Ответы на логические задачи
Ответы на логические задачи. Логические задачи 1 вариант — копия. Логические задачи 1 вариант Дайте логическую характеристику следующим понятиям совесть
Логические задачи
1.Дайте логическую характеристику следующим понятиям:
- совесть — общее, абстрактное, положительное, безотносительное, несобирательное понятие;
- менеджер – общее, конкретное, положительное, несобирательное, безотносительное;
- стихотворение И. Бунина — общее, конкретное, положительное, несобирательное, безотносительное.
2. Произведите ограничение следующих понятий:
- костюм – офисный костюм – драповый костюм – женский костюм – женский костюм «Милена»;
- время года – лето;
- праздник – региональный праздник – праздник, посвященный дню рождения города – День города Тверь.
помощью кругов Эйлера:
- преступление, взятка, ограбление;
- рота, взвод, отделение;
- мебель, стол, письменный стол, шкаф.
4. Установите вид следующих суждений по объединенной
классификации:
- некоторые геометрические фигуры не являются трапециями – частноотрицательное;
- есть книги, которые студенты читают с большим интересом – частноутвердительное;
- все музыканты имеют специальное образование – общеутвердительное.
5. Установите распределенность терминов в следующих суждениях:
- все рекорды – наивысшие достижения — субъект данного суждения распределен, он взят в полном объеме, так как речь идет о всех рекордах, предикат данного суждения — нет.
- некоторые участники авторалли не закончили пробег — субъект этого суждения не распределен (мыслится лишь часть участников авторалли), предикат распределен — в нем мыслится, что закончили пробег все участники авторалли, ни один из которых не включен в ту часть участников авторалли, которая мыслится в субъекте.
6. Определите отношение между суждениями:
- все книги, прочитанные мной за этот год, – интересные;
- некоторые книги, прочитанные мной за этот год, – интересные.
В отношениях подчинения.
7. Сделайте вывод с помощью обращения и противопоставления
предикату:
- ни один из здравомыслящих людей не станет гулять под дождем без зонта.
S — здравомыслящие люди
Р — станет гулять под дождем без зонта
В результате превращения получаем (Формула превращения: «Ни одно S не есть не – Р» — «Все S есть Р»):
все здравомыслящие люди станут гулять под дождем без зонта.
В результате обращения получаем (формула обращения: « Ни одно S не есть Р» — «Ни одно Р не есть S»):
не станет гулять под дождем ни один из здравомыслящих людей.
Результат противопоставления предикату (Формула обращения: «Все S есть Р» — « Некоторые Р есть S»):
некоторые кто станет гулять под дождем без зонта здравомыслящие люди.
8. Установите фигуру и модус силлогизмов:
Все судьи хорошо знают законы
Этот человек – судья
Этот человек хорошо знает законы
Все судьи (М) хорошо знают законы (Р)
Этот человек (S) хорошо знает законы(P)
M P
Действует правило 1 фигуры: 1) Меньшая посылка должна быть утвердительной; 2) Большая посылка должна быть общей.
1 фигура: ААА, ЕАЕ, AII, EIO.
Некоторые компьютеры являются устаревшими устройствами
Некоторые устаревшие устройства являются электронно-вычислительными машинами
Всякий компьютер (M) является электронно-вычислительным устройством (P)
Некоторые компьютеры (M) являются устаревшими устройствами (S)
Некоторые устаревшие устройства (S) являются электронно-вычислительными машинами (P)
Действует правило 3 фигуры: 1) Меньшая посылка должна быть утвердительной; 2) Заключение должно быть частным.
3 фигура: AAI, EAO, IAI, OAO, AII, EIO.
9. Сделайте логический вывод (если он отсутствует) и проверьте правильность полученных силлогизмов:
Некоторые виды спорта – зрелищны
Некоторые виды спорта – игровые
Игровые виды спорта – зрелищны
Все непрокомпостированные билеты – недействительны
Этот билет не прокомпостирован
Некоторые (М) виды спорта – зрелищны (Р)
Некоторые (М) виды спорта – игровые (S)
Игровые (S) виды спорта – зрелищны (P)
Действует правило 3 фигуры: 1) Меньшая посылка должна быть утвердительной; 2) Заключение должно быть частным.
Все непрокомпостированные билеты (Р) – недействительны (М)
Этот билет (Р) не прокомпостирован
Этот билет (Р) – не действителен (М)
Данный силлогизм составлен неверно. Ни одна фигура силлогизма к данным суждениям не подходит.
10. Используя разделительную посылку, постройте умозаключение: а)
по утверждающе-отрицающему модусу; б) по отрицающе-утверждающему модусу.
Если разделительная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в
явной логической форме:
- сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной.
Сдельная оплата труда может быть индивидуальной (р) или коллективной (q).
а) Строим умозаключение по утверждающе-отрицающему модусу: Сдельная оплата индивидуальна (р). Следовательно, она не коллективна (q). p q, p заключение следует с необходимостью q.
по Логике (10)
Главная > Контрольная работа >Логика
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
по дисциплине: «Логика»
Выполнил: студент 11 группы заочного отделения Цыплаков А.Ю.
Проверил: научный руководитель д.ф.н., профессор Медведев Н.В.
Дать полную логическую характеристику двух понятий.
Дать полную логическую характеристику видов понятий значит определить вид понятия по количеству и качеству.
По количеству (по объему) понятия делятся на:
А) Единичные и общие (либо то, либо другое)
единичные (предмет существует в одном экземпляре и другого такого нет. Например: Луна ),
общие (существует 2 и более предмета данного вида. Например: шпаргалка, зачётка).
Б) Пустые и непустые (либо то, либо другое)
пустые (нулевые) понятия (отображают предмет, объект или процесс, которого реально не существует. Например: эликсир молодости, сухой дождь.)
непустые понятия отображают реально существующий предмет, объект или процесс. Например зачет, армия.
По качеству (по содержанию) понятия делятся на:
А) Утвердительные (положительные) и отрицательные (либо то, либо другое):
утвердительные понятия отражают у предмета наличие какого-либо признака. Например: стол, стул.
отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака; они формируются простым прибавлением к любому положительному понятию частицы «не», в латинских словах частицы «а»; прибавлением приставки «без». Например: неряха, аполитичность, безнравственность.
Б) конкретные и абстрактные (либо то, либо другое)
конкретные понятия отражают предмет (явление, процесс) в целом: «ночь», «улица», «фонарь». «аптека» и т.п.
абстрактные понятия отражают отдельное свойство предмета, отдельный его признак, и отражают его так, как будто бы он существуют независимо от своего предмета-носителя, например: «белизна», «крутизна», «всхожесть», «человечность», «лошадность», «вечность» и пр.; а так же процессы , чувства, состояния и т.д. Например: «боль», «дружба», «зависть».
В) соотносительные и безотносительные (либо то, либо другое)
соотносительные понятиями описывают предметы для существования которых должен существовать какой-то другой предмет. Например: «отец» (отцом самому себе быть нельзя, нужен другой объект), «должник» (должником самому себе быть нельзя, нужен другой объект) и пр.
безотносительные понятиями мыслятся сами по себе, без обязательного соотнесения их с другими. Например: «кот» (кот не является котом кому-то, он кот сам по себе), «мальчик» (мальчик не является мальчиком кому-то, он кот сам по себе) и др.
Логическая характеристика понятий газета, истина.
1. Газета (общее, конкретное, положительное, безотносительное);
2. Истина (общее, абстрактное, положительное, относительное);
Выполните операции обобщения, а затем ограничения трех понятий.
Обобщение — логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом
к понятию с большим объемом. Другими словами, логическая операция перехода от видового понятия к родовому посредством усечения содержания исходного понятия
Пример: 1. Если из содержания понятия «Аграрный университет» исключить видовой признак «аграрный», то получим родовое понятие «университет», дальнейшим обобщением будет «высшее учебное заведение». Аграрный университет (А) Университет (В) Высшее учебное заведение (С)
2. Многоэтажный дом (А), дом (В), жилой массив (С).
3. Военный офицер (А), военный (В), армия (С).
Ограничение — логическая операция (обратная обобщению) перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Другими словами это есть переход от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.
Пример: 1. «Высшее учебное заведение», то понятие «университет» можно рассматривать как его ограничение, а понятие «Аграрный университет» будет ограничением последнего. 2. «Жилой массив», понятие «дом» его ограничение, а понятие «многоэтажный дом» ограничение последнего. 3. «Армия», ограничение – «военный», «военный офицер» ограничение последнего.
Привести примеры ошибочных определений и делений понятий.
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением.
Определение должно быть соразмерным
Понятия должны находиться в отношении равно-объемности. Например, определение «Рецидивист – лицо, совершившее умышленное преступление после судимости за ранее совершенное умышленное преступление» является соразмерным. Если же «рецидивист» определяется как лицо, совершившее умышленное преступление, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия («лицо, совершившее умышленное преступление») шире объема определяемого понятия («рецидивист»).
Правило будет нарушено и в том случае, если определяющее понятие окажется по своему объему уже определяемого. Такая ошибка будет допущена, если, например, рецидивиста определить как лицо, совершившее умышленное преступление после судимости за ранее совершенное умышленное преступление против личности. В этом примере определяющее понятие не охватывает других видов преступлений, за которые рецидивист мог быть осужден в прошлом.
Определение не должно заключать в себе круга.
Разновидностью круга в определении является тавтология – ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.
Например, идеалист – человек идеалистических убеждений; неосторожное преступление – это преступление, совершенное по неосторожности. Такие ошибочные определения называют «то же через то же самое». Эти и им подобные определения не раскрывают содержания понятия. Если мы не знаем, что такое идеалист, то указание на то, что это человек идеалистических убеждений, ничего не прибавит к нашим знаниям.
Определение должно быть ясным.
Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке,
Один из героев пьесы Мольера «Мнимый больной» построил свое рассуждение о причине усыпляющей силы опиума следующим образом: опиум усыпляет потому, что он имеет усыпляющую силу, а усыпляющую силу опиум имеет потому, что он усыпляет.
Определение не должно быть отрицательным.
Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является. Таково, например, определение «Сравнение – не доказательство». Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. «Безбожник – это человек, не признающий существования бога», «Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен» – примеры правильных определений.
Деление понятия — это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия (множество) на ряд членов деления (подмножеств). При делении понятия объем делимого (родового) понятия раскрывается путем перечисления его видов. Например, делимое (родовое) понятие “инертный газ” делится на следующие члены деления (виды): “гелий”, “неон”, “аргон”, “криптон”, “ксенон”, “радон”. В зависимости от цели, практических потребностей одно понятие можно разделить по различным основаниям деления (например, по функционированию во времени вулканы делятся на действующие, уснувшие и потухшие; по форме — на центральные и трещинные).
Суждение – это форма мысли, посредством которой что-либо утверждается или отрицается, и которая принимает логическое значение истинности или ложности.
Объединённая классификация по качеству и количеству:
Общеутвердительные – это такие суждения, которые являются общими по количеству, и утвердительными по качеству (Все растения живут). — А
Частноутвердительные – это частные суждения по количеству и утвердительные по качеству (некоторые растения хвойные) — J
Общеотрицательные – это суждения, которые являются общими по количеству, отрицательными по качеству (Люди не поддаются лести) — E
Частноотрицательные – частные по количеству и отрицательные по качеству. (некоторые люди не поддаются лести) – O
Сложное суждение – это суждение образованное из 2-х и более простых суждений, посредством логических союзов.
Например: “Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям”. Если одно из составляющих суждений – “Кража относится к умышленным преступлениям” – обозначить символом р, другое суждение – “Мошенничество относится к умышленным преступлениям” – символом q, а связь между ними знаком, то в целом соединительное суждение можно символически выразить как р Ù q.
“Преступление – это общественноопасное и противоправное деяние”. — S есть Р1 и Р2.
“Договор купли-продажи может быть заключен в устной или письменной форме”. Если одно из суждений – “Договор купли-продажи может быть заключен в письменной форме” обозначить р, другое суждение – “Договор купли-продажи может быть заключен в устной форме” – q, а дизъюнкцию – символом Ú, то в целом разделительное суждение символически можно выразить как р Ú q.
6. Пример: Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен.
Это рассуждение на языке логики высказываний можно записать тремя отдельными высказываниями. Однако никакой связи между ними установить не удастся. На языке логики предикатов эти предложения можно выразить с помощью двух предикатов: «быть человеком» и «быть смертным». Первое предложение устанавливает связь между этими предикатами.
7. В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее:
1. Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом.
2. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами.
3. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом.
4. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика.
5. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником.
6. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом.
Логический практикум. 1. Дайте полную логическую характеристику понятия, например, «юрист» Имя (понятие) По объему По содержанию единичное общее
1. Дайте полную логическую характеристику понятия, например, «юрист»
Имя (понятие) | По объему | По содержанию | |||||||||
единичное | общее | полное | пустое | конкретное | абстрактное | относительное | безотносительное | положительное | отрицательное | собирательное | несобирательное |
Юрист | + | + | + | + | + | + | |||||
Правительство | |||||||||||
Учитель | |||||||||||
Невиновность | |||||||||||
Законность | |||||||||||
Бескорыстие | |||||||||||
Министерство юстиции | |||||||||||
Созвездие Большой Медведицы | |||||||||||
Уголовный кодекс | |||||||||||
Зевс | |||||||||||
Демократия | |||||||||||
Сервиз |
2. Соотнесите данные понятия.
Понятия | Графическая схема (круги Эйлера) |
1. Континент (К), Африка (А), Европа (Е), Франция (Ф) | |
2. Высшее учебное заведение, университет | |
3. Юрист, депутат парламента | |
4. Тайное хищение чужого имущества, кража | |
5. Писатель, русский писатель | |
6. Президент, президент Франции, глава государства | |
7. Сын, внук, читатель «Комсомольской правды» | |
8. Студент, учащийся, гражданин России | |
9. Рука, больная рука, большой палец | |
10. Холодное оружие, орудие преступления, кинжал | |
11. Река, судоходная река, устье реки | |
12. Отец, сын, дед, внук, брат |
3. Подберите родовое и видовое понятия для данного, например, «коза»
Видовое понятие | Данное понятие | Родовое понятие |
Дедушкина коза Маня | Коза | Животное |
Тетрадь | ||
Трактор | ||
Школьник | ||
Слон | ||
Портфель | ||
Земля | ||
Ландыш | ||
Больница |
4. Решение логических задач табличным способом. Логическая задача – это ситуация с запутанными условиями. Подход к решению таких задач предполагает сведение их к некоторой модели (графической – в виде таблицы, графа или аналитической – в виде формулы). Используя начальные сведения о главной характеристике высказывания – значении истинности, можно успешно решать логические задачи таблично. Главные шаги связаны с анализом и систематизацией условий, выявлением утверждений и их значения истинности, выдвижением предположений и проверкой их на отсутствие противоречия с условиями, применением операции отрицания (если а – истинно, то не-а – ложно, и наоборот). Результаты анализа условия задачи заносятся в таблицу.
Пример. На столе лежат три пачки тетрадей. На каждой пачке есть надпись. На одной – «10-й класс»; на другой – «7-й класс»; на третьей – «7-й или 8-й класс». Ни одна надпись не верна. Какие тетради в каждой из пачек?
Решение. Имеется три пачки тетрадей и три утверждения, истинность которых нужно установить. Их соотношение представим в таблице. Анализируя условия, заполняем таблицу, проставляя знаки «+» (истина), « – » (ложь) в пересечениях. Учитываем, что в таблице как по горизонтали, так и по вертикали должно быть одно значение «истина». По условию, следующие утверждения, которые оказываются в пересечениях таблицы, ложны: «10-й класс – в первой пачке», «7-й класс – во второй пачке». Из ложности утверждения «7-й или 8-й класс – в третьей пачке» следует, что в третьей пачке тетради не 7-го и не 8-го класса, значит, в третьей пачке тетради 10-го класса. Дальше таблица подсказывает разрешение ситуации: так как в графе «3-я пачка» все строки заполнены, нужно проставить знаки истинности в других строках, помня, что в каждой горизонтали может быть только один «+».
1-я пачка | 2-я пачка | 3-я пачка | |
«10-й класс» | – | – | + |
«7-й класс» | + | – | – |
«8-й класс» | – | + | – |
Ответ: в первой пачке – тетради 7-го класса, во второй – 8-го класса, в третьей – 10-го класса. Противоречия с условием нет.
Задача 1. На одном заводе работали три друга: слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии: Борисов, Иванов, Семенов. У слесаря нет ни братьев, ни сестер. Он самый младший из друзей. Семенов женат на сестре Борисова и старше токаря. Назовите фамилии токаря, слесаря и сварщика.
Задача 2. Кондратьев, Давыдов и Федоров живут на нашей улице. Один из них – столяр, другой – маляр, третий – водопроводчик. Недавно маляр просил своего знакомого столяра сделать кое-что для своей квартиры, но ему сказали, что столяр работает в доме водопроводчика. Известно также, что Федоров никогда не слышал о Давыдове. Нужно установить, кто чем занимается.
Задача 3. В семье трое детей. Тоне вдвое больше лет, чем Гале, тогда как Жене исполнится столько же лет, сколько Тоне сейчас. Кто из них самый старший, кто самый младший, кто средний по возрасту?
Задача 4. В семье четверо детей: 5, 8, 13 и 15 лет. Детей зовут: Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?
Задача 5. На столе в бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас, вода. В каком сосуде находится каждая из жидкостей, если известно, что:
1) вода и молоко не в бутылке;
2) сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом;
3) в банке не лимонад и не вода;
4) стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.
Задача 6. Пять разных человек живут в пяти разных домах разного цвета, ездят на пяти разных марках автомобилей, выращивают пять разных видов животных и пьют пять разных видов напитков. Кто из них выращивает рыбок, если известно, что:
1) норвежец живет в первом доме;
2) англичанин живет в красном доме;
3) зеленый дом находится слева от белого;
4) датчанин пьет чай;
5) тот, кто ездит на «Вольво», живет рядом с тем, кто выращивает кошек;
6) тот, кто живет в желтом доме, ездит на «Ауди»;
7) в гараже немца стоит «Мерседес»;
8) тот, кто живет в центре, пьет молоко;
9) сосед того, кто ездит на «Вольво», пьет воду;
10) тот, у кого «Тойота», выращивает птиц;
11) швед выращивает собак;
12) норвежец живет рядом с синим домом;
13) тот, кто выращивает лошадей, живет в синем доме;
Дайте полную логическую характеристику понятия по всем видам
Понятие 1 : УЧИТЕЛЬ
а) Единичное | б) Общее |
в) Универсальное | г) «Пустое» |
д) Положительное | е) Отрицательное |
ж) Относительное | з) Безотносительное |
и) Собирательное | к) Несобирательное |
л) Конкретное | м) Абстрактное |
Понятие 2: «СЛУЧАЙНОСТЬ»
а) Единичное | б) Общее |
в) Универсальное | г) «Пустое» |
д) Положительное | е) Отрицательное |
ж) Относительное | з) Безотносительное |
и) Собирательное | к) Несобирательное |
л) Конкретное | м) Абстрактное |
ТЕСТ № 4
Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида,
А какие — части и целого
а | б | |
Понятия | Род и вид | Часть и целое |
1. Государственная власть – Парламент | ||
2. Лицемерие – Двуличие | ||
3. Мечеть – Минарет | ||
4. Галактика – Созвездие | ||
5. Военно-морской флот – Эскадра | ||
6. Элементарная частица – Протон | ||
7. Система права – Гражданское право | ||
8. Преступление – Умышленное преступление | ||
9. Политическая структура – Партия | ||
10. Образное выражение – Поговорка | ||
11. Учебное заведение – Университет | ||
12. Живопись – Натюрморт | ||
13. Университет – Факультет университета | ||
14. Фрукты – Овощи | ||
15. Транспорт – Гужевой транспорт |
ТЕСТ № 5
Определите отношения между понятия
Понятия 1: ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ – УНИВЕРСИТЕТ
а) Сравнимость | б) Несравнимость |
в) Совместимость | г) Несовместимость |
д) Равнозначность | е) Контрадикторность |
ж) Пересечение | з) Контрарность |
и) Подчинение | к) Соподчинение |
Понятия 2: ЮРИСТ – СЛЕДОВАТЕЛЬ
а) Сравнимость | б) Несравнимость |
в) Совместимость | г) Несовместимость |
д) Равнозначность | е) Контрадикторность |
ж) Пересечение | з) Контрарность |
и) Подчинение | к) Соподчинение |
ТЕСТ № 6.
Определите вид отношений между понятиями и укажите схемы,
Соответствующие этим отношениям
Схемы:
Названия отношений:
Понятия | Схема отношения – № | Название отношения – № |
1. Юрист – Депутат парламента | ||
2. Прямая линия – Кривая линия | ||
3. Военный корабль – Эсминец | ||
4. Мать – Дочь | ||
5. Сильный – Слабый | ||
6. Рука – Верхняя конечность тела |
ТЕСТ № 7
Определите, являются ли данные примеры обобщения (ограничения) правильными или неправильными
а | б | |
Понятия | Правильное обобщение | Неправильное обобщение |
1. Преступление – Правонарушение | ||
2. Калий – Металл | ||
3. Товарное производство – Капитализм | ||
4. Халатность – Должностное преступление | ||
5. Месяц – Год | ||
6. Москва – Столица России |
а | б | |
Понятия | Правильное ограничение | Неправильное ограничение |
7. Циферблат – Цифра | ||
8. Религия – Буддизм | ||
9. Офицер – Майор | ||
10. Живая клетка – Организм | ||
11. Форма Государственного устройства – Республика |
ТЕСТ № 8
Укажите вид определения
Определение 1: Концерн – форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и центра-лизации капитала и производства.
а) Номинальное | б) Реальное |
в) Явное | г) Неявное |
д) Генетическое | е) Через ближайший род и видовое отличие |
ж) Контекстуальное | з) Индуктивное |
и) Аксиоматическое | к) Приём, заменяющий определение |
Определение 2: Этот знак — — есть квантор существования. Он символизирует выражения типа: «некоторые», «часть», «иногда», «доля», » не все» и т.п.
а) Номинальное | б) Реальное |
в) Явное | г) Неявное |
д) Генетическое | е) Через ближайший род и видовое отличие |
ж) Контекстуальное | з) Индуктивное |
и) Аксиоматическое | к) Приём, заменяющий определение |
ТЕСТ № 9
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.