Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение слова; шлам

Значение слова «шлам»

ШЛАМ, -а, м. Спец.

1. Порошкообразный продукт, образующийся как осадок при электролизе некоторых металлов и содержащий обычно благородные металлы.

2. Нерастворимые отложения из воды в паровых котлах в виде ила и твердых кусков.

3. Осадок в виде мелких частиц, выделяющихся при отстаивании или фильтрации жидкости.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Шлам (от нем. Schlamm — грязь) — отходы продукта, составляющие пылевые и мельчайшие его части, получаемые в виде осадка при промывке какого-либо рудного материала. Также:

Порошкообразная субстанция, обычно содержащая благородные металлы, выпадающие в осадок при электролизе меди, цинка и других металлов.

Нерастворимые отложения в паровых котлах в виде ила и твёрдого осадка. Для удаления шлама котёл продувают или проводят термосифонное удаление шлама.

Илистый осадок каменного угля или руды при мокром обогащении.

Осадок в виде мелких частиц, образующийся при отстаивании или фильтрации жидкости.

Продукт мокрого помола кварцевого песка — песчаный шлам.

Разбуренная порода, выносимая буровым раствором с забоя скважины на дневную поверхность.

ШЛАМ, а, мн. нет, м. [нем. Schlamm]. 1. Руда или уголь, измельченные для их последующего использования в обогатительных процессах (горн.). 2. Отложение в котлах, образующееся вместе с накипью от плохо очищенной воды (тех.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. горн. частицы угля или руды, содержащиеся в гидросмеси

2. (в металлургии) порошкообразный промежуточный продукт металлургического производства, содержащий благородные металлы

3. техн. нерастворимые отложения (из воды) в паровых котлах в виде ила или твёрдых кусков

4. техн. осадок в виде мелких твёрдых частиц, выделяющихся при отстаивании или фильтрации жидкости

Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  • гальваношлам
  • нефтешлам

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова шарпей (существительное):

Нефтешлам

Опасность нефтешламов для окружающей среды

Их относят к веществам 3-го класса опасности, то есть среднего воздействия на окружающую среду. Основной вред, который нефтешламы могут наносить экологии и человеку следующий:

  • Провоцируют у человека и животных возникновение раковых опухолей. В составе нефтешламов имеются вещества, относящиеся ко второму и даже к первому классу опасности. К ним относятся бензапирен, фенантрены, производные пирена.
  • Вызывают нарушения в работе мозга, сердца, печени. Опасность представляют ионы тяжёлых металлов, содержащиеся в нефти и попадающие через пищевые цепи к человеку.
  • Замедляют всхожесть семян и скорость их прорастания. Как свидетельствуют лабораторные исследования, при концентрации нефтешламов 6- 8%, семена вообще не всходят. Надземные части растений на загрязнённых почвах выглядят ослабленными, характеризуются меньшим размером и плохо развитой корневой системой.
  • Живность, обитающую в загрязнённой, даже не очень сильно, нефтешламами земле (кротов, мышей) ждёт крайне незавидная учесть. Ряд соединений нефти накапливается в организмах животных и оказывает мутагенное воздействие, вызывает серьёзные заболевания, бесплодие, влияет на поведение.
    Полностью заполненный нефтешламом природный резервуар

Методы извлечения металлов из шлама

На некоторых производствах концентрация металлических частиц достигает 80%. Поэтому вопрос об эффективных методах извлечения металлов из остаточного продукта крайне актуален. Твердые металлические частицы извлекаются несколькими способами.

Кислотно-щелочное выделение

Предварительно осадок переводят в растворимый вид, применяя серную кислоту. В результате окисленные металлы превращают в сульфаты. В дальнейшем полученный раствор очищают от остатков глины и песка. После этого раствор доводится до необходимого показателя рН, в результате чего металлические частицы начинают оседать.

Экстракция органическими веществами

Представленный метод используется для отделения цветных и благородных видов металла. При экстракции используются нетоксичные и негорючие экстрагенты. Исключается применение летучих растворителей.

Советуем почитать: Альтернативная энергетика и экология: виды и пути развития

На практике применяется система экстракции при помощи водного раствора с расплавом органического вещества. После экстракции и последующего охлаждения емкости образуется густая масса, которая легко отделяется от жидкости и долго хранится.

Виды нефтяных шламов

В зависимости от способов образования и физико-химических свойств остатки нефтепроизводства можно разделить на:

  • Придонные. Они появляются вследствие оседания отходов на дно водоёмов. Обычно подобное случается из-за аварии при добыче «чёрного золота» или его транспортировке.
  • Результат очистки добытой нефти. После скважины она попадает в специальные аппараты, в которых из органической жидкости удаляют механические примеси, соли, твёрдые углеводороды. Это и есть шлам.
  • Остатки, появляющиеся во время бурения скважин с использованием буровых растворов. Шлам ими выносится на поверхность по затрубу и состоит в основном из отделённых долотом частиц породы.
  • Резервуарные. При долгом хранении компоненты нефти взаимодействуют с влагой, воздухом, материалом сосудов. Продукты этого взаимодействия оседают на стенках и дне.
  • Грунтовые. Когда прорывает нефтепровод и его содержимое выплёскивается во вне. Так могут загрязняться обширные площади, тем более если авария произошла в отдалённом районе до которого сложно добраться.
    Транспортировка нефти магистральным трубопроводом

Как образуется шлам?

Отходы образуются при разнообразных технологических процессах, при которых на комбинате обрабатываются сырьевые материалы. Основными источниками выступают нефтеперерабатывающие, металлургические, горно-обогатительные, химические предприятия. Помимо этого, пыль формируется при буровых работах.

  • Субстанция в виде порошка, который выпадает в осадок при электролизе меди, цинка или иных металлов.
  • Мягкие и твердые отложения в виде ила в емкостях паровых котлов, удаляющиеся путем продувки или термосифонных процессов.
  • Ил от обогащения при помощи руды и каменного угля.
  • Отход, состоящий из мельчайших частиц выделяющихся при отстаивании либо фильтрации жидкостей.
  • Песчаный шлам (остаточный продукт при производстве кварцевого песка).
  • Частицы породы, которые выносятся из скважин на поверхность.

На металлургическом предприятии основная часть пыли формируется при улавливании и осаждении выбросов пыли. На заводах нефтепереработки количество пыли не превышает 1% от объема переработанного продукта.

При обработке фосфора процент отходов достигает 30. На многих предприятиях остаточная пыль содержит ценные компоненты. На предприятиях химической промышленности производится откачка шлама, содержащего цинк, железо, медь и другие полезные металлы.

Формированием осадка сопровождается анодный процесс. Объем отходов достигает 5% от массы растворившихся анодов. В анодный шлам переходит до 1% железа, никеля, кобальта и до 20% меди, содержащихся в аноде.

Советуем почитать: Утилизация одежды и другого текстиля в H&M

Способы их переработки и утилизации

Переработка нефтешламов может быть осуществлена многими способами, применение того или иного зависит от вида нефтешлама, его состава и других факторов.

Накопление и захоронение в бункерах

Резервуар для отстоя нефтешлама

Обычно шлам захоранивают в непосредственной близости от скважины, по окончании ее использования. Это и называется захоронением в бункерах. Должной экологической безопасности не обеспечивает, также для подсыхания нефтяных отходов требуется значительное время. Затягивается и рекультивация земель, отведённых под хранение шлама.

Несмотря на это такая утилизация нефтешламов активно применяется из-за своей доступности, кажущейся простоте и низкозатратности. Иногда её можно назвать оправданной. Имеется в виду захоронение отходов при морском бурении либо в районах с благоприятными геологическими условиями, исключающими проникновение опасных и вредных веществ из бункеров во вне.

Обязательно нужно учитывать изменение со временем химических свойств нефтешлама, он может окислиться и поменять свою консистенцию.

Сжигание в печах и топках

Этот способ тоже довольно часто используется. Основные его этапы:

  1. Освобождение нефтяных отходов от воды. Делают с помощью фильтрации или методом отслаивания.
  2. Загрузка шлама в камеру сгорания. Печь должна быть разогрета т. к. обеднённый нефтепродуктами, с остатками песка и других твёрдых примесей, шлам горит плохо.
  3. Выгрузка того, что остаётся в итоге. Если установка для сжигания нормальная и эксплуатируется по правилам, то остаток представляет гораздо меньшую опасность для экологии.

Следует упомянуть, что такая утилизация нефтешламов требует качественной очистки дыма. Упомянутое требования, к сожалению, далеко не всегда соблюдается.

Использование фильтрации

Переработка нефтешламов указанным способом требует специальных установок, стоимость некоторых из них весьма высока. Помимо этого, нужны большие земельные площади, сам процесс крайне долог. Работа оборудования основана на тепловом воздействии, так как нефть и прочие отходы имеют разную плотность. Основные этапы способа фильтрации нефтешламов следующие:

  1. Отделение нефти от других составляющих шлама с помощью водяного пара.
  2. Прогонка отделённой смеси через трубки с перфорацией.
  3. Перемешивание примесей между собой.
Читать еще:  Гольф 3 не работает двигатель печки

Отделённый от нефтяных составляющих материал может использоваться для строительства дорог либо иных целей.

Отстаивание

Этот метод относится к механическим способам переработки. Основывается он на постепенном разделении нефтяных отходов на фракции под действием гравитационных сил. Для повышения эффективности способа используются специальные реагенты. Процесс очень долгий и требует больших площадей.

По завершении отстаивания получается три слоя:

  • Нефтеэмульсионный. В нём содержится от 60 до 80 процентов нефти.
  • Водоэмульсионный. Помимо воды он заключает от 10 до 15 процентов нефти и немного механических примесей.
  • Нижний осадочный. Высокое, от 70 до 75 процентов содержание механических примесей.

Все, содержащиеся в нефти, вредные и опасные вещества никуда не исчезают, не разлагаются, а лишь переходят в слои, которые по отдельности удобнее использовать.

Комплексные методы с дальнейшей переработкой

Ни один индивидуальный метод не в состоянии решить вопрос утилизации нефтеэмульсионного, водоэмульсионного и осадочного слоёв.

Поэтому всё большее распространение получают комбинированная переработка нефтешлама, комплексные методы т. к. позволяют очищать нефтешламы с различными физическими и химическими свойствами. Состоят либо в разделении отходов на слои и уже отдельную работу с каждым из них, либо в применении поочерёдно способов, каждый из которых действует на один из компонентов нефтешламной смеси.

Современный завод по переработке нефти, Европа

Из нефтеэмульсионного слоя можно получать товарную нефть. Водоэмульсионный закачивать в нефтеносные слои. Осадочный слой чаще всего выжигают. По своим свойствам он близок к нефтезагрязнённым грунтам.

Переработка осадочного слоя, методом пиролиза позволяет избавиться от большинства токсичных веществ, получить пиролизную смолу и пирогаз.

Прочие экологически чистые способы

Например, очистка нефти от примесей с помощью биологической технологии. Это самый экологичный метод, однако его использование пока ограничивается переработкой нефтешламов, которые возникают при разливе нефти на земле или в водоёмах. Нередко способом пользуются при чистке от нефтяных отходов резервуаров. Сущность биотехнологии заключается в применении микроорганизмов.

  1. В зимнее время методом пользоваться нельзя. При минусовых температурах у бактерий замедляются, а то и вовсе останавливаются процессы жизнедеятельности.
  2. Приходится выделять под полигоны значительные земельные площади.
  3. Высокая стоимость биореагентов. Микроорганизмы нужны специальные, которые активно размножаются в особых, очень специфических условиях.

Впрочем, можно перерабатывать нефтепродукты в биореакторах с подогревом. И такие действительно построены. На утилизацию партии шлама у них уходит около двух недель. Повсеместного использования биометод не приобрёл, хотя уже и не воспринимается, как экзотика.

Использование в исходном виде в качестве сырья

Основных направления здесь три:

  • Нефтешламы, как вторичное сырьё в дорожном строительстве. Используется в качестве добавок в асфальтобетонную смесь. Это приводит к увеличению прочностных характеристик дорожного покрытия, снижению его водопоглощения, уменьшению стоимости.
  • Нефтешламы, как сырьё для производства строительных материалов. В этой сфере их использование шире. Нефтяные отходы входят в состав некоторых теплоизоляционных материалов, добавляются в шихту, необходимую в производстве фасадной плитки, подсыпаются в бетонную смесь для увеличения её морозостойкости.
  • Нефтешламы, как смазочная добавка к буровым растворам взамен сырой нефти. Позволяет повысить устойчивость глинистых пород при контакте с фильтратом растворов для бурения.

Активно ведутся работы по получению из нефтешламов битумных смесей и ряда других сырьевых материалов.

Способы утилизации шлама

Разработаны технологические методы, посредством которых проводится утилизация шлама. Действующие методы обработки шламов активно внедряются в промышленной сфере в зарубежных странах. В РФ утилизация в стадии разработки и полупромышленных испытаний. Производства, на которых из пылевых отходов изготавливают вторсырье пока нет, поэтому оно применяется только как компонент шихты.

Советуем почитать: Что можно сделать из переработанного пластика?

Определенный процент такого отхода утилизируется посредством сброса в накопители или водоемы. Из-за этого загрязняются и поверхностные и подземные воды. При этом в воду попадает отход, который не был нейтрализован. При загрязнении нефтешламами только 0.5% отхода находится в обезвреженном состоянии.

Обезвреживание осуществляется преимущественно методом термической обработки. Пыль обжигается, в результате чего горючие компоненты нейтрализуются и остается только безвредные частицы и зола. В цехах утилизации шламов применяют процессы, при которых происходит отделение потенциально опасных элементов пыли, а также частиц, пригодных для повторного использования.

Наибольшей ценностью обладают процессы, при которых из осадка извлекают цинк, свинец и щелочные металлы. Эти методы распространены в Японии, где в качестве восстановителя при производстве металлизированных окатышей используется уголь.

Оборудование для утилизации нефтешламов

Начинается всё со сбора нефтяных отходов. Используются всевозможные механизмы, извлекающие шлам с поверхности почвы, дна водоёмов и т. п. Часто бывает достаточно обычной аварийной техники. Для поднятия придонного шлама требуются специализированные машины.

Ликвидация полигона нефтезагрязненных веществ

При доставке нефтешлама к пункту конечной переработки используется илососная машина. Она откачивает, а затем вывозит отходы. Сжигается шлам в камерных, надспоевых и циклонных топках.

В некоторых случаях используются многоподовые и барабанные печи.

Но прежде чем сжечь шлам, из него нужно удалить воду. Это делают с помощью фильтрации, центрифугирования, сепарации и некоторыми другими методами. Для фильтрации используются ленточные и фильтр-прессы.

Очень много выпущено разновидностей центрифуг для удаления воды, а также разделения между собой других составляющих шлама. Принцип действия у них один и тот же. При центрифугировании благодаря центробежной силе более плотные составляющие оказываются ближе к стенкам аппарата, более лёгкие, наоборот, дальше от них.

Сепаратор представляет собой центрифугу с вертикальной компоновкой и множеством пластин или дисков внутри. Устроен гораздо сложнее, чем обычные центрифуги. Ведущую роль в сепараторе играет воздушный поток. Он создаёт вихревой эффект и осаждает твёрдые составляющие на пластины дальше от оси аппарата, жидкие – ближе.

Малозольные масла. Практика применения

7 сентября 2020, Олег ШАКИРОВ

Моторные масла с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной зольности появились достаточно давно. Международная классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей ACEA выделяет для них специальный класс. Сегодня мы разберемся, на что влияет сульфатная зольность, сера и фосфор в моторных маслах и почему малозольные масла становятся все более востребованными. Разобраться в данном вопросе нам помогут специалисты компании Liqui Moly, ведущего немецкого производителя моторных масел и автохимии.

Сульфатная зольность характеризует масло по количеству металлосодержащих присадок, которые влияют на объем шлаков, образующихся при сгорании топлива. Для установления этого показателя масло в лабораторных условиях нагревают до температуры около 775 °C, получившийся остаток обрабатывают серной кислотой — до тех пор, пока зола не перестанет уменьшаться.

Эта зола содержит соединения фосфора, серы, цинка и других металлов. Высокая зольность может привести к отложениям в двигателе и в выхлопной системе. Но при этом данные химические элементы содержатся в присадках, которые защищают двигатель от износа, моют его, не дают маслу пениться, появляться коррозии, увеличивают срок службы масла и т. д.

Единицей измерения принято считать процентное соотношение несжимаемой золы и изначальной массы масла. Чем выше содержание присадок, тем больше уровень зольности, при этом избыток или низкое содержание металлических компонентов негативно сказывается на работе двигателя. Большое количество отложений может спровоцировать повышение температуры в двигателе либо привести к прогару выпускных клапанов или поршней из-за раннего воспламенения топлива. Фосфор, сульфатная зола и сера способны негативно повлиять на работу систем нейтрализации выхлопных газов.

Малозольные моторные масла при работе в современных двигателях со сложными системами нейтрализации выхлопных газов способствуют уменьшению уровня токсичных веществ почти на 80 %. А это значит, что в скором времени все или почти все владельцы новых автомобилей и производители масел перейдут на малозольные моторные масла, ведь катализаторы для бензиновых двигателей принципиально изменились с 90-х годов.

Так, в современных автомобилях системы нейтрализации отработанных газов могут самоочищаться, сжигая сажу, но справиться с золой, содержащей в себе большое количество твердых несгораемых частиц, не так уж и просто. От этого страдают и ячейки сажевых фильтров, забиваясь отложениями. Существует мнение, что по вине несгораемых частиц в масле образуются царапины на стенках цилиндров. Об этом и о современных малозольных маслах мы поговорили с техническим специалистом Liqui Moly, Алексеем Исаченковым.

— На что влияет сульфатная зольность?

— Существует оксидная зольность и сульфатная зольность. Оксидная зольность относится к компрессорным маслам. Параметр сульфатной зольности для моторного масла косвенно показывает содержание металлосодержащих присадок. Масла разделяются на категории Full SAPS, Low SAPS, Mid SAPS. SAPS (Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur) — это показатель масла по трем параметрам: сульфатная зола, фосфор и сера. Если мы откроем параметры ACEA или свежие API, то в них есть показатель нормирования сульфатной зольности и прописано содержание фосфора и серы.

Читать еще:  Что такое радиатор двигателя honda civic

— Какое масло можно считать малозольным?

— Это зависит от конкретного класса. Например, в классе ACEA С3 допускается не более 0,8 %. Масла называют малозольными, подразумевая, что они относятся к какой-то категории: либо Mid SAPS, либо Low SAPS. Малозольное масло — это не научный и не технический термин.

— Какое масло у Liqui Moly относится к малозольному?

— В первую очередь это серия масел Top Tec, но также масло Low SAPS, Mid SAPS присутствует в сериях Special Tec и Synthoil.

— Малозольные масла появились из-за экологических требований и применения в автомобилях сложных нейтрализаторов и сажевых фильтров?

— Если говорить про масла Low SAPS, то они действительно появились из-за требований к совместимости с системами нейтрализации выхлопных газов. Впервые в истории ограничения в масле коснулись содержания фосфора из-за окислительных нейтрализаторов с платиной. Появились такие катализаторы вследствие введения норм Евро 3. Атомы фосфора при взаимодействии с платиной дают невосстановимые вещества, от чего окислительные катализаторы быстро выходят из строя.

Для современного бензинового двигателя с многокаскадной системой очистки выхлопа необходимо строго малозольное масло. При работе современных дизельных двигателей, где установлен сажевый фильтр, в атмосферу поступает меньшее количество окислов азота. Это связано в первую очередь с тем, что в таких двигателях искусственно снижается температура в камере сгорания и ограничиваются параметры распыла топлива. Побочным продуктом такой работы является образование сажи в выхлопе.

Для таких двигателей желательно применять масло с малым количеством cеры, фосфора и металлосодержащих присадок, поэтому под нож попадают в первую очередь моющие щелочные присадки. Часть щелочных присадок переводится на неметаллическую основу. Они чуть менее стойкие и более дорогие, но если заливать в бак малосернистое дизельное топливо, то нагрузка на масло сильно сокращается.

В современных грузовых автомобилях установлены сажевые фильтры и системы нейтрализации отработанных газов, где используются жидкости AdBlue (более известны как «мочевина»), в результате почти нет проблем по закислению масла, а окислы азота восстанавливаются в выхлопе. Достигается оптимальный режим в камере сгорания, при этом конструкция двигателя нацелена на максимально низкий расход топлива и на достижение максимального КПД без роста выбросов в атмосферу.

В таких двигателях малозольные масла очень долго работают. Есть примеры, где интервал замены масла на грузовых автомобилях составляет 100 тыс. км, но при условии, что режим движения исключительно междугородный. Первой на такой интервал выходила Scania, у которой щелочность масла была выше 16, сульфатная зольность была 1,6 и выше. Это требование производителя, поскольку они устанавливают регламент по замене масла. В свою очередь, в бензиновых двигателях образование окислов азота из-за высокой температуры неизбежно, уже в некоторых странах на бензиновые двигатели стали устанавливать сажевые фильтры.

Отдельно я выделю азиатские автомобильные бренды, где в трехкомпонентных нейтрализаторах для восстановления окислов азота применяется родий (металл платиновой группы), который тоже не любит фосфор. Поэтому в нормах ILSAC фосфор нормируется еще строже, зато не ограничена сульфатная зольность.

В случае выхода из строя многоступенчатых систем нейтрализации выхлопа, стоимость замены сопоставима со стоимостью двигателя. В нашей стране очень редко меняют такие системы, обычно сажевый фильтр и нейтрализатор варварски удаляют из автомобиля. Такое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к побочным последствиям: помимо увеличения выбросов в атмосферу в таких автомобилях увеличивается расход топлива и они склонны к накоплению топлива в моторном масле.

— Почему большинство людей рекомендуют использовать обычные полнозольные масла?

— Моющие свойства маслу обеспечивают щелочные присадки. Почти всегда это различные соединения металлов. Исключением являются щелочные присадки на основе органики, но их применяют достаточно редко из-за высокой стоимости и малой стойкости. Самые массовые моющие присадки — это химические соединения кальция, противоизносные присадки содержат цинк, противозадирные присадки содержат фосфор.

Полнозольное масло лучше моет, лучше защищает от износа, но, правда, само дает больше отложений при попадании в камеру сгорания. Поэтому всегда нормы сульфатной зольности должны быть грамотно подобраны. Для старых автомобилей необходимо масло с высокой щелочностью, а малозольное масло в таких двигателях будет иметь не очень большой срок службы.

Стоит также учитывать регионы, где эксплуатируют автомобиль. В странах, где продают бензин не выше класса Евро 3, стоит сократить интервалы замены масла. Если при такой эксплуатации менять масло раз в 15 тыс. км, то за первую половину пробега кислоты «съедят» щелочные присадки, после чего будет закисляться база, что приведет к образованию шлама в двигателе.

Но бывают исключения. Когда, к примеру, малозольное масло необходимо заливать даже в двигатели старой конструкции, а именно в ситуации, когда в качестве топлива используется газ. В двигателях, переведенных на работу с бензина на газ, меняется характер горения в цилиндрах. Полнозольные масла могут давать очень большое количество отложений в зоне поршневых колец, ведь топливо изначально газообразное и до момента сгорания оно может реагировать по-другому с различными присадками. Поэтому во избежание износа шатунно-поршневой группы лучше использовать любое масло Liqui Moly из серии Top Tec. Можно также использовать масло Optimal 5w-30, которое не является полностью малозольным, но благодаря использованию современного пакета присадок не дает отложений в газовых двигателях. В таких маслах мы на канистре, прямо на этикетке указываем яркую аббревиатуру SNG (компримированный (сжатый) природный газ (метан)) и LPG (сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан)).

— Как малозольные масла влияют на работу современных двигателей?

— Необходимо обязательно выделить проблемы LSPI (Low Speed Pre-ignition), когда речь идет о нежелательном раннем зажигании. Эти проблемы касаются малообъемных двигателей, оснащенных турбокомпрессорами и прямым впрыском топлива. В подобных двигателях опасно заливать масло с большим содержанием кальция. Так, General Motors в своих моделях требует применять dexos 1 Generation 2, и на основе этого допуска вышел стандарт API SN plus. Поэтому правильно подобранное масло помогает предотвратить LSPI. Там, где малозольные масла рекомендуют автопроизводители, без них не обойтись.

— В двигателях с алюминиевыми блоками с никасиловым и алюсиловым покрытием необходимо применять исключительно малозольное масло?

— Изначально эти покрытия применялись в мотоциклетных двигателях, а мотоциклетные масла не отличаются малозольностью. В современных автомобилях лучше не играть с выбором масла. Например, «Мерседес» в легковой линейке AMG и Brabus требует строгого применения масла с допуском 229,5, а это полнозольное масло со щелочью около 10. В таких двигателях процесс горения настроен именно так, чтобы обеспечивать максимальную отдачу мощности, но при этом автомобили должны укладываться в экологические нормы.

Чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией, когда потребитель заливает масло, неправильно подобранное к автомобилю или к условиям эксплуатации. Если в автомобиль не внесены изменения в конструкцию, то мы рекомендуем заливать исключительно тот класс масла, который установил автопроизводитель, но, учитывая некоторые регионы эксплуатации в России, иногда мы рекомендуем сократить сроки замены масла по следующим причинам:

1) на рынке еще встречается контрафактное или некачественное топливо. Бывает, что топливо, не предназначенное для автомобилей, попадает на автозаправки и продается как сортовое автомобильное топливо. Мошенники, добавляя в топливо для разной спецтехники различные присадки, умудряются даже получить паспорт качества какого-нибудь НПЗ;

2) в случаях продолжительной работы двигателя на холостом ходу. Это касается зимней эксплуатации. Например, 20 минут такой эксплуатации эквивалентно 100–150 км пробега для автомобильного масла и шатунно-поршневой группы, и к концу межсервисного пробега при такой эксплуатации масло уже не обеспечит должную защиту. Многие автопроизводители даже указывают необходимость сокращать сроки замены масла в 2 раза при длительных прогревах двигателя.

Состав и виды шламов, влияние на окружающую среду, способы утилизации

Производство состоит из многочисленных этапов, при которых применяются разные технологические процессы. Обработка сырьевого материала сопровождается образованием отходов в виде осадка. Выделяемый при обработке шлам – это остаточный продукт и один из источников негативного влияния на окружающую среду.

Что такое шлам?

Понятие «шлам» происходит из немецкого языка, где слово «Schlamm» переводится как «грязь». Под данным определением понимается остаточный продукт добычи (пыль) и производства, состоящий из мельчайших пылевых частиц. Он образуется при промывке угля или руды и выпадает в виде осадка.

Пыль, выделяемая при осуществлении различных технологических процессов, представляет собой коллоидные системы, которые состоят из нерастворимых мелкодисперсных частиц. Внутри жидкости они находятся во взвешенном состоянии. Содержание твердых осадков в составе жидкости при промывке зависит от производства.

Читать еще:  Что такое перепрошивка двигателя на калине

Как образуется шлам?

Отходы образуются при разнообразных технологических процессах, при которых на комбинате обрабатываются сырьевые материалы. Основными источниками выступают нефтеперерабатывающие, металлургические, горно-обогатительные, химические предприятия. Помимо этого, пыль формируется при буровых работах.

  • Субстанция в виде порошка, который выпадает в осадок при электролизе меди, цинка или иных металлов.
  • Мягкие и твердые отложения в виде ила в емкостях паровых котлов, удаляющиеся путем продувки или термосифонных процессов.
  • Ил от обогащения при помощи руды и каменного угля.
  • Отход, состоящий из мельчайших частиц выделяющихся при отстаивании либо фильтрации жидкостей.
  • Песчаный шлам (остаточный продукт при производстве кварцевого песка).
  • Частицы породы, которые выносятся из скважин на поверхность.

На металлургическом предприятии основная часть пыли формируется при улавливании и осаждении выбросов пыли. На заводах нефтепереработки количество пыли не превышает 1% от объема переработанного продукта.

При обработке фосфора процент отходов достигает 30. На многих предприятиях остаточная пыль содержит ценные компоненты. На предприятиях химической промышленности производится откачка шлама, содержащего цинк, железо, медь и другие полезные металлы.

Формированием осадка сопровождается анодный процесс. Объем отходов достигает 5% от массы растворившихся анодов. В анодный шлам переходит до 1% железа, никеля, кобальта и до 20% меди, содержащихся в аноде.

Состав шламов

Представленный вид отходов производства содержит полезные компоненты. Поэтому утилизация твердого осадка в перерабатывающем цехе считается экономически целесообразной.

Элементы, содержащиеся в составе:

  • Железо.
  • Фосфор.
  • Кальций.
  • Магний.
  • Алюминий.
  • Кремний.
  • Цинк.
  • Медь.

Концентрация элементов на разных производствах отличается. Крупные фракции обычно состоят из непластичных минеральных компонентов: кварца, кальция. В составе мелкофракционного осадка содержатся глинистые минералы, оксиды железа и алюминия.

Структурная единица шлама состоит из 3 зон:

  • Ядро.
    Это кристаллическая решетка, образованная твердой частицей (кварцевым зерном, солями магния или кальция, шпатом)
  • Адсорбционный слой.
    Образуется за счет выделения из жидкости положительно заряженных частиц металлов (магния, натрия, калия, кальция). Включает в состав воду и окисленные частицы железа и алюминия.
  • Диффузный слой.
    Образуется частицами глинистых минералов и слабосвязанными водами и поддерживает общую электрическую нейтральность.

Виды шламов

Представленный вид отходов классифицируется на основе разных критериев. Основной среди них – источник образования.

Виды производственного шлама:

  • Пыль агломерационных предприятий.
  • Шлам, образующийся на доменных производствах.
  • Шлам очистки емкостей.
  • Отходы газоочистки доменных и мартеновских печей.
  • Отходы подбункерных помещений доменных печей.
  • Пыль конвертерных цехов.
  • Отходы сталеплавильных печей.

По концентрации в составе железа выделяются виды осадков:

  • Обогащенные (пуль конвертеров и мартеновских печей).
  • Относительно богатые (пыль агломерационных и доменных цехов).
  • Бедные (пыль, полученная при газоочистке электросталеплавильных цехов).

Обезвоживание шламов

Содержание в составе полезных компонентов делает остаточное сырье обработки руд ценным продуктом для вторичного применения. Однако для этого используют только обезвоженный твердый осадок.

Процесс состоит из 3 этапов:

  1. На начальном производится процесс сгущения остаточного сырья.
    Это нужно чтобы увеличить вес твердых нерастворимых частиц и увеличить плотность шлама. Применяют сгуститель, подвергающий осадок воздействию центробежной или гравитационной силы. Отделяемая жидкость применяется для обратного цикла при необходимости.
  2. Фильтрация.
    Полученный концентрат нужно профильтровать, так как в полужидком виде использовать его практически невозможно. В результате процесса концентрация жидкости падает до 8-10%.
  3. Сушка.
    После фильтрации остаточный продукт подвергают воздействия для выведения большей части оставшейся жидкости.

Способ обезвоживания шлама зависит от состава пыли, размера твердых компонентов.

Способы утилизации шлама

Разработаны технологические методы, посредством которых проводится утилизация шлама. Действующие методы обработки шламов активно внедряются в промышленной сфере в зарубежных странах. В РФ утилизация в стадии разработки и полупромышленных испытаний. Производства, на которых из пылевых отходов изготавливают вторсырье пока нет, поэтому оно применяется только как компонент шихты.

Определенный процент такого отхода утилизируется посредством сброса в накопители или водоемы. Из-за этого загрязняются и поверхностные и подземные воды. При этом в воду попадает отход, который не был нейтрализован. При загрязнении нефтешламами только 0.5% отхода находится в обезвреженном состоянии.

Обезвреживание осуществляется преимущественно методом термической обработки. Пыль обжигается, в результате чего горючие компоненты нейтрализуются и остается только безвредные частицы и зола. В цехах утилизации шламов применяют процессы, при которых происходит отделение потенциально опасных элементов пыли, а также частиц, пригодных для повторного использования.

Наибольшей ценностью обладают процессы, при которых из осадка извлекают цинк, свинец и щелочные металлы. Эти методы распространены в Японии, где в качестве восстановителя при производстве металлизированных окатышей используется уголь.

Использование шламов

Остаточное сырье, образующееся при добыче и обработке лома применяется как добавка к аглошихту. Пыль используют повторно в качестве первичного рудного сырья. Характер применения зависит от факторов, в том числе содержания железа и других металлов в составе отхода.

Наличие вредных примесей также повышает его ценность, так как при дальнейшей обработке можно снизить негативное влияние шламов на окружающую среду и уменьшить стоимость добычи опасных элементов, таких как свинец, цинк и сера.

  • Производство при изготовлении декоративных стекол.
  • Продукт, образующийся как осадок при электролизе меди и цинка применяют для производства лакокрасочных материалов.
  • После нейтрализации шлам применяется при производстве дорожного покрытия.
  • Железосодержащий отход используют при изготовлении керамзита.
  • Осадок, обогащенный глинистыми компонентам, задействуют при изготовлении черепицы.

Методы извлечения металлов из шлама

На некоторых производствах концентрация металлических частиц достигает 80%. Поэтому вопрос об эффективных методах извлечения металлов из остаточного продукта крайне актуален. Твердые металлические частицы извлекаются несколькими способами.

Кислотно-щелочное выделение

Предварительно осадок переводят в растворимый вид, применяя серную кислоту. В результате окисленные металлы превращают в сульфаты. В дальнейшем полученный раствор очищают от остатков глины и песка. После этого раствор доводится до необходимого показателя рН, в результате чего металлические частицы начинают оседать.

Экстракция органическими веществами

Представленный метод используется для отделения цветных и благородных видов металла. При экстракции используются нетоксичные и негорючие экстрагенты. Исключается применение летучих растворителей.

На практике применяется система экстракции при помощи водного раствора с расплавом органического вещества. После экстракции и последующего охлаждения емкости образуется густая масса, которая легко отделяется от жидкости и долго хранится.

Влияние шламов на окружающую среду

Отходы, образующиеся при буровых работах, добыче и переработке руд, представляет опасность для окружающей среды и организма человека. Это объясняется тем, что пыль обладает токсичными свойствами. Менее опасным в данном контексте считается флотационный шлам (это остаток, образующийся при флотации, а не выпадении осадка).

К негативным последствиям относятся:

  • Токсичное действие на организм.
  • Снижение длительности жизни и гибель представителей фауны.
  • Вымирание видов животных.
  • Появление признаков, указывающих на гистологические нарушения у рыб, беспозвоночных.
  • Накопление вредных веществ в тканях растений, животных.
  • Снижение адаптационной способности рыб.
  • Повышение частоты врожденных генетических отклонений.
  • Негативное влияние на физические и химические свойства воды (в том числе степень солености, окисляемости, электропроводимости).
  • Попадание в водоемы тяжелых металлов.
  • Отклонение температурных показателей от нормы.
  • Изменения структуры почвенных слоев.
  • Уменьшение урожайности сельскохозяйственных земель

Шлам негативно влияет на почву и водные ресурсы, и загрязняет атмосферу. При испарении, легкие фракции попадают в атмосферу, откуда в дальнейшем выпадают на землю с осадками. В результате этого, металлическая пыль проникает в почву и подземные воды.

В местах, где пыль попадает в почву в больших количествах прекращается рост любых растений. Опасность в данном плане представляют остаточные продукты нефтедобычи и переработки.

Вода и почва способны самоочищаться от пыли и других видов загрязнений. Но из-за содержания большого количества нерастворимых частиц для восстановления нормального состава требуется время (до 30-50 лет).

Шлам – разновидность отходов, представляющая собой твердый осадок, содержащий нерастворимые компоненты. Главными источниками такого отхода выступают добывающие предприятия, заводы, где производится обработка руды, нефти, угля.

Производственный осадок применяется вторично, но предварительно подвергается нейтрализации. Шлам, не подвергающийся обезвреживанию, представляет угрозу для окружающей среды из-за токсичных свойств.

Обработка осадков сточных вод: методы очистки и сушки

Утилизация бурового шлама: захоронение, переработка, центрифугирование

Переработка и хранение красного шлама: последствия и опасности

Сколько стоит килограмм меди и где чаще всего встречается?

Производственные сточные воды: ПДК, состав и способы утилизации

Переработка и утилизация шлаков металлургического производства

Утилизация и переработка гальванического шлама

С чем связано и чем опасно загрязнение почвы тяжелыми металлами

Загрязнение тяжелыми металлами окружающей среды

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector