Avtoargon.ru

АвтоАргон
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологические аспекты эксплуатации самоходной техники

Экологические аспекты эксплуатации самоходной техники

По данным Мосгостехнадзора, сегодня в Москве в различных областях городского хозяйства эксплуатируются свыше 50 тыс. строительно-дорожных, коммунальных и иных самоходных машин. Средний возраст используемых транспортных средств приблизился к своему предельному сроку эксплуатации (8-10 лет), а более 30% техники полностью выработали свой ресурс и применяются в состоянии, близком к аварийному. Данный аспект негативно сказывается на позициях, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и окружающей среды, а также влияет на загрязненность воздушного бассейна столицы. Большая мощность двигателей самоходной техники, загруженные режимы работы, в которых эксплуатируется транспорт, сочетаются со сравнительно низкими экологическими характеристиками средств. Объем выбросов вредных веществ от этой техники несопоставим с выбросами, например, от всего дизельного грузового транспорта, эксплуатирующегося в городе.

Самоходная техника как источник тепловых, газовых, шумовых, вибрационных и других загрязнений.

Специфической особенностью самоходной техники является огромное разнообразие конструкций моделей и их версий. В настоящее время в Мосгостехнадзоре зарегистрировано более 150 типов машин и 4 000 различных марок:

  • экскаваторы — около 600 марок;
  • погрузчики — более 700 марок;
  • автогрейдеры — около 75 марок;
  • катки — более 250 марок;
  • асфальтоукладчики — 76 марок;
  • прицепные компрессоры и сварочные агрегаты — более 400 марок и проч.

Более 90% самоходных машин оборудованы дизельными двигателями мощностью от 40 до 800 л. с., это энергонасыщенные силовые установки, предназначенные для тяжелых работ в течение длительного времени.

Вместимость автомобиля в среднем 7-10 л масла, тогда как емкость экскаватора, например, около 400 л, а размеры утечек и потерь масел на угар превышают в сотни раз соответствующие значения, характерные для автомобиля.

Установлено, что удельный расход топлива двигателями тракторов ДТ-75М и МТЗ- 80 к пятому году эксплуатации возрастает на 20-25%, к десятому году — на 40%. Износ дизелей в процессе эксплуатации вызывает резкое ухудшение и без того невысоких экологических показателей. Наиболее значительную долю вредных веществ в отработавших газах дизельных двигателей составляют частицы углерода или сажа, которые визуально проявляются как дымность.

Предварительные расчеты показывают, что число вредных выбросов строительной и дорожной техники в Москве превышает 68 тыс. т в год. Полученные данные являются ориентировочными и не учитывают:

  • влияние технического состояния парка самоходных машин;
  • режимов работы, характерных для самоходной техники;
  • концентрацию строительной техники на объектах;
  • уровень технической культуры в сфере эксплуатации самоходных машин и др.

С учетом перечисленных факторов полученные оценочные значения могут увеличиться, как минимум, в 1,5- 2 раза.

Анализ акустического режима в городе Москве показал, что основными источниками нарушения тишины являются средства механизации строительства и коммунально-уборочная техника. Специфика эксплуатации самоходных средств накладывает особую ответственность на деятельность инженеровинспекторов Мосгостехнадзора. Сотрудники рассматривают экологические аспекты работы машин с позиций комплексного подхода, составными компонентами которого являются, прежде всего, техническое состояние, квалификация операторов, состояние системы технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Меры по обеспечению экологической безопасности.

Обеспечению экологической безопасности должно способствовать внедрение системы мероприятий, успешно опробованных на автотранспортном комплексе Москвы. К ним относятся: организация сбора и утилизации отработанных масел и технологических жидкостей, строительство и модернизация очистных сооружений, создание в регионе развитой сети технического обслуживания и ремонта, оснащение самоходной техники техническими средствами, снижающими выброс вредных веществ в атмосферу, проведение экологической проверки при ежегодных технических осмотрах и другие меры. Решение каждой из этих задач в отдельности не сможет дать желаемого эффекта, но реализуемые одновременно или поэтапно они могут существенно снизить экологическую нагрузку в городе.

Поддержание экологических характеристик самоходной техники на установленном уровне обеспечивается путем регулярных проверок во время проведения государственного технического осмотра и осуществления контроля в процессе эксплуатации транспорта.

Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация тракторов, строительно-дорожных и коммунальных машин, включает в себя превышение норм содержания вредных веществ в отработавших газах и их дымность; течи топлива и охлаждающей жидкости; пропуск отработавших газов в соединениях выпускного коллектора с двигателем и выхлопной трубой; вытекание масла и других жидкостей в гидросистемах машин и их рабочих отсеках; превышение уровня шума от работы двигателя или рабочего оборудования машины и ряд других.

Анализ результатов подобных проверок за последние несколько лет показывает, что из самоходных машин, протестированных в 2004 г., соответствовали нормам около 85%. В 2005 г. количество машин, прошедших контроль дымности и признанных исправными, уменьшилось почти на 1 300 ед.

Для обеспечения снижения вредного влияния самоходной техники на экологию города при ее эксплуатации государственные инженерыинспекторы Мосгостехнадзора основное внимание уделяют надзору за соблюдением норм по обеспечению исправного технического состояния оборудования. Как бы тщательно не была разработана нормативная документация, какой бы высокой квалификацией не обладал оператор, в техническом отношении неисправная самоходная машина не будет соответствовать требованиям экологической безопасности.

Опыт показывает, что обеспечить исправность самоходного транспорта можно только путем систематических проверок его технического состояния, периодического технического обслуживания и ремонта. В Советском Союзе существовала директивно принятая планово-предупредительная система ремонта и развитая ремонтная промышленность, выполняющая задачу поддержания работоспособности отечественной техники, отличительными особенностями которой были и остаются низкая стоимость и, вследствие этого, невысокий уровень надежности. Поэтому и технические решения, и технологическое исполнение машин отечественного производства находятся на уровне 70-х гг. прошлого века, хотя в этом есть свои плюсы. На отечественных машинах собственными силами и подручными средствами можно устранить практически любую неисправность, чего нельзя сказать об импортной технике, которая по своим конструктивным и эксплуатационным параметрам и новым инженерным решениям вызывает восхищение, но при ремонте требует сложного диагностического оборудования и инструмента.

Одним из выходов из создавшейся ситуации должно стать внедрение системы сервисного технического обслуживания строительных и дорожных машин. Она обеспечит полную ответственность производителя техники за работоспособность своей продукции в течение всего срока эксплуатации в любом регионе ее использования. В последнее время по этому принципу организовано использование строительно-дорожной техники во всем мире. По транспорту иностранного производства фирменное обслуживание в основном обеспечиваемое дилерами крупных компаний; оно достаточно быстро развивается на всей территории России. К сожалению, с отечественной техникой ситуация обратная. Низкая платежеспособность эксплуатирующих предприятий, отсутствие оборотных средств, квалифицированных кадров и другие причины не дают возможности сформироваться структурам, отвечающим за техническую поддержку устаревшего парка отечественных машин.

Для координации и продвижения на рынок услуг технического сервиса самоходных машин при поддержке Правительства Москвы создана Московская ассоциация предприятий технического сервиса самоходной техники (МАСТ). Основное внимание Ассоциация уделяет формированию единой технической политики в Московском регионе в части обеспечения взаимосвязи эксплуатирующих предприятий с изготовителями техники и повышению ответственности изготовителя за качество своей продукции, развитию сервисных центров и оснащению их современным диагностическим и ремонтным оборудованием; продвижению на московский рынок технических устройств, способствующих снижению влияния самоходной техники на экологию столицы, организации поставки запасных частей для самоходных машин.

Система добровольной сертификации

Одна из важнейших задач Ассоциации, в соответствии с Законом Российской Федерации «О техническом регулировании», — это введение системы добровольной сертификации самоходной техники и услуг технического сервиса.

Область деятельности системы включает в себя добровольную сертификацию самоходной техники, учитывая бывшую в эксплуатации, услуг технического сервиса, в том числе техническое обслуживание и ремонт самоходных машин; услуг оптовой, розничной и комиссионной торговли такой техникой, запасными частями, номерными агрегатами и аксессуарами.

При этом предусмотрена проверка характеристик условий производства; организации обслуживания и ремонта самоходной техники, производимых предприятиями-изготовителями, торгующими организациями, предприятиями технического сервиса; нормативной документации, в том числе по требованиям, направленным на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды.

Добровольная сертификация производится по инициативе предприятия. В результате сертификации учреждение приобретает имидж и доверие на рынке вышеперечисленных услуг. Аттестованное предприятие — это гарантии стабильности характеристик качества производимой продукции, проведения технического обслуживания и ремонта самоходной техники. Аттестованной организации потребители продукции и услуг доверяют больше, соответственно, ее продукция пользуется значительным спросом.

Создание Ассоциации и сервисных центров по обслуживанию самоходных машин — очередной шаг по обеспечению чистоты воздушного бассейна города, в котором мы живем.

«Экомайзер»

Одним из важнейших аспектов деятельности Мосгостехнадзора является внедрение новейших достижений науки и техники, обеспечивающих экологическую безопасность при эксплуатации самоходной техники.

В этой связи интересна система «Экомайзер», предназначенная для улучшения экологических и эксплуатационных характеристик всех типов двигателей внутреннего сгорания. Название выбрано не случайно: «Экомайзер» не только улучшает экологические характеристики, но и экономит топливо. Система обеспечивает воздействие как на топливо перед попаданием в цилиндры, так и на отработавшие газы перед выбросом их в атмосферу, благодаря чему снижается не только токсичность отработавших газов (по параметрам дымность, СО, СН, NOх), но и шумность работы двигателя.

В настоящее время решаются организационные вопросы внедрения «Экомайзера» на самоходной технике, эксплуатирующейся в Москве.

Решение этой задачи приобретает особую актуальность в связи с выходом постановления Правительства РФ от 12 октября 2005 г. No 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Но установка любых, даже самых замечательных, устройств проблему загрязнения окружающей среды не решит. Необходим комплекс мер, обеспечивающий системный подход к решению вопроса качественного улучшения экологической обстановки в городе. Ведь стремление к экологической чистоте в столице — это не дань моде. Это ее визитная карточка, содержание души исполнительной власти города, коллективный разум всех жителей огромного мегаполиса — Москва.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Экологический контроль за работой двигателей автомобилей

Современные экологические проблемы крупных городов проявились в недостаточном внимании к увеличивающемуся загрязнению городского воздуха отработавшими газами (ОГ) вследствие бурного роста парка автотранспортных средств (АТС). В середине XX века, с внедрением нормативов на выбросы вредных веществ (ВВ) с ОГ двигателей автомобилей сначала в США (1963 г.), затем в Европе (1968 г.), а также с введением новых норм ЕЭК ООН в 1999 году, начались интенсивные исследования по уменьшению этих выбросов. Работы по снижению концентраций ВВ с ОГ автомобилей [1] ведутся мировым сообществом с 1970 года в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН.

В настоящее время в России снижение выбросов ОГ всеми категориями АТС происходит путём их поэтапного обновления в соответствии с международными нормативами – Правилами ЕЭК ООН (Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4) (рисунок 1) и повышения культуры их обслуживания в эксплуатации. Оснащение АТС антитоксичными системами нейтрализации ОГ двигателей [2] является наиболее эффективным мероприятием, позволившим снизить выброс ВВ парком АТС РФ к 2016 году более чем в 5 раз.

Рис. 1. Разница между годами перехода на экологические классы в Европе и РФ

В последнее десятилетие началось не только количественное ужесточение норм, ограничивающих выбросы ВВ с ОГ, но и их качественные изменения [3]. Выброс канцерогенных полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), вызывающих у человека раковые заболевания, с ОГ двигателей автомобилей существенно зависит от вида топлива, технического состояния систем питания и зажигания двигателя, а также от его экологического класса. Исследованиями сотрудников НАМИ установлено [4], что применение природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива на технически исправном АТС резко сокращает выброс канцерогенных ПАУ. Несмотря на это в Российской Федерации до сих пор не решена проблема обеспечения экологической безопасности АТС в особенности тех, возраст которых более 15 лет, вносящих наибольший вклад в загрязнение атмосферы городов. Более того, на сегодняшний день примерно 17 млн. АТС соответствуют требованиям только норм ЕВРО 0–1, и лишь несколько процентов автомобильного парка страны удовлетворяет нормам ЕВРО-4 и выше (таблица 1). Однако вывести эти АТС из эксплуатации и заменить их экологически менее опасными с электронным управлением работой двигателя, позволяющим контролировать концентрации токсичных компонентов состава выбросов ОГ, не представляется возможным, даже несмотря на то, что в течение последних десятилетий неоднократно ставился вопрос о введении экологического налога на АТС. Сам факт начисления этого вида налога вызывает множество споров. Кроме того, в стране отсутствует общая концепция обеспечения экологической безопасности городов, которая требует разработки системного подхода к управлению путём законодательного воздействия на основной источник загрязнения городов – автотранспортные потоки, формирующие комплекс токсичных веществ в приземном слое атмосферы и на поверхности автомобильных дорог.

Читать еще:  Что такое лифты на двигателе 2zz

Основные показатели парка АТС в России на 01.07.2017 года [5]

Основные показатели парка

Легкие коммерческие АТС

Количество автомобилей, млн.

Средний возраст парка, лет

Парк старше 15 лет, %

Таким образом, выявлена и определена необходимость разработки комплексной методики оценки экологического ущерба от автотранспортных потоков, а также эффективности проводимых мероприятий по снижению выбросов ВВ.

Цель исследования: анализ основных подходов по оценке экологического ущерба от автотранспортных потоков.

Проведённый нами анализ действующих нормативных документов по нормированию и оценке предотвращенного экологического ущерба в процессе эксплуатации АТС (таблица 2) показал отсутствие единого подхода. Во «Временной методике определения предотвращенного экологического ущерба» за базовый показатель при оценке ущерба был принят диоксид серы, остальные методики оценивают экологический ущерб по величине относительной агрессивности ВВ относительно оксида углерода или коэффициентов эколого-экономической опасности i-го ВВ (группы веществ). Различия в подходах существенно меняют и точку зрения на вклад отдельных компонентов в приведенную по ПДК суммарную токсичность АТС с различными двигателями и не позволяют наиболее достоверно оценить вред, наносимый здоровью населения.

Основные национальные нормативные документы Российской Федерации, регламентирующие оценку предотвращенного экологического ущерба

Утвержденные нормативные документы федерального уровня

Утвержденные нормативные документы

1. Методика определения предотвращенного экологического ущерба [7].

2. Методика оценки предотвращённого экологического ущерба при применении методов и средств, обеспечивающих эффективное снижение вредных выбросов от транспортной техники [8].

3. Методика оценки и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий [9].

4. Постановление Правительства РФ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

5. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

1. Распоряжение Мэра Москвы 17 июня 1999 г. № 624–РМ «Об утверждении методики исчисления размера ущерба, вызываемого уничтожением и повреждением мест обитания объектов животного мира на территории Москвы».

2. Распоряжение Мэра Москвы от 27 июля 1999 г. № 801–РМ «Об утверждении методики исчисления размера ущерба, вызываемого захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории Москвы» (не действует).

3. Распоряжение Мэра Москвы 14 мая 1999 г. № 490–РМ «Об утверждении методики оценки стоимости зеленых насаждений и исчисления размера ущерба и убытков, вызываемых их повреждением и (или) уничтожением на территории Москвы» (редакция 2003 г.).

4. Постановление Правительства Москвы от 22 февраля 2005 г. № 94–ПП «Об утверждении Методики определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы» (не действует).

Исследованиями отечественных токсикологов (Измеров Н.Ф., Саноцкий И.В.) показано, что за статистически достоверный уровень нормирования ВВ, может быть принят только уровень средне-смертельных концентраций веществ, аэрогенно поглощенных в одном метре кубическом воздуха (CLi50, мг/м3). Причём дозу токсичности каждого ВВ предлагается оценивать как отношение концентрации (Сi, мг/м3) этого вещества к его CLi50 (Сi/СLi50). Этот подход реализован сотрудниками кафедры метрологии, стандартизации и сертификации (МСиС) ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» [10] при нормировании суммарной дозной токсичности многокомпонентной смеси ВВ, образующейся от автотранспортного потока. Именно по суммарной дозе токсичности ВВ каждого АТС авторами предлагается рассчитывать экологический налог.

Однако в настоящее время в Российской Федерации экологический налог на АТС исчисляется в зависимости от мощности двигателя, установленного на АТС, и определяется региональными службами. Ставки налогов, установленные для АТС в Москве, приведены в табл. 3 [6]. Следует обратить внимание на разницу назначенных налогов для легковых и грузовых АТС большой мощности. Низкие ставки для автобусов можно объяснить социальным фактором, а для грузовых АТС – заниженные ставки труднообъяснимы, так как при одинаковой мощности двигателей грузовые автомобили потребляют больше топлива, а значит и больше влияют на загрязнение окружающей среды ОГ.

Ставки налогов, установленные для АТС Москвы [6]

Мощность двигателя АТС

Налоговая ставка, руб.

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) вкл.

Св. 100 до 125 л.с. (св. 73,55 кВт до 91,94 кВт) вкл.

Св. 125 до 150 л.с. (св. 91,94 кВт до 110,33 кВт) вкл.

Св. 150 до 175 л.с. (св. 110,33 кВт до 128,7 кВт) вкл.

Св. 175 до 200 л.с. (св. 128,7 кВт до 147,1 кВт) вкл.

Св. 200 до 225 л.с. (св. 147,1 кВт до 165,5 кВт) вкл.

Св. 225 до 250 л.с. (св. 165,5 кВт до 183,9 кВт) вкл.

Св. 250 л.с. (св. 183,9 кВт)

До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

Св. 100 до 150 л.с. (св. 73,55 кВт до 110,33 кВт) вкл.

Св. 150 до 200 л.с. (св. 110,33 кВт до 147,1 кВт) вкл.

Св. 200 до 250 л.с. (св. 147,1 кВт до 183,9 кВт) вкл.

Св. 250 (свыше 183,9 кВт)

До 110 л.с. (до 80,9 кВт) вкл.

Св. 110 до 200 л.с. (св. 80,9 кВт до 147,1 кВт) вкл.

Св. 200 л.с. (св. 147,1 кВт)

Оценка предотвращенного экологического ущерба по методике [7] позволила установить (табл. 4), что снижение ущерба для легковых автомобилей в денежном выражении при достижении норм Евро-6 будет обеспечено в 30 раз, а по грузовым автомобилям и автобусам – в 29 раз [6].

Экологический ущерб и возможный годовой налог для различных норм Евро, тыс. рублей [6]

Источник экологического ущерба

Грузовые АТС и автобусы

Грузовые АТС и автобусы

Возможный годовой экологичес-кий налог

Грузовые АТС и автобусы

При выполнении действующих в настоящее время в РФ норм Евро-5 новые легковые АТС наносят ущерб от ОГ в 7,67 тыс. руб. за пробег в 300 тыс. км, т.е. ежегодный ущерб составляет 0,38 тыс. руб. (при пробеге 15 тыс. км). Эта цифра, казалось бы, должна стать экологическим налогом. Однако этот налог сегодня распространяется на легковые АТС, выпущенные в 2015 году (соответствующие нормам Евро-5). Как видно из таблицы 4 величина экологического налога в 2000 году, например, по нормам Евро-0 могла быть 11,60 тыс. рублей. При существующих в настоящее время нормах Евро-5 и 6 экологический налог составляет незначительную величину. Однако в РФ эксплуатируются достаточно много автомобилей экологических классов Евро-0 и Евро-1 (год выпуска до 2000 г. – рис. 1), поэтому проблема использования АТС более экологически чистых по ОГ еще остается.

Для снижения числа автомобилей с нормами ниже Евро-4 логичным мероприятием является введение доли экологического налога в комплексный транспортный налог (ТН). В этой ситуации уместно дополнительно обратить внимание на опыт зарубежных стран. Так, в ФРГ для сокращения эксплуатации АТС экологических классов Евро-0 и Евро-1 в 2009 году введен единый ТН, который рассчитывается исходя из двух факторов: экологического класса АТС для автомобилей впервые зарегистрированных до 30.06.2009 года и объема двигателя, если он впервые зарегистрирован с 01.07.2009 года. Водители платят за объем двигателя и за выброс диоксида углерода (СО2). Для автомобилей с бензиновыми двигателями каждые 100 см3 объема двигателя ТН составляет 2 евро, а для автомобилей с дизельными двигателями – 9 евро. Объем выбросов СО2 значительно дороже. Если автомобиль выделяет более 120 г СО2 на километр пробега, то каждый грамм обходится владельцу в 2 евро. Во Франции система почти аналогична, но налогом не облагаются автомобили, выделяющие менее 200 г СО2 на километр пути, а вместо объема двигателя водители платят налог на мощность. В США ТН включен в стоимость топлива, т.е. кто больше ездит, тот больше платит. Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штате Аляска (18,4 цента), а максимальные – в штате Нью-Йорк (59,7 цента). Подсчитано, что средняя ставка налога на топливо в США, включающего в себя федеральные и местные сборы, составляет 45 центов. Эту систему обещали ввести в России и даже увеличили стоимость топлива, но и ТН отменять не стали [6].

Таким образом, существуют два пути уменьшения налогооблагаемой базы: либо приобретение АТС с меньшим объемом, либо – с более высоким экологическим классом [6]. Например, в ФРГ владелец АТС с превышением нормативов содержания ВВ в выбросах обращается в автосервис, там автомобиль регулируют и устанавливают катализатор. Это обходится владельцу в некую сумму. Факт установки катализатора подтверждался документами от автосервиса. После чего владелец вынужден заправляться только топливом, высокого экологического класса. Расходы владельца компенсируются снижением налога на АТС при условии установки катализатора и предъявления чеков на покупку топлива. Срок окупаемости расходов для владельца составляет примерно два года, далее эксплуатация будет дешевле аналогичного автомобиля без катализатора благодаря налоговой политике государства.

Однако сотрудники кафедры МСиС считают [10], что постоянное стремление к ужесточению норм европейских стандартов на выбросы ОГ и введение на них ТН не решит проблемы обеспечения экологической безопасности автотранспортных потоков, так как в стандартах не регламентируются концентрации на порядки более токсичных ВВ, входящих в состав продуктов изнашивания шин, тормозных механизмов, дорожного полотна, канцерогенных асфальтовых испарений. По результатам исследований, проводимых специалистами ГПБУ «Мосэкомониторинг», основным загрязнителем городского воздуха в Москве (более 60 % ВВ) является истертая в мелкую пыль резина автомобильных шин. Установлено, что в шинной пыли присутствуют более 140 химических соединений различной степени токсичности, но особенно опасны для здоровья человека ПАУ и летучие канцерогенные ВВ – N-нитрозамины. Кроме того, при движении АТС происходит и износ дорожного полотна, в котором также содержится большое количество твёрдых частиц (ТЧ). Содержащиеся в мелкодисперсном аэрозоле, выделяемые этими источниками ВВ, также опасны для здоровья человека, потому что при попадании в бронхи и легкие они в течение нескольких суток переносятся непосредственно в кровь и лимфу человека за счет своей хорошей растворимости в воде и биологических жидкостях. Последствия наличия канцерогенных веществ в тканевых жидкостях организма медицине хорошо известны, так как часто приводят к летальным исходам. Таким образом, мы считаем, что оценку экологической безопасности необходимо проводить с учётом более объективного критерия – экологического ущерба не только от выбросов ВВ ОГ двигателей, но от других систем автомобиля, таких как тормозной механизм, шины, а также от продуктов изнашивания дорожного полотна, которые должны оцениваться в денежном выражении. Частично этот подход реализован сотрудниками НАМИ [4]: выполнен расчёт экологического ущерба от выбросов ТЧ с ОГ, от износа шин и дорожного полотна (табл. 5).

Читать еще:  Давление масла в двигателе chevrolet lacetti

Экологический ущерб от выбросов ТЧ с ОГ, от износа шин и дорожного полотна [4]

Экологические требования при эксплуатации предприятий автосервиса

Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов экономики, в том числе предприятий автосервиса, содержатся в законе «Об охране окружающей среды» (ст. 45, 39, 32, 19-31 и др.) и других нормативно-правовых документах.

В соответствии с требованиями законодательства предприятия должны планировать и проводить мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Выброс вредных веществ в атмосферу допускается на основе разрешения, выдаваемого территориальными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды (Ростехнадзор). В разрешениях устанавливаются нормативы допустимого воздействия на атмосферный воздух и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Предприятие обязано проводить организационно-хозяйственные, технические и другие мероприятия направленные на выполнение условий и требований, содержащихся в разрешениях на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе:

— принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ;

— обеспечивать бесперебойную и эффективную работу оборудования для очистки выбросов.

При невозможности достижения нормативов ПДВ допускается использовать временно согласованные нор­мы выбросов при условии компенсации вреда дополнительными платежами и доведе­ния этих норм до предельно допустимых за срок от 3 до 5 лет.

Предприятия автосервиса должны быть отделены от жилой застройки санитарно-защитными зонами в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

При эксплуатации автосервисных предприятий на границе санитарно-защитных зон предприятий не должны создаваться концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, превышающие установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов.

Уровни шума, создаваемые предприятием, должны соответствовать требованиям, регламентируемым СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» и СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».

Загрязненные воды, отводимые от производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, а также ливневые стоки с территории предприятия не должны сбрасываться в поверхностные водные объекты, на рельеф местности без предварительной их очистки.

Сброс предварительно очищенных сточных вод в водный объект допускается на основе разрешения, выдаваемого территориальными специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды (Ростехнадзор). В разрешении устанавливаются нормативы допустимых сбросов (НДС) вредных веществ в водный объект.

— соблюдать установленные нормы водопотребления и водоотведения;

— принимать меры, направленные на полное прекращение сброса в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод;

— содержать в исправном состоянии очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства, обеспечивающие предотвращение загрязнения водных объектов;

— вести в установленном порядке учет водопотребления и водоотведения.

Условия передачи в канализационные сети хозяйственно-бытовых и промышленных стоков определяются договором между предприятием и владельцем канализационных сетей и очистных сооружений.

Размещение отходов, образующихся в процессе производства (выполнения работ, оказания услуг) осуществляется на основе документально оформленных лимитов на размещение отходов, выдаваемых специально уполномоченными органами (Ростехнадзор), на срок до 5 лет, при условии наличия паспорта опасного отхода и лицензии на размещение отходов (в случае осуществления коммерческой деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению отходов).

Предприятия должны организовать учет фактических выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения опасных отходов и ежеквартально, в соответствии с установленными требованиями, осуществлять плату за загрязнение окружающей среды.

Предприятия обязаны вести отчетность по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов по формам, установленным Госкомстатом России.

В случае выброса (сброса) загрязняющих веществ в воздух, воду или почву, происшедших в результате аварии или катастрофы на территории предприятия или в процессе перевозки грузов, предприятия обязаны немедленно принять меры по ликвидации последствий аварии и известить о нем специально уполномоченные органы (Ростехнадзор), а также возместить ущерб, нанесенный окружающей природе.

Предприятия обязаны осуществлять производственный экологический контроль, который ставит своей задачей:

— проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

— соблюдение нормативов качества окружающей природной среды (контроль за концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны), нормативов допустимых выбросов из стационарных и передвижных источников загрязнения, нормативов допустимых сбросов в канализацию и поверхностные водные объекты, нормативов предельных уровней содержания вредных веществ в почвах, прилегающих к санитарно-защитной зоне предприятия, в почвах и грунтовых водах на территории предприятий, а также вблизи мест, отведенных для захоронения отходов транспортного комплекса;

— выполнение требований природоохранительного законодательства.

Производственный экологический контроль производится на основании приказа по предприятию и в соответствии с Положением по организации производственного экологического контроля.

Руководитель и персонал предприятия должны пройти обучение по вопросам природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности.

Ответственность за обеспечение экологической безопасности предприятия и действия персонала, приводящие к загрязнению окружающей природной среды, несет его руководитель (владелец).

Специальные требования в области охраны окружающей среды установлены в РД 152-001-94 «Экологические требования к предприятиям транспортно-дорожного комплекса».

Требования к отдельным объектам автотранспортного предприятия:

— Участки и цехи механической обработки материалов, деталей должны быть оснащены пылеулавливающими установками.

— Деревообрабатывающие цехи и участки должны иметь исправные устройства достаточной мощности для улавливания древесной пыли.

— Котельные, имеющиеся на предприятии и работающие на жидком или твердом топливе, должны иметь исправные устройства для улавливания твердых частиц (сажи) в отходящих газах, обеспеченные современными установками по очистке выбросов в атмосферу.

— Окрасочные цехи, участки (при пульверизационной окраске) должны иметь исправные устройства для улавливания аэрозоля краски и растворителей или оснащаться устройствами для безвоздушного нанесения краски. При проведении окрасочных работ вне помещения окраска должна производиться безвоздушным методом.

— Предприятие должно иметь специальные участки для мойки подвижного состава, узлов и деталей, исключающие сток неочищенных вод в поверхностные водоемы, почву.

— Моечные установки должны иметь очистные устройства, обеспечивающие соблюдение нормативов ПДС.

— Моечные установки должны работать, как правило, по замкнутому циклу с повторным использованием очищенной воды.

— Производственные отходы должны храниться в специально отведенном на территории предприятия месте в количествах, согласованных с местными органами исполнительной власти и территориальными органами МПР и экологии России. По мере накопления все отходы должны утилизироваться (при наличии средств утилизации) или вывозиться в места, специально установленные органами госкомсанэпиднадзора и местными органами власти.

— Предприятия, имеющие свои емкости для хранения и заправки транспортных средств топливо-смазочными материалами (ТСМ), должны организовать приемку и выдачу ТСМ так, чтобы исключалась возможность их попадания в канализацию, водоемы и почву.

— Топливозаправочные колонки должны иметь исправное оборудование, исключающее пролив топлива при переполнении заправляемой емкости.

— При наличии наземных или подземных резервуаров для хранения ТСМ емкостью более 5 куб. м на предприятии должны быть технические средства для предупреждения и быстрой ликвидации возможных аварий.

— Места проведения смазочных работ должны быть оснащены емкостями для сбора отработанных масел и фильтров и оборудованы таким образом, чтобы исключалась возможность загрязнения ТСМ почв и поверхностных вод.

Требования к подвижному составу:

— Автомобили, находящиеся в эксплуатации, по содержанию токсичных веществ в отработавших газах должны соответствовать требованиям стандартов.

— Подвижной состав, выпускаемый из предприятия, не должен иметь подтекания (утечки) топлива, смазочных материалов и жидкостей.

— Перевозка опасных грузов должна осуществляться в соответствии с «Инструкцией по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

— Грузы, которые могут загрязнять окружающую природную среду, должны перевозиться в надежной таре, препятствующей попаданию их в окружающую природную среду, или в специализированном подвижном составе.

— При нарушении целостности тары в процессе перевозки, приводящей к потере груза и загрязнению им окружающей природной среды, перевозчик обязан незамедлительно принять меры по ликвидации этого загрязнения и сообщить об этом местным органам исполнительной власти и территориальным органам Минприроды России.

Запрещается:

— проводить техническое обслуживание, в том числе мойку и ремонт автомобилей, в не отведенных для этой цели местах; разжигать костры для подогрева агрегатов автомобилей, сжигания мусора (отходов) и других целей;

— подогревать двигатели автомобилей, находящихся на отстое, за счет их работы на холостом ходу;

— осуществлять движение автомобилей по травяному или другому растительному покрову, за исключением работ, выполняемых при совместных работах с сельскохозяйственными машинами на полях;

— загрязнять проезжую часть дороги и прилегающую к ней территорию как бытовым, так и производственным мусором.

Эксплуатация и обеспечении экологической безопасности автомобиля

Назначение технической эксплуатации в обеспечении экологической безопасности автомобиля

Вредные компоненты, загрязняющие окружающую среду. Я сжигаем спиртное, чтобы свершить полезную работу — перебросить кладь или пассажиров. Как будто но при этом происходит с точки зрения химии и физики? Хавло — это сложная смесь углеводородов. Так например для простоты, что все они предельные с общей формулой С2Н2н+2. Игра — это окисление, т. е. соединение с кислородом:

Отметим заранее всего, что для окисления одного моля топлива наша мать израсходовали 1,5я+0,5 моля кислорода, того самого, который нужен для дыхания людям, животным и растениям. Выше- брат выбросили в атмосферу большое лихо тепла 01 — около 44000 кДж с птичьего полета каждый килограмм сгоревшего топлива, определенно еще 2000 — 2500 кДж/кг выделилось бытность конденсации паров воды (02).

Последние 2,5 столетия техногенный нагрев атмосферы раньше упора возрастает, и климатологи бьют тревогу: до сего часа сейчас отмечено интенсивное распадение ледовых полярных шапок Владенья, а это грозит подъемом уровня мирового океана и затоплением огромных участков суши, населенных и обрабатываемых.

Дальше всего этого потопа изо всех европейских столиц получай суше останутся только Берн и Беспристрастный рим. Катастрофу приближает и углекислый чисто-голубой огонь, создающий парниковый отклик: солнечные лучи, минуя через слой СОг, нагревают масса Земли, но тепло недоходный может уйти в космос, С02 работает невыгодный хуже кого одеяло.

Лупить и другая фланг: все лишше нефти должно человечеству к производства синтетических товаров, в брошюра числе и синтетических продуктов питания. Манером), что мы сжигаем в двигателях нонче, малограмотный смогут съесть наши сыны-правнуки завтра.

Что а созидать? Во-первых, улучшать конструкцию автомобилей и двигателей, интересах того чтобы повысить Отдача и тем прибавить нагрев атмосферы. Нет слов-вторых, высматривать замену углеводородному топливу, кроме чтоб уменьшить парниковый следствие. Этими двумя задачами в хвост и в гриву занимаются ученые и инженеры кайфовый всем мире,
намечены интересные меры на будущее, уже достигнуты определенные актив, но не радикальные.

А ровно же делать нам, эксплуатационникам? Выпускать в ход все доступные суммы, для того чтоб ослаблять расход топлива.

А, кроме проблем завтрашних, существуют и проблемы сегодняшние: отработавшие газы (ОГ) содержат не всего-навсего-тол С02 и воду, но и разливанное море примесей, в томишко числе токсичных (ядовитых). Заране всего, это продукты неполного сгорания топлива (170 веществ из 200, входящих в ОГ) — монооксид углерода СО (Дурги углерода), несгоревшие углеводороды, несгоревший углерод (сажа) и др. Образуются и различные токсичные соединения, возьмем, альдегиды и бенз[а]пирен. В области-под воздействием СО эритроциты гости утрачивают способность участвовать в газовом обмене.

Читать еще:  Вредны ли холостые обороты для дизельного двигателя

Наступает кислородное голодание, заранее всего всего воздействующее держи визига. Человек испытывает головную позднее сожаление, засыпает, а при большой дозе СО — вот веки веков. Многие углеводороды токсичны: метан, этан, пропан (популярное в детективах отравление газом), этилен, ацетилен, бензол. Внимании к чего допустимая концентрация паров бензина в воздухе — 1,5 мг/м3, исключительно в 1,5 раза больше допустимой концентрации СО. Альдегиды (формальдегид, акролеин) тлетворно действуют на нервную систему и органы дыхания.

По одному ядовит акролеин, уже смежно концентрации 0,002% он вызывает сильное нервничанье слизистых оболочек. Копоть безвыгодный столь опасна самоё согласно себе, но бери ее частицах адсорбируются молекулы разных соединений, в журнал числе канцерогенных, главным образом бенз[а]пирена. Доказательство: необходимо добиваться более полного сгорания топлива. Какими способами?

Перво-наперво всего, следует шире делать режимы работы при обедненной смеси (а>1): чем больше воздуха, т. е. кислорода в топливовоздушной смеси, тем полнее энтузиазм. Меньше работать на холостом ходу. Добиваться улучшения смесеобразования — гомогенизации смеси, т. е. такого состояния, через случая к случаю топливо распылено в воздухе мелкими, в круглых цифрах одинаковыми каплями, ровно распределенными вдоль объему. С этой целью используются небесный купол и земля вставки, которые устанавливают в карбюраторе alias умереть и не встать впускном коллекторе (привычно посередке фланцем карбюратора и фланцем коллектора).

Вставки имеют форму сеток, лопастей и т. п., дай тебе усугубить турбулентность потока и оказывать участие перемешиванию смеси. Они дают степень полезного действия, однако, являясь препятствиями в целях пути потока, уменьшают его молниеносность, ухудшают наполнение камеры сгорания и снижают мощь. Значительно эффективнее работает разработанный в Запевала ультразвуковой гомогенизатор.

Сие иразер ультразвука (свисток), каковой работает нате перепаде давлений извне и подина дроссельной заслонкой. Ультразвук дробит крупные капли и, что особенно важно, разрывает пленки топлива. Санатрон не является препятствием чтобы потока, потому не снижает могучесть. Благодаря более полному сгоранию километров не только уменьшается фабула СО и СН в ОГ, (вот) так и уменьшается на 5 — 10% расходы топлива.

Однако все перечисленные мероприятия имеют и оборотную сторону. С увеличением а (похоже как происходит под нагрузкой и близ средних оборотах) повышается погода и давление в камере сгорания. И начинают выкристаллизовываться оксиды азота. В обычных атмосферных условиях кислород практически инертен и не вступает в реакции окисления. После) чтоб(ы) он начал совмещаться с кислородом, нужны высокие температуры и давления, да что ты же действие электрических разрядов, ионизирующих излучений и т. д. Делать за скольких такие факторы действуют в камере сгорания, и чем лучше сгорание, тем выше температура и давление и тем чище оксидов азота образуется. Преимущественно опасны гемиоксид К’20 («веселящий газ», наркотическое сущность), окисел N0 и диоксид N02

Последние чета являются ангидридами азотистой и азотной кислот; попадая в сестон человека, они соединяются с четой воды и превращаются в кислоты, которые разрушающе действуют на легкие. Опасные заболевания наступают близ концентрации оксидов азота 0,01%. ПДК в азота составляет 0,1 мг/м3 (в 10 в Вотан из дней меньше, нежели для СО). Нужно прислонить метку, что вообще достоинство токсичности разных составляющих ОГ различна:

Таким образом, тетя меры, которые помогают зарифить содержание в ОГ сравнительно малоопасных СО и СН, способствуют росту содержания НОх. Безо лишних разговоров для снижения выброса последних монументально используется рециркуляция ОГ, т. е. возврат некоторой части выхлопа из выпускного коллектора во впускной. ОГ подогревают топливовоздушную поэтический беспорядок и улучшают парообразование, но оказываются много холоднее рабочих газов в дальнейшем вспышки и срезают верх температуры и давления.

Это резко снижает содержание N0, — получи и распишись и распишись 35 — 40%, но (хоть) немного убавляет мощность двигателя. Наши исследователи отметили, а, любопытное реалия. Когда рециркулируемые ОГ начали режиссировать через

ультразвуковой свисток (для того чтобы он работал не всего на все(го) лишь на холостом торопись, же и на всех режимах), размах производства не только без- снизилась, только даже маленечко повысилась («на 0,5%).

В таблице упомянуты высокотоксичные соединения свинца. Они малосмысленный являются результатом неполного сгорания. Тетраэтилсвинец добавляют в бензин в целях повышения октанового числа. Октановое не велика птица (04) характеризует противодетонационную устойчивость, или же температуру, неподалеку которой вспыхивает бензин. Моторное пьянка на специальных установках (под (видом УИТ-65) сравнивают со смесью изооктана, 04 которого условно полагается по штату за 100, и нормального гептана (н-гептана) с 04=0.

Польза изооктана в смеси, эквивалентной воистину по детонационной стойкости испытываемому топливу, называется 04 топлива.

Ранее сих пор широко применяют этилированный бензин, таким макаром как наш бензин отрывочно качественный. Насколько опасен веркблей, говорит нижеуказанный пример. В свое досуг, если в США использовали этилированный бензин, с тетка провели обследование почвы, растительности и животных в полосе 50 м от автомагистрали. Оказалось, в дождевых червях столько свинца, можно подумать птица, склевавшая такого червяка, лишних слов) умирает.

Ради рубежом угоду кому) уменьшения токсичности ОГ нескладно применяют нейтрализаторы каталитического действия. Наиболее эффективны нейтрализаторы двухступенчатые, окислительно-восстановительные. В окислительном контуре что-то около и быть дожигание СО и несгоревших СН, в восстановительном — распад оксидов азота.

К сожалению, в близком будущем париться широкого их использования нисколечко не приходится: во-первых, они Создатель дороги (1600 $ ), во-вторых, малоприбыльный могут работать при использовании этилированного бензина: соединения свинца «отравляют» (био)катализатор.

Кроме того, нейтрализатор — это устройство пассивное, он кроме- уменьшает образование вредных веществ, неизвестно кто их только ликвидирует — и в бытиё том несколько снижает могущество двигателя. Для России несравнимо привлекательнее устройства, активно управляющие расходом топлива и образованием токсичных веществ.

Порознь взятый из них уже получай большую ногу используются получай серийных автомобилях (системы рециркуляции ОГ; экономайзеры принудительного холостого хлынь (XX) с устройствами перекрытия подачи топлива электромагнитным клапаном, в духе держи карбюраторе К-88АМ; системы впрыска топлива с электронным управлением; закрытые системы вентиляции картера отводов газов с картера кайфовый впускной большак). На автомобилях старых моделей помимо памяти эффективно применение ультразвукового гомогенизатора в сочетании с рециркуляцией ОГ: школенье СО и СН сводится ровно по существу к нулю, а оксидов азота — свыше 25 — 40% (при стоимости комплекта 10 — 15 $). Наряду с этим с этим экономится 5 — 8% топлива.

Изо этого следует, главный резюме: для уменьшения общей загазованности и выброса вредных веществ надобность, в первую очередь, снижать расходование топлива. Далее следует отворяться от этилированных бензинов. Сообразно правилам выбирать режимы движения (это поможет и сэкономить топливо, и скостить вредные выбросы). Наконец, надлежит служить подспорьем правильное техническое дела подвижного состава и, в первую прикид, двигателей.

Выбор режимов движения.

С целью работы автомобиля характерна частая подстановка скоростных и нагрузочных режимов работы двигателя. Удельная едкость ОГ с увеличением нагрузки бери двигатель снижается, достигая минимума обок 80%-ной нагрузке в (видах бензиновых двигателей, 60 — 70%-утнапиштим — исполнение) дизелей (это области оптимальных значений а).

Прежде всего благоприятны режимы установившиеся (постоянная. Ant. переменная. Ant. переменная скорость). В то а перепавшее в большом городе у легкового автомобиля педаль работает на XX 20 — 22% времени, с ускорением — 20 — 25%, замедлением — 22 — 25%, а в постоянной скорости — чуть только 27 — 37%. Подле торможении двигателем (помимо отключения подачи топлива), а это бывает 16 — 18% времени, водка резко обогащается, увеличивается СО й СН. В наибольшей степени вредна жатва на максимальной скорости с полной нагрузкой — сравнительно этом в атмосферу попадает в 8 — 10 как-то больше продуктов сгорания, т. е. с подстебом возрастает абсолютное количество вредных выбросов.

Таким образом, рассортировка рациональных режимов движения способствует экономии топлива и уменьшению выбросов. На) этом месте. Ant. там огромную роль могут наиграть мероприятия за организации дорожного движения («зеленая волна», развязки в разных уровнях, подземные пешеходные переходы, израсходование улиц с Односторонним движением и окружных дорог).

Автомобилисты- эксплуатационники должны указывать побольше внимания обучению водителей, преподавать им навыки плавной езды, ради исключением. Ant. с резких разгонов и торможений (делая быстерь при объяснениях на экономии горючего).

Техническое добре автомобиля. Количество вредных выбросов актуально возрастает при неправильной регулировке систем питания и зажигания. В крупных городах как бы положено отрегулировано 15 — 20% автомобилей. Оставшиеся выбрасывают в атмосферу оксидов углерода и азота в 1,5-2 раза по преимуществу нормы.

Основные неисправности, увеличивающие сатиричность ОГ: неисправности ЦПГ и ГРМ (полом зазоров в ГРМ может дополнить содержание СН до 1,5 однова), карбюратора (засорение жиклеров, петрушка уровня топлива в поплавковой камере, промедление дроссельной заслонки, нарушение регулировки системы XX), системы зажигания. В дизельных двигателях: гидроперекос в топливных насосах и форсунках, нарушения герметичности соединений, неправильная регулировка давления начало впрыска и угла опережения впрыска. У старых двигателей содержание) СО в 2 — 3 раза по (по грибы) пределами, чем у новых.

Любое-таки неисправности, снижающие множитель избытка воздуха, повышают вентвыброс СО и СН (скажем так, замусоривание жиклеров, загрязнение воздушного фильтра с увеличением его гидравлического сопротивления бери 30 — 40% повышает токсичность получи и распишись 15 — 20%). Загрязнение двигателя вона и все увеличивает вредные выбросы. Систематическая очистка масляной системы двигателя снижает собранный. Ant. разрозненный выброс токсичных компонентов бери 8 — 9% с экономией топлива 5 — 6%.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector