Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что написано на шильдике

Что написано на шильдике?

На практике часто приходится сталкиваться с вопросами подбора электродвигателя. Я сам не силен во всех «закорючках», написанных производителем, в связи с чем предлагаю небольшую статейку из разряда «какая буковка что значит». Почитавши, можно будет решить, как далеко от обозначений на оригинальном шильдике можно отойти. Так же статья будет хороша для подбора аналога импортному двигателю, т.к. принцип формирования информации одинаков и у «них» и у «нас».

Структура обозначения электродвигателей общепромышленного (базового) исполнения

Основной блок

1П112МВ6Б234567

1 — Название серии

  • АДМ – фирменная серия трехфазных асинхронных электродвигателей с привязкой мощности к установочным размерам по ГОСТ 31606. (может быть АИР, 5АИ и пр. )
  • IMM – фирменная серия трехфазных асинхронных электродвигателей с привязкой мощности к установочным размерам, принятая Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (CENELEC, документ 2В/64).

2 — Модификации

  • С – с повышенным скольжением;
  • 1П – для привода осевых вентиляторов с глухим щитом;
  • 2П – для привода осевых вентиляторов в птицеводческих хозяйствах;
  • DC– для сушильных камер;
  • SЕ – для систем дымоудаления;
  • В – встраиваемые.

3 — Габарит, высота оси вращения (мм) (расстояние от поверхности крепления (в варианте «лапы») до центра вала)

63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180

4 — Установочный размер по длине станины (не готов что-либо комментировать, похоже речь идет о длине корпуса)

  • S – короткая;
  • М – средняя;
  • L – длинная.

5 — Длина сердечника статора (то что внутри статор «покороче» и статор «подлиннее», соответственно и ротор )

  • А – первая;
  • В – вторая.

6 — Число полюсов (2 — 3000 об/мин, 4 — 1500 об/мин, 6 — 1000 об/мин, 8 — 750 об/мин, есть еще 500 об/мин это наверное 12)

7 — Признак модификации

  • Б – со встроенным датчиком температурной защиты;
  • Б1 – со встроенным термовыключателем;
  • С – сельскохозяйственное исполнение;
  • Тр – для привода осевых вентиляторов, применяющихся в системах охлаждения мощных транс-форматоров;
  • М – для буровых станков;
  • Е – со встроенным электромагнитным тормозом;
  • РВ1÷РВ5 – для привода помп высокого давления с полым валом.

8 — Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150. Двигатели имеют исполнения для эксплуатации: (имеет значение при эксплуатации на улице)

  • У – в условиях умеренного климата;
  • Т – в условиях тропического климата;
  • УХЛ – в условиях умеренно-холодного климата,

определяемые категориями размещения:

  • 1 – на открытом воздухе;
  • 2 – под навесом при отсутствии прямого воздействия солнечного излучения и атмосферных осадков;
  • 3 – в закрытых помещениях без искусственного регулирования климатических условий.

Дополнительный блок

220/380 В50 ГцIM 3081IP 55Класс изоляции
910111213

9 — Номинальное напряжение, В.

Двигатели изготавливаются на номинальное напряжение, частоту сети, число выводных концов, схему соединения обмоток, указанных в таблице. Если напряжение не оговаривается в заказе, двигатель изготавливается на 380В, 50 Гц.

Напряжение сети, В

220/380, 230/400, 240/415, 380/660, 400/690, 415/720

50, 606

220, 380, 400, 415, 440, 500, 550, 660

10 — Частота питающей сети, Гц.

11 — Конструктивное исполнение по способу монтажа по ГОСТ 2479:(1081 — крепление на «лапах», 2081 — комби (крепление «лапы» плюс «фланец»), 3081 — крепление «фланец», 2181 — комби (крепление «малый фланец» плюс «лапы»), 3681 — крепление «малый фланец»)

IM1081; IM2081; IM3081; IM2181; IM3681.

По требованию заказчика двигатели изготавливаются с двумя выходными концами вала (IM XXX2).

IM5010 для встраиваемых двигателей.

12 — Степень защиты по ГОСТ IEC 60034-5

В стандартном исполнении двигатели изготавливаются со степенью защиты IP 54, IР 55
По согласованию электродвигатели могут быть выполнены со степенью защиты IP 56.

13 — Изоляция класса нагревостойкости по ГОСТ 8865

F; Н; С (на двигатели для системы дымоудаления)

Электродвигатели асинхронные трехфазные (фланец)

Асинхронные трехфазные фланцевые электродвигатели имеют особый тип передней крышки – это металлический диск с отверстиями под крепеж. Фланцевый двигатель применяют для жесткого монтажа на приводимое электрооборудование. Разнос и диаметры крепежей стандартные – его легко подключить к разным типам электрооборудования.

В компании «Электрика 21 век» можно купить электродвигатель асинхронный трехфазный компании IEK. В нашем каталоге моторы с частотой вращения от 1000 до 3000 оборотов в минуту с разными техническими характеристиками. Электрооборудование сертифицировано по ГОСТ Р 51689-2000 (ранее ГОСТ 31606-2012).

Устройство, принцип работы асинхронного трехфазного электродвигателя

Асинхронный трехфазный электродвигатель переменного тока – самый эффективный механизм для преобразования электрической энергии в механическую. Его основные элементы – статор цилиндрической формы и ротор с трехфазной обмоткой в форме звезды/треугольника. Они соединены с конструктивными элементами (вал, лапы, подшипники, крыльчатка), которые обеспечивают вращение механизма.

Статор и ротор создают разные магнитные поля, при взаимодействии которых возникает сила, приводящая в движение вал двигателя (крутящий момент). Магнитное поле ротора медленнее статора, разница обеспечивает асинхронность.

Подключение асинхронного трехфазного электродвигателя дает несколько преимуществ:

  • Долговечность. В таком моторе нет контакта между подвижными и неподвижными деталями, поэтому меньше риск износа/механических повреждений.
  • Доступность. Цена на асинхронные трехфазные электродвигатели из каталога 21 vek начинается от 2900 руб.
  • Универсальный монтаж – легко установить на разные типы станков, механизмов.
Читать еще:  Что то стучит в двигателе мерседес спринтер

В большинстве случаев мотор охлаждается воздушным путем с помощью вентилятора на валу. Кожух из металла защищает от механических повреждений.

Фланцевое соединение

Фланцевое соединение – распространенный тип монтажного исполнения общепромышленных двигателей. Такие моторы имеют меньшие размеры, жестко крепятся к основанию, что позволяет устанавливать их вертикально, горизонтально, на стену.

По стандарту МЭК 34-7 есть пять типов крепежей:

  • Большой фланец IM3081 (В5).
  • Лапы IM1081 (В3).
  • Малый фланец IM3681 (B14).
  • Лапы + фланец IM2081 (B3/B5).
  • Лапы + фланец IM2181 (B3/B14).

Распространенная модель – электродвигатель асинхронный трехфазный АИР, которыйнапрямую соединяет с редуктором. У него двойной крепеж: фланцевое крепление + лапы.

Назначение трехфазного асинхронного электродвигателя

90% всех выпускаемых в мире моторов – асинхронные. Простота конструкции, небольшой вес и габариты, доступность сделали их самыми распространенными механизмами для преобразования электрической энергии в механическую.

  • Бытовая техника: миксеры, стиральные машины, кофемолки.
  • Автомобильная техника: краны, лебедки.
  • Промышленное оборудование: станки, промышленная автоматика, холодильное оборудование.

Двигатели с фланцевым соединением обеспечивают простоту монтажа, надежность эксплуатации в нестандартных условиях. Их монтируют на вентиляционное оборудование, насосы и компрессорные установки, эскалаторы, промышленные швейные машины, другие механизмы, многие из которых эксплуатируют в жестких условиях.

Мы продаем моторы с фланцевым соединением открытого, защищенного, закрытого и взрывобезопасного исполнения. Технические характеристики прописаны в карточках. Рекомендуем искать оборудование по синхронной частоте, так как частота вращения у производителей различается, это усложняет сравнение. Подробное описание ТТХ есть в паспорте, на корпусе указывают серию, количество фаз, частоту, а также номинальную мощность.

В магазине «Электрика 21 век» большой выбор двигателей с частотой вращения от 1000 до 3000 об/мин. Наши менеджеры порекомендуют оборудование по ваши параметры, организуют доставку, сориентируют по срокам отгрузки. Мы поддерживаем постоянный запас востребованных позиций каталога, поэтому отгружаем их в течение 2-4 дней после заявки.

Консультации и прием заявок по телефону 8-800-707-85-47.

Двигатель асинхронный

Асинхронная машина — это электрическая машина переменного тока, частота вращения ротора которой не равна (меньше) частоте вращения магнитного поля, создаваемого током обмотки статора. Асинхронные машины — наиболее распространённые электрические машины. В основном они используются как электродвигатели и являются основными преобразователями электрической энергии в механическую.

Содержание

Конструкция

Как и любая электромеханическая машина, асинхронная машина имеет статор и ротор, разделённые воздушным зазором. Её активными частями являются обмотки и магнитопровод; все остальные части — конструктивные, обеспечивающие необходимую прочность, жёсткость, охлаждение, возможность вращения и т. п.

Обмотка статора представляет собой трёхфазную (в общем случае — многофазную) обмотку, проводники которой равномерно распределены по окружности статора и пофазно уложены в пазах с угловым расстоянием 120°. Фазы обмотки статора соединяют по стандартным схемам «треугольник» или «звезда» и подключают к сети трёхфазного тока. Магнитопровод статора перемагничивается в процессе изменения (вращения) магнитного потока обмотки возбуждения, поэтому его изготавливают шихтованным (набранным из пластин) из электротехнической стали для обеспечения минимальных магнитных потерь.

По конструкции ротора асинхронные машины подразделяют на два основных типа: с короткозамкнутым ротором и с фазным ротором. Оба типа имеют одинаковую конструкцию статора и отличаются лишь исполнением обмотки ротора. Магнитопровод ротора выполняется аналогично магнитопроводу статора — из электротехнической стали и шихтованным.

Короткозамкнутый ротор

Короткозамкнутая обмотка ротора, часто называемая «беличья клетка» из-за внешней схожести конструкции, состоит из медных или алюминиевых стержней, замкнутых накоротко с торцов двумя кольцами. Стержни этой обмотки вставляют в пазы сердечника ротора. В машинах малой и средней мощности ротор обычно изготавливают путём заливки расплавленного алюминиевого сплава в пазы сердечника ротора. Вместе со стержнями «беличьей клетки» отливают короткозамыкающие кольца и торцевые лопасти, осуществляющие самовентиляцию самого ротора и вентиляцию машины в целом. В машинах большой мощности «беличью клетку» выполняют из медных стержней, концы которых вваривают в короткозамыкающие кольца.

Зачастую пазы ротора или статора делают скошенными для уменьшения высших гармонических ЭДС, вызванных пульсациями магнитного потока из-за наличия зубцов, магнитное сопротивление которых существенно ниже магнитного сопротивления обмотки, а также для снижения шума, вызываемого магнитными причинами.

Асинхронные двигатели с таким ротором имеют небольшой пусковой момент и значительный пусковой ток, что является существенным недостатком «беличьей клетки». Поэтому их применяют в тех электрических приводах, где не требуются большие пусковые моменты. Из достоинств следует отметить лёгкость в изготовлении, малый момент инерции и отсутствие механического контакта со статической частью машины, что гарантирует долговечность и снижает затраты на обслуживание.

Фазный ротор

Фазный ротор имеет трёхфазную (в общем случае — многофазную) обмотку, обычно соединённую по схеме «звезда» и выведённую на контактные кольца, вращающиеся вместе с валом машины. С помощью металлографитовых щёток, скользящих по этим кольцам, в цепь обмотки ротора включают пускорегулирующий реостат, выполняющий роль добавочного активного сопротивления, одинакового для каждой фазы.

В двигателях с фазным ротором имеется возможность увеличивать пусковой момент до максимального значения(в первый момент времени) с помощью пускового реостата, тем самым уменьшая пусковой ток. Такие двигатели применяются для привода механизмов, которые пускают в ход при большой нагрузке.

Читать еще:  Большие обороты при запуске двигателя митсубиси лансер

Скорость вращения поля статора

При питании обмотки статора трёхфазным (в общем случае — многофазным) током создаётся вращающееся магнитное поле, синхронная частота вращения [об/мин] которого связана с частотой сети [Гц] соотношением:

,

где — число пар магнитных полюсов обмотки статора.

Двигательный режим

Если ротор неподвижен или частота его вращения меньше синхронной, то вращающееся магнитное поле пересекает проводники обмотки ротора и индуцирует в них ЭДС, под действием которой по обмотке ротора начинает течь ток. На проводники с током этой обмотки, расположенные в магнитном поле обмотки возбуждения, действуют электромагнитные силы; их суммарное усилие образует электромагнитный вращающий момент, увлекающий ротор за магнитным полем. Если этот момент достаточно велик, то ротор приходит во вращение, и его установившаяся частота вращения [об/мин] соответствует равенству электромагнитного момента тормозному, создаваемого нагрузкой на валу, силами трения в подшипниках и инерцией ротора. Частота вращения ротора не может достигнуть частоты вращения магнитного поля, так как в этом случае угловая скорость вращения магнитного поля относительно обмотки ротора станет равной нулю, магнитное поле перестанет индуцировать в обмотке ротора ЭДС и, в свою очередь, создавать крутящий момент; таким образом, для двигательного режима работы асинхронной машины справедливо неравенство:

.

Относительная разность частот вращения магнитного поля и ротора называется скольжением:

.

Очевидно, что при двигательном режиме .

Генераторный режим

Если ротор разогнать с помощью внешнего момента (например, каким-либо двигателем) до частоты, большей частоты вращения магнитного поля, то изменится направление ЭДС в обмотке ротора и активной составляющей тока ротора, то есть асинхронная машина перейдет в генераторный режим. При этом изменит направление и электромагнитный момент, который станет тормозящим. В генераторном режиме работы скольжение .

При отсутствии первоначального магнитного поля в обмотке статора поток возбуждения создают с помощью постоянных магнитов, либо за счёт остаточной индукции машины и пусковых конденсаторов, параллельно подключенных по схеме «звезда» к фазам обмотки статора .

Асинхронный генератор потребляет намагничивающий ток значительной силы и требует наличия в сети генераторов реактивной мощности в виде синхронных машин,синхронных компенсаторов,батарей статических конденсаторов(БСК). Несмотря на простоту обслуживания, асинхронный генератор применяют сравнительно редко, в основном как вспомогательные источники небольшой мощности и как тормозные устройства.

Режим электромагнитного тормоза

Если изменить направление вращения ротора или магнитного поля так, чтобы они вращались в противоположных направлениях, то ЭДС и активная составляющая тока в обмотке ротора будут направлены так же, как в двигательном режиме, и машина будет потреблять из сети активную мощность. Однако электромагнитный момент будет направлен встречно моменту нагрузки, являясь тормозящим. Такой режим работы асинхронной машины называется режимом электромагнитного тормоза, и для него справедливы неравенства .

Способы управления асинхронным двигателем

Под управлением асинхронным двигателем переменного тока понимается изменение частоты вращения ротора. Существуют следующие способы управления асинхронным двигателем:

  • реостатный — изменение частоты вращения АД с фазным ротором путём изменения сопротивления реостата в цепи ротора,
  • частотный — изменение частоты вращения АД путём изменения частоты тока в питающей сети, что влечёт за собой изменение частоты вращения поля статора. Применяется включение двигателя через частотный преобразователь,
  • переключением обмоток со схемы «звезда» на схему «треугольник» в процессе пуска двигателя, что даёт снижение пусковых токов в обмотках примерно в три раза;
  • импульсный — подачей напряжения питания специального вида (например, пилообразного),
  • изменением числа пар полюсов, если такое переключение предусмотрено конструктивно,
  • изменением амплитуды питающего напряжения, когда изменяется только амплитуда (или действующее значение) управляющего напряжения. Тогда векторы напряжений управления и возбуждения остаются перпендикулярны,
  • Фазовое управление характерно тем, что изменение частоты вращения ротора достигается путём изменения сдвига фаз между векторами напряжений возбуждения и управления,
  • Амплитудно-фазовый способ включает в себя оба предыдущих способа.

Классификация асинхронных электродвигателей

технические характеристики

В основу работы любой электрической машины положен принцип электромагнитной индукции. Электродвигатель состоит из статора (неподвижной части) и ротора (якоря в случае машины постоянного тока) (подвижной части). В статоре уложена обмотка (можно сказать электрическая цепь), по которой, создав напряжение, идёт электрический ток (ток возбуждения). Этот ток возбуждает магнитное поле машины, которое, в свою очередь, приводит в движение подвижную часть (ротор/якорь). Сказав точнее, магнитное поле статора индуцирует ток в обмотке ротора. Взаимодействие магнитного поля статора и электрического поля ротора является причиной движения ротора, точнее создается вращающий момент, именно он и является причиной вращения ротора двигателя. Таким способом и происходит преобразование электрической энергии, подаваемое на обмотку возбуждения, в механическую (кинетическую) энергию вращения. Полученную механическую энергию можно использовать приводя в движение механизмы.

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

1. серия (тип) электродвигателя
2. электрические модификации
3. габарит электродвигателя
4. длина сердечника и/или длина станины
5. количество полюсов
6. конструктивные модификации
7. климатическое исполнение
8. категория размещения
9. степень защиты
10. мощность
11. число оборотов
12. монтажное исполнение

  • Cерия (тип) электродвигателя:
    Общепромышленные электродвигатели:
    АИ — обозначение серии общепромышленных электродвигателей, Р, С (АИР и АИС) — вариант привязки мощности к установочным размерам, т.е. АИР (А, 5А, 4А, АД) — электродвигатели, изготавливаемые по ГОСТ, АИС (6А, IMM, RA) — электродвигатели, изготавливаемые по евростандарту DIN (CENELEC).
    Взрывозащищенные электродвигатели:
    ВА, АВ, АИМ, АИМР, 2В, 3В и др.
  • Электрические модификации:
    М — модернизированный электродвигатель: АИРМ, 5АМ
    Н — электродвигатель защищенного исполнения с самовентиляцией: 5АН
    Ф — электродвигатель защищенного исполнения с принудительным охлаждением: 5АФ
    К — электродвигатель с фазным ротором: 5АНК
    С — электродвигатель с повышенным скольжением: АИРС, АС, 4АС, 5АС и др.
    Е — однофазный электродвигатель 220V: АИРЕ, 5АЕУ
    В — встраиваемый электродвигатель.
  • Габарит электродвигателя (высота оси вращения, равен расстоянию от низа лап до центра вала в миллиметрах): 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355, 400, 450 и выше.
  • Длина сердечника и/или длина станины:
    А, В, С — длина сердечника (первая длина, вторая длина, третья длина)
    XK, X, YK, Y — длина сердечника статора высоковольтных двигателей
    S, L, М — установочные размеры по длине станины.
  • Количество полюсов электродвигателя: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 4/2, 6/4, 8/4, 8/6, 12/4, 12/6, 6/4/2, 8/4/2, 8/6/4, 12/8/6/4 и др.
  • Конструктивные модификации электродвигателя:
    Е — электродвигатель с встроенным электромагнитным тормозом: АИР 100L6 Е У3
    Е2 — электродвигатель с встроенным электромагнитным тормозом и ручкой расторможения: АИР 100L6 Е2 У3
    Б — со встроенным датчиком температурной защиты: АИР 180М4 БУ3
    Ж — электродвигатель со специальным выходным концом вала для моноблочных насосов: АИР 80В2 ЖУ2
    П — электродвигатель повышенной точности по установочным размерам: АИР 180М4 ПУ3
    Р3 — электродвигатель для мотор-редукторов: АИР 100L6 Р3
    С — электродвигатель для станков-качалок: АИР 180М8 СНБУ1
    Н — электродвигатель малошумного исполнения: 5АФ 200 МА4/24 УХЛ4
    Л — электродвигатель для привода лифтов: 5АФ 200 МА4/24 УХЛ4.
  • Климатическое исполнение электродвигателя (ГОСТ 15150-69):
    У — умеренный климат
    Т — тропический климат
    ХЛ — холодный климат
    ОМ — на судах морского и речного флота.
  • Категория размещения:
    5 — в помещении с повышенной влажностью
    4 — в помещении с регулируемыми климатическими условиями
    3 — в помещении
    2 — на улице под навесом
    1 — на открытом воздухе.
  • Степень защиты электродвигателя (IP, ГОСТ 17494-87):
    Первая цифра: защита от твердых объектов:
    0 — без защиты
    1 — защита от твердых объектов размерами свыше 50 мм (например, от случайного касания руками)
    2 — защита от твердых объектов размерами свыше 12 мм (например, от случайного касания пальцами)
    3 — защита от твердых объектов размерами свыше 2,5 мм (например, инструментов, проводов)
    4 — защита от твердых объектов размерами свыше 1 мм (например, тонкой проволоки)
    5 — защита от пыли (без осаждения опасных материалов).
    Вторая цифра: защита от жидкостей:
    0 — без защиты
    1 — защита от вертикально падающей воды (конденсация)
    2 — защита от воды, падающей под углом 15° к вертикали
    3 — защита от воды, падающей под углом 60° к вертикали
    4 — защита от водяных брызг со всех сторон
    5 — защита от водяных струй со всех сторон.
  • Монтажное исполнение электродвигателей (ГОСТ 2479-79):
    Устанавливаются следующие условные обозначения конструктивных исполнений электрических машин (1-я цифра):
    1 — машины на лапах с подшипниковыми щитами: с пристроенным редуктором;
    2 — машины на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах);
    3 — машины без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите (или щитах); с цокольным фланцем;
    4 — машины без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине;
    5 — машины без подшипниковых щитов;
    6 — машины на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковыми подшипниками;
    7 — машины на лапах со стояковыми подшипниками (без подшипниковых щитов);
    8 — машины с вертикальным валом, кроме машин групп от IМ 1 до IM 4;
    9 — машины специального исполнения по способу монтажа.
    Условное обозначение способа монтажа электрических машин групп от IM 1 до IM 9
    (2 и 3-я цифры):

    Примечание: полные таблицы есть в ГОСТе.
    Устанавливаются следующие условные обозначения исполнений концов вала электрических машин
    (4-я цифра):
    0 — без конца вала;
    1 — с одним цилиндрическим концом вала;
    2 — с двумя цилиндрическими концами вала;
    3 — с одним коническим концом вала;
    4 — с двумя коническими концами вала;
    5 — с одним фланцевым концом вала;
    6 — с двумя фланцевыми концами вала;
    7 — с фланцевым концом вала на стороне D (лев.) и цилиндрическим концом вала на стороне N (прав.);
    9 — прочие исполнения концов вала.

Условные обозначения электрических машин малой мощности установлены ГОСТ 23264-78. Установочные размеры проектируемых и модернизируемых — по ГОСТ 18709-73.

Поскольку обозначение типов двигателей в большинстве случаев не определены стандартами, приведенные обозначения дают только общую структуру.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector