного завершения работ в установленные сроки.

Летом этого года командование воздушно-космических сил и руководство авиастроительной промышленности огласили планы на ближайшее будущее, затрагивающие серийное производство и поставки истребителей Су-57. Утверждается, что в 2018-19 годах армия получит установочную партию из 12 таких машин. 10 самолетов из 12, предназначенных для опытной эксплуатации, получат двигатели первого этапа – АЛ-41Ф1. Две другие машины должны будут соответствовать облику серийного истребителя. По всей видимости, слова о серийном облике подразумевали в том числе и двигатели «Изделие 30».

Необходимо отметить, что в рамках программы ПАК ФА разрабатывается значительное число новых проектов, и новые идеи реализуются не только в сфере силовых установок. В настоящее время продолжается работа над новыми радиоэлектронными системами, ведется разработка различных авиационных средств поражения и т.д. Как и в случае с проектом «Изделие 30», работы в этих направлениях должны будут завершиться в ближайшие годы, вследствие чего войска смогут получить полноценные боевые самолеты в полной комплектации, предусматриваемой существующим проектом.

В последнее время с завидной регулярностью появляются сообщения о тех или иных работах и успехах программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации». Кроме того, приближаются указанные сроки завершения опытно-конструкторских работ и начала серийного производства для поставок техники вооруженным силам. Начало испытаний опытного самолета Т-50 / Су-57 с новым двигателем затрагивает ключевые аспекты всей программы, и потому является одной из главных новостей последнего времени.

Авиационная промышленность продолжает доводку перспективного истребителя пятого поколения и регулярно отчитывается о своих успехах в этом деле. Последние новости о старте испытаний опытного самолета Су-57 с новым двигателем «Изделие 30» продолжают эту замечательную традицию и, безусловно, оказываются новым поводом для гордости и оптимизма.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector