Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

  • 17.05.2016
  • By admin
  • In Двигатель
  • 1508

Система охлаждения двигателя: причины неисправностей и способы их устранения.

Наличие собственного автомобиля имеет свои плюсы, это и комфорт, и свобода передвижения в любое время и по любому выбранному маршруту. Однако все эти преимущества могут стать реальностью только при своевременном обслуживании и ремонте, поскольку агрессивные условия эксплуатации (качество бензина, состояние дорожного полотна и климатические особенности зоны) неизбежно приводят к поломкам в одной из систем. При этом чаще всего страдает система охлаждения.

Чтобы вовремя устранить неполадки и избежать серьезного и дорогостоящего капитального ремонта стоит обращать внимание на признаки, сигнализирующие о поломках в системе охлаждения, а именно:

1. Перегрев двигателя. К сожалению, многие водители понимают, что ситуация серьезная только когда мощность двигателя существенно падает, появляется стук (как правило, он равномерный и более сильный, чем при детонации) или из-под капота «валит» пар. Однако о начале процесса перегрева в первую очередь сообщит указатель температуры и сигнальная лампочка на панели приборов, поэтому привычка обращать внимание на эти мелочи будет совсем не лишней.

2. Переохлаждение двигателя. Чаще всего эта проблема встает перед автолюбителем в холодное время года, и указывают на нее следующие моменты:

— снижение мощности ДВС;

— температура жидкости в бачке низкая;

3. Утечка (внутренняя или наружная) охлаждающей жидкости. О наружной сигнализируют:

— специфический запах тосола или антифриза в салоне;

— подтеки, в том числе на поверхности двигателя, под капотом автомобиля (особенно заметны, если авто какое-то время стояло на одном месте).

Определить внутреннюю утечку более сложно, но можно. Для этого нужно воспользоваться масляным щупом, если жидкость попала в масло, то на поверхности щупа останется пена, цвет которой приближен к белому. Эта пена представляет собой эмульсию, полученную в результате соединения масла и антифриза (тосола).

Способ устранения неполадок зависит от причин их вызвавших. К наиболее часто встречающимся причинам относят:

1. В расширительном бачке недостаточный уровень жидкости. Самая простая неисправность, для устранения которой достаточно долить антифриз (тосол).

2. Нарушение герметичности. Нужно проверить состояние трубопроводов, патрубков, шлангов. Внимательно осмотреть места их соединения, штуцера, гайки. Заменить поврежденные детали, подтянуть хомуты, заменить прокладки при необходимости.

3. Ослабление ремня привода помпы. Достаточно просто отрегулировать степень натяжения.

4. Износ деталей или выход из строя термостата, пробки радиатора, сливного крана, водяного насоса. Их нужно заменить новыми. Поврежденный радиатор можно отремонтировать, если это возможно.

5. Засоры и забитость радиатора, трубопроводов. Систему нужно промыть, тем самым удалить накипь, илистые отложения. Грязь и насекомых, попавших в сердцевину радиатора устранить промыв его снаружи. Охлаждающую жидкость после этих процедур обязательно заменить новой.

6. Сбои в работе электровентилятора. Чаще всего проблема в электропроводке (обрыв цепи, неисправность датчика, реле, сопротивления, сгоревшие предохранители), реже выход из строя самого вентилятора. Детали электропроводки нужно заменить, прозвонить цепь и восстановить ее.

В любом случае, при первых признаках неполадок в системе охлаждения стоит обратиться за помощью к специалистам с соответствующей квалификацией и достаточным опытом. Только они смогут поставить правильный «диагноз», качественно провести ремонт и быстро вернуть автомобиль в эксплуатацию.

Неисправности радиатора охлаждения автомобиля

Каждый без исключения компонент, принимающий участие в работе систем автомобиля, имеет свой ресурс использования. Радиаторы охлаждения не являются исключением. Со временем они требуют проведения ремонта. В некоторых случаях необходима их замена.

Причинами неисправности радиатора может стать засорение, разгерметизация, отказ навесного оборудования или повреждение узла мелкими камнями, а также вследствие ДТП.

Причины неисправности радиатора охлаждения

Система охлаждения двигателя автомобиля состоит из достаточно большого количества вспомогательных узлов: это патрубки, помпа, различные датчики, вентилятор и непосредственно сам радиатор. Отказ любого из них, может вывести устройство из строя.

Основные причины выхода из строя радиатора охлаждения:

· засорение сот радиатора;

· отказ работы вентилятора охлаждения;

· негерметичность клапана крышки радиатора;

· низкий уровень антифриза в системе;

· разгерметизация радиатора вследствие перегрева или из-за повреждения.

Еще одной причиной выхода радиатора охлаждения из строя, является использование охлаждающей жидкости с неподходящими характеристиками или контрафактного антифриза (тосола). К слову, например вода, которая присутствует во многих жидкостях подпольных фирм, на морозе кристаллизуется и расширяясь может повредить тонкие соты радиатора.

Поэтому, крайне рекомендуется покупать охлаждающие жидкости только в проверенных магазинах – например на портале Mepart.ru. В каталоге нашего интернет-магазина, большой выбор тосолов и антифризов для всех популярных марок автомобилей.

В каких случаях радиатор можно отремонтировать, а когда лучше заменить

Если радиатор имеет локальную поломку и сам по себе находится в неплохом состоянии, оптимальным вариантом устранения проблемы является ремонт. Однако, если неисправности существенные, например разбиты соты, бачки имеют множество трещин и т.д., радиатор рекомендуется заменить.

Читать еще:  Двигатели как они действуют на окружающую среду

Конечно, и такие неисправности можно устранить, однако по стоимости ремонт окажется ненамного дешевле новой детали, или же окажется дороже покупки нового радиатора. К тому же, устраненные серьезные неисправности в будущем могут вновь напомнить о себе. Поэтому, когда двигатель начинает перегреваться, появились течи или случилась разгерметизация, необходимо обратиться за помощью специалистов. Чем быстрее вы отреагируете на подобные проблемы, тем меньший ущерб получит двигатель.

Необходимо не забывать о периодической замене охлаждающей жидкости. В случаях, когда жидкость на протяжении долго времени не заменяется, в радиаторе начинаются коррозийные процессы, что впоследствии приведет к ремонту. Коррозия оказывает негативное влияние на охлаждение — охлаждающая жидкость кипит, возникают воздушные пробки, повышается давление, в связи с чем, возникают трещины и поломки элементов радиатора из пластика. В таких случаях необходимо также быстро обратиться к специалистам.

Среди самых распространенных причин утечки охлаждающей жидкости выделяют разгерметизацию мест крепления бачков и трубок, повреждение трубок, трещины в элементах радиатора, неудовлетворительное состояние резиновых уплотнителей.

Радиатор зачастую нуждается в ремонте и после дорожно-транспортных происшествий, так как из-за своего расположения спереди автомобиля, он часто деформируется в столкновениях.

В ходе ремонта возможно проведение следующих работ:

· исправление формы радиатора при его деформации;

· устранение утечек и последующая проверка герметичности;

· работа с патрубками (реставрация и заварка).

После ремонта и установки радиатора на авто осуществляется заливка охлаждающей жидкости, прогрев автомобиля и итоговая контрольная проверка работоспособности отремонтированного узла.

Неисправности системы охлаждения

  • Система охлаждения
  • Выпускная система
  • Сцепление
  • Коробка передач
  • Газораспределительный механизм

При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности системы охлаждения:

Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:

Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока цилиндров, а также появлению трещин.

Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются:

  • перегрев двигателя;
  • переохлаждения двигателя;
  • наружная утечка охлаждающей жидкости;
  • внутренняя утечка охлаждающей жидкости.

Для того, чтобы не пропустить зарождающуюся неисправность водитель должен систематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.

Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым — нормальное явление.

Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охлаждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.

Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности системы охлаждения

  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • ослабление привода водяного насоса;
  • нарушение герметичности водяного насоса;
  • неисправности привода вентилятора;
  • неисправности термостата;
  • засорение сердцевины радиатора;
  • загрязнение наружной поверхности радиатора;
  • засорение патрубков
  • неисправность термостата;
  • неисправность привода вентилятора;
  • неисправность указателя температуры;
  • неисправность датчика температуры
  • нарушение герметичности крепления патрубков;
  • повреждение патрубков;
  • нарушение герметичности центробежного насоса;
  • нарушение герметичности радиатора;
  • трещины в рубашке охлаждения;
  • прогорание прокладки головки блока цилиндров
  • трещины в рубашке охлаждения;
  • прогорание прокладки головки блока цилиндров

За предоставленную информацию благодарим информационный портал системы современного автомобиля .

Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения

Герметичность нарушена

АЛЕКСАНДР ХРУЛЕВ, канд. техн. наук, директор фирмы «АБ-Инжиниринг»

Прокладка ГБЦ может потерять герметичность по многим причинам. Но главными все-таки остаются нарушения правил эксплуатации, технологии обслуживания и ремонта автомобиля.

В любом случае негерметичность прокладки, оставленная без внимания, будет прогрессировать, вредно влиять на работу других деталей и узлов двигателя и в конечном счете приведет к выходу его из строя.

Основные неисправности, связанные с негерметичностью прокладки ГБЦ

Вид утечкиПризнакиВлияние на двигатель
Утечка
охлаждающей
жидкости
Общие: уменьшение уровня
охлаждающей жидкости
Общее: Перегрев двигателя
ВнешняяМокрый» двигатель, двигатель «парит»,
охлаждающая жидкость на деталях кузова
Слишком горячий двигатель,
детонация, посторонние стуки и шумы
В маслоБелая пена на крышке маслозаливной
горловины, увеличение уровня масла
Быстрый износ подшипников,
приводящий к стукам
В цилиндр«Парит» из пробки расширительного бачка,
густой белый дым из выхлопной трубы
Падение мощности двигателя
Утечка
выхлопных газов
Общие: повышение расхода топливаОбщее: плохой запуск, падение
мощности
Внешняя
(встречается
редко)
Прогар прокладки, нагар около места
утечки
Дымность выхлопа, свистящий шум
В охлаждающую
жидкость
«Парит» из пробки расширительного бачкаПерегрев двигателя, повышение
давления в системе охлаждения,
выброс жидкости из расширительного
бачка
В маслоСледы подтекания или «отпотевания»
масла на стыках деталей
Шум в клапанном механизме,
повышение давления в картере
В соседний
цилиндр
Густая сажа в выхлопной трубе, дымный выхлопПерегрев двигателя, хлопки в
глушителе и на впуске, запах
несгоревшего топлива, черный
дым выхлопа, свистящий шум
Утечка маслаОбщие: уменьшение уровня маслаОбщее: большой расход масла
ВнешняяТечь масла, следы «отпотевания» масла
на двигателе
Стук двигателя при падении уровня
масла ниже допустимого
В охлаждающую
жидкость
Белая эмульсия в радиатореПерегрев двигателя из-за ухудшения
эффективности охлаждения
В цилиндрЗагрязнение свечей и форсунокПлохой запуск, падение мощности,
синий дым выхлопа

Перегрев двигателя

Перегрев — одна из основных причин повреждения прокладок. Да и не только их: при перегреве часто деформируется плоскость головки, а иногда и блока цилиндров. Но в первую очередь страдает, конечно, головка блока.

Помимо локального перегрева отдельных участков камер сгорания, вызывающего появление трещин, общий нагрев головки ведет к увеличению усилия обжатия прокладки, поскольку алюминиевый сплав головки расширяется больше, чем сталь болтов. После охлаждения сдавленная прокладка может уже не обеспечить герметичность там, где удельное давление (усилие, отнесенное к площади поверхности) оказалось слишком низким.

Фактически при перегреве происходит своего рода «отвердевание» поверхностных слоев прокладки, вследствие чего она теряет эластичность и уже не может обеспечить уплотнение соединения головки с блоком цилиндров по всей плоскости.

Обнаружить причину, т.е. установить, что прокладка «потекла» из-за перегрева двигателя, можно при ее осмотре. Обычно в подобных случаях поверхность прокладки становится твердой, а в отдельных местах вблизи камер сгорания обугленной. Часто удается рассмотреть поверхностные трещины, а а также изменение цвета прокладки в перегретых зонах. Ремонт в данном случае редко ограничивается только заменой прокладки.

После перегрева двигателя прокладка
потеряла герметичность. Видны темные
участки окантовки, где происходила
утечка газов в охлаждающую жидкость
(А), а также нагар в месте перетекания
газов между цилиндрами (Б)

Помимо обработки плоскости головки будет совсем не лишним найти причину перегрева в системе охлаждения — возможно, имеется неисправность термостата, вентилятора или просто течь шлангов. Но, допустим, двигатель был сильно перегрет, а прокладка вроде бы устояла. В подобных ситуациях два выхода: либо испытывать судьбу, ожидая, когда появится течь (а так оно, скорее всего, и будет), или все-таки сразу заменить прокладку.

Второе решение будет более удачным: ведь, как ни крути, а запланированный ремонт лучше неожиданной поломки в дороге.

Слабое обжатие прокладки

Если прокладка не обжата как следует, то она точно «потечет».

Обычно такое бывает, когда болты головки не затянуты должным образом. Но такие ошибки сегодня — скорее исключение, чем правило: необходимая информация есть теперь на любой СТО. Другое дело, когда все затянуто правильно, а прокладка не обжалась.

Недостаточное обжатие прокладки
почти не изменяет ее внешнего вида
по сравнению с новой прокладкой

В чем дело? Причины обычно кроются в нарушениях элементарных ремонтных технологий.

Например, в руководствах по ремонту пишут, что резьбовую часть болтов перед затяжкой надо смазать маслом. А если не смазать? Тогда момент затяжки почти весь уйдет на преодоление сил трения в резьбе, а вовсе не на прижатие головки к блоку. Может, это одна из причин, по которой на многих современных двигателях резьбовая часть болтов имеет покрытие? Такие болты смазывать не надо.

А если серьезно, то «твердая» смазка гораздо более эффективна и значительно улучшает работу болтов (напомним, что у обычных болтов только 20-25% момента непосредственно преобразуется в усилие затяжки).

Еще хуже, когда болты слишком обильно облиты маслом. В данном случае известное правило «кашу маслом не испортишь» не сработает: масло несжимаемо, заполнив резьбовое отверстие, оно просто не пустит болт дальше. И хорошо еще, если блок не треснет по резьбовым отверстиям.

На современных двигателях часто применяют болты, работающие на пределе текучести. После однократного использования их полагается менять на новые, поскольку они могут недопустимо вытягиваться. Попытки использования таких болтов повторно, особенно на дизелях, где необходимы большие усилия обжатия прокладки, часто кончаются неудачей.

То, что прокладка не была обжата должным образом, легко обнаружить при ее осмотре. Часто на ней вообще практически нет следов обжатия, а толщина осталась такой же, как у новой прокладки. В подобных случаях течь появляется в первые же часы работы двигателя, что и указывает на истинную причину неисправности.

Профилактика здесь проста: надо точно выполнять все рекомендации производителей по моменту, порядку затяжки и замене болтов, а также их смазке перед сборкой. И никаких неприятностей не случится.

Пренебрежение повторной затяжкой

Известно, что в зависимости от материала и конструкции некоторые прокладки «слабнут» под действием температуры и вибраций. И если после некоторого времени работы двигателя не провести повторной затяжки болтов, удельное давление в стыке головки с блоком может недопустимо снизиться, после чего прокладка «потечет».

Повторной затяжки требуют не все двигатели и не все прокладки. Но когда такие рекомендации дает производитель двигателя, выполнять их надо неукоснительно. Если этого не сделать, течь появится через несколько тысяч километров пробега автомобиля, что прямо укажет на причину такой неисправности. При этом на снятой прокладке иногда удается увидеть характерное смещение материала и повреждение отверстий, обусловленные снижением удельного давления.

Ненормальное горение

К нарушениям процесса горения в двигателе относят детонацию и калильное зажигание.

Не вдаваясь в их природу (это тема отдельного разговора), укажем, что данные явления вызывают значительный рост температуры на отдельных участках камеры сгорания.

Чрезмерное давление в цилиндре, возникающее из-за преждевременного воспламенения топливной смеси, резко увеличивает нагрузки на головку блока, «растягивая» болты и уменьшая тем самым усилие сжатия прокладки. А ударные волны детонации «стучат» не только по ушам водителя, но и по окантовке прокладки ГБЦ.

Результат простой: она начинает разрушаться и прогорает.

Прогар прокладки из-за нарушения процесса сгорания:

а) по перемычке между цилиндрами;
б) в рубашку охлаждения (видны следы эрозии окантовки)

То, что именно нарушение процесса сгорания явилось причиной повреждения прокладки, часто удается установить по ее виду. В подобных случаях она нередко прогорает между цилиндрами. Прогар по окантовке часто сопровождается эрозией поверхности головки блока и самой окантовки вблизи повреждения.

Изменение цвета материала прокладки возле окантовки также может свидетельствовать о высокой температуре в камере сгорания. В любом случае место прорыва газов через окантовку будет видно невооруженным глазом.

Устранить причины, вызвавшие повреждение прокладки, нетрудно. Достаточно установить правильный угол опережения зажигания, поставить требуемые для данного двигателя свечи и залить в бак бензин с соответствующим октановым числом. Правда, в некоторых случаях этого может оказаться недостаточно.

Например, если при ремонте головки с ее плоскости снято слишком много металла, и степень сжатия стала заметно больше. Или когда поршни установлены от другой модификации двигателя.

Механические проблемы

Как известно, прокладка ГБЦ — весьма деликатная деталь, легко повреждаемая при неаккуратном обращении. Если она имеет явные дефекты, то ставить ее либо опасно, либо просто бессмысленно — все равно рано или поздно «потечет». То же самое относится и к попыткам повторно использовать старую прокладку. Ее материал уже обжат и никогда не обеспечит надежного уплотнения. Может быть, на несколько тысяч километров ее и хватит, но это можно рассматривать только как временный выход из положения, чтобы доехать до дома.

Иногда прогар прокладки происходит из-за попадания между ней и уплотняемой поверхностью инородных материалов. Такое вполне может случиться, если не очистить плоскости головки и блока от остатков старой прокладки перед установкой новой. Кстати, то же самое получится, если плоскости окажутся деформированными — в местах «провалов» удельное давление будет недопустимо низким, и в конце концов уплотнение нарушится. Поэтому перед установкой прокладки проверка плоскостей головки и блока обязательна.

Дефекты прокладок, ведущие к потере герметичности:

а) из-за попадания инородных материалов между уплотняемыми поверхностями; б) из-за неаккуратной работы с прокладкой

Практика показывает, что наибольший «провал» плоскости наблюдается в средней части головки блока между цилиндрами. У блоков же, помимо «провалов», наблюдаются и «выступы», например, в зоне отверстий под головочные болты. Но в любом случае отклонения от плоскости не должны превышать 0,05-0,07 мм, иначе прокладка прогорит. Понятно, что деформированную плоскость, очевидно, надо обработать, т.е. выровнять.

В одних мастерских головки фрезеруют, в других шлифуют, а в третьих — притирают на плите с абразивной пастой. А какой способ лучше? Давайте разберемся вместе.

Если поверхность слишком грубая, то не исключено просачивание рабочих жидкостей и газов. Напротив, если поверхность чрезмерно гладкая, то возможно скольжение прокладки между уплотняемыми деталями и в конечном счете потеря герметичности. Поэтому при обработке поверхностей головки и блока не все средства хороши.

Шероховатость поверхности (МКМ), рекомендуемая для различных материалов уплотняемых деталей и прокладок

Желательно обеспечить определенную оптимальную шероховатость, которая в основном зависит от материалов уплотняемых деталей. Конечно, это общие рекомендации. Но ими вполне можно пользоваться, когда другие данные, например, от производителя двигателя, отсутствуют.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector