Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема: Запуск холодного двигателя затруднён

Тема: Запуск холодного двигателя затруднён

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Pointer Регистрация 28.10.2007 Возраст 54 Сообщений 4

    Спасибо:
    Получено: 0
    Отправлено: 0

    Запуск холодного двигателя затруднён

    В летнее время машина заводится с пол-оборота. С наступлением холодов от +5 и ниже возникает проблема с холодным запуском двигателя. Не заводится с 1 раза. Прокрутив стартером и подождав после этого минут 10 машина заводится раза со 2 или 3. Менял свечи,АБ,датчик температуры охлаждающей жидкости,воздухомер безрезультатно. Диагностика двигателя без ошибок. В тёплом помещёнии и при температуре +5 и выше заводится без проблем. Помогите кто сталкивался с этой проблемой.

    Pointer Регистрация 23.09.2006 Адрес Литва, Вильнюс Возраст 57 Сообщений 65

    Спасибо:
    Получено: 0
    Отправлено: 0

    Pointer Регистрация 28.10.2007 Возраст 54 Сообщений 4

    Спасибо:
    Получено: 0
    Отправлено: 0

    Phaeton Регистрация 07.04.2005 Возраст 50 Сообщений 4,122

    Спасибо:
    Получено: 1
    Отправлено: 0

    Gromila Ну а топливо — проверял?

    Golf Регистрация 14.05.2006 Адрес Россия, Пенза Возраст 42 Сообщений 932

    Спасибо:
    Получено: 1
    Отправлено: 0

    О-о! вливайся!

    нужна в первую очередь грамотная диагностика с проверкой ДМРВ, если диагностика ничо не покажет, то вэлкам — менять параметры запуска. прошлую осень воевали и победили! у многих 1.8 атмосферников такая кака.
    щас дам ссылку на изменения параметров холодного запуска. или так положу

    Добавлено спустя 3 минуты 29 секунд:

    в общем вот цитата: «Как я и обещал привожу расшифровку каналов адаптации.
    Для холодного пуска нас интересуют 4, 5 и 8-й каналы.
    Автор не я, взято с www.audi-club.ru , автор Dyck.
    Скажу сразу:
    4-й канал — обогащение смеси при запуске (добавить: более 128, убрать: менее 128)
    5-й канал — обогащение смеси при прогреве, добавляет топлива на прогреве при первом утреннем запуске (болшее 128 — смесь богаче, менее 128 — смесь беднее)
    8-й канал — подстройка вспомогательных топливных таблиц, задает состав смеси на холостом ходе, меняет дополнительные адаптации по топливу (более 128 — обогащают смесь, меньшее 128 — обедняют смесь)

    логины:
    APT/APU = 01283, либо 12830, либо 07825, либо 37825
    ADR (до 97 года вып.) = 06589
    ADR (vin ЭБУ: 8D0 907 558 ) = 03256
    ADR (примерно после 98 г.вып.) = 02145
    ADP = 01283
    ABC (только для блоков 4A0 907 473D/P) = 02102
    ACK = 01283

    что менять:
    канал 04 поменять с 128 на
    148 для ADR
    160 для APU/APT

    канал 05 поменять с 128 на
    154 для ADR/APU/APT

    канал 08 поменять с 128 на
    160 для ADR
    156 либо 192 для ADP/AEB

    Далее сама статья, автор Dyck:

    Вот уточнения по каналам адаптации.

    Писалось Revo Tech для 7-х motronic’ов, но на первый взгляд для старых V6 должно быть актуально.

    Для изменения параметров через vagcom или подобн.
    01 — двиг,
    11 — login (не ко всем параметрам пустит без него,
    APU, APT, ADP, AWT: 01283, 12830, 07825, 37825
    ADR: 06589, 03256, 02145
    ABC: 02102)
    10 — адаптация, выбираем № канала, смотрим значение.

    Восстановление значений «по умолчанию» —
    10 — адаптация, 00 -> 000.

    Channel 1: Additive Engine Idle Speed Offset
    This channel allows one to adjust the engine idle speed in steps of 10
    rev/min.
    Typical VAG control range : -50 rev/min to +50 rev/min
    Maximum possible control range : -1280 rev/min to +1270 rev/min
    Channel 2: Tweak on fuel enrichment based on increasing loads (i.e. accel pump)
    This channel adjusts a fuel enrichment term that is proportional to load
    rate of change and that acts to enrich full when the engine load is
    increasing. This is equivalent to an accelerator pump function
    Typical VAG control range : 100% to 110%
    Maximum possible control range : 0% to 200%
    Channel 3: Tweak on fuel enrichment based on decreasing loads
    This is very similar in function to channel 2 but adjusts a term
    that works to decrease fuel when engine load is decreasing.
    Typical VAG control range : 90% to 100%
    Maximum possible control range : 0% to 200%
    Channel 4: Tweak on Startup Fuel Enrichment
    This adjusts the startup fuel enrichment term.
    Typical VAG control range : 100% to 110%
    Maximum possible control range : 0% to 200%
    Channel 5: Tweak on Warmup Fuel Enrichment
    This adjusts the warmup fuel enrichment term.
    Typical VAG control range : 90% to 100%
    Maximum possible control range : 0% to 200%
    Channel 6: Lambda Regulation
    This tweaks a lambda regulation system’s narrowband oxygen sensor
    cycle time in steps of 10 milliseconds.
    Typical VAG control range : -100 ms to +100 ms
    Maximum possible control range : -1280 ms to + 1270 ms
    Channel 7: Additive Offset On Speed Limiter
    This is allows one to adjust the speed limiter in steps of 1 kmh.
    Typical VAG control range : 0 kmh (no adjustment allowed)
    Maximum possible control range : -128 kmh to + 127 kmh
    Channel 8: Secondary Fuel Tweak
    This adjusts the main fuel term.
    Typical VAG control range : 100% to 110%
    Maximum possible control range : 0% to 200%

    Channel 9: Additive offset on ignition timing angle
    Allows one to shift the ignition timing angle up or down in steps of
    0.75 degrees.
    Typical VAG control range : No adjustment allowed
    Maximum possible control range : -96 Degrees to +95.25 Degrees
    Channel 10: Primary Fuel Tweak
    This adjust the main fuel term.
    Typical VAG control range : No adjustment allowed
    Maximum possible control range : -25% to +24.8%
    Channel 11: Unused
    Typical VAG control range : No adjustment allowed
    Maximum possible control range : -128 to +127
    Channel 12: Specified Engine Load Scaling Factor (Turbocharged cars only)
    This factor allows one to scale the specified engine load. The default
    value comes set at the maximum value, so specified engine loads can only
    be reduced with this adaptation channel.
    Typical VAG control range : only 100% allowed (no adjustment allowed)
    Maximum possible control range : 0% to 100%
    Channel 13: Control Bits
    These control bits affect engine idle control.
    Typical VAG control range : limited to 2 control bits
    Maximum possible control range : 8 different control bits can be set
    or cleared
    Channel 14: Additive Offset To Idle Torque
    This channel allows one to raise the minimum torque maintained at idle.
    Typical VAG control range : 0 to 31 (arbitrary units)
    Maximum possible control range : 0 to 255 (arbitrary units)

    Перевод на скорую руку:

    Ch01 : Idle Speed Offset
    Adjust idle RPM level
    — Higher number: increase idle rpm
    — Lower number: decrease idle rpm
    (канал 01, компенсация х.х.
    настройка оборотов холостого,
    болшие значения — обороты выше
    меньшие значения — обороты ниже
    Мой каммент : обычно применяют для изменения оборотов с АКПП, если в резонанс попадает. Как правило доступна без логина)

    Ch02 : Fuel Tweak (Accel Pump); Increasing Loads
    -This channel adjusts a fuel enrichment under load
    -Modulates Throttle Response
    (канал 02, подстройка состава смеси, при увеличении нагрузки.
    Через этот канал настраивается обагащение смеси под нагрузкой, когда тапка нажимается резко)

    Ch03 : Fuel Tweak (Accel Pump); Decreasing Loads
    -This channel adjusts a fuel enrichment term coming off the gas or decelerating.
    (канал 02, подстройка состава смеси, при уменьшении нагрузки.
    Через этот канал настраивается обагащение смеси при плавном нажатии на тапку или при замедлении.)

    Ch04 : Start Up Fuel Enrich
    Amount of fuel on any start ups?
    — Higher number: enrich the mix
    — Lower number: lean out the mix
    (канал 04, обогащение смеси при запуске.
    Добавляет топлива при любом запуске?
    : для меня кстати тоже вопрос.
    болшие значения — смесь богаче
    меньшие значения — смесь беднее)

    Ch05 : Warm Up fuel Enrich
    Amount of fuel on start ups E.G. on the first start in the morning?
    — Higher number: enrich the mix
    — Lower number: lean out the mix
    (канал 05, обогащение смеси при прогреве.
    Добавляет топлива на прогреве при первом утреннем запуске.
    болшие значения — смесь богаче
    меньшие значения — смесь беднее)

    Ch06 : Lambda Regulation
    Controls how fast ECU adapts:
    — Higher number: faster adaptation
    — Lower number: slower adaptation
    (канал 06, лямбда-регулирование.
    Задает скорость реакции контроллера на изменение сигнала с лямбды.
    болшие значения — реакция быстрее
    меньшие значения — реакция медленнее)

    Ch07 : Additive Offset To Speed Limiter
    Controls speed limiter in increments ok 1km/hr
    (канал 07, дополнительная компенсация ограничителя скорости.
    Задает ограничение добавляя по 1км/час)

    Читать еще:  Что произойдет если у самолета откажут все двигатели

    Ch08 : Secondary Fuel Tweak
    Controls fueling at idle, ussually alters additive fuel trims
    — Higher number enrich the mix
    — Lower number lean out the mix
    (канал 08, подстрока вспомогательных топливных таблиц.
    Задает состав смеси на х.х. , обычно меняет дополнительные адаптации по топливу.
    болшие значения — обогащают смесь
    меньшие значения — обедняют смесь)

    Ch09 : Ignition Timing Offset
    Controls timing in steps of 0.75 degrees, all RPM range is altered
    — Higher number advances timing
    — Lower number retards timin
    (канал 09, компенсация угла опережения зажигания.
    Регулирует угол с шагом 0.75 градуса во всем диапазоне оборотов)

    Ch10 : Primary Fuel Tweak
    Controls fueling on run, ussually change multiplicative fuel trims
    — Higher number enrich the mix
    — Lower number lean out the mix
    (канал 10, подстрока основных топливных таблиц.
    Задает состав смеси при работе , обычно меняет mult адаптацию по топливу.
    болшие значения — обогащают смесь
    меньшие значения — обедняют смесь)

    Ch11 : Unused
    Unused
    (не использ.)

    Ch12 : SEL Scaling (Turbo Cars Only)
    Adjust boost
    — Higher numbers increase boost pressure
    — Lower numbers decrease boost pressure
    (канал 12, настройка давления наддува, только для турбовых машин, есс-но.
    болшие значения — увеличивают давление наддува
    меньшие значения — уменьшают давление наддува)

    Ch13 : OFF OFF
    Unused
    (неиспольз)

    Ch14 : Idle Torque Additive Offset
    Controls engine load at idle
    — Higher numbers: spec load at idle is increased
    — Lower numbers: spec load at idle is decreased
    (канал 14, дополнительная компенсация момента на х.х.
    Регулирует нагрузку двигателя на холостом.
    болшие значения — увеличивают спецификацию по нагрузке на холостом,
    меньшие значения — уменьшают)

    Добавлю от себя:
    Варьируя значениями каналов 2, 9 и 12 (только турбо) можно прибавить несколько лошадок. «

    выкладывал это zvera4 25 октября прошлого года в теме «Расшифровка каналов Адаптации (в тему про утренний запуск)»

    Холодный запуск двигателя: суть и важные нюансы

    С приходом зимы для автомобиля, как, впрочем, и для его хозяина, начинаются черные дни: гололед, обледенелые стекла, замерзшие замки дверей и багажника, примерзшие тормозные колодки… Но самая большая проблема – это холодный запуск двигателя. Причем, если температура воздуха падает ниже 20 градусов мороза, то движок заводится одинаково плохо и на отечественных машинах, и на иномарках.

    Почему машина плохо заводится «на холодную»

    Плохой запуск двигателя «на холодную» связан с целым рядом причин:

    1. При температуре ниже –20 градусов полностью заряженный аккумулятор теряет от 50 до 80 процентов своего заряда, при том, что нагрузка на него, в отличие от летнего периода, зимой только увеличивается.
    2. Увеличение нагрузки на аккумулятор связано и с изменением консистенции масла в двигателе. На морозе оно становится гуще. Следовательно, стартеру потребуется больше усилий, чтобы прокрутить коленвал, а это, в свою очередь, потребует дополнительной энергии от аккумулятора.
    3. Если свечи в автомобиле давно не менялись, и имеют значительную выработку, то для того чтобы они смогли воспламенить горючую смесь, также понадобится дополнительная энергия от аккумулятора.

    Как видно, все причины, затрудняющие холодный запуск двигателя, так или иначе связаны между собой. И каждая из них вносит свою лепту в то, чтобы машина не завелась.

    Как подготовить автомобиль к зимней эксплуатации

    Прежде всего, стоит упомянуть тот факт, что каждый холодный запуск двигателя по величине износа можно приравнять к пробегу в 150–200км, причем эта величина растет пропорционально понижению температуры, то есть чем ниже температура, тем выше степень износа двигателя. Поэтому о том, чтобы свести износ к минимуму, следует позаботиться заблаговременно.

    Для этого еще до наступления холодов следует проверить уровень плотности электролита в АКБ и при необходимости подзарядить батарею. Хотя это, конечно, не спасет аккумулятор от потери заряда при минусовых температурах. Поэтому наилучший вариант — поступать так же, как делают водители регионов, где среднесуточная зимняя температура составляет -30 градусов: на ночь снимать АКБ и убирать в теплое помещение. Потерянные на ее снятие несколько минут с утра будут с лихвой компенсированы беспроблемным пуском двигателя.

    Масло на зимний период лучше выбирать такое, чтобы оно не меняло своей вязкости на морозе, ну или хотя бы густело не сильно. Поэтому следует очень внимательно читать описание к выбранному маслу, обращая особое внимание на температурный диапазон его применения.

    Перед зимой также следует поставить новые свечи и фильтры (воздушный, топливный тонкой очистки, масляный). Причем нелишним будет еще один комплект свечей постоянно возить с собой, на всякий случай.

    Холодный запуск двигателя

    Последовательность действий при попытке завести двигатель в морозную погоду, в принципе, универсальна для всех автомобилей. Небольшие отличия могут быть из-за различий топливных систем. Поэтому холодный запуск двигателя ВАЗ, ГАЗ или УАЗ производится точно так же, как и на иномарках.

    Итак, после продолжительной стоянки на холоде сначала нужно «разбудить» аккумулятор. Для этого на 10-15 секунд включается дальний свет, это запустит химическую реакцию в АКБ, и разогреет электролит.

    Следующий шаг — следует выжать сцепление. Это разъединит двигатель и коробку передач, тем самым сняв лишнюю нагрузку с коленчатого вала. Это важно, так как даже на нейтральной передаче шестерни коробки при пуске будут проворачиваться, а это потребует дополнительной энергии от аккумулятора.

    Больше 5 секунд за одну попытку крутить стартер не нужно, иначе можно окончательно посадить аккумулятор или залить свечи, а при низких температурах это недопустимо. Если двигатель исправен, то со 2-й, 3-й попытки он должен завестись.

    До тех пор, пока он не начал работать устойчиво, педаль сцепления отпускать не стоит, иначе движок может заглохнуть. Дав машине поработать на холостых оборотах 2-3 мин, можно начинать плавное движение (без рывков и ускорений), на ходу двигатель прогревается быстрее.

    Несколько советов для карбюраторного двигателя

    Существует народный способ облегчения утреннего пуска холодного двигателя. Для этого с вечера в систему смазки автомобиля выливается полстакана бензина, который не даст маслу загустеть. Однако такой способ эффективен, только если в двигатель залито минеральное масло. Для синтетики и полусинтетики он не годится. И еще: после двух стаканов бензина в системе смазки масло придется заменить, так что этот способ хоть и эффективен, но, скорей, годится для экстренных случаев.

    Также для холодного пуска карбюраторных двигателей можно использовать эфир, или, как его еще называют, «быстрый старт» (продается в автомагазинах). Для этого снимается крышка воздушного фильтра и эфир впрыскивается через дроссельные заслонки непосредственно в карбюратор, после чего крышка фильтра плотно закрывается. Пары эфира, смешавшись с парами топлива, улучшат его воспламеняемость. Чтобы поджечь такую смесь, достаточно будет даже слабой искры.

    Также полезно будет после постановки автомобиля на стоянку вытянуть до конца регулятор привода дроссельной заслонки («подсос»), тем самым перекрыв доступ холодного воздуха в еще не остывший карбюратор. Это предотвратит образование в нем конденсата.

    Что делать, если аккумулятор «умер»?

    Если аккумулятор все же разрядился, то самое простое в этой ситуации — «прикурить», от другой машины. Для этого потребуются специальные медные провода с креплениями на клеммы («крокодилами»). Нужно быть особо аккуратным, прикуривая инжекторный двигатель, в нем имеется много всевозможной электроники, которая может выйти из строя из-за возникшего перепада напряжения.

    Соединять аккумуляторы можно и не останавливая двигатель машины-донора, главное — строго соблюдать при этом полярность и очередность.

    Начинается подключение по схеме от слабого аккумулятора к заряженному:

    1. От минуса потребителя — к минусу донора.
    2. От плюса потребителя — к плюсу донора.

    Нужно быть очень внимательным и не перепутать плюс с минусом, иначе аккумулятор может взорваться!

    После подключения нужно дать «донору» поработать еще 5-10 минут на холостых оборотах, таким образом, он подзарядит посаженный аккумулятор. Затем его двигатель следует заглушить, и только после этого пробовать завести потребителя. Если этого не сделать, то скачок напряжения, возникший при пуске запитываемого двигателя, может сильно повредить электронику «донора».

    Когда ничего из вышесказанного не помогает, остается только тянуть машину на буксире или толкать.

    Как завести автомобиль с буксира

    Завести машину с буксира — дело хоть и не сложное, но выполнять его нужно правильно. Для этого включается зажигание, автомобиль ставится на «нейтралку», и можно начинать движение. После набора скорости (40 км/час) выжимается сцепление и включается сразу третья передача (так нагрузка на двигатель будет минимальной) и плавно отпускается сцепление. Если двигатель завелся, нельзя сразу останавливаться, машина может заглохнуть. Нужно подождать, пока двигатель станет работать устойчиво (обороты перестанут плавать).

    Обороты двигателя при запуске «на холодную» обычно колеблются в пределах 900-1200 об./мин, а после прогрева падают до 800.

    Еще одна проблема зимней эксплуатации автомобиля — это когда после холодного пуска из-под капота раздается свист, который после прогрева может исчезать. Тем не менее оставлять это без внимания нельзя.

    Что может свистеть под капотом после холодного пуска

    Если из-под капота автомобиля слышится свист при запуске двигателя на холодную, то причин этого может быть несколько:

      Приводные ремни. Особое внимание следует обратить на ремень генератора. От слабого натяжения он попросту проскальзывает на валу, отсюда и свист, после прогрева свист может исчезать.

    Нужно помнить, что любой посторонний звук под капотом — это своеобразное предупреждение о какой-то неисправности, и если самостоятельно определить причину возникновения звука не получается, то нужно обратиться к специалистам СТО, и тянуть с этим не стоит. Ведь «поломаться» где-нибудь посредине дороги в крепкий мороз — удовольствие сомнительное.

    Плохой запуск двигателя на холодную (Рекомендации по улучшению запуска)

    ten70
    Оракул
    • 27.11.2009
  • #1
  • VOLKSWAGEN Kundendienst Service-Technik Moskau

    121596 Москва, ул.Горбунова 14,
    тел. (095) 933 40 15/933 40 19 факс 448 36 82

    Тема: Плохой запуск двигателя

    С наступлением холодного погодного периода, к сожалению уже традиционно, владельцы автомобилей Фольксваген обращаются к дилерам с жалобой на плохой холодный запуск двигателя. Чаще всего данная проблема связана с качеством используемого топлива и проявляется на автомобилях с пробегом более 10 000 км. В зависимости от двигателя предлагается три варианта решения вышеупомянутой проблемы:

    — изменение т.н. фактора холодного пуска с помощью приборов V.A.G.1551,
    V.A.G. 1552, V.A.S. 5051;
    — замена форсунок;
    — замена блока управления двигателя.

    Для автомобилей Пассат 97> с двигателями AEB и ADP:

    — подключите V.A.G. 1551, включите зажигание;
    — 01 электроника мотора;
    — 02 опросите регистратор неисправностей ( не должно быть ошибок);
    — 11 функция Login-Prozedur;
    — задайте код 01283;
    — 10 функция согласование;
    — канал 08 — с помощью клавиши 3 поменяйте значение с 128 на 156 или по мере
    необходимости на 192.

    Для а/м с двигателем ADR выпуска 97г. — проделайте то же самое, но в п.5 вместо кода 01283 задайте код 06589.

    Для более поздних версий двигателя ADR (блок управления 8D0 907 558 B) и двигателя ACK:
    — подключите V.A.G. 1551, включите зажигание;
    — 01 электроника мотора;
    — 02 опросите регистратор неисправностей (не должно быть ошибок);
    — 11 Login-Prozedur;
    — задайте код 03256 (для двигателя ACK код 01283)*;
    — 10 функция согласование;
    — канал 04 — измените значение с 128 на 148;
    — канал 05 — измените значение с 128 на 154;
    — канал 08 — измените значение с 128 на 160.

    Для автомобилей Шаран с двигателем AАA (только для блока управления двигателя 021 906 256 Р):

    — подключите V.A.G. 1551, включите зажигание;
    — 01 электроника мотора;
    — 02 опросите регистратор неисправностей ( не должно быть ошибок);
    — 11 функция Login-Prozedur;
    — задайте код 01283;
    — 10 функция согласование;
    — канал 04 – с помощью клавиши 3 поменяйте значение с 128 на 148.

    Для автомобилей Гольф 4 с двигателем АКL рекомендуется заменить топливные форсунки на более приспособленные к некачественному топливу N 037 906 031 АС. Также следует обращать внимание владельцев на правильность запуска двигателя (имеется в виду необходимость соблюдения паузы при включении зажигания).

    Для автомобилей Пассат 97> с двигателем AHL рекомендуется заменить блок управления двигателя на блок 3В0 907 557 МХ.

    Для автомобилей Пассат 97> с двигателем APR:

    — подключите V.A.G 1551, включите зажигание;
    — 01 электроника мотора;
    — 02 опросите регистратор неисправностей ( не должно быть ошибок);
    — 11 функция Login-Prozedur;
    — задайте код 01283;
    — 10 функция согласование;
    — каналы 04 и 08 — с помощью клавиши 3 поменяйте значение с 128 на 148 или,
    по мере необходимости, на 156.

    Для автомобилей Пассат >97 с двигателем ARM, начиная с версии блока управления двигателя D04, следует изменить первые две цифры в коде блока управления двигателя с «04» на «02», т.е. перепрограммировать блок на европейскую норму чистоты отработавших газов EURO II. Если на автомобиле установлен блок с более ранней версией, тогда необходимо установить блок управления двигателя 557 Р, начиная с версии D04, а затем изменить кодировку блока управления двигателя.

    Для автомобилей Гольф, Бора, Пассат с двигателем AGZ (2,3 л):

    — подключите V.A.G. 1551, включите зажигание;
    — 01 электроника мотора;
    — 02 опросите регистратор неисправностей ( не должно быть ошибок);
    — 11 функция Login-Prozedur;
    — задайте код 01283;
    — 10 функция согласование;
    — каналы 04 и 05 — с помощью клавиши 3 поменяйте это значение с 128 на 148 или
    по мере необходимости на 164.

    Для автомобилей Пассат с двигателем APU/APT (1,8 л):

    Как справиться с акклиматизацией в другой стране, на море и в горах

    Рассказываем о симптомах акклиматизации в горах, холодном и жарком климате, а также джетлаге — состоянии, возникающем при смене часовых поясов.

    Материал проверила и прокомментировала Анастасия Спирина, старший врач-консультант медицинской компании BestDoctor

    Что такое акклиматизация

    Чаще всего акклиматизация проявляется в первые дни в новой климатической зоне. Это адаптация организма к непривычным условиям. Если большую часть времени вы проводите в одном климате, а затем резко попадаете в другой, внутренним системам организма нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Акклиматизация возникает из-за перепада температур и давления, большой разницы во времени при смене часовых поясов (джетлаг). Ощущения могут быть выражены с различной интенсивностью и проявляться в виде легкого недомогания, возможны нарушения в работе ЖКТ, повышение температуры и тошнота.

    Акклиматизацию легко перепутать с начальной стадией ОРВИ или гриппа. К тому же простуда нередко возникает при ослабленном иммунитете после долгого пути, из-за кондиционеров в самолете и сбитого режима. Но, в отличие от нее, акклиматизация проходит гораздо быстрее и чаще всего не требует дополнительного лечения. Некоторые туристы сталкиваются с акклиматизацией, вернувшись домой, особенно если отдыхали в южных широтах, а живут в северных.

    Симптомы акклиматизации

    Обычно человек замечает первые признаки климатической адаптации в течение двух-трех дней после прилета. Симптомы могут быть и физическими, и эмоциональными. Чаще всего проявляются:

    • головные боли и головокружение;
    • повышенная утомляемость;
    • учащенное сердцебиение;
    • повышенная температура;
    • нарушения работы ЖКТ (тошнота, запор, рвота, диарея);
    • легкий насморк и першение в горле;
    • повышенное или пониженное давление;
    • нарушения сна (сонливость или, наоборот, бессонница);
    • ухудшение концентрации внимания;
    • повышенная тревожность и раздражительность.

    Некоторые из этих симптомов возникают на фоне стресса в результате непривычной активности. Особенно если вы путешествуете не в формате «все включено» и вынуждены самостоятельно искать трансфер, отель и быстро ориентироваться на новом месте. Легкий стресс также свидетельствует об адаптации к непривычной обстановке.

    Акклиматизация в горах

    В условиях высокогорья организм подвергается чрезмерным нагрузкам из-за перепада высоты. Чем выше в горы, тем ниже атмосферное давление и меньше кислорода. Нет конкретных факторов, таких как возраст, пол или физическое состояние, коррелирующих с предрасположенностью к высотной болезни. Некоторые люди более восприимчивы к перепадам давления и сталкиваются с неприятными симптомами [1].

    Старший врач-консультант компании BestDoctor Анастасия Спирина комментирует: «При дезадаптации происходит увеличение частоты дыхания и сердцебиения. Но уровень гемоглобина и эритроцитов не может быть сразу высоким, он повышается только в условиях хронического недостатка кислорода в течение нескольких недель. Дыхание в условиях низкого содержания кислорода еще больше стимулирует вентиляцию легких, это и есть процесс адаптации. Альпинисты при медленном восхождении в течение нескольких дней дышат гораздо глубже, поэтому могут выдерживать низкие концентрации кислорода в атмосфере. Вместо увеличения вентиляции на 70%, которое происходит в остром периоде адаптации, медленное восхождение в течение двух-трех дней помогает достичь высокой концентрации кислорода в крови. Это также позволяет избежать дезадаптации, то есть перехода на более поверхностное дыхание, увеличение частоты дыхания и сердцебиения».

    Ученые провели исследование, в котором группа мужчин поднялась на высоту 3650 м и оставалась там в течение полугода [2]. По возвращении участников эксперимента обследовали на предмет высотной акклиматизации. Результаты показали, что частота и тяжесть симптомов заметно снижаются через 50 и 100 дней по сравнению с первыми днями после путешествия. Эти данные подтверждают, что полное восстановление организма после высотных нагрузок происходит в течение весьма длительного времени.

    Врачи рекомендуют постепенно привыкать к высокогорным ландшафтам. В горах следует подниматься на высоту не более чем 500 м в день. Так организму будет проще адаптироваться к новым условиям и перестраиваться. Обязательно пить достаточное количество воды, а также исключить алкоголь, жирные и тяжелые для пищеварения продукты, чтобы не перегружать желудок.

    Акклиматизация на море

    Сбои в организме в теплом климате могут произойти из-за чрезмерного пребывания на солнце и перегрева. Акклиматизация к жаре — биологическая адаптация, контролирующая физиологическую активность [3]. Это распространенное явление, особенно если вы уезжаете в отпуск за границу, чтобы провести пару зимних недель в тепле, например, в Доминикану или Таиланд.

    Для снижения рисков акклиматизации важна умеренность. Вредно весь день лежать на пляже или в первый же день гулять по жаркому городу, но также нет смысла сидеть первые дни в гостинице. Постарайтесь избегать крайностей: не находитесь на солнце в самые жаркие часы в районе полудня, надевайте головные уборы и пользуйтесь средствами с SPF-защитой от ультрафиолета. Врачи считают, что после завершения адаптации организм привыкает к новым условиям и может переносить более высокие уровни теплового стресса [4]. Пить больше воды — универсальное правило, тем более когда речь идет о теплом климате, где потери жидкости возрастают.

    Акклиматизация в холодном климате

    Путешествие в северные широты также может повлечь ощутимое ухудшение самочувствия. Даже сезонное приобретение толерантности к холоду может занимать несколько недель [5]. Непривычно низкие температуры, короткий световой день и недостаток солнца требуют большего количества калорий, так как организм работает в усиленном режиме. Кроме того, сказывается аномально высокая ионизация воздуха из-за сильного ветра. В условиях полярных дня и ночи могут возникнуть удлинение фазы бодрствования и быстрая утомляемость, ухудшение аппетита и общего самочувствия. Если решили отправиться на север, позаботьтесь о теплой одежде, обязательно высыпайтесь и не забывайте о режиме питания; дневной рацион должен включать на 15% больше калорий по сравнению с привычной нормой.

    Что делать при акклиматизации

    В жарком климате

    Воздействие экстремально высоких температур может привести к тепловому удару. Чтобы не допустить его, помните о симптомах: чрезмерная жажда, обильное потоотделение, головная боль, головокружение, спутанность сознания, тошнота. Если вы чувствуете себя плохо, уйдите в тень, выпейте прохладный безалкогольный напиток. Если симптомы не исчезнут или начнут усиливаться, обратитесь за медицинской помощью.

    «Иногда можно встретить совет позагорать перед отпуском, чтобы легче адаптироваться к пляжным условиям, — говорит Анастасия Спирина. — На самом деле, получение базового загара перед отпуском только повредит вашу кожу и не защитит от пребывания на солнце в поездке. Можно подготовиться заранее к жаркому климату, находясь на улице в течение одного часа в день, но специально загорать не нужно».

    В холодном климате

    Воздействие экстремально холодных температур на начальных этапах приводит к потере чувствительности, изменению цвета кожи, при продолжении воздействия — к необратимым повреждениям тела. Ранние симптомы переохлаждения включают дрожь, слабость, неуклюжесть и растерянность. По мере того, как тело теряет больше тепла, дрожь может прекратиться, кожа может посинеть, зрачки расширяются, пульс и дыхание могут замедлиться, и вы можете потерять сознание. Если вы заметили какой-либо из этих признаков, измерьте температуру. Когда она ниже 35 °, немедленно обратитесь за медицинской помощью. Если неотложная медицинская помощь недоступна:

    • зайдите в теплую комнату, снимите мокрую одежду;
    • сначала согрейте центр тела — грудь, шею, голову и пах;
    • выпейте безалкогольный теплый напиток. Не пытайтесь давать напитки человеку без сознания.

    При смене часовых поясов

    Джетлаг, или расстройство циркадных (24 часовых) ритмов из-за смены часовых поясов, возникает после полета в новый часовой пояс, когда циркадные ритмы все еще «привязаны» ко времени суток дома. При пересечении более трех часовых поясов человек может испытывать:

    • проблемы с засыпанием в обычное время ночи (после полетов на восток);
    • раннее пробуждение (после полетов на запад);
    • прерывистый сон (после полетов в любом направлении);
    • желудочно-кишечные расстройства;
    • снижение аппетита;
    • усталость и головную боль;
    • раздражительность, беспокойство;
    • снижение толерантности к физической нагрузке;
    • неспособность сосредоточиться, депрессивное настроение.

    В течение нескольких дней ритмы постепенно адаптируются к новому часовому поясу. Если вы пересекаете менее трех часовых поясов, симптомы, скорее всего, связаны с усталостью от поездки и вскоре исчезнут самостоятельно.

    Перед полетом рекомендуется смещение периода сна перед вылетом на один-два часа в сторону сближения с часовым поясом в регионе прилета. Для синхронизации циркадных ритмов можно использовать яркий свет (по утрам после перелета на восток и вечером во время поездки на запад). При дневной сонливости поможет утренний кофе и умеренная физическая активность. А при бессоннице возможна монотерапия снотворным, но ни в коем случае не алкоголем.

    Для ускорения адаптации к циркадным ритмам используются препараты мелатонина — нейрогормона эпифиза [6]. Его действие противоположно эффекту световой стимуляции. Мелатонин может переводить внутренние часы, а также у него есть прямое снотворное действие. Но с джетлагом можно столкнуться и не выходя из квартиры. Если у вас есть привычка отсыпаться на выходных от двух часов и более, вы будто совершаете перелет на запад каждый вечер пятницы, а утром понедельника — обратно.

    При смене питания

    Резкое изменение пищевых привычек может вызывать стресс. В зависимости от региона различается активность пищеварительных ферментов и состав кишечной микрофлоры, что и служит признаком адаптации к окружающей среде. Для преодоления «гастрономической дезадаптации» старайтесь питаться небольшими порциями и избегать переедания. Главное — помнить о безопасности продуктов питания и воды в путешествии. Избегайте водопроводной и колодезной воды, приготовленных из нее льда и напитков, свежевыжатых соков, непастеризованного молока.

    Могут быть опасны для здоровья:

    • сырое и полусырое мясо (особенно диких животных);
    • рыба;
    • яйца;
    • немытые или неочищенные фрукты и овощи;
    • салаты;
    • блюда из уличных кафе.

    Когда обратиться к врачу

    Некоторые предпочитают устранять симптомы акклиматизации народными средствами. Так называемая группа адаптогенов, таких как свекольный сок, не имеет доказанной эффективности. Есть препараты, которые используют для профилактики высотной болезни, но они должны назначаться после консультации специалиста.

    Если соблюдать простые правила и привыкать к новым условиям постепенно, процесс акклиматизации пройдет плавно. В случае дезадаптации важно вовремя обратиться за медицинской помощью. Наиболее склонны к дезадаптивным реакциям люди с хроническими заболеваниями, поэтому важно перед поездкой проконсультироваться с лечащим врачом: убедиться в компенсированности заболеваний, обсудить маршрут, сделать необходимые прививки и приобрести лекарства по крайней мере за месяц до отъезда. Многие приключенческие туры могут быть требовательными к физическим нагрузкам, поэтому важно быть в форме перед поездкой.

    Важно быть в курсе проблем со здоровьем и безопасности того региона, куда вы хотите отправиться. В поиске достоверной информации могут помочь сайты Роспотребнадзора и американских Центров по контролю и профилактике заболеваний CDC.

    Как избежать акклиматизации: профилактика

    Для любого путешествия есть смысл заранее собрать аптечку с препаратами, которые помогут справиться с основными неприятными симптомами. Но есть и другие меры, которые необходимо принять до отъезда. Они помогут адаптироваться к новой среде с минимальными последствиями:

    1. Занимайтесь спортом и правильно питайтесь. Чем выше иммунитет, там легче переносятся стрессовые условия, такие как резкая смена климата.
    2. Проконсультируйтесь с врачом. Возможно, понадобится дополнительная витаминизация за пару недель до поездки. Это особенно актуально, если вы недавно болели.
    3. Если планируется резкая смена часовых поясов и есть возможность самостоятельно организовывать график до отъезда, попробуйте постепенно перестраиваться на новое время: раньше ложитесь и просыпайтесь.
    4. Не планируйте в первые два-три дня отпуска основные активности — экскурсии и длительные прогулки. Если предстоят серьезные физические нагрузки, например, вы хотите участвовать в горном забеге, приезжайте за несколько дней до старта соревнований.
    5. Продумайте отпуск. Желательно, чтобы время, проведенное в непривычном климате, составляло не менее двух недель. Так будет проще постепенно перестроиться к новому месту и режиму. К тому же длительный отпуск — гарантия того, что вы не захотите взять максимум, не уходя с пляжа в первые дни.

    Насколько тяжело пройдет акклиматизация и будет ли она вообще ощутима, зависит от индивидуальных особенностей организма. При отсутствии тяжелых симптомов можно пережить этот стресс самостоятельно. Исследование с участием 18 мужчин, которые работали при температуре 30°С, показало, что для адаптации к новым условиям достаточно пяти дней [7]. За это время восстанавливаются сердечный ритм и температура слухового прохода, организм перестраивается и начинает функционировать в нормальном режиме.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector