Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вода в системе охлаждения запуск двигателя

Вода в системе охлаждения запуск двигателя

Пусковые подогреватели служат для предварительного прогрева двигателя перед пуском в холодную погоду. На автомобиле ЗИЛ -130 по особому заказу можно устанавливать подогреватель, работающий на том же топливе, что и двигатель. Пусковой подогреватель состоит из котла, постоянно соединенного трубками с ситемой охлаждения двигателя, топливного бачка, электродвигателя с вентилятором, регулятора подачи топлива с электромагнитным клапаном и пульта управления, расположенного на щитке двигателя.

Ручка переключателя пульта управления может занимать три положения:
0 — все выключено (ручка нажата до отказа); I — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута наполовину); II — включены электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянута до отказа).

Для подогрева электромагнитного клапана во время пуска подогревателя в корпусе клапана установлена спираль, соединенная последовательно со свечой накаливания и спиралью (сопротивление). Включается спираль одновременно со свечой одним и тем же выключателем.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Порядок пуска двигателя при помощи пускового подогревателя следующий. Подготовляют 32—35 л воды для заполнения системы охлаждения. Закрывают жалюзи и открывают капот двигателя. В котел подогревателя через воронку наливают 1,5 л воды и открывают кран. Затем перемещают ручку переключателя в положение II на 45 с; включается электродвигатель, открывается электромагнитный клапан, и топливо поступает в камеру сгорания котла. Далее ручку переводят в положение О и включают выключатель свечи накаливания. При нагреве контрольной спирали до светло-красного цвета загорается смесь, т. е. происходит вспышка, и раздается хлопок. Первоначально воспламенение топливовоздушной смеси происходит от свечи накаливания. После начала горения смеси включают подогреватель, перемещая ручку переключателя в положение II. Как только в камере сгорания горение смеси станет устойчивым, свечу выключают, и дальнейшее воспламенение топлива происходит от горящей смеси.

В результате сгорания смеси образуются горячие газы, которые проходят по жаровой трубе и отдают тепло жидкости, залитой в котел. Выходящие из котла горячие газы по лотку направляются под картер двигателя и нагревают масло; поднимаясь выше, они обогревают двигатель снаружи. В связи с этим необходимо помнить, что подогреватель и двигатель следует содержать в чистоте, так как замасленный двигатель и подтеки топлива могут быть причиной возникновения пожара.

Через 1—2 мин после начала работы подогревателя в котел дополнительно наливают 6—8 л воды. Закрывают пробку воронки, прикрывают капот и продолжают прогрев двигателя. Вода в котле закипает, и образующийся пар проходит в полости блока цилиндров и головок блока и в виде конденсата стекает в котел. Когда двигатель прогреется, из открытой наливной горловины радиатора пойдет пар. После этого пусковой рукояткой проворачивают коленчатый вал несколько раз для распределения смазки по подшипникам. Свободное вращение коленчатого вала будет свидетельствовать о готовности двигателя к пуску.

Выключают подогреватель, переводя ручку переключателя в положение I (продувка котла), и закрывают кран. После прекращения горения в котле ручку переключателя переводят в положение 0. (При несоблюдении последовательности выключения подогревателя может возникнуть пожар.) Выключив подогреватель, пускают двигатель, закрывают сливной кран патрубка радиатора, а систему охлаждения заполняют водой через наливную воронку подогревателя и горловину радиатора.

Если в систему охлаждения залита жидкость, замерзающая при низкой температуре (антифриз), то прежде чем пользоваться пусковым подогревателем, необходимо убедиться, что антифриз не застыл, и строго соблюдать заводскую инструкцию по подготовке пуска двигателя с антифризом.

На двигателе ЗИЛ -130 устанавливается пусковой подогреватель, работающий на том же топливе, что и основной двигатель.

Пусковой подогреватель состоит из котла, постоянно соединенного трубками с системой охлаждения двигателя, топливного бачка. вентилятора для подачи воздуха в камеру сгорания, регулятора подачи топлива с электромагнитным клапаном и пульта управления, расположенного на щитке двигателя.

Переключатель пульта управления может занимать три положения: 0 — все выключено (ручка нажата до отказа); I — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута наполовину); II — включены электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянута до отказа). В котел подогревателя через воронку наливают 2 л воды. Топливо в камеру сгорания котла поступает из бачка самотеком и равномерно вследствие работы регулятора.

Предварительное воспламенение бензино-воздушной смеси происходит от свечи накаливания. Степень нагрева контрольной спирали, включенной последовательно в цепь свечи, позволяет судить о ее работе. После начала горения смеси включают подогреватель, перемещая ручку переключателя в положение II. Как только в камере установится устойчивое горение смеси, свечу выключают.

Читать еще:  Датчик положения дроссельной заслонки 406 двигатель признаки неисправности

В результате сгорания смеси образуются горячие газы, которые проходят по жаровой трубе и отдают тепло жидкости, залитой в котел. Выходящие из котла горячие газы по лотку направляются под картер и нагревают масло; поднимаясь выше, они обогревают двигатель снаружи.

Рис. 1. Пусковой подогреватель двигателя ЗИЛ -130:
1 — топливный бачок; 2 — пробка бачка; 3 — наливная воронка; 4 — кран; 5 — электродвигатель с вентилятором; в — пробка сливного отверстия; 7 — регулятор подачи топлива; 8 — электромагнитный клапан; 9 — регулировочная игла; 10 — трубка от регулятора к камере сгорания котла; 11 — ручка управления краном; 12 — сливной кран трубопровода подогревателя; 13 — шланг подвода воздуха; 14 — свеча накаливания; 15 — отводящая трубка от двигателя к котлу; 16 — сливной кран котла; 17 — котел подогревателя; 18 — подводящая трубка от котла к двигателю; 19 — пульт управления; 20 — контрольная спираль; 21 — переключатель; 22 — выключатель свечи; 23 — трубка слива топлива

Через 1—2 мин после пуска подогревателя в котел дополнительно наливают 6—8 л воды. Закрывают пробку воронки и продолжают прогрев двигателя. Вода в котле закипает, и образующийся пар проходит в полости блока и головок цилиндров и в виде конденсата стекает в котел. Когда двигатель прогреется, из открытой наливной горловины радиатора пойдет пар. После этого пусковой рукояткой поворачивают коленчатый вал несколько раз для распределения смазки по подшипникам. Свободное вращение коленчатого вала свидетельствует о подготовленности двигателя к пуску. Затем выключают подогреватель, пускают двигатель и систему охлаждения заполняют водой.

Если в систему охлаждения залит антифриз (жидкость, замерзающая при низкой температуре), то, прежде чем пользоваться пусковым подогревателем, нужно убедиться, что антифриз не застыл. Застывший антифриз не может циркулировать по водяной рубашке двигателя, поэтому во время разогрева в котле создается большое давление (слышатся потрескивание, щелчки). В таких случаях пусковой подогреватель надо выключить на 1—2 мин.

Когда можно использовать воду в системе охлаждения двигателя

В систему охлаждения двигателя по рекомендациям представителей автомобильных концернов необходимо заливать тосол или антифриз, поскольку он не способен замерзать при отрицательной температуре окружающей среды. По этой причине зимой его сливать не требуется.

Но, можно ли заливать воду в системе двигательного охлаждения? Об этом далее.

  1. Можно ли заливать воду?
  2. В чем недостаток воды для системы охлаждения двигателя
  3. Можно ли смешать антифриз и воду?

Можно ли заливать воду?

Согласно теории вода не менее эффективна по тепловой передачи, как и антифриз, имеющий этиленгликолевый или пропилен-гликолевый состав. Если в системе охлаждения будет находится именно вода, то двигатель все равно будет охлаждаться, продолжать работу. По итогу, его температура работы будет выше на несколько градусов, но разницы особой видно не будет.

Заливать допустимо только дистиллированную воду. В обычной питьевой воде находится чрезмерное количество соли, которая образует накипь. В радиаторных пластинах из-за этого могут возникнуть закупорки. В результате, эффективность охлаждения будет снижена. С течением времени обязательно будут образованы микротрещины.

Стоит указать, что воду летом вместо антифриза можно залить при нормальном функционировании двигателя. Воду вместо антифриза можно использовать в любых ситуациях, но для общего состояния двигателя она хуже, по сравнению с тосолом, даже если последний имеет плохое качество.

В чем недостаток воды для системы охлаждения двигателя

Вода отличается от антифриза тем, что она:

  • приводит к коррозии металла (двигатель начинает с течением времени ржаветь);
  • не имеет омывающие свойства (быстро изнашивается циркулирующая помпа, за исключением системы, где подшипники закрыты и не вступают в контакт с охлаждающей жидкостью);
  • имеет низкую температуру кипения (она мешает нормальному циркуляционному процессу внутри двигателя).

Обратите внимание! При эксплуатации автомобиля на воде в системе охлаждения, необходимо регулярно ее доливать, поскольку она быстро выкипает. Нередко она создает воздушную пробку из-за большого количества кислорода. Помпа перестает качать воду, двигатель начинает перегреваться.

Можно ли смешать антифриз и воду?

Специалисты не рекомендуют это делать. Изменяя первоначальный химический состав, тосол теряет вязкость, теплоотдачу, моющее свойства, защиту от коррозии. При смешивании активизируется процесс образования пени.

Доливание воды допустимо при экстренной необходимости восстановления номинального уровня охлаждающей жидкости в расширительном баке. К примеру, если возникла авария и необходимо доехать до сервиса. После дозаправки воду со всей жидкостью нужно убрать, залив новый тосол.

Антифриз при этом нужно брать с правильной пропорцией присадок. Качественный состав есть у знаменитых изготовителей. Пропилен-гликолевого состава на территории Российской Федерации нет, поэтому стоит он дороже.

В результате, нежелательно использовать воду в системе охлаждения двигателя. Ее можно применять только в экстренных ситуациях.

Читать еще:  Высокие обороты двигателя на холостом ходу шкода октавия

Разогрев и подогрев двигателя водой

Разогрев двигателя водой состоит в заливке горячей воды в систему охлаждения.

Чтобы разогреть двигатель до температуры, обеспечивающей нормальный пуск, необходимо пролить через систему охлаждения воду, имеющую температуру не ниже 85—90°С в количестве, равном 1,0—2,5 емкости системы, в зависимости от окружающей температуры.

Для этого заполняют систему охлаждения горячей водой и после ее остывания воду сливают через спускные краники (например, у двигателя автомобиля ЗИЛ-130 через три сливных краника — два в блоке цилиндров и один в патрубке радиатора). Затем заливают вторую порцию горячей воды. Если двигатель сильно охлажден, спускные краники при заливке первой порции воды должны быть открыты.

Кран отопителя кабины (если отопитель имеется в системе охлаждения) в период прогрева двигателя должен быть закрыт. Кран отопителя открывают после пуска и прогрева двигателя.

Для более быстрого разогрева двигателя горячую воду заливают непосредственно в рубашку охлаждения блока цилиндров с отключением радиатора на период разогрева, при этом тепло расходуется главным образом на разогрев цилиндро-поршневой группы, обеспечивая возможность быстрого и надежного пуска двигателя.

Конструктивные изменения в системе охлаждения двигателя заключаются в замене отводящей трубки радиатора петлеобразной трубкой («повышающей петлей») с приваренной к ней наливной воронкой. Колено трубки, соединяемое с нижним патрубком радиатора, поднято на 5 мм выше уровня воронки, а воронка расположена на 5 мм выше уровня головки цилиндров. Таким образом, при заполнении системы охлаждения через воронку радиатор остается незаполненным.

При разогреве двигателя горячую воду заливают через воронку (при этом кран отопителя кабины должен быть закрыт). Если блок от одной порции заливки не прогрелся, то продолжают заливку небольшими порциями при немного открытом спускном кранике (или краниках) рубашки охлаждения.

Если вода из краника не вытекает, его отогревают. Горячую воду заливают до тех пор, пока температура головки цилиндров не достигнет 40—50° С, после чего закрывают спускной краник, если нужно доливают воду, закрывают горловину воронки и пускают двигатель. Затем, не выключая двигатель, заливают горячую воду в радиатор. Если вода вытекает из предварительно открытого краника радиатора, его закрывают. Через 5—6 мин работы на холостых оборотах двигатель полностью прогревается.

Для получения горячей воды при разогреве двигателей применяют стационарные или передвижные установки.

Стационарная установка представляет собой водонагревательную котельную с использованием обычных отопительных котлов (Стребеля, Универсал, HP , Б-1) с раздачей горячей воды (или антифриза) через патрубки с кранами, выведенными из здания котельной наружу.

В качестве подвижных средств для подогрева воды и масла применяют водомаслогрейки различных систем, смонтированные на колесном или санном ходу.

Подогрев двигателя горячей водой состоит в создании постоянной ее циркуляции в системе охлаждения. Горячая вода из теплоисточника (котла или бойлера) подается насосом по трубопроводу через гибкий шланг в нижний водяной патрубок системы охлаждения двигателя (или горловину наливного патрубка радиатора) и далее в рубашку охлаждения блока цилиндров. Затем вода через горловину наливного патрубка радиатора (или через нижний патрубок) отводится по обратному трубопроводу и возвращается к теплоисточнику.

В о избежание повреждения радиатора избыточное давление поступающей в систему воды не должно превышать 0,3-0,35 кГ/см2 при температуре 80—90°С.

Для отвода воды в обратный трубопровод устанавливают на горловину наливного патрубка радиатора специальную пробку с резиновой прокладкой и трубкой и зажимают гайкой.

Контрольная трубка в этом случае снабжается краником, который во время подогрева закрывают. Так как теплосодержание нагретой воды по сравнению с паром значительно ниже, а устройство замкнутой системы трубопроводов связано с повышенными затратами, данная система как менее эффективная и более дорогая получила ограниченное распространение.

Техническое обслуживание системы охлаждения

Неисправностями системы охлаждения могут быть:

  • вытекание охлаждающей жидкости в местах уплотнений соединительных шлангов, через сальник водяного насоса или в местах соединения трубок с бачками радиатора;
  • ослабление натяжения или обрыв ремня вентилятора;
  • заклинивание заслонки термостата в закрытом положении;
  • поломка крыльчатки насоса;
  • неисправность пробки радиатора;
  • образование накипи.
Читать еще:  Асинхронный двигатель принцип действия механическая характеристика

Заедание впускного клапана пробки радиатора при закрытой системе охлаждения вызывает снижение давления в системе и интенсивное испарение жидкости при ее остывании.

Признаками неисправности системы охлаждения служат перегрев двигателя и закипание воды в радиаторе, если они не являются результатом длительной и большой нагрузки двигателя или неправильной регулировки систем зажигания и питания.

Обслуживание

Обслуживание системы охлаждения включает в первую очередь проверку ее герметичности.

При обнаружении течи в радиаторе (в трубках или бачках) он должен быть снят и направлен в ремонт. Течь охлаждающей жидкости в местах крепления шлангов устраняют подтягиванием крепящих хомутиков. Течь через сальники водяного насоса, обнаруживаемая по подтеканию воды через контрольное отверстие в корпусе насоса, устраняют заменой неисправных деталей сальника. Необходимо следить также за креплением ступицы шкива вентилятора и самого вентилятора.

Натяжение ремня привода вентилятора или водяного насоса проверяют замером прогиба ремня при нажатии большим пальцем руки посередине между шкивами вентилятора или генератора и шкивом коленчатого вала с усилием (для большинства марок) примерно 3-4 кг. При нормальном натяжении величина прогиба должна быть в пределах 10-20 мм. Натяжение ремня регулируют смещением корпуса генератора либо вращением регулировочного винта в кронштейне вентилятора.

Неисправность термостата может проявляться в замедленном прогреве двигателя после пуска вследствие слишком раннего или постоянного открытия клапана термостата или в быстром перегреве вследствие позднего открытии клапана. Термостат проверяют, погружая его в ванну с водой, которую нагревают и контролируют температуру термометром. Моменты начала и полного открытия клапана термостата обычно должны происходить соответственно при 65-70 и 80-85°C. Неисправный термостат заменяют.

Накипь и борьба с ней

Отложение накипи на горячих стенках системы охлаждения происходит в результате применения жесткой воды. Накипь ухудшает теплообмен, что ведет к перегреву двигателя, потере мощности, увеличению расхода топлива (в среднем на 5-6%), возникновению детонации, выгоранию масла и интенсивному изнашиванию цилиндро-поршневой группы. Образование накипи представляет собой сложный физико-химический процесс выпадения из воды в результате ее нагревания растворенных в ней солей.

Кроме накипи, в системе охлаждения образуется выпадающий из воды шлам – осадок, содержащий примеси механического и органического происхождения, которые находились до этого в воде во взвешенном состоянии.

Причины образования накипи и способы очистки

Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения необходимо пользоваться водой малой жесткости. Вода из родников, колодцев, рек, прудов и озер обычно является жесткой, а поэтому непригодна для заполнения системы охлаждения. Жесткость воды может быть снижена (умягчена) предварительным кипячением, или химическим способом – добавлением соды (Na2CO3) и гашеной извести (Ca(OH)2) или едкого натра (NaOH), — или физико-химическим способом – фильтрацией через слой катионного фильтра, т.е. гауконитового песка.

Для предупреждения образования накипи и коррозии можно добавлять в охлаждающую жидкость антинакипины или ингибиторы (замедлители): хромпик, гексаметафосфат натрия, тринатрийфосфат и др.

Для удаления из системы охлаждения накипи и продуктов коррозии (окиси железа и алюминия), а также шлама, систему периодически (через 40-60 тыс. км) промывают.

Хорошие результаты дает промывка раствором 7,8% (по объему к воде) соляной кислоты, 2-3 г/л ингибитора ПБ-5, 25 г/л уротропина технического, от 1 до 3 г/л смачивателя ОП-7 или ОП-10 и 1 г/л пеногасителя (амиловый или изоамиловый спирт). Систему заливают раствором, пускают двигатель и прогревают раствор до 60-65°C по истечении 10-15 мин сливают раствор.

В зависимости от количества накипи систему охлаждения промывают в два-четыре приема. Перед промывкой вынимают термостат. После промывки систему охлаждения два раза промывают горячей водой для нейтрализации остатков кислоты, причем в последнюю порцию воды добавляют 5 г/л соды и 5 г/л двухромовокислого калия.

В качестве более простых реагентов, растворяющих накипь, но требующих для этого более длительного времени (7-10 часов), используются: каустическая сода из расчета 700-1000 г и керосина 150 г на 10 л воды (для двигателей с чугунными головками); хромпик или хромовый ангидрид 200 г на 10 л воды (для двигателей с головками и блоками из алюминиевого сплава). По истечении указанного времени пускают двигатель и дают ему поработать 15-20 минут на малых оборотах, далее сливают раствор через разъединенный нижний шланг и промывают систему чистой водой для удаления шлама.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector