Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шатунная группа

Шатунная группа

Шатуны существующих конструктивных форм рядных двигателей могут быть разделены на три группы:

1) шатуны однорядных и V-образных двигателей с последовательным расположением одинаковых шатунов на одной шейке вала;

2) шатуны с центральным сочленением вильчатый II и внутренний / (рис. 270, а) V-образных двигателей;

3) главный III и прицепной IV шатуны (рис. 270, б) V-образных двигателей.

В шатунах однорядных двигателей, а также в вильчатых, внутренних и главных шатунах кривошипные головки соосны шейкам коленчатого вала. Ось пальца прицепного шатуна вынесена в сторону от оси шатунной шейки, поэтому кинематика сочлененного с ним поршня отлична от кинематики поршней центральных шатунов.

Последовательная установка шатунов на одну шейку вала в V-образном двигателе является наиболее простым конструктивным решением, преимущественно распространенным в автотракторных двигателях как обеспечивающим рациональное их производство. Однако при подобном размещении шатунов смещаются оси цилиндров, находящихся в одном отсеке, увеличивается длина двигателя на 1114% и соответственно его масса и возникают дополнительные моменты, изгибающие шатунную шейку вала.

Конструкция шатуна должна быть такой, чтобы он имел максимальную жесткость при минимальной массе.

Конструкция и форма поршневой головки шатуна определяются размерами поршневого пальца и способом его крепления. Преимущественное распространение в автомобильных двигателях получили плавающие пальцы, вращающиеся во время работы в шатуне и в бобышках поршня (рис. 271, с). В случае установки поршней из алюминиевого сплава проворачивание в бобышках возможно только после нагрева поршня до 100120 °С. Конструкции верхних головок шатунов с защемленными пальцами изображены на рис. 271, б.

К преимуществам защемленных пальцев следует отнести:

1) уменьшение диаметра пальца, сокращение опорной поверхности в шатуне и увеличение ее в бобышках поршня;

2) уменьшение возможных перекосов стержня шатуна, возникающих вследствие нарушения параллельности осей пальца и ша

тунной шейки из-за наличия зазоров в поршневой головке и в подшипнике кривошипной головки шатуна.

В двигателях с плавающими пальцами в поршневые головки запрессовывают с некоторым натягом бронзовые или биметаллические (стальные с заливкой тонкого слоя бронзы) втулки. При нагревании шатуна в первом случае натяг увеличивается вследствие разных коэффициентов линейного расширения бронзы и стали. Радиальная толщина стенки втулки обычно составляет 0,0800,085 диаметра пальца.

. i (схема рис. 271, а). В необработанных шатунах это отношение изменяется в пределах 1,35 1,45 (по максимальному радиусу). Длину поршневой головки выбирают из условия допустимого давления на палец или условий его защемления.

Верхняя часть поршневой головки имеет выступ А (схема //// и V, рис. 271, с и б), служащий для изменения массы комплекта шатуна или полоя^ения его центра тяжести.

Для упрочнения поршневой головки путем повышения ее жесткости и уменьшения концентрации напряжений выполняют следующее:

1) увеличивают радиус перехода р (схема ///, рис. 271, а) от полки стержня шатуна к наружной окружности радиуса Rx и уменьшают сужение до полного его устранения (схема IV);

2) располагают крайние полки шатуна в плоскости движения, что позволяет устранить консольность поршневой головки в плос-

кости, продольной оси пальца; подобное расположение двутаврового сечения стержня перспективно для применения в литых шатунах;

3) эксцентрично располагают отверстие под палец (см. размер ех на рис. 271);

4) применяют трехполочный стержень, что также устраняет кон-сольность поршневой головки и уменьшает изгиб пальца (схема IV).

Переход от внутренней полки к головке в виде арки (схема ///) позволяет значительно уменьшить концентрацию напряжений в зоне под поршневой головкой шатуна.

Отверстия для смазки поршневого пальца разбрызгиванием следует располагать в верхней части поршневой головки вне зон концентрации напряжений.

В четырехтактных дизелях силы давления газов, передающиеся через палец на втулку, в несколько раз превышают силы инерции масс поршневой группы. В результате этого палец в зазоре перемещается несимметрично относительно оси втулки, и толщина масляного слоя с обеих сторон пальца по оси действия этих сил будет различна. Для выравнивания толщины масляного слоя уменьшают опорную поверхность верхней части головки, как указано в схеме //.

Стержень шатуна симметричен относительно продольной оси кривошипной головки. Смещение стержня шатуна по отношению к кривошипной головке позволяет при двухпролетных валах уменьшить расстояние между осями цилиндров и длину двигателя, но в подоб

ных конструкциях наблюдается неравномерность износа шатунных шеек и вкладышей по ширине. Длину стержня шатуна выбирают при проектировании в зависимости от высоты двигателя и габаритных размеров картера.

Стернень шатуна изготовляют двутаврового сечения. Шатуны такого сечения хорошо штампуются и имеют большую жесткость при относительно малой массе. В автомобильных двигателях отношение высоты двутаврового сечения к ширине изменяется в преде-

двутаврового сечения кованого шатуна расположена в плоскости качапия.

К кривошипной головке шатуна предъявляются следующие требования:

1) высокая жесткость, обусловливающая надежную работу тонкостенных вкладышей;

2) минимальные габаритные размеры, определяющие контуры картера и положение распределительного вала, а также минималь-

ная масса, от величины которой зависят нагрузки шатунных и коренных шеек и их износ;

3) плавность форм, чтобы избежать больших концентраций напряжений, возникающих в местах изменения сечений и переходов;

4) возможность прохождения через цилиндр при демонтаже (непременное условие для двигателей с блок-картерами).

Кривошипные головки в многоцилиндровых двигателях выполняют разъемными (рис. 273, а и б). Крышку подтягивают с помощью болтов или шпилек, сила затяжки которых должна обеспечивать плотность стыка при работе двигателя на любом скоростном режиме. Для уменьшения габаритных размеров и массы кривошипной головки шатунные болты стремятся приблизить к оси шейки.

к продольной оси стержня шатуна. При косом разъеме сила инерции, действующая на болты, уменьшается.

Крышки кривошипных головок фиксируют от смещений в поперечном направлении призонными болтами (рис. 272, а и б и 273, б), выступами (рис. 273, в) в крышке или теле шатуна или треугольными шлицами (рис. 273, а). При первом виде фиксации возникают поперечные нагрузки в шатунных болтах. В случае недостаточной жесткости кривошипной головки эти нагрузки могут вызвать в болтах значительные напряжения изгиба и усталостные разрушения. Крышка может быть прикреплена к шатуну болтами или шпильками, ввертываемыми в тело верхней половины кривошипной головки.

(рис. 273, г ). Для подгонки крышек шатунов по массе служат приливы А (рис. 273, а и б).

Верхние и нижние половины шатунных вкладышей четырехтактных двигателей работают в различных условиях. Верхнюю половину вкладыша нагружают в основном силы давления газов, которые передаются в течение сравнительно короткого отрезка времени рабочего цикла (в конце сжатия и в начале расширения). Нижнюю половину вкладыша нагружают силы инергши поступательно движущихся и вращающихся масс шатуна, действующие на вкладыши в течение значительно большего времени около 75 % времени рабочего цикла.

Читать еще:  Что такое индикаторная мощность это мощность двигателя

толщина слоя заливки 0,20,5 мм.

мм. Минимальный относительный зазор в подшипнике ограничивается его пропускной способностью масла и составляет 0,0005 мм . Осевой зазор (возможное перемещение кривошипной головки вдоль шатунной шейки вала) не превышает 0,10 0,15 мм . Большие осевые зазоры могут привести к центробежной откачке масла из подшипника и к падению давления в масляном слое. От проворачивания и осевых перемещений тонкостенные вкладыши фиксируют усики 1 (рис. 272, а), выдавленные у стыков и упирающиеся в соответствующие канавки, которые выфрезерованы в шатуне и крышке.

Долговечность подшипника во многом зависит от места подвода смазки. Антифрикционный слой может разрушиться под действием максимальных давлений в результате усталостного выкрашивания, а также из-за кавитации, возникающей при поступлении масла в подшипник. Вкладыши из свинцовистой бронзы подвержены также коррозионным разрушениям.

Вкладыши шатуна устанавливают с натягом, величина которого определяется толщиной вкладыша и диаметром шейки. Величина натяга для автотракторных двигателей колеблется в пределах 0,04 0,08 мм . При затяжке болтов в стенках вкладыша возникают предварительные касательные напряжения, достигающие 120150 МН/м2 при натяге 0,08 мм . Меньшее напряжение относится к толщине вкладыша 4,5 мм и большее к 2 мм . При натяге 0,06 мм напряжения соответственно равны 80 и 110 МН/мм2. Для предупреждения возникновения вибраций вкладыша предварительное напряжение должно быть не более 100 МН/м 2 .

Шатунные болты подвергаются однозначным переменным нагрузкам. Основной нагрузкой является сила инерции поступательно движущихся частей и центробежная сила массы вращающейся части шатуна за вычетом массы крышки.

При малой жесткости кривошипной головки опорные поверхности головки и гайки болта перекашиваются становятся непараллельными, в результате чего болт начинает изгибаться и в нем возникают дополнительные изгибные напряжения, не учитываемые расчетом. При проектировании шатуна в первую очередь стремятся уменьшить возможность возникновения изгибных напряжений в болтах путем повышения жесткости бобышек кривошипной головки, уменьшения кольцевых опорных площадей головки и гайки болта, а также применения сферических самоуста-навливающпхся опорных поверхностей головки и гайки.

Диаметр стержня болта должен быть меньше внутреннего диаметра резьбы (рис. 274). На практике площадь поперечного сечения болта принимается равной 80 96 площади поперечного сечения резьбы по внутреннему диаметру. Длина стержня болта с уменьшенным диаметром должна быть возможно большей (рис. 274, б и в). Упругий длип-ный стержень подвергается изгибу в большей степени; при этом разгружается резьбовая часть болта. Кроме того, с уменьшением жесткости болта одновременно понижается переменная составляющая нагрузки амплитуда (см. рис. 253) и возрастает усталостная прочность болта.

Для предохранения болтов от проворачивания делают подрезы головки болта (рис. 274, б), несимметричных головок (рис. 274, а) или фиксирующего выступа, расположенного с наружной стороны головки во избежание концентрации напряжений вблизи стержня.

Что такое двигатель с облегченной шатунно поршневой группой

Поршни. Проверка технического состояния и ремонт.

Поршни, как и цилиндры, должны относиться к одной размерной группе, иметь один и тот же буквенный индекс.

По наружному диаметру поршни разбиты на пять размерных групп (А, Б, В, Г, Д) через 0,01 мм. Буквенная маркировка наносится на поверхность днища поршня. Поршни, как и цилиндры, могут иметь ремонтные размеры с разделением на классы с увеличенным диаметром. Однако некоторые автопредприятия не подразделяют поршни ремонтных размеров на классы, а указывают только на увеличение диаметра по отношению к номинальному. Такое изменение диаметра ремонтного поршня может обозначаться символами.

При подборе поршня главным является обеспечение необходимого монтажного зазора между поршнем и цилиндром, который определяется измерением поршня и цилиндра.

На то, как правильно ориентировать поршень при установке в цилиндр, показывает стрелка на дне поршня. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.

Неисправности поршней.

Задиры на поршне

Недостаток смазки в паре трения поршень-цилиндр.

Несоблюдения необходимого зазора между поршнем и цилиндром.

Прогар поршня

Свечи с недостаточным калильным числом.

Слишком бедная смесь и в результате этого повышенные температуры сжигания.

Поврежденные, негерметичные клапаны или слишком маленький клапанный зазор.

Накаленные остатки сжигания на днищах поршней, головке цилиндров, клапанов и свеч зажигания.

Неподходящее топливо со слишком низким октановым числом.

Большое количество масла в камере сжигания из-за высокого расхода масла на поршневых кольцах или на направляющей клапана.

Высокая температура двигателя или всасываемого воздуха из- за недостаточной вентиляции моторного отсека.

Разрушение поршня

Попадание постороннего предмета в цилиндр.

Износ или разрушение канавок под поршневые кольца

Попадание постороннего предмета в цилиндр.

Несоответствие размера кольца.

Износ или разрушение бобышек под поршневой палец

Неправильная сборка узла поршневой палец-поршень.

Износ посадочного места под поршневой палец.

Осевое смещение поршневого пальца в работе двигателя.

Нагар на поршне и в канавках под кольца.

Неисправность системы питания.

При износе поршня его как правило заменяют на новый. Бобышки поршня допускается развёртывать под ремонтный размер. Нагар с днища поршня удаляется тупым скребком после предварительного отмачивания специальными химическим средствами. Нагар в канавках под кольца удаляется с помощью специального приспособления.

Проверка технического состояния поршневых колец.

Поршневые кольца поставляют с номинальным и увеличенными ремонтными размерами. Они могут иметь цифровую маркировку.

Если при эксплуатации двигатель расходует большое количество масла и появляется угар, значит необходимо проверить или заменить поршневые кольца.

Для их проверки необходимо частично разобрать двигатель, вынуть поршни с кольцами и очистить их от смолистых отложений и нагара. .

Большое значение для обеспечения работоспособности и ресурса деталей поршневой группы имеет торцевой зазор в канавке поршня. Чтобы исключить пригорание кольца в верхней канавке, необходим увеличенный зазор. Максимально допустимый торцовый зазор не должен превышать 0,10-0.15 мм.

Проверку технического состояния поршневых колец на соответствие техническим требованиям производят по специальным параметрам. Для проверки кольцо помешают в тот цилиндр, в котором оно работало, на расстоянии 20-25 мм от нижнего торца. Чтобы кольцо установить правильно, необходимо продвинуть его в цилиндре головкой поршня, которая используется в качестве оправки.

Если зазор недостаточен, необходимо запилить стыковые поверхности, а если повышен — кольцо заменяют. Упругость поршневых колец измеряют на специальных весах с помощью гибкой ленты, охватывающей кольцо. Проверка может показать, что необходимо заменить только верхнее поршневое кольцо, так как оно изнашивается быстрее остальных. При значительном износе цилиндров необходимо использовать ремонтный комплект колец номинального размера, пока зазор в замке колец не превысит 0,75 мм Цилиндр заменяют в случае, если зазор больше предельно допустимого.

Читать еще:  Во время работы двигателя срабатывает стартер

Перед установкой поршневые кольца смазывают моторным маслом и располагают относительно поршневого пальца так. чтобы они были расположены не на одной линии, а под углом друг к другу. Устанавливают поршневые кольца при помощи специального приспособления. Если приспособления такого нет, используют стальные полоски.

Комплекты ремонтных колец выпускают с нехромированными верхними кольцами, чтобы они быстрее прирабатывались к поверхности цилиндров.

После замены поршневых колец первые 10 тыс. автомобиль должен работать при невысоких нагрузках и на пониженных скоростях.

Поршневые пальцы.Подбор и установка поршневых пальцев.

Поршневые пальцы подразделяются на классы по наружному диаметру. Класс диаметра может маркироваться на торце пальца.

При разборке поршневые пальцы необходимо снимать только с помощью пресса, применять молоток не допустимо. Перед сборкой поршневой палец подбирается к поршню.

Для некоторых автомобилей допустимым считается такой износ пальца, при котором он не выпадает из поршня при комнатной температуре, если держать палец так, чтобы он находился в вертикальном положении. Если его смазать моторным маслом, он должен входить в отверстие поршня при нажатии рукой.

Для большинства двигателей поршневой палец должен входить в верхнюю головку шатуна от усилия руки. В отверстие поршня он должен входить после его нагрева в воде до 65—85°С. В случае, если в поршне был установлен палец последнею класса, поршень меняют вместе с пальцем.

Для облегчения сборки поршень подогревают в емкости с водой до 50-75°С, а поршневой палец смазывают моторным маслом. Остывший поршневой палец дополнительно смазывают моторным маслом через отверстия в бобышках поршня.

Запрессовывать в шатун палец нужно с помощью специального приспособления. Если после сборки поршня с шатуном стрелка на днище поршня направлена в сторону отверстия для выхода масла на нижней головке шатуна, сборка произведена правильно.

Техническое обслуживание шатунов, их ремонт и замена.

Шатуны обрабатывают вместе с крышкой Чтобы при сборке не перепутать шатуны и их крышки, на обеих деталях штампуют номер цилиндра, в который их устанавливают.

Шатуны, как и поршни, подбирают по массе. Массы шатунов (без поршня и вкладыша) не должны различаться более чем на 4-8 г в зависимости от модели двигателя. По массе шатуны могут быть объединены в группы.

Если шатун заменяют, то подбирают не только по диаметру втулки верхней головки, но и по массе. Разница в массах самого тяжелого и самого легкого шатунов в комплекте, установленном на один двигатель, не должна быть больше 4-8 г.

При сборке шатуна с поршнем необходимо, чтобы выбитая на днище поршня стрелка была обращена в сторону установочного выступа на теле шатуна и паза на его крышке.

Изменение геометрии стержня шатуна (изгиб, скручивание)

Причины возникновения неисправностей:

  • Большой пробег двигателя
  • Гидроудар
  • Попадание в цилиндры посторонних предметов
  • Разрушение клапана

Методы диагностики и устранения:
Проверка геометрии шатуна осуществляется на расточном станке или с помощью лекальной линейки
При наличии деформации шатуна, его можно выпрямить, если этого сделать не получается, рекомендуется замена шатуна.
Если возникла такая неисправность рекомендуется также проверить коленвал на биение.

Износ и задиры рабочей поверхности нижней головки шатуна

Причины возникновения неисправностей:

  • Большой пробег двигателя
  • Потеря вязкости масла из-за сильного перегрева
  • Недостаточный уровень масла в картере
  • Малое давление масла
  • Работа двигателя с загрязненным масляным фильтром
  • Попадание воды или топлива в масло
  • Загрязненные масляные каналы

Методы диагностики и устранения:
Определение износа осуществляется измерением геометрии изношенного отверстия с последующим сравнением со справочными данными.
Если размер выходит за нормы, то шатун ремонтируется, если это невозможно рекомендуется замена шатуна.
Следует применять масло рекомендуемое производителем автомобиля и своевременно осуществлять его замену.

Износ и задиры рабочей поверхности верхней головки шатуна

Причины возникновения неисправностей:

  • Большой пробег двигателя
  • Потеря вязкости масла из-за сильного перегрева
  • Недостаточный уровень масла в картере
  • Малое давление масла
  • Работа двигателя с загрязненным масляным фильтром
  • Попадание воды или топлива в масло
  • Непроходимость масляных каналов

Методы устранения:
Ремонт осуществляется установкой новой втулки. В некоторых случаях требуется замена шатуна.
Также необходимо проверить масляные каналы коленвала и блока цилиндров, чтобы оградить себя от повторных неисправностей.
Следует применять масло рекомендуемое производителем автомобиля и своевременно осуществлять его замену.

Трещины в шатуне

Причины возникновения неисправностей:

  • Гидроудар
  • Посторонние предметы в цилиндрах

Методы устранения:
Ремонт не предусмотрен. Замена шатуна.

Разрушение резьбы в болтах, гайках и крепежных отверстиях

Причины возникновения неисправностей:

  • Неверный момент затяжки болтов
  • Сильный перегрев двигателя
  • Применение крепежа ненадлежащего качества

Методы устранения:
Замена болтов и гаек. При затяжке обязательное соблюдение моментов затяжки.
При разрушении резьбы в крепежных отверстиях замена шатуна. Ремонт не предусмотрен.

Комплектование и порядок сборки шатунно-поршневой группы двигателя.

Детали ШПГ изготавливают по высокому классу точности. Сопряжения их имеют узкие пределы допустимых зазоров, что требует малого поля допуска на изготовление, что экономически нецелесообразно, поэтому детали ШПГ изготавливают с более широкими допусками и разбивают на три группы. Соединением деталей одной и той же группы (селективная сборка) добиваются заданных значений зазоров.

Кроме этого, детали ШПГ работают в условиях высоких скоростей и значительных знакопеременных нагрузок, поэтому несбалансированность движущихся деталей приводит к ускоренному аварийному износу и возможному отказу. Чтобы обеспечить динамическую сбалансированность кривошипно-шатунного механизма, поршни и шатуны одного комплекта подбирают по массе. Разница в массе шатунов различных двигателей обычно допускается в пределах 8—15 г, а разница в массе поршней не должна превышать 10 г.

Обозначение размерной группы и веса деталей приводится непосредственно на деталях (табл. 4.39). Вместо полной массы на деталях некоторых марок двигателей нанесены 2—3 цифры, обозначающие соответственно сотни, десятки, единицы граммов.

Подбор поршневых колец осуществляют по канавкам поршня и зазору в стыке. В зависимости от марки двигателя зазоры бывают величиной 0,03—0,25 мм. Верхнее компрессионное кольцо ставят с большим зазором. Величину зазора проверяют щупом. Правильно подобранное кольцо-должно свободно перемещаться в канавках и утопать под действием собственного веса. Зазор в замке проверяется-постановкой кольца в гильзу и последующим измерением.

Читать еще:  Что означает инверторный двигатель в стиральной машине что это

Сборка шатунно-поршневой группы

1. Так как палец вставляется в верхнюю головку шатуна с натягом, нагрейте шатун до 240° С для расширения его головки. Для этого шатуны поместите в электропечь, направляя верхние головки шатунов внутрь печи.

2. В печь, уже нагретую до 240° С, шатуны помещают на 15 мин.

3. Для правильного соединения пальца с шатуном, запрессовывайте палец как можно скорее, так как шатун охлаждается быстро и после охлаждения нельзя будет изменить положение пальца.

4. Палец 2 заранее приготовьте к сборке, надев его на валик 1 приспособления А.60325, установив на конце этого валика направляющую 3 и закрепив ее винтом 4. Винт затягивайте неплотно, чтобы не произошло заклинивания при расширении пальца от контакта с нагретым шатуном.

5. Извлеченный из печи шатун быстро зажмите в тисках. Наденьте поршень на шатун, следя, чтобы отверстие под палец совпадало с отверстием верхней головки шатуна.

6. Приспособлением А.60325 закрепленный поршневой палец 2 протолкните в отверстие поршня и в верхнюю головку шатуна так, чтобы заплечник приспособления соприкасался с поршнем (1 – приспособление А.60325). Во время этой операции поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца (показано стрелкой). Таким образом палец займет правильное положение.

7. После охлаждения шатуна смажьте палец маслом для двигателя через отверстия в бобышках поршня.

8. При установке поршневых колец их замки располагайте через 120°. Кольца устанавливайте так, чтобы выточка на наружной поверхности второго (скребкового) компрессионного кольца была обращена вниз, а фаски на наружной поверхности маслосъемного кольца были обращены вверх.

9. Шатун обрабатывается вместе с крышкой, поэтому крышки шатунов не взаимозаменяемы. Чтобы их не перепутать при сборке, на шатуне и соответствующей ему крышке клеймится номер цилиндра, в который они устанавливаются. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны.

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 111 | Нарушение авторских прав

6.4. Комплектование и сборка шатунно-поршневой группы

Комплектование деталей шатунно-поршневой группы начинают с подбора поршней к гильзам цилиндров в соответствии с их размерами и массой – по размерным группам. Обозначение группы нанесено на верхнем торце гильзы и днище поршня. Поршни и гильзы в составе одного двигателя должны быть одной размерной группы – номинального (Б, С, М) или ремонтного (РБ, РС, РМ). Допускается подбирать детали, бывшие в эксплуатации поршни и гильзы по фактическому зазору согласно приложения 5.

Поршневые пальцы к отверстиям бобышек поршней подбирают по натягу (в «холодном» состоянии), а к втулке верхней головки шатуна – по зазору (приложение 6).

Поршневые кольца подбирают по размерам гильз и поршневым канавкам. Как было сказано выше.

При подборе кольцо устанавливают в гильзу и щу­пом проверяют величину зазора в замке и плотность прилегания к поверхности гильзы. Если зазор мал, то его увеличивают, опиливая поверхность одного торца замка. При проверке прилегания кольца допускается зазор между кольцом и гильзой не более 0,02. 0,03 мм на дуге 60°.

Кольцо должно прокатываться по канавке поршня свободно, без заеданий. Зазор между канавкой и коль­цом измеряют щупом. Если зазор меньше допустимого, то кольцо шлифуют на плоскошлифовальном станке с одного торца.

Поршни, пальцы, шатуны кроме подбора по линейным размерам должны иметь минимальные отклонения по массе в рамках одного комплекта на двигатель (приложение 4). При необходимости выравнивания массы металл удаляют со специального прилива нижней крышки шатуна сверлением или на обдирочно-шлифовальном станке.

Втулки подбирает в соответствии с размерами отверстий в верхних головках шатунов. Втулки должны входить с натягом 0,125. 0,048 мм — это нормальный, допустимый — 0,040 мм.

Сборку шатунно-поршневой группы начинают с запрессовки втулок в верхние головки шатунов. При этом нужно следить за совпадением маслоподводящих отверстий во втулке и шатуне.

Сопряжение «палец-втулка верхней головки шатуна» считается пра­вильно подобранным в том случае, если шатун, свободно висящий на сма­занном дизельным маслом пальце, при проворачивании, руками за палец, отклоняется от вертикального положения на угол около 30°.

Поршень подлежит тщательному осмотру. На обработанных его поверхностях не допускаются забоины, надрывы металла, глубокие риски, зади­ры, заусенцы и острые кромки. Выход маслосливных отверстий на поверх­ность юбки не допускается.

Далее необходимо соединить поршень с шатуном поршневым пальцем. Для этого нагреть поршень до температуры 80. 90 °С в электро­шкафу или масляной ванне. Смазать втулку верхней головки шатуна дизельным маслом и при помощи наставки запрессовать поршневой палец в поршень на прессе. Продольное перемещение пальца ограничить установкой стопор­ных колец.

Проверить щупом зазор между торцом верхней головки шатуна и бобышкой поршня, который должен быть в пределах 2±0,5 мм с каждой стороны, Проверить на весах массу шатунов в сборе с поршнями. Разность массы комплектов на дизель не должна превышать 30 г.

Установить на поршень при помощи разжимного приспособления маслосъемные и компрессионные кольца, отвечающие требованиям, изложенным в разделе «Разборка и дефектация». Для двигателей Д-50, Д-240 в первую и вторую кольцевые канавки снизу — маслосъемные кольца и в остальные — компрессионные.

При вращении поршня, находящегося в горизонтальном положении, вокруг своей оси на 360° компрессионные кольца должны плавно перемещаться в канавках и утопать в них при легком встряхивании. На поверхности колец не должно быть рисок, задиров, забоин и трещин.

Шатуны комплектуют с новыми вкладышами номинального или ремонтного размера. Ремонтные размеры вкладышей большего размера могут быть по­лучены путем расточки старых вкладышей меньшего размера. После расточ­ки толщина антифрикционного слоя должна быть не менее 0,3 мм.

Шатунные болты должны входить в отверстие шатуна и крышки от лег­ких ударов молотка массой 200 г. На болтах и в гайках не допускаются сорванные, смятые и стянутые нитки резьбы.

Д ля определения сборочного зазора «вкладыш — шатунная шейка» коленчатого вала следует измерить диаметр отверстий в нижней головки шатуна (рисунок 15) с установленными вкладышами (затяжка крышки моментом 170…160 Н·м) и диаметр шатунной шейки коленчатого вала (рисунок 16).

Рисунок 15.- Измерение отверстия шатунного подшипника индикаторным нутромером.

Рисунок 16.- Измерение диаметра шатунной шейки коленчатого вала микрометром.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector