Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модернизация системы охлаждения ноутбука своими руками

Модернизация системы охлаждения ноутбука своими руками

О чем статья

В данной статье будет рассмотрен один из способов собственноручной модернизации охлаждения ноутбука и устранение лишних шумов, типа высокочастотных писков и свистов.

Подопытный экземпляр ноутбук ASUS K52j

Для тех кому лень читать всю статью и вообще читать лень, предлагаю сразу две картинки до

И так приступим

В современных настольных компьютерах проблема охлаждения процессора и всех его составляющих решается относительно просто, например с покупки более мощного радиатора, кулера или на худой конец метод для ленивых просто снять крышку системного блока. Для владельцев ноутбуков нет такого раздолья со сменными деталями и приходится довольствоваться первоначальными конструктивными решениями производителя.

Но порой бывает, что заводские решения не сосем оптимальны и ноутбук реагирует на любую нагрузку гулом вентилятора иногда даже чётко коррелирующую с нагрузкой процессора. Конечно если вы играете в компьютерные игры или используете ноутбук для «тяжелых» приложений, то постоянный гул ноутбучного вентилятора дело вполне житейское. Но если ноутбук используется для офисных приложений, где нагрузка на процессор и видеокарту не велика, то шум от ноутбука будет вызывать некоторое неудобство и раздражение.

Решение 1 банальное

Возможно ноутбук прослужил вам достаточно долгую и верную службу, а чистка от пыли не производилась ни разу. Решение здесь в духе капитана очевидности разобрать ноутбук и почистить от пыли.
Вполне хорошая статья и подробная инструкция уже есть на хабре: «Профилактика ноутбука в домашних условиях».

Решение 2 кардинальное

Как было сказано выше специальных радиаторов для ноутбука не продается и есть на это ряд причин: у каждого ноутбука своя конструкция и производитель надеется то его решение будет самым оптимальным.
Для тех, кто не согласен вооружаются газовыми горелками, шлифовщиками, небольшими радиаторами и медными проводами.

Чтобы медные провода имели большую площадь их необходимо расплющить молотком. В моем случае медные провода были достаточно твердыми, поэтому медь предварительно нагревалась на газовой горелке.
Меня не покидало чувство как будто я средневековый кузнец выковывающий стальные мечи.

«Выковав» две полоски из меди они были приложены на радиатор, соприкасаясь с медной трубкой. Все щели между вентилятором и радиатором были заклеены обычной изоленты, прогретая газовой горелкой, что позволило убрать пузырьки и сделать шов достаточно крепким.

С помощью термоклея приклеиваем медные провода к основной теплоносящей трубке. На оставшееся место был приклеен серебренный кулон в виде Овна, наполненный медью изнутри (остатки от экспериментов с газовой горелкой). Данное изменение было чисто эстетическим, хотя может с служить в качестве термоконденсатора.

На теплоприемник видеопроцессора был наклеен небольшой медный радиатор, купленный в далеком прошлом для охлаждения чипов видеопамяти. Здесь так же был приклеен серебряный кулон, но уже бык.

Переходим к процессору, здесь все просто наклеиваются предварительно расплющенные медные провода. Основание теплоприемника невооружённым взглядом было заметны характерные царапины, видно после нарезки медных пластин не были отшлифованы. С помощью гравера с войлочной насадкой этот недостаток легко устранился.

Высокочастотный свист, кто виноват и что делать?

Первоначально убрать свист питания процессора задача не стояла, но раз уж ноутбук был разобран, то надо использовать это на всю катушку.

Существует два пути решения этой проблемы:

1. Программный — отключение подачи инструкции HLT процессору и еще несколько более серьезных энергосберегающих функций. Минусом этого решения в том, что вы теряете время автономной работы.

2. Механический — звукоизоляция источников звука.

Первый вариант уже много раз рассматривался, достаточно набрать в гугле ключевое слово «C2D свист», и в данной статье он не будет рассматривается.

Поэтому сразу перейдем ко второй части.
Одно из решений залить дроссели диэлектрическим составом. Идея вполне неплохая тем более можно убить сразу двух зайцев. Если использовать теплопроводный диэлектрик, можно еще и решить задачу охлаждения.

Для наших целей я приобрёл КПТД-1 в одном из радиотехнических магазинов, цена которого на момент написания статьи 580 руб. за 100г.

Компаунд был разведен с активатором и залит в шприц для удобства применения.
Результат можно увидеть на картинке выше. Были залиты источники питания процессора, чипы видеопамяти, а в последствии все детали которые можно повредить механическим воздействием.

После затвердения материал похож на очень тугую резину.

Результатом проделанной работы является уменьшение температуры при простое в среднем на 4 градуса, на 13 градусов при полной нагрузке. Замеры производились с помощью программ LinX и RealTemp. Компьютер перестал «взлетать» при кратковременных нагрузках и быстрее остывал после нагрузок.

Высокочастотный писк к сожалению, не пропал, но стал заметно тише.
В целом даже обычная чистка и замена термопасты может дать весомые плоды.
Данная статья не является чем-то эталонным. Основная цель этой статьи практический обзор, одной из возможностей охлаждения и шумоподавления.

Охлаждение двигателя ваз 2110: устройство и доработка

Охлаждение мотора ваз 2110

Как правило, все водители знают, что охлаждение двигателя ваз 2110 является процессом важным. В данной статье будет рассказано подробно о том, что собой представляет охлаждение двигателя ваз 2110.

Как все устроено

Система охлаждения двигателя ваз 2110 – это определенная составляющая автомобиля, без которой представить себе нормальное функционирование ДВС просто невозможно. Данная система жидкостного, закрытого типа и имеет конструкцию принудительной циркуляции.
Как правило, на ваз 2110 устанавливаются различные двигатели, каждый из которых имеет свои отличия и особенности.
Обычный двигатель Ваз 2110 состоит из следующих составляющих:

  • радиатора(см.Замена радиатора ВАЗ 2110 своими силами), который предназначен для работы отопителя и его шланга;
  • других шлангов, в том числе отводящих и подводящих жидкость;
  • датчиков, в том числе температуры жидкости, уровня, вентилятора;
  • бачков расширительного, радиаторного;
  • патрубков;
  • камер жидкостной, пусковой;
  • ремня;
  • кожуха;
  • труб и т.д.

Что касается системы охлаждения инжекторного двигателя Ваз 2110, то последний состоит из тех же компонентов, что были представлены выше. Но, кроме этого, система охлаждения этого двигателя оснащена еще и двумя отдельными шлангами, один из которых подводится к дроссельному патрубку, а другой отводит жидкость.
Кроме того, здесь датчик охлаждающей жидкости установлен в выпускном патрубке.Примечательно, что системы охлаждения агрегатов на ваз отличаются измененной схемой подсоединения шлангов, в частности радиатора и установкой термостата.
Так, в двигателях новых термостат используется более современный, помещенный в литом алюминиевом корпусе. Кроме того, на двигателях новых изменен и расширительный бачок, который значительно увеличен.

Примечание. Что касается датчика указателя уровня ОЖ, то он на двигателях инжектор не устанавливается.

Вентилятор охлаждения двигателя

Ваз 2110 вентилятор охлаждения двигателя

Касательно доработки системы охлаждения, которая часто проводится, то здесь речь идет о вентиляторе. ВСОД, как его принято называть, на Ваз 2110 имеет только одну скорость работы, хотя это и вызывает массу недовольства со стороны автомобилиста.
Вот и приходится проводить модернизацию и доработку.

Читать еще:  Что такое вкладыш при ремонте двигателя

Ваз 2110 охлаждение двигателя и вентилятор

Как правило, автомобилистам не нравится, когда стрелка ОЖ на приборной панели двигается скачкообразно, а вентилятор включается слишком резко.
Рассмотрим ниже недостатки штатной системы охлаждения, которую назовем в данной статье СО:

  • эффект термокачки, когда в жаркое время года температура постоянно колеблется;
  • постоянные ударные нагрузки (имеются в виду электрические, токовые нагрузки) на бортовую сеть.

Неудивительно, что многих водителей раздражает, когда летом при средней скорости езды температура ОЖ на приборной панели приближается вплотную к красной зоне. Конечно же, затем подключается вентилятор и стрелка падает, но все же.

  • Такое скачкообразное поведение стрелки для Вазов считается нормой, но водители все-таки с завистью смотрят на иномарки, где такого не наблюдается. А все это можно спокойно устранить, если провести модернизацию.
  • Стоит учитывать, что при скачках стрелки возможны ошибки бортовой панели, в то время как показания бортового компьютера вполне нормальны. Но раздражение от этого никуда не уходит, а эффект неприятен и всегда настораживает.
    Контроль температуры хочется сделать плавным, так, чтобы температура всегда поддерживалась на одном и том же уровне.

Примечание. Все это возможно сделать легко, если стабилизировать скорость вращения карлсона или же, если добиться более раннего включения вентилятора.

Доработка СО и вентилятора первым способом

Ваз 2110 система охлаждения двигателя доработка карлсона (вентилятора)

  • Для этого потребуется снизить скорость вращения карлсона. Что касается электродвигателя, то в данном случае, нужно будет добиться того, чтобы он запускался плавно и самое главное, на более низкой температуре ОЖ (другими словами, электродвигатель будет запускаться раньше, чем обычно).

Стоит отметить, что вышеописанный метод больше подойдет для людей, профессионально разбирающихся в электрике. Способ довольно сложный, но дающий великолепные результаты.
Что же касается доработки своими руками, то лучше воспользоваться вторым методом.

Второй метод доработки

Доработка на ваз 2110 системы охлаждения двигателя

Принудительное включение карлсона и есть второй метод. Не стоит говорить, что подключаться вентилятор будет от кнопки.
Это очень удобно и летом, в самую сильную жару, можно одним нажатием кнопки включить карлсон, который будет вращаться на малых оборотах.

Примечание. Малой скорости вращения будет достаточно, чтобы температура ОЖ не поднялась выше 90-95 градусов Цельсия.

Изменение СОД ваз 2110

Ваз 2110 схема охлаждения двигателя

Кроме того, модернизируется система охлаждения двигателя ваз 2110 и посредством печки. Для начала следует определить, какой тип печки установлен на автомобиле.
Как известно, бывает печка старого образца, а бывает и нового. Старые печки, как правило, выпускались до 2003 года, а после выпускались уже новые.
Понятно, что новая печка более производительна, чем старая и греет она лучше. Но речь не об этом, а о том, что установить СОД на ваз 2110, как на современных автомобилях типа той же Лады Калина можно и на той, и на другой.
Но существует разница, касающаяся дросселирования выхода на старых образцах печки. Другими словами, выход уменьшается на 6 мм.

Ваз 2110 электродвигатель охлаждения

  • находим термостат от Калины;
  • вооружаемся патрубком на 32-34;
  • нужен тройник с выходами 32-18-32;
  • болт;
  • саморезы, глушащие бачок;
  • хомуты и т.д.

Ваз 21102 охлаждение двигателя система

  • устанавливаем пятидырочный термостат от Калины;
  • бачок переносим на большой круг, размещенный в нижнем патрубке радиатора печки;
  • пароотвод печки заглушаем болтом.

Дополнительное назначение СОД

Ваз 21102 система охлаждения двигателя и электровентилятор

Являясь системой, которая предназначена для охлаждений деталей двигателя, нагревающихся в процессе работы автомобиля, СОД имеет еще и второстепенное назначение.
В частности, это касается таких показателей, как:

  • нагрев воздуха в отопительной системе внутри салона;
  • снижение температуры нагнетаемого воздуха, поступающего в цилиндры (касается двигателей с турбонадувом);
  • охлаждение рабочей жидкости коробки, если на автомобиле стоит автомат;
  • снижение температуры отработанных газов, поступающих в систему рециркуляции;
  • посредством дополнительно встроенного радиатора еще и охлаждение масла.

Маркировка реле охлаждения двигателя ваз 21102

Узнать больше про СОД ваз 2110 можно посредством видео или фото, представленных широко в сети Интернет. Каждый автомобилист может доработать систему своими руками так, как ему вздумается, но если инструкция, конечно, это подразумевает.
Цена на новый вентилятор не такая уж и высокая, чтобы не попробовать провести модернизацию системы охлаждения двигателя.

Как работает система охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя автомобиля разработана для того, чтобы избежать перегрева ДВС. Во время работы двигатель непрерывно производит тепло и преобразует его в мощность. Это тепло получается при сжигании топлива в двигателе. Но в мире нет двигателя, который был бы на 100% эффективен. Всегда остается некоторое количество тепловой энергии, которая теряется в процессе работы.

Если не передать ее в атмосферу, это тепло будет перегревать двигатель, что приведет к его заклиниванию. При заклинивании из-за перегрева поршень расплавляется внутри цилиндра. Во избежание этой проблемы в автомобиле и стоит система охлаждения.

Что такое система охлаждения двигателя и как работает

По сути это система, интегрированная с двигателем. Она отводит избыточное тепло с помощью специальной жидкости.

В системе жидкостного охлаждения двигатель окружен водяными рубашками. С помощью насоса эта вода циркулирует в этой водяной рубашке.

Вода, текущая в этих рубашках, отводит тепло от двигателя. Эта горячая вода затем течет через радиатор, где охлаждается от холодного тепла, выдуваемого через вентилятор.

В этой системе вода отбирает тепло у двигателя, и охлаждается воздухом, а затем снова циркулирует в двигателе.

Это косвенный процесс охлаждения, когда фактическое охлаждение, то есть воздух, не охлаждает систему напрямую. При этом воздух охлаждает воду, а вода охлаждает двигатель.

Система жидкостного или непрямого охлаждения используется в больших двигателях, в таких как легковые и грузовые автомобили.

Преимущества жидкостной системы охлаждения

  1. Компактный дизайн.
  2. Обеспечивает равномерное охлаждение двигателя.
  3. Двигатель может быть установлен в любом месте автомобиля.
  4. Может использоваться как на малых, так и на больших двигателях.

Недостатки системы жидкостного охлаждения

  1. В ней водяная рубашка становится еще одной частью двигателя. При этом в случае выхода из строя системы охлаждения двигатель может получить серьезные повреждения.
  2. Она требует регулярного технического обслуживания и, таким образом, создает дополнительные расходы на обслуживания.

Система воздушного или прямого охлаждения

В системе прямого охлаждения двигатель охлаждается непосредственно с помощью воздуха, проходящего через него. Это такая же система охлаждения, которая используется для мотоциклетных двигателей.

В ней воздух находится в непосредственном контакте с двигателем, следовательно, она также известна как система прямого охлаждения.

Система воздушного охлаждения используется для небольших двигателей, таких как велосипеды, газонокосилки и т. д.

Преимущества системы воздушного охлаждения

  1. Конструкция двигателя становится проще.
  2. Ремонт легко в случае повреждений.
  3. Отсутствие громоздкой системы охлаждения облегчает обслуживание системы.
  4. Нет опасности утечки охлаждающей жидкости.
  5. Двигатель не подвержен заморозкам.
  6. Это автономное устройство, так как оно не требует радиатора, жатки, резервуаров и т.д.
  7. Установка системы воздушного охлаждения проста.
Читать еще:  Что с двигателем он начал работать как дизель

Недостатки двигателей воздушного охлаждения

  1. Их можно использовать только в местах, где температура окружающей среды ниже.
  2. Охлаждение не равномерное.
  3. Более высокая рабочая температура по сравнению с двигателями с водяным охлаждением.
  4. Производят больше аэродинамического шума.
  5. Удельный расход топлива выше.
  6. Более низкие максимально допустимые коэффициенты сжатия.
  7. Вентилятор, если он используется, потребляет почти 5% мощности, вырабатываемой двигателями.

Эффективная система охлаждения двигателя: какая она

Она должна быть способна отводить около 30% тепла, выделяемого двигателем, при этом поддерживая оптимальную рабочую температуру.

Она должна отводить тепло с большей скоростью, когда двигатель горячий, и снимать двигатель с меньшей скоростью, когда двигатель холодный.

Примечание: двигатели в автомобилях повышенной проходимости и внедорожниках необходимо охлаждать по крайней мере по двум причинам. Одна основана на температуре горящих газов в цилиндрах, превышающей температуру плавления материала блока и цилиндров.

Если не убрать тепло, двигатель может выйти из строя. Вторая причина – поддержание оптимальной температуры двигателя помогает поддерживать его эффективную работу (подумайте об экономии топлива) и оптимизирует объемную эффективность (подумайте о лошадиных силах).

Радиатор охлаждения двигателя

В то время как существуют разные типы радиаторов, распространенный тип называется радиатором с зазубренной трубкой. Он состоит из трубок (для переноса жидкости), к которым прикреплены кольца или ребра для рассеивания тепла.

Горячая вода подается по трубам в верхний резервуар (верх радиатора) с помощью водяного насоса. Охлажденная вода направляется из нижнего резервуара (нижняя часть радиатора) обратно в двигатель для циркуляции через блок двигателя через небольшие каналы.

Жидкость, проходящая через блок двигателя, помогает отводить тепло, в дополнение к дополнительному воздуху, пропускаемому через него вентилятором и при движении.

Помпа

Водяной насос обычно устанавливается в передней части двигателя и приводится в движение ремнем. Нижняя часть радиатора (нижняя емкость) соединена со стороной всасывания насоса.

Шпиндель насоса приводится в движение ремнем, который соединяется со шкивом, установленным на конце коленчатого вала. Назначение насоса — просто извлекать горячую и впрыскивать более холодную жидкость (часто смесь воды и охлаждающей жидкости на основе спирта).

Приводы вентилятора

Вентилятор радиатора прикрепляется с помощью шкива и ремня. Скорость его вращения определяется частотой вращения двигателя и механической конструкцией механизма шкива / ремня.

Вентиляторы для системы охлаждения

Вентиляторы различаются по многим параметрам, включая материал, из которого они состоят, и способ их изготовления или сборки, по диаметру, количеству лопастей, длине лопасти, шагу лопасти и типу ступицы. Материалы включают нейлон или пластик, металл и гибридные материалы, например, вентилятор Horton HTEC (термореактивный композит).

Формованные вентиляторы являются наиболее распространенными и интенсивно используются как на дорогах, так и вне дорог. Они изготавливаются из пластика или нейлона и имеют цельный дизайн.

Модульные вентиляторы обычно используются в условиях бездорожья и обеспечивают значительную гибкость конструкции. При этом в одной и той же втулке могут использоваться различные длины лезвий, их шаг, конфигурации и материалы для оптимизации производительности. Различные варианты ступиц увеличивают их пригодность для многих применений.

Металлические вентиляторы используются в внедорожных транспортных средствах, а также в транспортных средствах, предназначенных для дорог. Прочные и относительно легкие, они могут быть изготовлены по индивидуальному заказу с учетом точных требований к воздушному потоку, размеру, длине лопасти, ширине лопасти, типу кожуха, зазору наконечника, диапазону скоростей передаточного числа вентилятора и другим факторам.

Доработка системы охлаждения газель

Идея комплексной модификации штатной системы охлаждения зрела давно. После изучения монументальных трудов по поводу электропомпы от газели KEROSINа и SMOGILа, по поводу имплантации Шнивского термостата от Шоколадный Заяц, Trener и Масон, st.ranger, по поводу установки сдвоенного карлсона от Володюшки, по поводу модификации радиатора отопителя от Murtaza закупил необходимые запасные части и поэтапно приступил к делу

Этап 1. Модификация радиатора отопителя

По случаю заимел два радиатора отопителя от автомобиля Mitsubishi Lancer. Особенность данных радиаторов: качественное изготовление, малый вес, материал алюминий, возможность поворачивать трубки под нужным углом благодаря соединению не передающему колебания от кузова по патрубку на радиатор.

Как видно на рисунке, трубка завальцована в пазу. Стоит уплотнитель, который обеспечивает герметичность системы при изменении положения трубки и который в случае появления вибрации забирает ее на себя:

Были развернуты короткие патрубки и обрезаны для последующего соединения:

Далее радиаторы были соединены посредством подходящей по изгибу трубки в единую систему:

Получился эдакий «сэндвич» аля Murtaza:

Сравнительные размеры нового и штатного радиатора отопителя:

Этап 2. Имплантация крана печки от ВАЗ 2108

Были заранее приготовлены и одеты небольшие отрезки патрубка для соединения с радиатором:

На трубки, которые направлены в моторный отсек, надет поролоновый уплотнитель: чтобы не дуло в образовавшиеся щели.

Установка производилась в штатное отверстие оставшееся в моторном щите после снятия штатного крана и радиатора:

В сборе с доработанным радиатором перед установкой в автомобиль:

Этап 3. Подготовка к установке и установка радиатора и крана отопителя

Был «доработан» кожух, в который вставляется радиатор, в связи с тем, что размещение трубок не совпадает со штатным, и установлен радиатор:

При этом кран отопителя жестко фиксируется без какого либо крепления к кузову автомобиля и, как видно, из фото после удлинения штатного тросика будет доступна регулировка штатными поводками.

Несмотря на большую толщину новый радиатор встал без каких либо проблем с штатным вентилятором отопителя.

Этап 4. Промывка системы охлаждения

Предыдущий хозяин машины заливал в нее судя по всему как воду, так и тосол, т. к. весь расширительный бачок изнутри был покрыт равномерным слоем отложений ржавчины. В связи с этим перед заменой большинства элементов системы охлаждения был залит очиститель системы охлаждения от Ликви Моли:

Эффект, считаю, оправдал возложенные ожидания. При дальнейшей разборке системы охлаждения (снятие помпы вместе с корпусом, термостата и всех патрубков с радиатором) были вымыты проточной водой множественные сгустки ржавчины и отложений.

Этап 5. Замена помпы и установка термостата от Шнивы

Была приобретена «правильная» помпа HEPU для классики с чугунной крыльчаткой. При снятии старой помпы обнаружен классический дефект: трещина пластиковой крыльчатки.

Также был приобретен термостат ПРАМО. Был нещадно сварен. Результат положительный.

Установка сих девайсов прошла по инструкции от Шоколадный Заяц, Trener, Масон, st.ranger: металлическая трубка от корпуса помпы была снята и заглушена. Все шланги сведены к термостату и подключены к соответствующим фланцам.

Этап 6. Установка электропомпы от Газели

В связи с тем, что на моей машине установлен газ, ни один из предложенных вариантов крепления помпы не подходил (мешал редуктор) пришлось идти своим путем:

Этап 7. Установка карлсонов от 21214

Внимательно изучив все темы по этой проблеме и споры о размещении датчика включения вентилятора, пошел следующим путем: установил вентиляторы на штатное место, вместо тройника от Газели использовал предложенный Pashets вариант водопроводного тройника. Датчик купил для двухскоростного вентилятора от VW/AUDI, соответственно запитав на этот датчик раздельно оба вентилятора.

Читать еще:  Датчик оборотов двигателя opel astra g

Температура срабатывания 1 и 2 вентилятора приведена в таблице.

Параллельно выведено включение ветродуев на панель с помощью кнопки. Кстати, штатный ветродуй был снят.

Этап 8. Замена тосола на антифриз

Окончательным штрихом по завершению работ с системой охлаждения стала замена тосола на антифриз G12 разведенным 1:1.

Итог: в результате всего комплекса проведенных работ имею стабильный температурный баланс двигателя (92-98) проверенный московскими пробками, трассой М4 Москва-Ростов (скорость движения 125-130 км/ч) и жарким климатом Ростова (+35…+38).

Видел такое уже когда-то и решил воплотить на своей волжанке тоже. Суть в том что летом когда перекрываем печку, то циркуляция ОЖ нарушается и перегреваться ГБЦ в районе 4 цилиндра ну дальше у кого как, кто-то ездит спокойно кто-то мучается. У себя печку на лето не перекрывал, но правая нога после долгих поездок просилась под холодную воду) . После изменения отбора ОЖ из ГБЦ www.drive2.ru/l/474662469319525239/ было решено сделать и эту доработку. Долго вынашивал идею, а идея вынашивала мне мозг), еле нашёл трёхходовой кран эта была самая трудная часть. Дальше нужно было выбрать время и сделать всё что задумано.
Для начала схема стандартной системы охлаждения и того что получилось в последствии.

Что бы всё вообще было по феншую надо за место тройника «5» поставить тоже трёхходовой кран что бы в случае протечки печки полностью отключить её от системы.

Первый вылезший косяк это тройник он был сделан через «Ж».

Система охлаждения на Газель с двигателем ЗМЗ-402, ЗМЗ-405, ЗМЗ-406 и УМЗ-4215 жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров. После чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху.

Система охлаждения на Газель с двигателем ЗМЗ-402, ЗМЗ-405, ЗМЗ-406 и УМЗ-4215, устройство, схема, принцип работы, особенности системы охлаждения двигателя ЗМЗ-405.

Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют большой круг циркуляции. В систему охлаждения включены радиатор отопителя кабины, радиатор дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов), и электронасос, установленный на отводящем шланге системы отопления. Для автомобилей Газель с двумя рядами сидений и автобусов. Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.

Схема системы охлаждения двигателей ЗМЗ-402 и УМЗ-4215 на автомобилях Газель.

Схема системы охлаждения двигателей ЗМЗ-402 на автомобилях Газель.

Схемка системы охлаждения двигателей ЗМЗ-406 на автомобилях Газель.

Схема системы охлаждения двигателей ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 на автомобилях Газель.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 на автомобилях Газель в основном аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-402. Но имеет отличия заключающиеся в том, что предусмотрен подогрев впускного трубопровода.

Кроме того, на корпусе термостата дополнительно установлены датчик температурного состояния двигателя и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости. На двигателе ЗМЗ-406 с левой стороны, а на двигателях УМЗ-4215 и ЗМЗ-402 с правой, расположен кран для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров.

Насос охлаждающей жидкости системы охлаждения на Газель с двигателем ЗМЗ-402, ЗМЗ-406 и УМЗ-4215.

Центробежного типа. Размещен в передней части блока цилиндров с приводом от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем для ЗМЗ-406 или клиновым ремнем для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат, с двумя клапанами: основным и байпасным. На холодном двигателе основной клапан закрыт, и вся жидкость циркулирует по малому кругу. Возвращаясь сразу в рубашку охлаждения минуя радиатор. Это ускоряет прогрев холодного двигателя.

При температуре 80–84 градуса для двигателя ЗМЗ-406 и 78–82 градуса для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215, основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный — закрывается. При температуре 94 градуса основной клапан открывается полностью, а байпасный закрывается. И вся жидкость циркулирует через радиатор
двигателя.

Вентилятор системы охлаждения на Газель с двигателем ЗМЗ-402, ЗМЗ-406 и УМЗ-4215.

С шестилопастной пластмассовой крыльчаткой. Приводится во вращение от коленчатого вала клиновым или поликлиновым (у ЗМЗ-406) ремнем. Ось вентилятора у ЗМЗ-402 вращается в двух подшипниках. У двигателей УМЗ-4215 вентилятор имеет подшипник, такой же, как и у насоса.

Подшипники установлены в специальном кронштейне, закрепленном на крышке распределительных шестерен тремя шпильками. У ЗМЗ-406 крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса охлаждающей жидкости. Привод вентилятора двигателя УМЗ имеет натяжной шкив на отдельном кронштейне.

Номинальные размеры и посадки сопрягаемых деталей привода вентилятора системы охлаждения на Газель с двигателем ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026.

Радиатор системы охлаждения на Газель с двигателем ЗМЗ-402, ЗМЗ-406 и УМЗ-4215.

Трубчато-ленточный, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки соединены с остовом радиатора через резиновую уплотнительную прокладку путем обжимки опорной пластины по фланцу бачков. На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к кузову. На левом по ходу автомобиля бачке в нижней части имеется пробка или кран для слива охлаждающей жидкости.

Расширительный бачок системы охлаждения на Газель с двигателем ЗМЗ-402, ЗМЗ-406 и УМЗ-4215.

Пластмассовый, соединен шлангом с патрубком нижнего бачка радиатора, трубкой с патрубком термостата и с левым бачком радиатора. На бачке имеется метка MIN, показывающая нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой.

Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка. Он поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе. За счет этого температура кипения жидкости повышается до 115 градусов и уменьшаются ее потери на испарение. Клапан открывается при понижении давления в системе (на остывающем двигателе).

Особенности системы охлаждения на Газель с двигателем ЗМЗ-405.

Системы охлаждения двигателей семейства ЗМЗ-402 и семейств ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 сконструированы по одной схеме и различаются только размерами и формой соединительных шлангов. А также конструкцией термостата, водяного насоса и ремня привода водяного насоса.

Система охлаждения двигателей ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 дополнительно отличается жидкостным подогревом впускной трубы. Для создания которого в систему введены еще два соединительных трубопровода. Кроме того, в корпусе термостата, помимо датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, установлен датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости.

Системы охлаждения двигателей семейств ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 практически идентичны, отличаются лишь конструктивными изменениями некоторых узлов:

— В шланге отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя установлен дополнительный тройник с резьбовой пробкой для удаления воздуха из системы.
— На части автомобилей Газель установлен вентилятор радиатора системы охлаждения двигателя с электромагнитной муфтой включения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector