Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Локомотивы экономического развития Нижегородской области

Локомотивы экономического развития Нижегородской области

30 июля 2021 года, 14:57

Какие проекты помогут привлечь в регион дополнительные инвестиции.

Нижегородская область заняла шестое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов РФ. Вроде бы сам по себе этот факт ни о чем не говорит. Но если посмотреть динамику развития инвестиционного климата в Нижегородском регионе, то сразу понимаешь, что это гигантский успех. Ведь еще в 2017 году региону досталось 70-е место, в 2018 — уже 57-е. То есть за три последних года в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов Нижегородская область поднялась на 64 позиции. Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов назвал этот результат «фантастическим рывком» и отметил, что «такой успех не бывает случайным». В свою очередь, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что объем инвестиций в основной капитал всех предприятий региона за январь-март 2021 года вырос более чем на 25% и составил 51,1 млрд рублей. Согласитесь, впечатляющая цифра.

Как известно, слабым местом в привлечении инвесторов являются инфраструктурные проекты из-за их медленной окупаемости. В современных условиях частный бизнес не спешит вкладывать деньги в долгосрочные проекты. А это сказывается на темпах развития региона, на возможности решать масштабные задачи развития. Например, дорожное строительство. Чем лучше оно развито, тем успешнее развивается экономика. Вот только в условиях России развитие частной дорожной сети, скорее, станет тормозом экономического развития. При наших расстояниях использовать частные дороги в бизнес-процессах невыгодно.

Именно поэтому так важны государственные и коммерческие кредиты. Наиболее эффективны так называемые длинные кредиты, которые выдаются под разумные проценты. Российские банки такие кредиты в рублях предложить не могут из-за высокой ключевой ставки. Такая политика вынуждает искать дешевые кредиты в валюте. Однако в условиях санкций и высокой волатильности рубля это практически невозможно. Получается замкнутый круг: для развития нужны кредиты, но кредитов на приемлемых условиях нет. Столь актуальные вопросы не находят решений годами. А отсюда вытекают другие проблемы — ветхого и аварийного жилья, изношенных коммуникаций, разбитых дорог и бездорожья и так далее.

Этот замкнутый круг надо было разорвать. Все понимают, что решать вопросы кредитования под инфраструктурные проекты регионов возможно только за счет бюджета. Но ведь и бюджет не резиновый и его не хватает на решение текущих задач. Поэтому было предложено ввести практику инфраструктурных бюджетных кредитов. Предложено выдавать их на 15 лет. Хотя этот срок недостаточен для окупаемости масштабных проектов. Уже раздаются голоса о выдаче таких кредитов на срок до 30 лет. Но в любом случае невозможно выдавать эти кредиты всем подряд. Необходимо более четко определить критерии для проекта, убедиться в гарантии возврата выданных кредитов. Поэтому первоначально выделено несколько пилотных регионов, в число которых вошла и Нижегородская область. В качестве источника кредитов предложено использовать средства ФНБ (Фонда народного благосостояния). Это фактически возврат российских денег на родину и использование их в целях развития российской экономики. До принятия такого решения эти средств Центробанк держал в зарубежных банках и в иностранной валюте. Фактически средства фонда работали на зарубежные экономики, прежде всего экономику США. А наши производители, наши регионы не могли найти кредиты для развития.

В последние полтора года произошла смена парадигмы российской экономической и региональной политики. Пришло понимание, что без существенных финансовых вливаний в экономику страны невозможно осуществить экономический прорыв. Было принято непростое решение об использовании средств Фонда национального благосостояния на кредитование крупных инвестиционных проектов. Регионам будут выделять серьезные бюджетные деньги для масштабных инфраструктурных проектов, под личную ответственность конкретным губернаторам, проявившим наибольшую активность в разработке таких проектов, и готовность к их реализации.

Специалисты хорошо знают, что именно масштабные расходы на инфраструктуру за счет долгового финансирования приводят к выдающимся темпам экономического роста. Об этом свидетельствует мировой опыт. Для инфраструктурных проектов в нашем регионе был использован масштаб нижегородской агломерации. По словам Глеба Никитина, опыт развития ведущих российских регионов, который мы вместе изучали, демонстрирует, что это возможно, только если будет разработана системная комплексная программа развития территорий. Здесь яркий пример у всех на глазах — это город Москва. Четкая продуманная стратегия развития, масштабные инвестиции в инфраструктуру сформировали устойчивую основу для роста экономики, то есть для экономического роста, который на годы вперед, а, может даже, на десятилетия вперед, обеспечит стабильное развитие города. Именно на базе применения такого подхода сформирована программа развития нижегородской агломерации.

По сообщению пресс-службы правительства, Нижегородская область направила в правительство РФ заявку на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на сумму 61,4 млрд рублей сроком на 15 лет с выборкой до конца 2023 года. Заявка Нижегородской области на инфраструктурный кредит уже одобрена.

В заявке речь идет о редевелопменте территории исторического центра Нижнего Новгорода, что позволит эффективно использовать более 250 га в шаговой доступности от Нижегородского кремля.

Еще один проект — развитие южных территорий города для жилищного строительства площадью почти 7 млн кв. м. При этом 20 тысяч человек уже проживают на данных территориях и остро нуждаются в качественной и доступной инфраструктуре, в том числе транспортной.

Читать еще:  Водометные двигатели для лодок что это

Третий проект — полное реформирование транспортной инфраструктуры. В Нижегородской области ведется работа по созданию единой маршрутной сети, объединяющей общественный транспорт в Нижнем Новгороде, на Бору, в Дзержинске, Арзамасе, а также в Балахнинском, Городецком, Кстовском и Богородском районах. Планируется построить в Нижнем Новгороде центр управления интеллектуальной транспортной системой, которая будет автоматически управлять дорожным движением на уровне региона. При этом оплата услуг перевозчика не будет привязана к количеству перевезенных пассажиров, что исключит понятие выгодных маршрутов, гонки за пассажирами и другие издержки общественного транспорта.

По словам замгубернатора Сергея Морозова, жители шести населенных пунктов, расположенных в центре Нижегородского области, ежегодно совершают около 500 млн поездок. Для того, чтобы сделать их удобными и быстрыми, правительство планирует задействовать несколько инструментов: построить четыре новых станции метро, новую канатную дорогу через Оку, проложить две магистральные ветки трамвая, а также обновить весь подвижной состав.

Ключевым пунктом развития транспортной системы нижегородской агломерации станет метро. Планируется построить сразу четыре новые станции — «Оперный театр», «Сенную», «Варю» и «Сормовскую». Причем на конечных станциях по примеру Москвы предполагается организовать ТПУ — транспортные пересадочные узлы. По расчетам регионального минтранса, после запуска новых станций метро пассажиропоток в нижегородской подземке увеличится сразу в 2,5 раза.

Каркасом наземной пассажирской системы Нижегородской агломерации станет электротранспорт. В планах правительства — построить 10-киллометровую линию трамвая от Мызы до Новинок, 13-киломметровую ветку трамвая от центра Сормова в 7-й микрорайон и километровую рельсовую смычку по переулку Райниса — чтобы соединить автозаводское и ленинское направления. Первый этап модернизации городского электротранспорта, который включает в себя также ремонт путей и закупку 202 трамвайных вагонов и 157 троллейбусов, оценен в 51 млрд рублей.

Правы те, кто утверждает, что масштабные инвестиционные проекты являются локомотивами экономического развития и в свою очередь привлекают в регион дополнительные инвестиции. Как видим, после юбилея Нижнего Новгорода нам будет что осваивать и строить.

Экстенсивный путь экономического развития государства

Рост экономики является одной из важнейших целей для любого государства. Достигаться он может несколькими путями, совершенно противоположными друг другу.

Следует отметить, что пути экономического развития каждая страна выбирает в зависимости от наличия природных или человеческих ресурсов. Наиболее удачный вариант — смешанная система, которая наблюдается, например, в Германии. Это обеспечивает рост производства и многостороннее развитие экономики.

Пути экономического развития

Существует два типа экономического развития государства:

  1. Интенсивный путь состоит в повышении качества и, следовательно, увеличении эффективности различных факторов производства. В качестве примера можно привести такой фактор, как повышение квалификации сотрудников предприятия.
  2. Экстенсивный путь — полная противоположность предыдущему типу роста экономики, то есть увеличение объемов происходит за счет повышения количества используемых факторов производства, например, применения дополнительного оборудования. При этом технологическая база не подлежит усовершенствованию. Данное направление экономического развития всегда ограничено наличием ресурсов: природных и трудовых.

За счет чего может расти экономика стран? В видео вы найдете ответ на этот вопрос.

Если говорить о первоначальном пути роста экономики, который был исторически возможен в любой стране, в том числе и в России, то, конечно, это было экстенсивное воспроизводство. Посредством повышения количественного результата производства происходило увеличение численности сотрудников (рабочих) или количества рабочих часов. Иногда применялись оба этих условия.

В СССР в послевоенное время был скачок роста сельского хозяйства, связанный как раз с экстенсивным типом развития. В максимально короткие сроки было засеяно много новых земель, что позволило сильно увеличить количество полученного урожая. Многие помнят или слышали об известном лозунге: «Пятилетку в три года!».

Факторы экстенсивного развития

К факторам, влияющим на экстенсивный тип воспроизводства, в первую очередь относятся:

  • Увеличение количества работников, то есть рабочей силы. Непременное условие — рост числа работников должен происходить с постоянной периодичностью, иначе результат будет совершенно противоположный и прогресса достичь не удастся.
  • Географический фактор. Он переплетается с предыдущим. Только в основе лежит увеличение количества новых предприятий, то есть мест, где будут работать новые сотрудники. Ярким примером организаций, которые идут по экстенсивному пути экономического роста, являются сети ресторанов быстрого питания. За счет увеличения количества ресторанов в разных городах повышаются и показатели роста производства.
  • Капитал. Увеличение финансовых вложений в производство неизбежно приводит к повышению его результативности. Происходит это за счет приобретения, например, большего количества применяемого оборудования.
  • Повышение числа используемых природных ресурсов. То есть увеличение посевных площадей или строительство новых шахт. Новые технологии в этом случае не применяются.

Преимущества и недостатки

В каждом типе экономического развития есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Если говорить об экстенсивном направлении в развитии экономики, то основными преимуществами будут являться:

  • простота методов повышения объема производимых товаров, ведь экстенсивное производство — наиболее простой путь роста экономики;
  • быстрый прогресс, то есть высокая скорость роста производства и освоения новых площадей;
  • сокращение или в некоторых случаях полная ликвидация безработицы.
Читать еще:  В каких принтерах используются шаговые двигатели

Это видео раскрывает понятие «экономический рост».

Несмотря на перечисленные плюсы, необходимо обратить внимание на недостатки экстенсификации воспроизводства:

  • один из главных минусов при длительном периоде экстенсивного хозяйства — неизбежный технический застой, то есть рост количества выпущенных продуктов не сопровождается внедрением новых технологий и никак не зависит от научно-технического прогресса, производительность труда не растет;
  • застой в экономике приводит к повышению стоимости продукции или понижению заработной платы сотрудников;
  • со временем ухудшаются условия воспроизводства, так как стареет оборудование, истощаются природные ресурсы;
  • отсутствие профессионального роста сотрудников, так как их квалификация остается на постоянном уровне;
  • этот вид экономического развития очень ограничен и носит затратный характер.

В любом случае, экстенсивный путь развития экономики создает все условия для ее роста. Однако, увеличение объема выпускаемой продукции не приводит к повышению ее качества.

Таким образом, экстенсивный тип экономического роста, широко используемый предыдущими поколениями, не является самим по себе эффективным в условиях современной экономики. Масштабы производства в настоящее время вынуждают использовать новые технологии и ресурсы. Для этого нужно либо полностью перейти на интенсификацию производства, либо комбинировать оба типа экономического развития.

Видео

В этом видео анализируются оба пути экономического роста.

От чего зависит экономическое развитие района?

Глава администрации Партизанского района Александр Крепак:

— Партизанский район занимает более 25 процентов в объеме промышленного производства Минска. Развитие района напрямую зависит от эффективности работы промышленного комплекса. Это в первую очередь развитие действующих и создание новых производств, привлечение инвестиций, освоение новых видов продукции, наращивание экспорта товаров и услуг, диверсификация рынков, импортозамещение, инновационное развитие предприятий, эффективность использования площадей и территорий.

Внимание уделяется строительным, жилым объектам, улучшению работы социальной сферы, созданию благоприятных условий для развития отрасли торговли и услуг. Немаловажны в развитии района роль предприятий малого бизнеса, реализация инновационных проектов технопарком, наращивание объемов услуг, оказываемых предприятиями молодежной социальной службы.

Основное направление развития экономики — реализация программы модернизации, что позволит конкурировать как по ценовым, так и по качественным характеристикам на внутреннем и внешнем рынках.

Глава администрации Заводского района Олег ЖОГЛО:

— 106 предприятий Заводского района Минска являются резидентами свободной экономической зоны “Минск”. Это производственные и коммунально-обслуживающие объекты, ориентированные прежде всего на внедрение современных ресурсосберегающих технологий и применение перспективных систем очистки сточных вод. Реализуются инвестиционные проекты в машиностроении, строительной индустрии и других отраслях.

В перечень организаций, подлежащих модернизации в 2013—2015 годах, по Заводскому району вошло восемь организаций коммунальной формы собственности и семь организаций республиканского подчинения. В итоге планируется создать 452 новых рабочих места, в том числе 340 высокопроизводительных рабочих мест с выработкой в год более шестидесяти тысяч долларов.

Глава администрации Центрального района Олег ПОСКРОБКО:

— Ключевое место в развитии экономики района будет занимать структурная перестройка ее промышленного комплекса: с одной стороны — замедление темпов развития традиционных, в основном материало- и энергоемких крупных производств, с другой стороны — ускоренное развитие наукоемких экспортно ориентированных производств малого и среднего бизнеса. Приоритетными направлениями развития станут такие наукоемкие отрасли, как промышленность информационных технологий, включая информационно-интеллектуальные системы, средства связи и т. д.

Центральный район является престижным, а потому привлекательным, перспективным и выгодным местом для иностранных капиталовложений, предпочтение которому отдают инвесторы из таких стран мира, как Россия, Кипр, Китай, Катар, Чехия. Основной объем прямых иностранных инвестиций обеспечивают крупнейшие инвесторы района, в том числе ИООО “Пекинско-Минская компания “БиЮСиСи”, СООО “Галерея Концепт” и другие.

Экономический рост. Его типы и факторы

Экономический рост – в узком смысле: это процесс, который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния.

в широком смысле: — экономический рост, как показатель экономического развития, является главной траекторией развития общества. В совокупности с социальными, политическими, демографическими и другими признаками, он определяет направление движения общества, устанавливая характер общественного развития в целом сту народного благосостояния.

Экономическая наука выделяет два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

При экстенсивном (расширяющем) типе экономический рост происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников, а также за счет увеличения мощности предприятия, то есть увеличения установленного оборудования. При этом технологическая база остается неизменной. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.

Экстенсивный рост производства – самый простой и исторически первоначальный путь расширенного воспроизводства. Его достоинство в том, что это наиболее легкий путь повышения темпов хозяйственного развития. С его помощью происходит быстрое освоение природных ресурсов, а также удается сравнительно быстро сократить или ликвидировать безработицу, обеспечить большую занятость рабочей силы.

Читать еще:  Что нужно сделать чтобы двигатель тиха работал

Более сложный тип экономического роста – интенсивный (напряжение). Главное здесь –совершенствование технологии производства, повышение основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста – повышение производительности труда. Этот тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Практически рост его производства обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и так далее.

факторы экономического роста:

— Количество и качество природных ресурсов

затраты труда (это к трудовым относится)- Этот фактор определяется прежде всего численностью населения страны. Однако часть населения не включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда, к ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д. Желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу.

капитал— это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами. Фабричные здания и конторы с их оборудованием являются факторами производства, потому что работники, вооруженные большим количеством машин, будут производить больше товаров. Товарные запасы также вносят свой вклад в производство.

Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.

Научно-технический прогресс (ну или просто технический) является важным двигателем экономического роста любого государства и включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства. Научно-технический прогресс позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста.

Циклический характер экономического развития.

Природа и общество развиваются циклически. Цикл – это периодическое повторение одних и тех же явлений или состояний. Экономический цикл – это единство и последовательная смена четырёх фаз: кризис, депрессия, оживление, подъём.

В экономике наблюдаются самые разные колебания, носящие объективный характер.

1. Связанные с обновлением отдельных элементов капитала.

2. Колебания, связанные с обновлением основного капитала.

3. Колебания, связанные с обновлением частей зданий, сооружений.

4. Колебания, связанные с демографическими процессами, сельскохозяйственным производством.

Основные концепции государственного регулирования экономики.

История гос-ного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной эк-кой школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.б) Классическая теория. В соответствии с классическим подходом гос-во должно обеспечивать безопасность жизни че-ка и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные эк-кие свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.в) Кейнсианская теория. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль гос-ва. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной» так как он рассматривает эк-ку в состоянии депрессии. По его теории, гос-во должно активно вмешиваться в эк-ку по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход эк-ки из кризиса. Кейнс считал, что гос-во должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина кап-ских кризисов — перепроизводство товаров. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. В 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы гос-ного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.г) Неоклассическая теория. Сторонники эк-ки предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного пред-ства. Эк-кий пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией гос-во должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения произ-ти производства. Главные преграды на этом пути — высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. В неоконсервативной модели гос-во может лишь косвенно влиять на эк-ку. Главная же роль в реализации эк-го развития страны отводится рыночным силам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector