Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулятор оборотов коллекторных электрических двигателей: виды, типы, схемы двигателя и правила применения

Регулятор оборотов коллекторных электрических двигателей: виды, типы, схемы двигателя и правила применения

  1. Разновидности коллекторных электродвигателей и области их применения
  2. Реостатные регуляторы оборотов коллекторных двигателей
  3. Полупроводниковые регуляторы оборотов коллекторных двигателей
  4. Среди дополнительных возможностей можно выделить несколько основных
  5. 1. Реверс
  6. 2.Тормоз
  7. 3.ВЕС-система
  8. 4.Опторозвязка
  9. Какие же выводы?

В первую очередь, наверное, стоит упомянуть, что для трехфазных асинхронных электродвигателей и однофазных коллекторных, применяются принципиально отличные системы регулировки оборотов. К примеру, для асинхронных агрегатов, тиристорные схемы управления, наиболее распространённые в коллекторных, неприменимы.

Разновидности коллекторных электродвигателей и области их применения

По принципу работы их можно разделить на пять основных видов, каждый из которых, можно купить без всяких проблем.

По типу питания:

  • постоянного тока;
  • переменного тока.

По разновидности принципа возбуждения:

  • параллельного возбуждения;
  • последовательного возбуждения;
  • смешанного возбуждения.

Стоит заметить, что в двигателях переменного тока используются только последовательное и параллельное возбуждение. Конструктивно такие электродвигатели состоят из четырёх основных компонентов:

  • статора;
  • ротора;
  • коллектора;
  • токопроводящих щёток.

Электрический ток, проходя через коммутированные обмотки статора и ротора, вызывает возникновение электромагнитного поля, которое, в свою очередь, приводит в движение ротор. Щётки применяются для передачи тока на обмотки ротора. Их изготавливают из мягкого токопроводящего материала. В большинстве случаев это графит или смеси графита с медью.

Если изменить направление течения тока в статоре или роторе, произойдёт реверсирование двигателя. Обычно это делают с обмотками ротора, что позволяет избежать перемагничивания сердечников. В случае изменения тока в обеих катушках – направление вращения двигателя останется прежним.

Наибольшее распространение получили коллекторные электродвигатели переменного тока. Причин такой популярности несколько. К ним можно отнести относительную простоту их изготовления и управления. Также важна их способность работать от переменного и от постоянного тока.

При подключении к источнику питания переменного тока, изменение электромагнитного поля будет происходить одновременно в обеих обмотках двигателя (статоре и роторе), что не приведёт к изменению направления вращения двигателя. Для реверсирования таких моторов делают, переполюсовку обмотки ротора.

Хотя их КПД несколько ниже, чем у собратьев, они широко применяются в массе бытовых приборов: мясорубках, вентиляторах, электроинструменте. Кроме того, стоит упомянуть об отдельном русле их применения. Речь идёт о малогабаритных двигателях для легкомоторных моделей.

Среди моделистов они заслужили всеобщее признание из-за малого потребления электроэнергии, что очень важно по причине ограниченного заряда аккумулятора, и многофункциональности систем их управления. Такой факт резко снижает вес и габариты изделий. Данные системы редко изготавливают вручную, но это с лихвой перекрывается изобилием всевозможных конструкций и модификаций, заводских устройств. Хотя, дешёвым это удовольствие не назовёшь.

По тем же причинам коллекторные электродвигатели пользуются успехом и у многих «кулибиных».

Сегодня довольно популярны коллекторные электродвигатели 220в от стиральных машин-автоматов. Однако, не все торопятся использовать их в своих самодельных конструкциях. И дело не в том, что люди не знают, как подключать такие двигатели, а скорее сомневаются в их поведении под нагрузкой и возможности регулировки оборотов. Если такая возможность есть, то как это отразиться на их мощности? И ещё много других, связанных с дальнейшим применением, и носящим сугубо практичный характер, вопросов.

Разновидностей коллекторных электродвигателей всех трёх систем возбуждения имеется множество. Равно, как и разнообразных схем управления их оборотов. Существует немало регуляторов фабричного изготовления. А на просторах интернета можно найти большое количество различных самодельных схем. В конечном итоге, вам придётся выбирать оптимальный вариант для каждого конкретного случая отдельно, исходя из собственных навыков, финансовых возможностей и параметров имеющегося двигателя.

Все нюансы в одной статье описать невозможно. Поэтому попробуем разобраться с этим вопросом на примере вышеупомянутого типа двигателей, исходя из их относительной простоты и широкой распространённости.

Что касается вопроса мощности, то стандартный электродвигатель от стиральной машины, при штатном количестве оборотов (в среднем около 12000), вам вряд ли удастся остановить или заметно снизить скорость вращения.

Способов управления оборотами коллекторных электродвигателей существует масса. Для этого можно применять:

  • ЛАТРы;
  • заводские платы регулировки оборотов от бытовой техники (миксеры или пылесосы);
  • кнопки от электроинструментов;
  • бытовые регуляторы освещения.

Одним словом — любые устройства, регулирующие напряжение. Однако, у такой системы есть весьма ощутимый изъян. При снижении оборотов, за счёт понижения напряжения питания, резко падает и выдаваемая мощность двигателя. Так, уже при 600 оборотах в минуту вы без особого труда сможете рукой остановить вал мотора. Этот нюанс может не мешать работе, к примеру, при изготовлении регулятора оборотов вентилятора 220в или маломощных насосов. Но при изготовлении самодельных станков, такая схема абсолютно не применима.

В таких случаях можно применить тахогенератор. В упомянутых электродвигателях, он установлен изначально на заводе. Его функция – сообщать количество оборотов якоря двигателя и передавать их на плату управления, которая уже будет устанавливать их на необходимом уровне, с помощью силовых симисторов.

С таким регулятором оборотов электродвигателя не будет теряться мощность даже при значительном снижении частоты вращения ротора. Таких схем существует достаточное количество, а их изготовление в домашних условиях не должно вызвать лишних проблем и финансовых затрат. На каком, из предлагаемых вариантов, регуляторов оборотов остановить свой выбор, зависит только от вас.

Отдельно стоит упомянуть малогабаритные коллекторные двигатели, применяемые в моделизме. Их огромное разнообразие, включая габариты, вес, максимальные обороты и энергопотребление, порождают соответствующее количество систем их управления. В этом случае, количество функций, возлагаемых на регулятор оборотов, значительно возрастает, а их комбинации могут значительно отличаться, в зависимости от типа модели, на которой будут использоваться.

На модельных двигателях, как и на бытовых, и промышленных, применяются несколько вариантов систем управления.

Реостатные регуляторы оборотов коллекторных двигателей

Самый простой вариант — включение пассивной нагрузки последовательно электродвигателю. Такие системы обычно состоят из реостата (переменного резистора) и сервопривода, механически регулирующего сопротивление.

При подключении нагрузки, излишек электроэнергии превращается в тепло. Но такие регуляторы применяются лишь на дешёвых моделях, в которых стоят моторы малой мощности, зато очень важна цена.

Из-за неоправданных тепловых потерь, ресурс аккумуляторной батареи модели заметно снижается. Не улучшают положение и потери на движущихся контактах реостата. А ведь долговечность аккумулятора является одним из основных критериев выбора систем управления оборотами мотора.

Отдельная неприятность — нежелательный перегрев всей конструкции, что не лучшим образом влияет на её долговечность и как следствие, необходимость принудительного отвода тепла. На серьёзные модели такие механически системы управления двигателем давно не устанавливают.

Полупроводниковые регуляторы оборотов коллекторных двигателей

Здоровой альтернативой вышеупомянутым устройствам, служат полупроводниковые системы. В них питание на двигатель подаётся импульсами, а управление частотой вращения достигается за счёт изменения их длительности. Это позволяет значительно снизить потребление драгоценной энергии аккумулятора. И вот на этом варианте, пожалуй, стоит остановиться подробней.

В связи с ростом популярности моделизма, а вследствие, и спроса на всевозможную автоматику для моделей, количество предложений на рынке резко выросло. Сейчас, совсем нетрудно приобрести регуляторы оборотов, фактически, под любой двигатель. Кроме того, возможно купить варианты с расширенным функционалом — надёжным вентилятором и другими приспособлениями.

Читать еще:  Штатная сигнализация заблокировала двигатель что делать

Среди дополнительных возможностей можно выделить несколько основных

1. Реверс

В некоторых случаях на модели необходим задний ход. Поэтому многие регуляторы имеют возможность «переполюсовки» электродвигателя. Иногда реверс осуществляется не на полную мощность, ведь крайне редко есть необходимость такого режима на полных оборотах.

2.Тормоз

Нередко, на моделях возникает необходимость не только в быстром наборе оборотов двигателя, но и в его остановке. Такие системы часто применяют в автомоделизме. Торможение осуществляется за счёт закорачивания обмотки двигателя регулятором. Иногда делают «мягкий» тормоз. В таком случае закорачивание происходит импульсами, что позволяет плавно снижать обороты.

3.ВЕС-система

Устанавливается в моделях с низковольтным питанием. Её встраивают в цепь вторичного питания, что позволяет запитывать платы радиоуправления и сервопривод с одной батареи, вместо установки добавочной. Хоть эта функция не имеет отношения к управлению двигателем, может избавить вас от лишней головной боли.

4.Опторозвязка

Применяется в регуляторах, рассчитанных на повышение напряжение. В таких системах, с помощью гальванической развязки, разделяют силовые цепи и питание радиоприёмника. Делается это с целью обезопасить очень чувствительное радиооборудование от мощных импульсных наводок из силовых цепей регулятора и электродвигателя, и таким образом, увеличить стабильность их работы, что очень важно.

Какие же выводы?

Конечно, это далеко не все разновидности регуляторов оборотов для вышеупомянутого типа двигателей. Да и самих двигателей тоже очень много. В каждом конкретном случае будет применяться отдельно подобранный комплект с ответствующими характеристиками, которые способны уменьшать энергозатраты.

Универсального ответа на этот вопрос нет, но купить изделие можно тогда, когда обладаешь вышеизложенной информацией.

Схема реверса трехфазного двигателя

Трехфазные электродвигатели широко используются на многих объектах. В силу специфических условий эксплуатации, довольно часто возникает необходимость изменения направления вращения вала того или иного агрегата. Для этих целей лучше всего подходит стандартная схема реверса трехфазного двигателя, применяемая для открытия и закрытия гаражных ворот, обеспечения работы лифтов, погрузчиков, кран-балок и другого оборудования.

  1. Общая схема реверса электродвигателей
  2. Схема реверса трехфазного двигателя и кнопочного поста
  3. Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети

Общая схема реверса электродвигателей

В промышленности и сельском хозяйстве нашли широкое применение различные типы трехфазных асинхронных электродвигателей. Они устанавливаются в электроприводах оборудования, служат составной частью автоматических устройств. Трехфазные агрегаты завоевали популярность, благодаря высокой надежности, простому обслуживанию и ремонту, возможности работы напрямую от сети переменного тока.

Специфика работы устройств, работающих с электродвигателями, предполагает необходимость изменения направления вращения вала, называемого реверсом. Для таких ситуаций разработаны специальные схемы, в состав которых включены дополнительные электрические приборы. Прежде всего, это вводный автомат, имеющий соответствующие параметры, контакторы (2 шт.), тепловое реле и элементы управления в виде трех кнопок, объединенных в общий кнопочный пост.

Для того чтобы вал начал вращаться в противоположную сторону, необходимо изменить расположение фаз подаваемого напряжения. Необходим постоянный контроль над значением напряжения, поступающего на электродвигатель и катушки контакторов. Непосредственное выполнение реверса в трехфазном двигателе осуществляется контакторами (КМ) № 1 и № 2. При срабатывании контактора № 1, фазы поступающего напряжения будут располагаться иначе, нежели при срабатывании контактора № 2.

Для управления катушками обоих контакторов предусмотрены три кнопки – ВПЕРЕД, НАЗАД и СТОП. Они обеспечивают питание катушек в зависимости от расположения фаз. Порядок включения контакторов влияет на замыкание электрической цепи таким образом, что вращение вала двигателя в каждом случае происходит строго в определенную сторону. Кнопку НАЗАД необходимо только нажать, но не удерживать, так как она сама оказывается в нужном положении под действием самоподхвата.

На всех трех кнопках установлена блокировка, предотвращающая их одновременное включение. Несоблюдение этого условия может привести к возникновению в электрической цепи короткого замыкания и выходу из строя оборудования. Для блокировки кнопок используется специальный блок-контакт, расположенный в соответствующем контакторе.

Схема реверса трехфазного двигателя и кнопочного поста

В каждой системе, обеспечивающей реверс трехфазного электродвигателя, имеются специфические кнопочные контакты, объединенные в общий кнопочный пост. Работа этой системы тесно связана с функционированием остальных элементов схемы.

Всем известно, что включение контактора магнитного пускателя осуществляется с помощью управляющего импульса, поступающего после нажатия на пусковую кнопку. Данная кнопка в первую очередь обеспечивает подачу напряжения на катушку управления.

Включенное состояние контактора удерживается и сохраняется, благодаря принципу самоподхвата. Он заключается в параллельном подключении (шунтировании) к пусковой кнопке вспомогательного контакта, обеспечивающего подачу напряжения на катушку. В связи с этим уже нет необходимости удерживать кнопку ПУСК в нажатом состоянии. Таким образом, магнитный пускатель может отключиться только после разрыва цепи катушки управления, поэтому в схеме необходима кнопка с размыкающим контактом. В связи этим, кнопки управления, объединенные в кнопочный пост, оборудуются двумя парами контактов – нормально открытыми (NO) и нормально закрытыми (NC).

Все кнопки выполнены в универсальном варианте для того, чтобы обеспечить моментальный реверс двигателя, если в этом возникнет срочная необходимость. Отключающая кнопка, в соответствии с общепринятыми нормами, имеет название СТОП и маркируется красным цветом. Кнопка включения известна как стартовая или пусковая, поэтому она именуется по-разному с помощью слов ПУСК, ВПЕРЕД или НАЗАД.

В некоторых случаях кнопочный пост может использоваться в нереверсивной схеме работы электродвигателя, когда его вал вращается лишь в одном направлении. Запуск производится кнопкой пуск, а остановка произойдет через определенный промежуток времени после нажатия кнопки СТОП, когда вал преодолеет инерцию. Подключение такой схемы может быть выполнено в двух вариантах, с помощью катушек управления на 220 и 380 вольт.

Во всех случаях перед подключением кнопочного поста составляется схема его монтажа. В первую очередь выполняется подключение контактора, при отсутствии напряжения на входном кабеле. Для непосредственного управления напряжение может сниматься с любой фазы, какая будет наиболее удобна для использования. Проводник, соединяемый с кнопкой СТОП, подключается совместно с проводом фазы к соответствующей клемме контактора. Во избежание путаницы, нормально разомкнутые контакты маркируются цифрами 1 и 2, а нормально замкнутые – цифрами 3 и 4.

По завершении монтажа в кнопочном посте устанавливается перемычка, затем подключается провод, соединяющий клемму 1 кнопки ПУСК и вывод катушки управления контактора.

Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети

Довольно часто трехфазные электродвигатели используются в бытовых условиях и включаются в однофазную сеть. Для таких случаев предусмотрена реверсивная схема подключения электродвигателя в однофазной сети. Принцип действия такой схемы очень простой: для выполнения реверса используются конденсаторы, питание которых переключается между полюсами питающего напряжения. Управление схемой осуществляется кнопкой.

Поскольку питающее напряжение составляет 220 В, соединение обмоток двигателя будет выполнено звездой, а на клеммник подведено три вывода. На кнопке управления между клеммами устанавливается перемычка, после чего к одной из них подключается вывод конденсатора. Второй вывод конденсатора подключается к обмотке электродвигателя, не соединенной с сетью.

Читать еще:  Газель с крайслеровским двигателем расход масла

Затем переключатель соединяется с двигателем, затем подводится питающее напряжение. Готовую систему нужно включить и проверить работу реверса.

Реверс электродвигателя – схема

Схема реверса электродвигателя с магнитным пускателем

Схема реверсивного пуска двигателя

Подключение трехфазного двигателя к трехфазной сети

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети

Как подключить трехфазный двигатель к сети 220 вольт

Как подключить коллекторный электродвигатель

Предлагаем посмотреть видео о подключении электродвигателя к сети 220В

Плата регулировки оборотов
электродвигателя с поддержанием мощности​

Многие задаются вопросом как проверить двигатель от стиральной машины перед покупкой, как правильно подключить его и использовать с платой регулировки оборотов без потери мощности. Все очень просто.

Для проверки двигателя нам понадобиться:

  • сетевой провод (желательно с клеммами для удобства),
  • перемычка,
  • мультиметр.

На что следует обратить внимание при проверке двигателя?

1. Состояние коллекторно-щеточного узла,
2. Работу таходатчика.

Для начала мы разберемся с подключением двигателя и его проводами. Нам необходимо найти его обмотку, щетки и таходатчик. Для этого мы ставим мультиметр в режим «прозвонки» и поочередно начинаем перебирать провода.

Бывают двигатели с 6, 8 и 9-ю контактами. Для начала нам нужно определить какие контакты нам необходимы.

Двигатель с 6 контактами (3 пары)

Если двигатель открытого типа, то его провода найти легко. Осталось найти еще 2 пары контактов. Это не имеет принципиального значения что из них обмотка, а что щетки. Но для ясности можно один щуп мультиметра прикоснуть к одной из клеммы любой пары контактов, а второй щуп прикоснуть к коллектору двигателя. Если при этом мы видим замыкание цепи, значит эта пара клемм относится к щеткам, а оставшаяся пара будет являться обмоткой двигателя.

Теперь подключим провода. Для начала подключаем нашу перемычку. Для этого мы берем один конец щеток и один контакт от обмотки и соединяем их перемычкой. На оставшиеся контакты щеток и обмотки мы прикрепляем сетевой провод. Все, двигатель подключен и его можно подключать в сеть.

Двигатель с 8 и 9-ю контактами

Откуда же так много проводов?
Одна пара — это «термопара». Как правило ее провода имеют контрастную расцветку — черного или белого цвета. Для нашего подключения эти провода не понадобятся.
Остается еще один неизвестный провод — это так называемая «средняя точка обмотки». На каких то двигателях она есть, а на каких то нет. Проще говоря обмотка этих двигателей разделена на две части. Но какую же часть этой обмотки выбрать нам?
Для этого мы берем мультиметр и ставим его в режим «измерения сопротивления» и находим обмотку с меньшим сопротивлением. За счет этого в цепи будет проходить больше тока, а следовательно двигатель будет вращаться быстрее и мощнее.
Выбираем обмотку с меньшим сопротивлением и подключаем все точно так же, как в случае с тремя парами контактов.

Если двигатель закрытого типа и мы не можем найти провода таходатчика, то его клеммы можно найти с помощью мультиметра в режиме «прозвонки».
Прозвонка его клемм отличается от прозвонки всех остальных клемм. Клеммы таходатчика либо не пищат совсем, а показывают только сопротивление. Либо их звук отличается от стандартного.

Поменять направления двигателя

Чтобы поменять направление двигателя, нам нужно поменять положение перемычки подсоединив ее конец к другому концу обмотки либо щетки.

На что стоит обратить внимание при покупке двигателя

Первое, что мы проверяем — это состояние коллекторно щеточного узла. Для этого нам необходимо включить двигатель в сеть и посмотреть как сильно искрят щетки. Если щетки искрят сильно (как показано на видео), то коллектор данного двигателя не исправен и приобретать его мы не советуем.

Второе, — нам нужно проверить таходатчик. Для этого мы вновь берем мультиметр и ставим его в режим «переменного напряжения» и замеряем выходное напряжения на клеммах таходатчика при включенном двигателе. Оно должно быть от 20 до 70 вольт. Это значит, что таходатчик исправен.

После проверки двигателя, его можно подключить к плате регулировки оборотов с поддержанием мощности и регулировать обороты в широком диапазоне — от 200 до 15000 об/мин. При подаче нагрузки на вал двигателя он не будет просаживать обороты за счет обратной связи — таходатчика. А если Вам нужно менять направление вращения двигателя, можно поставить кнопку реверса как мы можем видеть на видео.

Теперь это устройство можно использовать везде где необходима вращающаяся механическая энергия с регулировкой оборотов без потери мощности. Это могут быть различные медогонки, пилы, гриндеры, сверлильные станки, гончарные круги, токарные станки, дровоколы, точила, зернодробилки и многое другое.

Подключение двухскоростного асинхронного двигателя

Капитальный ремонт токарного станка в процессе. Главный двигатель – двухскоростной

В те времена, когда преобразователи частоты для асинхронных двигателей были роскошью (более 20 лет назад), в промышленном оборудовании в случае необходимости применялись двигатели постоянного тока, в которых имелась возможность регулировать частоту оборотов.

Способ этот был громоздкий, и наряду с ним использовался ещё один, попроще – применялись двускоростные (многоскоростные) двигатели, в которых обмотки подключаются и переключаются определённым образом по схеме Даландера, что позволяет изменять скорость вращения.

Двигатели постоянного тока с изменением скорости и управлением от электронного блока используются в дорогостоящем промышленном оборудовании.

А вот двухскоростные двигатели встречаются в станках производства СССР 1980-х годов средней ценовой категории. И по подключению лично у меня возникали проблемы, в связи с путаницей и недостатком информации.

Последние примеры – токарный станок спец. исполнения, лесопилка. Подробности будут ниже.

Исполнение обмоток напоминает соединение “треугольником”, в связи с этим переключение может быть ассоциировано со “звездой-треугольником”. И это сбивает с толку.

Схема “Звезда – Треугольник” используется для лёгкого пуска двигателей (при этом скорость в обоих режимах одинакова!), а двухскоростные двигатели с переключением обмоток – для переключения рабочих скоростей.

Существуют двигатели не только с двумя, но и с бОльшим количеством скоростей. Но я буду говорить о том, что лично подключал и держал в руках:

Двухскоростной асинхронный электродвигатель Даландера

Поменьше теории, побольше практики. И как обычно, от простого к сложному.

Двухскоростной асинхронный электродвигатель

Обмотки двухскоростного двигателя выглядят таким образом:

Схема двухскоростного двигателя Даландера

При подключении выводов U1, V1, W1 такого двигателя к трехфазному напряжению он будет включен в “треугольник” на пониженную скорость.

А если выводы U1, V1, W1 замкнуть между собой, а питание подать на выводы U2, V2, W2, то получатся две “звезды” (YY), и скорость будет в 2 раза выше.

Что будет, если обмотки вершин треугольника U1, V1, W1 и середин сторон U2, V2, W2 поменять местами? Я думаю, ничего не изменится, тут дело только в названиях. Хотя, я не пробовал. Кто знает – напишите в комментариях к статье.

Схемы подключения

Кто немного не в курсе, как подключаются к трехфазной сети асинхронные электродвигатели – настоятельно рекомендую ознакомиться с моей статьёй Подключение двигателя через магнитный контактор. Я предполагаю, что читатель знает, как включается электродвигатель, зачем и какая нужна защита двигателя, поэтому в этой статье я эти вопросы опускаю.

Читать еще:  Что происходит с двигателем если ездить без масла

В теории всё просто, а на практике приходится поломать голову.

Очевидно, что включение обмоток двигателя Даландера можно реализовать двумя путями – через переключатель и через контакторы.

Переключение скоростей с помощью переключателя

Рассмотрим сначала схему попроще – через переключатель типа ПКП-25-2. Тем более, что только такие принципиальные схемы мне и встречались.

Переключатель должен иметь три положения, одно из которых (среднее) соответствует выключенному двигателю. Про устройство переключателя – чуть позже.

Подключение двухскоростного двигателя. Схема на переключателе ПКП.

Крестиками на пунктирах положения переключателя SA1 отмечены замкнутые состояния контактов. То есть, в положении 1 питание от L1, L2, L3 подается на треугольник (выводы U1, V1, W1). Выводы U2, V2, W2 остаются не подключенными. Двигатель вращается на первой, пониженной скорости.

При переключении SA1 в положение 2 выводы U1, V1, W1 замыкаются друг с другом, а питание подается на U2, V2, W2.

Переключение скоростей с помощью контакторов

Схема включения двигателя на разных скоростях на контакторах

Здесь на первую скорость двигатель включает контактор КМ1, на вторую – КМ2. Очевидно, что физически КМ2 должен состоять из двух контакторов, поскольку необходимо замыкание сразу пяти силовых контактов.

Практическая реализация схемы подключения двухскоростного электродвигателя

На практике мне попадались только схемы на переключателях ПКП-25-2. Это универсальное чудо советской коммутации, у которого может быть миллион возможных сочетаний контактов. Внутри есть кулачок (их тоже несколько вариантов по форме), который можно переставлять.

Это реальная головоломка и ребус, требующий высокой концентрации сознания. Хорошо, что каждый контакт просматривается в небольшую щёлку, и можно посмотреть, когда он замкнут или разомкнут. Кроме того, через эти прорези в корпусе можно чистить контакты.

Количество положений может быть несколько, их количество ограничивается упорами, показанными на фото:

Переключатель пакетный ПКП-25-2

Переключатель ПКП 25. Головоломка на любителя.

Переключатель пакетный ПКП-25-2 – контакты

Практическое применение

Как я уже говорил, такие двигатели мне встречались в советских станках, которые я восстанавливал.

А именно – циркулярный деревообрабатывающий станок ЦА-2А-1, там используется двухскоростной асинхронный двигатель 4АМ100L8/4У3. Его основные параметры – первая скорость (треугольник) 700 об/мин, ток 5,0А, мощность 1,4 кВт, звёзды – 1410 об/мин, ток 5,0 А, мощность 2,4 кВт.

Меня просили сделать несколько скоростей, для разной древесины и для разной остроты циркулярной пилы. Но увы – без преобразователя частоты здесь не обойтись.

Другой старичок – токарный станок спец.исполнения УТ16П, там стоит двигатель 720/1440 об/мин, 8,9/11 А, 3,2/5,3 кВт:

Шильдик двухскоростного электродвигателя 11 кВт токарного станка

Переключение также переключателем, а схема станка выглядит так:

схема электрическая токарного станка

В этой схеме есть ошибка, как раз по теме статьи. Во первых, переключение скоростей осуществляется не реле Р2, а выключателем В2. А второе (и главное) – схема переключения абсолютно не соответствует реальности. И она меня сбила с толку, я пытался подключить по ней. Пока не сотворил вот такую схему:

Реальная схема включения двухскоростного двигателя токарного станка УТ16П

Дополнительно – внешний вид и расположение элементов электросхемы.

схема токарного станка – внешний вид

схема электрическая токарного станка – расположение элементов

Друзья! Кому попадаются такие станки и двигателя, пишите, делитесь опытом, задавайте вопросы, буду рад!

Обновление Март 2017

Выкладываю фото и схемы практического включения двухскоростного электродвигателя.

Двигатель работает на гидростанции. На пониженной скорости он дает малое давление, позволяющее управлять механизмами с гидравлическим приводом более точно. На повышенной скорости – давление возрастает примерно в 2 раза, и скорость перемещения соответственно.

Борно двухскоростного двигателя – на клеммы приходят 6 проводов

Схема двухскоростного двигателя

Двухскоростной двигатель гидростанции

Контакторы двухскоростного двигателя. Левый включает в треугольник (низкая скорость), правые – двойная звезда

Мотор-автоматы. Видно, что ток треугольника – до 8А, ток звезд – до 13А

Схема включения силовой части двигателя Даландера.

Схема включения части управления двухскоростного двигателя Даландера.

Коротко о схеме включения двигателя Даландера.

Двигатель включается через реле времени с задержкой отключения.

Реле времени 215А2 включается сразу, а отключается через 5 секунд. Это нужно, чтобы двигатель и контакторы не дергать по пустякам, и кратковременные остановки гидравлических перемещений не отключали двигатель гидростанции.

Далее реле 261К0 включает режим работы треугольник, реле 261К1 – звёзды.

Видео работы двигателя по схеме Даландера

К сожалению, видео на русском по этой теме нет.

Ещё схема, переключение скоростей – через Стоп:

Заточной станок (точило) на двигателе Даландера

Недавно попался заточной станок с двухскоростным двигателем, выкладываю его схему.

Схема заточного станка на двухскоростном двигателе Даландера

Меня часто спрашивают, какую защиту сделать этому двигателю? Вот, на схеме – простое тепловое реле (РТ1), настроенное на бОльший ток (около 11 А).

Вот шильдик двигателя:

Параметры двухскоростного двигателя заточного станка

А вот – его обозначения выводов:

Выводы двухскоростного двигателя

Как думаете, почему вместо схемы подключения показан прямоугольничек ПС (переключатель скоростей)? Правильно, схема тогда была бы в 2 раза больше и сложнее.

Скачать

Если тема интересует более глубоко, рекомендую ознакомиться с литературой, приведенной на странице Скачать.

Вот одна из книг, приведенных там:
• Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. / Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. Одна из лучших книг, посвящённых основам электротехники. Изложение начинается с самых основ: объясняется, что такое напряжение, сила тока и сопротивление, приводятся указания по расчёту простейших электрических цепей, рассказывается о взаимосвязи и взаимозависимости электрических и магнитных явлений. Объясняется, что такое переменный ток, как устроен генератор переменного тока. Описывается, что такое конденсатор и что собой представляет катушка индуктивности, какова их роль в цепях переменного тока. Объясняется, что такое трёхфазный ток, как устроены генераторы трёхфазного тока и как организуется его передача. Отдельная глава посвящена полупроводниковым приборам: в ней речь идёт о полупроводниковых диодах, о транзисторах и о тиристорах; об использовании полупроводниковых приборов для выпрямления переменного тока и в качестве полупроводниковых ключей. Коротко описываются достижения микроэлектроники. Последняя треть книги целиком посвящена электрическим машинам, агрегатам и оборудованию: в 10 главе речь идёт о машинах постоянного тока (генераторах и двигателях); 11 глава посвящена трансформаторам; о машинах переменного тока (однофазных и трёхфазных, синхронных и асинхронных) подробно рассказывается в 12 главе; выключатели, электромагниты и реле описываются в главе 13; в главе 14 речь идёт о составлении электрических схем. Последняя, 15 глава, посвящена измерениям в электротехнике. Эта книга — отличный способ изучить основы электротехники, понять основополагающие принципы работы электрических машин и агрегатов., zip, 13.87 MB, скачан: 1899 раз./

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector