Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Винты лодочные — выбор винта для катера и калькулятор расчета

Винты лодочные — выбор винта для катера и калькулятор расчета

Оглавление:

  • Винты лодочные — выбор винта для катера и калькулятор расчета
  • Калькулятор расчета винтов

Перед покупкой винта для катера или лодки необходимо определиться с целью – необходимо ли достичь максимально возможной скорости или максимальной грузоподъемности. С одним винтом невозможно решить эти задачи, однако можно подобрать компромисс – винт для наиболее используемых режимов.

Правильнее будет иметь на борту два винта и использовать их в зависимости от загрузки. Тем более второй винт – запасной.

Лодочные винты различаются по диаметру, шагу, числу лопастей и материалу, из которого винт изготовлен. Диаметр и шаг как правило проштампованы или отлиты сбоку или на ступице гребного винта.

Расшифровка маркировки гребного винта:
(1) Диаметр гребного винта (в дюймах)
(2) Шаг гребного винта (в дюймах)
(3) Тип гребного винта (марка)

С одним и тем же винтом можно достичь максимальной скорости и наибольшей грузоподъемности?

Нет. Для достижения высокой скорости используются шаг или диаметр, неподходящие для грузоподъемности – где совершенно другие рабочие условия. Если хотите обойтись одним винтом, то решите, что является самым важным, исходя из этого и выбирайте винт.

Какой винт лучше – 3 или 4 лопасти?

Для большинства катеров рекомендуются винты с 3 лопастями. Эти винты обеспечивают хороший разгон и работу на основной скорости.
Tрехлопастной винт имеет меньшее сопротивление и позволяет (теоретически) развить большую скорость. Четырехлопастной имеет больший упор, скорость с данным винтом на режимах от малого хода до 2/3, должна быть выше.
Винты с 4 лопастями имеют бо́льшее дисковое отношение, такие винты рекомендуются для бо́лее тяже́лых лодок и катеров с корпусами высокой эффективности, оснащенными более мощными двигателями.

По сравнению с 3 лопастями, они лучше «работают» при разгоне, наиболее эффективны при буксировке воднолыжников и парашютистов, и обладают меньшим количеством вибраций на высоких скоростях.

При переходе от трехлопастного на четырех или пятилопастной гребной винт, как правило, обороты двигателя снижаются на 50-100 об/мин. Применение четырех и/или пятилопастных винтов в сравнении с трехлопастными обычно приводит к:

  • – ускорению выхода на глиссирование;
  • – выходу на глиссирование лодки на меньшей скорости;
  • – увеличению скорости лодки на средних оборотах двигателя;
  • – обеспечению лучшего ускорения по сравнению с большинством трехлопастных гребных винтов;
  • – снижению вибрации двигателя;
  • – улучшению управляемости в сложных погодных условиях;
  • – снижению эффекта вентиляции при крутых поворотах;
  • – улучшению управляемости на малой скорости;
  • – снижению максимальной скорости в сравнении с соответствующим трехлопастным гребным винтом.

Для моего катера есть винт 13″ и 14″ диаметра. Меньший диаметр с большим шагом – это же самое?

a – диаметр винта; b – шаг винта.

Шагом нельзя заменить диаметр. Диаметр непосредственно связан с мощностью двигателя, количеством оборотов в минуту и скоростью, на которую указывают ваши требования.

Если эксплуатационные режимы предполагают 13″ диаметр, то при установке 12″ будет уменьшена его эффективность.

Необходимо ли использовать высокую температуру, чтобы установить или снять винт?

Нагрев никогда не должен использоваться при установке винта, и поэтому редко требуется для его снятия.
Если невозможно снять винт используя мягкий молоток, может помочь легкий аккуратный нагрев паяльной лампой. Не используйте сварочную горелку, поскольку быстрая, резкая высокая температура изменит структуру бронзы, создав внутренние напряжения, могущие привести к расколу ступицы.

Каково преимущество использования второго винта – левого вращения?

Два винта, работающих в одном направлении на лодках (судах), создают реактивный момент. Другими словами, два правых винта будут наклонять катер влево.
Два винта противоположного вращения на одинаковых двигателях устранят этот реактивный момент, потому что левый винт уравновесит правый. Это приведет к лучшему прямолинейному движению и управлению на высокой скорости.
Поэтомо часто устанавливаются 2 мотора с винтами разного вращения.

Три самых распространенных материала винта – сложная пластмасса, алюминий и нержавеющая сталь

Каждый имеет различия в цене и эксплуатации. (Бронза – обычно используется на более медленных катерах и яхтах.) Материал винта определяет его применение на двигателях различной мощности.

Пластмассовые винты катеров – используются на двигателях меньше чем 50hp (предпочтительнее меньше чем 20hp). Много водномоторников, используют пластмассовый винт как запасной, а не как штатный. Хотя они дешевле, но их эффективность ограничена прогибающимся под нагрузкой лопастями, неспособными сохранить форму, из за относительной слабости тонких пластмассовых лопастей.
Большинство пластмассовых винтов не может быть восстановлено, хотя некоторые лопасти можно купить поштучно для замены. Ни одни винты до настоящего времени не имеют лучших свойств, чем винты, сделанные из металлов – хороший винт должен иметь длительный срок службы и поддаваться ремонту. Пока имеющиеся пластмассы проигрывают по всем этим параметрам.

Алюминиевые винты – большинство катеров, укомплектованы алюминиевыми винтами. Алюминиевые винты относительно недороги, легки при восстанолении, и при нормальных условиях могут прослужить много лет. Алюминиевые винты используются на двигателях до 150hp.
Алюминиевые винты немного более дороги чем пластмасса, но работают более эффективно благодаря уменьшенной толщине лопасти, меньше прогибаются под нагрузкой, лучше держат форму лопасти. Алюминиевые лопасти при небольшом повреждении достаточно ремонтопригодны.

Нержавеющая сталь – более дорога, но намного более прочна и долговечна чем алюминий. Нержавеющая сталь дорога, но оправдывает цену, потому что она лучше всего и с наименьшими потерями передают мощность. Наиболее универсальные и дорогие винты – из нержавеющей стали. Сталь чрезвычайно прочна, позволяя лопасти иметь наименьшую толщину, насколько это возможно, благодаря чему уменьшается сопротивление в воде, а благодаря ее прочности – устраняется прогиб. Несмотря на то, что лопасть имеет малую толщину, она достаточно прочна.
Сталь ремонтопригодна после ударов о затопленное препятствие, но есть другая сторона всех плюсов – больше вероятность погнуть вал.

Стальной гребной винт или алюминиевый

Популярная тема на водно-моторных форумах: одни приписывают стальным винтам чудодейственные свойства, другие же доказывают, что это не более чем блестящий понт, который со временем губит редуктор лодочного мотора.

Изначально лодочный мотор может продаваться и вовсе без винта – как правило это модели средней и большой мощности. В этом случае владелец подбирает гребной винт исходя из имеющегося катера и его потребностей.
Как правило стальной винт докупается к уже имеющемуся алюминиевому, который переходит в разряд запасного на катере водкомоторника. Приобретая стальной винт водкомоторник сравнивает такие основные показатели:

Цена – cтальной винт стоит в несколько раз дороже алюминиевого.

Вес – стальной винт в несколько раз тяжелее. Это нисколько не влияет на разгонную динамику, хотя такие аргументы часто и выдвигаются «специалистами».
Факт: гонщики, которые борются доли доли секунд быстроты разгона – используют исключительно стальные винты.

Нагрузка на подшипники – более тяжелый стальной винт не создает большую нагрузку на подшипники ступицы гребного вала.

Упор, создаваемый гребным винтом при движении водкомоторки, составляет десятки, и сотни килограммов – на этом фоне вес самого винта практически незаметен.
Причиной износа подшипников гребного вала скорее может быть дисбаланс лопастей, вызывающий вибрацию при вращении винта.

Нагрузка на шестерни – при установленном стальном винте передний ход или реверс включаются более «жестко», нежели с алюминиевым.
Редуктор подвесного лодочного мотора не имеет сцепления или фрикционных синхронизаторов – шестерни переднего и заднего хода включаются жестко, через кулачковую муфту – «храповик». Смягчает «удар» при включении только резиновый амортизатор, запрессованый в ступицу винта.
Выход из положения один – холостые обороты должны быть отрегулированы и находиться в норме (обычно 650–850 об/мин).

Конструкция – сечение лопасти (толщина) у стального винта вдвое тоньше алюминиевого. Это позволяет получить более высокий КПД на высоких скоростях.

Алюминиевые винты изготавливаются простым методом кокильного литья, накладывающим определенные ограничения на конфигурацию и не отличающимся прецизионной точностью.

Стальные винты отливают по специальным формам, что обеспечивает более высокую точность и позволяет создавать практически любые формы. Практически каждый стальной винт доводится вручную. Отсюда высокая себестоимость и цена стальных винтов.

Гребные винты для лодочных моторов Ямаха

Гребной винт для лодочного мотора – аксессуар, который поможет вам реализовать возможности двигателя на полную мощность. Такое приспособление способствует уменьшению шумности мотора, увеличивает ресурс двигателя, а также помогает экономить топливо. Из этой статьи вы узнаете как правильно выбрать гребной винт.

Для чего нужно подбирать гребной винт

Редуктор подвесного лодочного мотора не имеет переключения передач, то есть передаточное число постоянно. Чтобы максимально эффективно реализовать мощность двигателя, нужно правильно подобрать гребной винт, то есть найти такие параметры, при которых достигается:

  • лучший выход на глиссирование;
  • максимальные обороты двигателя в пределах, установленных заводом – изготовителем;
  • максимальная скорость либо грузоподъёмность (в зависимости от требуемого результата).
Читать еще:  Электропривод и двигатель в чем разница

Помимо очевидных показателей, оптимальный винт способствует:

  • экономии топлива;
  • увеличению ресурса мотора;
  • снижению шумности двигателя.

Как выбрать винт

Гребной винт на любом моторизированном плав-средстве – самая важная составляющая силовой установки. От его правильного выбора зависит приемистость, скорость, экономичность.
На рынке России представлены различные производители гребных винтов. Коротко об основных направлениях в производстве и отличиях продукции разных производителей. Большинство производителей моторов устанавливает винты собственного производства. Это понятно, потому как лучший способ преобразовать мощность мотора в эффективную скорость – проектирование и разработка гребного винта, соответствующего характеристикам самого мотора.

Нужно заметить, что все производители силовых установок (как подвесных моторов, так и стационарных двигателей с угловыми колонками) рекомендуют устанавливать оригинальные винты. Но мы то люди “себе на уме” и не собираемся просто так на слово верить каким-то дядям, которые, к сожалению, стараются не только продать нам винт, но при этом еще и заработать.

По поводу “хорошести” оригинальных винтов поговорим ниже, но тут нужно заметить, что устанавливая на свой мотор гребной винт с другим шагом, всегда удобнее устанавливать именно оригинальный винт, поскольку кроме шага винт имеет еще несколько важных характеристик, которые у разных производителей могут отличаться. В результате, заменив оригинальный винт на винт другого производителя с тем же шагом, вы можете не получить ожидаемый эффект (если установите, например, на мотор Yamaha винт Solas). Попытаемся разобраться, что намудрили производители гребных винтов, и зачем они вообще это сделали.

Разновидности гребных винтов

Разнообразие марок, моделей и мощностей лодочных моторов требует огромного количества гребных винтов. Они различаются по:

  • шагу (расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
  • диаметру (окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
  • дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади круга с диаметром, равным диаметру винта);
  • количеству лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
  • материалу (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
  • конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
  • конструкции ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
  • диаметру ступицы;
  • количеству шлицов втулки.

Композитные винты

Многим известны гребные винты Solas, Michigan. Менее известны композитные винты Компроп (неразборные четырехлопастные) и Пиранья (разборные трех- и четырехлопастные). Начнем с последних. Композитные (в народе – пластмассовые) винты отличаются коррозионостойкостью, полной неремонтопригодностью, низким КПД (толстый профиль лопасти – и с этим ничего здесь не поделаешь) и относительно невысокой ценой.

Вряд ли можно посоветовать покупать такие винты, если вы собираетесь эксплуатировать их сами (подарите их лучше врагу в красивой упаковке с блестящей ленточкой). Разница в цене быстро растает из-за повышенного расхода топлива и начнет незаметно “доить” ваш карман. Если вы богаты, не любите скорость, а может просто вам нравится пластмасса – это ваш выбор.

Винты Michigan

Каждый, кто ими интересовался, уже знает, что компания Michigan производит гребные винты уже более 100 лет. Руководство компании объявило это всем, напечатав новость на первой странице каталога на 2003 год. Мелочь, а приятно (если вы остановили свой выбор на винтах этой марки). Можно заявить друзьям, мол: “Истории моего винта – сто лет!”. Тем не менее, нужно отметить факт, что компания Michigan – крупнейший и авторитетнейший производитель. Опыта у них не отнять.

При производстве гребных винтов компания придерживается лучшей тактики – производит точные копии оригинальных винтов всех производителей (т.е., например, винт для мотора Yamaha 50 шагом на 13 имеет такие же геометрию и характеристики, как и оригинальный).

Кроме того, компания имеет собственные разработки и воплощает их в сериях винтов, имеющих те или иные плюсы. Это алюминиевые винты серии Michigan Match, сборные винты серии Vortex (алюминиевые трех- и четырехлопастные), нержавеющие винты серий Michigan Match, Apollo и Ballistic.

Алюминиевые и нержавеющие винты серии Michigan Match имеют обычные характеристики, соответствующие характеристикам винтов большинства производителей моторов. Серия Vortex – это алюминиевые винты, имеющие сборную конструкцию втулки, позволяющую устанавливать эти винты на моторы разных производителей. Серия Apollo – это вентилируемые (для редукторов 4.25 дюйма и больше, т.е. для моторов мощности от 90 лс) полированные винты повышенного качества (с ними можно рассчитывать на прирост скорости до 5 % и соответствующую экономию топлива).

Серия Ballistic имеет высокий КПД на больших скоростях и рекомендуется для установки на судах с большой энерговооруженностью (рассчитывайте на прирост скорости до 8% и, само собой, экономию топлива). Таким образом, среди плюсов винтов Michigan: меньшая по сравнению с оригинальными винтами цена, 100% совпадение характеристик алюминиевых винтов с винтами оригинальных производителей, индивидуальный подход при проектировании винтов для конкретных моторов, большой опыт в производстве и, как следствие, – высокие качественные характеристики (обычно КПД или не ниже или выше, чем у конкурентов). Минус – алюминиевые винты окрашиваются без предварительного грунтования.

Винты Power Tech

Гребные винты данной марки представлены производителем в очень широком диапазоне.
Особенно это касается нержавеющих винтов. Можно сказать, что Power Tech Propellers производит самый широкий спектр нержавеющих винтов в мире.

Есть винты со сборными ступицами, с различным количеством лопастей (большее кол-во лопастей может быть полезно при большой энерговооруженности), есть винты, используемые на двигателях, имеющих гидравлический «лифт» и меняющих угол атаки корпуса в зависимости от степени погружения винта, есть винты, улучшающие разгон, есть винты, снижающие путевой расход топлива. Т.е. винт подобрать можно для любых условий эксплуатации. А поскольку выбор очень большой, то и, как правило, всегда можно это сделать с положительным результатом.

Алюминиевые винты представлены несколькими сериями. Часть винтов является копиями винтов оригинальных производителей, а другая – универсальными под сборную втулку.

Винты Solas

Тактика компании проста – делать винты, которые можно приспособить для различных моторов (этот момент объяснить можно только стремлением удешевить производство). Геометрия винтов – собственная разработка компании Solas. Нельзя сказать, что характеристики гребных винтов плохи, с этим порядок. Но есть несколько минусов, часто напрочь отбивающих охоту использовать эти гребные винты. Первый – несоответствие характеристик винтов этой компании характеристикам винтов оригинальных производителей. Чаще всего это оборачивается падением скорости.

Избежать этого недостатка вам может помочь специалист (проведя тесты винтов различных производителей, измерив геометрию и узнав точные характеристики, специалисты компании East Marine могут грамотно аргументировать, в чем различие винтов, и посоветовать в выборе винта), но и его успех ограничен – чудес не бывает, универсальность не лучшее решение.

В результате, например, для мотора Ямаха 30 предлагается винт с диаметром ступицы на 11 (!) мм больше, чем диаметр редуктора. А это большое дополнительное сопротивление. Итак плюсы винтов Solas: меньшая по сравнению с оригинальными винтами цена, хорошее качество окраски. Минус – универсальность.

Маркировка винтов

Наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры.

Обычно выглядит следующим образом:

11 ¼ х 15 – G – такую маркировку наносит на свой винт Ямаха.

Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число – шаг винта.

Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например:

13 х 19 3RH, или 3 х 10-3/8 х 11 R, где цифра «3» – количество лопастей, RH или R – правое вращение.

Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 3231-100-15, то расшифровка пишется на упаковке:

  • Material: Stainless Steel
  • Pitch (шаг): 15
  • Blade (лопасти):
  • Diameter: 10
  • Engine (мотор): Yamaha

Расчет гребного винта

Существует множество программ для расчета параметров гребного винта глиссирующего судна. Некоторые из них способны справиться с поставленной задачей с приемлемой точностью, например, используя диаграммы Папмеля, однако окончательный подбор характеристик производится эмпирическим путём, то есть методом тестовых заездов.

Для точного расчета необходимо знать:

  • Размерения судна
  • Килеватость
  • Водоизмещение
  • Размерения в зоне ватерлинии
  • Наличие и расположение реданов
  • Мощность и максимальные обороты двигателя
  • Редукцию и многие другие параметры.

Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.

Для этого нам понадобятся следующие данные:

  1. Желаемая максимальная скорость. Указывается в паспорте на лодку или берется от аналогичных комплектов. Естественно, не стоит указывать скорость 70 км/ч, имея мотор 30 л/с на прогулочной лодке, нужно рассматривать реальные значения.
  2. Обороты максимальной мощности двигателя. Указаны в табличке, размещенной на струбцине мотора либо в моторном отсеке. Также данные присутствуют на сайтах продавцов лодочных моторов.
  3. Передаточное отношение редуктора (узнаём из инструкции к мотору или из Интернета).
Читать еще:  Экскаватор кубота какое масло лить в двигатель

Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:

H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.

В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.

  • Максимальная частота вращения коленчатого вала: 5300 – 6300 оборотов в минуту;
  • Передаточное отношение: 2,59
  • Максимальную скорость обозначим 68 км/ч.
  1. Находим максимальные обороты гребного вала: 6300 : 2,59 = 2432 оборотов в минуту.
  2. Считаем шаг: 750 х 68 : 2432 = 20,97″. Округляем до 21″.

Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ¾ х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.

Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.

Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.

Выбор оптимального винта

Говоря про соответствие винта мотору и корпусу, можно провести определённую градацию.

Тяжёлый винт. Двигатель не развивает полных оборотов, выход на глиссирование затруднен. Необходимо уменьшать шаг.

  • Скоростной винт. Максимальные обороты и скорость достигаются только с малой загрузкой и верхнем положении гидроподъёма («трима»).
  • Универсальный. С минимальной загрузкой мотор развивает максимальные обороты, с полной загрузкой позволяет выйти на глиссирование.
  • Грузовой винт. Позволяет легко выходить на глиссирование с полной загрузкой путём некоторой потери скорости, максимальные обороты достигаются уже со средней нагрузкой.
  • Слишком лёгкий винт. Лодка сильно недобирает в скорости, мотор превышает максимально допустимые обороты (т.н. «перекрут»), срабатывает ограничитель оборотов. В этом случае нужен винт с большим шагом.
  • Количество лопастей также влияет на ходовые качества комплекта. Наибольшее распространение получили трехлопастные винты, реже встречаются с четырьмя лопастями. Двухлопастные и пятилопастные в повседневной эксплуатации практически не применяются.

    В общем случае можно сказать, что четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга, а поставить винт увеличенного диаметра не позволяет конструкция редуктора.

    Типы оригинальных гребных винтов Yamaha

    Компания предлагает следующие разновидности гребных винтов ямаха для лодочных моторов:

    Гребной винт для лодочного мотора: виды, характеристики, нюансы выбора

    Гребной винт – это высокоэффективный и компактный движитель, конструкция которого позволяет превратить вращение вала двигателя в упор-силу, за счет чего и происходит движение судна вперед. Винт на лодочный мотор состоит из ступицы, где радиально установлены лопасти, каждая под одинаковым углом относительно орбиты вращения. На гребной вал насаживается гребной винт и устройство вращается за счет работы двигателя судна.

    Основная работа гребного винта – вращение, при котором лопасти (крылья) захватывают определенное количество воды и сразу отбрасывают ее назад, создавая момент импульса. В свою очередь, сила реакции отброшенной массы создают импульс для винтовых лопастей, которые передают его гребному валу. Располагается на корме лодки или судна.

    Разновидности

    Винт лодочного мотора должен соответствовать марке и мощности двигателя судна, поскольку его работа напрямую зависит от возможностей движительного агрегата. Поэтому гребные винты выпускают разнообразных видов и конструкций.

    Все лодочные гребные винты состоят из втулки, которая бывает двух разных типов:

    • Когда лопасти изготовлены отдельно и закрепляются на втулке.
    • Модели, в которых лопасти и втулка отлиты в единую конструкцию.

    Кроме того существует ряд отличий по другим техническим параметрам, имеющим огромное значение при выборе:

    • Диаметр винта – это размер окружности, которую описывают верхние края лопастей.
    • Количество лопастей (выпускают от 2 до 7 единиц на устройстве).
    • По шагу – бывают модели с фиксированным или регулируемым шагом.
    • Направление вращения крыльев – правостороннее (по часовой стрелке) или левостороннее (против часовой стрелки).
    • По материалу изготовления деталей. Используют алюминий, сталь, титановые сплавы, бронзу и высококачественный пластик.
    • По дисковому отношению – это отношение площади лопастей к площади окружности с диаметром, идентичным винту.
    • Проход выхлопа – бывает под антикавитационной плитой или через ступицу.
    • Диаметр ступицы и размер лопастей.
    • Число шлицов втулки (зубчатых соединений).

    Лопастной винт может быть по гидродинамическим признакам легким или тяжелым. Когда двигатель не работает на полную мощность, а упор винта за счет диаметра или шага невелик, то лодка не достигает максимальной скорости. Такой гребной механизм называют легким.

    Если мотор не использует все возможности при своей мощности, но при этом не может увеличить частоту вращения гребного винта – это тяжелый вариант. Гребной винт, который позволяет полностью эксплуатировать мощность двигателя и при этом соответствует типу и габариту судна является согласованным. Для достижения оптимального КПД надо правильно провести подбор винта.

    Основные характеристики гребного винта

    Гребные винты для лодочных моторов имеют 2 главных показателя – шаг и диаметр. Чем меньше обороты двигателя, тем внешний диаметр больше. Чтобы судно развивало максимальную скорость, при этом не терялись тяговые характеристики и не изнашивался двигатель, он должен подходить по конструкции и типу хода.

    Шаг гребного винта – это дистанция, которую он покрывает за один оборот, не учитывая скольжение. Измеряется в дюймах (1 дюйм=2,54 см). Максимальные обороты мотора напрямую зависят от шага устройства – чем шаг короче (меньше), тем выше обороты двигателя. Правильный шаг, когда при открытой дроссельной заслонке мотор не превышает обороты, разрешенные производителем при эксплуатации.

    Кроме подбора диаметра и расчета шага, важно учитывать количество лопастей, конструкцию модели и материал. Вес винта должен соответствовать габаритам лодки.

    Маркировка гребного винта

    Маркировка гребных винтов для лодочного мотора бывает 2 типов, диаметр указывается в дюймах. Данные проставляются на одну из лопастей.

    • Производитель указывает диаметр и шаг устройства. Пример маркировки от фирмы Yamaha: 11 1/4х15 G, где 11 ¼ диаметр, а 15 длина шага.
    • Расширенная форма маркировки, когда обозначают №3 количество лопастей, а под №4 направление вращения (правостороннее или левостороннее). Например: 3х10х11 R, где буква R указывает движение вправо.

    Если на поверхности имеется только набор цифр, типа 3231х100х12 – это номер по каталогу, расшифровка напечатана в паспорте данной модели.

    Подбор винта и расчеты

    При подборе важно изучить следующие показатели и сделать выбор с учетом мощности двигателя, конструкции и техническим характеристикам судна.

    Материал

    Самым прочным и долговечным материалом считается сталь. Но по весу он тяжелый, дополнительно нагружает редуктор и стоимость его высокая. Для легких небольших лодок больше подходит винт из алюминия. Он имеет достойные гидродинамические свойства, стойко переносит механические повреждения.

    Пластмассовый винт – наиболее уязвимый среди конкурентов, но при этом самый экономичный тип.

    Количество лопастей

    Винт из двух лопастей имеет больший КПД, чем трехлопастный вариант. Но при этом проигрывает по сроку эксплуатации. Двухлопастные применяют на гоночных и спортивных судах, где важны высокие показатели скорости. На малых лодках и катерах обычно стоят трехлопастные модели. У них высокие ходовые показатели, они обеспечивают приемлемый уровень вибрации и доступны по цене.

    Четырехлопастные винты также позволяют развить высокую скорость, при этом тяговая сила превосходит устройства из 3 лопастей. На глиссирование лодку выводят быстрее, при их установке повышается КПД двигателя, и снижается расход топлива. Ставятся чаще на мощные моторы, стоимость таких моделей выше, чем с 2 и 3 лопастями.

    Судовые гребные винты на 5–7 лопастей обычно применяют на крупных морских или океанических судах, часто в количестве 2 и более экземпляров на одно плавсредство.

    Шаг гребного винта

    Главный расчет гребного винта – вычислить длину шага. Для этого надо знать:

    • максимальную скорость, которая соответствует данным в паспорте и возможностям мотора (в формуле указана V);
    • число, обозначающее количество оборотов гребного винта (буква N).
    Читать еще:  2 тактный двигатель принцип работы дизельного двигателя

    В формулу H=750V/N, где H – это размер шага, надо подставить нужные показатели.

    Определение шага гребного винта можно увидеть на примере:

    • максимальная скорость вращения вала 6300об/мин;
    • скорость двигателя 70 км/час;
    • передаточное отношение 2,5;

    Надо найти максимальные обороты гребного вала: 6300:2,5=2520 об/мин. Теперь можно рассчитать шаг: 750х70:2520=20,83. После округления получается размер шага 21 дюйм.

    Изготовление гребных винтов подразумевает фиксированный шаг или регулируемый вариант. На малых судах с мотором средней мощности обычно используют фиксированный шаг. Винт с изменяемым шагом представляет собой движитель, у которого при изготовлении не задан конкретный угол атаки.

    Изменение шага винта лодочного мотора происходит за счет дополнительного устройства, благодаря которому осуществляется поворот и закрепление лопастей под нужным углом. Стоят такие модели дороже, чем фиксированные.

    Диаметр

    Размер винта в диаметре напрямую связан с шагом гребного устройства. В пределах одного шага производитель обычно предлагает 2–3 варианта подходящих по диаметру моделей. Выбирать надо по такому признаку – если мотор малой или средней мощности, больше подойдет меньший диаметр. Для мощных двигателей лучше приобретать модели с большей окружностью.

    Шаг винта и скорость лодки также взаимозависимые показатели. В отдельных случаях, чтобы отрегулировать шаг и увеличить КПД двигателя, достаточно провести подрезку лопастей винта для лодочного мотора.

    Форма лопасти

    Конфигурация лопасти гребного винта бывает разной, самые распространенные виды – это эллиптические или круглые. Они влияют на регулировку соотношения скорость/тяга. Винты, у которых лопасти заужены к внешнему краю, способствуют уменьшению трения. Такие модели чаще встречаются на скоростных спортивных катерах.

    Как понять, что винт оптимальный

    Размер винта и его техническое устройство и характеристики зависят от веса и корпуса судна, его длины и формы обводов, а также от мощности двигателя. Убедиться, что модель оптимально совместима с возможностями мотора и подходит к данной лодке, можно путем проведения тестов на воде.

    Производители предлагают также «оригинальные» модели, которые идут в комплекте с двигателем. Но от ошибки выбора это не страхует – модель может не подойти к габаритам судна.

    Определить, что гребной винт согласованный, можно по следующим признакам:

    • лодка без труда и ощутимых вибраций выходит на глиссирование, при полной нагрузке наблюдается незначительное понижение скорости, что является нормой;
    • при эксплуатации двигатель показывает обороты, заявленные в паспорте производителем;
    • при большой загрузке нет значительного повышения сопротивления при движении по воде и выходе на глиссер;
    • мотор не издает при работе излишних шумов и работает в равномерном режиме.

    Если после установки двигатель не работает на заявленных оборотах, лодка даже при отсутствии груза тяжело выходит на глиссирование, или мотор совершает холостые перекруты, значит, расчеты оказались ошибочные.

    В таком случае надо снять винт с лодочного мотора, отрегулировать шаг с учетом полученных показателей, и провести повторное тестирование.

    Правила эксплуатации гребного винта

    Виды гребных винтов представлены на рынке в огромном ассортименте. Но основные правила по использованию одинаковы для всех типов и размеров:

    • важно следить за глубиной при движении и не допускать, чтобы винт соприкасался даже с илистым дном;
    • проверять состояние лопастей, поскольку механические повреждения, изгибы и сколы влияют на КПД и винта, и двигателя;
    • обходить возможные подводные препятствия, заросшие густой растительностью мелководья, при наличии пользоваться гидроподъемником.
    • запускать реверс только после того, как было установлено, что гребной винт погрузился на необходимую глубину.

    Чтобы узнать, какой винт подойдет лучше для лодочного мотора, надо учитывать мощность двигателя, конструкцию и габариты судна, выполнить правильные расчеты и приобретать качественную продукцию с инструкцией и паспортом от производителя. Важно помнить, что правильный выбор винта положительно влияет не только на работу двигателя, но и на ходовые качества всего судна.

    Гребной винт для лодочного мотора: особенности выбора

    Используя стандартный гребной винт для лодочного мотора, владелец плавсредства со временем начинает задумываться о возможностях улучшения скоростных качеств судна. Определяющими здесь становятся несколько основных моментов: вес лодки, мощность движка и, собственно, эффективность винта. И если разобраться с первыми двумя качествами не сложно, то повысить скорость передвижения, не прибегая к покупке нового мотора, позволяет лишь грамотный подбор нового винта.

    Насколько важно правильно подобрать гребной винт для лодочного мотора?

    Подвесной лодочный мотор ввиду особенностей строения редуктора не позволяет переключать передачи. Соответственно передаточное число здесь остается постоянным. Поэтому выжать из имеющегося движка максимальную мощность позволяет лишь правильно подобранный гребной винт для лодочного мотора.

    Выбор хорошего винта позволяет улучшить выход на глиссирование, повысить максимальную грузоподъемность плавсредства либо его скорость, разогнать мотор. Помимо прочего грамотный выбор способствует экономии сжигаемого топлива, снижению шумов при передвижении.

    Гребные винты для лодочных моторов: разновидности

    Разнообразие отдельных марок лодочных моторов способствует применению широкого ряда гребных винтов. Различаются гребные винты для лодочных моторов согласно следующим параметрам:

    1. Шаг винта – расстояние, что проходит плавательное средство в ходе совершения одного полного оборота изделия, не учитывая скольжения.
    2. Диаметр – окружность, которую описывают самые удаленные от центра точки лопастей.
    3. Количество лопастей – зачастую, устанавливаются винты с 3 лопастями, реже – с 2 или 4.
    4. Материалы изготовления – нержавеющая и углеродная стать, пластик, алюминий.

    Диаметр

    Определяющей характеристикой при выборе рассматриваемой детали выступает ее диаметр. Как правило, подбирая гребной винт для лодочного мотора грузового судна, предпочтение отдают изделиям с наибольшим внешним диаметром. Для лодок, где основной упор делается на скорость передвижения, подбираются винты, лопасти которых описывают круг меньшего диаметра.

    Шаг винта

    Является еще одним важнейшим качеством, которому стоит уделить повышенное внимание при выборе лодочного винта. Как уже упоминалось ранее, шагом называют расстояние, пройденное благодаря одному полному обороту этой детали. Например, изделие диаметром 13 дюймов (35 см) имеет шаг не более 50 см. Разобраться с подбором необходимого параметра можно, непосредственно выбирая гребной винт для лодочного мотора «Сузуки» либо другой модели движка уже на месте.

    Увод лопасти

    Другой важной характеристикой является угол между перпендикуляром оси ступицы и задней кромкой лопастей. Подбирая гребные винты для лодочных моторов «Ямаха» и прочих движков, внимание стоит уделять изделиям с большим уводом, что обеспечивает лучшую работу при значительном сопротивлении поверхности воды.

    Увеличение показателя увода на быстрых и легких плавательных средствах передвижения способствует поддержанию стабильного, оптимального положения лодки и, как результат, – снижению гидравлического сопротивления при движении.

    Количество лопастей

    Подбирать одинарный гребной винт для лодочного мотора «Сузуки», а также других популярных моделей двигателей следует в том случае, если значительная вибрация при передвижении не является досаждающим фактором. Если требуется достижение наилучшего баланса между вибрацией и эффективностью, предпочтение стоит отдать двухлопастному варианту.

    Чем большим количеством лопастей обладают гребные винты для лодочных моторов «Ямаха», тем более плавная их работа, но меньше эффективность. Возможно, по этой причине большинство моделей имеют три лопасти, что способствует достижению идеального соотношения в плане вибрации, продуктивности, стоимости и размеров.

    Как выбрать подходящий винт?

    Как уже было отмечено выше, один гребной винт для лодочного мотора «Тохатсу», как и для прочих моделей движков, может давать преимущество в одной области, однако заметно проигрывать в другой. Поэтому окончательное решение следует принимать, опираясь на характеристики, которые выглядят наиболее весомыми в имеющейся ситуации.

    Ключевым при выборе винта для лодочного мотора остается значение количества оборотов движка. Если максимум быстро достигается при полном газе и незначительной загрузке плавсредства – винт подобран верно. Если в данных условиях мотор не дает наивысших оборотов, пожалуй, следует установить винт меньших размеров.

    Когда требуется большая тяга для перемещения значительного количества грузов или при необходимости буксировки других плавательных средств, брать следует винты крупного диаметра. Если при этом требует быстроходность, отдавать предпочтение стоит вариантам, меньшим по диаметру, но с увеличенным шагом. Это способствует созданию требуемых оборотов.

    В целом же, показатели шага и диаметра винта для лодочного мотора следует представлять в виде чаш весов, которые нуждаются в балансировке. При необходимости достижения максимально возможных оборотов лодочного движка можно снизить диаметр, увеличивая шаг, в иной ситуации — поступить противоположным образом. Многое здесь зависит от типа, характеристик плавательного средства, особенностей движка и способа его эксплуатации.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector