Основные неисправности насосного оборудования
Основные неисправности насосного оборудования
Разнообразие конструкций и условий применения насосов определяет разнообразие возможных неисправностей. В руководстве по эксплуатации каждого насоса приводится подробный список характерных неисправностей и способов их устранения.
Здесь приведен краткий обзор типичных неисправностей насосного оборудования.
Основные признаки неисправностей, проявляющиеся в процессе эксплуатации: вибрация агрегата, повышенный уровень шума и изменение его тональности, повышенные рабочие токи, пульсации давления.
Причины выхода насоса из строя можно разделить на несколько групп.
1. Механические неисправности:
1.1. дефекты изготовления, сборки и монтажа насосного агрегата ;
1.2. вызванные износом насосного агрегата.
2. Неисправности системы управления:
2.1. работа в недопустимых режимах (вне рабочей зоны);
2.2. неисправности системы электропитания;
2.3. неисправности электродвигателя.
3. Неисправности гидравлической системы:
3.1. неправильный подбор насоса;
3.2. изменение параметров сети.
4.1. Механические неисправности
Дефекты изготовления или сборки определяются во время предпусковой подготовки и во время пробного пуска. Часть заводских дефектов проявляется лишь через некоторое время работы.
В процессе работы происходит износ подшипников, рабочих колес или роторов, уплотнений, резиновых деталей муфт. У химических насосов кроме этого— коррозия проточной части.
Износ подшипников приводит к повышенной вибрации агрегата. При длительной работе на изношенных подшипниках возможен перекос ротора. Последствия—рост потребляемой мощности, повышенный нагрев подшипников и стойки, задевание за корпус рабочего колеса, перекос и задевание за корпус сальникового уплотнения.
Износ рабочих колес приводит к падению подачи и напора при практически неизменной потребляемой мощности. При сильном износе колеса и щелевого уплотнения на входе нарушается балансировка: возникает неуравновешенная осевая сила. Последствия—нагрузка на подшипники и их износ, смещение рабочего колеса в полости насоса, трение его о корпус (всасывающий патрубок) и износ колеса и корпуса.
Износ торцовых уплотнений особенно опасен для погружных насосов (ГНОМ, НПК, ЦМК. ), так как вода попадает в полость электродвигателя и вызывает повреждение обмотки.
Основные неисправности и их причины приведены в таблице:
Дефекты изготовления,
сборки
нарушение правил эксплуатации
Насос не выдает заявленных подачи и напора
Не выдержаны размеры рабочего колеса или допуски при его установке
Износ рабочего колеса,
смещение рабочего колеса
Объемный насос не выдает заявленных подачи и напора
Износ уплотнений и клапанов
Повышенная потребляемая мощность
Нарушение центровки агрегата
износ рабочего колеса
Нарушение центровки агрегата, неправильная установка подшипников
Неправильная смазка подшипников,
Течь по валу насоса
Не выдержаны допуски изготовления сальникового уплотнения
Низкое качество манжет
Износ сальникового уплотнения,
износ торцового уплотнения
Нарушение центровки агрегата,
недостаточная жесткость рамы
нарушение затяжки резьбовых соединений крепления насоса или двигателя
Не обеспечен требуемый «разбег» ротора в многоступенчатых насосах
Превышение допустимой температуры перекачиваемой жидкости
Попадание твердых частиц
4.2. Работа в недопустимых режимах
Для всех насосов недопустима работа «всухую» (без заполнения полости насоса жидкостью).
Это особенно опасно для погружных насосов (ЭЦВ, ГНОМ, НПК и др.), т.к. нарушается охлаждение двигателя и далее происходит разрушение изоляции. Работа «всухую» приводит к перегреву и разрушению уплотнений. В сальниковом уплотнении истирается набивка, а затем повреждается защитная втулка. В торцовом уплотнении разрушаются кольца. У ряда насосов (ЭЦВ, UPS, ХЦМ) разрушаются подшипники скольжения, которые в нормальных условиях смазываются и охлаждаются перекачиваемой жидкостью.
Для защиты от работы «всухую» необходима установка датчика сухого хода или датчика давления на входе, установка защиты по току (от работы с током, меньшим номинального).
В ряде случаев при вероятности работы «всухую» возможно использование центробежных насосов с двойными уплотнениями (с подводом затворной жидкости).
Для динамических насосов недопустимым режимом является также выход за пределы рабочей зоны (подача меньше Qmin или больше Q max),т.к. при этом возрастает вероятность возникновения кавитации. Работа с подачей, большей максимальной, приводит также к перегрузке электродвигателя.
4.3. Неисправности системы электропитания
Здесь различают две группы неисправностей: отклонения параметров сети от номинальных и неисправности, связанные с соединительными проводами.
При пониженном напряжении в сети электродвигатель не развивает паспортной мощности, и при запуске насоса возможен срыв параметров. Колебания и броски напряжения, перекос фаз (неравенство напряжений в различных фазах) приводят к колебаниям скорости вращения, повышенным вибрациям электродвигателя и в худшем случае к пробою изоляции обмотки.
Основными неисправностями, связанными с соединительными проводами, являются неправильный подбор кабеля (повышенное сопротивление), обрыв фазы, неправильное чередование фаз (реверс электродвигателя).
При повышенном сопротивлении кабеля может наблюдаться картина, как при пониженном напряжении питания. Как правило, при этом кабель сильно греется, что может привести к повреждению изоляции и короткому замыканию.
При обрыве фазы двигатель продолжает работать, но при этом резко возрастают токи обмоток электродвигателя. Если в этом случае не срабатывает защита, результат—перегрев и разрушение изоляции обмоток.
Направление вращения трехфазного электродвигателя определяется чередованием фаз. При противоположном направлении вращения наблюдаются значительное снижение параметров центробежных насосов и сильный нагрев. У вихревых насосов (ВКС, СВН), шестеренных насосов изменяется направление потока жидкости—из напорного патрубка во всасывающий.
Для стационарных насосов направление вращения электродвигателя определяется при монтаже и может измениться только при проведении работ в электросети. Направление вращения переносных насосов (ГНОМ, НПК. АНС…. ) необходимо проверять при каждом подключении.
Методическая разработка Неисправности двигателя и способы их устранения
Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
«Неисправности двигателя и способы их устранения»
Цели занятия:
1. Изучить основные неисправности двигателя внутреннего сгорания их причины, признаки и способы устранения.
2. Практически отработать алгоритм поиска и устранения основных неисправностей двигателя влияющих на пуск и мощность двигателя.
3. Прививать практические навыки технического обслуживания и ремонта автомобильной техники.
4. Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремлённость.
Время: 2 часа.
Место: лаборатория АТТ
Учебно — материальное обеспечение: Плакаты: «Система питания двигателя КамАЗ-740», «Приборы системы питаниядвигателя КамАЗ-740» , двигатель КамАЗ-740 в разрезе, стенд «Система питания дизельного двигателя», автомобиль – макет ЗиЛ – 131, приборы системы питания.
Распределение времени занятия:
Вступительная часть 5 мин;
Проверка подготовки обучающихся к занятию 10 мин;
Учебные вопросы занятия:
Двигатель не запускается35 мин;
Двигатель не развивает полной мощности 35 мин;
Заключение 5мин.
Содержание занятия.
— принять рапорт дежурного по группе;
— проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
— ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
— довести тему , учебные вопросы и цели занятия, обратить внимание на важность и актуальность данной те6мы, её связь с другими темами дисциплины.
— провести опрос по ранее изученному материалу:
опрос проводится в виде фронтального письменного опроса который базируется на вопросах которые преподаватель доводит на кануне:
— назначение и состав КШМ;
— назначение и состав системы питания;
— назначение и состав системы смазки;
— назначение и состав ГРМ;
Первый учебный вопрос
Двигатель не запускается.
Материал учебного вопроса довести устно, схемы с указанием неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей мешающих пуску двигателя.
Основные неисправности двигателя, которые беспокоят водителей: двигатель не запускается и двигатель не развивает полной мощности. Остановимся на причинах этих неисправностей отдельно
Двигатель не запускается . Двигатели современных автомобилей работают по тем же принципам, что и двигатели, созданные в начале прошлого века. Чтобы карбюраторный двигатель завелся, необходимо выполнить пять условий:
коленчатый вал двигателя надо раскрутить; из цилиндров надо вывести отработавшие газы; в цилиндры надо подать топливовоздушную смесь в определенной пропорции; смесь надо сжать; смесь нужно воспламенить.
Примечание. Последние четыре операции надо выполнять в определенное время.
Наиболее частые и сложные для водителя причины этой неисправности находятся в системах зажигания и питания. Когда не запускается двигатель, сложно определить в какой из этих систем кроется неисправность. Поскольку они состоят из наиболее сложных составных частей, то рекомендуется поиск неисправности вести последовательно.
Для облегчения обнаружения неисправности предлагается схема их поиска на рисунке.
Вращается ли стартер?
![]() |
![]() |
Проверка работы стартера — это первый этап. Самая простая и вероятная причина, по которой якорь стартера не вращается, — это плохой контакт проводов аккумуляторной батареи. В этом случае надо подтянуть гайки крепления наконечников проводов к штырям батареи. Если наконечники проводов и полюсные выводы (штыри) батареи окислены, то снимают наконечники, защищают окисленные места мелкой абразивной бумагой и обтирают чистой тряпкой, плотно ставят наконечники проводов на штыри и затягивают гайки крепления.
Вторая причина неработоспособности стартера — это разряженность аккумуляторной батареи. В этом случае двигатель можно пустить «прикуриванием» от другой аккумуляторной батареи с помощью специальных проводов или с ходу (в теплое время года). Если обнаружили неисправность стартера, то двигатель надо запустить, минуя стартер. Неисправность стартера устраняет автоэлектрик.
Для поиска неисправности контактной системы зажигания предлагается схема, показанная на рисунке.
Исправность катушки зажигания проверяют, подключив ее низковольтные выводы напрямую к аккумуляторной батарее. Для этого соединяют один низковольтный вывод катушки с «массой», а к другому (свободному) с меткой « + » периодически прикасаются проводом, соединенным с положительной клеммой аккумуляторной батареи. В момент касания и разрыва во вторичной обмотке исправной катушки будет возникать высокое напряжение, определяемое искровым разрядом между центральным высоковольтным проводом и «массой» в воздушном промежутке 3. 5 мм.
Неисправность прерывателя-распределителя может возникнуть при загрязнении и замасливании его деталей. Она проявляется в образовании слабой искры. В этом случае их нужно протереть насухо. При наличии трещин в крышке распределителя и износе боковых контактов крышку заменяют.
Если не запускается двигатель, снабженный бесконтактной системой зажигания, то работу электронного коммутатора можно проверить с помощью контрольной (переносной) лампы мощностью 3 Вт. С этой целью следует отсоединить от катушки зажигания провод, идущий к клемме коммутатора, и присоединить к проводу лампы, а второй провод лампы подключить к клемме « + » катушки зажигания. Включив зажигание и вращая коленчатый вал стартером, наблюдают за световыми сигналами лампы. Если контрольная лампа не мигает, это означает, что коммутатор не выдает импульсы. Наиболее простые причины неисправности при этом следующие: обрывы в проводах, соединяющих коммутатор с датчиком распределителем, в проводах питания коммутатора, в первичной обмотке катушки зажигания. Если контрольная лампа мигает, то цепь низкого напряжения исправна, а неисправность следует искать в цепи высокого напряжения. Эти работы выполняет автоэлектрик.
Если система зажигания исправна, а двигатель не пускается, надо проверить исправность системы питания. Схема поиска неисправности в системе питания показана на рисунке.
Причины переобогащения горючей смеси: неполное открытие воздушной заслонки, засорение воздушных жиклеров, высокий уровень топлива в поплавковой камере. Причинами образования бедной смеси могут быть: подсос воздуха в местах крепления карбюратора и впускного трубопровода к головке цилиндров, засорение бензопровода или жиклёров, низкий уровень топлива в поплавковой камере.
Напоминаем что карбюратор — сложная и ответственная составная часть системы питания, поэтому по вопросам ТО и регулирования карбюратора следует обратиться к автомеханику.
Подвести итоги первого учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса
Второй учебный вопрос
Двигатель не развивает полной мощности.
Материал учебного вопроса довести устно, схемы с указанием неисправностей и способов их обнаружения дать под запись, на макете автомобиля практически отработать поиск основных неисправностей мешающих пуску двигателя.
Алгоритм поиска причин этой неисправности показан на рисунке.
![]() |
Регулирование угла опережения зажигания.
Угол опережения зажигания — это угол поворота коленчатого вала из положения, соответствующего появлению искры между электродами свечи зажигания, до положения, при котором поршень находится в ВМТ. Зажигание устанавливают по первому цилиндру, когда поршень находится в конце такта сжатия.
Для определения такта сжатия вывертывают свечу зажигания первого цилиндра и закрывают отверстие пробкой. Если при медленном вращении коленчатого вала пробка выталкивается или обнаруживается шипение воздуха, то в цилиндре происходит такт сжатия. Чтобы точно установить угол опережения зажигания, необходимо совместить метку на шкиве коленчатого вала с определенной риской на указателе.
После подготовки двигателя к установке угла опережения зажигания готовят прерыватель-распределитель. При необходимости зачищают контакты прерывателя и регулируют зазор между ними. Стрелку октанкорректора устанавливают на 0.
В заключение нужно установить контакты прерывателя на момент начала их размыкания. Для определения точности этого момента применяют контрольную (переносную или подкапотную) лампу. Один провод от лампы присоединяют к «массе», а другой — к клемме провода низкого напряжения. Включают зажигание и поворачивают корпус прерывателя против направления вращения кулачка до момента, когда вспыхнет лампа. В этом положении корпус прерывателя закрепляют, устанавливают ротор и крышку распределителя. Боковой контакт, против которого установлена токоразностная пластина, соединяют проводом со свечой зажигания первого цилиндра. Остальные контактные гнезда соединяют проводами со свечами зажигания согласно порядку работы двигателя, при этом нужно учитывать направление вращения ротора.
Угол опережения зажигания корректируют с помощью октанкор ректора вращением регулировочных гаек. Если перемещать верхнюю плоскость октан-корректора по стрелке относительно шкалы на нижней плоскости в сторону знака « — », то угол опережения зажигания будет уменьшаться, а в сторону знака « + » — будет увеличиваться.
Подвести итоги второго учебного вопроса, ответить на возникшие вопросы, провести опрос 2-3 обучающихся с целью контроля усвоения учебного материала. Сделать выводы о степени достижения целей учебного вопроса
— подвести итоги занятия;
— напомнить тему, цели и учебные вопросы;
— ответить на вопросы;
— отметить активность и дисциплину на занятии;
— дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
1. В.А. Родичев «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей» , учебник, издательство «За рулём»
2. В.И.Медведков и др. «Автомобили КамАЗ» и др. «ДОСААФ, Москва, 1987 год» стр. 101-109.
3. В.Л. Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств» издательство «Транспорт», Москва, 1998 год стр. 103-108 .
Неисправности двигателя автомобиля: основные причины
Николаус Отто, Этвен Ленуар, Альфонс Бо де Рош – этим трем изобретателям автомобилисты всего мира обязаны созданием двигателя внутреннего сгорания. С момента создания первого работающего 4-тактного ДВС прошло более 150 лет, а базовый принцип работы двигателя почти не изменился. Это касается и неисправностей: современные владельцы авто сталкиваются с теми же проблемами в работе мотора, что и первые автомобилисты позапрошлого века.
Пять основных признаков проблем с мотором
Существуют несколько признаков, по которым можно определить характер неисправности:
снижение мощности мотора и нестабильность его работы;
посторонние звуки при работе ДВС;
увеличившийся расход масла;
посторонние запахи в салоне.
Возможности самодиагностики автомобиля
Так же нужно отметить, что современный автомобиль способен сам диагностировать некоторые неисправности двигателя. Датчики на приборной панели могут просигнализировать о необходимости проверить уровень масла («Check oil»), о его критически низком уровне ( «Oil pressure low»), либо об ошибках работы двигателя («Check engine»).
В последнем случае сигнал, поданный электронным блоком управления автомобилем, еще предстоит расшифровать. Это можно сделать самостоятельно, при помощи специального прибора, либо в автосервисе. Причины подачи такого сигнала могут быть самими разными, включая проблему с датчиком расхода топлива, свечами зажигания и разгерметизацию системы подачи топлива.
«Мелочи», приводящие к серьёзным последствиям
Любому владельцу автомобиля будет обидно, когда пустяковая проблема перерастает в серьезную неисправность только из-за того, что он с самого начала не обратил на неё внимание. Постоянное использование низкокачественного топлива приводит к засорению топливных фильтров: это не будет проблемой, если своевременно менять фильтры. Однако если этого не делать, в цилиндры будут попадать твердые частицы, что со временем может привести к ухудшению их работы и поломке.
Еще одна «мелочь», которая способна спровоцировать неисправность двигателя – это обычная дорожная пыль. Её удерживает воздушный фильтр: если он забьётся, частицы пыли будут попадать внутрь цилиндров.
Рывки, «чихание», сильная вибрация двигателя
Начнем с признаков неисправности, которые требуют незамедлительной реакции владельца автомобиля. Описанное выше «поведение» двигателя может сигнализировать о том, что:
забит топливный фильтр или топливопровод;
возникли проблемы с блоком управления;
свечи зажигания покрылись нагаром.
Точную причину покажет диагностика. В данном случае профилактика включает в себя своевременную замену воздушного и топливного фильтра, контроль состояния свечей, использование качественного топлива без посторонних примесей, контроль уровня масла.
Дымление, посторонние звуки и запахи
Если во время работы мотора, вместо обычного выхлопа из трубы глушителя идет дым, то стоит присмотреться к нему внимательно. Дым белого цвета свидетельствует о попадании в топливо антифриза: это легко проверить, оценив уровень охлаждающей жидкости в бачке. Голубой дым – просачивание в топливо моторного масла. Синий дым – проблемы с турбиной или с системой зажигания.
Посторонние звуки при работе ДВС являются еще одним фактором, который может указывать на вероятную поломку. Стук в блоках цилиндров может появляться по причине плохой регулировки клапанов, «выстрелы», грохот, щелчки в моторе – указывать на проблемы в работе системы подачи топлива и несвоевременной детонации топливо-воздушной смеси.
У каждой поломки – запах особый. Так можно перефразировать фразу из произведения Джанни Родари применительно к автомобилю. Запах жжёной резины говорит о контакте патрубков двигателя и его элементов, через которые проходят раскаленные газы. «Ароматы» моторного масла и бензина указывают на неисправность соответствующих систем – подачи топлива и масла.
«Жор» масла
Быстрое расходование моторного масла может иметь место по причине разных неисправностей, которые можно разделить на простые и сложные. Первая категория – это износ колец поршня, требующий разбор мотора, проблема с блоком цилиндров — износ его стенок, а также различные виды течей – через сальники валов (распределительного и коленчатого), сальники клапанов, прокладку блока цилиндров. Вторая категория неисправностей – это те, которые достаточно просто исправить: износ масляного фильтра, прокладки поддона мотора и блока цилиндров.
Подводя итог, можно сказать, что проблема №1 в плане неисправностей двигателя – это процесс износа различных его деталей, который имеет несколько периодов и при отсутствии контроля приводит к неисправностям разной степени сложности.
Неполадки в работе асинхронного электродвигателя
В процессе эксплуатации асинхронных двигателей возникают различные ситуации, которые могут нарушать их работу, или приводят к неполадкам. И часто рабочий процесс системы, или предприятия прерывается до тех пор, пока не будет отремонтирован изношенный двигатель, или установлен новый. Избежать преждевременного появления таких ситуаций можно, если использовать двигатель с соблюдением правил его эксплуатации. Если же по какой-то причине неполадок избежать не удалось – нужно уметь правильно и в кратчайшие сроки определить их причину, а также устранить неисправности.
Какие типы неисправностей присущи асинхронным двигателям
Неисправности двигателей серии АИР делятся на внешние и внутренние. Обязательно стоит правильно определить, с чем именно возникает неполадка, и какой ее характер – после этого можно будет более адекватно оценить время, которое понадобится для ремонта.
Внешние неисправности асинхронного двигателя
- Обрыв проводов (одного или нескольких одновременно), которые включают электродвигатель в сеть электропитания;
- Неправильное соединение проводов;
- Перегорание вставки предохранителя;
- Неисправность пусковых элементов и аппаратуры управления;
- Повышенное или пониженное напряжение сети электропитания;
- Перегрузки двигателя;
- Отсутствие нормальной вентиляции.
Что касается внутренних неполадок – их можно разделить на механические и электрические. Чтобы определить такого рода неполадки, нужно более углубленно оценить состояние двигателя и его деталей.
Из механических повреждений электродвигателя выделяют следующие
- Износ подшипников и нарушение их работы;
- Поломка или деформация якоря (вала ротора);
- Разбалтывание пальцев щеткодержателей;
- Появление «дорожек» на поверхности коллектора и контактных колец;
- Слабое крепление полюсов или сердечника статора к станине двигателя;
- Сползание или обрыв бандажей проволочной обмотки ротора;
- Трещины в станине или подшипниковых щитах, а также в других внутренних элементах.
Из электрических повреждений выделяют
- Замыкания;
- Обрывы обмотки статора двигателя (способствует отсутствию вращающегося магнитного поля);
- Обрывы обмоток в фазах ротора (если обрыв есть в двух фазах – не будет тока, потому двигатель вообще не будет работать);
- Пробои изоляции или ее старение;
- Распайка мест соединения обмотки с коллектором;
- Некорректная полярность полюсов двигателя;
- Неправильные соединения обмотки в катушках.
Статистика ремонта электродвигателей показывает, что наиболее часто встречаются неполадки вследствие перегрузки или перегрева двигателя (31%), замыкания между витками обмотки (15%), повреждения подшипников (12%), повреждения обмоток или изоляции (11%). Также часто встречается появление неравномерного зазора между ротором и статором, работы двигателя в двух фазах одновременно, ослабление или обрыв различных креплений.
Основные признаки, причины неисправностей электродвигателя, и способы их устранения
Чаще всего причиной появления неисправностей есть несоблюдение условий эксплуатации двигателя. Потому первое, что нужно сделать перед запуском – ознакомиться с рекомендованными условиями применения двигателя в его паспорте.
Иными причинами нарушения работы двигателя могут быть некорректные условия его транспортировки, или монтажа на место применения. К примеру, толчки или удары с большой силой и резкостью, вибрации вполне могут повредить элементы двигателя.
Еще одной причиной нарушения работы двигателя из тех, которые передуют его запуску, может быть ненадлежащее хранение, в среде с повышенной температурой, большим количеством влаги, сырости. Ведь довольно часто встречаются случаи, когда двигатель, к примеру, хранится без защиты на открытой местности. В результате поверхность внутренних элементов двигателя отсыревают и покрываются слоем ржавчины, а узнаем мы об этом уже после запуска двигателя, или в какое-то время в процессе его работы.
Обычно о наличии неполадок пользователь узнает по таким признакам, как сторонний шум, нагрев корпуса двигателя, отсутствие вращения вала или неправильная скорость вращения.
Тип и проявление неисправности
Отсутствие вращение или слабая скорость вращения двигателя после его запуска, без сторонних шумов
Внутренние неполадки, как механические, так и электрические. Отсутствует напряжение на входных клеммах, либо напряжение недостаточное. Причиной у двигателя с фазным ротором может быть высокое сопротивление, что приводит к увеличенному скольжению и снижению скорости вращения
Следует проверить линию питания – она может быть повреждена. Стоит устранить повреждение, и обеспечить подачу питания с нормальным напряжением. Чтобы устранить высокое сопротивление, нужно проверить и исправить щеточные контакты ротора, контакты в пусковом реостате, соединения обмотки с контактными кольцами. Возможно, потребуется увеличить сечение кабелей между кольцами и пусковым реостатом
Отсутствие вращение ротора после запуска, при этом двигатель нагревается и слышно сильное гудение
Нарушена работа вращательных механизмов, вала. Вероятно, есть сколы в подшипнике. Также есть вероятность, что при попытке вращения ротор задевает статор.
Возможна причина не в двигателе, а в заклинивании вала самого рабочего механизма, который присоединен к двигателю
Проверку можно выполнить, отсоединив вал двигателя от вала рабочего механизма, и запустив двигатель «в холостую». Если при этом вал двигателя не вращается – нужно провести его детальный осмотр с последующим ремонтом
В процессе работы двигатель остановился
Либо пропала подача напряжения питания либо сработала система электрозащиты двигателя
Следует проверить линию питания, и проверить ее на наличие повреждений. Также нужно проверить состояние защиты, и выяснить, есть ли причина для ее срабатывания (основные причины – перегрузка двигателя, перепад напряжения в сети). После устранения причины срабатывания защиты включить двигатель для продолжения работы
Отсутствует требуемая частота вращения вала двигателя, при этом он сильно перегревается
Перегрузка двигателя или выход подшипника вала из строя
Устранить причину перегрузки, или заменить подшипник, если это необходимо
Сильный перегрев двигателя
Имеет место перегрузка двигателя. Также может быть понижено или повышено напряжение сети электропитания. Кроме того, на температуру работы двигателя влияет и температура окружающего пространства (если она высока) и состояние вентиляции (могут быть засорены каналы вентиляции, или загрязнена поверхность двигателя так, что воздух не попадает в его решетки)
Если есть перегрузка – следует устранить ее. Также уместно измерить напряжение, выяснить и устранить причину его отклонения от номинальных параметров. Обеспечить охлаждение двигателя, или нормализировать температуру воздуха в помещении. Произвести очистку вентилятора и вентиляционных каналов в помещении, а также удалить загрязнения с поверхности двигателя
Сильное гудение и появление дыма в процессе работы двигателя
Замыкание витков катушек обмотки статора или короткое замыкание одной фазы
Выполнить ремонт двигателя
Сильная вибрация двигателя в процессе его работы
Нарушена балансировка вентиляторного колеса двигателя или другого элемента, который установлен на валу двигателя
Выполнить осмотр элементов, и устранить отсутствие баланса
Шум подшипника с его перегревом
Загрязнен сам подшипник и его смазка. Также подшипник может быть изношен. Есть вероятность нарушения центровки валов двигателя и рабочего механизма, который приводит в действие двигатель
Очистить подшипник от смазки, промыть и смазать заново. При необходимости произвести замену подшипника и произвести центровку валов двигателя и рабочего механизма
Не срабатывает кнопка отключение двигателя (двигатель не отключается от сети при ее нажатии)
«залипание» контактов магнитного пускателя
Произвести отключение двигателя автоматическим выключателем, а после заменить магнитный пускатель
Неустойчивая работа двигателя при включении его в сеть
Неустойчивое соединение силовых контактов магнитного пускателя
Необходима замена магнитного пускателя
Лапы двигателя в местах их присоединения к корпусу разрушены
Двигатель сильно вибрирует в процессе работы. Также могут быть несоосными валы двигателя рабочего механизма, который он запускает
Найти, какие именно элементы требуют балансировки, и выполнить балансировку. При несоосности валов разъединить их и восстановить соосность
Разрушены резьбовые гнезда в корпусе для крепления щитов подшипников
Слишком сильная вибрация двигателя в процессе его работы, или может быть разрушен подшипник
Найти и устранить причины вибрации, при необходимости – заменить подшипник
Ослаблено крепление подшипника в щите
Слишком увеличена радиальная нагрузка на выходной конец вала двигателя. Это приводит к износу места в щите, где посажен подшипник. Также причиной может быть слишком высокая вибрация двигателя в процессе работы
Стоит уменьшить радиальную нагрузку. Для избегания ситуации установить двигатель другого типоразмера, который будет выдерживать необходимую радиальную нагрузку. При необходимости найти и устранить причину вибрации
Сопротивление изоляции обмоток ниже требуемого
Обмотки загрязнены, или отсырели
Двигатель стоит разобрать и произвести его очистку. Также необходимо просушить обмотку
Перегрев электродвигателя – то, чего нельзя допускать
Перегрев двигателя – самое часто встречающееся явление. Именно вследствие работы двигателя при повышенной температуре чаще всего появляются перегрузки, которые, если их не определить своевременно, приводят к неполадкам.
Рассмотрим вариант перегрева двигателя не по причине повышения температуры пространства, а по причине появления внутренних неисправностей. Перегреву может подвергаться как активная сталь статора, так и его обмотка. Вследствие перегрева могут быть получены самые разные последствия – от появления сторонних шумов, до перегорания обмотки, и выхода двигателя из строя.
Нагрев обмотки статора
О местном нагреве обмотки статора говорит сильное гудение двигателя в процессе работы. При этом двигатель вращается с гораздо более низкой скоростью, нежели номинальная, а ток в фазах обмотки при этом неравномерный. Такой перегрев еще очень просто узнать по запаху горелой изоляции.
Причины
Причинами перегрева обмотки зачастую есть:
- Неправильное соединение катушек в одной фазе;
- Замыкание обмотки на корпус в двух местах;
- Замыкание между двумя фазами;
- Короткое замыкание между витками в одной из фаз обмотки.
Следствием такого рода электрических неполадок может быть как полная, так и частичная остановка работы двигателя. Вращательный момент может оставаться номинальным, но скорость вращения будет существенно снижена. Сила тока при этом может сильно возрасти, и если не обеспечена максимальная электрозащита двигателя – это может привести к перегоранию обмотки статора или ротора.
Как выявить перегрев обмотки
Определить, какая именно обмотка повреждена, можно по гораздо меньшему ее сопротивлению, чем у двух остальных. Также ее можно вычислить, измерив ток при подачи пониженного напряжения, а именно, если обмотки соединены в схема «звезда», ток в поврежденной фазе будет больше, чем у других. Если обмотки двигателя соединены в треугольник, и существует обрыв одной из фаз, все равно будет образовываться магнитное поле, хотя сила тока в фазах будет неравномерной (в одной из фаз в 1,73 раза больше, нежели в двух остальных). Потому, вследствие такого типа неполадки, двигатель все также будет вращаться, хоть и со скоростью ниже положенной. Обрыв в фазах можно определить с разъединением обмотки, с применением мегоомметра, измерив сопротивление каждой фазы.
Выгоревшие фазы обмотки
Выгоревшие фазы обмотки
Повреждена бандажная лента, прилегающая к выгоревшей обмотке
Повреждена бандажная лента, прилегающая к выгоревшей обмотке
Причины локального нагрева активной стали двигателя
Локальный нагрев активной стали статора есть следствием выгорания и плавления листа стали вследствие коротких замыканий, которые происходят в обмотке статора. Также нагрев может возникать по причине замыкания листов стали после того, как ротор задевает статор в процессе работы двигателя, или вследствие повреждения изоляции между стальными листами.
Как опознать нагрев активной стали
Узнать о таком нагреве можно по появлению дыма и искрения, которые есть следствием трения ротора о статор. Можно услышать характерный запах гари. Кроме того, в местах задевания активная сталь выглядит как полированная поверхность. Присуще гудение, с усиленной вибрацией двигателя.
Причины и последствия нагрева
Причинами задевания ротора есть отсутствие нормального зазора между ним и статором. Предшествует этому износ подшипников, их неправильная установка или большой изгиб вала двигателя. Также сама сталь может быть деформирована.
Следствием длительного перегрева двигателя есть повреждение изоляции его обмоток, что и приводит к замыканиям между фазами, а также на корпус. Потому в процессе эксплуатации и простоя, а также хранения двигателя важно соблюдать правила. Сохранив изоляцию в рабочем состоянии, можно избежать усугубления и серьезных нарушений в работе двигателя.
Как избежать перегрева двигателя
Очень важно, во избежание перегрева, применять защиту двигателя. Чаще всего используется тепловая защита, которая отключает двигатель при достижении им температуры, которая превышает номинальную. Защита также позволяет запустить двигатель в привычном режиме после того, как он остынет до допустимой температуры. Второй тип защиты в стабилизации напряжения, так как перегрузки могут появляться и вследствие нарушений в сети электропитания двигателя.
Для поддержания нормальной температуры внутри помещения, где работает двигатель, следует применять вентиляцию. При этом важно своевременно следить за ее состоянием, проводить очистку и замену рабочих элементов.
И самое главное — своевременно проводите обслуживание. Не стоит откладывать решение небольших неполадок. Если продолжать использовать двигатель, который уже имеет несущественное повреждение, это может привести к развитию неполадки, и в итоге ремонт будет более сложным, длительным и дорогим по затратам.
И всегда помните — простое соблюдение условий эксплуатации обеспечит бесперебойную и долговечную работу Вашего оборудования!