Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как в СССР создали ядерный космический двигатель

Как в СССР создали ядерный космический двигатель

Одна из интереснейших страниц нашей технической истории – создание первого ядерного ракетного двигателя РД0410 (также известен как РД-0410, 11Б91, Иргит и ИР-100).

На этот проект ушло в общей сложности около 40 лет, и в итоге в воронежском КБ «Химавтоматика» получили готовую ядерную силовую установку для использования на орбите.

Вместе с первыми ракетами

Проект стартовал в 1947 году, когда титаны советской атомной и ракетной программы Курчатов, Королев и Келдыш поддержали идею ученого Иевлева о создании ядерного ракетного двигателя. Но на тот момент до появления технологии и постройки опытного образца было необходимо проделать колоссальный и трудный путь.

В 1953 году появилось необходимое постановление правительства о разработке «крылатых ракет с прямоточным двигателем с использованием атомной энергии», а спустя 2 года в НИИ-1 была создана рабочая группа по разработке проектов ядерных двигателей.

Уже в 1956 году советским ученым удалось убедить правительство в необходимости создания баллистической ракеты дальнего действия с атомным двигателем – это направление работ получило поддержку государства.

В 1958 году началось строительство опытного комплекса для проведения испытаний ядерных двигателей под Семипалатинском. Впрочем, работа по созданию ядерной ракетной силовой установки была сложной, и здесь сроки осуществления работ измерялись годами.

Первый опытный ядерный ракетный двигатель был завершен лишь в 1966 году. Он имел удельный импульс 850-900 секунд, и это было только начало практической части проекта. Спустя 2 года стартовала разработка газофазного ядерного ракетного (ГФЯР) двигателя РД-600 с тягой 6 МН и удельным импульсом 2000 с. Под него начали создавать новую испытательную базу «Байкал-2».

К 1968 году на Семипалатинском полигоне было построено два испытательных стенда. Испытания проводились на специальной модели, включающей реальные системы двигателя. В ходе тестирования проверялась надёжность всей конструкции и взаимодействия отдельных её узлов.

В 1970 году был готов эскизный проект космической энергоустановки с газофазным ядерным ракетным двигателем ЭУ-610 мощностью 3,3 ГВт. Работы набирали ход.

В 1978 году состоялся энергетический пуск первого реактора ЯРД 11Б91, и к началу 1980-х годов первый ядерный ракетный двигатель начали обкатывать на стенде, доведя его до необходимых технических параметров. Оставалось провести реальные космические испытания уже готовой установки.

Но в это время к власти в СССР пришел Горбачев и началась так называемая «перестройка», в ходе которой передовые разработки сворачивались и останавливались, труды целой жизни выдающихся ученых буквально выбрасывались на помойки и продавались за бесценок «западным партнерам».

К началу 1990-х годов стало понятно, что РД0410 до космоса не доберется…

Что же за двигатель удалось создать нашим конструкторам?

Готовая ядерная космическая силовая установка была выполнена по замкнутой схеме и имела массу около 2 тонн вместе с радиационной защитой. Двигатель был 3,5 метра в длину и 1,6 метра в диаметре. Он развивал тягу в пустоте 3,59 тс (35,2 кН) и имел тепловую мощность реактора 196 МВт. РД0410 можно было включить до 10 раз с общим временем работы до 1 часа.

Разработчики сообщали, что в конструкции был применён гетерогенный реактор на тепловых нейтронах, замедлителем служил гидрид циркония, отражатели нейтронов — из бериллия, ядерное топливо — материал на основе карбидов урана и вольфрама, с обогащением по изотопу 235 около 80 %. Конструкция включала в себя 37 тепловыделяющих сборок, покрытых теплоизоляцией, отделявшей их от замедлителя. Проектом предусматривалось, что поток водорода вначале проходил через отражатель и замедлитель, поддерживая их температуру на уровне комнатной, а затем поступал в активную зону, где охлаждал тепловыделяющие сборки, нагреваясь при этом до 3100 К. На стенде отражатель и замедлитель охлаждались отдельным потоком водорода.

Стендовые испытания, в итоге длившиеся почти десять лет, показали, что двигатель полностью соответствует заявленным характеристикам и даже может быть активен в 4 раза дольше базовых значений.

Разработчики планировали использовать готовую силовую установку для разгона, торможения космических аппаратов и коррекции их орбиты при освоении дальнего космоса…

МультиПутин, или Российские суперракеты – это нереально смешно

«В мире сейчас есть два лидера государств, которые собственные ядерные «достижения» доказывали с помощью мультфильмов. Это Владимир Путин и Ким Чен Ын . «

Российский президент Владимир Путин, кашляя и заикаясь, сообщил Западу о том, что у России теперь, мол, есть какие-то очень быстрые ядерные ракеты с ядерными же двигателями и «непредсказуемой траектории полета», от которых вообще нельзя защититься. В доказательство этого утверждения он продемонстрировал . мультфильм десятилетней давности, где изображена одна из таких ракет – не настоящая, а нарисованная компьютером.

С детства помню эпизод из какого-то (к сожалению, не вспомню уже, из какого именно) советского кинофильма: президент США Гарри Трумэн, скрючившись, боком подходит к Иосифу Виссарионовичу Сталину и, откашливаясь и несмотря вождю всех времен и народов в глаза, сообщает, что у Америки, мол, появилась новое оружие страшной мощности – атомная бомба. В ответ товарищ Сталин немного свысока, вполне спокойно кивает головой и, вытащив изо рта трубку, с легким насмешкой в ​​голосе отвечает: «Спасибо за информацию».

Примерно так же, в карикатурной «труменовской» манере, во время последнего своего выступления Путин сообщил Западу, что и у него теперь есть вундерваффе – ракеты с ядерными двигателями, такие быстрые, и моргнуть не успеешь – а она уже в твой город попала.


Владимир Путин выступает, ракеты летают .

Правда, реакция Запада оказалась немного не похожей на сталинскую: те же американцы, скажем, на минуту задумались . а потом стали громко и откровенно ржать, словно кони. И не то чтобы подобные ракеты не то, чтобы физически не могут существовать, но для их создания России понадобился бы общий технический и научный уровень, превышающий уровень десятка Илонов Масков вместе со Стивенами Хокингами. Учитывая же самопадающие ракеты-носители, нелетающие самолеты и спутники ГЛОНАСС «с непредсказуемой траектории полета», поверить в подобный технический прорыв совершенно невозможно. Даже если бы мультик, которым Путин доказывал свои слова, был бы не 2007 года, а хотя бы 2016-го.

Некоторые американские остряки, как говорят, уже успели даже порекомендовать Путину замечательное название для новых ракет: «Сиськи Мелании». Дескать, они такие же настоящие, как и грудь жены президента США.

Серьезные немцы

А вот в уважаемой Германии, например, смеяться не торопятся, а взамен позвали специалистов, чтобы те внимательно рассмотрели и тот мультик, и самого Путина, и выдали своё научное мнение – что скрывается за словами воинствующего российского президента?

Потому что мультфильм на самом деле красивый: баллистическая ракета быстренько взлетает вверх, дюзы горят красным, а черный дымовой шлейф в сочетании с ними выглядит этакой мощной визитной карточкой Яроша. Компьютерная анимация демонстрирует, как ракета стартует из России, быстренько делает «круга почета» над планетой . Куда она попадает – мультик не сообщает, но можно понять и это: к западному побережью США. Чтобы, как говорил господин Киселев – в ядерный пепел .

Читать еще:  Что относится к механизмам двигателя

Выступление Путина. Демонстрация траекторий ракет

По словам Путина, подобное теперь вполне возможно, потому что в России изобрели новый, революционный ядерный двигатель, который дарит ей, опять же – по словам российского президента, «почти неограниченный радиус действия». Ни у кого в мире такого нет, а вот у российской армии – есть.

Если бы это было правдой – это было бы действительно сенсацией. В общем, определение «атомная ракета» применяется к ракете, которая несет атомную боеголовку – в отличие от, скажем, «атомной подводной лодки», которая является кораблем с атомным двигателем. Путин утверждает, что у него есть ракеты, которые имеют «и то, и другое, и можно без хлеба»: атомные боеголовки и атомные же двигатели. Таким образом, теоретически, устраняется одна из основных проблем ракетного строительства: большие расстояния требуют много горючего – это делает ракету тяжелой – а это сокращает максимальное расстояние полета. Ядерный двигатель дает больше энергии на такую ​​же массу – значит, ракета может быть меньше и лететь дальше.

Но возможно ли это? «Вообще нельзя представить, что россияне довели подобную ракету до ума«, – считает специалист по ракетной технике, профессор Роберт Шмукер из Технического университета Мюнхена (напомним – тот самый, который доказал, что северокорейские ядерные ракеты на самом деле являются российскими).

Чтобы поставить подобную ракету на вооружение, нужно, по меньшей мере, годами проводить массивные испытания, которые не могут оставаться незаметными из-за больших всплесков радиоактивности, – объясняет он свою мысль.

Техническая проблема заключается в том, что ядерный реактор излучает много тепла, и его следует во время полета постоянно охлаждать. Но, если ракета летит с большой скоростью – она ​​дополнительно нагревается еще и от трения о воздух. «Поэтому сначала нужно разработать соответствующие материалы, которые выдерживали бы подобную скорость и температуру», – считает профессор Шмукер. То есть, революционный технический прорыв, которым хвастается Путин, должен был незаметно для всего мира произойти сразу на нескольких направлениях.

Похожий вывод делает и Оливер Майер из Немецкого фонда науки и политики.

Американцы разрабатывали подобный проект крылатой ракеты с ядерным двигателем еще в 1950-1960-е годы прошлого века, но оставили это дело, – напоминает он.

В общем, Путин сообщил о четырех новых системах вооружения, среди которых – ракета, которая в десять раз превышает скорость звука, а также беспилотная подводная лодка. Но самым прогрессивным оружием является, без сомнения, межконтинентальная ракета «Сармат».


Ракета «Сармат»

Аналитики американской Think Tank CSIS считают, что она должна поступить на вооружение в 2020 году – это год, напомним, в который, по путинскому плану, должно завершиться перевооружение российской армии. Уже сейчас понятно, что с этим перевооружением ничего не получается: ни новых, печально известных танков «Армата» нет в войсках, ни суперстрашных истребителей – лишь пара-тройка экземпляров потихоньку ездят (не летают) по территории сирийской базы Хмеймим, позируя перед израильскими разведывательными спутниками .

Однако, специалисты CSIS не берут во внимание, а лишь предполагают, что это перевооружение таки состоится. Тогда, по их предположению, каждая такая ракета будет в состоянии нести на себе десять больших или шестнадцать малых боеголовок. Кроме того, они якобы имеют системы, которые делают «слепыми» защитные системы противника. Именно эту ракету и демонстрировал Путин в своем мультфильме, который был нарисован в далеком ныне 2007 году.

«Лижать-баяцца!»

Что же, в свое время американцы, объявив в 1945 году, что имеют теперь страшное атомное оружие, доказали свои слова на практике, да еще и страшным способом: розрушили этими бомбами японские города Хиросиму и Нагасаки. Путин в качестве доказательства своих слов показал мультфильм – ну, наверное, это значительно лучше, чем где-то что-то взырвать, но убедительным такое доказательство вряд ли можно назвать. На вопрос же об этом обычно приходит ответ вроде: «Это секретная информация. Вы просто поверьте и испугайтесь».


Такими кадрами Владимир Путин во время выступления запугивал мир

Несмотря на то, что ради выполнения плана этого перевооружения до 2020 года россиянам пришлось сокращать и социальный бюджет, и медицинский, и образовательный, и еще какой только не пришлось – кроме военного и предназанченного на спецслужбы – абсолютное большинство экспертов сходятся во мнении, что план этот выполненным быть не может. Даже не из-за нехватки денег, а из-за гибридной войны против Украины: украинский военно-промышленный комплекс «отпал», а заменить его оказалось нечем (особенно – в условиях пребывания под санкциями). Да и своих проблем тоже хватает. Строительство нового космодрома «Восточный» сопровождается сплошными коррупционными скандалами, рабочие бастуют, потому что не получают своих денег. Ракеты-носители падают из-за плохой работы плохих попов, их плохо освящают. Вообще, когда россияне, у которых постоянно падают самолеты и ракеты, заявляют о каком-то военно-техническом прорыве и новейшем оружии, а в доказательство крутят мультики – то можно понять, почему это все выглядит так смешно.

В конце – маленькая деталь. В мире сейчас есть два лидера государств, которые собственные ядерные «достижения» доказывали с помощью мультфильмов. Это Владимир Путин и Ким Чен Ын. Что ж, по крайней мере на «Оскар» за лучшую анимацию они теперь могут претендовать. На тех же принципах, на которых претендуют, чтобы мир их боялся .

Сверхзвуковой самолет с ядерным двигателем: такое вообще возможно?

Он сможет перенести вас через Атлантику всего за три часа. И не в тесном кресле — с роскошным комфортом, если вы будете лететь первым классом — на скорости в 3680 километров в час, вы не заметите как океан останется далеко позади. Сверзвуковой пассажирский самолет, летящий в три раза быстрее звука — и работающий на энергии атома. Возможно ли такое?

Flash Falcon, похожий на космический аппарат из видеоигры Halo, это футуристический клин, который должен забить дыру, оставленную сверхзвуковым Concorde в 2003 году. Но прототипов построено пока не было — проект жив лишь воображением испанского дизайнера Оскара Виналса.

В самом сердце Flash Falcon лежит идея и вовсе невероятная: самолет работает на ядерной энергии, термоядерный реактор накачивает энергией шесть его электродвигателей.

«Я думаю, ядерный синтез может быть лучшим источником большого количества электроэнергии в будущем, — говорит Виналс. — В то же время, он «зеленый» и не создает опасных отходов».

«Сегодня у нас есть очень четкое представление о том, как работает ядерный синтез; есть много проектов — Токамак, ИТЭР, Стелларатор. Я уверен, что в ближайшие пять-семь лет мы получим первый стабильный и производительный термоядерный реактор», говорит Виналс.

И хоть долгожданный ключ к дешевой и обильной энергии вряд ли прибудет так быстро; концепция Виналса возрождает мечту, которой грезили проектировщики самолетов с 1950-х годов: уместить ядерный реактор в самолет.

Читать еще:  Горит значок неисправность в системе двигателя

1950-е годы были золотым веком дизайна, технологии развивались очень быстро, подпитываясь послесловием послевоенного мира и холодной войной. Поскольку напряженность в отношениях между США и Советским Союзом росла, США искали способ удерживать свои дальнобойные ядерные бомбардировщики в воздухе как можно дольше, чтобы те были намного менее уязвимы к нападению, чем на аэродромах.

Ядерные реакторы теоретически могут оставаться в воздухе месяцами — если ваш самолет будет достаточно большим, чтобы вместить хотя бы две смены экипажа.

Но по словам Саймона Уикса из Института аэрокосмических технологий, поместить ядерный реактор на самолет не так-то просто. Потребуется не только «система замкнутой петли» — реактор, который повторно использует отработанное топливо — но и мощное экранирование. Ядерное деление производит много нейтронов и может быть очень вредным.

Потенциальные катастрофические эффекты крушения самолета с ядерным двигателем положили конец дальнейшим разработкам. И в то время как военные экипажи, выполняя приказ, заступили бы на службу в такой самолет, пассажиры едва ли ступили бы на борт с ядерным реактором. Атомный авиалайнер остался в мечтах художников и энтузиастов.

Но концепцию Виналса питает не ядерное деление, нет. «Обычно люди слышат слова «ядерная энергия» и думают, что это опасно, но в случае ядерного синтеза это не соответствует действительности». Вместо того чтобы создавать цепную реакцию вроде ядерного деления, синтез – слияние двух или более атомов в атом побольше — создает больше энергии, но не образует загрязняющих окружающую среду побочных продуктов».

Но синтез и правда вечно отстоит от нас. «Ядерный синтез всегда в 50 годах», говорит Уикс.

Реакторы остаются в стадии экспериментов; к примеру, проект ИТЭР, который строят во Франции, не заработает раньше чем через десять лет. И даже если такие реакторы докажут свою практичность и смогут вырабатывать дешевую и чистую обещанную энергию, это будет только начало. Нужно будет сделать их маленькими и легковесными.

«С 1940-х по 1980-е годы мы увидели значительное развитие в области технологии ядерного деления, и довольно быстрое. Мы работали над синтезом с 1950-х и так и не построили практичного и рабочего реактора. Мы все еще в 20-30 годах от этого».

У любого альтернативного топлива масса плюсов — керосин, топливо для реактивных двигателей, невероятно универсальный пропеллет. Это отличная среда для создания энергия. Он энергетически плотный, его легко обрабатывать и он работает в широком диапазоне температур, говорит Уикс.

Самолет на ядерном синтезе может быть не построен в следующем столетии. Гибридные формы будут более вероятны; например, пропеллер, который помогает вырабатывать энергию, будет храниться на борту и помогать самолету при взлете. Как ни крути, Flash Falcon слишком амбициозный, чтобы летать с современными технологиями. Но история авиации усеяна примерами того, что когда-то считалось невозможным. Однажды и ядерный синтез к ним присоединится.

Физика крылатой атомной ракеты (обзор)

В общем это обычная схема прямоточки, осесимметричная с обтекаемым центральным телом и обечайкой. Форма центрального тела такова, чтобы за счет скачков уплотнения на входе воздух сжимался (рабочий цикл запускается на скорости 1 М и выше, до которой разгон за счет стартового ускорителя на обычном твердом топливе);
— внутри центрального тела ядерный источник тепла с монолитной АЗ;
— центральное тело скреплено с оболочкой 12-16 пластинчатыми радиаторами, куда от АЗ тепловыми трубами отводится тепло. Радиаторы находятся в зоне расширения перед соплом;
— материал радиаторов и центрального тела, например, ВНДС-1, сохраняющий конструктивную прочность до 3500 К в пределе;
— нагреваем его для верности до 3250 К. Воздух, обтекая радиаторы, нагревается и охлаждает их. Далее он проходит через сопло, создавая тягу;
— для охлаждения обечайки до приемлемых температур — вокруг нее строим эжектор, который заодно увеличивает тягу на 30-50%.

Капсулированный монолитный блок ЯЭУ можно либо устанавливать в корпус перед пуском, либо держать до пуска в докритическом состоянии, а ядерную реакцию запускать при необходимости. Как конкретно — не знаю, это инженерная задача (а значит, поддающаяся решению). Так это явно оружие первого удара, это к бабке не ходи.
Капсулированный блок ЯЭУ можно сделать таким, чтобы он гарантированно не разрушался при ударе в случае аварии. Да, он получится тяжелым — но он получится тяжелым в любом случае.

Для выхода на гиперзвук понадобиться отводить совершенно неприличную плотность энергии в единицу времени на рабочее тело. С вероятностью 9/10 существующие материалы на длинных периодах времени (часы/дни/недели) такое не потянут, скорость деградации будет — бешеная.

Да и вообще, среда там будет агрессивная. Защита от излучения — тяжелая, иначе все датчики/электронику можно на свалку сразу (желающие могут вспомнить Фукусиму и вопросы: «а почему роботам убирать не поручили?»).

И т.д. «Светиться» подобный вундервафль будет знатно. Как передавать на него управляющие команды (если там все напрочь экранировать) — непонятно.

Коснемся достоверно созданных ракет с ядерной энергетической установкой — американской разработки — ракеты SLAM с реактором TORY-II (1959).

Вот этот двигатель с реактором:

Концепт SLAM был трехмаховым низколетящей ракетой внушительных габаритов и массы (27 тонн, 20+ тонн после сброса стартовых ускорителей). Страшно затратный низколетящий сверхзвук позволял по максимуму использовать наличие практически не ограниченного источника энергии на борту, кроме того, важной чертой ядерного воздушного реактивного двигателя является улучшения кпд работы (термодинамического цикла) при росте скорости, т.е. та же идея, но на скоростях в 1000 км/ч имела бы гораздо более тяжелый и габаритный двигатель. Наконец, 3М на высоте в сотню метров в 1965 году означало неуязвимость для ПВО.

Двигатель TORY-IIC. Твэлы в активно зоне представляю собой шестигранные полые трубки из UO2, покрытые защитной керамической оболочкой, собранные в инкалоевых ТВС.

Получается, что раньше концепция Крылатой Ракеты с ЯЭУ «завязывалась» на высокой скорости, где преимущества концепции были сильными, а конкуренты с углеводородным топливом ослабевали.

  • Ролик о старой американской ракете SLAM
    • Показанная же на презентации Путина ракета околозвуковая или слабосверхзвуковая (если, конечно, верить, что на видео именно она). Но при этом габарит реактора уменьшился значительно по сравнению с TORY-II от ракеты SLAM, где он составлял аж 2 метра включая радиальный отражатель нейтронов из графита.Схема ракеты SLAM. Все приводы пневматические, аппаратура управления находится в капсуле, ослабляющей излучение.

    Читать еще:  Что свистит у двигателя на ланосе

    Можно ли вообще уложить реактор в диаметр 0,4-0,6 метра? Начнем с принципиально минимального реактора — болванки из Pu239. Хороший пример реализации такой концепции — космический реактор Kilopower, где, правда, используется U235. Диаметр активной зоны реактора всего 11 сантиметров! Если перейти на плутоний 239 размеры АЗ упадут еще в 1,5-2 раза.
    Теперь от минимального размера мы начнем шагать к реальном ядерному воздушному реактивному двигателю, вспоминая про сложности. Самым первым к размеру реактора добавляется размер отражателя — в частности в Kilopower BeO утраивает размеры. Во-вторых мы не можем использовать болванку U или Pu — они элементарно сгорят в потоке воздуха буквально через минуту. Нужна оболочка, например из инкалоя, который противостоит мгновенному окислению до 1000 С или других никелевых сплавов с возможным покрытием керамикой. Внесение большого количества материала оболочек в АЗ сразу в несколько раз увеличивает необходимое количество ядерного топлива — ведь «непродуктивное» поглощение нейтронов в АЗ теперь резко выросло!
    Более того, металлическая форма U или Pu теперь не годится — эти материалы и сами не тугоплавкие (плутоний вообще плавится при 634 С), так еще и взаимодействуют с материалом металлических оболочек. Переводим топливо в классическую форму UO2 или PuO2 — получаем еще одно разбавление материала в АЗ, теперь уже кислородом.

    Наконец, вспоминаем предназначение реактора. Нам нужно прокачивать через него много воздуха, которому мы будем отдавать тепло. примерно 2/3 пространства займут «воздушные трубки». В итоге минимальный диаметр АЗ вырастает до 40-50 см (для урана), а диаметр реактора с 10-сантиметровым бериллиевым отражателем до 60-70 см.

    Воздушный ядерный реактивный двигатель можно впихнуть в ракету диаметром около метра, что впрочем, все же не кардинально больше озвученных 0,6-0,74 м, но все же настораживает.

    Так или иначе, ЯЭУ будет иметь мощность

    несколько мегаватт, питаемые

    10^16 распадов в секунду. Это означает, что сам реактор будет создавать радиационное поле в несколько десятков тысяч рентген у поверхности, и до тысячи рентген вдоль всей ракеты. Даже установка нескольких сот кг секторной защиты не сильно снизит эти уровни, т.к. нейтронны и гамма-кванты будут отражаться от воздуха и «обходить защиту». За несколько часов такой реактор наработает

    10^21-10^22 атомов продуктов деления c активностью в несколько (несколько десятков) петабеккерелей который и после остановки создадут фон в несколько тысяч рентген возле реактора. Конструкция ракеты будет активирована до примерно 10^14 Бк, хотя изотопы будут в основном бета-излучателями и опасны только тормозным рентгеном. Фон от самой конструкции может достигать десятки рентген на расстоянии 10 метров от корпуса ракеты.

    Все эти сложности дают представление, что и разработка и испытания подобной ракеты — задача на грани возможного. Необходимо создать целый набор радиационно-стойкого навигационного и управляющего оборудования, испытать это все довольно комплексным образом (радиация, температура, вибрации — и все это на статистику). Летные испытания с работающим реактором в любой момент могут превратиться в радиационную катастрофу с выбросом от сотен террабеккерелей до единиц петабеккерелей. Даже без катастрофических ситуаций весьма вероятная разгерметизация отдельных твэлов и выброс радионуклидов.
    Из за всех этих сложностей американцы отказались от ракеты с ядерным двигателем SLAM в 1964 г.

    Конечно, в России до сих пор есть Новоземельский полигон на котором можно проводить такие испытания, однако это будет противоречить духу договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (запрещение вводилось с целью недопущения планомерного загрязнения атмосферы и океана радинуклидами).

    Наконец, интересно, кто в РФ мог бы заниматься разработкой подобного реактора. Традиционно изначально высокотемпературными реакторами занимался Курчатовский институт (общее проектирование и расчеты), Обнинский ФЭИ (экспериментальная отработка и топливо), НИИ «Луч» в Подольске (топливо и технологии материалов). Позже к проектированию подобных машин подключается коллектив НИКИЭТ (например реакторы ИГР и ИВГ — прообразы активной зоны ядерного ракетного двигателя РД-0410). Сегодня НИКИЭТ обладает коллективом конструкторов, которые выполняют работы по проектированию реакторов (высокотемпературный газоохлаждаемый РУГК, быстрые реакторы МБИР, БРЕСТ), а ФЭИ и «Луч» продолжают заниматься сопутствующими расчетами и технологиями соотвественно. Курчатовский институт же в последние десятилетия больше перешел к теории ядерных реакторов.

    Резюмируя, можно сказать, что создание крылатой ракеты с воздушным реактивным двигателеям с ЯЭУ является в целом выполнимой задачей, но одновременно крайне дорогой и сложной, требующей значимой мобилизации людских и финансовых ресурсов, как мне кажется в большей степени, чем все остальные озвученные проекты («Сармат», «Кинжал», «Статус-6», «Авангард»). Очень странно, что эта мобилизация не оставила ни малейшего следа. А главное, совершенно непонятно, в чем польза от получения подобных образцов вооружений (на фоне имеющихся носителей), и как они могут перевесить многочисленные минусы — вопросы радиционной безопасности, дороговизны, несовместимости с договорами о сокращении стратегических вооружений.

    Малогабаритный реактор разрабатывается с 2010 года, об этом докладывал Кириенко в Госдуме. Предполагалось, что его установят на космический аппарат с ЭРД для полетов к Луне и Марсу и испытают на орбите в этом году.
    Очевидно, что для крылатых ракет и подводных лодок используется аналогичное устройство.

    Да, ставить атомный движок можно, и успешные 5 минутные испытания 500 мегаватного движка, сделанные в штатах много лет назад для крылатой ракеты с рам джетом для скорости 3 маха это, в общем-то, это подтвердили (проект Плуто). Стендовые испытания, понятно (движок «обдували» подготовленным воздухом нужного давления/температуры). Только вот зачем? Существующих (и проектируемых) балличтических ракет достаточно для ядерного паритета. Зачем создавать потенциально более опасное (для «своих») в использовании (и тестировании) оружие? Даже в проекте Плуто подразумевалось, что над своей территорией такая ракета летит на значительной высоте, снижаясь на под-радарные высоты только близко к территории противника. Не очень хорошо находиться рядом с незащищенным 500 мегаватным воздушно охлаждаемым урановым реактором про температуре материалов более 1300 цельсиев. Правда, упомянутые ракеты (если они действительно разрабатываются) будут меньшей мощности чем Плутон (Slam).
    Ролик-анимация 2007 г., выданный в презентации Путина за показ новейшей крылатой ракеты с атомной энергетической установкой.

    Возможно, все это подготовка к северо корейскому варианту шантажа. Мы перестанем разрабатывать наше опасное оружие — а вы с нас снимаете санкции.
    Что за неделя — китайский босс пробивает пожизненное правление, российский грозит всему миру.

    Обзор по материалам знатоков из социальных сетей подготовил Валерий Лебедев

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector