Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки раннего и позднего зажигания

Признаки раннего и позднего зажигания. Что лучше

Чем лучше будет трудиться технология зажигания, тем стабильнее работает и сам двигатель. Согласно нормативам, на аппаратах с четырьмя тактами состав из топлива и воздуха должен возгораться по окончанию такта сжатия, иначе говоря, за мгновение до попадания поршня в верхнюю мёртвую зону. Такой принцип связан с тем что, состав нуждается в некотором времени для сгорания. Далее газы расширяются, и их энергия направляет поршень, происходит рабочий ход. Но как определить раннее или позднее зажигание?

Идущее с ускорением или запозданием – это задержанная или слишком быстрая реакция технологии на позицию поршней в цилиндрах: таким образом генерируется искра на свече зажигания (СЗ). Она воспламеняет состав из горючего и воздуха не в нужный момент близкой позиции поршня к ВМТ. А происходит это либо слишком рано, либо с задержками (признаки позднего зажигания).

Это вынуждает владельцев машин, в которых требуется своими усилиями регулировать углы опережения (УОЗ), часто заниматься настройкой.

Настройка зажигания

Признаки ошибок в системе

Как уже было сказано, такое ошибки в системе могут пагубно отразиться на двигателе. Поэтому очень важно вовремя обнаружить признаки раннего зажигания инжектора. Следует обращать внимание следующие симптомы:

  1. Двигатель запускается с осложнениями.
  2. Топливо стало расходоваться заметно быстрее.
  3. У двигателя утрачивается приемистость.
  4. Происходит упадок мощности.
  5. На холостом движении система работает неустойчиво.
  6. Исчезает ответная реакция во время нажатия на газ.
  7. Двигатель перегревается. В нём действует детонация.
  8. Появления специфичных хлопков. Они отдают в технологию выпуска и прочие составляющие, чаще всего в карбюратор.

Какое зажигание лучше, раннее или позднее? Дальнейшая работа двигателя с нарушенным УОЗ может только ещё серьёзнее испортить двигатель. Особенно, если возникает устойчивая детонация.

Последствия ошибочно настроенного УОЗ

Зажигание, происходящее неправильно и идущее с опережением, означает, что искра появилась раньше положенного времени. Газы расширяются. И их давление противостоит поршню, который поднимается в ВМТ.

Когда рабочий состав воспламеняется после движения поршня из ВМТ по нижнему вектору, то генерируется и освобождается энергия от горючего. Она «настигает» поршень и оказывается в выпуске, не производит полезных действий. Это принципы зажигания с задержками.

Симптомы раннего зажигания:

  1. В процессе работы силового агрегата образуются металлические позвякивания. Они сосредотачиваются в зоне цилиндрового блока.
  2. Обороты холостого движения начинают плавать.
  3. Замечается нестабильная работа двигателя.
  4. После нажатия «газа» получается задержка.
  5. Мотор совсем не тянет. Идут лишние траты горючего.

Зажигание с задержками не менее вредно для двигателя. И сгорание состава осуществляется при падении давления и развитии объёма в цилиндре мотора. И процесс сгорания этого состава нарушается. Он догорает в процессе функционально движения поршня.

И это имеет такие признаки (симптомы позднего зажигания):

  1. Утрата мощи двигателя. Чтобы разогнать машину, приходится мощнее давить на газ.
  2. Горючего также тратится довольно много.
  3. На моторе возникает сильные отложения и нагары.
  4. Двигатель сильно перегревается.

А как сделать зажигание позже? Только регулировкой, о чем далее.

Самостоятельная настройка УОЗ

Как сделать зажигание пораньше? Эта работа подразумевает регулирование УОЗ. Она должна проходит на холостом движении. Здесь важно соблюдать правильные обороты в интервалах 850 – 90 об/мин.

Значения угла наклона времени зажигания могут быть положительными или отрицательными. В первом случае они доходит до +1 градуса. Во втором начинаются от -1 градуса. Обозначенный градус – это градус взаимодействия с ВМТ.

Признаки раннего и позднего зажигания: во многих случаях этот момент устанавливается с применением стробоскопа. Этот прибор помогает достичь скрупулёзной настройки. Если этого устройства нет, можно поработать с контрольной лампой. Она присоединяется к массе и положительной клемме на зажигательном распределителе.

Далее предложены самые популярные методики, по которым можно качественно настраивать зажигание. За основу взята классическая техника отечественного выпуска.

Метод настройки с применением стробоскопа

Как выставить ранее зажигание: здесь фигурируют следующие операции:

  1. Двигатель обязательно прогревается до достижения функциональной температуры.
  2. Подключение стробоскопа проходит к бортовой системе.
  3. Отвинчивается фиксирующий крепёж (гайка) крышки распределительного прерывателя системы зажигания.
  4. Сигнальное устройство срабатывания нанизывается на провод с высоким напряжением. Этот провод устроен в первом цилиндре.
  5. Если имеется шланг вакуумного корректора, он обязательно снимается и заглушается.
  6. Светящаяся сторона рабочего прибора следует на коленвальный шкив.
  7. Силовой аппарат запускается и функционирует на холостом движении.
  8. Корпус трамблера (КТ) требуется проворачивать.
  9. Закрепление корпуса распределительного прерывателя (КРП). Здесь нужно добиться совпадения маркировки шкива с подобной маркировкой на ГРМ.
  10. Затягивается гайка фиксации.

Настройка УОЗ по контрольной лампочке

Действуя по этой методике, нужно соблюдать такие шаги:

  1. Особым образом поверните коленвал. Маркировка на коленвальном шкиве должна совпасть с маркировкой на крышке ГРМ. Бегунок, устроенный на распределительном устройстве должен направлять на свечной кабель начального цилиндра.
  2. Фиксирующий крепёж трамблера ослабляется.
  3. Один проводок из обозначенного прибора (лампы) соединяется с проводом, следующим от трамблера к катушечному механизму зажигания
  4. Второй проводок от этой лампы ставится на массу.
  5. Запускается зажигание.
  6. Следует вращение КТ по движению часовой стрелки. Это действие продолжается до потухания лампочки.
  7. КТ поворачивается в начальную позицию: против движения часовой стрелки.
  8. Выяснив, при какой позиции ламповый прибор загорается, зафиксируйте КТ в данном положении. Для этого используется гайка распределителя. Её нужно хорошо затянуть.

Стробоскоп для установки зажигания

Операции на основе работы двигателя

Двигатель активизируется. Ослабляется крепёжный элемент КТ. А КРП поворачивается строго по часовой стрелке, а затем и по противоположному вектору. Здесь очень важно не проморгать позицию, при которой силовой аппарат трудится без сбоев, и получаются очень высокие обороты. Далее КРП вращением по часовой стрелке смещается на 2 градуса. А гайку трамблера требуется основательно затянуть.

Операции, основанные на искре

Настраивать зажигание по данной методике нужно так:

  1. Совмещаются маркировки на коленвальном шкиве и ГРМ. Маркировка на бегунке направляет на кабель начального цилиндра.
  2. Гайка, крепящая корпус распределительного прибора, ослабляется.
  3. Из крышки трамблера изымается центровой провод с высоким напряжением.
  4. Контакт кабеля позиционируется около «массы». Это дистанция примерно в 5 мм.
  5. Запускается зажигание.
  6. КРП поворачивается на 20 градусов. Поворот идёт по направлению часовой стрелки.
  7. Корпус вращается по обратному вектору до образования искры между контактным участком кабеля и «массой».
  8. В этой позиции закрепляется трамблерный корпус. Крепёж здесь – гайка прерывателя.

После этих операции обязательно определяется надёжность УОЗ в условиях движения. Алгоритм действий здесь таков:

  1. Мотор прогревается.
  2. Автомобиль разгоняется до 40-45 км/ч.
  3. На четвёртой передаче до предела нужно жать на педаль газа.
  4. Анализируется уровень детонации. Когда после принятия указанной передачи продолжительность детонации составляет 2-3 секунды, и детонация прекращается с разгоном машины, это нормально. А когда при достижении скорости (п.2), она не исчезает, то, скорее всего, образуется зажигание с опережением. Когда детонация отсутствует во время включения обозначенной передачи, получается зажигание с задержкой. В этой ситуации регулировать УОЗ необходимо, пока не добьётесь нужного результата.

Чем лучше и точнее будет трудиться зажигание, тем стабильнее будет работать и сам двигатель.

чем может быть чревата езда на раннем зажигании?

ездил я к своему мастеру который делал ТНВД, так как машина на холодную заводилась очень плохо и дымила сильно, не просто пар а именно дым!
короче было вот так: www.drive2.ru/l/8542347/
так вот поставил он мне зажигание пораньше и говорил мол на раннем зажигании ездить плохо для движка, хотя до того как у меня потек ТНВД я 2,5 года ездил на раннем и все меня устраивало и заводка и тяга, говорю ставь мне раннее как было!

Читать еще:  Что такое двигатель змз 322 03

а так же говорю добавь мне топлива, он мне говорит мол уже на максимуме и если я добавлю топлива то увеличаться холостые обороты, я говорю мне пофиг добавляй, он добавил обороты выросли между 1000 и 900, но поездив так денек они стали в норму.

в итоге машина едет получше и заводится по утрам тоже лучше и на холодную тоже. а то было такое что как простоит пару часов выходишь и надо маслать чтоб завести ее.

Audi 100 Avant 1992, двигатель дизельный 2.5 л., 115 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже

Audi 100, 1992

Audi 100, 1992

Audi 100, 1992

Audi 100, 1994

Комментарии 17

Зависит от состояния ЦПГ. Если компрессия в норме, то сильно ранний впрыск приведет к тому, что воспламенение будет происходить до достижения ВМТ поршнем. Т.е. часть энергии топлива уйдет на остановку двигателя и создаст ненужную нагрузку на узлы.

Помимо этого нужно помнить, что в ТНВД стоит электрический корректор угла опережения — машина сама будет пытаться выставить нужный угол. Ты же устанавливаешь в первую очередь пусковой угол — с которым машина запустится, потом уже корректор начнет работать. Лично мне не понравилась езда на двигателе с сильно ранним углом. Заводится, конечно, шикарно, но динамика в дороге нестабильна — то отжигает, то тупит. Когда полез угол проверять, увидел, что корректор работает на 100%, но не может выставить угол, который хочет ЭБУ. Думаю, от этого и затупы периодические — в некоторых режимах корректор не может обеспечить оптимальный впрыск.

Полностью согласен… Пробовал делать себе ранний угол, двигатель работает с характерным рокотом ЦПГ, при этом динамика часто становилась хуже чем до вмешательства. Вернул угол обратно, и О-о чудо, поехала намного динамичнее и более приятная мягкая работа ДВС.

Может и ошибаюсь, но лень лазить уточнять. По-моему детонация — это быстрое неконтролируемое сгорание топлива. При раннем зажигании Воспламенение и повышение давления идет до ВМТ. Сильное повышение. Тоесть в ВМТ мы имеем большее давление и большая часть топлива уже сгорела (условно). И когда поршень идет вниз, то гореть уже толком нечему и давление резко падает. Тоесть идет потеря крутящего момента. Детонация уже как следствие. высокого давления в ВМТ. Имеем повышеную нагрузку на кривошипно-шатунный механизм, повышенные вибрации и температуры. Думаю с дизелем все тоже самое с той лишь разницей, что воспламенение идет не от искры сразу всей смеси, а по мере впрыска топлива. То есть можно сказать, что топливо детанирует постоянно. У солярки октановое число вроде поменьше. Тоесть мы имеем все теже отрицательные эффекты, только без детонации (условно). Думаю вредный эффект в два раза меньше, чем на бензине. Не стоит забывать и о том на сколько раннее зажигание. Вредный эффект и потеря мощности пропорциональна квадрату опережения угла.
Это все мнение не специалиста, а мои скромные выводы.

Все верно… только дизель имеет не октановое, а ЦЕТАНОВОЕ число — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси.

Не к тому ремонтёру поехал, опережение нужно ставить в норму, а топлива добавить и будет счастье…)

Сильно раннее зажигание чревато нагрузкой на поршневой палец вкладыши коленвала. Но если дыма нет и мотор работает в пределах нормы то все нормально. Просто работает немного жестче.

Нету дыма вообще, а когда стояло в норме то дыма было очень много на холодную, а сейчас просто пар в морозе

Я видел один раз как друг моего отца «настраивал зажигание» на тракторе. Все очень долго описывать, но могу сделать вывод: если дизель дымит сизым или черным дымом то зажигание не в норме, но при условии исправной топливной аппаратуре. При раннем или позднем зажигании двигателю сложно заводиться. когда все в норме двигатель заводится легко и не дымит. И еще одно твой мастер видимо не очень толковый и не знает основных принципов.

Вообще в книгах написано, что увеличивается износ двигателя, но если впырск поставили пораньше на пару градусов то ниче… будет более жесткая работа и тяга получше

Я себе тоже поставил ранний впрыск и увеличил подачу, хлостые чуть поднялись, но машина ездит веселее, двигатель работает не громко . Можно поставить поменьше угол движёк заработает помягче, но и ездить будет хуже . А с мотором ни чего не будет .

На что влияет раннее зажигание дизельных двигателей

Характеристика трамблера и его узлов

На бензиновых ДВС есть ряд узлов и механизмов, которые отвечают за своевременную подачу напряжения на свечу, чтобы та могла сформировать искру. Впоследствии она сможет воспламенить топливную смесь. Эти компоненты представляют собой отдельный механизм.


В карбюраторных и некоторых инжекторных авто эти функции выполняет трамблер или же прерыватель-распределитель. Он находится в блоке цилиндров. Трамблёр приводится в действие от распределительного вала двигателя. Вал распределителя имеет специальные кулачки. Главная задача их – размыкать цель в необходимый момент. После этого размыкания на свече возникнет искра. Если она вырабатывается раньше (с опережением), тогда энергия газов определенный период времени будет работать по направлению к движению поршня.


Если искра запоздает, энергия отправится за уходящим поршнем и не сможет реализоваться в полной мере. Таким образом, раннее и позднее зажигание – это неэффективная работа ДВС. Трамблер имеет серьезный недостаток. Это износ его механических элементов, вследствие чего изменяется качество и момент подачи искры. Это обязательно скажется на работе силового агрегата. Через некоторое время он потребует настройки угла зажигания.



Последствия неправильно выставленного угла зажигания

Как позднее, так и ранее зажигание негативно влияет на работу и ресурс двигателя. Следует добавить, что от правильного момента зажигания зависит не только мощность и расход горючего. Если искра на свече зажигания образуется раньше положенного времени, тогда давление расширяющихся газов начинает противодействовать поднимающемуся в ВМТ поршню (раннее зажигание). Воспламенение рабочей смеси после того, как поршень начал двигаться из ВМТ вниз, приводит к тому, что высвобождающаяся энергия топлива «догоняет» поршень и попадает в выпуск, а не совершает полезную работу (позднее зажигание).

Симптомы раннего зажигания

Для тех, кто не знает, как определить раннее или позднее зажигание, эти симптомы очень помогут. Так, в процессе работы двигателя будут слышны звоны, металлические шумы и стуки из цилиндров двигателя.


В этот момент ДВС испытывает существенные перегрузки, а подшипники изнашиваются сильнее. Также будет ощущаться резкое снижение КПД и эффективности агрегата, снизится количество оборотов коленчатого вала. Пропадает тяга. Естественно, что увеличится расход топлива и все механизмы будут интенсивнее изнашиваться. Также раннее зажигание можно диагностировать по взрывному воспламенению смеси в момент высоких нагрузок.

Как определить УОЗ

Для того, что определить УОЗ, следует знать несколько важных понятий:

  • Угол имеет зависимость от частоты вращения коленчатого вала. Чем выше обороты двигателя, тем более ранним должен быть УОЗ. Также на него влияет температура двигателя и горючей смеси. Чем ниже температура мотора, тем более медленным будет горение. Поэтому в данном случае регулировка угла опережения зажигания делается в более раннюю сторону. На горячем моторе все наоборот.
  • Также на УОЗ существенно влияет нагрузка на двигатель. Чем больше обороты, тем более ранний угол нужен. Это делается, чтобы исключить детонацию, так как при высоких нагрузках в цилиндры подаются увеличенные порции топливной смеси.

Раннее или позднее?

Раннее и позднее зажигание – это плохо для мотора. Но есть автолюбители, владеющие отечественными автомобилями, которые намеренно выставляют немного другой угол для старта и прогрева двигателя. Другие же регулируют момент зажигания так, чтобы он был раньше.

Читать еще:  Вывод уравнения механической характеристики асинхронного двигателя


Не более чем на одно деление. Это дает лучшие динамические характеристики на высоких оборотах. Но на низких оборотах мощность будет заметно проседать. Нельзя сказать, что лучше – раннее или позднее зажигание. И в первом, и во втором случае необходимо отталкиваться от целей. Следует точно определиться – стабильная и эффективная работа или повышенная динамика и стремительный износ узлов двигателя.

Как правильно выставить зажигание

Существует несколько различных способов, как сделать регулировку зажигания. Классический метод предполагает выполнение этой операции при работающем силовом агрегате, оптимальными считаются обороты в районе 800-900 об/минуту. Проще всего (и с максимальной точностью) установка момента зажигания производится с использованием стробоскопа. Если этот инструмент отсутствует, доступная альтернатива – применение контрольной лампочки, подключаемой к положительной клемме распределителя и к массе.

Алгоритм установки зажигания на отечественной «классике» с помощью стробоскопа:

  • прогреваем мотор до рабочей температуры;
  • осуществляем подключение стробоскопа к бортовой электросети;
  • откручиваем гайку, удерживающую крышку прерывателя-распределителя;
  • сигнальный датчик подсоединяем к ВВ проводу 1-го цилиндра;
  • если имеется вакуум-корректор, потребуется снять с него шланг и любым удобным способом его заглушить;
  • луч стробоскопа направляем в сторону шкива коленвала;
  • запускаем мотор;
  • проворачиваем корпус трамблёра;
  • убеждаемся, что прерыватель-распределитель установлен в положении, когда метка шкива находится напротив метки на ГРМ;
  • добившись этого, затягиваем фиксирующую гайку.

Как видим, ничего сложного. Если стробоскоп отсутствует, можно воспользоваться контрольной лампочкой. В этом случае проворачиваем коленвал, пока метка шкива не совпадёт с меткой ГРМ. Когда совпадение произошло, добиваемся, чтобы бегунок на прерывателе-распределителе смотрел в сторону свечного провода, идущего от 1-го цилиндра.

Ослабляем гайку трамблёра. Соединяем лампочку с проводом, идущим от трамблёра к катушке, второй контакт лампочки коммутируем на массу. Включаем зажигание и снова начинаем вращать корпус трамблёра. Ловим момент, когда лампочка погаснет (вращение осуществляем по часовой стрелке). Затем медленно поворачиваем трамблёр в обратную сторону, чтобы точно определить момент загорания лампочки, и именно в этом положении затягиваем гайку фиксатора трамблёра.

Впрочем, существуют способы, как выставить раннее зажигание, не используя лампочку или стробоскоп.

Например, подбором угла вручную, при котором силовой агрегат будет работать наиболее стабильно. Отметим, что он является наиболее простым, но его точность оставляет желать лучшего.

Алгоритм работ следующий:

  • заводим мотор;
  • ослабляем гайку прерывателя-распределителя;
  • медленно поворачиваем корпус трамблёра, одновременно прислушиваясь к работе двигателя;
  • если вы нашли положение, при котором мотор работает лучше всего, а обороты ХХ максимальны, остаётся только довернуть трамблёр ещё чуть-чуть по часовой стрелке (буквально на пару градусов) и зафиксировать его гайкой.

Способ установки зажигания, использующий искру, требует совмещения меток, как описано ранее, метка бегунка должна смотреть в сторону ВВ провода первого цилиндра. Ослабляем гайку трамблёра, отсоединяем от его крышки центральный ВВ провод.

Контакт этого провода располагаем вблизи массы (не вплотную, а на расстоянии порядка 4-5 миллиметров) и включаем зажигание. Проворачиваем трамблёр примерно на 20º по часовой стрелке и начинаем медленно, аккуратно вращать в обратную сторону. Ловим момент возникновения искры между контактом ВВ-провода и массой. Фиксируем крышку прерывателя-распределителя.

Проверка правильности выставления УОЗ осуществляется следующим способом:

  • заводим двигатель, даём ему прогреться (это обязательное условие);
  • разгоняем авто до 45 км/час;
  • переходим на 4-ю передачу;
  • резко утапливаем педаль акселератора до упора и следим за степенью детонации;
  • если она присутствует только в первый момент и длится не дольше трёх секунд, а после разгона машины пропадает – это норма;
  • если детонация не исчезает дольше – мы имеем дело с ранним зажиганием;
  • когда детонационные явления вообще отсутствуют – дело в позднем зажигании.

Если авто на газу

Состав топлива другой, а следовательно, расходуется он значительно быстрее. Еще газ обладает более высоким октановым числом. Поэтому смесь на основе такого топлива будет продолжать гореть на фазе выпуска. Это будет оказывать негативные температурное воздействие на выпускную систему. Одной из важных задач является оптимизация зажигания и горения газовой топливной смеси. А если правильно настроить угол, тогда можно еще сэкономить.


Поэтому необходимо знать, какое зажигание лучше — раннее или позднее для газа. В случае с ГБО выставляют более раннее. Таким образом, смесь успевает прогореть еще до того, как будет открыт выпускной тракт. Это позволит не испортить детали мотора, не перегреть выпускную систему, сделает работу двигателя более экономичной и эффективной.

Если зажигание выставлено неправильно

Если зажигание раннее, то из-за того, что искра появляется рано. В тот момент, когда поршень только начал подниматься, топливно-воздушная смесь воспламенилась и этот взрыв идет против поднимающегося поршня, в следствие чего происходит пустая потеря энергии.

Из-за того, что бензиновая смесь воспламенилась рано, поршень испытывает большую силу против его движения. Это уменьшает ресурс коленвала, поршней, шатуна и пальцев.

По признакам раннее зажигания можно определить по следующим пунктам:
  1. Во время работы ДВС появляется металлический шум, как-будто что-то ударяется в цилиндре.
  2. Обороты холостого хода плавают, наблюдается нестабильность работы.
  3. Если нажать резко на газ, мотор как бы захлебывается, не реагирует сразу на подачу большего количества топлива.

Что касается установленного позднего зажигания, то оно также негативно влияет на работоспособность мотора и ресурс его составляющих деталей.

В этом случает, смесь поджигается поздно, то есть когда поршень уже идет вниз. Топливо догорает, если успевает, при обратном движении поршня (вверх).

Признаки позднего зажигания:
  1. ДВС не может развить скорость. Плохо реагирует на нажатие педали акселератора.
  2. Расход топлива выше нормы.
  3. На поршне и стенках цилиндра образуется нагар, кокс, который потом, уже даже при правильно настроенном зажигании, создает помехи в работе.
  4. Из-за неравномерного сгорания топливно-воздушной смеси, ДВС быстро перегревается.

Дизельные двигатели

Симптомы, указывающие на раннее и позднее зажигание для бензиновых двигателей, актуальны и для дизелей. Но ввиду другого принципа действия дизельного силового агрегата причины следует рассматривать в немного другом ключе. Основное отличие дизельных моторов внутреннего сгорания от бензиновых – это метод воспламенения смеси. В первом типе ДВС воздушно-топливная смесь воспламеняется за счет давления и горячего воздуха. Настройка зажигания в дизельном силовом агрегате представляет собой регулировку нужного времени впрыска. Горючее должно подаваться в камеру сгорания точно в самый верхний момент фазы сжатия. Если угол выставлен неверно, горючее подается несвоевременно. Это приводит к дисбалансу в работе мотора и к неоптимальному сгоранию. В дизельном ДВС главный элемент – это ТНВД. Вместе с форсунками он выполняет задачу дозировки и подачи топлива в камеры сгорания.


Владельцам таких авто необходимо знать, как проверить раннее или позднее зажигание в дизеле. Угол впрыска регулируется смещением ТНВД. Не всегда присутствуют нужные метки. Поэтому работа выполняется опытным путем. Снимают трубку высокого давления с какой-либо форсунки, а на ее место надевают другую, прозрачную. Далее замеряют верхнюю границу горючего в ней в момент включения зажигания. На шкиве устанавливают нужную метку. Затем по меткам настраивают коленчатый и распределительные валы.

Чем плохо раннее/позднее зажигание?

#1 Tihonov

  • Advanced Members
  • 369 сообщений
  • Марка авто: ВАЗ-2103
  • Откуда: Харьков

#2 Vanich

#3 melmok

Угол опережения зажигания определяется по углу поворота коленчатого вала двигателя от момента возникновения искры до момента достижения поршнем верхней мертвой точки.

Если угол опережения зажигания больше оптимального, то зажигание раннее. Давление в камере сгорания при этом достигает максимума до достижения поршнем верхней мертвой точки и оказывает противодействующее воздействие на поршень. Раннее зажигание может явиться причиной возникновения детонации.(звенят “пальцы”) Если угол опережения зажигания меньше оптимального, зажигание позднее, в этом случае двигатель перегревается и начинает больше жрать бензина

Читать еще:  Влияют ли свечи на расход масла в двигателе

Вопрос в дагонку кто каким способом выставляет зажигание?

Признаки раннего или позднего зажигания на бензиновых и дизельных двигателях

Для нормальной работы бензинового и дизельного двигателя важно своевременное воспламенение топлива в камерах сгорания цилиндров. Если момент вспышки не соответствует окончанию такта сжатия – запаздывает либо происходит раньше, мотор функционирует неправильно и значительно теряет в мощности. Стоит отметить, что проблема актуальна для силовых агрегатов с механическим распределителем искры (трамблером) и старых дизелей. В новых авто процессом полностью управляет электроника. Владельцам устаревших машин полезно знать, как определить раннее или позднее зажигание и устранить возникшую неполадку.

Вкратце о работе зажигания

В бензиновых двигателях предыдущего поколения искрообразование и воспламенение горючего организовано так:

  1. Когда кулачок на вращающемся валу трамблера проходит мимо датчика Холла, последний отправляет импульс коммутатору, который прерывает цепь первичной обмотки высоковольтной катушки.
  2. Вследствие разрыва цепи вторичная обмотка катушки генерирует кратковременный импульс высокого напряжения, подающийся обратно в распределитель.
  3. Попадая на вращающийся контакт трамблера (в просторечии – бегунок), установленный на том же валу, импульс направляется к одному из высоковольтных 4 проводов.
  4. По проводу ток поступает на электроды свечи зажигания того цилиндра, в котором заканчивается такт сжатия топливовоздушной смеси.
  5. Между электродами проскакивает искра, поджигающая горючее. Раскаленные газы толкают поршень вниз – начинается рабочий такт.

Справка. В очень старых системах зажигания роль электронного коммутатора и датчика Холла играет механический контактный прерыватель.

Вышеописанная схема искрообразования настраивается вручную. Если регулировкой занимался несведущий автолюбитель, проявляются симптомы позднего либо раннего зажигания, описанные ниже. Причина – несвоевременное воспламенение топливной смеси, когда искра вырабатывается в середине такта сжатия или в начале рабочего хода поршня.

В дизельных силовых агрегатах искра отсутствует – солярка вспыхивает от сильного сжатия. Момент воспламенения совпадает со впрыском горючего в цилиндр (на такте сжатия поршень сдавливает воздух). В устаревших силовых агрегатах данный параметр тоже регулировался вручную.

Как проявляется раннее искрообразование?

Что получится, когда в силу неправильных настроек свеча выдаст разряд раньше времени:

  • топливовоздушная смесь не успеет сжаться до нужной степени, поскольку поршень находится на полпути к камере сгорания;
  • горючее вспыхнет при открытом впускном клапане, отчего часть газов прорвется обратно в коллектор;
  • вследствие ранней вспышки и слишком большой скорости сгорания поршень получает сильный удар, отзывающийся стуком пальца.

Неконтролируемое горение топливной смеси, вызывающее удары по поршням, называется детонацией.

Как можно отличить признаки раннего зажигания:

  1. Первейший симптом – появление хлопков в карбюраторе. Он дает понять, что вспышки горючего в цилиндрах происходят при открытых впускных клапанах.
  2. Как следствие, из патрубка воздушного фильтра вырывается дым. Если снять крышку корпуса, можно воочию увидеть языки пламени при стрельбе из карбюратора.
  3. Слышен звонкий перестук поршневых пальцев при резком нажатии на педаль акселератора. Так проявляется детонация.
  4. Мотор теряет мощность и разгонную динамику, расход топлива возрастает.

Если опережение зажигания превышено незначительно, хлопки во впускном тракте не возникнут. Но детонация и ухудшение ходовых качеств автомобиля все равно проявится. Косвенный признак – самопроизвольное увеличение оборотов холостого хода.

Симптомы неправильного зажигания на дизеле сходны с бензиновыми моторами. Впрыск солярки посередине такта сжатия ведет к аналогичным последствиям – детонации и снижению мощности. Отличие – в затрудненном холодном пуске двигателя и отсутствии хлопков. Причина – недостаточное сжатие горючей смеси, попавшей внутрь цилиндра на долю секунды раньше.

Момент зажигания запаздывает

Сбитые регулировки трамблера могут привести к тому, что разряд на электродах свечи образуется слишком поздно – когда поршень уже находится в верхней мертвой точке (ВМТ) либо начал движение вниз – рабочий ход. В данном случае наблюдаются следующие характерные признаки:

  1. Обороты коленчатого вала на холостом ходу снижаются.
  2. Заметно падает мощность силового агрегата, автомобиль разгоняется очень вяло. Причина – потеря энергии вспышки топлива, сгорающего на рабочем ходу поршня.
  3. Сильно запаздывающая искра дает выстрелы мотора в глушитель. Газы прорываются через открывающийся выпускной клапан.
  4. Двигатель сложнее завести «на холодную».
  5. Потребление горючего увеличивается.

Справка. Симптомы позднего искрообразования заметнее проявляются на автомобилях, оснащенных газовыми установками. Здесь очень важен момент вспышки, поскольку пропана подается в цилиндры больше и при запоздании разряда он догорает уже в коллекторе.

Следствием позднего зажигания на дизеле является затрудненный пуск даже на прогретом моторе и «чихание» черным дымом из выхлопной трубы. Поскольку впрыск топлива происходит в самом начале рабочего такта, солярка сгорает не полностью и выбрасывается наружу в виде копоти. Если подача топлива происходит чересчур поздно, силовой агрегат не заведется вовсе.

Последствия езды с неправильными настройками

Помимо ухудшения эксплуатационных качеств автомобиля, слишком раннее зажигание вызывает другие пагубные последствия:

  1. Детонация – злейший враг мотора. Из-за постоянных ударов по поршням пальцы расшатываются, в соединении образуется люфт. В результате разбиваются шатунные втулки и ускоряется выработка цилиндров.
  2. Стрельба в карбюратор наносит вред втулкам, на которых вращаются оси заслонок. Последние не закрываются плотно, отчего двигатель всасывает лишнее горючее на холостом ходу.
  3. Силовой агрегат склонен перегреваться и в случае неполадок системы охлаждения цилиндропоршневая группа может выйти из строя.

Современные двигатели, управляемые электроникой, оснащаются датчиками детонации. Когда элемент регистрирует вибрацию, блок управления автоматически корректирует угол опережения зажигания.

Ранний впрыск солярки в дизельный мотор чреват поломкой топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунок. Представьте: насос качает топливо в одном направлении, а ему противодействует поршень, движущийся к ВМТ. Нетрудно догадаться, кому достанется удар.

Признаки позднего зажигания не менее опасны. Воспламенение топливной смеси на стадии расширения ведет к уменьшению КПД двигателя и возрастанию нагрузки на основные детали – поршни с кольцами, цилиндры и шатуны. Результат предсказать несложно – интенсивный нагрев и ускоренный износ.

Стрельба в выпускной тракт, вызванная запоздавшим искрообразованием, разрушает стенки выхлопной трубы и перегородки глушителя. Элементы придется ремонтировать с помощью сварки, а то и менять.

Рекомендации по регулировке

Простейший способ настройки момента зажигания – включить в цепь высоковольтной катушки автомобильную лампочку номиналом 12 вольт. Как производится регулировка:

  1. Поворачивая коленчатый вал, совместите риску на шкиве с меткой, нанесенной на блок цилиндров. Снимите крышку распределителя и проверьте положение бегунка – он должен указывать на контакт первого цилиндра.
  2. Отыщите провод, ведущий от трамблера к высоковольтной катушке. Подключите к этому контакту лампочку, а ее цоколь соедините с «массой» авто.
  3. Ослабьте гайку, прижимающую корпус трамблера, и включите зажигание (лампочка загорится).
  4. Медленно поворачивая корпус распределителя, уловите момент, когда лампа погаснет. Затяните гайку.

Примечание. Для корректной работы системы искра должна проскакивать раньше, чем поршень дойдет до ВМТ. Опережение составляет 2–5 градусов угла поворота коленвала.

Вопрос, какое зажигание лучше – позднее или раннее, некорректен изначально. Момент воспламенения горючего должен быть оптимальным. При необходимости и отсутствии диагностических приборов регулировка производится «на слух»: при работающем на холостом ходу моторе отпускается гайка и трамблер медленно поворачивается вручную. Уловив момент наиболее стабильной работы двигателя, затяните гайку и несколько раз нажмите газ, чтобы спровоцировать хлопки либо детонацию. Услышав один из признаков, поверните распределитель на 1–2° в нужную сторону.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector