Avtoargon.ru

АвтоАргон
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пожарная техника

Пожарная техника

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар — это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Таким образом, пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг го­рения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и пода­вать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необхо­димой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника — это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специаль­ных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина — это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные ка­тера, суда, вертолеты, поезда.

Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них использу­ются пожарные катера, вертолеты, танки.

Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделе­ния пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из шасси, основы транспортного средства, и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.

Основные ПА, в свою оче­редь, состоят из ПА общего и целевого применения.

Основные пожарные автомобили

Специальные пожарные автомобили

общего применения

целевого применения

АПП — первой помощи

АВД — с насосом высокого давления

АП — порошкового ту­шения

АПТ — пенного тушения

АКТ — комбинированного тушения

АГТ — газового тушения

ПНС — насосная станция

АГВТ — газоводяного тушения

АПК- автоподъемники коленчатые

ГДЗС — газодымозащитной службы

АСА – автомобили аварийно-спасательные

Основные ПА предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные — АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные — АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи — АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м 3 ;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30(4310) — пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20(4310) — аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и зву­ковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначе­ний устанавливаются в поряд­ке, представленном на рисунке.

На двери кабины указы­ваются номер пожарной части и город, на корме — тип ПА, на­пример АЦ, — автоцистерна и номер пожарной части. Соглас­но цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части — в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усили­вается звуковым и световым сигналами.

Типы пожарных автомобилей

Каждый из видов пожарных автомобилей предназначен для выполнения отдельных функций во время тушения пожара:

  • основные пожарные автомобили служат для транспортировки к месту чрезвычайной ситуации (пожара) пожарных, воды или других огнетушащих веществ для тушения пожара и исполнение задач по назначению. В свою очередь данная группа делится на автомобили:
  • общего назначения – для тушения пожаров в жилом и промышленном секторе городов и населенных пунктов (пожарные автоцистерны, пожарные насосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные автомобили первой помощи);
  • автомобили целевого использования , приспособленные для тушения пожаров на производственных объектах в производстве которых могут использоваться вещества, тушение которых необходимо производить специальными огнетушащими составами, ведомственных объектах химической, нефтедобычи и нефтеперерабатывающей промышленности (автомобили воздушно-пенного тушения, порошкового, газоводяного, комбинированного тушения, насосная станция и др.)
  • специальные пожарные автомобили служат для обеспечения специальных работ на пожаре (автолестницы, коленчатые подъемники, автомобили газодымозащитной службы, дымоудаления и др.)
  • вспомогательные автомобили это автомобили к которым относятся транспортные средства для обслуживания пожарных автомобилей, доставки личного состава, пожарной, специальной и аварийно-спасательной техники МЧС (топливозаправщики, передвижные автомастерские, лаборатории, автобусы, бензовозы и др.)

Не нашли что искали? Вы можете оставить заявку, в форме обратной связи.

Классификация основных пожарных автомобилей общего применения

Не рекомендуется работать за ПК больше 2 часов подряд без перерыва. В процессе работы по возможности, чтобы уменьшить отрицательное влияние монотонности, следует менять тип и содержание деятельности. Например, чередовать редактирование и ввод данных или их считывание и осмысление.
Дети очень любят компьютерные игры. Увлекшись, готовы сидеть перед экраном долгие часы.

Конспект

по пожарно-технической подготовке

Тема № 4 :

Основные пожарные автомобили общего применения.

Учебные вопросы:

1.Классификация основных пожарных автомобилей общего применения

2.Тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения

3.Табели положенности пожарно-технического оборудования на пожарных автомобилях

4.Последовательность работы на пожарных автомобилях

5.Правила эксплуатации пожарных автомобилей

6.Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения

Литература, использованная при подготовке темы:

· Приказ МВД России от 24 января 1996 года № 34 “Об утверждении Наставления по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России”

· “Табели боевых расчетов и табели положенности пожарно-технического оборудования основных и специальных автомобилей УГПС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области”. Утверждены начальником УГПС ГУВД 22.04.1996 года.

· В.П.Иванников, П.П.Клюс Справочник руководителя тушения пожара. М., Стройиздат, 1987

· Ю.Ф.Яковенко Современные пожарные автомобили. М., Стройиздат, 1988

Конспект составил

Начальник 19-ПЧ 3-ОПО УГПС ГУВД

Санкт-Петербурга и Лен.области

подполковник внутренней службы

Е.В.Гурцев

“_____”_______________ 1999 года

Изложение материала

Классификация основных пожарных автомобилей общего применения

К средствам технической службы Государственной противопожарной службы относится пожарная техника, в состав которой входят пожарные машины, пожарно-техническое вооружение (ПТВ), а также средства связи, освещения и другое пожарное оборудование. Основным видом пожарной техники являются пожарные автомобили (ПА).

Читать еще:  Газель сгорает предохранитель системы управления двигателем что может быть

В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.

Основные пожарные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобили первой помощи.

Первичным тактическим подразделением в пожарной охране является отделение на автоцистерне (АЦ) или пожарном автомобиле насосно-рукавном (АНР). Эти пожарные автомобили являются технической основой вооруженности пожарных частей. В нашей стране они создаются на шасси грузовых автомобилей отечественного производства: УралАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ и др. Наши пожарные автомобили характеризуются хорошими ходовыми качествами, высокой надежностью в эксплуатации и простотой обслуживания.

Шасси — совокупность частей грузового автомобиля, служащих для передачи мощности от двигателя к ведущим колесам, для передвижения машины и управления ею. На раме шасси устанавливаются двигатель, кабина водителя, механизмы трансмиссий и движитель, т.е. ходовая часть. На шасси 1 с карбюраторным двигателем (под капотом) или дизелем 2 компонуются емкости, системы и механизмы, составляющие в целом пожарный автомобиль (рис. 1).

АЦ имеет емкости с запасом воды и пенообразователя. Для тушения пожаров можно также использовать воду из водоемов, водопроводных сетей, от других пожарных цистерн.

АНР имеют только запас пенообразователя, а воду забирают только из водоемов, водопроводных сетей или от других автоцистерн.

АЦ и АНР оборудуются системами забора воды, насосами с водопенными коммуникациями, трансмиссией к насосу, дополнительной системой охлаждения двигателя и приводами управления.

Общая компоновка систем АЦ определяется размещением пожарного насоса. На современных пожарных автомобилях насосы устанавливают в отсеках кабин боевого расчета или в отсеке кормовой части.

С кабиной водителя 3 жестко соединена цельнометаллическая кабина боевого расчета 4. В передней части шасси, за кабиной боевого расчета установлена цистерна для воды 5 (на рис. 1 она показана прерывистой линией). На кронштейнах, приваренных к опорам цистерны, установлен стальной кузов 7. В отсеках кузова и на крыше размещается пожарное оборудование. Пожарный насос, приводы управления и приборы, а также бак для пенообразователя размещены в отсеке 8 задней части кузова.

2. Тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения

Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей общего применения

2.1 Проверить крепление кузова кабины, емкостей для воды и пенообразователя, пожарного насоса, карданных валов и промежуточных опор дополнительной трансмиссии и других элементов специального оборудования.

2.2 Проверить работу механизма включения коробки отбора мощности, люфты в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи.

2.3 Проверить состояние сидений водителей боевого расчета, внутренней обивки кабины, уплотнителей дверных проемов, отсеков кузова, перегородок и дверей, обивки ящиков для средств защиты органов дыхания.

2.4 Проверить работу органов управления пожарным насосом, вакуумной системой и водопенными коммуникациями, включая системы дополнительного охлаждения двигателя и подогрева воды и пенообразователя.

2.5 Проверить работоспособность контрольно-измерительных приборов насосной установки, указателя уровня воды в емкости.

2.6 Произвести разборку, очистку и проверку технического состояния пеносмесителя, патрубков и кранов на трубопроводе от пенобака или цистерны, вакуумного затвора, вакуумного аппарата.

2.7 Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени (см.пункт 2.3 ЕТО).

2.8 Проверить техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя забором и подачей воды из водоема, согласно типовой технологии ТО пожарных автомобилей.

2.9 Произвести смазку дополнительной трансмиссии органов управления специальными агрегатами, элементов пожарного насоса и другого пожарного оборудования в соответствии с инструкцией завода-изготовителя пожарной техники*.

2.10 Проверить работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля на ходу или на посту диагностики и при необходимости произвести окраску поврежденных поверхностей пожарного автомобиля и ПТВ**.

* Смазку узлов, агрегатов и механизмов проводить в соответствии с картой смазки для всех типов пожарных машин.

** Окраска поврежденных поверхностей пожарного автомобиля и ПТВ

осуществляется при необходимости для всех типов машин.

Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей целевого применения

3.1 Автомобиль пенного тушения

3.1.1 Проверить состояние трубопроводов, герметичность соединений, уровень масла в баке и рабочее давление в гидросистеме привода водопенными коммуникациями. Слить отстой в масляном баке, при необходимости долить или заменить масло.

3.2 Автомобили комбинированного и порошкового тушения

3.2.1 Проверить и опломбировать контрольно-измерительные приборы.

3.2.2 Проверить работоспособность шарового крана порошкового лафетного ствола. При необходимости устранить неисправности.

3.2.3 Проверить работу редуктора давления и предохранительных клапанов.

3.2.4 Произвести осмотр внутренних поверхностей емкостей.

3.2.5 Произвести испытание сосудов и коммуникаций (не реже 1 раза в 4 года).

3.2.6 Проверить в движении работу лафетного ствола и надежность его фиксации в транспортном положении.

3.3 Аэродромные автомобили (в том числе тяжелого типа)

3.3.1 Выполнить дополнительные работы второго технического обслуживания основных пожарных автомобилей (пп.2.1-2.10 ТО-2).

3.3.2 Проверить состояние грузовой рамы автомобиля.

3.3.3 Проверить работу системы дистанционного управления.

3.3.4 Проверить работу двигателя насосного агрегата (при наличии автономного двигателя) и произвести работы второго технического обслуживания по двигателю (пп.1.1.3-1.1.15, 1.1.49-1.1.53, 1.1.62- 1.1.70 ТО-2).

3.4 Пожарная насосная станция

3.4.1 Выполнить работы первого технического обслуживания.

3.4.2 Проверить работу органов управления пожарным насосом и вакуумной системой.

3.4.3 Произвести метрологическую поверку контрольно-измерительных приборов насосной установки.

3.4.4 Произвести разборку, очистку и проверку технического состояния вакуумного затвора и вакуумного аппарата.

3.4.5 Проверить работу двигателя насосного агрегата и произвести работы второго технического обслуживания по двигателю (пп.1.1.3-1.1.13, 1.1.54-1.1.66 ТО-2).

3.4.6 Проверить и при необходимости отрегулировать фрикционную муфту привода насоса.

3.5 Автомобиль газоводяного тушения

3.5.1 Сменить масло в системе смазки ТРД.

3.5.2 Выполнить работы первого технического обслуживания (пп. 3.5.2- 3.5.4 ТО-1).

3.5.3 Проверить диаметр регулируемого сопла в минимальном и максимальном режимах работы.

3.5.4 Произвести «горячую» прокрутку установки на всех режимах работы с подачей воды через лафетные стволы и систему орошения.

3.5.5 При работе ТРД замерить давление топлива перед дополнительным центробежным насосом в минимальном и эксплуатационном режимах.

3.5.6 Проверить давление масла в минимальном и эксплуатационном режимах.

3.5.7 Зачистить контакты магнитных включателей.

3.5.8 Тщательно осмотреть лопатки компрессора и турбины.

3.5.9 Осмотреть и зачистить коллектор стартера.

Дополнительные работы по ТО специальных пожарных автомобилей

4.1 Пожарные автолестницы и автоподъемники

4.1.1 Выполнить работы первого технического обслуживания.

4.1.2 Проверить болтовые соединения поворотного круга, крепление агрегатов исполнительных механизмова. Состояние механизма ориентации люльки (при наличии).

4.1.3 Проверить работу предохранительного клапана гидросистемы, при необходимости разобрать его, промыть, собрать и отрегулировать работу регулировочным винтом.

4.1.4 Проверить работу предохранительного блока клапанов аварийного привода, при необходимости разобрать, промыть и произвести регулировку.

4.1.5 Проверить работу механических захватов цилиндров подъема колен, при необходимости произвести регулировку.

4.1.6 Проверить состояние фильтра гидросистемы по манометру в сливной магистрали, если давление превышает 0,3 МПа (3 кгс/см2), фильтр следует заменить.

4.1.7 Произвести проверку параметров гидронасосов, величину перетечек жидкости в маслопереходах и распределителях.

4.1.8 Проверить время выполнения маневров на максимальной скорости.

4.1.9 Проверить состояние контактных колец в токопереходе, загрязненные поверхности промыть и просушить.

4.1.10 Слить отстой из фильтра гидросистемы и бака.

4.1.11 Проверить соответствие положения рукояток на пульте управления положению золотников гидросистемы, при необходимости произвести регулировку.

4.2 Автомобиль дымоудаления

4.2.1 Выполнить работы первого технического обслуживания.

4.2.2 Проверить исправность электрического тахометра.

4.2.3 Проверить работоспособность вентилятора с полной прокладкой рукавных линий и подачей пены.

4.3 Автомобиль газодымозащитной службы, связи и освещения

4.3.1 Выполнить работы первого технического обслуживания.

4.3.2 При снятом кожухе произвести внутреннюю продувку генераторов сжатым воздухом.

4.3.3 Проверить состояние коллектора и щеток генератора, при необходимости произвести очистку и притирку щеток к коллектору.

4.3.4 Проверить сопротивление изоляции обмоток генератора, при необходимости устранить неисправность.

4.3.5 Проверить сопротивление изоляции отдельных элементов электросиловой установки, кабелей и другого электрооборудования. Устранить выявленные неисправности.

4.3.6 Проверить состояние штепсельных соединений, надежность контактов магнитных пускателей (при необходимости зачистить).

4.3.7 Произвести проверку работоспособности электросиловой установки на различных режимах работы, всего возимого электрооборудования и инструмента.

4.4 Автомобиль рукавный

Читать еще:  Что означает ошибка двигателя на форде

4.4.1 Выполнить работы первого технического обслуживания.

4.4.2 При необходимости произвести перекатку напорных рукавов на другую складку.

4.4.3 Проверить, смазать и установить на место стационарные и съемные стойки кузова.

4.4.4 Разобрать, проверить, смазать и установить на место механизм погрузки скаток в кузов.

4.4.5 Разобрать, проверить, смазать и отрегулировать кран лафетного ствола.

4.4.6 Произвести проверку работоспособности системы дополнительного электрооборудования, выявленные неисправности устранить.

Пожарные автомобили: виды техники, характеристики

Различные виды пожарных автомобилей предназначены для тушения локальных и масштабных очагов возгорания, предупреждения распространения пожара, защиты людей, животных, материальных ценностей от него. Современная специальная техника включает в свое оснащение разнообразный арсенал: первичные приспособления для тушения пожаров, автомобили разных категорий, средства связи и специфические установки. Перед началом работ может выполняться ряд действий, в которые входит разведка очагов возгорания, ликвидация продуктов горения из помещений, спасение людей, вскрытие конструкций и многое другое. Для качественного проведения подобных операций требуется соответствующее оборудование и машины.

Общая информация

Среди основных видов пожарных автомобилей выделяют транспортную или транспортируемую технику, используемую непосредственно для тушения огня, а также вспомогательные машины, служащие для обслуживания личного состава и оборудования.

Рассматриваемые агрегаты создаются на базе колесных, гусеничных, плавательных и летательных транспортных средств, а также на основе поездов. Пожарной техникой укомплектовываются части Государственной пожарной службы, а также подразделения профильных министерств (лесное хозяйство, МЧС, железнодорожный транспорт и тому подобное).

Виды пожарных автомобилей

В зависимости от предназначения и условий использования пожарные автомобили (ПА) делятся на несколько категорий. Основные машины общего применения:

  • Автомобильные цистерны (АЦ).
  • АВД (техника с насосами высокого давления).
  • АПП (машины первой помощи).
  • Насосно-рукавный транспорт (АНР).

Основные ПА целевого применения:

  • Аэродромные варианты (АА).
  • АГВТ (модели газоводного тушения).
  • АП (версии с порошковыми гасителями).
  • Насосные станции (ПНС).
  • Машины с пенным тушением (АПТ).
  • АКТ и АГТ – с комбинированными и газовыми гасителями.

Кроме того, выделяют виды специальных пожарных автомобилей:

  • АШ (штабные модификации).
  • АЛ (автомобильные лестницы).
  • Коленчатые автоподъемники (АПК).
  • АР (автомобили рукавные).
  • АСА (аварийно-спасательный вариант).
  • Для удаления дыма (ДУ).
  • ГДЗС (служба газовой и дымовой защиты).

Среди вспомогательных ПА:

  • Грузовые и легковые транспортные средства.
  • Автобусы.
  • Бензовозы.
  • Ремонтные мастерские на колесах.

Предъявляемые требования

Независимо от вида и назначения пожарных автомобилей, к ним предъявляется ряд общих требований (регламентируются Федеральным законом о техническом обеспечении и пожарной безопасности). Среди них:

  • Техника для ликвидации пожаров должна гарантировать возложенные на нее функции в рабочих условиях.
  • Особенности конструкции и материалы изготовления должны обеспечивать безопасность машин при транспортировке, эксплуатации, хранении и утилизации.
  • На каждой единице предусмотрена маркировка, позволяющая ее идентифицировать.
  • Документация технического плана должна содержать сведения для обучения личного состава правилам эффективного применения имеющегося оборудования.
  • Все виды пожарных автомобилей должны использоваться в соответствии с параметрами требований по пожарной безопасности, согласно методам, установленным соответствующей нормативной документацией.

Назначение

Основные пожарные авто предназначаются для перевозки персонала, приспособлений для тушения огня и рабочего оборудования к месту возгорания. Общие ПА используются для ликвидации пожаров в черте города и жилых секторах. ПА целевого применения задействуют при тушении огня на объектах нефтяной, газовой, химической сферы, аэродромах, предприятиях повышенной опасности и прочее. Все виды пожарных автомобилей сооружаются преимущественно на автотранспортном шасси отечественного производства, входят в общую систему обозначений.

Классификация

Идентификация рассматриваемой техники осуществляется посредством определенного цифро-буквенного кода. Первая цифра указывает на полную массу АТС. Второе обозначение – это тип транспортного средства:

  • Легковая машина – 1.
  • Автобус – 2.
  • Грузовик – 3.
  • Тягач седельный – 4.
  • Самосвал – 5.
  • Цистерна – 6.
  • Фургон – 7.
  • 8 – резервная отметка.
  • 9 – спецтехника.

Виды пожарных автомобилей и их классификация по порядковому номеру определяются третьей и четвертой цифрами в индексе. Пятый элемент в условном обозначении – это модификация транспортного средства. Шестая цифра — тип исполнения (для умеренного, тропического или холодного климата – 6/7/1). Номера 01, 02 и подобные им, указывают на то, что техника изготовлена в переходном исполнении или оснащается дополнительным оборудованием. Кроме того, перед цифрами указывается буквенное обозначение завода-изготовителя.

Предполагается переход на идентификацию по европейскому принципу (подразделение на классы):

  1. L – полный вес ПА составляет от 2 до 7,5 тонны.
  2. М – средние модификации (7,5-14,06 тонны).
  3. S – тяжелый класс (более 14 тонн).

Пример условного обозначения: АПТ 3,0-40/4 (4331) модель ХХХ. Речь идет о ПА пенного тушения с цистерной объемом 3 куб. м. с подачей 40 и 4 л/с (на высоком давлении). Шасси – ЗиЛ-4331, номер модели – ХХХ.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

На каждый ПА устанавливается конкретная норма эксплуатации на квартал и год. При этом учитывается пробег, выделенное количество топлива и прочие технические условия. Месячная норма пробега вычисляется с учетом квартального показателя. Для поддержания оптимальной боевой готовности и повышения возможностей подразделения, устанавливается резерв ПА.

Техническая готовность техники определяется по следующим пунктам:

  • Исправность и общее состояние.
  • Заправка горюче-смазочными, эксплуатационными и огнетушащими материалами.
  • Комплектация пожарно-техническими приспособлениями и инвентарем с учетом табельного положения и правил по охране труда.
  • Соответствие нормам внешнего вида, окраски и надписей ГОСТУ 50574-93.

Если хотя бы одно требование не выполняется, эксплуатация техники запрещается. Виды и периодичность ТО пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительному принципу.

Особенности

Техническое обслуживание представляет собой комплекс профилактических мероприятий, направленных на поддержание ПА в исправном состоянии и готовности к эксплуатации. При проведении ТО, должны обеспечиваться:

  • Постоянная техническая готовность к работе.
  • Стабильная работа агрегатов транспортного средства на протяжении установленного периода службы.
  • Безопасность движения.
  • Ликвидация причин, вызывающих преждевременное появление неисправностей.
  • Установленный расход ГСМ и прочих эксплуатационных средств.
  • Снижение негативного воздействия ПА на окружающую среду.

Периодичность

Далее рассмотрим, сколько существует видов ТО пожарных автомобилей:

  1. ЕТО – ежедневная проверка при смене караульного состава.
  2. Обслуживание ПА на учении или пожаре.
  3. Аналогичная процедура по возвращении в депо.
  4. ТО после первой тысячи километров пробега.
  5. ТО-1 (первое техобслуживание).
  6. ТО-2.
  7. СО – сезонный осмотр.

Кем и когда проводится ТО?

ЕТО проводится в подразделении во время смены караулов дежурным водителем и персоналом под руководством командира отделения. Все ПА, включенные в боевой расчет и резерв, должны быть чистыми, заправленными ГСМ и эксплуатационными материалами, включая огнетушащие вещества. Сменщик-водитель вносит все записи о работе транспортного средства во время дежурства (в эксплуатационную карту). Кроме того, в его обязанности входит подготовка машины к сдаче. Водитель, принимающий ПА, проверяет состояние транспортного средства в требуемом объеме и вносит соответствующую запись в карту.

ТО на учении или пожаре осуществляется водителем автомобиля. Аналогичная процедура после возвращения – начальником караульной смены.

Обслуживание после тысячного пробега и ТО-1 осуществляется руководителем подразделения ГПС. ТО-2 и СО проводится руководителем подразделения, в котором проходит указанный комплекс мероприятий.

Для ТО-1 и ТО-2 автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервной единицей. Порядок действий определяет начальник гарнизона ГПС, с учетом местных условий и особенностей. Для ТО-1 время пребывания ПА на обслуживании не должно превышать 2 суток (при ТО-2 – 3 дня).

При техобслуживании машин могут выполняться отдельные виды текущего ремонта в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего типа ТО.

Технику, прошедшую ТО-2, принимают руководитель подразделения и старший водитель (по акту приема/сдачи). После технического обслуживания транспортное средство должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, чистое, отрегулированное и смазанное, согласно соответствующей технической документации. На боевое дежурство вывод ПА, не прошедших очередное ТО, не допускается.

Ремонт

Виды ремонтов пожарных автомобилей:

  • Непосредственно для машин – капитальный, средний и текущий.
  • Для агрегатов – капитальный и текущий.

К ремонтным работам относится комплекс манипуляций по восстановлению работоспособности ПА и обеспечение их нормальной работы. Выполняются мероприятия по мере необходимости либо после определенного пробега.

Разборка, а также замена узлов и агрегатов проводится по итогам предварительной диагностики. После ремонта машину принимают руководитель подразделения и старший водитель по акту приема/сдачи. Перед выездом на боевое дежурство ПА должен пройти обкатку:

  • После текущего и среднего ремонта – 150 километров и двухчасовой эксплуатацией основного рабочего агрегата.
  • После капремонта – 400 км. пробега и 2 часа эксплуатации рабочих приспособлений.
Читать еще:  Hyundai ix55 какое масло в двигатель

Специальные обозначения

Для обозначения ПА в общем потоке, техника должна оснащаться определенными информативными отличиями. Все пожарные единицы имеют красную окраску, для контраста на определенных местах наносятся белые символы и полосы. Размещение обозначений и разбивка окрашиваемых участков определяется согласно государственным стандартам. На двери кабины наносится номер ПЧ и город, а на кормовой части – тип ПА и номер подразделения. Бампер и видимые детали ходового узла окрашиваются в черный колер. Кроме того, техника оборудуется специальными световыми и звуковыми сигналами.

Выше рассмотрено, сколько видов ТО у пожарных автомобилей. Учитывая специальное предназначение указанных транспортных средств, эти мероприятия строго регламентируются, а нарушение сроков их прохождения чревато серьезным наказанием для ответственного лица, не говоря уже о безопасности эксплуатации машины.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей

Техническое обслуживание — это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:

  • постоянную техническую готовность к использованию;
  • надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;
  • безопасность движения;
  • устранение причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей;
  • установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;
  • уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ.

Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;
  • техническое обслуживание на пожаре (учении);
  • техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения);
  • техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру);
  • первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • второе техническое обслуживание (ТО-2);
  • сезонное техническое обслуживание (СО).

Для новых типов шасси и импортных пожарных автомобилей могут устанавливаться дополнительные виды технического обслуживания согласно инструкциям заводов-поставщиков и фирм.

Ежедневное техническое обслуживание

Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.

Перед сменой караулов все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности.

Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время его боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче. Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям номеров боевого расчета.

Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.

При этом время работы двигателя не должно превышать:

  • для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем 5 минут;
  • для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой 7 минут;
  • для специальных пожарных автомобилей 10 минут;
  • для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников 15 минут.

При обнаружении неисправностей пожарной техники , пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.

Решение о замене пожарного оборудования и снаряжения принимается начальником караула, а о замене пожарной техники — руководителем подразделения (оперативным дежурным).

При отсутствии или неисправности резервной техники соответствующие должностные лица ставят в известность ЦППС для принятия мер по обеспечению пожарной безопасности района выезда данного подразделения за счет других подразделений гарнизона.

Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося караулов.

Неисправности, не требующие больших трудовых затрат, устраняются водителями заступающего и сменяющегося караулов на посту ТО подразделения, а при значительных дефектах пожарный автомобиль (узел, агрегат) по согласованию с начальником отдела (отделения, группы) пожарной техники и средств связи ГУГПС, УГПС направляется в подразделение ТС, а автомобили, состоящие на балансе объектов, направляются для устранения неисправностей в автохозяйства охраняемых объектов.

О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО.

Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.

Ответственность за содержание пожарно-технического вооружения пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на командиров отделений, за которыми закреплены автомобили.

Уход за пожарными автомобилями и ПТВ осуществляется ежедневно личным составом боевого расчета караула в установленное распорядком дня время. Исправность ПТВ, предназначенного для работы на высотах и спасания людей (пожарные лестницы, спасательные веревки, пояса и карабины), проверяется при заступлении на дежурство командиром отделения.

Вывозимое на пожарном автомобиле ПТВ и пожарные рукава должны быть надежно закреплены.

Не допускается выполнять реконструкцию пожарного автомобиля и изменять места размещения ПТВ автомобиля при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации.

Личный состав заступающего караула и водитель докладывают командиру отделения об исправности автомобиля и ПТВ.

Командир отделения обязан доложить начальнику караула о технической готовности пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в соответствии с перечнем основных операций.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.

Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в соответствии с требованиями завода- изготовителя.

Первое техническое обслуживание

Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя в соответствии с перечнем основных операций (приложение 10).

Примечание: При составлении графика ТО-1 пожарных автомобилей служебное и свободное от дежурства время должно распределяться равномерно между водителями. Водителям, привлеченным на ТО в свободное от дежурства время, дополнительная оплата не производится, а предоставляются дополнительные дни отдыха по графику.

Перед ТО-1 руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения и водителем проводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ.

По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом боевого расчета.

Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.

В дни проведения технического обслуживания пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое удобное время в течение текущих дежурных суток.

После проведения ТО-1 каждый водитель расписывается в журнале учета ТО за фактически выполненные работы.

Старший водитель и командир отделения проверяют качество выполненных работ, о чем делают запись в журнале учета ТО.

Второе техническое обслуживание

Второе техническое обслуживание, проводится в отряде (части, посту) технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2.

Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения.

При этом техническое обслуживание проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя.

В объектовых подразделениях ТО может проводиться на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанными и согласованными графиками.

Первое и второе технические обслуживания выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей их конструкций и условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания.

Сезонное техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах холодного и жаркого климата.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector