Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детонация в двигателе: откуда она берется и чем грозит

Детонация в двигателе: откуда она берется и чем грозит

Стук под капотом должен насторожить каждого автолюбителя. Он отличается от тихого сдавленного, который является следствием движения на небольшой скорости при высокой передаче.

Звук детонации

Резкий стук — это проявление детонации, которая представляет собой явление горения смеси бензина и воздуха в цилиндрах с высокой скоростью. Когда скорость не превышает 250 м/с, то ее можно считать оптимальной. Но если скорость перевалила за 2000 м/с, то это уже микровзрыв, ударное возгорание неравномерного проявления. Для бензинового двигателя зажигание смеси не проходит без последствий.

Причины

1. Детонация может происходить в результате перегрева движка, причин перегрева множество.

2. Иногда виноваты неисправные свечи. Их обязательно нужно заменить.

3. Среди наиболее популярных причин детонации — некачественный бензин. Октановое число топлива показывает его устойчивость к детонационной нагрузке, то есть способность равномерного сгорания при воздействии различных условий (у бензина 95 и 98 такая устойчивость выше, чем у 92). У современных двигателей степень сжатия высока, и это является спусковым фактором детонационного явления. Когда степень сжатия (и камера сгорания топлива) невысока, то низкооктановый бензин можно использовать, но он потеряет свои характеристики при высокой степени сжатия и станет взрывоопасным. Это может привести к разрушениям двигателя.

4. Еще одна популярная причина — неисправная система зажигания, когда подача искры происходит раньше времени. Тогда смесь уже сгорает, а поршень еще двигается вверх, в результате чего нарастает давление. Последствия могут быть такими же, как и при использовании низкокачественного бензина.

Что делать, чтобы избежать детонации

1. Регулярно следить за работой радиатора и охлаждающей жидкостью. Это предотвратит неожиданный перегрев.

2. Следить за чистотой и исправностью свечей зажигания и проводки.

3. Заправляться соответствующим бензином.

4. Контроль системы зажигания.

К чему приводит детонация

Из-за повышенной температуры гораздо хуже начинают работать свечи, клапана, поршневые кольца. Масляная пленка, покрывающая цилиндры, может выгореть, что приводит к повышенному износу и, как следствие, может произойти залегание колец и могут появиться задиры. Могут выгорать электроды свечей, появляться трещины, зазубрины и оплавленные места на клапанах, цилиндрах.

Кривошипно-шатунный механизм и коленвал терпят негативные воздействия возросшей ударной нагрузки. В общем, страдают все механические детали.

Соблюдение простых правил продлит жизнь вашего мотора.

Фото: napoli1. com

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Почему детонирует двигатель

49 поделились 2,5 тыс.просмотров FacebookTwitterTelegram

Каждый автовладелец сталкивался с детонацией двигателя. Чаще всего это происходит сразу после выключения зажигания. Почему это происходит и как устранить детонацию?

Что такое детонация двигателя

В основном это микрошоки внутри двигателя, которые приводят к резкому увеличению нагрузки на цилиндры и поршни двигателя.

Поэтому детонация — нежелательное явление, приводящее к дополнительной нагрузке на двигатель. Во время этого явления топливо бесконтрольно заканчивается, что отрицательно сказывается на работе двигателя в целом.

Температура в камере сгорания в это время может достигать 3500 градусов.

Причины детонации

Причин может быть много, но к основным можно отнести следующие:

  1. Некачественное топливо;
  2. Раннее зажигание;
  3. Перегрев мотора;
  4. Образование крупных нагара в цилиндрах;
  5. Неправильный стиль вождения;
  6. Длительный холостой ход под нагрузкой;
  7. Бедная топливная смесь (характерна для карбюраторных автомобилей).

К чему может привести детонация

  1. Сильный перегрев двигателя;
  2. Снижение мощности двигателя;
  3. Повышенный расход топлива;
  4. Выход из строя цилиндро-поршневой группы;
  5. Коррозия цилиндров и поршней двигателя;
  6. Прогорание прокладки головки блока цилиндров;
  7. Треснувший поршень;
  8. Головка проникновения БК;
  9. Поврежденные накладки.

Некачественное топливо

Если октановое число разлитого топлива ниже необходимого для данного двигателя, процесс детонации неизбежен.

Если октановое число топлива не совпадает (как правило, ниже необходимого), происходит процесс его активного сгорания, причем настолько быстро, что сгорание напоминает небольшой взрыв внутри камер.

Например, по инструкции в бак нужно налить бензин АИ-98, а водитель — АИ-95.

Выделяется большое количество тепловой энергии, и под давлением выделение энергии приводит к детонации, то есть внутреннему микровзрыву, который ощущается водителем в виде детонирующих ударов.

Помимо несоответствия октанового числа топлива, детонация может быть просто вызвана некачественным топливом, произведенным с нарушением всех требований и норм.

Некоторые водители, чтобы не использовать более дорогое высокооктановое топливо, но при этом не допустить детонации двигателя, устанавливают последующее зажигание.

По мнению экспериментаторов, такое действие спасает ситуацию, так как топливная смесь начинает вовремя воспламеняться, сгорает полностью, не выделяя лишнего тепла и не создавая большего давления в цилиндрах.

Но каждый водитель делает это на свой страх и риск.

Стук в двигателе автомобиля, причины, методы диагностики

Ранее зажигание

Другой причиной возникновения детонации может быть раннее возгорание.

Установки зажигания таковы, что топливно-воздушная смесь воспламеняется слишком рано, что приводит к перегреву и вызывает перегрев внутреннего двигателя и деталей, что приводит к процессу детонации.

Чтобы исключить такую ​​детонацию, необходимо отрегулировать зажигание, проверить его угол. Детонация может быть вызвана свечами зажигания.

Читайте дальше: Регулировка зажигания ВАЗ 2105.

Если они не соответствуют по своим техническим характеристикам, рекомендованным производителем двигателя, либо просто некачественные.

Это требует их контроля и, при необходимости, их замены.

Перегрев мотора

Третья причина, которая может вызвать детонацию, — это перегрев двигателя. Если топливо совпадает и зажигание отрегулировано нормально, проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, работу термостата и радиатора.

Читать еще:  Включается вентилятор при запуске двигателя на мерседесе

Образование большого нагара в цилиндрах

Причина образования нагара на стенках цилиндра двигателя — использование некачественного масла и топлива.

В этом случае двигатель обезуглероживается.

Не правильный стиль вождения автомобиля

Игнорирование перехода сверху вниз при выходе из угла.

При преодолении среднего набора высоты, когда в начале набора 5-я передача кажется достаточной, но в конце набора ее нет, но гонщик все равно продолжает выжимать из двигателя последние силы, не беспокоясь о переключении передач на 4-ю или 3-ю передачу.

Тогда вы получите удар металл по металлу (похожий на удар металлического шара) внутри двигателя, именно так в основном проявляется детонация двигателя.

В некоторых моделях автомобилей устанавливаются специальные датчики, информирующие водителя через электронные устройства о самом явлении и его частоте.

Холостой режим работы двигателя

Многие водители совершают ошибку, управляя автомобилем, сохраняя обороты двигателя на холостом ходу.

Это также происходит зимой, чтобы прогреть двигатель и трансмиссию.

Причина этого кроется в незнании того, что этого нельзя делать, или в попытке таким образом сэкономить топливо.

именно в это время увеличивается вероятность детонации двигателя.

Детонация или самовоспламенение смеси

По неопытности можно спутать эти два явления.

Самовоспламенение смеси происходит из-за сильного перегрева двигателя. При этом в конце такта сжатия температура топливной смеси становится выше нормы и неконтролируемо мигает.

Кроме того, если двигатель сильно закоксован, горячий нагар на его стенках из-за контакта с топливной смесью может воспламенить его.

Чтобы разделить эти два явления, необходимо выключить двигатель, выключив зажигание. Если двигатель не останавливается сразу, то, скорее всего, внутри него происходит такое явление, как детонация.

Устройство водородного двигателя, принцип работы, как сделать своими руками

Подводим итог

Несомненно, детонация в двигателе — явление вредное, для устранения которого требуется комплексный подход.

Но прежде всего следует выяснить его причины, которых может быть несколько.

Однако сначала переходите от простого к сложному и попробуйте изменить тип используемого топлива.

В большинстве случаев это снижает вероятность детонации двигателя и продлевает его работу.

Причины детонации двигателя

Причины детонации двигателя

Стук, возникающий при разгоне автомобиля, многие классифицируют как «стук пальцев», что не верно, — это результат детонации.

Одной из причин детонации может быть чрезмерно раннее зажигание. При этом топливная смесь воспламеняется преждевременно, а высвобождаемая энергия затрачивается только на увеличение силы трения в кривошипно-шатунном механизме и может привести к повреждению пар трения (например, к образованию задиров на коленвале и вкладышах).

Еще одной причиной детонации является использование более низкооктанового топлива, чем это предусмотрено в технических требованиях изготовителя конкретного двигателя (например, использование бензина А-76 вместо А-95).

Фактически, низкооктановые бензины — рассчитаны на использование в двигателях, степень сжатия в которых ниже, чем в тех двигателях, которые рассчитаны на использование более высокооктановых бензинов. Поэтому, топливная смесь, приготовленная из низкооктанового бензина (при ее использовании в двигателе с более высокой степенью сжатия) — детонирует (сгорает со скоростью взрыва), при чем выделяется большое количество тепловой энергии, что в свою очередь, при продолжительной эксплуатации двигателя приводит к его серьезным повреждениям.

Признаками детонации двигателя является черный дым из выхлопной трубы и падение мощности двигателя из-за нарушения процесса горения топливной смеси.

Полное отсутствие детонации — тоже плохо и может свидетельствовать либо о слишком позднем зажигании, либо об использовании более высокооктанового бензина.

Калильное зажигание: условия и причины возникновения

Детонация и калильное зажигание — это два разных явления.

Калильное зажигание — это процесс воспламенения топливной смеси поверхностью какой-либо чрезмерно нагретой детали камеры сгорания.

При калильном зажигании сгорание смеси происходит как обычно, однако несколько преждевременно и равносильно самопроизвольному увеличению угла опережения зажигания по отношению к оптимальному значению. В таком режиме мощность двигателя внезапно и резко падает, и если не снизить нагрузку на двигатель — перегретые детали будут повреждены.

Теоретически, разделяют два случая калильного зажигания — до возникновения искры между электродами свечи зажигания или после этого.

Реальную опасность для двигателя представляет только первый случай.

Наиболее типичной причиной возникновения калильного зажигания является перегрев свечей зажигания, который может возникнуть в случае использования слишком «горячих» свечей зажигания.

Кроме этого, источником калильного зажигания могут быть выпускной клапан или поршень. Здесь следует отметить о том, что температура, при которой может произойти калильное зажигание от перегретого клапана или поршня — меньше, чем у свечи, так как воспламеняющая способность зависит не только от величины нагрева, но и от величины площади поверхности перегретой детали.

Также, здесь следует отметить, что перегрев выпускного клапана может быть спровоцирован неправильной регулировкой газораспределительного механизма, в результате которой выпускной клапан зажат настолько, что не в состоянии герметично закрывать отверстие в головке двигателя для выпуска выхлопных газов из камеры сгорания.

Основные причины возникновения калильного зажигания является чрезмерно раннее зажигание и эксплуатация двигателя в течение продолжительного времени в режиме максимальной мощности, на максимальных оборотах (недостаточное охлаждение блока цилиндров и его головки), когда полностью открыта дроссельная заслонка (обогащенная топливная смесь).

Таким образом, калильное зажигание возникает в режиме

Читать еще:  Шевроле ланос не работает вентилятор охлаждения двигателя что делать

максимальной мощности двигателя.

Работа двигателя после выключения зажигания

(Вспышки при выключенном зажигании)

Работа двигателя после выключения зажигания, то есть в режиме минимальной нагрузки (на холостом ходу), — наиболее вероятна после движения автомобиля в условиях, которые способствуют повышенному нагреву деталей двигателя.

В таких условиях, уже после выключения зажигания, коленчатый вал под действием инерции продолжает свое движение, в результате чего топливная смесь попадает в один из цилиндров двигателя и при медленном сжатии успевает нагреться до температуры самовоспламенения, а после этого следует рабочий цикл, который приводит к захвату топливной смеси другим цилиндром и т.д. Работа двигателя в таком режиме может продолжаться на протяжении от нескольких секунд — до нескольких минут (процесс будет продолжаться до тех пор пока двигатель постепенно не остынет).

Также, следует отметить, что, кроме нагрева деталей двигателя, на продолжительность работы двигателя влияют отработавшие газы, оставшиеся в цилиндре после предыдущего рабочего цикла, так как на низкой частоте вращения вентиляция цилиндров значительно хуже. Поэтому, отработанные газы, смешиваясь со свежей топливной смесью, прогревают ее, улучшая условия для самовоспламенения. Кроме этого, снижение концентрации рабочей смеси за счет разбавления отработанными газами — исключает возникновение детонации, поэтому работа двигателя после выключения зажигания практически безопасна, не смотря на неравномерность его вращения.

Практически все современные двигатели оборудованы электромагнитным клапаном, который перекрывает подачу топлива в карбюратор через систему холостого хода после выключения зажигания, и поэтому исключает возможность его работы в таком режиме.

Поэтому, работа двигателя современного автомобиля после выключения зажигания может свидетельствовать о неисправности вышеуказанного электромагнитного клапана или о неисправности цепей его управления.

Для того, что бы остановить двигатель, продолжающий работать после выключения зажигания, — необходимо ненадолго глубоко нажать на педаль газа (что бы в камеру сгорания попало большое количество топливной смеси, которое охладит перегретые детали и устранит условия для возникновения процесса самовоспламенения).

Еще одним способом, который позволяет сократить продолжительность работы двигателя после выключения зажигания, — является понижение частоты вращения двигателя на холостом ходу, однако при этом может повыситься токсичность выхлопных газов, а также ухудшаются условия его смазки .

Влияние нагара на режим работы двигателя

Еще одним фактором, который влияет на режим работы двигателя — является нагар на стенках камеры сгорания.

Влияние наличия нагара проявляется в ухудшении условий для охлаждения головки блока двигателя, в повышении фактической степени сжатия рабочей смеси, а также в том, что нагар может оказывать каталитическое действие, вызывая самовоспламенение работы смеси.

При изменении режимов работы двигателя нагар может разрыхляться и расслаиваться, при этом, частицы, отделившиеся от стенок камеры сгорания легко перегреваются и могут провоцировать возникновение калильного зажигания.

В совокупности — эти факторы способствуют созданию условий, при которых невозможно нормальное сгорание топливной смеси.

Поэтому, в случае, если во время форсированной езды по автомагистрали в двигателе прослушиваются какие-то непонятные стуки — это не детонация. Логичнее объяснить их самовоспламенением топлива из-за перегрева двигателя или обильного нагара в камерах сгорания. Однако, если стуки проявляются на переменных режимах работы двигателя, то это признак детонации.

Автор: Alex Petrovsky

НА ВЕРХ

Детонация двигателя: причины и способы устранения проблемы

Для обеспечения процесса горения, в камере сгорания ДВС, необходимо выполнение двух условий — смешивание топлива с воздухом в определенном соотношении, а также наличие искры от свечи зажигания (для бензиновых моторов). Детонация двигателя — ситуация, когда подготовленная смесь загорается самостоятельно, не дожидаясь срабатывания свечи.

Как возникает детонация, и как ее гасить?

При отсутствии сбоев в работе двигателя и сжигании топливно-воздушной смеси, распространение топлива происходит со скоростью в 20-30 метров в секунду. В случае детонации двигателя, этот параметр вырастает в десять раз и достигает 2000 метров в секунду. Распознать неисправность несложно, по появлению металлического звука в области двигателя автомобиля, этот звук автовладельцы называют «стуком пальцев». Причиной постороннего шума является контакт взрывных волн со стенками камеры сгорания. В результате, мощность мотора падает, а расход топлива, наоборот, возрастает.

Детонация двигателя бывает и на заглушенном автомобиле, когда, при отключении зажигания, двигатель не останавливается сразу, а продолжает свою работу, еще в течение секунд двадцати, и только после этого, глохнет. Если такое происходит, не нужно дожидаться естественной остановки двигателя — просто обеспечьте дополнительную порцию горючего, что уменьшит температуру в камере сгорания. Благодаря этому, в системе создаются неподходящие для развития детонации условия, и проблема самоустраняется. Если говорить простыми словами, при наличии детонации двигателя, возникающей после отключения зажигания, просто выжмите газ.

В чем риски детонации?

Рассматриваемый процесс представляет собой сильный взрыв, который, сам по себе, очень опасен для мотора. Наибольшую нагрузку испытывают цилиндры, что, в конечном итоге, приводит к выходу оборудования из строя. Сначала не выдерживает прокладка, установленная между головкой и блоком цилиндров. Из-за неспособности выдерживать сильные механические или термические нагрузки, ее приходится менять, в первую очередь. В наиболее сложных случаях, детонация двигателя может привести к неисправности коленчатого вала, ГБЦ, блока цилиндров или группы поршней.

Детонация бывает двух типов:

  • Допустимая. Такую проблему многие автовладельцы даже не замечают, ведь она возникает при достижении высоких оборотов и почти сразу прекращается. Этот тип детонации мотора часто возникает в двигателях с высоким крутящим моментом, большим литражом и солидной мощностью.
  • Недопустимая — появляется на ДВС, при чрезмерной нагрузке и повышенных оборотах. Достаточно нескольких секунд работы в таком режиме, чтобы двигатель вышел из строя.
Читать еще:  Высокие обороты при запуске двигателя 1nz

В чем причины детонации?

Причин детонации достаточно много:

  • Низкое качество заливаемого топлива.
  • Неправильная эксплуатация автомобиля.
  • Заполнение бака бензином с низким октановым числом.
  • Загрязненный топливный фильтр.
  • Не корректная работа насоса, создающего давление в топливной системе.
  • Ошибки в выборе свечей зажигания.
  • Низкое качество датчика кислорода.
  • Выход из строя или загрязнение форсунок.
  • Проблемы в системе охлаждения двигателя.
  • Конструктивные особенности ДВС и другие.

Ниже рассмотрим главные причины детонации двигателя более подробно.

Низкое качество заливаемого топлива

Заправляясь на незнакомой заправке, нельзя быть уверенным в качестве горючего. Бывают ситуации, когда, уже через несколько сотен метров, после посещения АЗС, появляется посторонний стук, а после отключения зажигания — детонация двигателя. Распространенная причина явления заключается в попытке недобросовестных владельцев заправочных станций увеличить прибыль, путем искусственного завышения октанового числа. Для этого, в бензин добавляется пропан или метан.

В результате, октановое число увеличивается, но детонация двигателя все равно возникает. Как это происходит? Газ испаряется с большей скоростью, и, в камере сгорания, оказывается горючее с реальным октановым числом, которое ниже рекомендуемого параметра. Если ничего не предпринять, то на стенках камеры сгорания возникает нагар, являющийся причиной калильного зажигания. Это процесс подразумевает воспламенение топливно-горючей смеси, от нагретых электродов и нагара на стенках. Водитель отключает зажигание, но мотор продолжает работать.

Низкое октановое число

Возможны и другие ситуации, когда автовладелец принимает решение сэкономить и заливает в бак более доступное по цене топливо, имеющее меньшее октановое число. Известно, что, от величины этого параметра, зависит скорость воспламенения и качество горения бензина. Кроме того, чем выше октановое число, тем ниже риск появления детонации двигателя. Если мотор рассчитан на работу с АИ-95, а автовладелец залил АИ-80, то с большой вероятностью, начнутся детонационные процессы, во время работы мотора, уже после отключения зажигания.

Причиной детонации могут быть конструктивные особенности мотора, а именно уровень давления в камере сгорания, строение поршневого дна и камеры сгорания, место установки свечей зажигания и так далее. К примеру, чем больше давление создается в цилиндрах, тем выше риск появления детонационных процессов.

Ошибки в выборе свечей зажигания

Многие автовладельцы не знают критериев выбора свечей, не берут во внимание рекомендации производителя и отдают предпочтение более доступным по цене вариантам. Это ошибочный подход, ведь работа этих элементов зависит от условий и характеристик внутренней среды двигателя. Если неправильно подойти к выбору свечей зажигания, то возможно увеличение температуры нагрева ходовых элементов, из-за чего возникает детонация двигателя.

Еще одной причиной рассматриваемой проблемы является неправильная эксплуатация автомобиля. Один из примеров — движение машины на малой скорости, но при более высокой передаче. В такой ситуации, возникает чрезмерный нагрев деталей двигателя и появление детонационного процесса.

Как устранить детонацию?

Появление детонации двигателя, после отключения зажигания, требует оперативного реагирования со стороны автовладельца. Здесь возможны следующие шаги:

  1. Откорректируйте или настройте угол зажигания. Известно, что слишком ранее зажигание приводит к перегреву деталей двигателя и появлению детонации, даже после отключения мотора. Важно, чтобы угол зажигания соответствовал требованиям производителям машины.
  2. Будьте внимательны при заправке топлива. Важно, чтобы в камеру сгорания попадало качественное горючее. Это не тот случай, когда экономия может быть оправданной, ведь применение низкокачественного топлива приводит к серьезным проблемам с двигателем, а в будущем — к крупным расходам. Чтобы избежать детонации двигателя и прочих проблем, рекомендуется заправляться на проверенных заправках топливом, имеющим подходящее октановое число и высокое качество.
  3. Контролируйте состояние свечей и ставьте только те детали, которые рекомендует производитель.О чем говорит цвет нагара на свечах зажигания?
  4. Обратите внимание на цвет отработавших газов. Если он черный или зеленый, то имеют место проблемы с мотором — его поршни находятся на стадии разрушения, или уже повреждены. Черный или зеленый цвет свидетельствуют о выбросе алюминия, вместе с выхлопными газами. В этом случае, может потребоваться замена поршневой системы в комплексе.
  5. Периодически давайте мотору большую нагрузку, в противном случае, на стенках камеры сгорания накапливается нагар, из-за чего возможна детонация двигателя. Здесь все просто — достаточно проезжать небольшие расстояния на высоких оборотах и периодически выполнять несколько быстрых разгонов.
  6. Установите интеркулер или нагнетатель воды. С помощью этих устройств, удается уменьшить температуру в цилиндрах и исключить, тем самым, возможное появление детонационных процессов. Нагретый воздух проходит через несколько охладителей, что способствует снижению его температуры.

Бывают ситуации, когда качество горючего высокое, зажигание хорошо настроено, свечи выбраны с учетом рекомендации производителя, а детонация двигателя все равно происходит. В такой ситуации, причиной неприятного явления может быть перегрев мотора. Чтобы устранить проблему, необходимо проверить уровень антифриза в системе охлаждения и убедиться в работоспособности термостата. Если последний вышел из строя, рекомендуется обратиться к мастерам за помощью.

Как проверить термостат на разных моделях автомобиля ВАЗ, читайте и смотрите видео в специальной статье.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector