Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перегрев двигателя и как с ним бороться

Перегрев двигателя и как с ним бороться

Чтобы избежать перегрева двигателя, важно иметь представление о том, как своевременно обнаружить симптомы дефекта и что необходимо иметь под рукой для их устранения

Утечка в системе охлаждения автомобиля нередко влечет за собой перегрев двигателя, что может привести к серьезным последствиям. Чтобы их избежать, важно иметь представление о том, как своевременно обнаружить симптомы дефекта и что необходимо иметь под рукой для их устранения.

Контроль технического состояния

В первую очередь — контроль технического состояния стандартными, предусмотренными автопроизводителем средствами, мониторинг показаний датчиков на приборной панели.

В частности — шкалы температуры залитой охлаждающей жидкости, поскольку довольно часто данная шкала не имеет средств сигнализирования о превышении допустимой температуры. Если игнорировать ее показания, то пар из-под капота и запах кипящего антифриза возвестят о предстоящем ремонте. Причем достаточно серьезном.

При кипении охлаждающей жидкости образуется пар, который способствует еще более стремительному повышению температуры. Одно из возможных последствий езды с перегретым двигателем — клин поршней.

Не допустить подобные неприятности поможет отслеживание изменений температуры жидкости в системе охлаждения.

Влияние уровня масла на перегрев двигателя

Очень важно периодически проверять уровень масла в двигателе и следить за его давлением на панели приборов. Важно понимать, что роль масла заключается не только в смазывании деталей мотора, но и в частичном их охлаждении.

Пониженный уровень масла в двигателе приводит к снижению давления в системе смазки и как следствие к интенсивному износу деталей. Повышенное трение влечет за собой увеличение температуры в местах соединения деталей и если еще в добавок система охлаждения работает не эффективно, то выход из строя двигателя не минуем.

Если же уровень масла в двигателе в норме и система смазки работает в штатном режиме, то если система охлаждения работает не на 100%, а на 60 – 80%, в результате какой-то неисправности, клин двигателя с большой вероятностью не произойдет.

Правильная диагностика

Диагностику неполадок системы начать лучше всего с электровентилятора, если таковой имеется. Он редко выходит из строя, чего нельзя сказать о терморегуляторе, который запускает электровентилятор через пусковое реле, когда температура антифриза достигает предельно допустимого значения.

Для начала следует проверить предохранитель, на консоли секции предохранителей. В некоторых случаях он может просто потерять контакт, что чинится путем механического «шевеления». Если он перегорел, то иного выхода, кроме как заменить его, нет.

Далее — проверка термодатчика, который установлен на радиаторе. Проверка заключается в следующем: нужно отсоединить провода, подключенные к термодатчику, и замкнуть их друг на друга. Если лопасти вентилятора начали вращаться, то проблема всё-таки в датчике, и его надо менять.

До места ремонта можно ехать с замкнутой проводкой. При этом вентилятор будет вращаться перманентно.

Если манипуляции с проводкой результата не дали, то из схемы исключается пусковое реле (в боксе предохранителей), а клеммы управления замыкаются отрезком проволоки. Схему клемм можно подсмотреть на крышке бокса.

Если не помогло и это, то проверяется напряжение на движке вентилятора путем подсоединения простой лампочки. Отсутствие напряжения (при включении зажигания не горит лампочка), то проблема скорее всего в проводке. В этом случае допускается подключение вентилятора к аккумулятору напрямую.

Отсутствие реакции вентилятора на подключение в случае, если напряжение присутствует, говорит о выходе его моторчика из строя. Можно рискнуть, медленно и аккуратно продолжив движение к месту ремонта, но теперь смотреть следует не на спидометр, а на шкалу температуры, и как только значение подходит к критической отметке — тормозить и давать двигателю время остыть.

Кроме уже перечисленных «виновников» закипания охлаждающей жидкости, причиной этому еще может служить выход из строя термостата. Его иногда клинит так, что антифриз перестает поступать в радиатор. Проверить термостат не сложно.

Если двигатель очень горячий, а радиатор охлажден, значит проблема в термостате. «Лечится» он иногда простукиванием по его корпусу. Но конечно лучше заменить термостат, как только появится такая возможность.

Иногда термостат клинит наполовину. Из-за затрудненности прохождения жидкости в радиаторе диагностировать термостат в таком состоянии чрезвычайно трудно: электровентилятор «пашет», радиатор достаточно горячий, а температура хладагента всё равно растет. Лучший выход — включить печку на всю мощность, опустить стекла и рулить в мастерскую.

Последствия и причины перегрева двигателя автомобиля

Двигатель любого транспортного средства имеет определенный ресурс. Если автомобиль эксплуатируется в штатном режиме, без излишних нагрузок и с регулярным проведением ТО, мотор может прослужить дольше отведенного ему производителем срока. Но случается и такое, что по какой-то причине происходит перегрев движка, это может значительно сократить его функциональность. В статье рассмотрим, какие бывают последствия при перегреве ДВС, почему это происходит и как себя вести в такой ситуации.

Как понять, что двигатель перегревается

Прежде всего надо периодически смотреть на показания приборов. Будет информативна стрелка, показывающая температуру ОЖ: если она перемещается в красную зону – это повод насторожиться.

  • Снижение мощности мотора, при движении автомобиля, ощущение того, что он плохо тянет.
  • Появление характерного металлического стука, специалисты говорят «звенят пальцы».
  • Образование белого налета на свечах зажигания.
  • Появление темных пятен на стенках расширительного бачка, а также в самом антифризе указывают на то, что в систему попало масло.

Прислушивайтесь к работе своего авто: если есть какие-то сомнения – обращайтесь к специалистам.

Что происходит, если перегрелся двигатель

Степень повреждения силового агрегата машины зависит от того, как долго температурный режим был больше допустимой нормы. Бывает так, что ситуацию можно исправить, но, случается и такое, что двигатель выходит из строя. Тогда требуется капитальный ремонт или вообще его замена.

  1. Если превышение температуры длилось 5-10 минут, могут подплавиться поршни, но, возможно, если не было дыма, движок не успел пострадать. В этом случае надо проверить работу термостата или вентилятора, может быть, один из них вышел из строя.
  2. В зоне высокого температурного режима машина двигалась около 20 минут. Последствия будут наверняка, и они уже гораздо серьезнее;
  • деформация (искривление) ГБЦ (головок блока цилиндра);
  • в ГБЦ появляются трещины;
  • выходят из строя межкольцевые перегородки поршней;
  • перегорают прокладки головок блока цилиндра;
  • сальники пропускают масло.

3.Сильный перегрев мотора приводит к разрушению всех его узлов и остановке работы:

  • Прогорают и плавятся поршни, расплавленный металл, попадая на цилиндры, мешает ходу поршня, и ускоряет процесс его разрушения.
  • Масло, под воздействием слишком высокой температуры, утрачивает свои свойства, между деталями увеличивается трение, это приводит к оплавлению шатунных и коренных вкладышей, и их прилипанию к коленчатому валу.
  • Происходит прогорание впускных и выпускных клапанов ГБЦ, вылетают седла клапанов.
  • Ломается, из-за образовавшейся трещины, коленчатый вал.
  • Поршень заклинивает в цилиндре и разрывается пополам, что приводит к полному разрушению двигателя.

Даже незначительный перегрев двигателя приведет к дорогостоящему капитальному ремонту, а полное его разрушение потребует замены силового агрегата.

Читать еще:  Что такое масло для четырехтактных двигателей с воздушным охлаждением

Какие причины приводят к перегреву двигателя

Перегрев мотора случается либо из-за эксплуатации в ненадлежащих условиях, либо из-за какой-то неисправности в системе охлаждения.
При несвоевременном и некачественном уходе за машиной можно столкнуться с такими явлениями:

  • Радиатор покрыт грязью и забит пылью.
  • Мотор весь в масле и грязи, это затрудняет охлаждение от воздушных потоков.
  • Работа агрегата длительное время под нагрузкой (буксировка или передвижение в пробке).
  • В случае технической неисправности к перегреву движка могут привести:
  • Недостаточный уровень охлаждающей жидкости, в случае ее утечки, при разгерметизации системы. Случиться это может, если повредились прокладки, появились трещины в патрубках, шлангах, радиаторе.
  • Соты радиатора забиты накипью и другими отложениями из-за того, что в систему охлаждения заливали некачественный тосол или антифриз, а может, даже воду.
  • Размыкание в электрической цепи.
  • Вентилятор радиатора может выйти из строя и не включиться в нужный момент.
  • Датчик вентилятора не срабатывает.
  • Термостат неисправен, потому в нужный момент не открыл доступ охлаждающей жидкости.
  • Помпа (водяной насос) отказала полностью или частично, из-за разрушения крыльчатки или повреждение привода и т. д., и ОЖ не может циркулировать по системе в нормальном режиме.
  • Пробита прокладка головки блока цилиндра. Происходит утечка жидкости, она попадает в моторное масло.
  • Разрыв ремня помпы.
  • Пропуски в зажигание, как следствие позднее сгорание топлива.
  • В камере сгорания большое скопление отложений, что характерно для износа мотора.

Чтобы разобраться в причинах, нужно, сразу после появления признаков, добраться до сервисного центра, где будет проведена соответствующая диагностика.

Действия при появлении признаков перегрева двигателя

Если стрелка на приборе показывает на начинающийся нагрев, можно попробовать следующее:

  • Установить на максимальное значение печку и климат-контроль, отключить кондиционер, это позволит снизить градус, отвести лишнее тепло от мотора. Из воздуховода идет горячий воздух, это хороший показатель того, что в системе присутствует антифриз. Двигатель в этом случае должен работать.
  • Можно продолжать ехать на минимальных оборотах, т. к. встречный поток воздуха охлаждает жидкость в радиаторе. Если нет возможности продолжить движение, надо съехать на обочину, открыть капот, не выключая зажигания. Ни в коем случае не следует откручивать крышку радиатора, во избежание получения ожогов из-за повышенного давления в системе. Нужно наблюдать, когда температура придет в норму.
  • Может случиться так, что после включения печки на максимум, подует холодный воздух, или из-под капота появится пар, это признак отсутствия в системе антифриза. Тогда машину нужно заглушить и ждать, когда она остынет. Затем нужно долить охлаждающую жидкость или дистиллированную воду, после чего отправляться в автосервис.

Важно: Нельзя поливать горячий движок холодной водой, это приведет к его повреждению, появлению трещин. А также не следует доливать антифриз, пока мотор не остынет, это окажет плохое воздействие на металл и может вызвать разрыв сот радиатора.
Проверка работы системы охлаждения возможна только в случае наличия знаний устройства автомобиля, и принципа его работы. Если водитель не имеет таких знаний, лучше не испытывать судьбу и вызвать эвакуатор.

Меры профилактики, которые помогут избежать перегрева двигателя

Каждый водитель должен регулярно проверять уровень разных жидкостей в своей машине, в том числе и охлаждающей. Если она вдруг стала убывать, надо обязательно найти причину, место утечки.
При прохождении очередного ТО нужно проверить состояние помпы, вентилятора и датчиков.
Чтобы избежать возможных проблем, необходимо следить за чистотой радиатора: заказывайте проведение промывки в специализированном центре, чтобы не повредить электрооборудование.

Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия

Двигатель является ключевым элементом автомобиля, поэтому за его исправным состоянием владелец просто обязан следить. В процесс работы ДВС испытывает огромные нагрузки, соответственно даже незначительная поломка способна стать причиной капитального ремонта или полной замены агрегата. Эта процедура достаточно дорогостоящая. Самая распространенная неисправность, с которой приходится сталкиваться практически каждом автовладельцу, — это перегрев двигателя. Перегрев можно ставить в один ряд с заклиниванием или даже возгоранием. По сути, это следствие одного и того же фактора – высокой температуры.

Двигатель считается разогретым, если его температура не превышает 95 градусов. Свыше 100 градусов он уже может выйти из строя. По каким признакам перегрев двигателя можно определить, знает не каждый автолюбитель. В статье рассказывается о признаках и причинах, которые могут привести к данному явлению.

  1. Признаки перегрева
  2. Причины перегрева
  3. Девять самых главных причин перегрева двигателя
  4. Чувствительность двигателей к перегреву
  5. Как можно узнать о неполадке?
  6. Возможные последствия
  7. Последствия локального перегрева
  8. Последствия среднего перегрева
  9. Последствия критического перегрева
  10. Профилактика
  11. Рекомендации
  12. Заключение

Признаки перегрева

Судить об этом можно не только по выходящему из-под капота автомобиля пару. Существует ряд других, менее выраженных симптомов, сигнализирующих о начинающемся неприятном процессе. Так по каким признакам перегрев двигателя можно определить? Прежде всего, все современные автомобили оборудованы датчиками контроля температуры охлаждающего контура автомобиля. Все водители руководствуются именно данными с приборной панели. Стараются не доводить стрелку температуры двигателя до красной зоны, при которой уже возможно полное разрушение агрегата. Однако контролирующая система спроектирована таким образом, что фактическая температура циркулирующего теплоносителя всегда выше того значения, которое показывает приборная панель. На некоторых автомобилях используется обычная лампочка-индикатор, указывающая на перегрев, а некоторые не имеют даже этого. И водителю приходится полагаться исключительно на свои ощущения. Если интуиция и знания подведут, то серьезных проблем, увы, избежать не получится. Современные двигатели из алюминиевых сплавов, к сожалению, не имеют того запаса прочности, что был у их чугунных предшественников, которые с легкостью выдерживали и более высокие температуры. И все-таки, какие могут быть признаки и последствия, если перегрелся двигатель?

Когда стрелка еще не вышла в красную зону или лампочка не сигналит об опасности, всегда существуют ранние признаки обнаружения предстоящего перегрева. Первое, на что водителю следует обратить свое внимание, — это сильный нагрев фронтальной стенки кузова автомобиля. Она ближе всех расположена к двигателю, поэтому по ее температуре можно всегда понять, что происходит в настоящий момент с прибором. Как только станет ясно, что с ним происходит что-то неладное, необходимо обратить внимание на тяговую мощь ДВС и работу вентилятора. Обычно мощность сильно падает, а вентилятор продолжает работать без отключений. Это первый повод для беспокойства. Возможно, двигатель даже не дойдет до той критической точки, когда закипит тосол и пойдут трещины по клапанам, разрушатся уплотнители. Один нагрев до некритической температуры не вызовет серьезных неприятностей, но частый нагрев в скором времени принесет проблемы уже более серьезные. Поэтому лучше провести диагностику на раннем этапе, пока еще не все запущено. Обязательно стоит проверить двигатель и систему охлаждения.

Более серьезная стадия перегрева — когда на ходу начинает кипеть охлаждающая жидкость в самом радиаторе. Стрелка при таком подъеме температуры быстро переходит в красную зону. Одновременно с кипением тосола резко падает мощность самого двигателя. Машина начинает еле-еле плестись. Вместе с этим в работе двигателя появляются шумы и жесткость. Можно услышать стук металла. Это происходит по причине появления детонационных процессов внутри двигателя. Соответственно, заглянув под капот, можно увидеть на блоке и головке цилиндров трещины, деформации, потеки масла или антифриза под прокладкой головки и блока.

Читать еще:  Брызговики двигателя ваз 2109 своими руками

Еще одним признаком перегрева является появление белого налета на контактах свечей зажигания. Кроме самого нагара на ней будут присутствовать (но не обязательно) растрескивание корпуса или изолятора и многие другие деформации.

Узнать о перегреве можно, открыв крышку бачка с охлаждающей жидкостью. Это делать следует на холодном двигателе или после того, как он остынет достаточно. В противном случае жидкость от кипения вытечет наружу и ненароком окатит брызгами. Если двигатель перегревался, то на стенках бачка появляются темные пятна, а в самом теплоносителе образуются темные хлопья. Это говорит о том, что в результате перегрева в прибор попало масло. Это происходит из-за выгорания прокладок головки блока цилиндров. Необходимо достать масляной щуп и исследовать масло на наличие пены и эмульсии от попадания антифриза.

Причины перегрева

Итак, мы рассмотрели признаки перегрева двигателя автомобиля. Теперь можно рассмотреть причины. Многие скажут, что их огромное множество, все и не перечислишь. Однако если обобщить, то основных всего девять. Остальные — лишь следствие неполадок.

Девять самых главных причин перегрева двигателя

Рассмотрим причинно-следственные связи на основе признаков перегрева двигателя ВАЗовских автомобилей. Это самое распространенное, «народное» транспортное средство, поэтому пояснения применимы к его устройству:

  • Недостаточное количество теплоносителя в бачке и контуре охлаждения двигателя. Пожалуй, это самая распространенная причина перегрева двигателя. Происходит это когда теплоноситель просачивается через патрубки или радиаторную печь из-за негерметичности. Также может быть неисправен насос для охладителя или тосол попадает в масло или цилиндры. Тем самым увеличивается расход теплоносителя.
  • Низкий коэффициент эффективности охлаждающего радиатора. Происходит по причине неисправности термодатчика, от чего вентилятор работает не в полную мощность. Возможно, произошло ослабление ремешка качающей жидкость помпы. Или может иметь место загрязнение радиатора.
  • Неэффективная работа термостата. Образующиеся в системе отложения негативно влияют на работу датчика. Он неверно снимает показания температуры теплоносителя, от чего происходит перегрев мотора.
  • Продолжительная работа мотора в сложных условиях.
  • Неверная настройка опережения зажигания или системы впрыска смеси. При поздней детонации часть смеси уже догорает в выпускной системе, что приводит к закипанию теплоносителя и перегреву мотора.
  • Образование налета из минеральных солей в контуре. Они — плохие проводники тепла, ко всему прочему, сужают каналы и уменьшают расход тосола.
  • Систематическое скапливание нагара в камерах. Такое происходит у машин с пробегом. Нагар образуется из-за попадания масла в цилиндры. Как следствие, образуются минеральные отложения.
  • Чрезмерная любовь к использованию различных присадок. Образуется достаточно толстый слой из металлокерамики. Он плохой проводник тепла. Как результат — перегрев.
  • Прогорание впускного клапана. Из-за трещины повышается температура отработанных газов, которые чрезмерно нагревают мотор.

    Чувствительность двигателей к перегреву

    Наибольшую восприимчивость к повышенным температурам имеют моторы, обладающие большим рабочим объемом цилиндров и работающие на высоких оборотах. Это связано с материалом, из которого они изготавливаются. Они обладают минимальными запасами прочности и конструктивной жесткости. Поршневой группе требуется специализированное масло. Соответственно, признаки перегрева двигателя у них проявляются гораздо раньше, чем у других типов, изготовленных, например, из чугуна. Последние практически невосприимчивы к перегреву благодаря увеличенному количеству масла в картере, большому радиатору и жесткости самого материала.

    Как можно узнать о неполадке?

    Выявить признаки перегретого двигателя достаточно трудно, поэтому говорить о перегреве с абсолютной уверенностью нельзя. Современные автомобили имеют бортовой компьютер, который записывает в свою память все показания температур, давления и другие рабочие параметры.

    Старые модели, к сожалению, не обладают столь развитыми технологиями. Поэтому можно говорить только об общих признакам перегрева двигателя. Таковыми могут быть:

    • Излишняя шлифовка привалочной плоскости головки блока. Во время перегрева происходит сильная деформация этой части мотора, для которой необходим очень сложный ремонт.
    • Охлаждающая жидкость имеет мутноватый цвет с темными хлопьями. Они образуются в результате перегрева двигателя.

    После основательного нагрева плоскости двигателя теряют свою геометрию ввиду деформаций металла в области картера, головки блока и коллекторов. Это приводит к появлению подтеков масла, так как герметизирующие прокладки просто дубеют и растрескиваются, теряя свои первоначальные свойства. Даже после замены сальников проблема потеков никуда не исчезнет. Их не будет какое-то время, но только пока манжеты новые, затем история повторится.

    Возможные последствия

    Как уже говорилось ранее, существуют общие признаки перегрева двигателя. Они действительны для всех видов и типов агрегатов. Однако при всей схожести признаков перегретого двигателя последствия могут быть разными. Все зависит от температуры перегрева, степени кипения теплоносителя и других побочных факторов. Специалисты выделяют несколько степеней.

    Последствия локального перегрева

    Самая ранняя стадия — когда опасность вовремя замечена водителем. Если локально перегрелся двигатель, последствия и признаки могут даже отсутствовать. Мотор в этом случае работает безотказно, в обычном режиме.

    Последствия среднего перегрева

    В этом случае двигатель подвергался длительному перегреву, но его не заклинило. Явные симптомы неполадки в виде деформаций блока цилиндров и наличия потеков. У дизельного двигателя признаки перегрева аналогичные, с одним отличием: при критическом перегреве дизельный прибор может взорваться.

    Последствия критического перегрева

    Последняя стадия разрушения узлов двигателя. Например, если проигнорировать у ВАЗ-2114 признаки перегрева двигателя, то мотор уже не подлежит восстановлению. Порой целесообразней его замена, чем полное восстановление. На этой стадии деформируется полностью цилиндропоршневой узел, оплавляются вкладыши, ломается коленвал у заднеприводных автомобилей, пробивается ГБЦ. Полная замена мотора является единственным решением.

    Профилактика

    Любой узел автомобиля требует своевременного ухода за собой. Если соблюдать простые правила, то можно избежать неприятных поломок двигателя.

  • Всегда вовремя доливать теплоноситель.
  • Всегда использовать масло, топливо исключительно качественное и только с соответствующим октановым числом.
  • Своевременно менять детали для системы охлаждения, пока их неисправное состояние не привело к более серьезным последствиям.

    Следует отметить еще одну группу транспортных средств. Это мотоциклы и мопеды. Дело в том, что они имеют воздушное охлаждение, поэтому у мотоциклов признаков перегрева двигателя практически нет. Порой о перегреве можно узнать только тогда, когда появится металлический шум в двигателе или когда он начнет глохнуть. Соответственно, диагностику приборов мотоциклов следует проводить чаще, чем автомобильных моторов.

    Рекомендации

    Если перегрев случился во время езды, то ни в коем случае не нужно отключать двигатель. Это прекратит циркуляцию тосола по контуру и еще больше нагреет его. Например, признаком перегрева двигателя ВАЗ-2110 является пар из-под капота в связи с разгерметизацией охлаждающего контура. Следует прокатиться на нейтральной передаче до места остановки, где она разрешена, и, не выключая двигатель, остудить его естественным путем. Только когда температура понизится до нормальной, можно выключить двигатель, и после его полного остывания приступать к поиску неисправностей. В случае невозможности решить проблему на месте следует добираться до дома на эвакуаторе.

    Читать еще:  Электронный регулятор оборотов двигателя своими руками

    Заключение

    В заключении хотелось бы еще раз отметить, что все узлы двигателя очень чувствительны к перегревам. Качественное обслуживание таких узлов, уход и диагностика помогут избежать серьезных поломок двигателя.

    Что такое перегрев двигателя и его последствия

    Перегрев двигателя — дело нешуточное, последствия его неприятны. Выходить из этого положения необходимо грамотно. Причин перегрева несколько. Самая элементарная из них — утечка охлаждающей жидкости.

    Жидкость полноценно протекает только через небольшую часть трубок радиатора. Борьба с этим явлением — элементарная аккуратность , а именно: необходимо почаще проверять уровень жидкости в расширительном бачке (при его отсутствии — в радиаторе) и осматривать на предмет подтекания различные стыки и соединения в системе охлаждения двигателя. Вторая причина — неисправность термостата . Если он не пропускает горячую жидкость в радиатор, значит вскоре “закипим”. Проверка исправности термостата на прогретом двигателе проста: надо кратковременно коснуться радиатора рукой. Если он холодный, то снимите, поместите в емкость с водой или маслом и подогревайте содержимое. В районе 80оС клапан термостата должен сработать. Нет — в магазин за новым. Да, значит, засорена система охлаждения. Причиной засорения (точнее заужения) каналов системы охлаждения и трубок радиатора является образование и отложение на их внутренних поверхностях накипи (если, конечно, в систему не попала какая-нибудь тряпка или железка). Накипь образуется из-за применения в качестве охлаждающей жидкости так называемой жесткой воды, которая содержит в своем составе различные соли. Они-то и оседают на стенки каналов системы. Помимо заужения проходных сечений каналов, накипь резко снижает отвод тепла от стенок двигателя. В результате перегрев, снижение вязкости масла (ухудшение смазывания), детонация и калильное зажигание, увеличение расходов топлива и т.д. Пользоваться всегда надо мягкой водой, тем более что определить, какая вода, не трудно. В мягкой руки намыливаются легко, в жесткой — нет. Мягкая вода — атмосферная, дистиллированная, из горных рек, весной из водоемов с пресной водой. Жесткая вода — грунтовая и морская. Для умягчения воды в нее необходимо добавить кальцинированную соду или тринатрийфосфат из расчета 3 кг на 10 литров воды. Потом необходимо все это тщательно перемешать, отстоять и отфильтровать через матерчатый фильтр. На крайний случай годится кипячение в течение 30-40 мин с последующим отстаиванием и фильтрацией. Если накипь образовалась, систему надо промыть. Делается это с использованием растворов воды и указанных антинакипинов. Годится также хромпик или хромовый ангидрид. Их добавляют в мягкую воду из расчета примерно 500 г на 10 литров воды и заливают в двигатель (предварительно убрав термостат). После прогрева двигателя держат в системе еще 8-10 часов, сливают и промывают ее несколько раз мягкой водой. О жесткой воде забудьте. Однако встречаются случаи, когда и охлаждающая жидкость, и термостат в норме, и система охлаждения чистая, а двигатель перегревается. Был такой случай. На автомобиле “Москвич-2140” перегревался двигатель. Система охлаждения в порядке. Причина заключалась в негерметичности соединения шланга идущего к насосу, со штуцером впускного коллектора. Хотя течи жидкости в этом месте не было, воздух под действием вакуума, создаваемого насосом, поступал в его полость. Вследствие этого циркуляция жидкости в системе прекращалась. Замена хомута более узким позволила надежно обжать шланг на штуцере, и неисправность была устранена. У некоторых автомобилей неудовлетворительно налажен обдув двигателя встречным воздухом . Классическим примером являются “Запорожцы”. Тут делать нечего, думай о дополнительных воздухозаборниках, вентиляторах, дефлекторах. Сюда, однако, можно добавить еще парочку конструктивных переделок по двигателю ЗАЗ. Одной из причин, вызывающих перегрев этого двигателя, является постоянное загрязнение наружных поверхностей цилиндров — межреберных пространств. Очистка цилиндров затруднена, поскольку для этого приходится демонтировать карбюратор, чтобы снять закрывающий их кожух. Удобно разрезать кожух сверху. Благодаря этому каждую часть его можно теперь снимать и ставить обратно, не демонтируя карбюратор. Чтобы при работе двигателя половинки кожуха не дребезжали, их надо стянуть при помощи замка произвольного типа, который устанавливается возле направляющего аппарата вентилятора. Для улучшения охлаждения двигателей ЗАЗ можно установить второй вентилятор на вал генератора. Из стального листа толщиной 1 мм надо вырезать круг диаметром 16 мм. Разделив круг на 16 секторов, нужно сделать надрезы по радиусам на глубину 50 мм. Получившиеся лопасти следует изогнуть так же, как у основного вентилятора. С вала генератора надо отвернуть гайку, снять пружинную шайбу и установить на вал крыльчатку, надежно закрепив ее теми же шайбами и гайками. Двигатель, безусловно, перегреется, если не работают водяной насос и вентилятор — или они неисправны, или неисправен привод, например, оборвался приводной ремень. К сожалению, ремень не ремонтируется, его надо менять. Как ни странно, но двигатель можно перегреть и зимой. Например, очень выгодно в угоду экономии топлива и быстроте прогрева двигателя уменьшить число лопастей вентилятора или совсем его снять. Это очень эффективно в морозные дни. Однако, когда наступит оттепель или придется побуксовать в снегу, двигатель перегревается. Такую же злую шутку может сыграть и чехол для защиты вентилятора (картонка). Перегрев двигателя очень вреден, но опаснее внезапная остановка перегретого двигателя . Особенно, если перегрев солидный. Во-первых, перегрев карбюратора неминуемо приведет к переобогащению топливовоздушной смеси, и заглушенный двигатель в результате этого долгое время пустить трудно. Во-вторых, прекращение циркуляции бензина и воздуха под капотом может вызвать закипание бензина в бензонасосе, и тот откажет — могут покоробиться его составляющие части, а в результате испарения бензина в насосе до или после него может образоваться паровая пробка. Это приведет к тому, что при пуске двигателя подачи топлива в карбюратор не будет. Как же с этим бороться? Например, можно накрывать насос тряпкой, смоченной в холодной воде (интенсивное обливание его водой недопустимо — может быть коробление). От паровой пробки можно избавиться также, если создать в бензобаке избыточное давление, например, нагнетая шинным насосом воздух в дренажное отверстие бензобака. В-третьих, внезапное прекращение охлаждения вентилятором двигателя после остановки может привести к своеобразному “тепловому удару”. В контакте с раскаленными стенками рубашки охлаждения жидкость закипит, и пузыри пара, собравшись в общую пробку, нарушают работу водяного насоса. Его крыльчатка, предназначенная для перекачки жидкости, в этом случае не способна протолкнуть в систему газ, и циркуляция охлаждающей жидкости прекращается. Теперь картина перегрева завершена: двигатель работать не может (его долгое время невозможно пустить), отвод тепла прекращен (даже если двигатель и пустили, насос бездействует). Начинается тепловая деформация деталей, вплоть до заклинивания подвижных соединений, коробление головки блока цилиндров, обрыв шпилек крепления ее к блоку. Если, однако, ничего этого не произошло, то вы “родились в рубашке” (охлаждения). Но не спешите радоваться: во-первых, следует сменить моторное масло — посмотрите, оно на щупе черное. Во-вторых, все равно последствия перегрева рано или поздно вылезут наружу.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector