Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Снятие и установка распредвала ЗМЗ-402

Снятие и установка распредвала ЗМЗ-402

Снятие, дефектовка и установка распредвала ЗМЗ-402

Снять ремень привода вентилятора.

Снять ремень привода генератора.

Отвернуть четыре болта 1, снять вентилятор 2 и шкив вентилятора 3.

Отвернуть четыре болта 4 и снять шкив 5 водяного насоса.

Отвернуть три гайки 2 и снять привод 1 вентилятора.

Отвернуть болт 3 и гайку 5, снять кронштейн 4 с натяжным роликом.

Отвернуть шесть болтов 7 и снять шкив 6 коленвала с гасителем крутильных колебаний в сборке.

Отвернуть стяжной болт 8 (или храповик) съемником

Снять ступицу шкива коленвала.

Отвернуть оставшиеся гайки 1 и снять крышку 2 распределительных звездочек.

Установить поршень 1-го цилиндра в в.м.т. такта сжатия.

Для этого повернуть коленчатый вал так, чтобы совместились метки на звездочке коленвала и зубчатом колесе распределительного вала.

Снять привод распределителя зажигания.

Снять масляный фильтр.

Снять топливный насос.

Снять крышку коромысел.

Снять ось коромысел клапанов со стойками в сборе.

Вынуть штанги толкателей, предварительно пометив их номером клапана.

Отвернуть гайки 1 и снять крышку 2 толкателей вместе с прокладкой.

Вынуть толкатели 1.

Отвернуть болт 1 и снять с помощью съемника зубчатое колесо 2 распределительного вала.

Отвернуть болты 3 и снять упорный фланец распределительного вала с распорной втулкой.

Осторожно вынуть распределительный вал из блока цилиндров.

Осмотр и дефектовка

1. После снятия промыть все детали бензином, протереть и просушить.

Осмотреть распределительный вал. Если на шейках, кулачках и шестерне привода масляного насоса имеются задиры, глубокие царапины, раковины, сколы, трещины, распределительный вал заменить.

Измерить диаметры шеек распределительного вала, номинальные диаметры шеек указаны в таблице.

2. Осмотреть штанги толкателей. Погнутые штанги заменить.

Если на наконечниках штанг заметны следы износа, задиры, раковины, штанги также заменить.

Следует учесть, что длина штанги двигателя мод. 402 равна 283 мм, а двигателя мод. 4021 — 287 мм.

3. Осмотреть толкатели. Если на рабочих поверхностях заметны следы износа, раковины, задиры и т.д., толкатели заменить.

4. Если на зубчатом колесе распределительного вала повреждены зубья или имеются трещины, его нужно заменить.

5. Измерить осевой зазор распределительного вала.

Для этого подсобрать вал с зубчатым колесом, надеть на передний конец распределительного вала распорное кольцо и упорный фланец, затем напрессовать зубчатое колесо и завернуть болт крепления зубчатого колеса с шайбой.

Болт затянуть моментом 55–60 Нм (5,5–6,0 кгс·м).

Щупом измерить зазор между упорным фланцем распределительного вала и ступицей зубчатого колеса, он должен быть в пределах 0,1–0,2 мм.

Устанавливают распределительный вал в порядке, обратном снятию.

Перед установкой смазать моторным маслом шейки и кулачки распредвала, толкатели и штанги толкателей. После установки отрегулировать зазоры в приводе клапанов.

Как поменять распредвал на 402 двигателе?

Газораспределительный механизм ЗМЗ-4021, фазы газораспределения, обслуживание газораспределительного механизма

Газораспределительный механизм двигателя ЗМЗ-4021, который устанавливался на автомобили УАЗ капотной и вагонной компоновки, включает в себя газопровод, распределительный вал с приводом, клапана, коромысла клапанов, толкатели и штанги толкателей.

Газораспределительный механизм двигателя ЗМЗ-4021

Газораспределительный механизм закрыт сверху крышкой коромысел, штампованной из листовой стали, с закрепленным с внутренней стороны фильтрующим элементом системы вентиляции картера. Крышка коромысел крепится через резиновую прокладку к головке блока цилиндров шестью винтами.

Газопровод

Состоит из алюминиевой впускной трубы и двух чугунных выпускных коллекторов. Впускная труба и выпускной коллектор первого и четвертого цилиндров соединены между собой в один узел через прокладку четырьмя шпильками, а плоскость прилегания к головке блока цилиндров обработана в сборе с не плоскостностью 0.2 мм, поэтому разборка узла без необходимости нежелательна.

Средняя часть впускной трубы подогревается отработавшими газами, проходящими по выпускному коллектору. Степень подогрева можно регулировать вручную при помощи поворачивающейся заслонки в зависимости от сезона. При повороте сектора в положение, при котором метка «ЗИМА» находится против стопорной шпильки — подогрев смеси наибольший, при повороте в положение метки «ЛЕТО» — подогрев наименьший.

Распределительный вал

Чугунный, литой со стальной шестерней привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, для удобства сборки имеет пять опорных шеек разного диаметра : первая 52 мм, вторая — 51 мм, третья — 50 мм, четвертая — 49 мм, пятая — 48 мм. Шейки опираются непосредственно на поверхность расточек в алюминиевом блоке цилиндров. Рабочая поверхность кулачков и эксцентрика привода бензинового насоса отбелена до высокой твердости при отливке распределительного вала. Зубья шестерни привода масляного насоса закалены.

Распределительный вал приводится от коленчатого вала косозубой шестерней. На коленчатом валу находится стальная шестерня с 28 зубьями, а на распределительном валу — пластмассовая шестерня с 56 зубьями. Применение пластмассы обеспечивает бесшумность работы шестерен. Обе шестерни имеют по два отверстия с резьбой М8х1.25 для съемника.

От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорных стальным фланцем, который расположен между торцом шейки вала и ступицей шестерни с зазором 0.1-0.2 мм. Осевой зазор обеспечивается распорным кольцом зажатым между шестерней и шейкой вала. Шестерня закреплена на распределительном валу при помощи шайбы и болта с резьбой М12х1.25. Болт ввертывается в торец вала.

На шестерне коленчатого вала против одного из зубьев нанесена метка «О», а против соответствующей впадины шестерни распределительного вала нанесена риска или засверловка. При установке распределительного вала эти метки должны быть совмещены.

Фазы газораспределения двигателя ЗМЗ-4021

Газораспределительный механизм с помощью распределительного вала обеспечивает следующие фазы газораспределения : впускной клапан открывается с опережением на 12 градусов до прихода поршня в верхнюю мертвую точку ВМТ, закрывается с запаздыванием на 60 градусов после прихода поршня в нижнюю мертвую точку НМТ.

Выпускной клапан открывается с опережением на 54 градуса до прихода поршня в НМТ, и закрывается с запаздыванием на 18 градусов после прихода поршня в ВМТ. Указанные фазы газораспределения двигателя ЗМЗ-4021 действительны при зазоре между коромыслом и клапаном, равном 0.5 мм.

Клапана

Изготовлены из жаропрочных сталей : впускной клапан из хромокремнистой, а выпускной — из хромоникельмарганцовистой с присадкой азота. На рабочую фаску выпускного клапана дополнительно наплавлен более жаростойкий хромоникелевый сплав. Диаметр стержня клапанов 9 мм. Тарелка впускного клапана имеет диаметр 47 мм, а выпускного — 39 мм. Угол рабочей фаски обоих клапанов 45 градусов. Высота подъема клапанов равна 10 мм.

На конце стержня клапанов выполнена выточка для сухариков тарелки пружины клапана. Тарелки пружин клапанов и сухарики изготовлены из стали и подвергнуты поверхностному упрочнению. На каждый клапан устанавливается по две пружины : наружная с переменным шагом с левой навивкой и внутренняя с правой навивкой.

Пружины изготовлены из термически обработанной высокопрочной проволоки и подвергнуты дробеструйной обработке. Под пружины устанавливаются стальные шайбы. Наружная пружина устанавливается вниз концом, имеющим меньший шаг витков.

Клапана работают в металлокерамических направляющих втулках. Втулки изготовлены прессованием с последующим спеканием из смеси железного, медного и графитового порошков с добавлением для повышения износостойкости дисульфида молибдена. Внутреннее отверстие втулок окончательно обрабатывается после их запрессовки в головку. Втулка впускного клапана снабжена стопорным кольцом, препятствующим самопроизвольному перемещению втулки в головке.

Для уменьшения количества масла, просасываемого через зазоры между втулкой и стержнем клапана на верхние концы всех втулок напрессованы маслоотражательные колпачки изготовленные из маслостойкой резины.

Коромысла клапанов

Одинаковые для всех клапанов, стальные, литые. В отверстие ступицы коромысла запрессована втулка, свернутая из листовой оловянистой бронзы. На внутренней поверхности втулки сделана канавка для равномерного распределения масла по всей поверхности и для подвода его к отверстию в коротком плече коромысла. Регулировочный винт имеет шестигранную головку со сферическим углублением для штанги, а с верхнего конца — прорезь для отвертки.

Сферическое углубление соединено сверлеными каналами с проточкой на резьбовой части винта. Проточка на винте приходится напротив отверстия в плече коромысла, примерно посередине высоты резьбовой бобышки короткого плеча коромысла. Масло в этом случае беспрепятственно проходит из канала коромысла в канал винта и к сферическому углублению. Регулировочный винт стопорится контргайкой.

Коромысла установлены на полой стальной оси, которая закреплена на головке бока цилиндров при помощи четырех основных стоек из высокопрочного чугуна и двух дополнительных стоек из ковкого чугуна и шпилек, пропущенных через стойки.

Четвертая основная стойка на плоскости, прилегающей в головке блока цилиндров, имеет паз, через который подводится масло из канала к головке в полость оси коромысел. Остальные стойки фрезерованного паза не имеют, поэтому их нельзя ставить на место четвертой стойки. Под каждым коромыслом в оси выполнено отверстие для смазки.

Толкатели

Стальные, поршневого типа. Торец толкателя наплавлен отбеленным чугуном. Толкатели по наружному диаметру и отверстия под толкатели в блоке цилиндров разбиты на две размерные группы. При сборке толкатели определенной группы следует устанавливать в отверстия, отмеченные соответствующей краской.

Штанги толкателей

Для обеспечения стабильности зазоров в клапанном механизме при нагревании и охлаждении двигателя штанги толкателей изготавливаются из дюралюминиевого прутка. На концы штанг напрессованы стальные закаленные наконечники со сферическими торцами. Длина штанги двигателя 402.10 — 283 мм, а двигателя 4021.10 — 287 мм.

Обслуживание газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ-4021

Газораспределительный механизм периодически нуждается в очистке клапанов от нагара и их притирке. Проверка зазора между коромыслами и клапанами, а так же их регулировка, выполняется на холодном двигателе во время очередного технического обслуживания или при появлении признаков нарушения зазоров. Зазор между коромыслом и клапаном на холодном двигателе ЗМЗ-4021 составляет : для выпускных клапанов первого и четвертого цилиндров — 0.35-0.40 мм, для остальных клапанов — 0.40-0.45 мм.

Читать еще:  Что такое ммз д 260 двигатель

При увеличенных зазорах газораспределительный механизм генерирует стук клапанов, а при уменьшенных возможно не плотное прилегание клапана к седлу и его прогорание, поэтому указанные величины зазоров не следует уменьшать даже при наличии некоторого стука, который хотя и не приятен на слух, но не вызывает нарушений нормальной работы двигателя ЗМЗ-4021.

Как снять распредвал на 402 двигателе?

Вопрос знатокам: после перегрева сделал кап ремонт давление слабое! штанги перегнуло! подскажите можно ли снять распревал на месте. Газель 402 двигател.. где можно скачать чертёж двигателя?

С уважением, Юрий Саватеев

Лучшие ответы

можно сам снимал надо снять трамблер под ним крышка на весь блок вот через нее и достаешь стаканчики предв. конечно сними ось коромысел и убери штанги потом убираещ бензонасос т. к. его привод не даст тебе распред достать и все он твой

не снимая мотор-вряд ли. . стаканы толкателей не дадут. его надо вперед вынимать. . а стаканы падают вниз и цепляют за кулачки. . надо или их выниматьмагнитом. или переворачивать блок. часто нагар на концах толкателей как раз и не дает вытащить их магнитом. . а вставить потом- гемор ещё тот..

-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

От 406 точно не подойдет, моторы саааавсем разные) )Если у тебя головка под 76 бензин, то мощность можно увеличить торценув ее или поменяв на под 92, может и вал посмотреть под эту головку, к сожалению нет инфы по кулачкам и фазам. Поищи на Волговских форумах.Раз затеял такие переделки, есть смысл доработать и впуск и т. д. Ищи полную информацию по бюджетным доработкам.

А селективная, аккуратная сборка и так даст заметный результат.

Ставь 406й. Пистец. Чего там в 402м тракторном доработать можно. Не трать время деньги и силы впустую.

Оля With an idiot argue…:

Если машина долго стояла, такое бывает, добавь обороты, масло должно появиться
Если и на средних оборотах не поступает масло, значит забит масляный канал к оси коромысел или в самой оси, нужно разбирать и прочищать каналы на оси коромысел и промыть систему смазки промывочным маслом (В ось коромысел масло подводится от задней опоры распредвала ЗМЗ-402 (ГАЗ-402), имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 15 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью в оси коромысел. )

На 402 двигателе под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала, подшипники валика привода масляного насоса, подшипники коромыcел, верхние концы штанг толкателей и шестерни привода распределительного вала. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Система смазки двигателя ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) (рис. 1) комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей.

Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.

Рис. 1. Схема системы смазки ЗМЗ-402 (ГАЗ-402)

Масло, забираемое насосом из масляного картера ЗМЗ-402 (ГАЗ-402), поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.

Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу — в масляную магистраль — продольный масляный канал 6. Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.

Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие 4 в шейке вала.

В ось коромысел масло подводится от задней опоры распредвала ЗМЗ-402 (ГАЗ-402), имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 15 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью в оси коромысел.

Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.

К шестерням привода распределительного вала ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) масло подводится по трубке 9, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 10 на первой шейке распределительного вала. Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.

Попробуйте смазать ось коромысел сверху, слить масло и залить промывочное, помогает в 90% случаев

давления не хатает ЭТО С МЕРСЕ 3!

если бы что то не то было то лампа масла горела бы вот ты газани пойдет сильно там всё смазывается не переживай или работа двс стала другой ясно!

возможно, 7 лет назад оставили уже с хорошо отработанным маслом, масло закоксовалось, забив масляные каналы. Попробовать вал смазать принудительно и завессти с промывочным маслом или залить SHELL,, но SHELL отмывает очень хорошо, могут потечь и сальники, когда изних повымываетстарый налет

Уважаемый, распред вал в 402м двигателе стоит в блоке, а то, что вы наблюдали под крышкой это ось коромысел)). снимайте её целиком и в ацетон, потом проволокой пробейте отверстия и все зарабатает)).

сними распредвал в вольтный провод крутани двигун у вас должно появиться масло на гбц посмотприте возможно перепутаны опоры если нормально велика вероятность что распредвал установлен не правильно и вам придётся перевернуть на 180 градусов проверьте совпадение отверстий на распредвале и коромыслах так как его можно установить в 2 положениях и масло подаётся под определёным углом коромысел на шестерни масло подаётся импульсное при совпадение отверстий на 1 кореной и блоком

Но для начала это не распред вал это ось коромысел, а вот это распред вал: Ты про этот говоришь.
Его надо снять и в каждое отверстие в коромыслах продуть сжатым воздухом. Или замени Его целиком.

как я знаю дуй не дуй оттуда х.. . смысл в том что в лучшем случае закоксовалась магистраль подачи масла и сколько я не сталкивался коксуется в блоке а если быть точным между блоком и головой скорее всего голову поднимать придется а в худшем варианте провернуло вкладыши распредвала (с него смазывается ось коромысел надо было покрутить мотор руками чтоб масло по двигателю разошлось)

А может кто нибудь когдато вместо маслянного фильтра поставил центрифугу или наоборот.

На головке сзади есть небольшая пробка — это заглушка от сверления масляного канала в головке. Можно её вывернуть, снять ось коромысел, а не распредвал, и сверху пролить бензином или соляркой, чтобы частично промыть канал в головке хотя бы до этого отверстия. А вообще, надо на заведённом моторе отпустить заднюю стойку (большую) и дать примерно 1500-1800 оборотов до тех пор, пока из-под стойки не пойдёт масло. Когда масло пошло, зажать стойку, и если каналы в стойке и оси коромысел чистые, то масло должно пойти в ось коромысел. В самом печальном случае придётся снимать головку и прочищать канал механически.

Осевой люфт распредвала ваз 2110 8 клапанов

Как диагностировать стук распредвала

Чтобы определить стук распределительного вала требуется завести двигатель на холодную, когда смазка опустилась вниз и распредвал остался практически сухим:

  • шум слышен только на холодном двигателе, после прогрева он снижается за счет того, что постель начинает смазываться;
  • распредвал издает глухой звук, у коленвала он более звонкий, особенно при наборе оборотов;
  • при повышении оборотов шумность распредвала остается на одном уровне.

Когда стук происходит из-за продольного люфта, можно провести еще один тест. Для этого снимается кожух ремня ГРМ и заводится двигатель. После этого рукояткой отвертки или другим удобным инструментом нужно нажать на болт, удерживающий шестерню распредвала. Если при этом стук пропал, причина – продольный люфт, который требуется устранить.

Со стуком распределительного вала можно проездить долгое время, но если не решать проблему, это приведет к разрушению вала, выходу двигателя из строя и его капитальному ремонту. Поэтому решать проблему нужно сразу после ее выявления.

При деформации или механическом повреждении распределительного вала ВАЗ 2110-2114, поломке опор или лопнувшей шейке, эта деталь подлежит замене. То же делается в тех случаях, когда кулачки вырабатывают свой ресурс, деформируясь, и не обеспечивают правильную работу клапанов. В этом случае стук будет особенно интенсивным и не пропадет при прогреве двигателя. Поэтому, когда слышен стук распредвала в районе клапанов, нужно быть особенно осторожным. Но чаще всего причина – люфт в результате выработки посадочных гнезд и постели распредвала.

Распредвал ВАЗ 2106

Распределительный вал является неотъемлемой частью в конструкции газораспределительного механизма (ГРМ) любого двигателя. Он выполнен в форме цилиндра, на котором расположены шейки и кулачки.

Описание

На «Жигулях» шестой модели вал механизма ГРМ установлен в головке блока цилиндров (ГБЦ) мотора. Такое расположение позволяет ремонтировать и менять деталь, а также регулировать зазоры клапанов без каких-либо сложностей. Доступ к валу открывается после снятия клапанной крышки. Распредвалу (РВ) отведена роль управления открытием и закрытием клапанов в цилиндрах двигателя — в нужный момент он впускает топливно-воздушную смесь в цилиндр и выпускает отработанные газы. На распределительный вал устанавливается шестерня, которая посредством цепи соединяется со звездой коленчатого вала. Такое конструктивное исполнение обеспечивает одновременное вращение обоих валов.

Читать еще:  Ваз 2112 при пуске двигателя падают обороты ваз

Поскольку на коленчатом и распределительном валу установлены шестерни разного размера, скорость вращения последнего снижена вдвое. Полный рабочий цикл в силовом агрегате происходит за один оборот распредвала и два оборота коленвала. Клапаны в ГБЦ открываются в определённом порядке под воздействием соответствующих кулачков на толкатели, т. е. при вращении распределительного вала кулачок надавливает на толкатель и передаёт усилие на клапан, поджатый пружинами. При этом клапан открывается и впускает топливно-воздушную смесь либо выпускает отработанные газы. При дальнейшем проворачивании кулачка клапан закрывается.

Параметры

Распределительный вал «шестёрки» имеет такие характеристики:

На «Жигулях» шестой модели механизм ГРМ имеет восемь клапанов, т. е. по два на каждый цилиндр, количество кулачков равно числу клапанов.

Какой распредвал лучше ставить

На ВАЗ 2106 подойдёт лишь один вал газораспределительного механизма — от «Нивы». Деталь устанавливают с целью повысить мощность и динамические показатели автомобиля. Достичь желаемых результатов, хоть и небольших, удаётся за счёт увеличения ширины фаз и высоты подъёма впускных клапанов. После установки РВ от «Нивы» эти параметры будут иметь значения 283˚ и 10,7 мм. Таким образом, впускной клапан будет открыт более длительное время и поднят на большую высоту относительно седла, что обеспечит поступление в цилиндры большего количества топлива.

При замене штатного распредвала на деталь от ВАЗ 21213 параметры мотора кардинально не изменятся. Можно установить «спортивный» вал, предназначенный для тюнинга, но стоит он недёшево — 4–10 тыс. руб.

Таблица: основные параметры «спортивных» распредвалов на «классику»
НаименованиеШирина фаз, oВысота подъёма клапана, мм
«Эстонец»25610,5
«Эстонец +»28911,2
«Эстонец-М»25611,33
«Шрик-1»29611,8
«Шрик-3»30412,1

Устранение стука распределительного вала на 8 клапанном двигателе

Перед началом работы требуется снять крышку клапанов двигателя, снять крышку правой опорной подушки и вытащить клапанные толкатели. Это освободит доступ к распредвалу и при необходимости позволит его проворачивать для определения люфта, поскольку вал полностью разгружается.

При стуке распредвала ВАЗ-2114 или другой модели из этого ряда, наблюдается два типа люфта – продольный и поперечный и каждый из них имеет свой способ устранения.

Устранение продольного люфта

При продольном или осевом люфте, зазор появляется между задней опорной крышкой и фланцем распредвала. Чтобы устранить этот зазор, требуется подобрать уплотнительную шайбу. Для этого подойдет оцинковка толщиной 0,5 мм, из которой вырезается шайба с внутренним диаметром 25 мм и наружным 35 мм.

Как показывает опыт, этого достаточно, чтобы устранить осевой люфт распредвала. Еще один вариант – пыльник от подшипника 302, который устанавливают на генератор автомобиля, поэтому при замене их лучше не выбрасывать. Сняв пыльник, его нужно обжечь, чтобы избавиться от резиновой оболочки. В результате получается идеальная по размеру металлическая шайба.

После этого снимают заднюю опорную крышку, для чего ключом на 10 нужно открутить 2 гайки и один болт. Устанавливают шайбу, и крышка снова ставится на место. Важно, чтобы после затягивания вал вращался свободно, усилие может незначительно возрасти за счет устранения люфта, но не критично. Если распредвал сильно зажат и вращается с большим усилием или не вращается вовсе, нужно снова снять крышку и обточить шайбу. Бывает, что установка одной шайбы не убирает люфт, в этом случае нужно поставить еще одну или две шайбы.

Изготавливаем шайбу.

На материал для шайбы я взял кусок оцинковки толщиной примерно 0.5мм и закрепил её на обрезке МДФ-панели четырьмя саморезами (чтобы не ёрзала).

Маркером начертил 2 круга (внутренний диаметр 25мм, наружный 35мм) и выдолбил стамеской внутренний диаметр.

Наружный диаметр вырезал ножницами по металлу, и получилась у меня такая вот кривая, вся в заусенцах заготовка шайбы:

Внутренний диаметр шайбы обработал круглым напильником, на наружном обточил острые углы:

Устанавливаем шайбу.

Одеваем шайбу на распредвал (она должна свободно вставлятся, если нет – то подгоняем размеры).


У меня вошла свободно:

Ставим крышку назад и затягиваем её.

Внимание! Обязательно проверьте не зажат ли распредвал.

Для этого берём ключ на 17 и пробуем вращать распредвал.

Он должен поворачиватся с таким-же усилием, как и до установки шайбы.

Если распредвал стал очень туго поворачиваться, или его зажало совсем – то снова снимаем крышку, вынимаем шайбу и обтачиваем её по толщине:

Завершение работы.

После того как шайба подогнана, крышка затянута и распредвал вращается свободно – заводим двигатель и наслаждаемся тишиной его работы!

Устранение поперечного люфта

Поперечный люфт определяется путем расшатывания распредвала вверх-вниз, для чего снимается одна из крышек опорных подушек. Этот люфт появляется при износе шеек распределительного вала и опорных подушек постели вала, в которые они упираются.

Сначала демонтируем обе крышки подушек распределительного вала и снимаем лишний металл на наждачном камне с мелкозернистым абразивом. Его поверхность должна быть идеально ровной, чтобы не нарушить геометрию детали. В качестве альтернативы подойдет мелкозернистая наждачная бумага, наклеенная на ровное стекло.

Крышка подушки притирается абразивом, чтобы уменьшить ее глубину, в результате чего она будет более плотно удерживать вал. Чтобы наждак не забивался, его рекомендуют периодически поливать водой. После 1-1,5 минут обработки, крышку нужно установить на место и затянуть, проверив люфт. Важно не снять слишком много металла, поскольку распредвал перестанет вращаться. После установки он должен двигаться без люфта с небольшим, так называемым «бархатистым» усилием.

Далее операция повторяется со второй крышкой опорной подушки, при этом ту крышку, которая обрабатывалась ранее, нужно снять, чтобы она не мешала определять степень люфта распределительного вала. После полного устранения люфта устанавливают обе крышки, и производят сборку двигателя. После запуска двигателя стук должен полностью прекратиться.

Видео: Простой способ как устранить стук распредвала ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2112, 2113, 2114, 2115.

Снятие и замена распредвала двигателя ВАЗ-2110, Ваз-2111

Снятие распределительного вала двигателей ВАЗ-2110, -2111
Снимаем клапанную крышку головки цилиндров

На двигателе ВАЗ-2111 ключом «на 10″ отворачиваем две гайки крепления «массовых» проводов к шпилькам заглушки головки цилиндров и снимаем провода со шпилек.

Ключом «на 10″ отворачиваем две гайки и один болт крепления заглушки.

…и ее уплотнительное кольцо.

На двигателе ВАЗ-2110 снимаем корпус вспомогательных агрегатов Снимаем зубчатый шкив распределительного вала. Отворачиваем верхнюю гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ

Ключом «на 13″ равномерно в несколько приемов (до снятия давления пружин клапанов) отворачиваем десять гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала.

Снимаем со шпилек передний…

…и задний корпусы подшипников распределительного вала.

Немного отведя от головки блока цилиндров заднюю крышку ремня привода ГРМ, снимаем распределительный вал.

Снимаем сальник распределительного вала.

Устанавливаем распределительный вал в следующей последовательности.

Очищаем сопрягаемые поверхности головки цилиндров и корпусов подшипников от старого герметика и масла.

Смазываем моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала. Укладываем вал в опоры головки цилиндров таким образом, чтобы кулачки первого цилиндра были направлены вверх.

На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников в зоне крайних опор, наносим тонкий слой силиконового герметика. Устанавливаем корпуса подшипников и затягиваем гайки их крепления в два приема.

Предварительно затягиваем гайки в последовательности, указанной на рисунке, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке цилиндров. При этом необходимо следить за тем, чтобы установленные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда. Окончательно затягиваем гайки моментом 21,6 Н•м (2,2 кгс.м) в той же последовательности. После затяжки гаек тщательно удаляем остатки герметика, выдавленного из зазоров. Проверяем зазоры в клапанном механизме. Запрессовываем новый сальник распределительного вала Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.

Замена полуколец коленвала Инструкция + Видео

Замена полуколец коленвала

Коленчатая опора шатунов, которая создаёт крутящий момент — не ровная или единая деталь, а нескольких соединённых вместе отдельных элементов. Из-за такой конструкции появляется сильный осевой люфт внутри блока, способный нарушить работу мотора. Чтобы исключить его и стабилизировать вращение, конструкторы придумали стопорить устройство специальными подшипниками скольжения. Полукольца коленвала, так они называются, берут на себя большие нагрузки, поэтому изнашиваются в скором времени.

Назначение, где располагаются

Полукольца или полумесяцы, шайбы — называют их по-разному, имеют особое предназначение. Они удерживают коленвал от осевого смещения или продольного люфта. По сути, это подшипники специального типа, устанавливающие необходимый зазор.

В классическом 4-цилиндровом двигателе коленчатый вал имеет минимум 5 опорных точек или коренных шеек. Площадь их контакта достаточно велика. Это увеличивает силу трения, которая становится ещё больше при касании щёчек с опорами. Чтобы минимизировать конструктивный дисбаланс, шейки делаются шире опор. Но такое решение вызывает продольный люфт, что априори недопустимо, так как детали КШМ начинают от этого выходить из строя раньше срока.

Читать еще:  Шевроле авео 2010 года как работает двигатель

Металлические стопоры в виде полумесяца — как раз и есть то самое эффективное решение, позволяющее оставить классическую конструкцию, при этом, исключая осевое смещение. Подшипник этот отличается от стандартного вкладыша наличием боковых упоров или буртиков. Поверхности зон, которыми коленвал соприкасается с ними — также видоизменены. В частности, сделаны под кольцо.

Для снижения продольного люфта подходят также шайбы — неразъёмные кольца, устанавливаемые строго в специально предназначенное для них место. Однако такие стопорные элементы редко используются, так как стопорные подшипники плотнее примыкают к поверхностям, равномернее истираются, более просты для монтажа и съёма. Да и самое главное — шайба устанавливается только на задней коренной шейке, а полумесяцы можно ставить на любую шейку.

Конструктивно стопорный элемент очень прост. Основа из сплошного бронзового или стального материала, на который, в некоторых случаях, наносится антифрикционный защитный слой. Обязательно предусмотрены канавки или выемки для свободного пропуска смазки, а также особые штифты, усиливающие фиксацию.

Упорные полукольца располагают между опорой блока и щётками коленвала. Здесь они в максимальной степени удерживают его от осевого перемещения, люфта. Устанавливают на различных шейках. Например, у ВАЗ-2106 — на 5-м коренном подшипнике, который со стороны маховика первый. А вообще, по такой схеме:

  • передний — на третьей или одной из центральных шеек;
  • задний — на задней шейке.

Используются при этом либо 2, либо 4 полукольца. Если применяют два, то они ставятся в выемках нижней крышки бугеля. А если четыре — верхней опоры и съёмного бугеля (как на моторах тракторов). Бывают также силовые агрегаты с одним стопорным полумесяцем коленвала или просто шайбой.

В каких случаях нужна замена

Полукольца — материал расходный. При истирании их нужно заменять. Иначе постепенно увеличивающийся горизонтальный люфт шатунной опоры ещё больше ускорит поломку. Детали окончательно износятся и перестанут выполнять свои функции. А это уже грозит поломками в поршневой группе. Бывает и так, что от сильного люфта коленчатой детали ломается блок цилиндров. Поэтому замена полуколец коленвала должна проводиться вовремя, как только появляется симптом.

Вторая опасность износа — без стопорных шайб вал начнёт шлифовать крышку опоры, которая отлита вместе с БЦ. Заметное повреждение блока, крышки — это дополнительный, но обязательный ремонт. Поэтому так важно своевременно устранять поломку, а вернее износ стопорных деталей. Например, при стачивании соседних зон БЦ установка полуколец коленвала закончится быстрым их истиранием. Хорошо, что не очень заметные повреждения шеек устраняются расточкой, а посадочного места — зачисткой шабером. Большой осевой зазор удастся компенсировать уже ремонтными шайбами, толщина которых больше стандартных на 0,127 мм.

Диагностика неисправности

Диагностику упорных деталей проводят обычно после 120-тысячного пробега мотора. Она состоит из трёх шагов.

  1. Осмотреть ДВС визуально на подтёки масла. Если они имеются, это уже косвенный признак. Плохо зафиксированный коленвал выдавливает сальник, отвечающий за герметизацию. И смазка начинает вытекать.
  2. Расшатать шкив генератора монтажной лопаткой, уперев один конец инструмента в кузов. Допустимый осевой люфт не должен превышать 0,35 мм.
  3. Нажать на педаль муфты из салона автомобиля. Коленчатый вал при этом не должен перемещаться вперёд. Иначе — это самый верный признак поломки упорных полуколец.

Осевые перемещения коленвала вызывают громкий нерегулярный стук, который опытные мотористы умеют различать.

Причины износа, выпадение полуколец

Бывает, что при разборе двигателя в картерном поддоне обнаруживаются упорные шайбы. На коленвале же, в том месте, где эти детали должны находиться — заметна выработка. Выпадать детали могут из-за следующего:

  • недавно провели капитальный, текущий ремонт двигателя, без соблюдения последовательности установки элементов;
  • после сборки перепутаны крышки коренных опор;
  • сильно износилось заднее полукольцо, так как неправильно установили местами металлокерамические и сталеалюминиевие типы детали — также это происходит при низком качестве упорных полумесяцев, материал которых не соответствует технической документации.

Вообще, основной износ полуколец происходит при выжиме муфты. Особенно на холодный двигатель зимой и долгом простое под светофором с выжатым сцеплением. Таким образом, причина износа может быть связана с недостаточной квалификацией водителя автомобиля.

Дело в том, что выжим сцепления передаёт всю нагрузку от вилки именно на соответствующее полукольцо коленвала. Встречаются даже водители с большим стажем, которые постоянно держат ногу на сцеплении. Но для этого имеется специальная площадка, где левая нога должна отдыхать.

Необходимый инструмент + расходные материалы

Обязательные инструменты, которые понадобятся в ходе работы:

  • набор гаечных ключей и головок;
  • комплект отвёрток;
  • динамометрический ключ для правильной затяжки болтов;
  • плоский щуп для замера осевого люфта, а еще лучше — специальный индикатор со шкалой;
  • чистая тряпка.

  • новые полукольца;
  • прокладка поддона;
  • герметик.

Замену опорных полуколец обычно сопровождают с обновлением моторного масла, установкой новой прокладки поддона картера и другими сопутствующими операциями.

В продаже встречается три размера упорных шайб. Стандартный на 2.31, первый ремонтный и второй ремонтный (2,437 и 2,56 соответственно). Поэтому надо сначала уточнить, какие размеры подходят для двигателя вашего автомобиля. Обычно, детали стандартного или номинального размера ставят на новые или мало изношенные моторы. А ремонтные, с увеличенной толщиной — для компенсации изношенных частей опоры и вала, то есть, на старые и порядком изношенные ДВС.

Какие полукольца лучше, виды

Штатно устанавливаются обычно детали разных материалов — со стороны ГРМ сталеалюминиевое или бронзовое кольцо, а со стороны маховика — металлокерамическое (жёлтого цвета), бронзовое, медное. В продаже, как правило, чаще встречается металлокерамический вариант. Если изделие оригинального производства, то одна упорная шайба покрывается антифрикционным слоем.

Специалисты рекомендуют устанавливать бронзовые изделия. Но выбор зависит исключительно от предпочтений самого владельца. Главное — обратить внимание на прорези, которые должны быть на деталях. Они предназначены для свободной подачи масла к коленвалу.

А вот еще информация по материалу изготовления:

  • бронзовые цельные — в защитном покрытии не нуждаются;
  • сталеалюминиевые, покрытые сплавом алюминия;
  • металлокерамические с бронзографитовым напылением.

Выбор изделия должен подразумевать также обязательный нюанс — износу во время работы двигателя подвергается не только упорный элемент, но и поверхность коленвала. Поэтому крайне важно правильно суметь подобрать размер стопора, тип и заводской номер. Обязательно, чтобы детали целиком отвечали штатным требованиям и покрывались специальным защитным слоем.

Как правило, точный размер определяется ещё до непосредственного процесса замены. Однако это умеет делать только специалист, сумевший по косвенным признакам составить картину, царящую внутри блока. Другими словами, насколько изношены посадочные гнёзда, и какого размера шайбы нужно ставить. Поэтому в обычных условиях, когда установка производится своими руками, приходится определять это в ходе работы. Если после монтажа полуколец замер плоским щупом показал значение люфта выше стандартного — 0,06-0,26 мм или 0,35 мм, стопорные элементы надо менять на один размер выше.

Видео: как ставить новые стопоры коленвала

В ролике показано, как правильно ставить полукольца. Моторист рассказывает о секретах грамотного монтажа и особенностях проверки осевого люфта. Последнее делается индикатором и обычной отвёрткой.

Процесс замены

Чтобы правильно осуществить замену, надо действовать строго по инструкции, выполняя шаги последовательно:

  • поставить машину на яму или эстакаду, застопорить колёса;
  • скинуть защиту двигателя;
  • слить моторное масло;
  • открутить болты и снять картерный поддон вместе с прокладкой — держится на 16 крепежах;
  • вытащить среднюю крышку коренного подшипника — крепится болтами;
  • установить новые шайбы, смазанные небольшим количеством моторного масла, канавками в сторону упорных поверхностей коленвала, выталкивая ими старые полукольца;
  • поставить крышку обратно, затянуть динамометрическим ключом моментом, соответствующим данному узлу (приводится в технической литературе к каждому двигателю);
  • проверить осевой зазор вала плоским щупом — не должен превышать 0,06-0,26 мм.

Чтобы облегчить монтаж, надо перемещать отвёрткой коленвал и одновременно упирать новые полукольца своими концами в старые детали. Так удастся быстрее выдавить их, а запчасти ремкомплекта сядут на свои места.

При установке полуколец, их прорези или выемки должны смотреть внутрь, на коленвал.

Замена сальников

Если по причине осевого смещения были выдавлены коленвальные сальники, придётся оба заменить новыми. Один устанавливается со стороны шкива, второй — маховика. Крайне важно заменять первый уплотнитель, который со стороны ГРМ. Потому что, масло будет вытекать, попадать на ремень. А это серьёзный риск проскакивания на один, несколько зубьев или ещё хуже — обрыва. Что произойдёт, известно: надо будет уже менять клапана, так как загнутся или поломаются стержни от встречи с поршнями.

Передний сальник удастся заменить со стороны газораспределительного механизма. Нужно будет снять защитный кожух, ремень, зубчатый шкив коленвала. Потом удалить манжету, установить новую. А вот задний сальник меняется сложнее. Надо демонтировать КПП и сцепление. После удаления манжеты — тщательно очистить посадочное место, и только потом вмонтировать новое изделие.

Убедиться в правильности сборки и монтажа полуколец на завершающем этапе обязательно. Для этого коленвал прокручивается от руки — вращение должно продолжиться на автомате (0,5 оборота), быть плавным, без каких-либо заеданий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector