Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем грозит недотянутый ремень грм и как это определить

Чем грозит недотянутый ремень грм и как это определить

Недотянутый ремень

Ремень грм или резиновое кольцо ГРС механизма – обязательный компонент любого автомотора современного типа. Как и любой другой узел автомобиля, ремень требует грамотного ухода и особых правил эксплуатации. Одна из опасных ситуаций, грозящих большими проблемами, будет освещена в статье. Вы узнаете, чем грозит обрыв ремня грм из-за недотянутости.

Человеческий фактор

Как известно, средний показатель службы резинового кольца грм составляет 50-60 тыс. километров пробега транспортного средства. Но это лишь паспортные, нереальные данные. В действительности, редко какому ремню, пусть даже самому качественному, удается столько «отпахать». И частенько страдает ремень от фактора номер один – неграмотных действий человека.

Наряду с недотянутостью ремня, принято также приводить в качестве отрицательного примера перетянутый вариант. Некоторые эксперты почему-то считают, что перетянутый ремень будет эффективнее работать. Так ли это? Безусловно, нет.

Дело в том, что прочность нитей резинового кольца не бесконечна. При сильной натяжке, и это естественно, обрыв ремня грм не за горами. Кстати, такой же итог ждет ремень при неправильном его хранении.

И ослабленный ремень, вернее будет сказать, недотянутый – это море проблем, с этим согласны абсолютно все. Прослужит такое кольцо недолгий срок, ведь колебания приведут к неравномерному воздействию на различные части ремня. В итоге он порвется.

Ремень грм

Халатное отношение человека, в данном случае автовладельца, крайне негативно сказывается на длительности эксплуатации любой детали автомобиля, в том числе и ремня. Например, если недостаточно заботиться о крышке резинового кольца ГРС механизма, уровень защиты постепенно сведется на нет. Это означает, что любой камешек, попавший на вращающий ремень, порвет его напрочь.

Вообще, халатность или рассеянность опасна везде, в любой сфере человеческой деятельности. Есть и статья уголовного кодекса, наказывающая за это. Вот и здесь хочется не просто предупреждать нерадивых владельцев, а принимать жесткие меры ради их же блага. Ну вот, например, как можно забывать о НТЖ и НПР роликах, ведь они работают в тандеме с ремнем, оказывают на него прямое влияние?!

Примечание. Большинство автопроизводителей настоятельно рекомендуют менять ролики заодно с ремнем. Объясняется это тем, что подшипники роликов со временем имеют свойство выходить из строя. Недостаток смазки или другие причины оказывают на подшипник негативное влияние. В свою очередь, плохо работающий подшипник ролика вызывает перегрев ремня, который и рвется.

Великое множество сложностей могут вызывать и различные неисправности маховиков, например, их фланцев. Часто в процессе демонтажа своими руками владелец действует не аккуратно, повреждая фланцы. А последние после этого функционируют уже крайне опасно для ремня, так как легко подрезают края резинового кольца. Такой же результат может оказать неверно поставленная защита ремня.

Не редкость и то, что при неправильной сборке колесики валов могут вообще оказаться в разной плоскости. К чему это приводит, наверное, писать не стоит.

Негативное влияние на ремень оказывает также стопорение распредвала, но это редкий случай. Происходит это, как правило, из-за недостаточного уровня смазочного состава. В итоге возрастают усилия в приводе, обрывает сразу несколько зубьев.

Натяжение ремня грм

Часто на форумах спрашивают, а можно ли использовать сравнительно новый ремень после ремонта силового ДВС? Вторичное пользование, безусловно, возможно, но кольцо должно быть установлено так же, как и до демонтажа.

Советы общего характера

Вот каких правил рекомендуется придерживаться всем автомобилистам:

  1. Следить за натянутостью ремня (оно должно быть правильным).
  2. Есть модели авто с автоматическим натяжителем. В данном случае надо быть вдвойне внимательнее, регулярно диагностируя правильность работы автомата.
  3. Всегда проверять натяжение после процедур в СТО. Низкая квалификация работников автосервиса уже давно не новость. Проверить рекомендуется вращение валов (они должны крутиться легко).
  4. Обращать внимание на протечки смазки.

Грамотный натяг ремня без специнструментов

Ниже приведена инструкция по грамотному натяжению резинового кольца ГРС механизма на восьми- и шестнадцатиклапанных ДВС отечественной «восьмерки», «десятки» и других схожих моделей.

Проверка

Вначале проверяется натяг:

  • Коленвал провернуть против часовой до тех пор, пока стрелка на маховике распредвала не встанет ниже 2-х зубьев от метки задней крышки.
  • Проверить натяг.

Примечание. Натяжение на «восьмиклапаннике» проверяется так: берется передняя ветка ремня большим и указательным пальцами, и с небольшим усилием прокручивается поперек. Если удастся сделать это на 90 градусов, он не перетянут.

А вот, если ремень не дотянут, то он будет болтаться. При работе мотора биться о защитный кожух. Все это следует проверять, дотягивая ремень сколько нужно. На прогазовках и холостом ходе не должно идти от ремня никакого лишнего шума.

Диагностика ремня грм

Проверка на «шестнадцатиклапаннике» осуществляется следующим образом. Натягивается ремень, опять же, после проворачивания коленвала на два оборота. Затем диагностируется совпадение указателей между колесами распредвала (на 16-клапанном стоят два распредвала). Нас в данном случае интересует прогиб ремня, который должен быть в пределах 5 целых и 4-х десятых миллиметров при соответствующей нагрузке.

В проверке могут помочь два приспособления.

  1. 10-килограммовая гиря с рулеткой.
  2. Весы безменного типа.

В первом случае надо поставить рулетку между обеими звездочками распредвала. Затем на рулетку водрузить гирьку и попросить ассистента замерить прогиб.

Во втором случае весы цепляем по самому центру ремня между валами, а затем тянем вверх до тех пор, пока не вытянет 10 кг. И одновременно просим напарника замерить прогиб, который не должен составлять больше вышеприведенного значения.

Натяжение резинового кольца ГРС механизма

Натяжение проводится с помощью спецключа для НТЖ ролика. Если такого инструмента нет, можно использовать сподручные средства. Например, взять два гвоздя и отвертку. Последняя ставится между гвоздями. Можно также сделать ключ из столовой вилки, оставив лишь крайние зубья, которые надо укоротить и загнуть так, чтобы подошли под отверстия НТЖ ролика.

Итог статьи

Недотянутый ремень – это причина обрыва. Это в свою очередь грозит большими проблемами, особенно для «шестнадцатиклапанника».

Вообще, эксперты считают, что чем проще ДВС, тем меньше повреждений у него будет из-за порванного ремня. Если быть точнее, то речь идет о ВМТ поршня клапана.

При обрыве ремня на современных двигателях останавливается вращение распредвалов. При этом коленвал продолжает крутиться по инерции. И загиб клапанов – это минимум, что может произойти.

Примечание. Если автомобиль в момент обрыва был на холостом ходе, максимум придется заменить 4 клапана. А вот если на скорости – уже все.

В более тяжелых случаях одновременно с клапанами придется менять БЦ, сами поршни и т.д. Не надо иметь семи пядей во лбу чтобы понять: в таком случае ремонт силового агрегата обойдется в разы дороже.

Хуже всего, как утверждает статистика, переносят недотянутость и обрыв ремня японские моторы. Речь идет о ДВС DONC, устанавливаемых на Ниссан, Субару, Тойоту и Мазду.

Снятие ремня грм дизель

Но рекордсменом в кавычках по серьезным последствиям является дизель. Именно дизельная установка страдает больше всего из-за обрыва ремня. Это объясняется специфичностью конструкции таких моторов, в которых клапаны ВМТ не имеют практически никакого хода. В дизельных ДВС недотянутость и обрыв ремня приводят сразу к нескольким страшным последствиям: разрушению валов, подшипников, толкателей, шатунов и т.д.

Рекомендуем периодически диагностировать натяжения ремня. От этого, уважаемый автолюбитель, будет зависеть нормальная эксплуатация всего транспортного средства.

§ 6. Посадки, зазоры и натяги

В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают внешнюю охватывающую и внутреннюю охватываемую поверхности соединения. Если охватывающая и охватываемая поверхности соединения являются круглыми, цилиндрическими поверхностями, то соединение называется гладким цилиндрическим. Если охватывающая и охватываемая поверхности образованы двумя параллельными плоскостями каждая, то соединение называется плоским с параллельными плоскостями.

Читать еще:  Что такое сопло в реактивном двигателе

У цилиндрических соединений охватывающую поверхность обычно называют отверстием, а охватываемую — валом. Названия «отверстие» и «вал» условно применимы также и к другим охватывающим и охватываемым поверхностям.

Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.

Зазором называется положительная разность между диаметрами отверстия и вала (при условии диаметр отверстия больше диаметра вала), создающая свободу относительного движения сопрягаемых деталей (рис. 75, а).

Рис. 75. Соединения деталей:
а — зазоры, б — натягн

Натягом называется отрицательная разность между диаметром вала и отверстия до сборки деталей (размер вала больше размера отверстия), характеризующая степень неподвижности соединения сопрягаемых деталей (рис. 75, б).

В связи с тем, что размеры охватываемой и охватывающей поверхности деталей могут быть больше или меньше номинального размера, зазоры и натяги могут быть наибольшими и наименьшими.

Самый большой зазор получится в том случае, если соединить между собой втулку (отверстие), имеющую самый большой диаметр, с валом наименьшего диаметра. Наибольшим зазором называется положительная разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.

Самый малый зазор получится в том случае, если соединить втулку с самым малым диаметром с валом самого большого диаметра. Следовательно, наименьшим зазором называется положительная разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.

Средний зазор — это среднее арифметическое между наибольшим и наименьшим зазорами.

Самый большой натяг получится в том случае, если соединить вал, имеющий самый большой диаметр, с отверстием наименьшего диаметра. Следовательно, наибольшим натягом называется отрицательная разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия.

Самый малый натяг получится в том случае, если соединить вал, имеющий самый малый диаметр, и втулку наибольшего диаметра. Таким образом, наименьшим натягом называется отрицательная разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия.

Средний натяг — это среднее арифметическое между наибольшим и наименьшим натягами.

В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадки подразделяются на три группы:

  1. посадки с зазором (подвижные), при которых обеспечивается зазор в соединении (рис. 76, а);
  2. посадки с натягом (неподвижные), при которых обеспечивается натяг в соединении (рис. 76, б);
  3. переходные посадки, при которых соединения могут осуществляться как с зазором, так и с натягом (рис. 76, в).

Рис. 76. Посадки:
а — с зазором (подвижные), б — с натягом (неподвижные), в — переходные

К посадкам с зазором относятся посадки, у которых поле допуска отверстия расположено над допуском вала, в том числе и скользящие посадки, у которых нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала. Посадки с зазором применяются тогда, когда детали в сопряжении должны свободно перемещаться одна относительно другой.

К посадкам с натягом относятся посадки, у которых поле допуска вала расположено над полем допуска отверстия.

К переходным посадкам относятся посадки, у которых поля допусков отверстия и вала перекрываются.

Допуском посадки называется разность между наибольшим и наименьшим зазорами (в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим натягами (в посадках с натягом).

В переходных посадках допуск посадки равен алгебраической разности между наибольшим и наименьшим натягами или сумме шего зазора.

Каждой посадке дано название и соответствующее обозначение (табл. 1).

Таблица 1
Виды посадок

Посадки неподвижные характеризуются наличием гарантированного натяга, т. е. при этих посадках наименьший натяг больше нуля. Следовательно, для получения неподвижной посадки необходимо, чтобы диаметр сопрягаемого вала был больше диаметра сопрягаемого отверстия.

Горячая посадка (Гр) применяется в соединениях, которые никогда не должны разбираться, например бандажи железнодорожных колес, стяжные кольца и др. Для получения такой посадки деталь с отверстием нагревается до температуры 400—500° С, после чего производится насадка на вал.

Прессовая посадка (Пр) применяется для прочного соединения деталей. Эта посадка осуществляется под значительным усилием гидравлического или механического пресса или специального приспособления. Примером такой посадки может служить посадка втулок, зубчатых колес, шкивов и пр.

Легкопрессовая посадка (Пл) применяется в тех случаях, когда требуется возможно более прочное соединение, и в то же время недопустима сильная запрессовка из-за ненадежности материала или из-за опасения деформировать детали. Такая посадка осуществляется под легким давлением пресса.

Переходные посадки не гарантируют натяга или зазора, т. е. одна пара деталей, соединенных с одной из переходных посадок, может иметь натяг, а другая пара, сопряженная с такой же посадкой, зазор. Чтобы повысить степень неподвижности деталей, соединенных с переходными посадками, применяется дополнительное крепление винтами, штифтами и т. п. Чаще всего эти посадки применяются при необходимости обеспечить соосность, т. е. совпадение осевых линий двух деталей, например вала и втулки.

Глухая посадка (Г) применяется для соединения деталей, которые при всех условиях работы должны быть связаны прочно и могут быть собраны или разобраны при значительном давлении. При таком соединении детали дополнительно крепят шпонками, стопорными винтами, например зубчатые колеса, которые вследствие износа нужно заменить, планшайбы на шпинделях токарных станков, неразрезные подшипниковые втулки, золотниковые и круглые втулки и пр. Осуществляется эта посадка сильными ударами молотка.

Тугая посадка (Т) применяется для часто разбираемых соединений, детали которых должны прочно соединяться и могут быть собраны или разобраны со значительным усилием.

Напряженная посадка (Н) применяется для соединения таких деталей, которые при работе должны сохранять свое относительное положение и могут быть собраны или разобраны без значительных усилий с помощью ручного молотка или съемника. Чтобы соединенные с такой посадкой детали не проворачивались и не сдвигались, их закрепляют шпонками или стопорными винтами. Эта посадка, осуществляемая ударами молотка, применяется для соединения зубчатых колес, часто сменяющихся втулок подшипников, которые при разборке машин вынимаются, подшипников качения на валах, шкивах, сальниковых втулок, маховиков на кривошипных и иных валах, фланцах и т. п.

Плотная посадка (П) применяется для соединения таких деталей, которые собирают или разбирают вручную или же при помощи деревянного молотка. С такой посадкой соединяются детали, требующие точной центровки: поршневые штоки, эксцентрики на валах, ручных маховичках, шпинделях, сменных зубчатых колесах, установочных кольцах и т. п.

Подвижные посадки характеризуются наличием гарантированного зазора, т. е. при этих посадках наименьший зазор больше нуля; применяются для свободных соединений, т. е. когда между валом и отверстием должен быть зазор.

Скользящая посадка (С) применяется для соединения деталей, которые при наличии смазки могут перемещаться относительно друг друга от руки, но имеют точное направление.

С такой посадкой соединяются сменные зубчатые колеса на станках, фрезы на оправках, шпиндели на задних бабках токарных станков, различные золотники в приборах регулирования и распределения, шариковые подшипники в корпусах машин. Соединения со скользящей посадкой должны иметь самый малый зазор.

Посадка движения (Д) является самой точной из подвижных посадок; она применяется для соединения деталей с небольшим, но определенным зазором, например, подшипников, шпинделей сверлильных станков, ползунов долбежных станков, передвижных зубчатых колес и т. д.

Наружные кольца шариковых и роликовых подшипников могут устанавливаться в корпус также с посадкой движения.

Посадка ходовая (X) применяется для соединения деталей, которые должны перемещаться одна в другой с более заметным зазором, чем при посадке движения. Ходовая посадка широко распространена в тракторостроении и комбайностроении. Шейки коленчатых валов в подшипниках, поршни в цилиндрах, звездочка контрпривода комбайна на валу и многие другие сопряжения имеют ходовые посадки.

Читать еще:  402 двигатель на уаз как подсоединить

Легкоходовая посадка (Л) применяется для соединения деталей, которые должны перемещаться с большим зазором одна в другой, например длинных валов в подшипниках скольжения.

Легкоходовую посадку имеют также многие детали масляных насосов, например палец во втулке ведомого зубчатого колеса, валик во втулке маслонасоса, валик привода маслонасоса во втулке кронштейна и др.

Широкоходовая посадка (Ш) является самой свободной и имеет самый большой зазор. Предназначена для соединения деталей, которые должны свободно перемещаться одна относительно другой, например подшипники в сельскохозяйственных машинах.

Широкоходовая посадка применяется также в особых случаях, например для соединения деталей, которые при работе нагреваются до значительных температур. Широкоходовую посадку имеют стержни клапанов в направляющих втулках.

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗД

ВЛИЯНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧИХ ОРГАНОВ

Кинематическое отношение i.При заданных расходе жид­кости и контурном диаметре кинематическое отношение оказыва­ет определяющее влияние на характеристики ВЗД (см. § 5.2-5.3). В качестве примера на рис. 6.2 представлены характери­стики многозаходного двигателя и ВЗД с однозаходным рото­ром, выполненных в одинаковом габарите и с подобной формой винтовых поверхностей (сT = idem). Из графика видно, что многозаходные ВЗД имеют повышенный крутящий момент при низкой частоте вращения, т.е. обладают высоким значением критерия эффективности М/п, определяющего показатели про­цесса бурения (см. § 6.10). Хотя по своему к.п.д. многозаходные ВЗД немного уступают двигателям с однозаходным ротором, в целом к.п.д. гидродвигателей с различными i остается на одном уровне.

Особенно заметно преимущества многозаходных ВЗД прояв­ляются при использовании их многошаговых конструкций, ко­гда резко увеличивается число камер, отделяющих вход от вы­хода, и тем самым возрастает нагрузочная способность гидродви­гателя.

Контурный диаметр DK. При заданном кинематическом отно­шении увеличение контурного диаметра РО приводит к возраста­нию рабочего объема ВЗД и соответственному изменению его ха­рактеристик. Вместе с тем возможность варьирования DK на ста­дии проектирования ограничена, поскольку исходным парамет­ром является диаметр скважины.

В качестве примера на рис. 6.3 приведены стендовые характе­ристики двигателей диаметрами 120 и 240 мм с идентичным ки­нематическим отношением (i = 7 : 8) при расходах жидкости, соответствующих равным частотам вращения в режиме макси­мальной мощности.

Шага РО Т, t. При заданных i, DK, Q характеристики ВЗД можно изменять путем изменения шагов винтовых поверхностей статора и ротора. С увеличением шагов возрастают рабочий объ­ем и критерий эффективности М/п гидродвигателя. При выборе шагов РО необходимо учитывать следующее:

увеличение Т приводит к увеличению длины РО и общей дли­ны гидродвигателя, что усложняет технологию изготовления РО и снижает эффективность использования ВЗД в наклонно на­правленном и горизонтальном бурении;

Рис. 6.2. Сравнение характеристик ВЗД различного кинематического отно­шения при расходе жидкости Q= 22 л/с:I — i = 9:10; II-i= 1:2; 1, 2 — кривые n = f(М); 3, 4 — кривые N = f(М)

снижение Т может привести к выходу из оптимального диапа­зона коэффициента формы поверхности сT (см. § 7.2) и ухудше­нию пусковых свойств двигателя (возможность незапуска).

Число шагов РО k. Влияние числа шагов (длины) РО на ха­рактеристики ВЗД в первую очередь связано с изменением числа контактных линий , отделяющих вход и выход гидромашины (5.43).

Исследования общих закономерностей влияния числа шагов на характеристики ВЗД проводились в ходе испытаний двига­телей различных типоразмеров путем последовательного укора­чивания ротора [66, 94]. Результаты исследований показали, что с уменьшением длины ротора существенно снижаются такие

Рис. 6.3. Влияние контурного диаметра DK на характеристики ВЗД:

I — D = 120; = 240; 1, 3-п = f(М); 2, 4 — N = f(М)

Рис. 6.4. Влияние длины РО на характеристики ВЗД диаметром 195 мм:

= 2; 2- k = 2,8; 3 — k = 3,5

показатели экстремального режима, как крутящий момент, мощ­ность и перепад давления, а также тормозной момент (рис. 6.4). Частота вращения и к.п.д. в режиме максимальной мощности при этом изменяются незначительно.

Данные эксперименты подтверждают целесообразность при­менения многошаговых конструкций РО с целью повышения крутящего момента и мощности ВЗД. Опыт эксплуатации двига­телей показывает, что применение многошаговых пар также обеспечивает существенное увеличение их стойкости [51].

Натяг в паре . Натяг в РО влияет на объемные и механиче­ские потери ВЗД. С увеличением объемные потери снижают-

Рис. 6.5. Влияние натяга в паре на характеристики ВЗД диаметром 195 мм:

1 — = -0,6 мм; 2 = -0,3 мм; 3 — = 0; 4 = 0,3 мм

ся, а механические возрастают. Строго говоря, натяг влияет и на рабочий объем ВЗД.

Многочисленные исследования влияния натяга в паре на ха­рактеристики ВЗД (например, при испытаниях двигателя Д1-195 [64] при изменении в интервале от зазора 0,9 мм до натяга 0,6 мм) продемонстрировали, что с уменьшением натяга характе­ристика п — М становится более «мягкой» (рис. 6.5): снижаются тормозной момент и перепад давления, крутящий момент в экс­тремальном режиме. Вследствие возрастания утечек при умень­шении натяга (увеличении зазора) снижаются частота вращения и перепад давления в холостом режиме. При уменьшении час­тота вращения в номинальном режиме (для двигателя Д1-195 но­минальный крутящий момент принят [64] равным 4 кНм) суще­ственно снижается (в 2-3 раза при зазоре 0,6 мм по сравнению с натягом 0,3-0,6 мм). Перепад давления в номинальном режиме мало зависит от натяга. При уменьшении натяга снижаются ам­плитуда поперечных колебаний корпуса двигателя и динамиче­ские нагрузки в РО и опорах шпинделя.

По мере износа РО, что равносильно снижению натяга или появлению зазора в паре (§ 6.2.5), рекомендуется в процессе бу­рения увеличивать расход жидкости.

На практике значение натяга в паре ротор — статор, обеспе­чивающее оптимальные характеристики, выбирается в зависи­мости от твердости резины, диаметра и длины РО. Для двига­телей ДЗ-172, Д5-172, Д2-195 согласно существующим ТУ натяг составляет 0,2-0,4 мм. В этом диапазоне разброс (полоса рас­сеивания) характеристик п — М весьма незначителен (см. рис. 6.5).

ВЛИЯНИЕ РАСХОДА ЖИДКОСТИ

Расход жидкости Q является одним из параметров режима бурения. Чаще всего возможный диапазон изменения Q опреде­ляется исходя из технологии бурения скважины и задается кон­структору ВЗД вместе с другими исходными данными.

Стендовые испытания ВЗД различных типоразмеров [35, 64] показывают, что с увеличением расхода повышаются как тормоз­ной момент и перепад давления, так и мощность, крутящий мо­мент, частота вращения и перепад давления в экстремальном ре­жиме (рис 6.6). К.п.д. гидродвигателя при увеличении Q в до­пустимом диапазоне изменяется незначительно.

Нижний предел расхода жидкости ограничивается нагрузоч­ной способностью или устойчивостью работы двигателя, а верх­ний предел допустимого расхода [2] — тремя факторами:

Рис.6.6. Влияние расхода жидкости на характеристики ВЗД:

а-оптимальный режим; б-тормозной режим

высокими инерционными нагрузками при увеличении частоты вращения;

к.п.д. двигателя: при заданном натяге с определенного расхо­да жидкости происходит снижение . Это объясняется тем, что с увеличением частоты вращения и перепада давления на длине линии контакта образуется односторонний зазор, приводящий к разгерметизации РО и росту утечек. Кроме того, с увеличением расхода растут и гидравлические потери в двигателе;

износом РО вследствие повышенных контактных напряжений и скоростей скольжения в рабочей паре, а также скоростей тече­ния жидкости в каналах РО.

В случае если ограничения по расходу не удовлетворяют тре­бованиям гидравлической программы бурения, переходят к схе­ме ВЗД с разделением потока жидкости с использованием поло­го ротора и регулятора расхода (см. § 2.5).

При выборе оптимального расхода жидкости необходимо учитывать возможности насосного оборудования. Более целесо­образен технологический режим бурения с одним постоянно ра­ботающим насосом. Это, как показывает опыт эксплуатации, снижает ремонтные простои и упрощает процесс бурения сква­жины.

Читать еще:  Что проверяется при компьютерной диагностике двигателя

В табл. 6.1, 6.2 представлены подачи наиболее распростра­ненных поршневых буровых и нефтепромысловых насосов при различных диаметрах цилиндровых втулок и частотах ходов . Коэффициент подачи принят равным 0,9.

Таблица 6.1

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1732 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Натяг: понятие; виды; условия образования.

СОПРЯЖЕНИЯ, ПОСАДКИ: ПОНЯТИЕ; ВИДЫ; УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПЛАН КОНСПЕКТА:

Сопряжения: понятие; виды

Посадки: понятие; виды; условия образования.

Зазор: понятие; виды; условия образования.

Натяг: понятие; виды; условия образования.

Две детали, подвижно или неподвижно соединенные друг с другом, образуют соединение.

Поверхности, по которым происходит соединение деталей, являются сопрягаемыми поверхностями.

Разнообразные виды соединений деталей, применяемые в машиностроении и приборостроении, целесообразно для удобства рассмотрения классифицировать на группы.

По форме сопрягаемых охватывающей и охватываемой поверхностей деталей различают:

а) гладкие цилиндрические соединения (к этой группе можно отнести соединения подшипниковых колец с валами и с отверстиями в корпусах, штифтовые соединения и т.д.);

б) конические соединения (например, соединения конусов режущего инструмента со шпинделем станка);

в) соединения призматических элементов деталей, состоящие из охватывающей и охватываемой поверхностей, образованных плоскостями (например, призматические прямоугольные направляющие, направляющие типа «ласточкин хвост», соединение шпонки с поверхностями пазов вала и втулки и т.п.);

г) шлицевые соединения, состоящие из охватывающей и охватываемой поверхностей, имеющих продольные закономерно расположенные по окружности шлицы прямобочного, эвольвентного или другого профиля;

д) сферические соединения, состоящие как правило из двух неполных сферических поверхностей;

е) резьбовые соединения (цилиндрические, конические), состоящие из охватывающей и охватываемых винтовых поверхностей, имеющих в нормальном сечении треугольный, трапецеидальный или иной профиль;

Кроме того, к соединениям относят зубчатые цилиндрические, конические, винтовые, реечные и червячные передачи. В них взаимодействующие элементы сложных поверхностей (поверхности зубьев колес, имеющих эвольвентный, циклоидальный или другой профиль) периодически контактируют друг с другом.

По степени свободы взаимного перемещения деталей различают:

· неподвижные неразъемные соединения,

· неподвижные разъемные соединения,

В неподвижных неразъемных соединениях сопрягаемые детали не перемещаются относительно друг друга в течение всего срока эксплуатации механизма. Такие соединения деталей получают сваркой, пайкой, склеиванием, соединением заклепками, а также применяя соединения с гарантированным натягом.

Неподвижные разъемные соединения характеризуются неподвижностью одной сопрягаемой детали относительно другой в период работы механизма. Однако при этом предусматривается возможность взаимного перемещения деталей при разборке соединения с целью регулировки, ремонта и т.д. К таким соединениям относятся, например, крепежные резьбовые соединения, штифтовые соединения и т.д. Для достижения таких целей применяют соединения с небольшим натягом или с гарантированным зазором. При необходимости неподвижность таких соединений обеспечивается дополнительными конструктивными элементами (стопорные кольца, штифты, шплинты и др.)

В подвижных соединениях одна сопрягаемая деталь во время работы механизма перемещается относительно другой в определенных направлениях. Например, в шлицевых соединениях полумуфты с валом полумуфта подвижна в осевом направлении. В подшипнике скольжения вал вращается в отверстии втулки, а в винтовой передаче винт может перемещаться в продольном направлении при вращении его в неподвижной гайке.

В каждый из рассмотренных видов соединений может входить множество разновидностей, имеющих свои конструктивные особенности и свою область применения (например, прямобочные, эвольвентные и треугольные шлицевые соединения), в соответствии с которыми осуществляют их группирование. Для кинематических пар применяются зубчатые, червячные и винтовые соединения, основное требование к которым – высокая точность взаимного перемещения сопрягаемых деталей. Для обеспечения герметичности применяются конические гладкие и конические резьбовые соединения, основное требование к которым – максимально полное прилегание сопрягаемых поверхностей.

Для центрирования деталей применяют цилиндрические и конические соединения, основное требование к которым – точность взаимного расположения поверхностей и осей сопрягаемых деталей. Для обеспечения движения в заданном направлении применяют цилиндрические, шлицевые, призматические направляющие основное требование к которым – точность взаимного расположения поверхностей и осей сопрягаемых деталей при их перемещении и остановках.

Сохранение постоянства высоких эксплутационных качеств соединений в процессе длительной работы, простота изготовления, сборки, измерения и эксплуатации являются общими требованиями для всех соединений.

В зависимости от различных эксплутационных требований сборка соединений осуществляется с различными посадками.

Посадка – характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.

Номинальный размер посадки – номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.

Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительно перемещения или степень сопротивления взаимному смещению соединяемых деталей. Вид посадки определяется взаимным расположением полей допусков отверстия и вала и их размерами.

Посадка с зазором – посадка, реализация которой всегда приводит к образованию зазора в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему.

Зазор (S) – разность между размерами отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала (рис.).

Рис. Графическая интерпретация понятия «зазор»

При графическом изображении посадки с зазором поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (рис.1.17 а, б). Различают наименьший Smin и наибольший Smax зазоры.

При графическом изображении посадки с зазором поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (рис.1.17 а, б). Различают наименьший Smin и наибольший Smax зазоры.

Рис. 1. Графическая интерпретация понятия «зазор»

При графическом изображении посадки с зазором поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (рис.2 а, б). Различают наименьший Smin и наибольший Smax зазоры

Наименьший зазор – разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором.

Наибольший зазор – разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке. Smax = Dmaxdmin.

а б

Рис. 2. Примеры расположение полей допусков посадок с зазором

Иногда, для количественной характеристики посадки прибегают к расчету среднего зазора (Sm) (рис. 3)

Рис. 3. Графическая интерпретация максимального (Smax)

минимального (Smin) и среднего (Sm) зазоров

Натяг (N) – разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия (рис. 4).

Рис. 4. Графическая интерпретация понятия «Натяг»

Посадка с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала. При ее графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала (рис.5).

Наименьший натяг – разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом. Nmin = dmin — Dmax.

Наибольший натяг – разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом или в переходной посадке. Nmax = dmax — Dmin.

Рис. 5. Расположение полей допусков посадок с натягом

Средний натяг Nm равен полусумме наибольшего и наименьшего натягов (рис.). .

Рис. 6. Графическая интерпретация максимального (Nmax),

минимального (Nmin) и среднего (Nm) зазоров

Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или (рис.).

Рис. Графическая интерпретация переходной посадки

Переходная посадка представляет собой характеристику партии сопряжений с большей или меньшей вероятностью зазоров и натягов. В конкретном сопряжении двух деталей может быть либо зазор, либо натяг.

В связи с имеющим место рассеиванием размеров сопрягаемых валов и отверстий введем понятие допуск посадки, как сумму допусков отверстия и вала, составляющих соединение. Допуск посадки численно равен разности наибольшего и наименьшего зазоров (натягов) в посадках. T = TD + Td

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector