Avtoargon.ru

АвтоАргон
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Факторы, влияющие на продолжительность работы двигателя

Факторы, влияющие на продолжительность работы двигателя

Первый фактор,уменьшающий ресурс двигателя – частые перегрузки автомобиля.Если загрузка салона, багажника и прицепа превышает все разумные пределы, то, двигаясь на такой перегруженной машине продолжительное время, вы рискуете выработать ресурс двигателя ранее вышеуказанного срока.

Водители, полагающие, что металл выдержит все, очень сильно ошибаются. Попробуем «примерить» это утверждение на себя.

Если сумка, с которой вы идете по улице, весит полтора-два кило, то можно долго не ощущать усталости. А теперь давайте возьмем на прогулку свой любимый телевизор с диагональю 51 см и, «погуляв» по набережным часика эдак два, оценим свое состояние. А ведь в отличие от нашего с вами организма, металл претерпевает необратимые изменения.

Вторым фактором,влияющим на срок службы двигателя, является движение с максимально возможной скоростью длительное время.

Если на трехкилометровой дистанции по кроссу вы будете бежать так же быстро, как и на 100 метров, то вам не избежать быстрой усталости и потери сил.

Вспоминается фраза из песни В. Высоцкого: «На десять тысяч я рванул, как на пятьсот. и. спекся!».

Последствия в этом случае для человеческого организма могут быть плачевными. То же самое происходит и с двигателем автомобиля. Жаль, что многие начинают понимать это слишком поздно.

Мы с вами не так далеко ушли от «страшно» больших цифр (температуры, давления, скорости. ), характеризующих условия, в которых работают механизмы двигателя. Согласитесь, что количество «взрывов» в цилиндрах, периодичность колебаний температуры и давления за однусекунду, не могут не влиять на продолжительность «жизни» деталей двигателя.

Третий фактор,ускоряющий износ двигателя – экология.Грязный воздух и грязные дороги укорачивают жизнь не только человеку, но и разрушающе действуют на структуру металла, уменьшая ресурс двигателя. Поэтому не забывайте вовремя производить замену фильтров, по возможности применяйте качественные масла и топливо, следите за внешним видом двигателя своего автомобиля. Хотя бы пару раз в год его следует очищать от грязи и мыть с использованием специальных жидкостей.

Сила работы мотора автомобиля: что влияет на величину?

Мощность двигателя согласно уравнению зависит от среднего индикаторного давления р^ диаметра цилиндра D, хода поршня S, числа оборотов п и тактности т.

Иэ уравнения видно, что с увеличением числа цилиндров iи рабочего объема Vhмощность двигателя повышается. Однако такое повышение мощности связано с увеличением габаритных размеров и массы двигателя. Поэтому необходимо стремиться найти способы увеличения мощности, приходящейся на единицу рабочего объема.

Конструкцию двигателя принято оценивать по литровой мощности.

Уравнение позволяет произвести анализ влияния основных факторов на величину литровой мощности двигателя.

1.Для применяемых в двигателях жидких топлив величинаколеблется в небольших пределах и практически не влияет наШл.

2.Величина — характеризует совершенство процесса в двигателе. Индикаторный к.п.д. определяет теплоиспользование в действительномцикле. Дляувеличениямощностинеобходимо стремиться к тому, чтобы отношение — было по возможности большим.

Индикаторный к.п.д. имеет наибольшее значение при а = = 1,05-5-1,15. Дальнейшее увеличение а приводит к ухудшению процесса сгорания.

Отношение^! имеет максимальное значение при а = 0,85-^-0,9. а Указанныепределыограничиваютдиапазонрегулировкикарбюратора (заштрихованная область).

На рис. 72, б показана зависимость щ и *

в которых, как известно, применяется качественное регулирование. При увеличении коэффициента избытка воздуха а (см. рис. 71) индикаторный к.п.д. возрастает. Наименьшее значение а, при котором происходит полное сгорание топлива, будет всегда больше единицы (ада1,25 ч-1,4). При дальнейшем обогащении смеси процесс сгорания резко ухудшается, появляется дым в отработавших газах и происходит недопустимый перегрев двигателя.Величина а, при котором отношение — имеет максимальное значение (точка а), соответствует предельно допустимому обогащению смеси. Незначительное дальнейшее уменьшение а приводит к резкому ухудшению процесса и сильному дымлению. Вследствие этого количество подаваемого топлива ограничивают так, чтобы предельное значение а соответствовало абсциссе точки Ъ (рис. 72, б).

3.Для получения возможно большей мощности необходимо увеличитькоэффициентнаполнения.

4.Тактность двигателя влияет на наибольшую мощность двигателя. Из уравнения (266) видно, что в случае применения двухтактных двигателей (т = 2) при прочих равных условиях мощность увеличивается в 2 раза по сравнению с четырехтактными (т = 4). В действительности такого увеличения мощности не происходит, так как в двухтактном двигателе процесс газообмена осуществляется при положении поршня вблизи н.м.т. и часть рабочего объема теряется на этот процесс. Кроме того, затрачивается мощность на приведение в действие компрессора. В результате этого при применении двухтактных двигателей литровая мощность по сравнению с четырехтактными при одних и тех же числах оборотов коленчатого вала и литраже возрастает примерно на 40—60%.

5.Чем выше механический к.п.д., тем больше литровая мощность двигателя. Для увеличения механического к.п.д. необходимо уменьшить потери мощности на трение и привод вспомогательных механизмов. Качество обработки сопряженных деталей и сборки двигателя существенно влияет на величину механических потерь. Кроме того, они зависят от сорта масла, применяемого для смазки двигателя, и его температуры, а также температуры охлаждающей воды. При эксплуатации двигателя необходимо строго придерживаться технических условий.

6.При больших числах оборотов двигателя литровая мощностьегоувеличивается.

Число оборотов ограничивают исходя из условий удовлетворительного протекания процесса и износа основных деталей двигателя. Допустимое предельное число оборотов определяют по средней скорости поршня. Для современных двигателей грузовых автомобилей скорость поршня на номинальном режиме vn= 9 ч-4-11 м/сек; для двигателей легковых автомобилей vn= 11-н — 5-15 м/сек.

Число оборотов можно увеличить при сохранении допустимых значений средней скорости поршня, уменьшив ход поршня, т. е. применяякороткоходнуюконструкцию.

Теория короткоходных быстроходных двигателей разработана чл.-корр. АНСССРН. Р. Брилингом. Применение короткоходной конструкции, где^ = 1,0-ь0,80, создаетряд преимуществ,

главными из которых являются: 1) повышение числа оборотов при сохранении в допустимых пределах средней скорости поршня; 2) уменьшение отдачи теплоты в воду и повышение экономичности двигателя при увеличении числа оборотов коленчатого вала; 3) увеличение проходных сечений клапанов; 4) большая жесткость коленчатого вала; 5) большая компактность двигателя; 6) уменьшение массы двигателя.

7. Литровая мощность двигателя зависит от плотности поступающего в цилиндр воздуха. При работе двигателя в высокогорных условиях необходимо учитывать, что чем выше над уровнем моря эксплуатируется двигатель, тем меньше плотность воздуха р0. Если уменьшение р0 не компенсируется наддувом, то мощность двигателя с подъемом на высоту снижается.

Повышение литровой мощности достигается применением наддува (см.§ 60).

Литровая мощность современных автомобильных двигателей без наддува находится в следующих пределах: карбюраторные двигатели NJl= 20-н37 квт/л = 27-5-50 л.с./л и дизели без наддува Ыл = 13 — г — 23квт/л = 17^-30л.с./л.

Читать еще:  Какой мотор выбрать для автомобиля: атмосферный, турбо, твин-турбо или би-турбо

Влияние режима эксплуатации автомобиля на работу двигателя

Запись опубликована 24.01.2014 автором Александр Кононенко .

Двигатель — это самая сложная и дорогостоящая деталь автомобиля. И как любое сложное устройство, особенно работающее в тяжелых условиях, имеет предрасположенность к поломкам. При этом ремонт двигателя — это долгая и дорогая процедура, поэтому не стоит пренебрегать некоторыми правилами, которые смогут помочь снизить риск преждевременного износа и выхода из строя двигателя.

Скорость сгорания топлива и эффективность работы двигателя

Одним из важнейших факторов эффективности работы двигателя – это полнота сгорания топлива. При этом не имеет значение тип двигателя — это правило одинаково как для дизельных, так и для бензиновых и газовых моторов. Но этот процесс важен не только для высокого КПД работы двигателя. Он также влияет на срок работы мотора.

На сгораемость топлива влияет не только его качество, но и температура двигателя.

Чем плохо не полное сгорание дизтоплива

Не сгоревшее дизтопливо растворяет пленку на стенках цилиндров, которое образует моторное масло на рабочих поверхностях мотора. Утончение масляной пленки снижает защиту двигателя от износа, приводит к повреждениям самих цилиндров, поршней и поршневых колец.

Кроме того, при сгорании топлива может образовываться конденсат, который также оседает на стенках двигателя. Попадая в моторное масло, он разбавляет его. Как итог, вязкость масла становится ниже и его защитные свойства ухудшаются.

Также, не стоит забывать, что в современном дизельном двигателе очень важную роль играет фильтр твердых частиц. При плохой сгораемости дизтоплива частицы сажи оседают на его стенках, постепенно забивая фильтр. Что также ухудшает общую работоспособность мотора и увеличивает расход топлива на более частые циклы самоочистки фильтра.

Чем плохо не полное сгорание бензина

В бензиновом же двигателе не сгоревшее топливо также на стенках цилиндров холодного двигателя, а потом стекает в поддон. Таким образом наносится двойной ущерб мотору. Сначала цилиндр, поршень и поршневые кольца работают без смазки. На них образуются повреждения, задиры, микротрещины, которые резко сокращают их ресурс. Потом бензин, попавший в масло, снижает его вязкость, и качество смазывания деталей ухудшается. Что опять-таки приводит к большему износу деталей.

Кстати, стоит отметить, что проблемы газового двигателя очень близки с проблемами бензинового мотора. Дополнительно следует учесть нестабильность фазового состояния состояния газа (легко переходит из жидкости в газ и наоборот) и еще большее время сгорания, что влияет на протекание рабочего процесса в цилиндрах.

Все вышеперечисленные негативные процессы возникают в период прогрева двигателя. Для того, чтобы конденсат попадал в двигатель в незначительном количестве и сгорание топлива было более эффективным, мотор должен достигать рабочей температуры как можно быстрее. Поэтому важна нормальная работоспособность всех систем, участвующих в этом процессе.

Так, в работе двигателя большую роль играет система охлаждения. Поэтому важно, чтобы термостат был полностью исправлен. Если он работает не «как швейцарские часы», то время прогрева мотора увеличивается. Это влечет за собой не только вышеописанные проблемы, но и значительно больший расход топлива. Вы можете убедиться в этом, если посмотрите на показания мгновенного расхода топлива на бортовом компьютере сразу после запуска и в прогретом состоянии — цифры могут отличаться в 2 раза и более.

Влияние режимов эксплуатации двигателя на его работоспособность

Достижение двигателем рабочей температуры и полнота сгорания топлива — это важные факторы, влияющие на срок эксплуатации мотора. Разберемся, в каких условиях работает двигатель автомобиля:

  • Небольшой ежедневный пробег, запуск из холодного состояния (это, как правило, режим дом-работа-дом в городских условиях);
  • Значительный ежедневный пробег, большое количество запусков, большая часть в прогретом состоянии (автомобили курьерской доставки, такси);
  • Значительный ежедневный пробег с минимальным количеством остановок — междугородние поездки.

Первые два случая можно назвать неблагоприятными с точки зрения ресурса двигателя, причем в равной степени. Ведь в первом случае запусков мало, но они происходят на холодном двигателе, поэтому ущерб от них максимальный.

При постоянной езде на короткие расстояния, без полного прогрева, качество моторного масла постоянно ухудшается, что может привести к повреждению самых нагруженных пар трения в двигателе — кулачков распредвала, гидрокомпенсаторов, коленчатого вала, шатунов. А в дизельном двигателе, к тому же, не успевает регенерировать фильтр твердых частиц (недостаточная температура в фильтре, чтобы сжечь остатки). Из-за этого для достижения требуемой мощности увеличивается потребление топлива.

Выбор двигателя под условия эксплуатации

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что если Вы ежедневно проезжаете большие расстояния, то лучше всего будет использование дизельного двигателя. При постоянной равномерной работе мотора система очистки отработавших газов (в том числе и фильтр твердых частиц) имеют стабильную рабочую температуру, что обеспечивает полное сгорание топлива без образования отложений (учитывая качество топлива на территории СНГ – это очень важный момент).

В режиме же коротких дистанций предпочтительней будет бензиновый мотор. Он быстрее достигает рабочей температуры, горючее сгорает лучше, система очистки выхлопных газов работает правильно. Соответственно и износ деталей меньший. Тогда, казалось бы, не лучше ли использовать бензиновый мотор и при езде на большие расстояния? Все просто. Дизельный двигатель на 100 км потребляет на 2-5 л меньше, чем бензиновый (что актуально при большом километраже ). А тот факт, что дизтопливо еще и дешевле, то становится понятным, почему на территории СНГ дизельные моторы столь популярны.

Касаемо газовых двигателей, то следует учитывать, что в наших реалиях они, как правило, являются переделанными из бензиновых моторов под езду на газу. Конечно они экономны (газ дешевле бензина), но и интенсивность износа не уступает бензиновым, а во многих случаях превосходит их.

Двигатель всегда требует внимания

Для того, чтобы мотор меньше изнашивался и дольше служил, недостаточно только быстрого выхода на рабочую температуру и оптимизации характеристик езды. Нужно еще:

  • Следить за качеством топлива и моторного масла. От этого напрямую зависит качество сгорания топлива, увеличения срока работы системы очистки горючего;
  • Всегда проверять уровень моторного масла в двигателе (недостаточный уровень приводит к ухудшению эффективности смазки деталей)
  • Проверять наличие конденсата (если на крышке масляной горловине есть желтая пленка или на щупе проверки уровня масла есть капельки воды, то стоит досрочно произвести замену моторного масла и масляного фильтра);
  • Контролировать работу охлаждающего контура (симптомами может быть длительный прогрев мотора, больший расход топлива);
  • Для ускорения достижения рабочей температуры двигателем в зимнее время лучше всего не прогревать мотор на холостом ходу;
  • Желательно хотя бы раз в неделю делать поездки на длительные расстояния, чтобы двигатель прогрелся до рабочей температуры и проработал при ней относительно продолжительное время. Особенно это актуально для дизелей (это позволит запустить механизм регенерации фильтра твердых частиц).
Читать еще:  Как система «старт-стоп» влияет на мотор автомобиля?

От чего зависит долголетие двигателя

Не так уж и давно многократный ремонт двигателя с заменой многих его узлов и агрегатов на протяжении срока эксплуатации автомобиля был нормой жизни. Эти времена безвозвратно проходят. Сегодня потребитель предпочитает автомобили, требующие минимального объема техобслуживания и тем более ремонта за весь срок его службы. Однако практика показывает, что далеко не у всех автомобилей двигатель способен работать так надежно и долго, чтобы «умереть» одновременно с кузовом, коробкой передач, ходовой частью. Напротив, именно двигатель начинает страдать старческой немощью намного раньше многих других узлов автомобиля. И на то есть свои серьезные причины, в которых мы решили разобраться.

Действительно, для некоторых автомобилей, в первую очередь отечественных, долговечность двигателя – достаточно серьезная проблема. Причем тесно связанная с надежностью. Поскольку ускоренный износ, дефекты и поломки, в результате которых требуется выполнить тот или иной вид ремонта, – все это показатель и невысокой надежности.

К сожалению, пока подобные проблемы решаются скорее потребителем, нежели отечественными производителями автомобилей. Хотя конкуренция с иностранной техникой на внутреннем рынке постепенно делает свое дело, заставляя и наши заводы уходить от старых архаичных конструкций, технологий и подтягиваться к новым, обеспечивающим более надежную и долговечную работу двигателя.

Однако будем справедливы, даже сравнительно надежные иностранные моторы не всегда оказываются на высоте: известно немало случаев досрочного выхода из строя двигателей самых именитых марок. В то же время известны случаи, когда наши образцы техники показывают завидные чудеса долговечности. Причина? Очевидно, в особенностях эксплуатации автомобиля. Но грамотная эксплуатация – не эликсир долголетия, – срок службы двигателя зависит от его «наследственности» в не меньшей степени. Одним словом, на продление срока жизни двигателя «работает» весь комплекс, в том числе его конструкция, технология производства и использованные материалы.

При определенных условиях особенности конструкции двигателя могут стать решающим фактором, влияющим на его ресурс. К примеру, незначительные нарушения в работе систем смазки, охлаждения, питания или зажигания для одних двигателей практически безболезненны, а для других – критичны или просто опасны. И все же следует особо отметить, что эксплуатация оказывает наибольшее влияние на надежность и долговечность двигателя, в значительной мере изменяя заявленный производителем ресурс.

Что такое хорошо и что такое плохо

Сформулировать основные правила, выполнение которых обеспечивает максимальный ресурс двигателя, несложно. Тем более что они приводятся во всех инструкциях по эксплуатации: необходимо применять высококачественное топливо, смазочные материалы и рабочие жидкости, следя за их чистотой и хорошей фильтрацией, следует избегать нештатных режимов работы двигателя, своевременно и квалифицированно выполнять техобслуживание.

И все. Проще некуда. Но только в идеальном варианте. В реальной жизни все намного сложнее – всегда найдется масса причин, во много раз снижающих срок службы двигателя.

Топлива, смазочные материалы и рабочие жидкости, точнее, их качество и соответствие двигателю, – достаточно избитая тема. Тем не менее, значительная доля неисправностей двигателя «зарыта» именно здесь.

Низкооктановый бензин, как известно, – главная причина детонации и, как следствие, поломки поршней, поршневых колец и даже прогаров стенок камеры сгорания. Даже если поломки не произошло, ударные нагрузки все равно свое дело делают – к примеру, разбивают канавки под кольца на поршнях. После чего ресурс цилиндропоршневой группы заметно снижается.

В той же реальной жизни топливо может иметь повышенное содержание различных химических соединений и воды, что способствует коррозии и преждевременному износу деталей. Но это – объективные реалии, сопутствующие работе АЗС, на которые не повлиять. А вот сознательно из грошовой экономии покупать топливо в сомнительных местах или использовать для облегчения пуска легковоспламеняющиеся жидкости – все равно что сыпать песок в двигатель.

С маслом связано еще больше неприятностей. Проблемы начинаются, как правило, от мелочности, желания сэкономить и залить то масло, что подешевле. А там уж как повезет – может, обойдется, а может, и нет. Прямо – русская рулетка. Двигатели старых конструкций подобное, скорее всего, переживут, хотя и не без ущерба для своей долговечности. Зато новые, особенно с наддувом – вряд ли.

Еще одна очевидная ошибка – масло не по сезону. Например, не заменили вовремя летнее масло, и при запуске в холодную погоду оно поступит к подшипникам двигателя лишь через несколько десятков секунд. Что при этом будет с подшипниками турбокомпрессора, можно только догадываться. А в жару малая вязкость масла – это недостаточная толщина и низкая прочность масляной пленки, ускоренный износ и задиры многих деталей двигателя.

Теперь об охлаждающей жидкости. На лотках, среди банок многочисленных производителей, объединенных общим названием ТОСОЛ, встречается немало загадочной подкрашенной «жижи», способной за несколько месяцев «прогрызть» насквозь головку блока цилиндров, корпус водяного насоса или трубки радиатора. Перегрев же двигателя (явление отнюдь не безобидное) способен в кратчайший срок «убить» любой мотор. Вообще любое нарушение работы системы смазки или охлаждения двигателя имеет свой эквивалент – снижение ресурса двигателя на несколько сотен, а то и тысяч километров.

Хорошая фильтрация всего потребляемого двигателем: топлива, масла, воздуха – еще одно важное слагаемое высокого ресурса. Загрязненный масляный фильтр, как известно, масло не очищает – оно проходит мимо фильтроэлемента через перепускной клапан. Воздушный и топливный фильтры при их загрязнении абразив в двигатель не пропускают, но их гидравлическое сопротивление возрастает, и мощность двигателя падает. В один «прекрасный» момент фильтроэлемент может не выдержать и разорваться, причем водитель этого, скорее всего, не заметит.

Эти ситуации приведут к одному и тому же результату – абразивному износу деталей, что для двигателя наиболее губительно. Особенно, если учесть, что отдельно взятая твердая частица, внедрившись в мягкий материал детали, будет продолжать свою «грязную» работу очень долго, несмотря на все последующие «промывки» и «продувки».

Режимы эксплуатации двигателя тоже могут оказать роковое влияние на его ресурс. Конечно, производители стараются застраховать свою технику от разных нештатных ситуаций. Но всех особенностей эксплуатации даже они предугадать не в силах.

Пуск и прогрев двигателя при низкой температуре, когда нарушены условия смазки не только подшипников, но и цилиндропоршневой группы (обогащенная топливовоздушная смесь смывает масло со стенок цилиндров), никак не прибавляют ему долговечности. Плохо отразятся на двигателе и короткие поездки с длительными остановками – подобные режимы ухудшают свойства масла и ведут к отложениям на стенках каналов различных соединений. Негативно «сработает» и длительная зимняя стоянка автомобиля – без специальных защитных мер стенки цилиндров корродируют, после чего износ деталей резко ускоряется.

Читать еще:  Можно ли эксплуатировать машину с холодным мотором

Кстати, указанные причины снижения ресурса вполне закономерны. В технике подавляющее число отказов происходит именно при пуске и остановке механизмов и устройств (вспомните, к примеру, когда обычно перегорает электрическая лампочка). Именно поэтому на автомобилях с длительной непрерывной работой двигателя (такси, «дальнобойные» грузовики) его ресурс заметно выше. Точно так же «рваные» режимы городской езды («газ-тормоз») снижают ресурс двигателя по сравнению с его «плавной» эксплуатацией на автобанах с многополосным движением.

В целом же отметим, что двигатель, как и любой другой агрегат автомобиля, «не любит» бездействия, которое не только не прибавляет ему ресурса, как ошибочно полагают некоторые, а, напротив, снижает его долговечность, ведет к возникновению различных дефектов и неисправностей.

Особо следует сказать о влиянии стиля езды. Оптимальной можно считать работу двигателя на средних частотах вращения и нагрузках. Большие нагрузки на низких оборотах могут вызвать повышенный износ деталей из-за недостатка смазки (у некоторых двигателей на таких режимах недостаточна производительность масляного насоса), а эксплуатация на высоких частотах вращения – это высокие нагрузки на детали, вызывающие повышенное трение и износ. Причем последний фактор способен снизить долговечность очень значительно: у двигателя обычного автомобиля ресурс измеряется тысячами часов, а у гоночного двигателя, работающего на самых высоких частотах вращения и нагрузках, – всего несколькими часами.

Несвоевременное и неквалифицированное обслуживание и ремонт двигателя – еще один вклад в снижение его долговечности.

Вот только несколько примеров. Допустим, система управления переобогащает топливовоздушную смесь. Очевидно, топливо не только будет смывать масло со стенок цилиндров, но и разжижать масло в поддоне картера, ухудшая его смазочные свойства. Такое же разжижение масла, только не топливом, а охлаждающей жидкостью, возможно при негерметичности системы охлаждения. В последнем случае говорить о ресурсе просто смешно – двигатель на смеси масла с антифризом едва ли проедет тысячу километров – слишком быстрым будет износ подшипников.

К еще более тяжелым, для некоторых двигателей, последствиям – катастрофическому износу деталей ЦПГ за считанные километры – может привести выход из строя нейтрализатора отработавших газов.

Вообще, своевременное устранение неисправностей – одно из самых важных мероприятий в борьбе за поддержание высокого ресурса двигателя. Иногда на улице приходится слышать автомобиль с явно грохочущим двигателем. А стук – это ударные нагрузки, ускоренный износ дефектных деталей, быстрое засорение масляного фильтра продуктами этого износа и, наконец, абразивный износ всех остальных деталей двигателя. Такая вот логическая цепочка.

В этой связи своевременное техобслуживание двигателя с проведением всех необходимых проверок и регулировок, заменой масла, охлаждающей жидкости и фильтров становится наиболее важным и действенным способом профилактики неисправностей и продления срока службы двигателя. Хотя не следует забывать о том, что частичная разгерметизация внутренних полостей двигателя (к примеру, снятие крышки ГРМ для регулировки зазоров в приводе клапанов) при выполнении техобслуживания – один из путей попадания пыли к трущимся парам. И, наконец, практика показала, что сокращение сроков замены масла и фильтра по сравнению с рекомендованным производителями, особенно, в тяжелых дорожных условиях, вместе с использованием высококачественных сортов масел и масляных фильтров может повысить ресурс некоторых двигателей (в частности, отечественных) на 30-50% и даже более.

Поможет ли нам конструктор?

Опыт эксплуатации и ремонта двигателей автомобилей разных марок говорит о том, что есть целый ряд факторов, имеющих объективный характер, на которые водитель или механик воздействовать с целью повышения ресурса двигателя не могут. Тем не менее, снизить их негативное влияние вполне возможно, если при эксплуатации, техобслуживании и ремонте двигателя они принимаются во внимание.

О чем идет речь? В первую очередь о конструктивных решениях, которые определяют надежность и долговечность двигателя.

В качестве одного из примеров рассмотрим влияние мощностных характеристик на ресурс двигателя. Очевидно, чем меньше оборотов коленвала и ходов поршней в цилиндрах совершено за единицу времени или пробега, тем больше при прочих равных условиях будет ресурс. То есть, чем меньше частота вращения, тем лучше. А это значит, что малолитражные двигатели небольшой мощности – основа отечественного парка легковых автомобилей – проигрывают в ресурсе двигателям с большим объемом цилиндров и высоким крутящим моментом, реализуемым в широком диапазоне частот вращения.

К примеру, ВАЗовские моторы обычно эксплуатируются в диапазоне средних частот вращения – в среднем около 3000-3500 об/мин. Сравнение с целым рядом двигателей большого объема показывает, что последние фактически недогружены, аналогичные тяговые свойства у них наблюдаются при частоте вращения 2000-2500 об/мин. Отсюда их долговечность: ресурс таких двигателей в 1,5 раза выше.

Влияют на ресурс и другие особенности конструкции. Плохо, когда жесткость блока цилиндров недостаточна или у маслонасоса мала производительность (низкое давление в системе на низких оборотах). А вот гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепи (ремня) в приводе газораспределительного механизма снижают ударные нагрузки и обеспечивают более высокий ресурс деталей.

Некоторые конструкции, как мы уже указывали, весьма чувствительны к нарушениям в работе систем смазки и охлаждения. Так, недостаток смазки и перегрев способны быстро вывести из строя весьма износостойкую пару «алюминиевый цилиндр – покрытый железом поршень», применяемую на ряде двигателей европейских автомобилей. Перегрев двигателей с «мокрыми» гильзами чаще, чем у моторов с цельнолитым блоком цилиндров, приводит к потере герметичности прокладки ГБЦ. Этот список можно продолжать и дальше.

Не менее важны для долговечности технология производства и используемые материалы. Качество деталей и узлов (читай – ресурс) во многом определяется именно этими факторами. Совершенно недопустимы отклонения геометрических размеров деталей и их механических свойств от заданных разработчиками.

Итак, подведем некоторые итоги. Долговечность двигателя складывается из множества «кирпичиков», ежечасно и каждодневно. В вопросе увеличения ресурса нет мелочей, пренебрежение любой из них способно зачеркнуть ту прибавку к ресурсу, которая накоплена за многие месяцы и годы, тысячи километров пробега. Об этом, как нам кажется, должны помнить те, кто рассчитывает на высокий ресурс двигателя своего автомобиля.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector