Avtoargon.ru

АвтоАргон
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Глава VI УСТАНОВКИ ВОЗДУШНОГО ЗАПУСКА АВИАДВИГАТЕЛЕЙ

Глава VI УСТАНОВКИ ВОЗДУШНОГО ЗАПУСКА АВИАДВИГАТЕЛЕЙ

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Электрические системы запуска получили широкое распространение благодаря ряду преимуществ:

простоты управления и автоматизации; высокой надежности в работе; простоты в обслуживании;

использования одной электрической машины в качестве стартера и генератора постоянного тока; относительно низкой стоимости;

большого ресурса наземных средств электростартерного запуска, особенно при использовании полупроводниковых выпрямителей с питанием от промышленной сети переменного тока.

Применение на самолетах мощных двигателей при одновременном сокращении времени запуска требует резкого повышения мощности стартера. Для электрических систем запуска характерно значительное увеличение веса с увеличением мощности стартера.

На современных самолетах в качестве основного рода тока при меняется переменный ток. Основными источниками тока являются генераторы переменного тока, так как основные и наиболее мощные потребители работают на переменном токе, а для питания потребителей постоянного тока применяются статические выпрямители. Для электростартерного запуска двигателя такого самолета потребовалось бы устанавливать дополнительную электрическую машину— стартер, что еще более ухудшило бы весовые характеристики электрических систем запуска.

Для мощных двигателей целесообразно применение воздушных систем запуска. При этом системы воздушного запуска так же, как и электрические, могут быть и бортовые, и наземные.

В наземных воздушных системах запуска сжатый воздух от наземного источника по шлангу подается на специальный воздушный стартер, который представляет собой высокооборотную воздушную турбину. Этот стартер соединяется с помощью редуктора с валом двигателя и обеспечивает его раскрутку. Вместе с тем воздушный стартер обладает значительным весовым преимуществом по сравнению с электрическим стартером одинаковой мощности.

На самолетах Ил-62, Ту-154 применена воздушная система запуска двигателей. В качестве наземных источников сжатого воздуха применяются установки воздушного запуска УВЗ-1 и УВЗ-2.

Установка УВЗ-1 обеспечивает подачу воздуха для запуска и электрическое питание потребителей постоянным током при напряжении 28,5 в. Установка УВЗ-2, кроме того, обеспечивает электрическое питание потребителей и переменным трехфазным током при напряжении 208 в и частоте 400 гц. В остальном установки УВЗ-1 и УВЗ-2 не имеют принципиальных отличий, поэтому в книге дано описание только установки УВЗ-2.

Смотрите также:

Работа воздушной системы. При запуске двигателей воздух из баллона под давлением по трубопроводу, проходя через электро- пневмоклапаны, поступает в пусковые баллоны системы запуска.

Топливо для запуска двигателей поступает по магистрали запуска за бензиновым фильтром к двум шприцам 23 и 24.
По обе стороны от плиты имеются отверстия для установки дренажных штуцеров.

В задней части воздушного тракта лобового картера установлен входной направляющий аппарат.
Запуск двигателя РУ19А-300 осуществляется от бортовых аккумуляторных батарей 18САМ-28, от генераторов СТГ-18ТМВ или от аэродромных.

Глава I. ДВИГАТЕЛИ С ВОЗДУШНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ.
Головка цилиндра имеет предкамеру (18 см3), отверстие для установки свечи накала и девять ребер.
Свеча накаливания СНД-ЮОБ установлена для облегчения запуска двигателя.

Вспомогательная силовая установка.

Здравствуйте!

Выходной патрубок ВСУ самолета А380.

Сегодня совсем небольшая статья об агрегате отнюдь не маленького значения. Вспомогательная силовая установка ( ВСУ ). О ней я за короткий срок уже дважды упоминал на страницах своего сайта. Но она заслуживает того, чтобы ей была посвящена отдельная, пусть и короткая статья.

Дело в том, что вспомогательная силовая установка — агрегат достаточно важный и довольно широко применяемый сегодня на транспорте. Суть его в том, что он снабжает то или иное транспортное средство необходимой энергией, источником которой в обычном режиме выступает основная силовая установка, то есть попросту двигатель (или двигатели).

Наиболее широкое распространение ВСУ получили в авиации. Особенно это актуально для пассажирских самолетов и самолетов транспортной авиации. Для их наземного обслуживания необходима электроэнергия, часто требуется давление в гидросистемах и системах кондиционирования.

Читать еще:  Что сделать если залегли кольца двигателя

Да и для запуска основных двигателей тоже нужна энергия. Далеко не всегда все это можно получить с помощью средств наземного обеспечения, ведь не все аэродромы и аэропорты одинаково развиты в этом плане.

Вот тут-то положение и спасает вспомогательная силовая установка.

ВСУ ТА-6Р для ТУ-154Б-2 и ИЛ-76.

ВСУ самолета А320.

На современных самолетах ВСУ – это миниатюрный газотурбинный двигатель. Или по другому турбовальный. На этом двигателе свободная турбина работает «на благо» :-). Вся полезная энергия, срабатываемая на ней, уходит на приведение в действие

полезных агрегатов (впрочем, как и на любом турбовальном двигателе :-)). Чаще всего это бывают генераторы, снабжающие летательный аппарат электроэнергией, могут быть гидронасосы в гидравлической системе. Кроме того воздух, который отбирается от компрессора ВСУ может использоваться для работы системы кондиционирования на стоянке, либо для раскрутки ротора основного двигателя при его запуске.

Транспортный самолет С-160 Transall.

ВСУ самолета С-160 в мотогондоле шасси.

Может также осуществляться и электрический запуск основного двигателя от генератора вспомогательной силовой установки. В этом случае этот генератор работает в особом форсированном режиме. Так, например, происходит запуск на самолетах АН-12 и ИЛ-18

В статье о турбовальном двигателе я упомянул о его применении в качестве турбостартера для за пуска основного двигателя. Так вот на современных движках у турбостартера появилась функция ВСУ. Турбостартер через коробку приводов агрегатов связан с гидронасосами и генераторами и может на стоянке приводить их в действие. Это характерно для самолетов МИГ-29 с двигателями РД-33 и для самолетов СУ-27 с двигателями АЛ-31Ф .

ВСУ в хвостовой части А380.

Кроме того на современных лайнерах у ВСУ есть еще одна очень серьезная функция. В случае выхода из строя в полете важных энергоагрегатов (например генераторов), она может быть запущена в аварийном режиме и будет снабжать борт необходимой энергией до самой посадки. На мой взгляд – это отличная функция, крайне важная для безопасности полетов.

ВСУ в хвосте самолета ТУ-134.

ВСУ самолета Боинг- 737.

Вспомогательная силовая установка на современных лайнерах обычно устанавливается в хвостовой части. При этом достаточно хорошо видны специальные отверстия или лючки для входящего воздуха и выходящих газов. На транспортных самолетах ВСУ часто размещается в гондоле для основной стойки шасси.

Интересно, что ВСУ, как газотурбинный двигатель может устанавливаться не только на летательные аппараты. Например, на известной советской зенитной самоходной установке ЗСУ-23-4 «Ши́лка» установлен небольшой ГТД для обеспечения работы спецсистем электрооборудования.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Ши́лка».

А вообще вспомогательная силовая установка – это необязательно авиация и необязательно турбовальный двигатель. Это вполне может быть дизельный, бензиновый или даже паровой агрегат и применяться он может на различных транспортных средствах от танков и специальных военных машин до паровозов и газотурбовозов. Однако это уже совсем не авиационная тема :-)…

До следующих встреч…

18 Комментариев: Вспомогательная силовая установка.

благодарю за статью и за все пояснения. при переводе с иностранного языка столкнулась с «АПУ», ооочень помогли!

Интересно, а какой расход топлива у ВСУ?

Как и где достать ВСУ. Хочу попробовать поставить на свой «Странник», глиссер трехточка. Мне бы полегче и с соответстующей тягой.

Получается ВСУ работает на земле для подачи электроэнергии и для запусков двигателей…. Подскажите пожалуйста на какой высоте работает ВСУ. И вообще когда работает ВСУ.

Большое Спасибо.Как всегда просто и понятно.

Продолжайте эту тему. Читал как мальчик из детсада.

Тему по ВСУ Вы имеете в виду? Постараюсь :-)…

А на обычном полёте (на крейсирской высоте и крейсеркой скорости) её используют?

Читать еще:  Что такое адаптация двигателя для холодного двигателя

Обычно нет. ВСУ может быть использована в полете в аварийных обстоятельствах (например отказ двигателя), как источник энергии, если конечно такой вариант предусмотрен конструкцией.

Т.е. практически без ВСУ самолёт работать не может. А как ВСУ приводит в движение вал ротора, можете объяснить?

Нет, почему же? ВСУ — это именно вспомогательный агрегат. На подавляющем большинстве летательных аппаратов он используется на земле в том случае, если нет источника аэродромного питания. Причем питание это может быть как электрическим, так и например питание сжатым воздухом и др. То есть ВСУ просто обеспечивает автономность, а также использование и проверку некоторых систем самолета без запуска двигателей.
Приведение в движение ротора двигателя обычно производится через вал-рессору. Он обычно перпендикулярен валу двигателя и располагается в одной из полых стоек в его конструкции. Нижний его конец кинематически (шестерни) соединен с валом, верхний со стартером (чаще всего через коробку приводов). Стартер — это либо электростартер (стартер-генератор) — энергия от наземного источника или ВСУ (его генератор); либо воздушный стартер — воздушная турбинка — воздух от аэродромного источника или компрессора ВСУ; либо турбостартер — это маленький турбовальный двигатель, свободная турбина которого соединена с коробкой приводов (обычно он на ней и стоит). Турбостартер работает только на запуске двигателя (или его прокрутке без запуска), сам запускается от своего электростартера (питание аэродромное или самолетные аккумуляторы).

А много самолётов с/без ВСУ?
Раньше думал, что самолёт работает от генераторов, работающих от турбин главных двигателей, а на стоянке — от аккумуляторов, как машина 🙂
А в «Секундах до катастрофы» показывали выдвижную турбинку, вращающуюся от набегающего потока при отказе всех двигателей.

Все то, о чем Вы написали есть в различных комбинациях. Генераторы приводятся от ротора двигателя и работают после их запуска соответственно. Выдвижные турбинки есть на некоторых самолетах (даже на МиГ-23 была когда-то). ВСУ стоят на больших в основном пассажирских и транспортных. Запустить ВСУ можно от наземного источника или от бортовых аккумуляторов, а потом ВСУ уже способствует запуску двигателя. Есть бортовые стартеры (не ВСУ) — турбо- или электро-, которые запускают двигатель, а сами могут запускаться от наземного источника или бортовых аккумуляторов…

RAT-ветродвигатель, служит источником минимальной энергии необходимой для самых важных элементов управления ВС. Выпускается в нештатных ситуациях (при отсутствии э/питания от двигателей, всу и аккумуляторов)

Силовая установка судна на воздушной подушке Christy 6143

Тяговая и подъёмная системы расположены отдельно, что, в свою очередь положительно сказалось на ходовых характеристиках системы подъёма. Расположение подъёмного вентилятора позволяет непосредственную подачу воздуха в подъёмную систему, при этом удалось снизить потери в отгибах и воздуховодах. К передней части подушки поступает большая часть подъёмного воздуха, это позволяет увеличить высотку преодолеваемых препятствий.

Тяговый и подъёмный двигатели

Тяговый двигатель: 4-хтактный, турбо, 120 л/с, инжектор (Германия)

С закрытой системой водяного охлаждения, для привода вентилятора тяги.

Подъёмный: 4-хтактный, двухцилиндровый, 400 см. куб., карб, 23 л.с. (Япония)

Воздушное охлаждение привода осевого вентилятора подъёма.

Топливная система

Топливная система оборудована специальным электрическим насосом. Также в комплект входит автомобильный бак ёмкостью 70 литров, дополнительно вы можете заказать резервный бак ёмкостью 100 литров. Управление режимом работы двигателей отличается лёгкостью и удобством. Вы можете использовать подъёмную систему отдельно от тяговой, без запуска двигателя(тягового). Точно также, на плаву, можно использовать тяговый двигатель, оставляя при этом СВП на плаву.

Балансировка

Также отдельное размещение подъёмной и тяговой систем положительно сказывается на балансировке судна. Нагрузку целесообразно размещать ближе к центру давления подъёмной системы, чтобы вариации её размещения оказывали наименьшее влияние на балансировку катера на воздушной подушке. Хорошо сбалансированный легче управляется и требует меньше тяговой мощности, при этом значительно снижается общий расход топлива и серьёзно увеличивается моторесурс двигателей.

Читать еще:  Шевроле ланос какое масло лить в двигатель синтетику или полусинтетику

Двух двигательная схема

Двух двигательная система СВП позволяет достигнуть требуемых характеристик при меньшей мощности маршевого двигателя, следовательно используемые моторы могут быть легче, экономичнее и меньше чем при однодвигательной схеме. Итоговый результат поражает воображение, так как меньший вес позволяет использовать меньшую мощность, по своим характеристикам судно Christy 6132 уникально.

Трансмиссия

Механизм сцепления (автоматическая муфта) смонтирован непосредственно на задней части тягового двигателя. Чтобы остановить пропеллеры на холостых оборотах муфта автоматически расцепляется. Что обеспечивает безопасность и уменьшение нагрузки на передачу во время пуска или остановки двигателя.

Вентилятор

Для создания подушки используется вентилятор подъёма: 9 лопастей диаметром 710мм. Для создания тяги — тяговый вентилятор: 6 лопастей диаметром 1200мм.

Электрическая система

Система электропитания 12 вольт, замок зажигания и пусковые кнопки, аккумулятор 75 а/ч, плавкие предохранители. Дополнительно вы можете заказать модель с дублированной электрической системой. В кабине расположено два гнезда прикуривателя позволяющие подключать доп. оборудование.

Система воздушного запуска двигателей

Пылезащитное устройство

Выключатель ПЗУ, ПРАВ

Выключатель ПЗУ. ЛЕВ

Левый пульт бортинженера

Патрубок выброса пыли

Тяги крепления

Двигатель Д-136

Эжектор

Сепаратор

Воздухозаборник

Обтекатель

Кабина бортинженера и штурмана

11. Табло ВКЛ сигнализации открытого положения
заслонки отбора воздуха от двигателя для
левого ПЗУ

12. Табло ВКЛ сигнализации открытого положения
заслонки отбора воздуха от двигателя для
правого ПЗУ

При открытом положении заслонки, в магистрали отбора воздуха от компрессора высокого давления, воздух поступает в эжектор, расположенный внутри воздухозаборника, и, увлекая собой пылевой концентрат, через патрубок выброса пыли отводится в атмосферу.

Основные технические характеристики ПЗУ:

количество воздуха, проходящего через пылеочиститель на взлетном режиме (высота Н=0, скорость V=0,

атмосферное давление р=760 мм рт.столба (1 бар)). 36 кг/с

степень очистки при работе двигателя на взлетном режиме. 65±2%

давление воздуха в трубопроводе эжектора ПЗУ до 7,5 кгс/см 2

температура окружающей среды, при которой
обеспечивается нормальная работа ПЗУ. ±60°С

Органы управления и сигнальные табло ПЗУ находятся в кабине экипажа на левом пульте бортинженера.

Система воздушного запуска обеспечивает:

♦ запуск двигателей Д-136 от бортовой вспомогательной силовой установки (ВСУ);

♦ запуск двигателя Д-136 от второго работающего двигателя;

♦ запуск двигателей Д-136 от аэродромной установки воздушного давления.

Сжатый воздух от соответствующего источника воздушного давления: бортовой ВСУ, работающего двигателя Д-136 или аэродромной установки по воздушной магистрали подается в воздушный стартер, расположенный на двигателе. Стартер раскручивает ротор компрессора высокого давления до оборотов, при которых происходит процесс устойчивого горения в камере сгорания двигателя.

Система воздушного запуска и система кондиционирования воздуха имеют общую воздушную магистраль на участке от ВСУ до распределения воздуха на запуск двигателей. Для работы системы кондиционирования в магистрали установлены регуляторы избыточного давления.

Для подсоединения гибкого шланга от аэродромной установки воздушного давления воздушная магистраль запуска имеет бортовой штуцер, расположенный на правом борту носовой части фюзеляжа.

Автоматическое управление запуском осуществляется автоматом запуска. Органы управления автоматом запуска и экстренного управления запуском находятся на щитке запуска пульта левого летчика в кабине экипажа. Там же находятся сигнальные табло готовности системы к запуску. На приборной доске бортинженера находится выключатель отбора воздуха от бортовой ВСУ и индикатор давления в воздушной магистрали запуска.

Вид А

Система воздушного запуска двигателей Д-136

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector