Avtoargon.ru

АвтоАргон
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое плазменный двигатель холловского типа

Что такое плазменный двигатель холловского типа

В октябре успешно начали штатную работу на орбите в составе космического аппарата разработки ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» блоки коррекции на основе плазменных двигателей холловского типа нового поколения, которые были разработаны, испытаны и изготовлены специалистами ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша».

Созданием плазменных двигателей руководил профессор Олег Анатольевич Горшков во время его работы в ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша», являясь руководителем подразделения-разработчика и главным конструктором изделия (в течение 9,5 лет с момента начала проекта и до изготовления летных комплектов двигателей, что совпало с его переходом на постоянную работу в МФТИ).

Поздравляем коллектив разработчиков с успешным завершением многолетней ОКР —началом работы новых плазменных двигателей в космосе. Желаем дальнейших успехов в создании перспективных образцов космической техники.

Плазменные двигатели холловского типа относятся к классу электромагнитных двигателей с внешним магнитным полем, в которых замкнутый дрейф электронов играет ключевую роль.

В основе действия холловского двигателя лежит создание сильного электрического поля в плазме. Впервые идея о формировании заметного перепада потенциала в плазме была высказана советским физиком А.В. Жариновым в ходе исследований распределения потенциала по радиусу в цилиндрической магнитной ловушке с магнитными «пробками» при магнетронном способе создания плазмы, содержащей быстрые ионы. Позднее на базе этой идеи были разработаны две схемы холловских двигателей — двигатель с анодным слоем (предложен А.В. Жариновым) и стационарный плазменный двигатель (предложен А.И. Морозовым). Принято считать, что размер зоны ускорения в осевом направлении в стационарном плазменном двигателе больше, чем в двигателе с анодным слоем. Тем не менее, эти двигатели близки по принципу действия и достигаемым параметрам. С более подробным описанием результатов современных исследований проблем создания холловских двигателей можно ознакомиться в монографии «Холловские и ионные плазменные двигатели для космических аппаратов» (О.А. Горшков, В.А, Муравлёв, А.А. Шагайда, под ред. академика РАН А.С. Коротеева. М.: Машиностроение, 2008).

Россия занимала и занимает лидирующие позиции в области разработки холловских двигателей. В нашей стране накоплен уникальный опыт их практического применения (1971 год — первые летные испытания; 1982 год — начало штатного использования в космосе). Основная область использования таких двигателей — поддержание орбиты геостационарных спутников связи в направлениях «север-юг» и «запад-восток». С 2004 года российские холловские двигатели начали применяться на борту зарубежных космических аппаратов ведущих фирм США и Европы. В настоящее время 3 из 5 мировых лидеров по производству спутников (EADS Astrium (EU), Thales Alenia Space (EU) и Space Systems/Loral (USA)) используют холловские двигатели, сделанные в России.

Таким образом, плазменные двигатели холловского типа — пример советской/российской технологии мирового уровня, активно использующейся не только в России, но и за рубежом.

Что такое плазменный двигатель холловского типа


ТУРБУЛЕНТНОСТЬ В ПЛАЗМОТРОНАХ И МПД

Юрий Михайлович Кочетков, д.т.н.

Турбулентность в плазмотронах и магнитоплазмодинамических двигателях характеризуется высокими значениями тепловой мощности, передаваемой в плазмообразующее рабочее тело. Источником этой мощности может служить переменный ток высокого напряжения, получаемый в земных условиях и постоянный ток, вырабатываемый солнечными батареями в условиях Космоса. При работе источников плазмы в космических условиях турбулентность истекающих струй существенно зависит от свойств космического пространства. Важным фактором также является взаимное влияние плазменных образований за срезом исследовательских аппаратов с окружающей его космической средой.

Одним из интереснейших направлений в газовой динамике является турбулентность в электрофизических установках, где рабочим телом является плазма. К таким установкам в частности следует отнести плазмотроны и магнитогидродинамические плазменные двигатели. Принцип их работы основывается на использовании электрической энергии постоянного, или переменного тока. Одним из способов утилизации этой энергии и превращения её в кинетическую энергию плазмы является создание высоковольтной дуги с температурой более 10000 К (

1 эВ) для нагрева жидкости или газа. Образованная в результате плазма в дальнейшем используется в космической технике и народном хозяйстве. Потоки плазмы, выработанные такого рода устройствами, в отличие от газовых потоков, обладают своими специфическими свойствами, и их структура во многом зависит от свойств сопутствующих электромагнитных полей. В работе [1] была подробно рассмотрена динамика плазменных потоков и показана прямая аналогия с турбулентными потоками газов и жидкостей. Было установлено наличие четырёх универсальных видов течения, комбинация которых позволяет воспроизвести любое сложное турбулентное движение плазмы. Это — поступательное, вращательное, волновое и торсионное. Проведенные аналогии показали, что универсальными являются также и переносные свойства рабочих тел.

Так, например, было показано, что кинематическая и электромагнитная вязкость — суть одно и то же. Но наряду с общими свойствами турбулентных течений плазмы следует выделить такие специфические свойства, которые определяются во многом конструкцией электрофизических установок и комбинацией их механических и электрических узлов.

Особенности турбулентного течения в каналах плазмотронов

Плазмотроны — это энергетические установки, предназначенные для получения высокоэнтальпийных потоков плазмы из различных газов и жидкостей при воздействии на них энергии электрической дуги [2]. Известные виды плазмотронов предполагают использование как постоянного, так и переменного тока.

Для энергетических установок малых мощностей рентабельно использование устройств постоянного тока. При этом требуемые для работы выпрямители имеют оптимальные энергомассовые характеристики. Использование мощных плазмотронов, работающих на постоянном токе, ограничено значительной массой и габаритами выпрямительных устройств, что делает их неудобными в эксплуатации и экономически невыгодными.

В отличие от упомянутых плазмотронов постоянного тока, плазмотроны, работающие на переменном токе, позволяют просто и дёшево получать мощные высокоэнтальпийные потоки плазмы, обладающей разнообразными термодинамическими и теплофизическими свойствами. Дело в том, что плазмотроны переменного тока не требуют для питания никаких специальных устройств, они подключаются к промышленной трехфазной сети через катушки индуктивности. Коммутационная аппаратура этих сетей проста и надёжна, а их мощность ограниченна только поставщиком энергии. В отличие от плазмотронов постоянного тока, где стабилизация дуги обеспечивается специальными электронными регуляторами, в плазмотронах переменного тока эту функцию обеспечивают последовательным включением с дугой катушек индуктивности. При этом переменный ток дуги два раза за период пересекает нулевое значение. Другими словами, дуга периодически стабильно загасает и зажигается вновь. При этом катод и анод периодически меняются местами с частотой, равной частоте сети (50 Гц). Такая цикличность повышает ресурс катода и по сравнению с плазмотронами постоянного тока делает их более долговечными.

Читать еще:  В чем отличие дизельный двигатель от карбюраторного

Дуга в плазмотронах переменного тока (рис.1) имеет достаточно оригинальную форму в виде звезды с лучами, по количеству кратными трем в соответствие с тремя фазами тока. Причем анодом (катодом) в каждый полупериод является точка пересечения лучей. В этой точке знак тока меняется с плюса на минус и наоборот. И естественно, что наибольшая мощность тепловыделения дуги Qд реализуется именно в этой точке:

Течение рабочего тела (воздух, азот, водород, пар и пр.) организуется таким образом, чтобы его нагрев производился именно в этой точке. Поэтому конструкция плазмотрона предусматривает специальную камеру, где тепло электрической дуги превращается в потенциальную энергию (энтальпию) рабочего тела с последующим выходом ее через сопло в виде кинетической энергии.

В целях экономии конструктивного пространства рабочее тело подается через полости цилиндрических медных электродов в центр камеры, где потоки перемешиваются, сливаясь в единую турбулентную струю. Течение в таком замкнутом объеме получается достаточно сложное, и представить его можно, используя лишь различного вида аналогии, например потоки из фонтана в сквере у метро «Октябрьское поле» в Москве (рис. 2). Кроме того, для снижения тепловых нагрузок на электроды рабочее тело в их каналы подают с некоторой закруткой, организуя при этом тангенциальные потоки холодного рабочего тела у стенок.

В результате турбулентность в плазмотронах можно характеризовать как сложную трехмерную газодинамическую структуру с пересекающимися в центре камеры винтовыми потоками и получающими дополнительную тепловую энергию от высоковольтной дуги переменного тока. Следует отметить, что в сверхмощных (100 МВт) плазмотронах (рис. 3) картина турбулентного течения еще более усложняется.

Турбулентность в МПД

Наиболее распространенная схема электромагнитного двигателя с внешним магнитным полем — торцевой холловский двигатель. В зарубежной литературе подобные двигатели принято называть магнитоплазмодинамическими (МПД) [3].

В МПД рабочее тело в плазменном состоянии ускоряется в электрической дуге аналогично тому, как это происходит в плазмотронах. При этом электрический разряд горит в торцевой части камеры между коаксиальными электродами в условиях внешнего осесимметричного магнитного поля (рис. 4). Электроды изготавливаются из тугоплавких металлов (W, Мо). Выходная часть катода выполняется в виде трубки, в которую плотно набиваются стержни из вольфрама, образуя многоканальную систему, по которой, как правило, транспортируется эвтектика из щелочных металлов (K, Na, Cs и др.). Электроды разделены изолятором. Между электродами образуется дуга, в которой капли жидкой эвтектики превращаются в плазму. Подвод тепла к рабочему телу, магнитное воздействие на плазму, а также увеличение геометрической степени расширения сопла приводит к интенсивному ускорению потока рабочего тела. Мощность струи при этом может достигать величин 15. 20 кВт, что позволяет использовать подобные двигатели для решения специфических задач в условиях космоса. Следует отметить, что существует целый ряд разнообразных электроракетных двигателей (ЭРД) с высокими ресурсными свойствами и высокой энергетикой. Это двигатели холловского типа (с анодным слоем и стационарный плазменный двигатель) и ионные двигатели. Однако для рассмотрения эффектов турбулентности в ЭРД наиболее показательными являются двигатели типа МПД. В этих двигателях величина расхода плазмы такова, что можно считать гидродинамическую среду сплошной и для анализа применять законы сохранения гидродинамики.

На интенсивность турбулентности в случае течения плазмы в МПД будут оказывать влияние следующие факторы: 1 — теплообмен между дугой и плазмой, включающий эффекты испарения рабочего тела и ионизации; 2 — геометрические особенности каналов; 3 — воздействие на плазму электромагнитного внешнего поля; 4 — влияние свойств космической среды на течение плазмы. Все эти факторы можно учесть по отдельности, но в этом случае задача сильно усложняется. Возможен более простой интегральный подход к решению задачи турбулентности. Он состоит в определении удельной мощности струи МПД. Очевидно, что эта мощность будет, в основном, определяться теплоподводом от дуги к рабочему телу. С точностью до коэффициента полезного действия двигательной установки ее можно представить как:

где Iуд — удельный импульс тяги.

Последнее соотношение учитывает основные особенности теплообмена и может быть использовано для оценки величины критерия Рейнольдса, определяющего интенсивность турбулентности [4]:

Турбулентность космической плазмы. Космическое шоу

Плазменная турбулентность Космоса — это состояние плазмы, при котором возбуждены интенсивные колебания, имеющие нерегулярный шумовой характер. По мере развития физики космической плазмы все более ясным становится факт, что учет специфических свойств плазменной турбулентности, то есть турбулентности разреженной среды с редкими столкновениями и доминирующим коллективным воздействием, важен для правильного решения многих астрофизических проблем.

Значительное развитие в последние годы получили так называемые активные методы исследования околоземного космического пространства, которые предполагают изучение реакции, отклика среды на контролируемое возмущение. Эти методы модифицируют космическую среду. Искусственные модификации среды в активных экспериментах позволяют изучать возможности целенаправленного влияния на протекание геофизических процессов в ионосфере и магнитосфере. Особый интерес представляют исследования возможностей реализации различного рода триггерных эффектов. Важное значение активные методы исследования приобретают в связи с изучением и прогнозированием эффектов антропогенного происхождения в околоземном космическом пространстве. В настоящее время в исследованиях активного типа используются перспективные электрические источники плазмы, которые инжектируют в верхнюю атмосферу, ионосферу и магнитосферу плазмообразующие реагенты с заданными свойствами. Среди них особо выделяются источники плазмы, основанные на принципе магнитоплазмодинамических двигателей. Отличие таких источников от МПД заключается в отсутствии катушек намагничивания, управляющих потоками плазмы. Все остальные узлы принципиально не изменяются. Исследование источников плазмы предполагает формирование за срезом турбулентных плазменных образований с заданными конфигурациями с учетом структуры магнитных полей в околоземном пространстве. При формировании таких искусственных плазменных структур следует учитывать различия между плазменной космической и гидродинамической турбулентностью. Эти различия существенны и обладают весьма специфическими свойствами. Первое связано со свойствами плазмы, в которой для большинства вида волн существует дисперсия фазовой скорости, то есть её зависимость от длины волны. Расплывание волновых пакетов, обусловленное дисперсией, ограничивает эффект укручения — возникновения ударных волн.

Читать еще:  Ваз 2109 закипел двигатель возможные причины и устранение

Второе различие связано с тем, что в плазме определяющую роль играет резонансное взаимодействие колебаний и волн с частицами, обусловленное индуцированным излучением, поглощением и рассеянием волн частицами. В равновесной плазме такое взаимодействие приводит к бесстолкновительной диссипации волн. В плазме спектр возможных колебаний и волн (ленгмюровские, ионно-звуковые, альфвеновские и др.) несравненно богаче, чем в жидкости. Поэтому плазменная космическая турбулентность значительно сложнее гидродинамической.

При использовании автономных источников плазмы, например установки «Триггер» (рис. 5), наряду со сложными турбулентными плазменными образованиями появляется возможность получать различные их цветовые варианты. Это достигается применением щелочных металлов, их эвтектик и сольватов, обладающих различными расцветками плазмы. Появляется возможность организации феерического космического шоу (рис. 6), видимого одновременно с разных точек Земли [5].

Литература

1. Ю.М. Кочетков. Турбулентность Альфвена — Лармора — Ленгмюра // Двигатель, № 6, 2008.
2. А.Н. Голиков, Ю.М. Кочетков, Ю.С. Свирчук, В.Б. Федотов Электродуговые плазмотроны Центра Келдыша // Двигатель, № 1, 2005.
3. Ю.А. Романовский, Ю.А. Уткин, В.В. Чилап и др. Электрические источники плазмы и пучков заряженных частиц для активных экспериментов в околоземном космическом пространстве // М.: Гидрометеоиздат, 1992.
4. Ю.М. Кочетков. Турбулентность в СЭДУ //Двигатель, № 2, 2011.
5. А.А. Гафаров, А.С. Коротеев, А.В. Митрофанов и др. 70 лет на передовых рубежах ракетно-космической техники // М.: Машиностроение, 2003.

Плазменный ракетный двигатель

Пла́зменный дви́гатель (также плазменный инжектор) — ракетный двигатель, рабочее тело которого приобретает ускорение, находясь в состоянии плазмы. [1]

Существует множество типов плазменных двигателей. В настоящее время наиболее широкое распространение — в качестве двигателей для поддержания точек стояния геостационарных спутников связи — получили стационарные плазменные двигатели, идея которых была предложена А. И. Морозовым в 1960-х гг. Первые лётные испытания состоялись в 1972 г. [2] Плазменные двигатели не следует путать с ионными. Они не предназначены для вывода грузов на орбиту, и могут работать только в вакууме.

Содержание

Принцип работы

Нейтральный газ ксенон подается через металлический кольцевой анод с отверстиями в двустенную (кольцевую) керамическую газоразрядную камеру, на выходе которой установлен полый газоразрядный (работающий также на ксеноне) катод-компенсатор для эмиссии электронов. В керамической газоразрядной камере внутренний и наружный полюса электромагнита создают радиальное магнитное поле в несколько сотен Гаусс, нарастающее вдоль камеры и быстро спадающее за её пределами. Если между анодом и катодом-компенсатором приложить постоянное напряжение в несколько сотен Вольт, то в газоразрядном канале зажигается разряд и ксенон ионизируется, создавая плазму. Тяжёлые ионы ксенона ускоряются электрическим полем вдоль канала, почти не отклоняясь слабым магнитным полем, и набирают энергию несколько меньшую, чем приложенное напряжение. Электроны же, напротив, не могут свободно перемещаться вдоль канала, поскольку их ларморовский радиус очень мал. Впрочем, из-за коллективных процессов в плазме электроны всё же составляют небольшую часть разрядного тока. Основной же ток разряда переносят ионы ксенона. Поток ускоренных ионов, вылетающих из газоразрядной камеры, создаёт реактивную тягу двигателя. Вместе с ионами из плазменного двигателя уходит равный им по величине поток электронов из катода-компенсатора. [3]

См. также

  • Электрический ракетный двигатель
  • Ионный двигатель
  • VASIMR

Примечания

  1. Большая Советская Энциклопедия, Третье издание БСЭ, 1969—1978 г.
  2. Журнал Космические исследования, том XII, в.3, стр.461
  3. Журнал Технической физики, том XLII, в.1, стр.54

Ссылки

  • Дмитрий МамонтовПотомки повелителя ветров: Вместо сердца — плазменный мотор! (рус.) . Популярная механика (Декабрь 2005). Архивировано из первоисточника 21 марта 2012.Проверено 22 июля 2010.
  • Lisa GrossmanПлазменный мотор: 40 дней до Марса (рус.) . Популярная механика (27.07.09). Архивировано из первоисточника 21 марта 2012.Проверено 22 июля 2010.
Постоянного тока • Переменного тока • Трёхфазные • Двухфазные • Однофазные • Универсальные
АсинхронныеКонденсаторный двигатель
СинхронныеБесколлекторные • Коллекторные • Вентильные реактивные • Шаговые
ДругиеЛинейные • Гистерезисные • Униполярные • Ультразвуковые • Мендосинский мотор

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Плазменное эхо
  • Плазмиды (значения)

Смотреть что такое «Плазменный ракетный двигатель» в других словарях:

ПЛАЗМЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — 1) электрический ракетный двигатель, в котором рабочее тело плазма;2) то же, что электромагнитный ракетный двигатель … Большой Энциклопедический словарь

плазменный ракетный двигатель — 1) электрический ракетный двигатель, в котором рабочее тело плазма; 2) то же, что электромагнитный ракетный двигатель. * * * ПЛАЗМЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПЛАЗМЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, 1) электрический ракетный двигатель (см. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ… … Энциклопедический словарь

Ракетный двигатель — реактивный двигатель, источник энергии и рабочее тело которого находится в самом средстве передвижения. Ракетный двигатель единственный практически освоенный для вывода полезной нагрузки на орбиту искусственного спутника Земли и применения в… … Википедия

Читать еще:  В каких единицах измеряется вязкость масла в двигателе

Термоядерный ракетный двигатель — варианты конструкции ТЯРД Термоядерный ракетный двигатель (ТЯРД) перспективный ракетный двигатель для космических полётов, в котором для создания тяги предполагаетс … Википедия

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — плазменный двигатель, электрический ракетный двигатель, в к ром превращённое в плазму рабочее тело разгоняется с помощью электромагн. поля. Уд. импульс Э. р. д. может достигать неск. сотен км/с. Впервые испытан в полёте на сов. КА Зонд 2 . См.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

электромагнитный ракетный двигатель — (плазменный, магнитогидродинамический), электрический ракетный двигатель, в котором рабочее тело находится в состоянии плазмы и разгоняется с помощью воздействующего на него электромагнитного поля. Удельный импульс 15 100 км/с. * * *… … Энциклопедический словарь

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — (плазменный магнитогидродинамический), электрический ракетный двигатель, в котором рабочее тело находится в состоянии плазмы и разгоняется с помощью воздействующего на него электромагнитного поля. Удельный импульс 15 100 км/с … Большой Энциклопедический словарь

Электрический ракетный двигатель сильноточный — Электромагнитный ракетный двигатель, плазменный ракетный двигатель, ЭРД электрический ракетный двигатель, создающий тягу за счёт разгона в электромагнитном поле рабочего тела, превращённого в плазму. Принципы работы ЭРД состоит из двух основных… … Википедия

ДВИГАТЕЛЬ — устройство, преобразующее один вид энергии в др. вид или механическую работу; (1) Д. внутреннего сгорания тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание топлива и часть выделившейся при этом теплоты преобразуется в механическую работу.… … Большая политехническая энциклопедия

ПЛАЗМЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — см. Электромагнитный ракетный двигатель … Большой энциклопедический политехнический словарь

Немцы испытали высокочастотный плазменный двигатель

Разряд между анодами и катодом в плазменном двигателе

Berkant Göksel / Technical University of Berlin

Исследователи из Берлинского технического университета разработали и испытали новую версию плазменного двигателя, способного, в отличие от других прототипов, работать при нормальном, а не низком, атмосферном давлении. Работа ученых опубликована в Journal of Physics: Conference Series, а краткое ее изложение приводит New Scientist. Новая силовая установка относится к типу магнитоплазмодинамических двигателей, которые потенциально могут быть использованы на самых разных классах летательных аппаратов.

Плазменный двигатель представляет собой разновидность электрического ракетного двигателя. В нем рабочее тело приобретает ускорение, находясь в состоянии плазмы. Разработка таких двигательных установок с переменным успехом ведется разными исследовательскими организациями с 1950-х годов. В частности, первый рабочий прототип плазменного двигателя был создан и испытан Исследовательским центром имени Льюиса (ныне Исследовательский центр Гленна) в 1961 году.

В плазменном двигателе газ подается в рабочую кольцевую зону, внешняя часть которой представляет анод, а внутренняя, расположенная ближе к выходу, — катод. При подаче на анод и катод постоянного напряжения в сотни вольт, в рабочей зоне возникает ионизирующий разряд и образуется плазма. Затем эта плазма под действием силы Лоренца начинает двигаться в сторону выхода из рабочей зоны, создавая тягу. Для работы плазменного двигателя требуется большое количество энергии.

Как утверждают разработчики, их магнитоплазмодинамический двигатель по своей тяге значительно превосходит существовавшие до сих пор прототипы. Испытанный их прототип, будучи масштабированным до размеров обычного авиационного двигателя, как утверждается, сможет развивать тягу от 50 до 150 килоньютонов в зависимости от подаваемого напряжения. Испытанный прототип представляет собой установку длиной 80 миллиметров и диаметром 14 миллиметров.

Прототип плазменного двигателя состоит из шести медных анодов, расположенных вокруг медного же катода на расстоянии двух миллиметров. Конец катода выполнен в виде конуса. Во время испытаний исследователи через высокочастотный высоковольтный импульсный генератор подавали на анод и катод напряжение до 16 киловольт. Подаваемое напряжение зависело от заряда конденсаторов перед генератором. Конденсаторы заряжались 300, 400 и 500 вольтами.

При подаче напряжения на анод и катод импульсами между ними возникали разряды с частотой 3,5 килогерца. Благодаря им в двигателе и образовывалась плазма. То, что силовая установка способна выдавать заметную тягу, исследователи проверили с помощью маятника длиной 55 миллиметров и массой 15 граммов. В зависимости от подаваемого на аноды и катод двигателя напряжения отклонение маятника от сопла составляло от пяти до 25 градусов.

Исследователи полагают, что в будущем такие магнитоплазмодинамические двигатели можно будет устанавливать на самолеты, причем силовые установки будут эффективно работать на всех этапах: от взлета до полета на высоте 50 тысяч метров. При этом исследователи отмечают, что плазменные двигатели нуждаются в большом количестве энергии, запасти которую при помощи аккумуляторов невозможно. Разработчики полагают, что новые плазменные двигатели будут востребованы тогда, когда будут созданы компактные термоядерные реакторы.

Следует отметить, что сами по себе электрические ракетные двигатели уже существуют и даже используются на спутниках. Они создают относительно небольшую тягу, а потому пригодны для использования только в космосе. К электрическим ракетным двигателям (ионный тип) относится, в частности, двигатель Холла, устанавливаемые на некоторые модели спутников. Испытания модернизированной версии двигателя Холла проводились американцами на орбитальном беспилотнике X-37B.

Двигатель Холла является разновидностью ионного двигателя, однако отличается от последнего большей тягой и меньшим расходом рабочего тела. В качестве рабочего тела в силовой установке используется ксенон. Силовая установка представляет собой кольцевую камеру, расположенную между анодом и катодом. В нее подается рабочее тело, которое ионизируется катодом и анодом и разгоняется электростатическим полем в осевом направлении.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector