Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАКТИВНОГО ТОКА И РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАКТИВНОГО ТОКА И РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Существенной особенностью синхронных двигателей является то, что они, работая с механической нагрузкой, позволяют в широких пределах изменять потребляемый из сети реактивный ток и реактивную мощность. Осуществляется это путем изменения тока возбужденияIв с помощью реостата rр (см. рис. 11.8).

Предположим, что двигатель работает при постоянном моменте статического сопротивления (Мс = const) и что некоторому току возбуждения Iв1 соответствуют ЭДС Е01, ток I1, углы φ1 и θ1(рис. 11.12, а).

Прямым следствием изменения тока Iв является изменение магнитного потока Ф, а значит, и ЭДС E; последнее приводит к изменению тока якоря I. Так как М = const, то при различных Iвмомент двигателя М и мощность Рэм будут оставаться также неизменными, поскольку при установившихся режимах работы с различными токами M = Mc = const, а Рэм = Mω. Если не учитывать потерь мощности I 2 r, то можно считать неизменной и мощность Рφ.

Из выражения Рэм = Мω и (11.14) следует, что Рэм = 3UEsin θ.
xc

Очевидно, мощность Рэм будет постоянной при изменении тока возбуждения, если Е sin θ = const. Последнее означает, что геометрическим местом концов векторов ЭДС при изменении токаIв является линия АБ, параллельная вектору напряжения U.

На основании выражения Рφ = 3 UIcos φ можно сделать вывод о том, что мощность Рφ будет постоянной, если Icos φ = const, т. е. если остается постоянной активная составляющая тока. Геометрическим местом концов вектора тока I при изменении тока Iв является, очевидно, линияВГ, перпендикулярная вектору напряжения U.

Чтобы составить представление о влиянии тока Iв на реактивный ток и реактивную мощность двигателя, на рис. 11.12, а совмещено несколько векторных диаграмм для различных токов возбуждения.

Рис. 11.12. Векторные диаграммы синхронного двигателя при различных токах возбуждения (а) и U-образные характеристики при различных мощностях (б)

При некотором токе возбуждения Iв2 > Iв1 двигатель имеет ЭДС Е02 и токI2, совпадающий по фазе с напряжением (φ2 = 0). Реактивные составляющие тока якоря и потребляемой двигателем мощности в этом случае равны нулю. При недовозбуждении (Iв1 0) и потребляемой мощности, а при перевозбуждении (Iв3 > Iв2 и Е03 > Е02) — емкостные составляющие тока (φ3

При недовозбуждении под действием индуктивной составляющей тока двигатель дополнительно подмагничивается, при перевозбуждении под действием емкостной составляющей тока размагничивается. Степень подмагиичивания или размагничивания двигателя такова, что при всех значениях тока возбуждения в обмотке якоря возникает результирующая ЭДС Е,действующее значение которой остается неизменным, так как Е= U.

Зависимость I (Iв), показывающая, как изменяется ток якоря I при изменении тока возбуждения Iв в случае постоянной мощности, называется U-образной характеристикой синхронного двигателя. Несколько таких характеристик для различных значений мощностей приведены на рис. 11.12, б. Минимальные значения токов I получаются при cos φ = l. Область, расположенная слева от пунктирной линии, соответствует работе с токами, отстающими по фазе от напряжения, справа — с токами, опережающими напряжение.

Рис. 11.13 Векторная диаграмма синхронного компенсатора

Свойство перевозбужденного синхронного двигателя потреблять кроме активной составляющей тока и активной мощности емкостную составляющую тока и емкостную мощность, используют для повышения (компенсации) коэффициента мощности других потребителей, создающих активно-индуктивную нагрузку системы. Используя указанное свойство синхронных двигателей, оказалось возможным создавать синхронные машины, называемые синхронными компенсаторами. Синхронный компенсатор представляет собой по существу синхронный двигатель, рассчитанный на работу с перевозбуждением без механической нагрузки и предназначенный специально для улучшения коэффициента мощности. Если не учитывать относительно небольших потерь мощности в синхронном компенсаторе, можно считать, что им потребляются из сети трехфазного тока чисто емкостный ток и емкостная мощность. Векторная диаграмма синхронного компенсатора при таком допущении приведена на рис. 11.13.

Синхронный двигатель как компенсатор реактивной мощности

Возможность работы СД в качестве источника (компенсатора) реактивной мощности иллюстрируют так называемые U-образные характеристики (рис. 147), представляющие собой зависимости тока статора двигателя I1 и его cosφ от тока возбуждения Iв при постоян­ных напряжении, частоте и мощности Uф = const, f1 = const и Р1 = = const.

Минимуму зависимости I1(Iв) соответствует максимум коэффи­циента мощности cosφ = 1, что можно объяснить с помощью фраг­мента векторной диаграммы синхронного двигателя (рис. 147), по­казывающего расположение векторов напряжения сети Uф, тока ста­тора I1, его активной I и реактивной I составляющих при раз­личных токах возбуждения СД.

При небольших токах возбужде­ния ток статора I1 отстает от напря­жения Uф на угол φ, что соответству­ет работе СД с отстающим cosφ и по­треблению им реактивной энергии из питающей сети, так как активная со­ставляющая полного тока I= I1cosφ совпадает по направлению с векто­ром напряжения сети Uф, а реактив­ная составляющая I отстает от него на 90 о , что и определяет потребление реактивной мощности из сети.

Допустим, что трехфазный СД работает при постоянной механической на­грузке и потребляет из сети активную мощность

Из (255) следует, что при Р1 = const ток I = const. Поэтому при увеличении тока возбуждения СД конец вектора полного тока I1 будет перемещаться вверх до штриховой вертикальной линии, что означает уменьшение реактивной составляющей тока. При не­котором токе возбуждения, близком к номинальному, реактив­ная составляющая тока станет равной нулю, т.е. ток статора бу­дет чисто активным I. Этому режиму и будут соответство­вать точки минимумов кривых 1, 2 I1(Iв) на рис. 147 и максимально воз­можное значение cosφ= 1.

Читать еще:  Автомобиль волга с двигателем крайслер техническая характеристика автомобиля и двигателя

При дальнейшем увеличении тока возбуждения СД вновь по­явится реактивная составляющая тока I, но уже опережающая на­пряжение сети на 90°. За счет этого ток статора будет также опере­жать напряжение сети и СД начнет работать с опережающим cosφ, отдавая реактивную энергию в питающую сеть.

На рис. 147 показаны зависимости I1(Iв) — кривые 7, 2 и cosφ(Iв)- кривые 5, 4 при номинальной нагрузке СД Рном (7 и 5) и его холос­том ходе (2 и 4). Область характеристик справа от штриховой ли­нии 5 соответствует работе СД с опережающим cosφ, слева от нее — с отстающим, на самой этой линии cosφ = 1. Отметим, что СД без механической нагрузки на валу носит название компенсатора реак­тивной мощности.


Рис.147
. U — образные характеристики СД

и часто используется в этой функции в системах электроснабжения.

Как видно из рис. 147, с ростом мощности нагрузки область ге­нерации реактивной мощности (опережающего cosφ) смещается в сторону больших токов возбуждения. Таким образом, если СД ра­ботает с переменной нагрузкой на валу, то для полного использо­вания его компенсирующих свойств требуется соответствующее из­менение тока возбуждения.

Рис.148. Векторная диаграмма СД

Регулирование тока возбуждения позволяет не только исполь­зовать СД как компенсатор реактивной мощности в системе элект­роснабжения, но и обеспечивать при необходимости устойчивость работы двигателя при колебаниях механической нагрузки; поддер­жание нормального напряжения в узле системы энергоснабжения, к которому присоединен двигатель; минимум потерь энергии в дви­гателе и системе энергоснабжения; регулирование cosφ двигателя или в узле подключения его к системе энергоснабжения.

В общем случае регулирование тока возбуждения СД осущест­вляется системами автоматического регулирования возбуждения (АРВ), в которых используются тиристорные возбудители и различ­ные виды обратных связей.

Особенности переходных процессов электропривода с синхронным двигателем.Переходные процессы в ЭП с СД отличаются большим разнооб­разием и сложностью. Они возникают при пуске и торможении (ос­танове) СД, при синхронизации его с сетью, увеличении (набросе) и снижении (сбросе) механической нагрузки, регулировании тока воз­буждения, изменении напряжения питающей сети, вызываемом, в том числе и короткими замыканиями в электрических сетях и линиях элек­тропередач. Изучение этих переходных процессов представляет со­бой сложную задачу. Определяется это тем, что СД имеет несколько обмоток — статора, возбуждения и пусковую, обтекаемые перемен­ным и постоянным токами, которые маг­нитно связаны друг с другом и в процес­се работы двигателя непрерывно меня­ют расположение относительно друг друга. Кроме того, во многих случаях необходимо учитывать и взаимодействие СД и питающей сети.

В общем случае переходные процес­сы в синхронном ЭП являются электро­механическими, т.е. процессы в элект­рической и механической частях ЭП связанны друг с другом и имеют, как правило, колебательный характер. На рис. 149 в качестве примера показаны графики колебательного затухающего переходного процесса при вхождении СД в синхро­низм.

Рис. 149. Графики переходного процесса вхождения СД в синхронизм

Вопросы для самоконтроля

1. Какие достоинства присущи СД?

2. Что такое угловая характеристика СД?

3. В чем состоят особенности пуска СД?

4. Как включается обмотка возбуждения СД при пуске?

5. Как ограничиваются токи при пуске СД?

6. Что такое U-образные характеристики СД?

7. Как с помощью СД можно компенсировать реактивную мощность в пи­тающей сети?

8. Каким образом происходит регулирование тока возбуждения СД?

9. В чем особенности переходных процессов в ЭП с СД?

Дата добавления: 2019-02-08 ; просмотров: 994 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Определение реактивной мощности, генерируемой синхронными двигателями

Синхронные двигатели (СД), применяемые на предприятиях для привода технологических агрегатов, способны отдавать в сеть реак­тивную мощность в режиме перевозбуждения и потреблять ее из сети в режиме недовозбуждения. Выпускаемые промышленностью синх­ронные двигатели способны генерировать в сеть реактивную мощность при полезной нагрузке на валу, допускают форсировку возбуждения, обеспечивают плавное регулирование реактивной мощности в широком диапазоне, меньше зависят от колебания напряжения, чем КУ, повышают устойчивость СЭС.

При генерировании реактивной мощности в двигателе имеют место дополнительные потери активной мощности. Эти потери определяют экономически целесообразную загрузку синхронного двигателя по реактивной мощности. Тихоходные двигатели характеризуются относительно большими дополнительными потерями, что может ограничивать их применение как источника реактивной мощности. Двигатели, которые не используются для компенсации реактивной мощности, должны работать с cosφ=1, т.е. являться только активной нагрузкой, что следует учитывать при определении электрических нагрузок предприятия.

При расчете компенсации реактивной мощности синхронные двигатели 6-10 кВ делятся на две группы. В первую входят наиболее экономичные двигатели, имеющие единичную мощность Pд.н> 2500 кВт или частоту вращения ротора п>1000 мин-1. Располагаемая реактивная мощность Qд.р таких двигателей используется полностью без выполнения обосновывающих расчетов. Под располагаемой мощностью понимается максимальная реактивная мощность двигателя, генерируемая при номинальном токе возбуждения и номинальном напряжении статора, с учетом того, что двигатель имеет нагрузку по активной мощности меньше номинальной. Так как синхронные двигатели, как правило, имеют загрузку по активной мощности меньше 85 %, то располагаемая мощность может быть принята на 20 % больше номинальной ре­активной мощности двигателя Qд.н. Отметим, что генерируемая такими двигателями суммарная величина Qд.н должна быть учтена при определении расчетных нагрузок предприятия.

Во вторую группу входят синхронные двигатели, имеющие Рд.н -1 . Использование двигателей этой группы для компенсации реактивной мощности требует технико-экономи­ческого обоснования.

Согласно задания, в компрессорном цеху или в насосной станции установлены синхронные высоковольтные двигатели (согласно задания–высоковольтное оборудование). Необходимо подобрать количество и мощность синхронных электродвигателей, используя технические характеристики двигателей (приложение П.18) так, что бы суммарная номинальная мощность подобранных электродвигателей равнялась установленной мощности электродвигателей высоковольтного оборудования, приведенного в задании.

Читать еще:  Шум в двигателе 4216 от чего

Каждая группа высоковольтных синхронных двигателей в зави­симости от номинальной мощности и частоты вращения ротора рассматривается индивидуально в целях использования их для компенсации реактивной мощности. Располагаемая реактивная мощность синхронных двигателей, имеющих Рд.н> 2500 кВт или п>1000 мин-1 (независимо от величины Рд.н), используется для компенсации реактивной мощности во всех случаях без обосновывающих расчетов.

Величина реактивной мощности, генерируемой этими группами синхронных двигателей,

. (3.6.7)

Использование для компенсации реактивной мощности синхронных двигателей, имеющих Рд.н -1 , должно быть технико-экономически обосновано. Для этого необходимо найти соотношение удельной стоимости потребления реактивной мощности и энергии из энергосистемы, не превышающего экономического значения, и удельной стоимости потерь активной мощности при генерировании реактивной мощности в синхронных двигателях и конденсаторных установках.

Удельная стоимость экономического потребления реактивной мощности и энергии при наличии на предприятии приборов учета максимальной реактивной мощности вычисляется по выражению

, (3.6.8)

А при отсутствии таких приборов по выражению

, (3.6.9)

где – плата за 1 квар потребляемой реактивной мощности, принимаем равным 1,2 руб/(квар·год); – плата за 1 квар·ч потребляемой реактивной энергии, принимаемая равной 0,03 коп/квар·ч при расчетах по выражению (3.1.6.8) и 0,08 коп/квар·ч – по выражению (3.1.6.9); – годовое число часов использования максимальной реактивной мощности при потреблении, не превышающем экономическое значение; – коэффициент, отражающий изменение цен на конденсаторные установки.

Величина может быть принята равной коэффициенту увеличения ставки двухставочного тарифа на электроэнергию kw (по сравнению со значениями а = 60 руб/(кВт·год) и b = 1,8 коп/кВт·ч, установлен­ными для Беларуси прейскурантом № 09-01, введенным в действие с 1.01.91г), который определяется по формуле

, (3.6.10)

где и – коэффициенты увеличения основной и дополнительной ставок тарифа на электроэнергию (определяются делением действующих ставок тарифа на 60 и 1,8×10 -2 соответственно); – число часов использования максимальной нагрузки предприятия. Действующие ставки двухставочного тарифа на электроэнергию с 01.07.2014г.: основная ставка – 117154,8руб/кВт, дополнительная – 1090,9руб/кВт.ч.

Величина определяется в зависимости от соотношения степе­ни компенсации и отношения натуральной минимальной нагрузки к максимальной натуральной нагрузке по следующим выражениям:

при ψ ≤Км: ; (3.6.11)

при ψ >Км: , (3.6.12)

где – годовой фонд рабочего времени.

Величина ψ может быть принята для подстанций с первичным напряжением 35, 110, 220, 500 кВ равной соответственно 0,7; 0,6; 0,5; 0,25, а при питании от шин генераторного напряжения – 0,25.

Значение Км принимается для 1-, 2-, 3-сменной и непрерывной работы (HP) равным соответственно 0,9; 0,8; 0,7; 0,8.

Время включения Тг для 1-, 2-, 3-сменной и непрерывной работы соответственно равно 2000, 4000, 6000, 8500 ч.

Величины ТMQэ для указанных выше значений Тг, Км и ψ приведены в таблице 3.6.2.

Таблица 3.6.2 – Годовое число использования максимальной реактивной мощности при потреблении, не превышающем экономическое значение

Число сменТг, чКмTMQ, ч,при значениях ψ
0,250,50,60,7
0,9
0,8
0,7
HP0,87367

Удельная стоимость потерь активной мощности в СД и компенсирующих устройствах

. (3.6.13)

Целесообразность использования СД для компенсации при одно­временном потреблении реактивной мощности из энергосистемы, не превышающем экономическое значение, определяется соотношением

. (3.6.14)

Режим работы синхронного двигателя при постоянном моменте и переменном токе возбуждения

M=const, ib=var. Для анализа этого режима синхронного двигателя воспользуемся упрощенной диаграммой для неявнополюсной машины (рис. 39). Используя только верхнюю ее часть и вектор напряжения сети Uc расположим горизонтально.

Режим работы соответствует постоянству момента.

M = mUcEsinQ = const при mUc = const,

wXc wXc

постоянство момента получается при EsinQ=const, а следовательно -EsinQ=const, поэтому, при изменении возбуждения, конец вектора –Е будет передвигаться по прямой Qq параллельно вектору Uc, т.к.

ab=E 1 sinQ=const. Мощность также постоянная:

P=mUcIcosf=const при mUc=const, P=const при Icosf=Ia=const, т.е. активная составляющая тока будет постоянной и конец вектора тока I, при изменении тока возбуждения, будет перемещаться по прямой MN.

При недовозбужденном синхронном двигателе составляющей напряжения -Е соответствует ток I, который отстает от напряжения Uc на угол f. Вектор тока I перпендикулярен продолжению вектора iIXc. Реактивная составляющая тока I будет отставать на 90 0 от вектора напряжения Uc, т.е. этот ток чисто индуктивный. Значит при недовозбуждении двигатель будет потреблять из сети индуктивный ток, а следовательно будет потреблять из сети реактивную мощность.

При увеличении возбуждения величина –Е 1 увеличится, а ток I уменьшится до Ia=I 1 и будет минимальным. При этом режиме СД будет работать с cosf=1 и реактивная мощность не будет ни потребляться ни отдаваться в сеть. При дальнейшем увеличении тока возбуждения составляющая напряжения будет равна –Е 11 , а ток I 11 , будет опережать вектор напряжения сети на угол f 1 . Этот режим соответствует перевозбужденному режиму. Реактивная составляющая тока будет емкостной (опережает вектор pUc на 90 0 ). Этот режим будет соответствовать отдаче реактивной мощности в сеть. Этот режим аналогичен включению статических емкостей в сеть.

Итак видим, что если изменять ток возбуждения ib, то величина тока статора I будет изменяться по величине и по фазе, т.е. можно регулировать cosf. Это ценное свойство и определяет использование синхронных двигателей. Выпускаются СД обычно с опережающим cosf=0.8. Зависимости тока статора I от тока возбуждения ib, I=A(ib) называются U-образные характеристики, рис. 42.

Р2 > Р1. Характеристики снимаются при P=const. Режим работы соответствующий току возбуждения оси О до пунктирной линии недовозбужденный, а за пунктирной линией – перевозбужденный с отдачей реактивной энергии в сеть. Минимум тока статора соответствует cosf=1. Посмотрим на примере, как улучшается cosf установки при использовании перевозбужденного синхронного двигателя, рис. 43.

Читать еще:  Арканум как починить паровой двигатель

Предприятие без СД имеет в векторной форме Uc,I и угол f, где ток Il – индуктивный ток потребляемый из сети. Если теперь использовать СД в перевозбужденном режиме, получим емкостной ток Ic, который скомпенсирует частично ток Il. Результирующий реактивный ток уменьшится, а это приведет к уменьшению тока до I 1 , угол f 1 уменьшится, т.е. возрастет cosf. Из этого примера видим, что используя на предприятиях СД в перевозбужденном режиме, улучшает cosf установки и уменьшает потери в сети.

ток I = /Ia 2 +(Il-Ic) 2 , cosf = Ia/I

Для улучшения энергетических показателей в энергосистемах большой мощности используются синхронные компенсаторы. Эти машины устанавливаются в конце высоковольтных линий и служат генераторами большой мощности. Поэтому синхронные компенсаторы, как правило, работают в перевозбужденном режиме без нагрузки, т.е. в режиме холостого хода. Конструктивно, они не имеют наружного выхода вала. Воздушный зазор делается меньше, чем у генераторов, это приводит к уменьшению числа витков обмотки возбуждения. Мощность СК составляет 100-300 МВА. Идея работы СК с сетью показана на рис. 44.

Синхронный генератор вырабатывает активную и реактивную мощность, которая передается через трансформаторы и линию электропередачи предприятиям. Если установить в узле нагрузки А синхронный компенсатор в режиме перевозбуждения, то он на месте будет вырабатывать значительную часть реактивной мощности и отдавать ее потребителям предприятий разгрузив синхронный генератор и линию электропередач в значительной части от реактивной мощности. Это приведет к уменьшению общего тока ЛЭП, уменьшатся потери в СГ, тр-рах и ЛЭП.

Пуск синхронного двигателя

Синхронный двигатель не имеет начального пускового момента. Если его подключить к сети переменного тока, когда ротор неподвижен, а по обмотке возбуждения проходит постоянный ток, то за один период изменения тока, электромагнитный момент будет дважды изменять свое направление, т.е. средний момент за период равняется нулю. При этих условиях двигатель не сможет прийти во вращение, т.к. его ротор обладающий определенной инерцией, не может быть в течении одного полупериода разогнан до синхронной частоты вращения. Следовательно, для пуска синхронного двигателя необходимо разогнать его ротор с помощью внешнего момента до частоты вращения, близкой к синхронной.

В виду отсутствия пускового момента в синхронном двигателе для пуска его используют следующие способы:

1. Пуск с помощью вспомогательного двигателя.

2. Асинхронный пуск двигателя.

1. Пуск с помощью вспомогательного двигателя.

Пуск в ход синхронного двигателя с помощью вспомогательного может быть произведен только без механической нагрузки на его валу, т.е. практически вхолостую. В этом случае на период пуска двигатель временно превращается в синхронный генератор, ротор которого приводится во вращение небольшим вспомогательным двигателем. Статор этого генератора включается параллельно в сеть с соблюдением всех необходимых условий этого соединения. После включения статора в сеть вспомогательный приводной двигатель механически отключается. Этот способ пуска сложен и имеет к тому же вспомогательный двигатель.

2. Асинхронный пуск двигателя.

Наиболее распространенным способом пуска синхронных двигателей является асинхронный пуск, при котором синхронный двигатель на время пуска превращается в асинхронный. Для возможности образования асинхронного пускового момента в пазах полюсных наконечников явнополюсного двигателя помещается пусковая короткозамкнутая обмотка. Эта обмотка состоит из латунных стержней, вставленных в пазы наконечников и соединяемых накоротко с обоих торцов медными кольцами.

При пуске в ход двигателя обмотка статора включается в сеть переменного тока. Обмотка возбуждения (3) на период пуска замыкается на некоторое сопротивление Rг, рис. 45, ключ К в положении 2, сопротивление Rг = (8-10)Rв. В начальный момент пуска при S = 1, из-за большого числа витков обмотки возбуждения, Вращающее магнитное поле статора наведет в обмотке возбуждения ЭДС Ев, которая может достигнуть весьма большого значения и если при пуске не включить обмотку возбуждения на сопротивление Rг произойдет пробой изоляции.

Процесс пуска синхронного двигателя осуществляется в два этапа. При включении обмотки статора (1) в сеть в двигателе образуется вращающее поле, которое наведет в короткозамкнутой обмотке ротора (2) ЭДС. Под действием, которой будет протекать в стержнях ток. В результате взаимодействия вращающего магнитного поля с током в коротко замкнутой обмотке создается вращающий момент, как у асинхронного двигателя. За счет этого момента ротор разгоняется до скольжения близкого к нулю (S=0,05), рис. 46. На этом заканчивается первый этап.

Чтобы ротор двигателя втянулся в синхронизм, необходимо создать в нем магнитное поле включением в обмотку возбуждения (3) постоянного тока (переключив ключ К в положение 1). Так как ротор разогнан до скорости близкой к синхронной, то относительная скорость поля статора и ротора небольшая. Полюса плавно будут находить друг на друга. И после ряда проскальзываний противоположные полюса притянутся, и ротор втянется в синхронизм. После чего ротор будет вращаться с синхронной скоростью, и частота вращения его будет постоянной, рис. 46. На этом заканчивается второй этап пуска.

Список литературы

1. Брускин Д.Э. и др. ²Электрические машины² ч.1, ч.2, 1987 г.

2. Вольдек А.И. ²Электрические машины² 1978 г.

3. Копылов И.П. ²Электрические машины² 1986 г.

4. Токарев Б.Ф. ²Электрические машины² 1990 г.

5. Кацман М.М. ²Электрические машины² 2000 г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector